В селе Тельвиска у Михаила Кононова и его жены Клавдии родились дети, старшим из которых был Александр, родившийся 18 июня 1871 г. В 1877 году о.Михаил с семьей навсегда переехал в Онежский уезд к новому месту службы, а спустя девять лет его старший сын блестяще выдержал вступительный экзамен в Архангельскую духовную семинарию. Архангельские епархиальные ведомости, ежегодно публиковавшие списки семинаристов, переводимых в следующий класс, неизменно отмечают Александра Кононова в числе учеников 1-го разряда 8 . Прилежный ученик Александр Кононов сразу после окончания семинарии в 1892 г. получил разрешение поступать в С.-Петербургскую Духовную Академию, учеба в которой превратилась в творческий научный поиск, ставший на многие годы любимым занятием нашего героя. Особенно привлекали студента церковная история и агиография, занимавшие заметное место среди изучаемых в Академии дисциплин. Уже на втором курсе он пишет серьезные научные очерки по истории Михайло-Архангельского и Кожеозерского монастырей, в которых сам неоднократно бывал в детстве 9 . В поисках научного материала для своих работ А.Кононов приезжает в Архангельск, где изучает коллекции недавно созданного епархиального древлехранилища, начинает переписку с приходами и монастырями Севера. Так, именно при переписке со священником Ущельского прихода Мезенского уезда Ф.Смирновым в 1894 г. он получает копии единственного сохранившегося списка Жития Иова Ущельского и старинных грамот Ущельского монастыря, положенные в основу очередного исследования. В популярном журнале «Русский паломник» печатаются две его статьи о мезенских святынях 10 . Однако, творческая научная активность студента Кононова не всеми воспринималась однозначно. Его первые работы критиковались за эклектичность собранного материала, а после публикации статьи о Мезенском крае он был даже обвинен в плагиате. Вздорные обвинен6ия в том, что большая часть материала статей в «Русском паломнике» заимствована им из труда некоего г.Токмакова, было опровергнуто в печати только в 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Ущелье. Ущельский Иовский монастырь. Церковь Иова Ущельского. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянный храм над могилой прп. Иова Ущельского, построенный в 1794 г. (возможно - на основе часовни постройки 1701 г.) мезенским исправником В.С. Казаковым и отремонтированный в 1834 г., 1889 г., обшитый тёсом. Церковь стояла над погребением прп. Иова Ущельского, убитого разбойниками в 1628 г. Одноглавый четверик без особой алтарной апсиды с трапезной и двухъярусной колокольней. Церковь разобрана в начале 1930-х гг. Московский журнал 7/2015 В 1794 г. по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия часовня на могиле преподобного была перестроена в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). Средства на постройку церкви были пожертвованы мезенским исправником Василием Сергеевичем Казаковым. В 1834 г. церковь была возобновлена на средства мезенского исправника Философа Попова. Над мощами преп. Иова была установлена богато украшенная гробница с иконой святого. Лик преподобного описывается так: " Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: " Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити " . По обычаю, 6 августа, на следующий день после дня смерти преподобного, в приходском храме собиралось много богомольцев. Обитель существовала до 1764 г. Затем церковь стала приписной к Усть-Вашскому приходу, затем - приходской в Ущельском приходе, основанном в 1873 г.  Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895. С. 333-336. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45729

Возсияв, яко солнце, в полунощней стране, светом твоих добродетелей, многих привлекл еси, преподобне Иове, иже крестом плоть распяв, чужди мирови, о Христе восхваляху тебе: Радуйся, Христовы любве исполнение. Радуйся, образе надежды крепкия. Радуйся, в горняя управителю. Радуйся, благочестия страны утвердителю. Радуйся, аки столп светел, имже демоном путь во страну заградися. Радуйся, аки лествица, еюже к небесем открыся восхождение. Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Кондак 7 Спасения ради сошедшихся обитель Ущельскую соградил еси, преподобне Иове. Христова Рождества ю храмом украсив, иноческаго жития уставы утвердил еси, да иноцы, неблазненно живуще, выну Богови поют: Аллилуиа. Икос 7 Новая купель Силоамская бысть обитель твоя, преподобне Иове. В нейже язвами греха изможденнии душы мир улучаху, по слову Христову живуще: «Иже ити по Мне хощет, да отвержет себе, и взем крест свой, Мене вслед грядет: иго бо благо и бремя Мое есть легко». Темже чтим тя, глаголюще: Радуйся, пастырю добрый, душу за овцы своя полагавый. Радуйся, сеятелю добраго семене, слова Христова. Радуйся, яко сие на ниву благую паде. Радуйся, яко тем израсте благочестия древо. Радуйся, яко избранным плодом соградил еси кошницу. Радуйся, яко Церкве Зиждителя трудом приобщился еси. Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Кондак 8 Странное явися видение, яко тоя быв начальник обители, тяжкия труды приимал еси, преподобне Иове. Во плоти бо, яко безплотен, в постех и молитвах живый, ничтоже себе недостойно возмнил еси, выну сладце Христови поя: Аллилуиа. Икос 8 Всем единожды братием на селе трудящымся, един, обитель блюдяй, помышлял еси в себе, преподобне Иове: трава яко дние суть наши, яже ожестеет и изсхнет, и множае в них труд и болезнь, егда приидоша разбойницы, о нихже помышляюще со страхом, ти рцем: Радуйся, ангельскаго образа блаженный носителю. Радуйся, иноком братием независтный содетелю. Радуйся, трудником образе. Радуйся, яко тобою труд всякий освятися.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

и поновленная в 1889 г. на средства генеральской вдовы из С.-Петербурга А. П. Быковой. Судя по описи 1893 г., в ней на сев. стене находился «образ св. преподобномученика Иова, Ущельского чудотворца, на доске писан красками… на нем риза серебряная чеканая… В 1880 году риза устроена неизвестными благотворителями… длины 11/2 аршина, ширина 11/2 аршина с киотом… Кругом образа карнизы и резьба позолоченные». В том же храме имелась «хоругвь, писана красками на холсте... на одной стороне ее изображение Божией Матери, а на другой - св. преподобномученика Иова» (Там же. Л. 32, 37). По преданию, из Ущельского мон-ря происходит большого размера икона И. кон. XIX в. (200×78 см; в 90-х гг. XX в. хранилась в Народном музее с. Лешуконского, в 2000 украдена, впосл. возвращена и передана правосл. приходу с. Лешуконского; экспертное заключение Гос. музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» см.: Архив АМИИ. Оп. 3. Д. 1223. Л. 21). И. изображен фронтально в рост, в темно-серой мантии и темно-зеленой схиме, в куколе, руки с четками крестообразно сложены на груди, у него широкая седая окладистая борода. На фоне написан пейзаж Ущелья: река с высоким берегом, на холме - деревянный 2-главый храм, окруженный деревянной оградой. Образ по размеру совпадает с иконой, которая лежала в раке, пожертвованной в 1888 г. в ц. прав. Иова Многострадального московской купеческой вдовой и ее дочерью А. С. и Е. Д. Четвериковыми: «У северной стены в церкви, близ солей находится деревянная рака длиною 21/2 аршина, шириной 1 аршин 1 четверть; означенные раки устроены из дубового дерева в виде ящика, крышка коего двигается на медных шарнирах и запирается на два внутренних замка. Крышка с обеих сторон лакирована, а на верху ее прикреплен по длине всей раки кипарисный крест с тростию и копием. Лицевая сторона гробницы также лакирована и украшена 3 резными лакированными рамками в виде правильных квадратов, из-под которых виднеются медные позолоченные пластинки; в средине упомянутых рам находятся металлические позолоченные, рельефные украшения, представляющие подобие звезд.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Светозарен, яко сияние небес, чудесы, аки света столпы облистал еси, преподобне Иове, мрачную страну; теплыми же Богови молитвами хлад тоя испразднил еси, от от любящих тя приемля сердец таковыя хвалы: Радуйся, сияние мрака силы разгоняющее. Радуйся, луно, умирение душам подающая. Радуйся, пустыни мразныя согреяние и вихрей хладных утишение. Радуйся, океана-моря украшение, в немже плавающих от потопления спасаеши. Радуйся, яко от бесов дручимых свобождаеши и всякия недуги целиши. Радуйся, яко звезда и нам путь указует твое житие. Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Кондак 12 Благодати причастник, чудеса показуеши всем, преподобне Иове, яко присныя ти не оставляеши, обаче со святыми усердно моляся о нас, козни злых раззоряеши муринов, победне Цареви поя: Аллилуиа. Икос 12 Песньми превозносяще Христа, Емуже послужив, приложился еси Церкве Святых, яже бо, зрящи на текущыя, спасения ищущым велие творит вспоможение, сице тя величаем: Радуйся, Троице Единосущныя предстоятелю, в райских кущех радости великия наслаждаяйся. Радуйся, Рождшия Сына Божия ублажателю. Радуйся, Симеонови и Анне со Предтечею соутешенный. Радуйся, Иова Многострадальнаго совсельниче. Радуйся, всем святым сотаинниче. Радуйся, яко на земли тя чтущыя призираеши и моления сих любезне приемлеши. Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Кондак 13 О преподобне отче наш Иове! Вечно живый в невечернем дни Царствия Христова, умоли всех Владыку, да верою тя ублажающе, молитвами твоими, наше житие преобразив во благое, тояжде причастимся благодати, во веки поюще Искупившему нас: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелообразным Богови угоден житием, воистинну ищущым спасения светильник явился еси, преподобне Иове, ихже ради обитель создав, Мезенскую страну от лютаго миродержца свободил еси. Темже ти вопием: Радуйся, мира славою не уязвленный. Радуйся, в обители Соловецтей игу Христову подклонивыйся. Радуйся, яко тамо, плоть умертвив, духом просветился еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, яко последи в Мезенстей стране водворился еси. Радуйся, яко ту, на спасение людей, обитель Ущельскую соградил еси, в нейже в подвизех добрых до конца подвизался еси. Радуйся, в скончании жития добрый страдальче. Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Кондак 1 Взбраннаго Христова воина днесь дерзаем ублажити тя, преподобне Иове! Ты бо в терпении мнозе претек житие, прилоги врагов раззорил еси и страданием украсився, угоден Богови явился еси, Емуже на Небесех предстоя, выну молишися о вопиющих тебе таковая: Радуйся, Иове, присный наш споспешниче, Ущельский чудотворче. Молитва преподобному Иову, Ущельскому чудотворцу Преподобне отче наш Иове, молитвою твоею и верою и любовию и чистотою сердца еще на земли во обитель Предвечнаго Бога Слова душу свою устроивый и мечным от разбойник усечением главы твоея житие запечатлевый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный, нам оставивый. Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли Его спасти ны верующыя и к тебе с любовию и теплою молитвою притекающыя. Ходатайствуй пред Ним: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испроси нам у Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, коемуждо благопотребен во спасение, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от нашествия иноплеменных избавление, от глада и пагубы сохранение, младенцем воспитание, юным наставление, сиротам и вдовицам заступление, скорбящым утешение, по морю плавающым, хладныя пустыни и темныя дебри преходящым верное ко пристанищу приведение, недугующым исцеление, бесным от демонскаго нашествия свобождение, падшым во грехи покаяние и возстание, от Церкви Христовы отпадшым вразумление и на путь спасения возвращение, подвизающымся укрепление, благоделающым в делех благих преспеяние и благословение, отходящым от сего временнаго жития к вечному благое напутствие, отшедшым блаженное упокоение. О священная главо! Посети место сие святое, древле кровию твоею честною обагренное и омовенное: соблюди и укрепи молитвами твоими обитель твою, разшири ю, украси добродетельми тоя сестры, и вся притекающыя к тебе добре сохрани во веки веков. Аминь. Молитва иная

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Койнас 9 янв. 1664 (1670?) г. был «у моря на Кедском берегу», внезапно заболел и не мог ходить, но выздоровел после того как вышел на улицу, где стоял образ И., и помолился перед ним (Там же. С. 163). Тот факт, что образ святого у поморов выставляли для моления даже на улице, свидетельствует о широком почитании И. в Мезенско-Печорском крае. В Житии преподобномученика повествуется о чуде, происшедшем с холмогорским иконописцем Григорием Селивановым Поповым, к-рый договорился выполнить иконы для Ущельского храма и поехал в Холмогоры для покупки красок. Возвратившись, он начал писать иконы для храма во имя свт. Николая Чудотворца в Азаполье; «…тогда заболели у него очи, и от тоя болезни 2 недели писать не мог. И прииде ему на ум обещание писать иконы в Ущельи с Прокопьева дня... роскаясь и обещася петь молебен у гробницы преподобномученика Иова, и на гробнице его написать образ подобия его на покрове (т. е. список.