Сон принадлежит к тому же ряду явлений, что и видения и прорицания пророков. Он – свидетельство контакта с Богом. Музыка, магия, экстаз Современные исследования выявили глубокие взаимосвязи, которые существуют между духовной жизнью, популярными мифами, магией, символизмом чисел и музыкальными инструментами. В культуре Израиля музыка всегда занимала исключительно важное место. После создания мира, говорит нам Бытие, человечество овладело тремя ремеслами: умением пасти стада, изготовлять различные предметы из бронзы и железа, а также музыкой, изобретенной Иувалом ( Быт.4:21 ). Обозначение того, что касается пения и игры на музыкальных инструментах, имеет в иврите огромное число синонимов, которые порой оказываются непереводимы на другие языки – настолько тонки их оттенки. Все важнейшие события – рождение ребенка, свадьба, смерть, коронация царей и особенно священные литургии сопровождаются инструментальной музыкой, оркестром или хором. Музыка, как и слово, и мысль, – это способ общения с небом, людьми и всем сущим. Она отражает реальность и является мощным средством воздействия на душу человека. Древнейшие музыкальные инструменты, изобретенные Иувалом, служили священникам во время литургий: это свирель, «иовель», рог, «шофар», труба, «хатсотсра». Струнные инструменты часто использовались левитами. Это лира, «киннор», кифара и арфа, «небель» и различные подобные инструменты, «ассор», «минним», «самбука», «сантерин». Существовали также разнообразные духовые инструменты наподобие «угада» – тип флейты и ее варианты из тростника, дерева, кости и позднее, вероятно, из металла – «халлил», «абуд», «машрокита». Наконец, непременными составляющими были ударные, из бронзы или другого металла: барабаны, цимбалы, «тсилтселим», «паамоним», «месилтайим», разнообразные цимбалы, гонги, колокольчики. Тридцать шесть колокольчиков украшали платья священников, мелодично оповещая о приближении служителя Господня. Существует сложная символика священнических инструментов, основными из которых были «иовель» и «шофар», рог животного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

57 В рукописи Соловецкой библиотеки после этих слов прибавлено: «помрачает наш помысл». 58 В рукописи архиеп. Григория прибавлено: «просветит душу». 59 В рукописи Соловецкой библиотеки прибавлено: «и зевая». 60 В рукописи Соловецкой библиотеки «бездверный». 61 См. также продолжение цитируемого стиха: «За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому». 62 В рукописи Соловецкой библиотеки «вменит тебе». 63 Книга Иова. В рукописи архиеп. Григория после сего следует: «Иона в ките умолил Бога» (Ион. 2). 64 В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и «ненавидит». 65 Так в рукописях; в настоящем издании — Слово шестое. — Ред. 66 В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и далее следует: «правдивым, целомудренным, мужественным». 67 В рукописи архиеп. Григория далее следует: «по повелению Его». 68 В рукописях Соловецкой библиотеки «она изнеможет». 69 В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и далее следует: «Ведь придет наш день и час». 70 В рукописи Соловецкой библиотеки после этого добавлено: «и всегда согрешающим против Бога». 71 Еврейское слово «иовель» означало первоначально звук трубы, возвещавший у евреев начало юбилейного года, а потом сам юбилейный год. Но так как в юбилейный год давалась свобода рабам из евреев и возвращаемы были наследственные владения к потерявшим их владельцам, то LXX толковников перевели это слово fesiV, что значит оставление, каковым словом прп. Иосиф и объясняет здесь слово иовель. — Прим. изд. 1857 г. 72 Великий миротворный круг, великий индиктион, пасхальный круг — 532-летний цикл, по завершении которого возобновляется тот же порядок чередования сочетаний лунных фаз с днями недели и числами месяцев. Началом великого миротворного круга полагается год сотворения мира. — Ред. 73 Пасхальный предел — установленные Церковью границы, внутри которых может располагаться пасхальное полнолуние, т. е. такое, в совпадающее с которым или следующее за ним воскресенье должна праздноваться Пасха. Начальный пасхальный предел — день весеннего равноденствия, 21 марта (все даты по юлианскому календарю — «старому стилю»); пасхальное полнолуние бывает после весеннего равноденствия, т. е. не ранее 22 марта. Нижний пасхальный предел — 18 апреля; из этого следует, что (при различном расположении дней недели, т. е. в разные годы пасхального круга) крайние пределы празднования Пасхи — 22 марта и 25 апреля. — Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3423...

