В видении Откр 14. 14-20 с помощью символов жатвы и сбора винограда, к-рые производят подобный Сыну Человеческому и 3 др. ангела, описывается грядущий суд (Иоиль 3. 13). Сходство образов этого текста с образами синоптической традиции может быть объяснено без допущения зависимости. Как истолкование притчи о пшенице и плевелах в Мф 13. 36-43, так и развитие образа из Иоиль 3. 13 в Откр 14. 14-20 опирались на одну и ту же иудейскую апокалиптическую традицию, включающую Дан 7. II. Книга пророка Даниила и НЗ (помимо Дан 7. 13). В Дан 2. 28 Д. говорит царю, что тайны открывает Бог «и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» (π " σχτων τν μερν). Возможно, это выражение повлияло на формулировку Мк 13. 7; Христос говорит о том, что должно случиться (δε [γρ] γενσθαι; ср.: Дан 2. 29), но при этом добавляет, что это еще не конец. Этот текст из Евангелия от Марка можно считать толкованием Дан 2. 28-29 ( Yarbro Collins. 1993. P. 106). В Откр 1. 1 также есть аллюзия на Дан 2. 28. Однако вместо фразы «в последние дни» (π " σχτων τν μερν) здесь говорится о том, «чему надлежит быть вскоре» ( δε γενσθαι ν τχει), что показывает эсхатологический характер последующего текста. Это же выражение повторено в конце Откровения, в 22. 6. В неск. измененном виде это выражение появляется в Откр 1. 19 ( μλλει γενσθαι μετ τατα) и в Откр 4. 1 ( δε γενσθαι μετ τατα). Рассказ Дан 3. 4-6 о том, как глашатай объявил, что все народы должны поклониться истукану, а кто не поклонится, будет брошен в печь, возможно, повлиял на изложение видения зверя, выходящего из земли в Откр 13. 11-18, к-рый «обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя… чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр 13. 14-15) ( Yarbro Collins. 1993. P. 106-107). В Евр 11. 33-34 среди описания подвигов ветхозаветных праведников говорится, что они «заграждали уста львов» и «угашали силу огня». 1-е выражение, возможно, имеет в виду Давида или Самсона , но возможно, что и Д. во рву львином; в Дан 6. 22 говорится о том, что Бог и ангел закрыли уста львов ( Attridge H. W. The Epistle to the Hebrews. Phil., 1989. P. 348).

http://pravenc.ru/text/171183.html

В книге, носящей его имя, о самом пророке ничего не сказано. Молчат о нем и предания. Можно лишь предполагать, что Иоиль принадлежал к служителям Храма и проповедовал в Доме Господнем [ 15 ]. В неотвратимом нашествии саранчи пророк увидел грозный символ последних битв и Суда. В его речах как бы вновь оживают Амос, Исайя, Софония: Трубите в рог на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей! Да трепещут все жители земли, ибо приходит День Господень, Да, он уже близок, день мрака и тьмы, День сумрачный и облачный. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, Прежде нежели наступит День Господень, великий и страшный. Иоил 2, 1-2, 3, 31   В пророчествах Иоиля стаи саранчи сливаются с образом страшного нашествия врагов Божиих. Не воины ли это Гога и Магога, о которых предсказывал Иезекииль? Идет народ многочисленный и сильный, какого еще не было от века. Перед ним была земля, как сад Эдемский, а после него унылая пустыня, Ничто от него не спасается, вид его, как вид коней, И скачут, как всадники. Иоил 2, 2-4   В этой безликой массе нет людей, это стадо, стая, подобная тучам алчных насекомых. Иоаннов Апокалипсис повторит слова Иоиля, изображая полки Антихриста в виде саранчи, закованной в броню. Завоеватели всех времен обозначены этим зловещим символом. Бессмысленное, жестокое, губящее жизнь нашествие. Сатанинские силы, вырвавшиеся на свободу. Грехи мира породили этот смерч, этот разгул насилия и пожирания. Когда Иоиль писал свое пророчество, призрак мировых войн впервые навис над человечеством. Пророк хочет, однако, чтобы люди не предавались безнадежному страху, но встретили грозную годину во всеоружии духовной готовности. Он зовет к осознанию своих грехов, своего недостоинства перед Богом Правды. Проповедь Иоиля подобна проповеди Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Посему и теперь изрек Господь: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и сетовании. Рвите сердце свое, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоил 2, 12-13   От самого человека зависит, чего ждать ему в День Божий. Пусть же всеобщий хаос — прелюдия к Суду — заставит людей очнуться от духовной спячки!