Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов Ущельский, прп. - житие Иов Ущельский, Соловецкий (+ 1628), чудотворец, преподобный. Память 5 августа и в Соборе Соловецких святых. Отца его звали Патрикием Мазовским. Иов был иноком Соловецкого монастыря. 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадепии в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в XVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня, перестроенная затем по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального. 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. Так совершилось его прославление. Лик преподобного описывается так: " Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: " Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити " . Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иов Ущельский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2524

Ущелье. Ущельский Иовский монастырь. Ущельский Рождественский мужской монастырь /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1614. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Ущелье Координаты: 64.92682, 45.651193 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход состоял из 4-х селений: с. Ущельского, деревень Березницкой, Смоленской и Пылемской. На месте с. Ущельского находился монастырь, основанный в 1614 г. преп. Иовом. Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика с северной стороны построенной им церкви. Впоследствии на могиле была установлена часовня. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в XVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня. 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. По другим сведениям, мощи были освидетельствованы по благословлению архиепископа Варсонофия ключарем Мезенского собора Стефаном совместно с 7 мезенскими священниками. Так совершилось его прославление. В 1794 г. по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия часовня на могиле преподобного была перестроена в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). Средства на постройку церкви были пожертвованы мезенским исправником Василием Сергеевичем Казаковым. В 1834 г. церковь была возобновлена на средства мезенского исправника Философа Попова. Над мощами преп. Иова была установлена богато украшенная гробница с иконой святого.

http://sobory.ru/article/?object=43309

С. 592; Строев. Списки иерархов. Стб. 832; Ключевский. Древнерусские жития. С. 341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 265; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 102-103; Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Ущельской пуст. (Мезенского у. Архангельской губ.). Архангельск, 1899; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900. С. 73-81, 99, 144-145, 151-165; он же. Прп. Иов, чудотворец Ущельский, и судьбы основанной им обители. СПб., 1900; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 51-57, 185-186; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 3. Прил. 3. С. 562; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогор. епархии за 20 лет существования: Церк.-ист. очерк. СПб., 1908. С. 389; Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971. С. 150; Максимов С. В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 32, 486-487; Соколова Л. В. Житие Иова Ущельского (Холмогорского)//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 361; Пащенко Е. В. Жен. мон-ри Архангельской губ. (XVII-XX вв.). Архангельск, 1999. С. 108-129; Новиков А. В. Лешуконье: XV-XIX вв.: История края. Архангельск, 20032. С. 169-195; Савельева Н. В. Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - нач. XX в. Т. 1: Очерки истории формирования пинежской книжно-рукописной традиции. Описание рукописных источников. СПб., 2003. С. 421-422; Галёв Н. А. Время и судьбы: Очерки истории Лешуконья. Архангельск, 2004. С. 23, 46-54; Рыжова Е. А. Житие Иова Ущельского в рукописно-книжной традиции Рус. Севера//Книжное наследие Соловецкого мон-ря XV-XVII вв.: Тез. докл. междунар. конф. 10 сент. 2005. Пос. Соловецкий, 2005. С. 86-89; Андрущенко Е. Н., Андрущенко Н. А. Прмч. Иов Ущельский и судьба основанной им ресурс]. Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко, Е. А. Рыжова Прмч. Иов Ущельский. Хромолитография. 1911 г. В иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова под 6 окт. помещено описание образа И.: «Подобием надсед, брада аки Александра Свирскаго, ризы преподобническия, в схиме» ( Филимонов.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Березник. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Предтеченская церковь в деревне Березник Лешуконского района Архангельской области. Деревянная церковь, обшитая тесом. Построена в 1898 г. на средства московского купца Г.Ф. Фридрих вместо прежде существовавшей часовни. Входила в ущельский приход, отдельный причт открыт в 1915 г. Односветный четверик, перекрытый четырехскатной кровлей, с прямоугольным алтарем, небольшой трапезной и ярусом звона над притвором. Закрыта не позже 1930-х гг., венчания сломаны. В настоящее время закрыта. http://archive.is/mKZzJ Деревянный храм, обшитый тесом. Устроен после 1895 г. из прежде существовавшей часовни, входил в ущельский приход. Односветный четверик, перекрытый четырехскатной кровлей, с прямоугольным алтарем, небольшой трапезной и ярусом звона над притвором. Закрыт не позже 1930-х гг., венчания сломаны. Ярус звона нуждается в срочной реставрации, т.к. держится исключительно за счет несущего центрального столба. Современное местоположение: Лешуконское с/п, Лешуконский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Мезенский уезд, Архангельская губерния Приход состоял из 4-х селений: с. Ущельского, деревень Березницкой, Смоленской и Пылемской. На месте с. Ущельского находился монастырь, основанный в 1614 г. преп. Иовом. Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика с северной стороны построенной им церкви. Впоследствии на могиле была установлена часовня.