Но помимо академически-богословского элемента в работе о. Попова заметна и обширная научно-ботаническая и сельскохозяйственная эрудиция, что объясняется получением им до поступления в Академию высшего образования в сельскохозяйственной школе. Хороший естествовед особенно заметен в трактации отдела о хлебных растениях и о вредителях полей. О своей работе сам о. Попов в «вступлении» говорит, что чем более он ей отдавался, тем более открывались новые горизонты, а поэтому он считает свое сочинение искусственно прерванным наступлением срока подачи. Неудовлетворенность своею работою, искание лучшего вообще – добрый знак; автор считает себя прошедшим лишь известный этап в деле исследования древне-еврейского хозяйственного быта, а потому рецензент может дать ему некоторые указания касательно дальнейшего пути работы: следует изучить аграрное законодательство в ветхозаветных памятниках (шевиит, иовель и т. п.), уяснить детальнее отношение сельско-хозяйственного быта к культу, особенно 2 храма; отдел о скотоводстве в виду того, что он обречен на фрагментарную обработку, по неизвестности древнееврейской зоотехнии, – может оставаться вне поля зрения исследователя. Переходя от desideria к наличности работы о. Попова, рецензент должен отозваться о ней с похвалою его трудолюбию; научно-экзегетические справки делались им в многочисленных русских и иностранных пособиях (на немецком и французском языках), он удачно транскрибирует и пунктирует еврейский и арамейский невокализованный текст талмуда, проявляет живое отношение к своей теме, а потому вполне заслуживает степени кандидата». б) Экстраординарного профессора Д.И. Введенского: «Сочинение священника-студента Николая Попова , распа- —185— дающееся на несколько отделов (поверхность почвы и естественное орошение Палестины в связи с её флорой и фауной; климат Палестины; главные пласты палестинского грунта и почвоведение; улучшение почвы и искусственное орошение; удобрение; краткие исторические сведения вообще о земледелии и самый способ возделывания земли; посев; хлебные растения; полевая система и плодосмен; рост посевов, хлебные вредители и борьба с ними; жатва; ссыпка и хранение зернового хлеба; прибавление), представляет из себя добросовестно выполненную работу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А премудрый Максимяне назвал его будущим восьмым веком или восьмой тысячей, но восьмым днем — воистину дивно назвал его днем, ибо тогда уже не будет ночи. И если Господу будет угодно, то мы, основываясь на Священном Писании, скажем ниже о том, что такое век, и что такое тысяча, и почему нынешний век называется седмочисленным, будущий же считают восьмым. Итак, рассмотрим пророческое изречение премудрого Соломона. Соломон сказал: “Давай часть семи”, — то есть этому, седмочисленному, веку, ибо от начала этого мира Бог предпочел число семь всем прочим числам. Век сей именовался седмочисленным потому, что Он за шесть дней сотворил этот мир, создав, образовав и разнообразно украсив его, а в седьмой день, то есть в субботу, почил от дел. Суббота по-еврейски значит “покой”. После субботы опять начинается первый день, то есть воскресенье, и доходит опять до седьмого дня, то есть до субботы, и таким образом обращается седмица — от воскресного дня начинается и продолжается до субботы. И так Бог повелел всему миру в нынешнем веке строиться по этим семи дням. Потом Бог повелел Моисею дать заповедь израильтянам — почитать седьмой день, то есть субботу, а в годах повелел им почитать седьмой год, и не просто седьмой, но в семи седмицах: “И насчитай себе… семь раз по семи лет, чтоб было у тебя… сорок девять лет… и освятите пятидесятый год”(Лев. 25, 8, 10.), — израильтяне называли его “иовель”(Еврейское слово “иовель” означало первоначально звук трубы, возвещавший у евреев начало юбилейного года, а потом сам