Автор пользовался сказанием о кн. тверском Михаиле, но воспроизводил его не совсем точно. К житию прибавлены повесть о обретении мощей в 1649 г., о перенесении их ростовским митроп. Варлаамом (†1652) и о чудесах в XVII в. По некоторым указаниям видно, что перенесение и чудеса описаны отдельно от жития, первое прежде, вторые после и по-видимому другим автором, «самовидцем бывшим чудесам ее, писании же предати замедлившим» последнее чудо 1666 г. описано особо от прежних и прибавлено к ним после. Отсюда видно, что житие составлено около 1650 г. по поводу обретения мощей 527 . Житие Иова, основателя Ущельского монастыря на Мезени, необработанная записка без литературных притязаний. О происхождении Иова автор ничего не знает; первые биографические сведения почерпнуты им из благословенной грамоты 1608 г., данной Иову новгородским митр. Исидором, из которой в записке сделано извлечение. К этому прибавлен краткий рассказ об основании монастыря на Ущелье в 1614 г. и о смерти Иова от разбойников в 1628. Записка о жизни Иова сопровождается длинным и сухим перечнем чудес 1654–1663 гг., при описании которых она, очевидно, составлена 528 . Для истории нравственной жизни древнерусского общества любопытна повесть о священнике Варлааме, который жил в Коле при царе Иване и наказал себя за убийство жены тем, что с трупом ездил на лодке, не выпуская весла из рук, по океану мимо Св. Носа, «дондеже мертвое тело тлению предастся», и потом подвизался иноком в пустыне около Керети. Посмертные чудеса Варлаама, ставшего покровителем беломорских промышленников, автор записывал со слов спасшихся от потопления и приезжавших в Кереть, где покоился Варлаам: одно из этих чудес записано в 1664 г. и указывает приблизительно на время составления повести. По всей вероятности, автор был монах, живший в Керети в качестве сельского священника н прикащика Соловецкого монастыря, которому с 1635 г. принадлежала вся эта волость. 529 . По поручению казанского митрополита Лаврентия (1657–1673) монах свияжского Успенского монастыря Иоанн написал житие основателя этого монастыря, казанского архиепископа Германа с чудесами и надгробным словом; последнее, как видно, было даже произнесено автором публично в Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Аз, раб его и чадом его служитель, еже слышах от преподобнаго многое страдание в Литовских странах, паки же аз самовидец досточюдному житию преподобнаго что мало разумех, та и написах. Вы же, братия, тщитеся, наше писание прелагайте на новые скрижали. Кто начнет писати, и он бы ся тщал на прямые точки и запятая, де не погрешил бы ся разум писанию якоже мы душу полагаем за истинныя словеса и за точки. Вы же, братия, раздавайте писания по странам православным христианам, паче же страннаго раздавания потщитеся отвезти в царствующий град Москву на свидетельство православному царю вел. кн. Федору Ивановичу и пресвящ. Дионисию митрополиту и всему их вселеньскому собору церковному и людем всей вселенней, и приятно ли царю и святителю и вселеньскому их собору наше писание, достойно ли почитати житие и чюдеса преподобнаго, повелят ли пети канон и стихиры святаго, достоин ли есть делатель пишущий мзды своея. VI. Чудо преп. Иона Ущельского 1655 г. (к стр. 341) Ехали через Мезень реку в лодке Нисогорской волости Фока с братьею Петровы дети на пашню свою и плавили лошадь, и выехали до полуреки, и найде на них дух нечистый водный и нача лошадь топити; они же лошадь держаху, а нечистый дух яве хождаше аки рыба велика волнами и нападаше на лошадь и за лодку хватать потопить хотя; они же, веслы биюще его отреюще, и возопиша, плачуще, со слезами: святый Ущельские пустыни! помози нам и не дай нас потопити нечистому духу. И в том часе невидим бысть и отпустил лошадь их, и переехаша реку, а лодка уже полна воды и не погрязнула. VII. Дополнения К стр. 287. Автор повести о Петре и Февронии Муромских назван «господином смиренным мнихом Иеразмом» в сб. Моск. дух. академии, не процитованном ясно у архиеп. Филарета (XVI век. 224, л. 215–230); этот список едва ли не единственный с таким указанием; самая повесть здесь той же редакции, которая известна по другим спискам. Об Еразме нет более никаких известий, если это имя не поставлено по ошибке писца вместо Михаила или Пахомия, составителей канонов Петру и