Закрыть «Русский и по ученому образованию, и по оригинальности своих трудов» Сегодня мы вспоминаем великого русского химика Александра Михайловича Бутлерова 18.08.2021 1272 Сегодня, в Предпразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память мч. Евсигния (362), сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских, мч. Понтия Римлянина (ок. 257), прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374), прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV), сщмч. Стефана пресвитера (1918), мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919), сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921), сщмч. Иоанна диакона (1939). Сегодня мы вспоминаем Александра Михайловича Бутлерова, который родился 3 сентября 1828 года в г. Чистополе Казанской губернии в семье помещика, офицера в отставке. Рано лишившись матери, Бутлеров воспитывался в одном из частных пансионов в Казани, затем – в гимназии и Казанском университете, в которой поступил в возрасте 16 лет. По окончании университета Бутлеров был оставлен на кафедре в качестве преподавателя, вскоре защитив магистерскую, а затем докторскую диссертации. А в 1868 г. по представлению великого русского ученого Д.И.Менделеева Бутлеров был избран ординарным профессором Петербургского университета, где и работал до конца жизни, дослужившись до ординарного академика Петербургской Академии наук. Менделеев впоследствии писал: " Александр Михайлович Бутлеров – один из замечательнейших русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности своих трудов. Ученик знаменитого академика Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани… " . Огромное значение для всей мировой науки имела его теория химического строения. На ее основе ученый начал систематические исследования полимеризации. Многочисленные синтезы Бутлерова лежат у истоков целых отраслей промышленности. Преподавательская деятельность Бутлерова длилась 35 лет. Огромная заслуга ученого – создание первой русской школы химиков. Кроме химии, ученый много внимания уделял практическим вопросам сельского хозяйства, садоводству, пчеловодству, а позднее также и разведению чая на Кавказе. Умер Бутлеров в деревне Бутлеровка Казанской губернии 5 августа 1886 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/17/et...

С 7 февр. 1901 г. правящий епископ Архангельской и Холмогорской епархии. Посещал отдаленные приходы епархии, принимал меры к упорядочению монашеской жизни в действующих мон-рях и к возрождению древних обителей. Стараниями И. в нояб. 1901 г. была возобновлена как жен. община во имя св. Иова Многострадального Ущельская пуст. на р. Мезени, к к-рой был приписан бывш. старообрядческий скит, заселенный правосл. монахинями. В 1908 г. эта жен. община была преобразована в мон-рь. В том же году была учреждена Ямецкая жен. монашеская община в Онежском у. И. заботился о нуждах Архангельской ДС, помогал студентам, следил за их успеваемостью, присутствовал при сдаче экзамена по гомилетике, считая, что буд. пастыри должны хорошо владеть искусством проповеди, важнейшим воспитательным и просветительным средством в пропаганде веры. Много сделал для развития церковноприходских школ, при И. в них увеличилось число светских преподавателей (в основном за счет выпускниц епархиального жен. уч-ща). При школах создавались б-ки, вводилось обучение ремеслам. Увеличилось число миссионерских школ. В Архангельске начали работать летние миссионерские курсы. После издания в 1905 г. закона о веротерпимости среди карел усилилась лютеран. и панфин. пропаганда со стороны различных фин. орг-ций. Для противодействия этой пропаганде и поддержки карел. приходов при активном участии И. 26 авг. 1907 г. было учреждено действовавшее в Архангельской, Олонецкой и Финляндской епархиях Православное Карельское братство св. Георгия Победоносца. В Кеми было открыто Архангельское епархиальное отд-ние братства с действующей при нем издательской комиссией. 17 февр. 1908 г. было учреждено самостоятельное епархиальное Архангельское Беломоро-Карельское братство св. арх. Михаила. В епархии при И. возросло число об-в трезвости, занимавшихся воспитательной и просветительной работой и благотворительностью. И. уделял большое внимание благоустройству и пополнению епархиального древлехранилища. Прославился как яркий проповедник. 31 окт. 1908 г. И. был уволен на покой с проживанием в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . 5 дек. того же года определен штатным членом Московской синодальной конторы. Был возведен в сан архиепископа, назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . По одним данным, скончался в ночь на 15 дек. 1917 г. Однако известно письмо Патриарха свт. Тихона «управляющему Новоиерусалимским монастырем архиеп. Иоанникию» от 13 авг. 1919 г., уже после закрытия обители властями (Акты свт. Тихона. С. 162), в к-ром Патриарх дает указания опираться в отношениях с властями на поддержку богомольцев и почитателей мон-ря и рекомендует создать братство ревнителей по защите обители.