юбилейный год. Но так как в юбилейный год давалась свобода рабам из евреев и возвращаемы были наследственные владения к потерявшим их владельцам, то LXX толковников перевели это слово fesiV, что значит оставление, каковым словом прп. Иосиф и объясняет здесь слово иовель. — Прим. изд. 1857 г.), что значит оставление. Седьмой день называли также богозванным днем. Для полноты недоставало одного дня, и мы взяли его от будущего века; день этот и восьмой, и первый по седьмом. Ибо сей век — седьмой, исчисляемый седмицами, а будущий век, который не исчисляется ни седмицами, ни днями, ни ночами, и солнце в нем не склоняется к западу и никогда не заходит, — мы назвали восьмым веком, потому что он наступит после этого, седмочисленного, века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Мосэ 410–425 Иоанэ 425–429 Иеремия 429–433 Григоль I 433–434 Басиль I 434–436 Мобидани 436–448 Иовель I 448–452 Микель I 452–467 Католикосы-Архиепископы Петр I 467–474 Самоэль I 474–502 Габриэль I 502–510 Тавпечаг I 510–516 Чирмаги-Чигирманэ 516–523 Саба I 523–552 Евлавий 533–544 Самоэль II 544–553 Макарий 553 –569 Свимон II 569–575 Самоаль III 575–582 Самоэль IV 582–591 Бартломе 591 –595 Кирион I 595 –610 Иоанэ II 610 –619 Бабила 619 –629 Табори 629 –634 Самоэль V 634 –640 Эвнони 640–649 Тавпечаг II 649 –664 Эвлале 664 –668 Иовель II 668–670 Самоэль VI 670 –677 Георгий I 677–678 Кирион II 678 – 683 Изид-Бозиди 683 –685 Теодора I (Теодоси) 685 –689 Петре II (Свимон) 689–720 Талале 720–731 Мамай 731 –744 Иоанэ III 744–760 Григоль II 760–767 Сармеане 767 – 774 Микель II 774–780 Самоэль VII 780 –790 Кирилл 791 –802 Григоль III 802 –814 Самоэль VIII 814 –826 Георгий II 826 –838 Габриель IV 838 –860 Арсений I 860 – 887 Евсукий 887 –908 Климентос 908 –914 Василий II 914 –930 Микель III 930 –944 Давид I 944–955 Арсений II 955 –980 Окропири I (Иоанэ) 980 –1001 Свимон III 1001 –1012 Католикосы- Патриархи Мелхиседек I 1012 –1030; 1039 –1045 Окропири II (Иоанэ) 1031 –1039 –1049 Эквтымэ I 1049 –1055 Георгий III Таоэли 1055 –1065 Габриэль III Покровитель 1065–1080 Димитрий…1080 –1090 Василий III 1090 –1110 Иоанэ IV Покровитель..1110 –1142 Свимеон IV 1142 –1146 Саба II 1146–1150 Николоз I 1150–1178 Микель IV 1178 –1187 Теодора II 1187 –1206 Василий IV…1206 –1208 Иоанэ V 1208 –1210 Епифанэ 1210 –1220 Эквтыме II…….1220 –1222 Арсений III 1222 –1225 Георгий IV 1225 –1230 Арсений IV 1230 –1240 Николоз II, 1240 –1280 Абрам I 1280 –1310 Эквтыме III 1310 –1325 Микель V 1325 –1330 Басиль V 1330–1350 Доротэоз I 1350–1356 Шио I 1356 –1364 Николоз III 1364 –1380 Георгий V………..1380 –1397 Элиоз 1399–1411 Микель VI 1411 –1426 Давид II…….1426–1430 Теодорэ III.1430 –1435 Давид III 1435 –1439; 1443 –1459 Шио II 1440–1443 Маркоз……1460–1466 Давид IV…1466 –1479 Эвагрэ…1480 –1492; 1500 –1503 Абрам II…1492 –1497

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Премудрый Максим Исповедник сказал, что Господь явится в восьмой день, в пришествии Своем, и даст праведным непрестанное пребывание в блаженстве, грешникам же – непрестанное «увы!» И святой Исаак Сирин пишет: в этом веке нет восьмого. Смотри, что он пишет: в этом веке нет восьмого, то есть нет восьмого века, но если и восьмая тысяча настанет, однако век – седмочислен. И блаженный Анастасий, игумен Синайской горы, говорит: восьмым племенем Писание называет то, которое по седьмом настоящего века и связано с будущей жизнью и существованием, о чем предрекает обрезание на восьмой день; о восьми нас поучает премудрый Соломон: «Давай часть семи и даже восьми», – то есть, иначе говоря: имей в житии сем попечение о грядущем и вечном житии. И святой Иоанн Лествичник сказал: семь – дела нынешнего седьмого века, восемь же знаменует век будущий. Итак, видишь, что все вещают одинаково и полагают семь веков нынешних, но не семь тысяч; о будущем же