Февронии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Кроме икон с изображением лика Преподобного 26 , встречаются иконы, где в клеймах изображаются жизнь и подвиги святого отца. Такова, например, икона XVII века из собрания древнерусской живописи в Государственном Историческом Музее 27 ; на ней два клейма изображают посещение Преподобного боярином А. Завалишиным 28 . В Житии святого подвижника описано именно два прихода к нему в «пустыню» этого боярина. В клеймах иконы нашли отражение и чудесные события явления Преподобному ангелов, Богоматери и Пресвятой Троицы. Последний сюжет – необычайное снисхождение Триипостасного Божества – встречается и отдельно на иконах 29 . В собрании Церковноархеологического кабинета при Московской Духовной Академии имеется икона, на которой преподобный Александр в деисисной композиции предстоит Христу 30 , на другой – преподобные Александр Свирский и Макарий Калязинский предстоят Ветхозаветной Троице 31 . Изображения Преподобного встречаются в иллюстрированных списках его Жития 32 . Известен шитый покров на гробницу Преподобного со следующей надписью: «Лета 7090 (1581), месяца октобрия в 2 день зделан сии покров при державе государя царя и великого князя Ивана Васильевича вся Русии, и при его царице великой княгине Марии, и при его сыне государе царевиче князе Феодоре Ивановиче, и при его царице великой княгине Ирине. Положил сии покров на великого чудотворца Олександра Борис Федорович Годунов, а своею семьею Марь- ею» (4, с. 62, табл. 57; 40, с. 616; 56, с. 225). Иконография преподобного Александра Свирского могла служить основой для изображения других русских подвижников. Так, о преподобном Иове Ущельском (память 5 августа) читаем в «Иконописном подлиннике»: «Подобием насед, брода аки Александра Свирского , ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток»... (Цит. по: 38, т. 3, с. 678). Одно из позднейших изображений Преподобного можно видеть в лике Карельских святых на иконе, подаренной Святейшему Патриарху Московскому Пимену в Финляндии в 1974 году (см.: «ЖМП», 1974, 12, 1-я полоса вкл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

он был упразднен; в 1778 г. восстановлен и стал мужским; в 1865 г. обращен в женский. В нем хранится чтимая икона Божией Матери Троеручицы; в день празднования этой св. иконы (12 июля) и в день Св. Троицы вокруг мон. совершается крестный ход, a 25 июля в Макарьевскую пуст. При мон. странноприимный дом и мастерские: иконописная, золотошвейная, рукодельная и пр. К мон. приписаны: 1) Макарьевская пуст., в 16 в. от него, основанная в 1676 г.; сначала была мужской, в 1865 г. обращена в женскую; здесь находится древняя икона пр. Макария Унженского (см. 25 июля), принесенная в пуст. в 1671 г.; 2) Уздринская или Уздренгская пуст., близ впадения р. Уздры в р. Пую, в 112 в. на юго-зап. от г. Шенкурска, основанная в XVII в. Ущельский пр. Иова , общ., в с. Ущелье, Мезенского y., в 8 в. от с. Больше-Нисогорского. Основанный здесь еще в 1614 г. пр. Иовом (см. 6 авг.) мужской мон. в 1764 г. был упразднен; в 1901 г. на этом месте была учреждена жен. община, которая в 1908 г. обращена в мон.; здесь под спудом покоятся мощи пр. Иова; над ними в 1888 г. устроена изящная позолоченная рака. Холмогорский Успенский , 2 кл., в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами р. Северной Двины, основанный в 1687 г. Холмогорский архиеп. Афанасием; в 1798 г. переведен на настоящее место, в бывший архиерейский дом, построенный в 1688 г. В 4-е воскресенье Вел. поста и 15 авг. в мон. совершается крестный ход. При мон. странноприимница и больница. Ямецкий , общ., в местности, именуемой «Ямецкая пустынька», Онежского y., учрежденный в 1911 г. из жен. общины, основанной в 1908 г. Астраханская епархия Мужские: В. Иоанно-Предтеченский, зашт., в Астрахани. Основан в 1688 г. митр. Астраханским Савватием; в 1723 г. упразднен; в 1727 г. восстановлен. В мон. находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при мон. школа. Покрово-Болдинский , зашт., в 6 в. от Астрахани. Основан в 1708 г. митр. Астраханским Сампсоном. В 1823 г. в него переведена была Болдинская пуст., которая находилась на месте, где Волга раздвоялась с другими рукавами, называвшимися Болдой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Кононов Александр Михайлович; 18.06.1871, с. Тельвиска, Мезенского у. Архангельской губ.