Сохраняя неповрежденным свидетельство совести и показуя пламень любви к Искупителю в добрых делах, будем надеяться на получение вечных благ, и щедрот Божиих; и воздадим поклонение Пресвятой Троице ныне и присно и во веки веков». Глава XIII. Знамения, имеющие быть по убиении антихриста До сих пор мы говорили о знамениях предваряющих и совокупных пришествию антихриста. В настоящей главе мы намерены кратко рассмотреть некоторые из множества знамений, имеющих последовать по исчезновении антихриста. Они суть следующие: а) помрачение солнца и луны; б) падение звезд; в) движение сил небесных; г) обновление твари и очищение огнем, и д) воскресение мертвых. 1. Помрачение светил небесных – солнца и луны О действительности сего знамения мы находим указания в следующих местах Священного Писания: а) У пророка Иоиля: и покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный ( Иоиль.2:30–31 ), Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой ( Иоиль.3:15 ). б) у пророка Исаии: звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим ( Ис.13:10 ); в) у пророка Иезекииля: И когда ты угаснешь, закрою небеса, и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою, и на землю твою наведу тьму, говорить Господь Бог ( Иез.32:7–8 ); г) у Евангелиста Матфея: и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ); д) у Иоанна Богослова: произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь ( Апок.6:12 ). Если сравнить бытие мира с человеческой жизнью, то нельзя не заметить их большого сходства. Ибо как одним из верных признаков дряхлости и близкой смерти человека служит омрачение глаз или слепота, так и помрачение солнца и луны – этих мировых очес – ясно указывает на недалекую кончину престарелого мира; как при смерти владыки дома домашние его неутешно плачут, теряются, оставляют светлые одежды и заменяют их черными, так и при кончине мира вся тварь будет в сильном смятении, а светила небесные, лишась лучезарного сияния, оденутся как бы погребальным покровом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Сошествие Святого Духа на апостолов, Пятидесятница.      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:49 мин. Размер 8.6 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний день мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и называем этот день днем рождения Церкви. Через сорок дней после Воскресения Христос повелел своим апостолам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца… ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4–5). Это и случилось через десять дней по Вознесении Господнем, как раз на еврейский праздник Седмиц, когда в храм приносили два пшеничных хлеба из нового урожая. Сошествие Святого Духа на апостолов случилось на пятидесятый день после Пасхи, и поэтому праздник впоследствии стал называться Пятидесятницей. Но если евреи и поныне в этот день отмечают дарование Закона на горе Синай при Исходе из Египта, то для христиан этот день – торжество Нового Завета, поскольку через сошествие Святого Духа на апостолов Завет, заключенный «в Крови Иисуса Христа», явил свою силу. То, что в древности предвозвестил пророк Иоиль: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль 2: 28), исполнилось на апостолах. Из кучки испуганных учеников, объединенных лишь общими воспоминаниями об Учителе, они превратились в столпов Церкви, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28: 31). Простые и необразованные мужи Галилейские вдруг оставили позади все свои страхи и начали проповедовать «о всем бывшем от начала» с Иисусом Христом, «о великих делах Божиих» с мастерством и мудрой проникновенностью опытных ораторов . В день Пятидесятницы явила Себя вся Святая Троица. Пятидесятница была поворотным событием в жизни апостольской общины, поскольку Дух Святой дал апостолам огонь и воду в виде деятельного и созерцательного дерзновения к проповеди. Когда все ученики были единодушно собраны вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные…» (Деян. 2: 2–3). Шум и порывы ветра ощущал пророк Илия на горе Хорив, когда Господь являл ему Свое присутствие (см.: 3 Цар. 19: 11). Огненный столп при Моисее водил евреев по пустыне. Пророчица Анна указывала на то, что Господь «с небес возгремит… даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего» (1 Цар. 2: 10). Особый голос с неба раздавался несколько раз при жизни Иисуса Христа: когда Он крестился на Иордане, преобразился на Фаворе и разговаривал с некими Еллинами в Иерусалиме. Этот голос Отца Небесного мог быть подобным грому (см.: Ин. 12: 28–29). Следовательно, в том, как описывается сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, можно увидеть присутствие Бога Отца. Силой шума с небес, по мысли святителя Григория Паламы, усыновленные Богу Отцу апостолы действительно стали «сынами Громовыми» (Мк. 3: 17).