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В районах, где нет храмов, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, то есть через святую воду, прикоснуться к святыне, не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и пр. Необходимо чаще кропить святой водой и свое жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания действия бесовской силы в самых различных формах ее проявления. Это хорошо знали наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно возвращаться. Из-за недопонимания всей важности для благочестивой жизни “простых” вещей подчас возникает мнение, что пост —это что-то неважное, внешнее по отношению к “духовности”. Но в тех правилах, которые Православная Церковь преподает своим чадам как средства на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Православная Церковь и посты Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост — время, когда верующий человек воздерживается от принятия в пищу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал — души и тела, которые должны взаимодействовать в жизни. Поэтому телесное воздержание должно подкрепляться молитвенным деланием. В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой (Суд. 20, 26–27), при всенародном бедствии и покаянии (1 Цар. 7, 6). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: “Говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему.…Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы” (Иоиль 2, 12–13, 16). Сорок дней постились пророки Моисей (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

Во второй главе книги пророка Иоиля говорится: «И будет после того (а ведь мы живем в полноте времени), излию от Духа Моего на всякую плоть (на всех людей), и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (будут способны говорить, свидетельствовать, своим примером показывать, что Иисус Христос посреди них, что Он воскрес, что Он наполнил нас и что мы сами теперь причастны Его победе над грехом и смертью); старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь (на всех них) в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2, 28-29). Именно об этом виде служения следует вести речь, когда мы говорим о молодежном служении и о служении мирян вообще. Рост прихода осуществляется благодаря приходскому совету, а деятельность самого прихода заключается в евангелизации общества, в возвращении тех людей, которых мы потеряли, а не в предании забвению имен тех, кто далек от Церкви. Нам следует сказать: «Мы ответственны за людей, далеких от Церкви. Давайте выйдем из храмов и найдем их. Давайте выйдем из храмов и убедим их, что они важны для нас. Мы ответственны за них. Мы должны заботится о них». Семейная жизнь - это то место, где начинается служение. Научение служению начинается именно в семье. Свидетельствуя своей семейной жизнью, мы свидетельствуем обществу о Православии - показывая, кто мы есть, как мы живем, какие цели и приоритеты проявляются в нашей жизни. Подлинное свидетельство - именно это, а не еще один фильм на православную тематику. В нашем свидетельстве - вашем и моем - люди должны увидеть, как мы живем, как мы поступаем, какие у нас цели и, как следствие, что такое Православие. Поэтому когда кто-то будет спрашивать: «Что такое Православие?», не будет необходимости давать расхожий ответ: «Ну, как тебе объяснить. Понимаешь, это Русская Церковь, хотя на самом деле она греческая, однако мы служим на английском». Людям не придется задавать такие вопросы, если, как предполагает Иоиль, свидетельство нашей жизни будет являть, чем Православие должно или может быть, - но только если мы действительно серьезно будем относиться к служению мирян. Тогда находящиеся вне церковной ограды скажут: «Кто эти люди, так сильно любящие друг друга? Что за Церковь даем им такую силу, такие приоритеты в их жизни? Посмотрите на их радость! Посмотрите, какими счастливыми делает их эта Церковь!» Тогда они не будут видеть наших грустных лиц и слышать слов: «Я православный, у меня пост».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Выступающий в полноте силы Своей , т.