Теперь перейдем к древнейшим пророкам, работавшим на ниве Господней в царстве Иудейском. Здесь также беспристрастный исследователь должен признать очевидные следы влияния Пятокнижия на речь священных авторов. Прежде чем говорить о текстуальной близости некоторых речений пророка Иоиля к изречениям Пятокнижия, отметим высокий взгляд пророка на так называемый «обрядовый закон». Преимущественным наказанием для Иуды, по нему, является прекращение жертвоприношений и плач священников: Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муж юности своей! Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни (I, 8. 9). Ср. еще Uouл. I, 13 и др. места, предполагающие высокое уважение к развитому культу. Эта высота уважения всего понятнее при существовании письменного священного законодательства, наряду с другими сторонами жизни народной, и относительно внешнего культа. Но исследуем то, что наиболее ясно показывает текстуальное родство книги пророка Иоиля с Пятокнижием. Во II гл. 2 ст. пророк Иоиль начинает говорить о «народе многочисленном и сильном, какого не бывало от века и после не будет в роды родов». Если принять во внимание, что в I главе (4 ст. и дал.) пророк описывал народное бедствие от саранчи, что и во II главе неприятельский поход изображается чертами, взятыми от перехода саранчи с одного места на другое (ст. 3. 4. 5. 8 и пр.), – то станет понятным текстуальное сходство, которое имеет место между Uouл. II, 2 и Исх. Х, 14 , где читается: «и напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи и после сего не будет такой». Пророк Иоиль, по-видимому, делает в своей мысли сопоставление между тем наказанием, которое постигло Египет и между тем, которое должно постигнуть жестоковыйный народ; потому и заключительные слова приведенных мест почти тожественны: Uouл. II, 2 . В 3 стихе II главы пророка Иоиля находится указание на Быm. XIII, 10 : Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская – . Пророк Иоиль сравнивает судьбу своей страны с судьбою долины Сиддим когда говорит (II, 3): Пред ним земля как сад Едемский , а позади его будет опустошенная степь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

112  Обыкновенно Иоил.3 :2б–3 понимают, как пророчество о будущем разделении святой земли и рассеянии всего Израиля, совершённых впоследствии сперва халдеями, потом римлянами и продолжающихся даже до настоящего времени (о.о. Церкви, многие средневековые и новейшие толкователи). Но, следуя Креднеру (S. 235 f.), Гитцигу (kl. Proph. Aufl. II. S. 84 f.) и др., мы думаем, что нет достаточных оснований толковать эти стихи как пророчество о будущих действиях врагов народа Божия. Правда, пророк говорит здесь о будущем мировом суде над богопротивными народами, но, во всяком случае, по поводу событий настоящего или недалёкого прошлого; это подтверждается тесной внутренней и внешней связью стихов 2 и 3 с дальнейшими, где уже прямо угрожается филистимлянам и финикиянам. На этом основании здесь правильнее видеть обозначение того же самого преступления означенных в ст. 4 народов, другие подробности которого указываются далее в ст. 5–6. Таким образом, Иоиль характеризует злодеяние филистимлян и финикиян следующими словами: «Они рассеяли (народ Мой) между народами, и землю Мою разделили, и о народе Моём они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили... Вы взяли серебро Моё и золото Моё, и лучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши; и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Явановым, чтобы удалить их от пределов их» ( Иоил.3 :2б–3; 5–6). 113  «За три преступления Газы и за четыре не отменю сего (грозного определения ст. 2-го), за то, что они увели в плен всех пленников, чтобы передать их Эдому… За три преступления Тира и за четыре не отменю сего, а то, что они передали всех пленников Эдому, и не вспомнили братского союза» ( Ам.1:6, 9 ). 114  По мнению Креднера (Ioel. S. 18. 46 ff.) и Гитцига (kl. Proph. S. 85 f.) под пр. Иоиль разумеет не ионян Малой Азии, не греков вообще, а южно-аравийский народ яванеев или яванитян. Согласно их объяснению, пророк в Иоил.3:6 хотел указать самый крайний пункт по направлению к югу, которого достигли пленные иудеи, будучи проданы идумеянам. Тот и другой учёные в защиту своего мнения ссылаются на контекст речи Иоил.3:8 , который, через упоминание савеев, южно-аравийского народа, будто бы заставляет искать сынов Явана, как и савеев, не на севере, а на юге, в южной Аравии. Мы не можем принять мнения Креднера и Гитцига, потому что