http://pravoslavie.ru/79665.html

Так пророк говорит, что саранча нанесла большой вред виноградным лозам и другим плодовым деревьям: она объела кору на них, обломала и погрызла нежные их ветви (1:7, 10:13). Но это вполне приложимо к естественной саранче, а не к неприятельским нападениям. Правда, Иоиль называет саранчу сильным и бесчисленным народом с львиными зубами, но это нисколько не может говорить за аллегорическое понимание его речи. Пророк здесь употребляет метафору, желая сказать, что опустошение саранчи столь велико, что как будто произведено не саранчой, а неприятелями или даже львами. 2) Правильность буквального понимания доказывается также сравнением саранчи с войском. „Вид ее, говорит пророк, как вид конницы, и скачут они, как всадники..; они, как сильный народ, выстроенный к битве..; как борцы бегут они, и как храбрые воины восходят на стену, и каждый идет своею дорогою, и не сбивается с путей своих; не давят друг друга, каждый идет своею стезею, и нападают на копья, но остаются невредимы; пробегают по городу, лезут чрез стены, входят в дома, влезают в окна, как вор“ (2:4–5, 7–9). Защитники аллегорического понимания на такое описание саранчи, обыкновенно, указывают как на одно из доказательств своего взгляда. Но здесь находится доказательство не аллегорического, а буквального понимания. В самом деле, если бы пророк под саранчой разумел войско неприятелей, то он сравнивал бы войско с войском, т. е. предмет сравнивался бы с самим собою, что невозможно. Таким образом, под саранчой необходимо понимать действительную саранчу, которую Иоиль сравнивает с неприятельским войском; и должно заметить, что к ней, как увидим при объяснении 2-ой главы, образ войска вполне приложим. 3) Наконец, за буквальное понимание говорят слова 2-ой гл. 20-го ст.: „и этого северного пришельца удалю (лицо говорящее Иегова) от вас, и прогоню в землю безводную и пустую: переднее полчище его в море восточное, а заднее в море заднее; и пойдет от него зловоние и поднимется от него смрад“. – Очевидно, пророк не мог бы выражаться так, если бы говорил о неприятелях, потому что было бы непонятно, как враги евреев могут погибнуть в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Такой траур не может предполагать отношение к Й. К. как к празднику, он лишает покаяние его актуального смысла. Исходя из данных обстоятельств, Ю. Велльгаузен предложил считать Й. К. послепленным нововведением. Велльгаузен пришел к выводу, что до разрушения Первого храма дни всеобщего поста не имели строго фиксированного места в богослужебном календаре, «они назначались особо, и поводом к ним всегда были какие-либо необычайные события: публичное исповедание вины или угроза божественного гнева и в особенности народные бедствия, постигавшие страну» ( Велльгаузен. 1909. С. 95). Так, Иезавель , чтобы придать офиц. характер обвинению в адрес Навуфея, приказывает объявить пост (3 Цар 21. 9, 12). Иоиль призывает объявить пост по случаю голода (Иоиль 1. 14; 2. 15). Напротив, в период плена всеобщие посты становятся регулярным явлением. В Захарии пророка книге упоминаются покаянные посты, совершавшиеся в 5-м и 7-м месяцах на протяжении 70 лет плена (Зах 7. 5). В Иезекииля пророка книге дается подробное описание священнодействий, к-рые должны будут совершаться в восстановленном Иерусалимском храме, и среди них назван день очищения, близкий по содержанию к Й. К., но совершаемый 2 раза в год: «...в первом месяце, в первый день месяца, возьми из стада волов тельца без порока и очисти святилище. Священник пусть возьмет крови от этой жертвы за грех и покропит ею на вереи храма и на четыре угла площадки у жертвенника и на вереи ворот внутреннего двора. То же сделай и в седьмой день месяца за согрешающих умышленно и по простоте, и так очищайте храм» (Иез 45. 18-20). По мнению Велльгаузена, речь идет не об очищении храма в один и тот же месяц в 1-й и 7-й дни, а об очищении в 1-й день 1-го месяца и 1-й день 7-го месяца: именно такое понимание следует из Септуагинты, к-рая вместо «седьмой день месяца» дает чтение «в седьмой месяц» (ν τ βδμ μην; Иез 45. 20). В этом случае осенний день очищения у Иезекииля даже по дате приближается к соответствующему дню в кн. Левит, но тем не менее эти праздники не тождественны. Источники эпохи плена свидетельствуют об усиленном стремлении придать посту общеобязательный и систематический характер, но даже в этих источниках еще не описан великий День очищения в том виде, в каком он представлен в Лев 16.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