е.: Он крепок и скромен; таков именно был образ лица Его. Теперь Он отвечает во­прошающему, говоря: Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать , т.е., творю. Говоря: изрекающий , Он показывает самое дело: могуществен исполнитель слова Его (Иоиль 2:11), говорит Иоиль. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?  У нее не был цвет вина или крови, но среднее между тем и другим. Образ топ­чущего точило означает легкость битвы; а цвет крови пока­зывает, что здесь речь идет не о вине, но о крови. Он топтал точило, не порожнее внутри, но наполненное, и был забрыз­ган не мало, но замаран совершенно.   3-10. Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною , т.е.: Я не нуждался ни в чьей помощи и не требовал никого в помощники. Здесь говорится не о телесном точиле, и это ясно из последующих слов: и из народов никого не было со Мною . И Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей . Почему же? Ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал . Относительно их Он применил воздаяние, и спас тех, которые были ими мучимы. Видишь ли: они были причиною наказания для самих себя. Но чтобы ты, слыша о гневе, не подумал, что в Боге есть какие-то противоразумные дви­жения, пророк приписывает Ему правильный и справедливый суд, и утверждает, что Он отдалил время Своего наказания: день мщения . Для того, чтобы показать, что он гово­рит здесь о наказаниях иудеев, пророк прибавляет: год Моих искупленных настал . Подобно тому, как во время суда открываются обиды врагов и вместе с тем наши права, таким же образом и тогда некоторых Он наказывал, а иных спасал, чтобы они познали, что Он может совершать то и другое; а не так, как говорят греческие лжемудрецы, будто есть демоны, из кото­рых некоторые не совершают зла, а только добро, иные же со­вершают только зло, а не добро, так что у тех и у других нет цельной власти, а только наполовину, да и той лишены. Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей. Справедливо сказано: во гневе Моем и попирал их в ярости Моей . Он показывает тот гнев, которым преследовал евреев, и это было самое полезное для увещания их, как го­ворит и апостол: не гордись, но бойся (Рим.11:20), чтобы они, вследствие чужих бедствий, пришли к покаянию. Блага обыкновенно делают беспечными тех, которые пользу­ются ими, и приводят к беспорядочной жизни. Бедствия ближ­них Он наложил на уста их, как бы некую узду, так как эти бедствия отвращают от зла тех, которые живут богато. Вообще здесь сказано следующее: видя бедствия ближ­них, ты бойся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Выступающий в полноте силы Своей , т.е.: Он крепок и скромен; таков именно был образ лица Его. Теперь Он отвечает вопрошающему, говоря: Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать , т.е., творю. Говоря: изрекающий , Он показывает самое дело: могуществен исполнитель слова Его (Иоиль 2:11), говорит Иоиль. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? У нее не был цвет вина или крови, но среднее между тем и другим. Образ топчущего точило означает легкость битвы; а цвет крови показывает, что здесь речь идет не о вине, но о крови. Он топтал точило, не порожнее внутри, но наполненное, и был забрызган не мало, но замаран совершенно. 3-10. Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною , т.е.: Я не нуждался ни в чьей помощи и не требовал никого в помощники. Здесь говорится не о телесном точиле, и это ясно из последующих слов: и из народов никого не было со Мною . И Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей . Почему же? Ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал . Относительно их Он применил воздаяние, и спас тех, которые были ими мучимы. Видишь ли: они были причиною наказания для самих себя. Но чтобы ты, слыша о гневе, не подумал, что в Боге есть какие-то противоразумные движения, пророк приписывает Ему правильный и справедливый суд, и утверждает, что Он отдалил время Своего наказания: день мщения . Для того, чтобы показать, что он говорит здесь о наказаниях иудеев, пророк прибавляет: год Моих искупленных настал . Подобно тому, как во время суда открываются обиды врагов и вместе с тем наши права, таким же образом и тогда некоторых Он наказывал, а иных спасал, чтобы они познали, что Он может совершать то и другое; а не так, как говорят греческие лжемудрецы, будто есть демоны, из которых некоторые не совершают зла, а только добро, иные же совершают только зло, а не добро, так что у тех и у других нет цельной власти, а только наполовину, да и той лишены. Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей. Справедливо сказано: во гневе Моем и попирал их в ярости Моей . Он показывает тот гнев, которым преследовал евреев, и это было самое полезное для увещания их, как говорит и апостол: не гордись, но бойся (Рим.11:20), чтобы они, вследствие чужих бедствий, пришли к покаянию. Блага обыкновенно делают беспечными тех, которые пользуются ими, и приводят к беспорядочной жизни. Бедствия ближних Он наложил на уста их, как бы некую узду, так как эти бедствия отвращают от зла тех, которые живут богато. Вообще здесь сказано следующее: видя бедствия ближних, ты бойся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Для оправдания судеб Божьих, в различных казнях, ниспосланных отвергшемуся его народу, Осия, резкими чертами, живописал все его отпадения и тяжкие грехи, ибо люди сии сеяли ветер и пожнут бури, и как непотребный сосуд поглощены будут в народах; тщетно станут они тогда приносить жертвы истинному Богу, в рассеянии между языков: «обратись, Израиль, к Богу твоему, ибо ты изнемог в твоих неправдах: кто премудрый, уразумеет сие, ибо правы пути Господни и праведные пойдут по ним.» (XIV). Современный Амосу и Осии, Пророк Иоиль, происходил от колена Рувимова и был собственно Пророком Иудейским, не касаясь царства Израильского. Некоторые полагают его древнейшим из двенадцати Пророков, по красоте чистого языка его, и что он жил во времена Царя Иоаса. Краткое слово его исполнено живых изображений: он описывает великое опустошение земли Иудейской, произведенное саранчей и засухой, потом призывает народ к посту и покаянию, предсказывает обильный дождь, плодородие земли, и особенно обильное излияние даров духовных; наконец изображает суд Божий, над врагами Иудейского народа, и покровительство Иерусалиму: «Терзайте сердце ваше, а не одежды, взывает Пророк к огорченному народу, обратитесь к Богу вашему, ибо он человеколюбив и милосерд, долготерпелив и богат благостью. – Кто знает, не сжалится ли он снова и не пошлет ли благословение? Вострубите трубой в Сионе, освятите пост, проповедуйте исцеление, соберите народ, созовите сонм, пригласите старцев, соберите отроков и грудных детей; пусть жених и невеста выйдут из чертога своего. Между притвором и жертвенником, пусть восплачут священники, служители Господни, и скажут: пощади, Господи, народ твой, и не предай удела Твоего на поругание иноплеменникам, чтобы не сказали другие народы: где же Бог их? – После сего налью Духа моего на всякую плоть, и прорекут сыны ваши и дочери ваши, и старцы ваши сны узрят, и юноши ваши видения увидят; ибо на рабов и на рабынь Моих изолью в те дни Духа Моего, и дам чудеса на небесах и на земле; и всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо в горе Сионе и в Иерусалиме будет спасаемый, как сказал Господь, и благовествуемые, которых призвал Господь.» ( II ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. «Излию», – говорит Господь устами пророка, – от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» 6787 ( Иоил.2:28–29 ). Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда ( «день Господень»), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне 6788 . Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их ( Иоил.3:19 ). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: «Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе» ( Иоил.3:20–21 ). Так утешительно оканчивается речь пророка Иоиля. Израиль при всех своих бедствиях, постигавших его отечество, должен был находить отраду и утешение в таком обетовании. Он мог надеяться, что Иегова, многомилостивый и долготерпеливый, не забудет Своего народа и избавит его, в каком бы бедствии он ни находился. Тропарь Иоилю: Предведый Божие пришествие во плоти и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, пророче Иоиле: спасай молитвами твоими чтущия тя от всех скорбей. 6785 Пророческое служение свое Иоиль проходил в царстве Иудейском, и вся его деятельность относится к первым 25 годам царствования Иоаса, т.