http://pravenc.ru/text/577970.html

По окончании академии остался работать в системе духовных школ. Работал смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге (1896–1904). В 1901 году был возведен в сан архимандрита. Был ректором Калужской Духовной семинарии (1904–1909), затем Олонецкой (1909–11). В 1911 году в Санкт-Петербурге был рукоположен во епископа Рыльского, викария Курской епархии. В его архиерейской хиротонии принимали участие митрополит Московский и Коломенский, священномученик Владимир (Богоявленский) и  святитель Тихон (Беллавин) , архиепископ Ярославский, будущий Патриарх. С 1913 года и вплоть до мученической кончины Преосвященный Никодим был епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Владыка Никодим был талантливым историком и духовным писателем. Еще до революции он был известен своими церковно-историческими и агиографическими трудами. Известно, что во время своего служения в Санкт-Петербурге, святитель Никодим встречался со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским и получил от него благословение на свои писательские труды. Перу владыки принадлежат многочисленные монографии и научные статьи, в том числе фундаментальные исследования о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли — «Архангельский Патерик» и «Олонецкий Патерик», жития преподобных Иова Ущельского и Трифона Печенегского. Также владыка стал одним из главных составителей многотомного «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». Им были написаны несколько сборников житий святых Санкт-Петербургской и Вологодской епархии, а также жизнеописания подвижников Соловецкого монастыря . Допрос за допросом Расстрелу епископа Никодима предшествовали несколько арестов — по всей видимости, красные власти Белгорода попросту не могли согласовать свои действия и владыку поочередно задерживали разные ведомства. В первый раз владыка был арестован прямо на вокзале чекистом Набоковым и на собственной архиерейской карете доставили в помещение местной чрезвычайки. По всей видимости, состоялся допрос, после которого владыку отпустили. Владыка возвратился в свои покои в Свято-Троицкий монастырь.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ni...

8 января 1911 г. в Св. Синоде состоялось наречение архимандрита Никодима в епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. Наречение совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Самарский Константин (Булычев). Примечательно, что двое из участников этого наречения, как и сам нарекаемый, причислены к лику святых как новомученики, пострадавшие за веру в годы послереволюционных гонений.  С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии. Владыка Никодим много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. Им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под его руководством в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы покои святителя Иоасафа, открыт музей с обширным фондом документов. Не забывал он и церковного песнотворчества; кроме упомянутого акафиста свт. Иоанну Златоусту, им составлены акафисты препп. Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. В 1917 удостоен степени магистра богословия. 8 января 1919 года был арестован комиссаром С. А. Саенко в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одна из верующих, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, была сразу же расстреляна комиссаром Саенко. На следующие сутки епископ Никодим был повторно арестован и тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была открыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В небольшой книжке, изданной церковным ведомством (передана в районный музей П.