10 . десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. „В уши мои сказал Господь“; подобное же выражение см. у Иезекииля IX, 5. Предсказываемое опустошение и опустение домов совершилось в Иудее при нашествии Сеннахерима, который однако не мог взять Иерусалима; Иерусалим же был опустошен уже при Навуходоносоре Вавилонском. Бедствия за отступничество народа были предсказаны Моисеем; об опустошении домов см. Лев. 26:31 ; о том, что земля не будет давать плодов своих см.: Втор. 28:38–39 . Слово участок обозначает меру земли, которую может вспахать человек в один день 395 . Десять участков составляют две десятины виноградников, которые будут давать только один бат вина, т. е. около трех ведер. Гомер, мера сыпучих тел, заключал в себе 10 ефа 396 : поэтому пророк говорит, что поле возвратит только одну десятую часть семян. Ср. Втор. 28:38–39 . 11 . Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; 12 . и цитра и гусли, и тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. 13 . За то народ Мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. Одним из преобладающих пороков народа было пьянство 397 , со всеми последствиями этого порока 398 . Под именем „сикеры“ разумеется всякий хмельный, отуманивающий напиток, но более легкий, чем вино 399 . С раннего утра ищут разнузданные пьяницы утолить жажду более легкими хмельными напитками, чтобы к вечеру придти от крепкого вина опять в то состояние, ниже скотского, о котором говорит Исаия XXVIII, 7. Обличение это имеет не только прямое, но и косвенное значение, причисляя к нравственному пьянству безумную гордость, опьянение самонадеянности, как в пророчестве об Ефремлянах 400 . Понятно, что порок пьянства подкапывает не только благосостояние народа, но и его духовные способности и силы. „Пробудитесь пьяницы и рыдайте все пьющие вино“, восклицал пророк Иоиль ( Иоил. 1:5 ), грозя Израилю нашествием народа сильного, посланного на него за его беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1156 пришло время посещения их“. Очевидно, что у Иеремии, как у Исаии, животные знаменуют заклятый народ. Очевидно также, что Восор Исаии – не определенная местность в Едоме, или где бы то ни было, а типическое имя. Стих 8-й читаемой нами главы: „день мщения у Господа, год (время) возмездия за Сион“, получает особое освещение, если сопоставить его с Ис. 61и Ис. 63:4 . В гл. 61 ст. 1 и 2 пророк Исаия произносит Мессианское пророчество: „Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем.... проповедывать лето Господне, благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих“. Итак, вот цель мщения Господа: утешить всех сетующих. Та же мысль повторяется в Исаии 63:4: „...ибо день мщения в сердце Моем, и год Моих искупленных настал“ 1157 ; так глаголет Господь. Сион- церковь Божия; когда правосудие Божие карает врагов церкви Божией и восстановляет на земле правду Его, то это время радости для всего человечества, хотя вполне понимают эту радость избранные Господом, члены церкви Христовой. Радость их заключается не в чувстве безопасности, а в понимании того, что человечество движется к добру и к высшему развитию, что равносильно слову Господа: „приблизилось к вам царствие Божие“. „Великий день, страшный день!“ восклицал Иоиль ( Иоил. 1:15, 2:1 ) о дне Господнем, но несет он ужас только отверженным; с глубокою радостию ждут его те, которые веруют. „Гряди Господи Иисусе!“ ( Откр. 21:20 ). Следующие стихи с 9–15 возвращаются к наказанию той части ветхого, истлевающего мира, который означен словом Едом. Все, указанные в этих стихах, наказания применяются ко всем городам древнего мира. 9 . И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: 10 . не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней; Эти два стиха имеют повидимому ближайшее отношение к вулканической почве стран, окружающих Мертвое Море.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