http://sobory.ru/article/?object=25335

Радуйся, Зосимы, Савватиа и Германа воспитание дивное. Радуйся, Антониа и Иринарха чадо всехвальное. Радуйся, Елеазара, Елиссеа и Диодора сподвижниче. Радуйся, ангелозрачнаго воинства совоителю, и в пагубу ловчих сетей раззорителю. Радуйся, яко миру незримый, о мире ходатай явился еси. Радуйся, яко о свершении всякаго блага усердно молился еси. Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Кондак 4 Бурю греховную, миром воздвизаемую, Христос утишити хотяй, трапезе своей предстояти сподоби тя, преподобне Иове. Ты же, достойне жертву святую творя, исцеляя недуги благодарными усты воспевал еси Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слыша владыка Исидор прошение братии, видев же свет добродетелей твоих, преподобне Иове, священства тебе удостои, егоже ради усугубил еси подвиги воздержания братии служением, приемля от всех сицевая: Радуйся, Святейшаго чистый служителю. Радуйся, непорочный Тела и Крове Его преподателю. Радуйся, о грешницех ходатаю. Радуйся, скорбящым утешение. Радуйся, яко молитва твоя на путь всех благий наставляше. Радуйся, яко усопших сия лютых мытарств свобождаше. Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Кондак 5 Боготечный, аки древле звезда, ко Христови приведением мудрецы от Восток просветившая, к Мезенстей стране устремился еси, преподобне Иове, идеже Рождшуся от Девы дом молитвы создав, научил еси вся смиренно пети Ему: Аллилуиа. Икос 5 Видяще, страны тоя людие, яко древняго Иова сбыстся упование, егда искупитель за ны явися Христос, о пришествии твоем веселяхуся. Христу бо верно служити учай, Иов новый явился еси, преподобне, слыша от всяких таковая: Радуйся, звавших тя услышавый. Радуйся, яко мразныя страны, духом горяй, не убоялся еси. Радуйся, во благо людем тоя изнесый благодать искупления. Радуйся, исповедания неложнаго научителю. Радуйся, жития богоугоднаго наказателю. Радуйся, светильниче, егоже дому Владыка не скры. Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Кондак 6 Проповедник Христова учения делами вся словеса оправдал еси, преподобне Иове. Живый бо в Мезенстей стране, людем глаголя, яко добрыми делы благоугождается Бог, первее сия сотворил еси сам, Жизнодавцу Христу смиренно поя: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