- 10.01.1919, Белгород), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф. Происходил из старинного священнического рода. Его отец, свящ. Михаил Семенович Кононов, настоятель прихода с. Тельвиска в низовьях р. Печоры (ныне на территории Ненецкого автономного окр.), был известен выдающейся миссионерской деятельностью среди ненцев. В 1877 г. семья Александра переехала на новое место служения отца в дер. Прилуки Онежского у. Архангельской губ. В 1886 г. окончил Архангельское ДУ, в 1892 г.- Архангельскую ДС. В том же году поступил в СПбДА. Уже во время учебы в академии он получил известность в церковных и просветительских кругах как агиограф и исследователь истории монашества Русского Севера. В 1893-1895 гг. в С.-Петербурге в ж. «Русский паломник» публиковались его очерки о святынях Мезенского у., о Михаило-Архангельском мон-ре в Архангельске и Кожеозерской Богоявленской муж. пуст., о прмч. Иове (Мозовском , Ущельском); были изданы брошюры о преподобных Александре Ошевенском и Антонии Сийском и об историческом значении основанных ими обителей. На последнем курсе академии, 10 февр. 1896 г., пострижен ректором СПбДА Нарвским еп. Иоанном (Кратировым) в монашество с именем в честь прп. Никодима Кожеозерского, 24 февр. рукоположен во диакона, 21 апр.- во иерея. После окончания СПбДА со степенью кандидата богословия был назначен 17 авг. 1896 г. смотрителем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. Был также смотрителем С.-Петербургских педагогических курсов для учителей второклассных церковноприходских школ с 23 июня по 6 авг. 1897 г. и с 24 июня по 6 авг. 1898 г. Одновременно продолжал активную научно-богословскую деятельность, стал автором многочисленных агиографических работ. Его исследования в этот период приобретают научную зрелость, к-рая совмещалась с доступностью «душеполезного чтения» для широкого круга читателей . Н. был собран почти исчерпывающий на то время материал о святых Архангельской, Вологодской, С.-Петербургской, Олонецкой епархий, подготовлен теоретический очерк о канонизации рус. святых.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Книгу о подвижниках Мезенского края издали в Нарьян-Марской епархии 27.10.2020 Книга «Святые и святыни Мезенского края. Епархия Нарьян-Марская и Мезенская» вышла из печати. Идейным вдохновителем сборника стал настоятель Богоявленского храма в Мезени священник Николай Табашников. Составитель издания — главный специалист отдела по делам молодежи, культуре и искусству администрации района Екатерина Аннюк. Вместе с ней над созданием книги трудилась мезенский краевед Наталья Тихонова. «Это первое издание, повествующее об истории Православия в Мезенском крае с древних времен и до современности. Мы живем в отдаленном краю, о духовной культуре которого известно очень мало. Нам хотелось напомнить, что Мезень — тоже святая земля, здесь подвизались многие угодники Божии. Наша книга — своеобразная маленькая энциклопедия», — отметила Екатерина Аннюк. В сборник включены статьи почти 30 авторов. Это священники, ученые, краеведы, сотрудники музеев и просто земляки, которым близка тема Православия на Русском Севере. Книга наполнена материалами о святых, подвизавшихся на землях, ныне входящих в состав Нарьян-Марской епархии , о священниках и мирянах, пострадавших за веру. Здесь представлены жития Иова Ущельского, Трифона Вятского, преподобных Исаии и Никанора Ручьевских, священномученика Никодима, епископа Белгородского. Далее в сборнике повествуется о чудотворных иконах и мезенских иконописцах. Сюда включены исторические повести об образе Спаса Нерукотворного в Кузнецовой слободе (город Мезень), иконе святой Троицы в деревне Лампожня, образе святой Екатерины в Юромском приходе. Эти повести — уникальные исторические документы, которые обработала филолог Наталья Савельева. Читатели познакомятся с историей возникновения Богоявленского храма в Мезени, Одигитриевской церкви в деревне Кимже, храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в деревне Погорелец, Никольской и Благовещенской церквей в селе Лешуконское, храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Несь. Сюда же включены материалы о пустынях Мезенского уезда: Чирцовой, Юдиной и Екатерининской, а также информация о часовнях и поклонных крестах.