Т. Максимовым из д. Колмогора) говорится: «Раскопав землю на 1,5 аршина, нашли гроб, в коем тело преподобного почивало 111 лет. Когда раскрыли гроб, то нашли тело целым и нетленным, даже бывшие на погребенном ризы, мантия, пояс и пелены - все оказалось целым... Это произошло 3 ноября 1739 года». От его раки, а также от бревна (кокоры), на которой он был обезглавлен, стали совершаться исцеления больных и другие чудеса. В XVII веке таких чудес насчитывалось более 50. Остатки " кокоры " хранились в местной церкви и, по свидетельству очевидцев, она была " вся обгрызана, потому что щепы от нее, судя по народной вере, взятые в рот, успокаивали зубную боль " . В 1794 г. по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия часовня на могиле преподобного была перестроена в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). Средства на постройку церкви были пожертвованы мезенским исправником Василием Сергеевичем Казаковым. В 1834 г. церковь была возобновлена на средства мезенского исправника Философа Попова. Над мощами преп. Иова была установлена богато украшенная гробница с иконой святого. Лик преподобного описывается так: " Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: " Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити " . Обитель существовала до 1764 г. Затем церковь стала приписной к Усть-Вашскому приходу, затем - приходской в Ущельском приходе, основанном в 1873 г. К приходу были приписаны 4 деревни Усть-Вашского прихода. Христорождественская церковь, построенная преп. Иовом, сгорела. В 1664 г., по грамоте митрополита Питирима, построена новая церковь с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи, существовавшая более 200 лет. В 1886 г. построена новая Христорождественская церковь, освящена 8 июня 1887 г. После закрытия монастыря братья разошлась по миру. Инок Иуда с монахами Иаковом и Иоанникием пришли на реку Попьюгу (в 7 верстах от деревни Конещелье) и основали скит, который местные жители стали называть Юдиной пустынью. По смерти Иуды иноки покинули скит. Там была установлена часовенька.

http://sobory.ru/article/?object=43309

XX в. монастырские постройки разрушились. В нач. XXI в. в Ущелье стала возрождаться церковная жизнь, над предполагаемым местом погребения И. была поставлена деревянная часовня, в к-рой ежегодно 18 авг. настоятель прихода из с. Лешуконского служит молебен И. Почитание И. в Мезенском крае началось сразу же после кончины святого. У его раки совершались исцеления больных (в основном от болезни глаз и от паралича), др. чудотворения. Из описания чудес в Житии известно, что поклониться мощам святого приходили люди из отдаленных уголков Мезенско-Печорского края. Свидетельство почитания И. в кон. XIX в. оставил Максимов: «В Ущельской церкви сохранилась кокора (нижняя часть ствола хвойного дерева с корневищем.- Авт.), на которой он был убит и которая облита была кровью (кокора эта теперь вся обгрызена, потому что щепы от нее, по народной вере, взятые в рот, успокаивают зубную боль)» ( Максимов. 1984. С. 487). До наших дней дошли воспоминания старожилов о хранившейся в Ущельском приходе колоде, от которой паломники отламывали щепки для облегчения зубной боли. По свидетельству Максимова, местные жители указывали за селом место убиения И. В XIX в. по молитвам к И. получали спасение от «потопления на водах», находили потерянный в лесу скот ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 78). В кон. XIX в. чудеса продолжали записывать в памятной книге Ущельского прихода, где были зафиксированы, в частности, избавление от болезни желудка (сент. 1886), исцеление расслабленного (янв.- март 1890), спасение от пожара. Не прекращалось почитание И. в советское время, известны совр. случаи помощи по молитвам к святому, особенно заблудившимся в лесу. Согласно «Сказанию о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», по указу Архангельского архиепископа Варсонофия 3 нояб. 1739 г. состоялось обретение мощей И. С этой целью архиепископ послал в Ущелье ключаря Холмогорского кафедрального собора свящ. Прокопия, также были приглашены 8 мезенских иеромонахов. Св. мощи оказались «целы и нетленны… Не токмо телесе преподобнаго не прикоснуся тление, но и бывши на нем ризы, мантии, пояс и пелены оказались не поврежденными.