В начале XX века крестьянин села Устьвашка Ф.Ф. Ляпушкин вознамерился построить над могилой Иуды Конещельского церковь во имя апостола Иуды, брата Господня, и создать здесь пустынь. Обращаясь в 1904 году к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому) с просьбой дать разрешение на строительство церкви, Ф.Ф. Ляпушкин сообщал владыке, ссылаясь на «сохранившееся предание», что Иуда был учеником Иова Ущельского, иноком Ущельского монастыря. После мученической смерти Иова в 1628 году Иуда, стремясь к полному уединению, якобы ушел вверх по реке Мезени и поселился на речке Попьюге, где пребывал до конца своих дней в молитвенных трудах. 1675 Еще один вариант этого «предания», с дополнительными деталями, изложил священник Белощельского прихода А. Гривцев: «По преданию, во времена царя Михаила Феодоровича, ведомый божественною рукою, пришел в Мезенский уезд преподобный Иов, подвижник знаменитого Соловецкого монастыря, который и привел с собою до четырех человек братии, в том числе и пустынника Иуду. (...) Преподобный Иов устроил обитель Ущельскую и пребывал с братиею, подвизаясь в постах и молитвах, трудами своих рук снискивая пропитание. 1628 года 5 августа преподобный Иов получил мученическую кончину, потерпев убиение от разбойников, а бывшая при нем братия, в том числе и пустынник Иуда, разбежались, скрывшись от разбойников, в темный лес и остановились около речки под названием Попьюга, где и устроили находящуюся по сие время часовню и себе келию с четырьмя отделениями, от которой в настоящее время остались одни только признаки. Спустя несколько годов умер и пустынник Иуда, братия, похоронив его, сама переселилась в другие монастыри, поэтому и местность называется по сие время «Иудиной " ». 1676 Но и эта версия не имела на Мезени широкого распространения. Как писал в 1904 году в своем рапорте Архангельской консистории священник Ценногорского прихода о. Александр Афанасьев, который сам, по свидетельству А. Гривцева, прибегал к помощи Иуды, 1677 «в Белощельском приходе, от деревни Конещельской в семи верстах (...) среди дремучих лесов, по сохранившемуся преданию известно, будто бы жил какой-то старец по имени Иуда, где он и окончил жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Это же был не огненный столп, но лик ангельский, — писал преподобный Нестор Летописец, — ибо Ангел так является: когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид, творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ» (Пс. 103, 4). В 1113 году он был посвящен во епископа Черниговского. Преподобный священномученик Кукша (память 27 августа/9 сентября) просвещал в это время вятичей, относившихся к Черниговской епархии. 2 мая 1115 года святитель участвовал в перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, а позднее в Чернигове освятил близ кафедрального собора церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, воздвигнутую в 1120 году князем Давидом Черниговским. Благоверным князьям-страстотерпцам святитель посвятил Слово в день их памяти. 6 августа 1123 года, в праздник Преображения, святитель Феоктист скончался. Память его совершается 5/18 августа. В одном из списков святых сказано, что он был погребен в Печерском монастыре. К памяти святителя Феоктиста верующие обращаются и 28 сентября, когда он упоминается в 9-й песни канона Собора преподобных отцов Ближних пещер. Иов Ущельский, преподобный Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613–1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда все братия были на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившиеся братия с честью погребли тело преподобномученика. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в XVII b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Место, где поселился преподобный Иов, находилось на стыке трех рек: Мезени, Вашки и Ежуги. Здесь он поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. Монастырь преп. Иова был второй на Мезени – первая была основана Чирцова пустынь. Иноки построили деревянную церковь Рождества Христова вместо часовни и перебрались из изб родственников в построенные кельи. Спустя 13 лет после того, как царь Михаил Федорович одарил Ущельский монастырь угодьями, в обитель пришла беда. 5 августа 1628 г., когда иноки ушли убирать сено, а в монастыре оставался только один Иов, туда нагрянула шайка разбойников. Злодеи думали, что в монастыре есть деньги, надеялись поживиться. Однако единственными сокровищами иноков были иконы да священные книги. Думая, что преподобный Иов выдаст им монастырскую казну, разбойники подвергли его пыткам. В конце концов, не добившись ничего от беззащитного старца, злодеи отрубили ему голову и скрылись. Горю братии, обнаружившей своего наставника мертвым, не было конца. На другой день после убийства преподобного Иова братия погребла его честные мощи рядом с монастырским храмом. На похороны его пришло множество местных жителей, для которых смерть преподобного Иова также была горестной утратой. Вскоре после смерти Иова над мощами его была построена часовня. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в XVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 г., а житие в 1660-х гг. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня. 3 ноября 1739 г. мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. По другим сведениям, мощи были освидетельствованы по благословлению архиепископа Варсонофия ключарем Мезенского собора Стефаном совместно с 7 мезенскими священниками.