говорят «восьмой век», но не «восьмая тысяча». А премудрый Максим не назвал его будущим восьмым веком или восьмой тысячей, но восьмым днем – воистину дивно назвал его днем, ибо тогда уже не будет ночи. И если Господу будет угодно, то мы, основываясь на Священном Писании, скажем ниже о том, что такое век, и что такое тысяча, и почему нынешний век называется седмочисленным, будущий же считают восьмым. Итак, рассмотрим пророческое изречение премудрого Соломона. Соломон сказал: «Давай часть семи», – то есть этому, седмочисленному, веку, ибо от начала этого мира Бог предпочел число семь всем прочим числам. Век сей именовался седмочисленным потому, что Он за шесть дней сотворил этот мир, создав, образовав и разнообразно украсив его, а в седьмой день, то есть в субботу, почил от дел. Суббота по-еврейски значит «покой». После субботы опять начинается первый день, то есть воскресенье, и доходит опять до седьмого дня, то есть до субботы, и таким образом обращается седмица – от воскресного дня начинается и продолжается до субботы. И так Бог повелел всему миру в нынешнем веке строиться по этим семи дням. Потом Бог повелел Моисею дать заповедь израильтянам – почитать седьмой день, то есть субботу, а в годах повелел им почитать седьмой год, и не просто седьмой, но в семи седмицах «И насчитай себе... семь раз по семи лет, чтоб было у тебя... сорок девять лет... и освятите пятидесятый год» ( Лев. 25, 8, 10 ), – израильтяне называли его «иовель» 71 , что значит оставление. Седьмой день называли также богозванным днем. Для полноты недоставало одного дня, и мы взяли его от будущего века; день этот и восьмой, и первый по седьмом. Ибо сей век – седьмой, исчисляемый седмицами, а будущий век, который не исчисляется ни седмицами, ни днями, ни ночами, и солнце в нем не склоняется к западу и никогда не заходит, – мы назвали восьмым веком, потому что он наступит после этого, седмочисленного, века.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Иеремия 429-433 Григоль I 433-434 Басиль I 434-436 Мобидани 436-448 Иовель I 448-452 Микель I 452-467 Католикосы-Архиепископы Петр I 467-474 Самоэль I 474-502 Габриэль I 502-510 Тавпечаг I 510-516 Чирмаги-Чигирманэ 516-523 Саба I 523-552 Евлавий 533-544 Самоэль II 544-553 Макарий 553 -569 Свимон II 569-575 Самоаль III 575-582 Самоэль IV 582-591 Бартломе 591 -595 Кирион I 595 -610 Иоанэ II 610 -619 Бабила 619 -629 Табори 629 -634 Самоэль V 634 -640 Эвнони 640-649 Тавпечаг II 649 -664 Эвлале 664 -668 Иовель II 668-670 Самоэль VI 670 -677 Георгий I 677-678 Кирион II 678 - 683 Изид-Бозиди 683 —685 Теодора I (Теодоси) 685 —689 Петре II (Свимон) 689-720 Талале 720-731 Мамай 731 -744 Иоанэ III 744-760 Григоль II 760-767 Сармеане 767 — 774 Микель II 774-780 Самоэль VII 780 -790 Кирилл 791 -802 Григоль III 802 -814 Самоэль VIII 814 -826 Георгий II 826 -838 Габриель IV 838 -860 Арсений I 860 — 887 Евсукий 887 -908 Климентос 908 -914 Василий II 914 -930 Микель III 930 -944 Давид I 944-955 Арсений II 955 -980 Окропири I (Иоанэ) 980 -1001 Свимон III 1001 -1012 Католикосы- Патриархи Мелхиседек I 1012 -1030; 1039 -1045 Окропири II (Иоанэ) 1031 -1039 -1049 Эквтымэ I 1049 -1055 Георгий III Таоэли 1055 -1065 Габриэль III Покровитель 1065-1080 Димитрий ...1080 -1090 Василий III 1090 -1110 Иоанэ IV Покровитель ..1110 -1142 Свимеон IV 1142 -1146 Саба II 1146-1150 Николоз I 1150-1178 Микель IV 1178 -1187 Теодора II 1187 -1206 Василий IV ...1206 -1208 Иоанэ V 1208 -1210 Епифанэ 1210 -1220 Эквтыме II .......1220 -1222 Арсений III 1222 -1225 Георгий IV 1225 -1230 Арсений IV 1230 -1240 Николоз II , 1240 -1280 Абрам I 1280 -1310 Эквтыме III 1310 -1325 Микель V 1325 -1330 Басиль V 1330-1350 Доротэоз I 1350-1356 Шио I 1356 -1364 Николоз III 1364 -1380 Георгий V ...........1380 -1397 Элиоз 1399-1411 Микель VI 1411 -1426 Давид II .......1426-1430 Теодорэ III .1430 -1435 Давид III 1435 -1439; 1443 -1459 Шио II 1440-1443 Маркоз. . ....1460-1466 Давид IV ...1466 -1479 Эвагрэ ...1480 -1492; 1500 -1503