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Ключарь же и прочии иереи принимались ризы и пелены испытать в крепости, но оные оказались крепче новых, яко разодрать их отнюд невозможно. По открытии же мощей угодника Божия исполнися благоухания неизреченнаго» ( Рыжова. 2010. С. 573). После освидетельствования мощи И. были оставлены под спудом, офиц. канонизации не последовало. Сообщение о данном событии противоречиво, поскольку Варсонофий был хиротонисан во епископа Архангельского 13 июля 1740 г., возведен в сан архиепископа в янв. 1741 г. Данное несогласие в датах можно разрешить двояко. Варсонофий был назначен кандидатом на Архангельскую кафедру 4 июня 1738 г., можно допустить, что в 1738-1739 гг. он осуществлял какие-то действия по управлению Архангельской епархией. Согласно др. гипотезе, освидетельствование мощей И. могло иметь место не в 1739, а в 1759 г. Сщмч. Никодим (Кононов) писал: «Тот факт, что следственное дело это не дошло до Святейшего Синода и не закончилось формальною канонизацией преподобного Иова, может быть объяснен кончиною архиепископа Варсонофия вскоре после освидетельствования мощей» ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 80). Архиеп. Варсонофий скончался 8 нояб. 1759 г. Служение молебнов И. практиковалось, согласно Житию, в Ущельской пуст. уже в 1654 г. ( Рыжова. 2010. С. 562). В февр. 1860 г. с. Усть-Щельское посетил Архангельский еп. Александр (Павлович) , бывш. настоятель Соловецкого мон-ря. Отслужив молебен у раки И., архиерей подарил Ущельскому приходу Казанскую икону Божией Матери, сопроводив свой дар письмом, в к-ром благословил ежегодно служить молебны в день памяти И. Из доклада благочинного Архангельской консистории 1814 или нач. 1815 г. известно, что в это время празднование в честь И. в Ущельском приходе совершалось 6 мая, в день памяти прав. Иова Многострадального, и 6 авг., в день мученической кончины И., «в каковые дни и в другое время богомольцы приходят в довольном количестве» (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1787. Л. 7). В последнее десятилетие XIX в. 6 мая вместе со службой прав.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Иову в Ущельском и близлежащих приходах совершалась служба И. (по Общей Минее) ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 75, 144). Офиц. канонизации И. не было, служение ему панихид или молебнов, по-видимому, зависело от позиции правящего архиерея. Е. Е. Голубинский поместил И. среди неканонизированных подвижников благочестия ( Голубинский. Канонизация святых. С. 329). Канонизация И. совершилась, видимо, в процессе переписки Архангельского архиерея с Синодом по поводу открытия в Усть-Щельском жен. обители. В ответ на представление Архангельского еп. Иоанникия (Казанского) Синод 3 нояб. 1901 г. постановил именовать учрежденную общину «Ущельскою преподобного Иова женскою общиною» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 281. Л. 31 об.). Имя И. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 27), что свидетельствует о признании канонизации И. Вопрос о включении имени И. в Собор Соловецких святых рассматривался по представлению Соловецкого мон-ря на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых 29-30 нояб. 2000 г. Положительное заключение комиссии было утверждено 9 дек. 2000 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Архив Соловецкого мон-ря). В нач. XX в. сщмч. Никодим (Кононов) составил тропарь, кондак, молитву и акафист И. 29 нояб. 1910 г. возглавлявшая Ущельский мон-рь мон. Магдалина обратилась к Архангельскому еп. Михею (Алексееву) с просьбой рассмотреть тропарь, кондак и молитву преподобномученику и разрешить их использование (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 724. Л. 1, 2-2 об.). Повторно вопрос о тропаре, кондаке и молитве рассматривался в 1914 г. Архангельским еп. Нафанаилом (Троицким). Поводом, по-видимому, послужила просьба игум. Ущельского мон-ря Магдалины от 3 мая 1914 г. о разрешении носить икону И. по деревням для служения молебнов в связи с желанием местных жителей (Там же. Л. 5). Ходатайство было отклонено. Акафист И. известен в единственном списке кон.