http://drevo-info.ru/news/26254.html

Был арестован на вокзале по прибытии в город, допрошен, но потом освобожден. 7 янв. Н. был вторично арестован в своих покоях, когда встречался с белгородским духовенством после Рождественского богослужения. Арест архиерея вызвал массовые протесты верующих, к местным властям было направлено неск. делегаций с просьбой об освобождении Н. Он был освобожден, вернулся в белгородский Троицкий мон-рь, где 8 янв. во время вечерней службы произнес проповедь, содержащую критику большевиков. Сразу после службы Н. был снова арестован прямо в алтаре Троицкого собора ворвавшимися туда сотрудниками ЧК. Тогда же были арестованы и вскоре казнены руководители делегаций верующих, выступавших в защиту архиерея. На 2-й день после ареста Н. был расстрелян по приказу начальника комендатуры 2-й Украинской Советской армии С. А. Саенко на дворе пожарной части и тайно захоронен в общей могиле за городским кладбищем. После взятия в июне 1919 г. Белгорода войсками ген. А. И. Деникина были найдены останки Н. Медицинский осмотр установил, что перед смертью Н. подвергался мучениям. Помимо огнестрельной раны в груди у него был проломлен ударами тяжелых предметов череп и сломаны гортанные хрящи. Останки Н. были торжественно перезахоронены в белгородском Свято-Троицком мужском мон-ре с сев. стороны Троицкого собора. В 20-х гг. ХХ в. Троицкий храм был разрушен, могила Н. оказалась погребена под развалинами. 2 нояб. 2012 г. обнаружен склеп с останками Н. Ныне рака с его мощами находится в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Белгорода. Н. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893–1965. Т. 5. С. 94–96; Польский. Ч. 1. С. 72; Ч. 2. С. 299–305; Синодик СПб епархии. С. 7; Шаляпин С. О. Никодим//Поморская энцикл. Архангельск, 2001. Т. 1: История Архангельского Севера. С. 264; СПб мартиролог. С. 9. Э. П. Р. Лит. наследие Н. представлено десятками трудов: исследованиями в области агиологии, сочинениями на темы миссионерства, богослужебными текстами и т. д. Главным делом своих ученых занятий Н. считал изучение «отдельных святых личностей» - представителей рус. монашества и «их церковного почитания», к-рое может пролить свет «на некоторые эпохи и стороны исторической жизни России» (Верное и краткое… 1900. С. 4-5). Важная задача отечественной агиологии заключается, согласно Н., в составлении полного месяцеслова рус. святых и Четьих-Миней с изложением Житий святых и истории их канонизации и чествования (Там же. С. 10-11). Особенно весом вклад Н. в изучение и популяризацию севернорус. агиографии. Его перу принадлежат труды, посвященные архангельским, олонецким, соловецким святым: Никодиму Кожеозерскому, Антонию Сийскому, Александру Ошевенскому, Александру Свирскому, Иову Ущельскому, Трифону Печенгскому, Диодору Юрьегорскому и мн. др. Н. является составителем «Архангельского патерика» (1901) и «Олонецкого патерика» (1910); он попытался обобщить сведения о святых Вологодской, С.-Петербургской, Калужской, Ярославской и других епархий.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Нек-рые выводы Н. отвергнуты совр. наукой: напр., в атрибуции им редакций Жития Никодима Кожеозерского (см.: Соколова. 1992. С. 375), в определении взаимоотношений между Житием Диодора Юрьегорского и циклом повестей о соловецких пустынножителях (см.: Панченко. 2014. С. 555) и т. д. В работе «Прп. Александр Свирский и его ученики-подвижники» Н. включил нек-рых святых в число «учеников» Александра Свирского без должных на то оснований (см.: Karvonen. 