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

1Кор.15:54–55 ). Тогда наступит для Израиля полное блаженство. ( Ис.25:9 ). Время это близко. «Ибо близок день Господень на все народы» ( Авд.1:15 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей: да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» – взывает пророк Иоиль (2:1; ср. Иоиль.1:15, 3:14 ). «Близок великий день Господу, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» – говорит пр. Софония ( Соф.1:14 ; ср. Соф.3:8 ; ср. Мал.3:1:2 ). «Рыдайте, ибо день Господень близок» – восклицает пр. Исаия ( Ис.13:6 и сл., Ис.13:9 ). «Ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). У Даниила время явления Мессии определяется точным обозначением числа лет, которые должны пройти от Даниила до Христа ( Дан.9:24–27 ). Вопрос о времени и признаках пришествия Мессии был самым жгучим вопросом для иудейства в послепленный период. Насколько он интересовал иудеев, видно, например, из 3-й книги Ездры, написанный ещё до разрушения Иерусалима римлянами, где «все мысли и интересы её автора сосредоточены исключительно на вопросе о том, когда наступит конец бедствиям Израиля, и какие знамения будут предшествовать наступлению дня Господня» 24 . Сознавая невозможность ответить на этот вопрос с полной определённостью ( 3Ездр.4:33–35 ; ср. 3Ездр.13:52 : Еноха 18:16), иудеи со времени маккавейских войн были проникнуты тем общим убеждением, что «дни Мессии и непосредственно следующая за ними кончина настоящего века наступят в самом ближайшем будущем» 25 . Автор 3-й книги Ездры говорит: «Быстро спешит век сей к своему исходу... Скоро придёт Судия... Суд Божий ныне приближается» ( 3Ездр.4:26; 8:18, 61 ; ср. 3Ездр.5:41 и др.). Он надеется лично дожить до явления Мессии, что видно как из его вопроса, обращённого к ангелу: «думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?» ( 3Ездр.4:51 ), так и из условного замечания ангела: «если Всевышний даст тебе дожить» до последних дней ( 3Ездр.5:4 ). Автор подробно перечисляет признаки и знамения последних дней (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. 1Пар.5:13 .  Братьев их с семействами их было семь: Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер. 1Пар.5:14 .  Вот сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Буза. 1Пар.5:15 .  Ахи, сын Авдиила, сына Гуниева, был главою своего рода. 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. Родословие Гада. Совместная жизнь колена Гадова с Рувимовым на восточно-иорданской стороне, общие войны с агарянами ( 1Пар.5:10, 19–20 ) и одинаковая судьба ( 1Пар.5:26 ) являются причиной того, что родословие Гада излагается вслед за генеалогией Рувима. 1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: Колено Гадово жило в середине Галаада, составлявшего южную часть владений Ога Васанского ( Втор.3:12–13 ), севернее Рувима. Салха лежит в расстоянии 6–7 часов пути от Боцры и 30 часов пути на восток от Иордана. Об уделе колена Гада (см. Нав.13:24–28 ). 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. Остается совершенно непонятным, почему не перечисляются ближайшие потомки Гада ( Быт.46:16 ), и в каком отношении к ним стоят лица данного стиха. Несомненно лишь, что как они, так и нижеупоминаемые жили или в начале VII до Р. X. при Иеровоаме II, или на полстолетия позднее – при Иоафаме иудейском ( 1Пар.5:17 ). 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. Согласно с ( Втор.3:12 ) колено Гадово жило не во всем Галааде, а только в одной половине его; другая была отдана полуколену Манассиину ( Втор.3:13 ). Что же касается Васана, то, по ( Нав.13:30 ), весь он был отдан потомкам Манассии, ввиду чего показание данного стиха наводится в противоречии с этим свидетельством. Для устранения его ссылаются обыкновенно на то, что заселение гадитами части Васана падает на более позднее время. Как пастухи, они могли занять такие места, которые оказались лишними для манасситов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