е. к 868–843 годам до Рождества Христова. 6786 Иегова (по славян. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Св. Писании об одном истинном Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но пророк, сознавая безмерность Духа сего и всегда понимая, что Он пребывает во всем, говорит Богу Отцу: Куда пойду от Духа Твоего, и куда мне бежать от лица Твоего? Если я поднимусь на небеса, Ты будешь там; и если сойду в ад, туда придешь и Ты (Пс. 138:7). Здесь, конечно, он указал, что Бог всегда был повсюду со Своим Духом, от Которого, по его словам, он вообще не мог убежать. Здесь ты, возможно, будешь утверждать, что Дух Божий одно, а иное Святой Дух; но облаженный пророк свидетельствует, что Тот есть Дух Святой, Кто есть Дух Божий, говоря: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Святого Твоего не отними от меня» (Пс. 5:13). И так как один Дух Святой был дан Апостолам и пророкам [о чем свидетельствует блаженный апостол, говоря: И имея Тот же Дух веры, как написано: я веровал, потому что говорил; и мы веруем, потому и говорим (1 Кор. 4:13)]; Несомненно показывая, что один и тот же Дух Божий есть Дух Святой, он говорит: А отвергающий сие не человека отвергает, но Бога, давшего нам и Духа Своего Святого (1 Фес. 4, 8). И в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, Утешитель, Которого Господь обещал и послал к ним, что Он действительно был Духом Божиим, блаженный Петр показал это пророческой речью, сказав, что именно это и было сказано пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Господь: излию от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2:16, 17). И немного позже (ст. 18): И действительно, на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и они будут пророчествовать. Посему необъятность сего единого Духа, которой естественно может обладать только истинная Божественность, более того, которой естественно обладает только истинный Бог, не только показал блаженный Давид, но и несомненно утверждал пророк Иоиль, в том, что он говорит в лице Слова Бога: излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоиль,2, 28). Вот почему в книге Премудрости также сказано: Ибо Дух Господень наполнил мир, и Содержащее все имеет познание гласа (Прем. 1:7). Итак, нет ничего недостающего, но всюду огромное целое, которое, как сказано, наполняет и мир, и содержит все вещи.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

О том возвещал еще древний пророк Иоиль: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать... прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» ( Иоил. 2:28,31 ). Это сбылось на апостолах. Но пророк Иоиль говорит еще и о том, что это сбудется перед страшным днем кончины века. Как некогда апостолы, так теперь эти два свидетеля будут пророчествовать в великой силе Духа Святого. Это будут две маслины , преисполненные божественным елеем Духа Святого, это будут два светильника , светящие во мраке антихристовой ночи. Чем ночь темней, тем ярче звезды. Соответственно болезни будет приложено и врачевание. Особо силен будет сатана в лице антихриста и лжепророка, особо силен будет Господь в лице двух Своих пророков. Антихрист и лжепророк будут тогда предстоять перед князем всей земли – сатаной, ибо ему она будет дана. И Захария, и Иоанн говорят, что эти два пророка и свидетеля (Илия и Енох – см. ниже об этом) будут стоять пред Богом земли . А Бог выше князя! Кто же эти два свидетеля? Неверны такие понимания, что это Закон и Евангелие, или два Завета Церкви, или Церковь , проповедующая и пророчествующая, или иудейство и язычество, или символические личности и подобное. Этому противоречит как то, что этим свидетелям прилагаются в тексте личные местоимения, так и указания на личные свойства и особенности, а также описываемые события, происходящие с ними, как с конкретными людьми (их смерть, 3,5 дня будут лежать их трупы в Иерусалиме, будет воскресение и вознесение). Символические понимания никак с этим не сообразуются. Святые отцы разумели под этими двумя свидетелями конкретных двух людей-пророков. Кто же они? Читаем у пророка Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» ( Мал. 3:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010