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

II. Обещание Господне после покаяния народа 2:19–3:26 За понесенные убытки и претерпенные бедствия Господь подаст изобилие во всем; северный враг будет прогнан и погибнет ( Иоиль.2:19,20 ). Все радуется и торжествует, потому что прошел гнев Господень; по милости Божией земля зазеленела снова и приносит народу богатую жатву. Эта новая милость Божия служит вознаграждением за бедствия, причиненные саранчою, а вместе и знамением того, что Бог не оставляет милостью своего народа, чтобы не посрамилсь люди Его ( Иоиль.2:21–27 ). Как прежде пророк в бедствиях настоящего созерцал бедствия будущего, так и теперь он в благословениях настоящего видит благословения будущего: вещественное благоловение восполнится в духовном, ибо в день господень Дух Божий излиется на всякую плоть, т.е. на всех членов народа Божия, без различия пола, возраста и состояния ( Иоиль.2:28–30 ср. Деян.2:17–21 ). Это же будет вместе знаком того, что Господь совершает свой суд ( Иоиль.2:31 ср. Рим.10:13 ; Деян.2:32 ). Но в то время, как Он будет судить мир, верующим в среде Его народа и вообще всем верующим приготовлено будет спасение ( Иоиль.2:32 ). Тогда же воздано будет язычникам, котрые нападали на народ Господень ( Иоиль.3:1–7 ср. Пар.21:16 и д.) и над врагами народа Божия подымется грозный суд ( Иоиль.3:8–15 ); но на Сионе Господь будет спасением своему народу ( Иоиль.3:16 ). Народ Божий будет наслаждаться Его покровительством, между тем как на врагов Его идет проклятие в возмездие за все оскорбления народу израильскому ( Иоиль.3:17–21 ). Примеч. Из книги пророка Иоиля читается паремии на вечерне Пятидесятницы – Иоиль.2:23–32 . Книга пророка Амоса Сведения о пр. Амосе и современном ему состоянии царства израильского Пророк Амос, по надписанию его в еврейском тексте, «был в числе пастухов фекуйских», когда Господь призвал его к пророческому служению. Он был взят Господом от стада и призван в пророка, чтобы пророчествовать на Израиля, без предварительного посвящения к пророческому служению и образования в пророческих школах ( Ам.7:14,15 ). Это было при иудейском царе Озии и израильском Иеровоаме 2-м, т.е. во время 26 лет современного царствования этих двух царей. Таким образом, пр. Амос начал свою пророческую деятельность почти в тоже время, как и пр. Осия, вероятно несколькими годами раньше, и пророчествовал в Вефиле, главном центре израильского служения тельцам ( Ам.7:10 ). Точнее нельзя определить ни начала, ни продолжения его деятельности. Замечание в надписании его книги, что он пророчествовал (т. е. начал пророчествовать) за два года до землетрясения ( Ам.1:1 ), не представляет никаких хронологических данных, так как время этого землетрясения неизвестно, и в исторических книгах Ветхого Завета о нем нигде не упоминается. Несомненно только, что это было то страшное землетрясение при Озии, о котором воспоминание сохранялось в народной памяти еще и после плена, так что пр. Захария в своих угрозах мог еще напоминать о нем своим современникам ( Ам.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Отец Иоиль любил посещать Площанскую пустынь Севского уезда Орловской губернии, где проживал старец схимонах Афанасий, известный своей духовной опытностью, из числа учеников старца Паисия Величковского 588 . Под руководством у него был тогда иеромонах Макарий, впоследствии старец и начальник скита Оптиной пустыни. Монах Иоиль любил посещать духовных старцев, у которых почерпал нетленное питие для утоления своей духовной жажды. В одно из таких посещений Площанской пустыни, на обратном пути Иоиль по наваждению врага подвергся нападению злых людей, от рук которых угрожала