26 А главные из воинов: Асаил, брат Иоава; Елханан, сын Додо, из Вифлеема; 26 И сильнии сил: Асаил, брат Иоавль, Елеанан, сын Додоев от Вифлеема, 27 Шамма Гародитянин; Херец Пелонитянин; 27 Саммоф Аддитянин, Хелкий Афелонин, 28 Ира, сын Икеша, Фекоитянин; Евиезер Анафофянин; 28 Орей сын от Киса Фекуйский, Авиезер Анафофский, 29 Сивхай Хушатянин; Илай Ахохиянин; 29 Совохай Асофийский, Илий Ахойский, 30 Магарай Нетофафянин; Хелед, сын Вааны, Нетофафянин; 30 Воорай сын Нетофафиев, Еллаф сын Ваинака Нетофафийскаго, 31 Иттай, сын Рибая, из Гивы Вениаминовой; Ванея Пирафонянин; 31 Ифай сын Ривеин от холма Вениаминя, Ванеа сын Фарафониев, 32 Хурай из Нагале-Гааша; Авиел из Аравы; 32 Урий от Неали, Галсавиил Аравефийский, 33 Азмавеф Бахарумиянин; Елияхба Шаалбонянин. 33 Азмоф Варсамийский, Елиава Саламийский, 34 Сыновья Гашема Гизонитянина: Ионафан, сын Шаге, Гараритянин; 34 Ирас Гоинийский, Ионафан сын Саги Арарийский, 35 Ахиам, сын Сахара, Гараритянин; Елифал, сын Уры; 35 Ахиам сын Сахара Арарийскаго, Зифаал сын Орин, 36 Хефер из Махеры; Ахиа Пелонитянин; 36 Афер Мехурафинский, Ахиа Фелонийский, 37 Хецрой Кармилитянин; Наарай, сын Езбая; 37 Асарай Мармелинский, Ноорай сын Авдиев, 38 Иоиль, брат Нафана; Мивхар, сын Гагрия; 38 Иоиль брат Нафанов, Мавар сын Тараиев, 39 Целек Аммонитянин; Нахарай Берофянин, оруженосец Иоава, сына Саруи; 39 Селлик Аммониин, Наарей Вирофин, иже носил оружие Иоава сына Саруиева, 40 Ира Ифриянин; Гареб Ифриянин; 40 Ира Иефериин, Гарив Фериин, 41 Урия Хеттеянин; Завад, сын Ахлая; 41 Уриа Хетфейский, Вазаф сын Оолиев, 42 Адина, сын Шизы, Рувимлянин, глава Рувимлян, и у него было тридцать; 42 Адина сын Саха, Рувима князь, и у него тридесять, 43 Ханан, сын Маахи; Иосафат Мифниянин; 43 Анан сын Маахин, и Иосафат Фафаин, 44 Уззия Аштерофянин; Шама и Иеиел, сыновья Хофама Ароерянина; 44 Озиа Астарофин, Самма и Иеил сынове Хофана Арариина, 45 Иедиаел, сын Шимрия, и Иоха, брат его, Фициянин; 45 Иедиил сын Саамерин, и Иозае брат его Фосаин, 46 Елиел из Махавима, и Иеривай и Иошавия, сыновья Елнаама, и Ифма Моавитянин;