http://sobory.ru/article/?object=43309

Лик преподобного описывается так: " Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: " Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити " . По обычаю, 6 августа, на следующий день после дня смерти преподобного, в приходском храме собиралось много богомольцев. Обитель существовала до 1764 г. Затем церковь стала приписной к Усть-Вашскому приходу, затем - приходской в Ущельском приходе, основанном в 1873 г. К приходу были приписаны 4 деревни Усть-Вашского прихода. Христорождественская церковь, построенная преп. Иовом, сгорела. В 1664 г., по грамоте митрополита Питирима, построена новая церковь с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи, существовавшая более 200 лет. В 1886 г. построена новая Христорождественская церковь, освящена 8 июня 1887 г. Приписная церковь: в д. Пыленской, во имя апостолов Петра и Павла, строилась с 1853 г. на средства Св. Синода, освящена 26.1.1867. Жертвователи: московский священник С. Попов пожертвовал 100 руб.; жена доктора А. Стеллинг - 100 руб., купец Ружников - 100 руб.; протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (прав. Иоанн Кронштадтский) - 500 руб.; вдова Анна Быкова - 700 руб. Строители (настоятели) Ущельской пустыни: преп. Иов 1614-1628 г.г.; Арсений 1637-1641 г.г.; Исаакий 1659-1665 г.г.; Игнатий до 1670 г.; Леонид до 1675 г.; Петр до 1684 г.; Исайя до 1692 г. Священники: Феодор Иаковлев Михайлов 1837-1844 г.г.; Аркадий Павлов Лысков до мая 1848 г.; Иоанн Симеонов Морщихин до 20.10.1852; Никита Алексиев Петров до марта 1885 г. Церковный староста: Иван Попов с 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. - Архангельск, 1895. С. 333-336. Источник: Православные приходы и монастыри Севера Ущельский Рождественский мужской монастырь преподобного Иова Ущельского находился в селении Ущелье Мезенского уезда на реке Мезени. Теперь это д. Ущелье Лешуконского р-она Архангельской области. Основатель монастыря иеромонах Соловетского монастыря преп. Иов. Немногое известно нам о земном житии преподобного Иова Ущельского. Где и когда он родился - неизвестно. Известно, что он носил фамилию Мазовского и отца его звали Патрикием. Впоследствии он ушел в Соловецкий монастырь. Там и принял монашеский постриг с именем Иова. 10 ноября 1607 г. по приезде на Соловки в одном из монастырских храмов - Благовещенском - митрополит Новгородский Исидор посвятил Иова в иеромонаха. После этого Иов жил в Соловецком монастыре еще семь лет, затем в 1614 г. с благословения настоятеля навсегда покинул Соловки в поисках уединенного пустынного жительства.

http://sobory.ru/article/?object=43309

стал епископом Белгородским. В годы революции выступал в своих проповедях против насилия большевиков, в 1919 г. был арестован и расстрелян. Определением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 13–16 августа 2000 г. о. Никодим был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Его перу принадлежит ряд работ, посвященных святым Русского Севера («Архангельский патерик», «Олонецкий патерик», «Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники», «Преподобный Иов. Ущельский чудотворец и судьбы основанной им обители» и др.). Вероятно, Г. Я. Ситников был лично знаком со своим земляком о. Никодимом и некоторые записи о чудесах Иова Ушельского и Иуды Конещельского делал специально для него. В дневнике он рассказывает о своих безуспешных попытках отправить эти записи о. Никодиму по почте. 939 ...я заметил Илью Иванова Мишина... Семена Васильева Новикова. – Представители перечисленных фамилий (Мишины, Ситниковы, Кожевниковы, Новиковы) проживали в деревнях Лешуконья (Верхний Березник, Белощелье, Койнас и др.) (см.: Новиков А. Деревни Лешуконья: исторические очерки. Архангельск. 2007. С. 572. 574. 576). Одно из указанных здесь лиц – старообрядец Федор Антипович Ситников – отмечено в отчете экспедиции Пушкинского Дома на Мезень в 1958 г. В это время ему было около 80 лет и он по-прежнему проживал в дер. Верхний Березник (Дробленкова Η. Ф. Поиски рукописей на Мезени//ТОДРЛ. М.; Л., I960. Т. 16. С. 531. 536). 942 ...чудо про Иова...– Иов Ущельский († 1628) – соловецкий постриженик, основатель Ущельской, в честь Рождества Христова, пустыни на Мезени (у впадения р. Ежуги в р. Мезень). В 1628 г. он был убит разбойниками, пытавшимися ограбить монастырь. Местное почитание Иова установилось вскоре после его смерти. В середине XVII в. от его гроба начали происходить чудеса исцеления. Житие Иова Ушельского, содержащее очень скудные сведения о святом, известно сегодня в нескольких списках XVIII–XIX вв.. представляющих две его редакции (см.: Рыжова Е. А. I) Житие соловецкого постриженика Иова Ущельского – малоизвестное сочинение XVII-XVIII вв.//ТОДРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010