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Дунилова Богородицкая пустынь. Устюжский Преображенский монастырь Девичий, упразднённый при Штатах 1764 года, находился в самом городе Устюге, где ныне Преображенская приходская церковь и имел Настоятельство Игуменьинское. На монастырь этот по грамоте 7193 (1685) года положено было денежной руги Игуменье со 100 сёстрами 51 рубль, а земель и вотчин никаких у сего монастыря не было. После Штатов 1764 года он переведён в нынешний Устюжский Иоаннопредтеченский монастырь. Уфимский Крестовоздвиженский монастырь См. Крестовоздвиженский Уфимский. Уфимский Христорождественский монастырь См. в прибавлении . Уфимский Успенский Богородицкий монастырь Оренбургской Епархии 3 класса мужской, находится в городе Уфе; а когда и кем построен, не известно. До учреждения духовных в 1764 году Штатов находился он в Епархии Казанской, и было за ним крестьян 271 душа. По Штатам же обращён в приходскую церковь . В 1759 году, при новом образовании Епархии и упреждении вновь Оренбургской, по докладу Святейшего Синода велено возобновить этот монастырь, быть ему в 3 классе на Штатном положении, учредив нём на основания Именного от 1797 года, Декабря 18 дня, Высочайшего Указа и Архимандрию. В 1805 году, Марта 6, на основании определения Святейшего Синода от 1802 года, Декабря 17, дозволено Архимандриту этого монастыря, если будет заниматься должностью Ректора при Семинарии и Богословия учителем, носить мантию камлотовую с зелёными бархатными скрижалями. Прибавление Уфимский Христорождественский монастырь Девичий. Находился в Губернском городе Уфе. В 1780 году он был возобновлён, но после упразднён. Учемский Кассианов монастырь См. Кассианов Учемский. На Ушине Борисоглебский монастырь Мужской. Упоминается в 1345 году в Истории Татищевой, где под оным 1345 годом записано: «того же лета преставился Князь Василий Муромский и положен бысть в его вотчине Муроме, в церкви св. мучеников Бориса и Глеба в монастыре на Ушине» (см. т. 4, стр. 157). Ущельский монастырь Или Ущельская мужская упразднённая пустынь, находилась в Архангельской Епархии в Мезенском уезде на левом берегу реки Бзеги от города Мезени к западу в 20 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

их известно до 50-ти). Первая икона была написана в 1658 году, а житие — в 1660-х гг. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня, перестроенная затем по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия в церковь в честь тезоименитого святого — праведного Иова Многострадального (память 6/19 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. Так совершилось его прославление. Лик преподобного описывается так: «Подобием надсед, брада аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити»». Август 7 Меркурий, епископ Смоленский, преподобный Преподобный Меркурий, епископ Смоленский, был иноком Киево-Печерского монастыря. Время его хиротонии неизвестно. На Смоленской кафедре, вероятно, был преемником епископа Лазаря, так как он испытал со своей паствой ужасы Батыева нашествия. В описании Киево-Печерской лавры говорится о нем: «Святой Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1247 году». После блаженной кончины святого мощи чудесным образом приплыли по Днепру к Киеву. Ныне они почивают в Киево-Печерской лавре в Антониевых (Ближних) пещерах. Пимен блаженный, Печерский Блаженный Пимен родился на свет больным, больным он и вырос. Но сия телесная болезнь не дала в нем места болезни духовной: он был чист от пороков и соблюл девство от утробы матери. Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его наследником по своей смерти. Однажды по действию Божественного Промысла, устрояющего все к лучшему, блаженный Пимен особенно сильно заболел, так что даже не надеялся и на выздоровление. Повинуясь необходимости, родители принесли его тогда в Печерский монастырь и просили живших в нем преподобных отцов помолиться об избавлении их сына от болезни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010