http://drevo-info.ru/articles/9042.html

3:10). Не сказал: бритва, - потому что слово Божие не есть гладкое, против выглаживающих свою суету речью совне, - но - секира, посекающая гордость хвастунов, как свидетельствует Иоанн, говоря: " Уже и секира при корне дерев лежит " . Сборище говорящих ко­варство и сплетающих ереси есть бритва, как говорит Давид Саулу: " Что хвалишься злодейством, сильный " ? Целый день " гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он [у] [тебя], коварный! " (Пс. 51:3,4). Отец законополагает, Сын повелевает, Дух самовластно правит. Слушай Бога, говорящего: благовествующие придут, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Прошу тебя: выслушай, чтобы узнать согласие истины. Мы не сражаемся заключениями, но следуем Писанию. Желаем быть рабами Писания, не порабощать Писание нашим заключениям. Вера не при­нимает заключений, не потому что они безрассудны, но потому что она превосходит всякое размышление. Павел, чтобы пока­зать тебе, что вера вооружается против размышлений, говорит: " Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия … " (2Кор. 10: 4,5). Но если и часто беззаконник побеждает рассуждением, -  не изумляйся, потому что Давид говорит: " Дела беззаконий превозмогают меня " (Пс. 64:4). И Отец посылает апостолов, и Сын посылает, и Святой Дух посылает. Спаситель говорит апостолам: вот я посылаю вас в мир: " идите, научите все народы … " ( Мф. 28:19). А в Деяниях Апостольских говорится: " Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию … " (Деян. 13:4). Отец призывает апостолов, Сын призывает апостолов; пророк говорит: от горы Сион придёт благовествующий, и благовествующие, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Итак, дело Божие -  призвание благовествующих. Если призвание дело Божие, то поэтому Дух, говорящий чрез пророков, сказал (также): это говорит Дух Святый: " отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Деян. 13:2). Об этом сказано нами достаточно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

51:3,4). Отец законополагает, Сын повелевает, Дух самовластно правит. Слушай Бога, говорящего: благовествующие придут, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Прошу тебя: выслушай, чтобы узнать согласие истины. Мы не сражаемся заключениями, но следуем Писанию. Желаем быть рабами Писания, не порабощать Писание нашим заключениям. Вера не принимает заключений, не потому что они безрассудны, но потому что она превосходит всякое размышление. Павел, чтобы показать тебе, что вера вооружается против размышлений, говорит: " Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия " (2Кор. 10: 4,5). Но если и часто беззаконник побеждает рассуждением, - не изумляйся, потому что Давид говорит: " Дела беззаконий превозмогают меня " (Пс. 64:4). И Отец посылает апостолов, и Сын посылает, и Святой Дух посылает. Спаситель говорит апостолам: вот я посылаю вас в мир: " идите, научите все народы " (Мф. 28:19). А в Деяниях Апостольских говорится: " Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию " (Деян. 13:4). Отец призывает апостолов, Сын призывает апостолов; пророк говорит: от горы Сион придёт благовествующий, и благовествующие, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Итак, дело Божие - призвание благовествующих. Если призвание дело Божие, то поэтому Дух, говорящий чрез пророков, сказал (также): это говорит Дух Святый: " отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Деян. 13:2). Об этом сказано нами достаточно. Бог же мира да возрастит всех нас в вере и любви к Нему, так как Ему приличны всякая слава, честь и поклонение, с единородным Сыном и всесвятым Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слав. молящу не выражает мысли проповедника; нужно бы утешающу=οο. Слав. текст этого сходства не выдерживает: в 1Кор. 12:28 положи, в Деян. 20:28 постави. Между тем по греч. тексту оба раза: εο. (Мысль пропадает. Может быть более приемлем этот вариант?) " истреблю с лица землиот человека до скотов " (Быт. 6:3,7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

58,6-8). Подобно сему и Иеремия говорит: " станьте на путях и посмотрите, и спросите, как добр путь Господа Бога вашего, и идите по нему и найдете покой душам вашим. Судите судом праведным, потому что в этом воля Господа Бога вашего " (Иерем.6, 16). Таким же образом Осия говорит: " Соблюдайте справедливость и приближайтесь к Господу, Богу вашему, утвердившему небо и создавшему землю " (Осия. 12,6). Другой пророк Иоиль также говорит: " Соберите народ, освятите церковь, примите священников, соберите младенцев, питающихся от сосцев, - выйдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего. И молитесь Господу Богу вашему усердно, чтобы помиловал вас, и изгладил грехи ваши " (Иоиль. 2,16). Подобно сему и другой пророк Захария так говорит: " Господь Вседержитель судит судом истины, оказывайте милость и сострадание каждый к ближнему своему, не угнетайте вдовы и сироты и пришельца, и никто пусть не помнит зла на брате своем в сердцах ваших, говорит Господь Вседержитель " (Зах. 8,9 и дал.). 13. О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком-либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: " глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих " (Притч. 4,25). Евангельский голос еще сильнее учит о чистоте, говоря: " всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем " . " И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведется с женою, кроме вины блуда, подает ей повод прелюбодействовать " (Мф. 5,28-32). И еще говорит Соломон: " кто привяжет огонь к одежде; не сожжет ли свою одежду? Или, кто пройдет по горящим угольям, не сожжет ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным " (Притч. 6,27-29). 14. И чтобы мы были благорасположены не только к единоплеменникам, как думают некоторые, пророк Исаия сказал: " скажите ненавидящим и проклинающим вас: вы братья наши, чтоб имя Господа прославлялось и являлось в радости их " (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/541/...