ему смерть. Не подозревая в них злых людей, Иоиль преспокойно отправился с ними в путь. Ночь была безлунной, но звезды ярко горели на безоблачном небе. Пройдя довольно большое расстояние пути, спутники по условному знаку выхватили ножи и бросились к Иоилю, наступая на него с обеих сторон, намереваясь пронзить его ножами; при этом требовали денег. Иоиль в испуге в душе своей воззвал молитвенно о помощи к Святителю Чудотворцу Николаю, а злодеям мог только сказать: «У меня денег нет»; в этот момент послышался впереди человеческий голос, услышав который, злодеи отступили в сторону. Присматриваясь вперед, Иоиль заметил партию солдат с ружьями на плечах, идущих им навстречу, которые, поровнявшись, спросили, не проходил ли впереди обоз. Иоиль ответил, что не проходил. «Знать он остался сзади, – говорили солдаты, – если встретите, скажите ему что, мол, партия прошла!» Иоиль обещал исполнить и, ограждая себя крестным знамением, благодарил Бога и своего покровителя Святителя Николая за скорую помощь. Так он добрался благополучно до постоялого двора, у ворот которого сидел дворник. Монах Иоиль спросил его, не проходил ли военный обоз, и при этом объяснил, что повстречавшаяся партия солдат просила сказать, что они прошли. Но дворник уверял, что он сидит всю ночь, но не видел, чтобы проходил обоз или солдаты. Иоиль осведомился, нет ли где дороги в стороне, но получил ответ, что в этом глухом лесу нет подобных дорог на большое расстояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

И по государеву цареву и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу, по заручной челобитной Соловецкого монастыря старца Матвея, Соловецкого-ж монастыря старец Иоиль в Сумском остроге перед стряпчим, перед Игнатьем Андреевичем Волоховым, на очную ставку ставлен, и челобитная чтена, и выслушев старец Иоиль челобитную на очной ставке, в ответе сказал – кривошеею и страдником ево, старца Матвея, называл, а бить де ево не хотел и не хваливался; а в прошлом де во 176-м году в генваре месяце, как посылал ис Сумского острогу стольник Александр Хитрово в монасгырь с отпискою сумского стрельца пятидесятника Федосейка Евъстратъева, грамотки де не посылывал. И Матвей старец сказал и говорил на очной ставке: Иоиль де, принеси к великому государю вину, писал де ты в монастырь грамотку о том, как стольнику Александру Хитрово велено Сумской острог и Соловецкого монастыря усольи все на великого государя отписать, и в той же грамотке писал, что таможника Елизарка Александр Хитрово на чеп сажал и в тюрму, что от него Александра в монастырь с отпискою не поехал И старец Иоиль сказал: такую я грамотку в монастырь писал, а к варам де я не приставал. И Матвей старец сказал: Азарью де старцу келарю и казначею старцу Геронтию в воровстве был он Иоиля и завотчик, и от тех де воров он Иоиль в Сумской острог и послон, а ныне он сказывает, бутго был к ним и не прикладен. И выслушев Иоиль старец Матвеевы речи, сказал: писал де стольник Александр Хитрово в монастырь, чтоб де прислали в Сумской острог какова старца нибудь, и они де меня и послали в Сумской острог. И Матвей старец на очной ставке говорил: сказал де он Иоиль, что к варам не прикладен, а от них де он и послон, и сам то он Иоиль сказал, как де он ис Соловецкого монастыря в Сумской острог приехал, и он де к великому государю повинные челобитные и ко освященному собору в церковном правиле по се число не принашивал и крест кладет на лицо свое по уставу монастырскому, как в Соловецком монастыре, два пальца протягает, а «аллилуия» говорит дважди, а не трегубая. Иоиль старец сказал – крест я кладу три пальца вместе 1 совокупляю и «аллилуия» говорю трегубоя, а что де челобитные к великому государю повинные не принес и ко освященному собору, и в том великий государь волен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010