12, 26–27). «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» – буквально в тех же словах о помрачении светил говорит пророк Иоиль (2, 31). Слова эти могут означать, что солнце или совершенно перестанет светить, или же свет его станет очень-очень слабым. Таковым же станет, конечно, и свет луны.  «стало мрачно» – дословно «стало черное» (εγνετο μλας). «власяница» – слова «σκκος τρχινος» имеют значение «волосяная мешковина», «волосяной мешок». Словом «σκκος» в Библии называется вретище, траурная одежда черного цвета из грубой материи, которую одевали в горе и сетовании, или же во время покаяния (ср. Быт. 37, 34; 2 Цар. 3, 31; Мф. 11, 21 и др.)  Сказанное о солнце и луне можно понимать и в смысле символическом: потемнение солнца означает нарушение фундаментального порядка вещей в мире: солнце – символ света, разума, разумного мироустройства, правильной организации вселенной. Луна же есть символ нашего земного мира (см. комм. на 12, 1). Превращение луны в кровь может поэтому означать погружение мира в беззакония, войны, хаос. Такое понимание данного стиха не противоречит предыдущему, но дополняет его.  Кончину мира можно уподобить смерти человека: смерть всегда наступает в результате поражения органов и систем жизнеобеспечения организма. То же самое происходит с мирозданием: солнце, луна, планеты и стихии – это как бы мозг, сердце, органы и системы жизнеобеспечения вселенского организма. Эти органы начинают отказывать, наступает агония, и приходит конец. 13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. 14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Здесь продолжается описание происходящего во вселенной переворота. Вероятно, именно о нем говорил Христос апостолам: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24, 29).  «и звезды небесные пали на землю… и небо скрылось, свившись как свиток» – при сотворении мира небом была названа твердь (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

12 . И о справедливости, которую заповедует закон, согласны между собой слова и пророков, и евангелистов, потому что все они говорили вдохновенные одним Духом Божиим. Исайя так говорил: «отнимите лукавства от душ ваших, научитесь делать добро, ищите справедливости в суде, освобождайте угнетенного, давайте суд сироте и оправдывайте вдову». 145 И еще он: «разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров, отпусти угнетенных на свободу, раздери всякое писание неправедное, раздроби ачущему хлеб твой, и нищих бескровных введи в дом твой; если увидишь нагого, одень, и единоплеменников твоих не презирай. Тогда взойдет ранний свет твой и скоро возсияют исцеления твои, и правда твоя пойдет пред тобою». 146 Подобно сему и Иеремия говорит: «станьте на путях и посмотрите, и спросите, как добр путь Господа Бога вашего, и идите по нему и найдете покой душам вашим. Судите судом праведным, потому что в этом воля Господа Бога вашего». 147 Таким же образом Осия говорит: «Соблюдайте справедливость и приближайтесь к Господу, Богу вашему, утвердившему небо и создавшему землю». 148 Другой пророк Иоиль также говорит: «соберите народ, освятите церковь , примите священников, соберите младенцев, питающихся от сосцов, – выйдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего. И молитесь Господу Богу вашему усердно, чтобы помиловал вас, и изгладил грехи ваши». 149 Подобно сему и другой пророк Захария так говорит: «Господь Вседержитель судит судом истины, оказывайте милость и сострадание каждый к ближнему своему, не угнетайте вдовы и сироты и пришельца, и никто пусть не помнит зла на брате своем в сердцах ваших, говорит Господь Вседержитель». 150 13 . О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком-либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: «глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих». 151 Евангельский голос еще сильнее учит о чистоте, говоря: «всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». «И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведется с женою, кроме вины блуда, подает ей повод прелюбодействовать». 152 И еще говорит Соломон: «кто привяжет огонь к одежде, не сожжет ли свою одежду? Или, кто пройдет по горящим углям, не сожжет ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным». 153

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