   Так совершилось над ними то крещение Духом Святым и огнем, к которому их готовил Господь Иисус Христос.    Между тем шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих насельников Иерусалима к апостольскому дому. Увидев стекающийся народ, апостолы с молитвами хвалы и прославления Бога на устах из горницы взошли на кровлю дома. Слыша этот поток хвалебных гимнов, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы, люди по виду галилеяне простого происхождения и необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания каких-либо языков, кроме их родного наречия, перед всеми внятно заговорили на чужих им языках так, что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Однако среди толпы нашлись и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что они, мол, уже так рано успели напиться приправленного вина.    Увидев общее недоумение собравшихся, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил, что они все являются свидетелями чудесного сошествия Святого Духа. Об этом событии еще давно предсказал пророк Иоиль, говоря от имени Бога:     «И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Деян.2:17—19, Иоиль. 2:28—32).    Петр объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа Бог предопределил начать дело спасения людей. И чтобы исходатайствовать людям возрождающую благодать Святого Духа, Господь Иисус Христос, пришедший к ним от Бога Мессия, претерпел поругания и мучительнейшую крестную смерть. Еврейские начальники, как и многие из собравшихся здесь, не узнали в Нем обещанного Спасителя, отвергли и умертвили Его, но Он воскрес из мертвых и теперь восседает на Небе одесную Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

б) Содержание книги предполагает господство закона и культа Иеговы и, в связи с этим, удовлетворительное религиозно-нравственное состояние народа. Здесь нет обличений против идолопоклонства и даже упоминания о служении народа на высотах. Это прекрасно соответствует религиозному состоянию иудейства по возвращении из плена. Какой пророк, спрашивает Гильгенфельд, в допленное время не боролся и не делал обличений против идолопоклонства, против иноземных культов? Только после плена пророки не имеют больше нужды обличать народ за приверженность к чужим богам 31 . в) Во всей своей книге пророк Иоиль говорит только об «Иуде и Иерусалиме» ( Иоил.3:1, 6, 8, 18, 19, 20 ), и притом как о единственном Израиле ( Иоил.2:27; 3:2 ), и не делает никакого упоминания о царстве 10-ти колен. Гильгенфельд полагает, что это было бы неестественно и даже невозможно для пророка, если бы в его время подле царства иудейского ещё существовало царство Израиля или Ефрема. Только тем и объясняется это обстоятельство, что пр. Иоиль жил уже в то время, когда о царстве израильском, как не существовавшем, не могло быть и речи, когда возвратившиеся из вавилонского плена и поселившиеся в Иудее переселенцы составляли единственного Иуду и Израиля. г) Гильгенфельд находит у пр. Иоиля прямое и ясное указание на завоевание иудейской земли халдеями и на отведение иудеев в вавилонский плен. По его мнению, пророк разумеет именно это событие, как факт прошедшего времени, когда говорит от лица Иеговы: «Вот, в те дни и в то время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И о народе Моём они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили ( Иоил.3:1–3 )». «Только безосновательное предубеждение, – говорит Гильгенфельд, – удерживало до сих пор толкователей видеть здесь завоевание иудейской земли и отведение в Вавилон. Кто до плена вавилонского рассеял Израиля между язычниками и делил святую землю? Прежде это было предметом пророческого опасения и угрозы, но здесь рассказывается как факт. У каждого другого пророка нашли бы здесь указание на халдейское разрушение Иерусалима и завоевание святой земли» (Zeitschr, XVI, S. 157). В другом месте Гильгенфельд доказывает, что история более раннего времени (особенно в IX столетии до Р.Х.), по историческим книгам», не представляет ничего такого, что позволяло бы в вышеприведённом месте Иоиля разуметь события допленного времени (Zeitschr. IX, S. 423).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010