2013). В целом он с доверием относился к сообщаемым в агиографических сочинениях историческим сведениям, пытался примирить содержащиеся в Житиях противоречия и анахронизмы, критиковал И. А. Яхонтова (автора кн. «Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник» (Каз., 1881)), установившего компилятивный характер ряда северорус. Житий, за скептическое отношение к ним как к историческим источникам. Осознавая ценность для агиологии «местно-исторического материала», Н. призывал сельских пастырей собирать и публиковать сведения о святых своего края, предания о них и новейшие чудеса. В петрозаводский период (1909-1910) в своих сочинениях (о Науме Соловецком, об истории Афанасиевой Сяндемской (Сяндебской) пуст. и др.) Н. большое внимание уделял судьбе правосл. карелов, выступал против их «финнизации». В 1906-1912 гг. в изд-ве афонского Русского Пантелеимонова мон-ря был опубликован многотомный труд Н. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами» (12 томов и один дополнительный). Построенный по календарному принципу, по типу Четьих-Миней, этот труд собрал сведения о десятках подвижников синодального периода. Своеобразным дополнением к «Жизнеописаниям…» стал изданный в том же Пантелеимоновом мон-ре сборник изречений подвижников благочестия XVIII-XIX вв. (Старческие советы. 1913). В течение 11 лет (1906-1916) Н. собирал сведения о св. Иоасафе Белгородском, о его жизни и истории канонизации. Результатом этой работы стал последний крупный печатный труд Н.- «Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причисление к лику святых Православной Русской Церкви (по документальным данным)». Н. является также автором акафистов святым Иоанну Златоусту, Александру Ошевенскому, Никодиму Кожеозерскому, Трифону Печенгскому, Иову Ущельскому, Евфросинии Полоцкой.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

4 августа/17 августа 2002 г. Суббота. Семи отроков Ефесских. Служили по уставу, причащались. Совершили чин монашеского погребения о. Илии. К середине отпевания приехал батюшка. Он был возмущен до глубины души тем, что пели кое-как, стихиры читали, а не пели. Он говорил: «Вы бездушные. Брат во Христе почил, почему бы и не пропеть стихиры? Как вы относитесь, такая и кончина будет. О. Илия – образец монаха, священнослужителя: кроткий, смиренный, умер в цветах, причастился, пособоровался. Молитесь ему о даровании христианской кончины. А вам никому ничего не надо – бездушие полное. У него дети неверующие, семья его не понимала. Когда братия ездила с ним забрать из дома вещи, рассказывали: «Он поклонился своим и сказал: «Простите меня, я вас никогда не увижу.» Они даже не вышли. Вот, смотрите, кого вы воспитываете – блудников, пьяниц, преступников. О. Илия все терпел. ...Беседовал с о. Лазарем. О. Лазарь отошел на минуту, вернулся, а его нет уже, лицо светлое. Еще батюшка рассказал свой сон, приснившийся ему в эту ночь: «Как будто иду я в храм посмотреть, как там о. Илия, не завонялся ли там мой покойник. А он встает из гроба и говорит: «О. Зосима, а я – схимник.» Я говорю: «Как же? Я тебя не постриг.» – «А вот так. Мне велено сказать, что я схимник.» И лег обратно. Вот такой сон положил мне Господь на сердце рассказать вам. Благословляю молиться за него как за схииеродиакона. И на надгробии написать: «Пострижен Ангелами в схиму. " " Опускали гроб в могилу со светлым чувством: «Праведник вовек жив будет.» День был светлый, воздух прозрачный. Вечером – всенощное бдение. 5 августа/18 августа 2002 г. Воскресенье. Предпразднство Преображения. Прп. Иова Ущельского. Правило, акафисты, литургия, крестный ход, трапеза. На трапезе поздравляли ин. Нону с Днем Ангела. Ее привезли на инвалидной коляске из богадельни. Вечером служили всенощное бдение. Пели любимую батюшкину стихиру «Прообразую Воскресение Твое.» Батюшка произнес на полиелее такую проповедь: «Приветствую вас со святым вечером годового праздника Божия – Христова Преображения, праздником Фаворского света.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010