142, 10). В книге Паралипоменон читаем, что Духа Святого сподобились Азария в царствование Асы, и Иозиил в царствование Иосафата; и еще другой Азария, камением побиенный. Ездра говорит: и Дух твой благий дал еси, еже научити их (Неем. 9, 20). О Илии, взятом на небо, и Елиссеев, сих Духоносцах и чудотворцах, хотя и не говорим; известно однако же, что они исполнены были Духа Святого. 29. Если кто все книги двенадцати и прочих Пророков прочитает: тот найдет многие о Святом Духе свидетельства. Михей от лица Божия говорит: аще аз не наполню силы Духом Господним (Мих. 3, 8). Иоиль восклицает: и будешь по сих, глаголет Бог, излию от Духа моего на всяку плоть и проч. (Иоил. 2, 28). Аггей говорить: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель, и Дух мой настоит посреде вас (Агг. 2, 56). Равно и 3ахария: обаче словеса моя и законы моя приемлете, елика Аз заповедаю в Дусе моем рабом моим Пророком, и проч. (Зах. 1, 6). 30. Исаия велегласно говорит: и почиет на нем .Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и исполнит его Дух страха Божия (Ис. 11I, 2, 3). Пророк показывает, что хотя Дух есть един и неразделим, но действия Его различны. И в другом месте: Иаков, отрок Мой (Ис. 41, 1), и потом: наложу .Дух мой на семя твое. (Там же 44, 3). И еще: Господь посла мя и Дух Его (48, 16). Также: сей им, иже от Мене завет, рече Господь: Дух мой, иже есть в тебе, (59, 21). И также: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя и проч. (Ис. 61, 1); потом говоря на иудеев: тии же не покоришася, и разгневаша Духа Святаго Его (63, 10), еще: где есть вложивый в них Духа Святаго (11)? Помнишь, (если только ты от слушания не утомился) и приведенное уже из Иезекииля свидетельство: и нападе на мя Дух Господень, и рече ко мне: глаголи, сия глаголет Господь (Иез. 11, 5). Слова сии, нападе на мя, должно принимать в добрую сторону: они означают сильную любовь; как, например, Иаков увидев Иосифа, нападе на выю его (Быт. 46, 20), и как чадолюбивый упоминаемый во Евангелии отец, узрев сына возвратившегося из страны дальней, подвигнут был милосердием, и тек нападе на выю его, и облобыза его (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

15 . доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. В 14 стихе сказано, что „навсегда“ Офел и башня будут служить убежищем стад и пугливых диких ослов. Это однако отменяется стихом 15, словом доколе. Стало быть милосердие Божие указывает момент, когда с прощением, дарованным человечеству, и святой град восстанет из развалин своих. Восстановление града связуется с излиянием Духа свыше, и далее в ст. 15 указаны последствия низшедшей на человечество благодати Святого Духа. Ранее Исаии Иоиль пророчествовал ( Иоил. 2:28–29 ; ср. ссылку на него Деян. 2:18 ) 1106 : „И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть“. Послание Утешителя Духа Святого на Апостолов и учеников Господа нашего в день Пятидесятницы через десять дней после Его Вознесения, рассказано в первых двух главах Деяний Апостольских 1107 . С этой минуты начинается новая жизнь всего человечества, ибо только после сошествия Св. Духа начинается всемирная проповедь, а именно величественной речью, произнесенной Апостолом Петром, после которой в тот же день „крестятся во имя Иисуса Христа для прощения грехов и, восприятия дара Св. Духа“..., „около трех тысяч душ“. ( Деян. 2:14–36,38,41 ). Это и было началом „превращения пустыни в сад“, о котором пророчествовал Исаия в изучаемом нами 15 стихе. Древний же сад Божий, народ обетования, начинает приходить в запустение, и сад становится глухим лесом. (Ср. выше XXIX, 17 и зам.). 16 . Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. 17 . И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность во веки. 18 . Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. 19 . И град будет падать на лес, и город спустится в долину. 20 . Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла. С 15 по 20 ст. включительно можно считать пророчеством о началах жизни христианской. Когда Дух Святый освятил Собою человечество, возрожденное и обновленное всеочищающею кровию, пролитою на кресте за грех мира Богочеловеком, тогда только могла настать эра правды, тогда только могли воцариться суд и мир; тогда только духовные требования прощенной и освященной души человеческой могли говорить громче плоти и похотей мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010