- Авт.), и оттого времени здоров бысть очима, и написав иконы во храм и на гробницу, прослави Бога и святаго Иова» (Там же. С. 161-162). Иконописец Григорий Селиванов родом из с. Матигоры (рядом с Холмогорами) упоминается в составе артели иконописцев Холмогорского архиерейского дома в кон. XVII в. ( Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI-XVIII вв. М., 2009. С. 88). Для ц. Рождества Христова, заново возведенной в 1886 г. в Ущелье, архангельскими иконописцами были созданы новые иконы. Справа от храмовой иконы стоял «образ св. праведнаго Иова Многострадального и местночтимого св. преподобномученика Иова Ущельскаго, писан на дске красками; длины имеет 21/4 аршина, ширины 1 аршин; над главою св. Иова Ущельскаго находится венец серебряный 84 пробы, весу имеет один золотник. Кругом образа рама позолочена червоным по мардану золотом» (Главные описи церковного имущества Христорождественской и Иовской церквей Ущельского прихода Мезенского у. за 1893 г.- ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1540. Л. 12 об.). В Ущельском приходе была также ц. прав. Иова Многострадального, построенная в 1794 г.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Книгу о подвижниках Мезенского края издали в Нарьян-Марской епархии 27 октября 2020 г. 13:10 Книга «Святые и святыни Мезенского края. Епархия Нарьян-Марская и Мезенская » вышла из печати. Идейным вдохновителем сборника стал настоятель Богоявленского храма в Мезени священник Николай Табашников. Составитель издания — главный специалист отдела по делам молодежи, культуре и искусству администрации района Екатерина Аннюк. Вместе с ней над созданием книги трудилась мезенский краевед Наталья Тихонова. «Это первое издание, повествующее об истории Православия в Мезенском крае с древних времен и до современности. Мы живем в отдаленном краю, о духовной культуре которого известно очень мало. Нам хотелось напомнить, что Мезень — тоже святая земля, здесь подвизались многие угодники Божии. Наша книга — своеобразная маленькая энциклопедия», — отметила Екатерина Аннюк. В сборник включены статьи почти 30 авторов. Это священники, ученые, краеведы, сотрудники музеев и просто земляки, которым близка тема Православия на Русском Севере. Книга наполнена материалами о святых, подвизавшихся на землях, ныне входящих в состав Нарьян-Марской епархии, о священниках и мирянах, пострадавших за веру. Здесь представлены жития Иова Ущельского, Трифона Вятского, преподобных Исайи и Никанора Ручьевских, священномученика Никодима, епископа Белгородского. Далее в сборнике повествуется о чудотворных иконах и мезенских иконописцах. Сюда включены исторические повести об образе Спаса Нерукотворного в Кузнецовой слободе (город Мезень), иконе святой Троицы в деревне Лампожня, образе святой Екатерины в Юромском приходе. Эти повести — уникальные исторические документы, которые обработала филолог Наталья Савельева. Читатели познакомятся с историей возникновения Богоявленского храма в Мезени, Одигитриевской церкви в деревне Кимже, храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в деревне Погорелец, Никольской и Благовещенской церквей в селе Лешуконское, храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Несь. Сюда же включены материалы о пустынях Мезенского уезда: Чирцовой, Юдиной и Екатерининской, а также информация о часовнях и поклонных крестах. В заключительную часть сборника вошли акафисты Трифону Вятскому, Иову Ущельскому, Великомученику Никодиму, молитва Сийским святым. Издание рассчитано на широкий круг читателей, исследователей, студентов, старшеклассников. Сборник отпечатан в архангельском издательстве «Кира», объем 470 страниц, книга дополнена цветными вкладками. Тираж — 221 экземпляр, большая его часть поступит в библиотеки и социальные учреждения района. О том, как приобрети сборник «Святые и святыни Мезенского края. Епархия Нарьян-Марская и Мезенская», можно узнать по телефону 8921 083-83-72. Издание книги — часть проекта районной мезенской библиотеки «Север наш светлый, север святой», который стал победителем международного грантового конкурса « Православная инициатива 2019-2020». Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Как жаль, что она не запомнила вещие глаголы отца Иоанна! В конце концов Тамара Николаевна решила, что отец Иоанн предсказал ее дочерям уход в монастырь. Разумеется, не в Холмогорский Успенский и не в Шенкурский Свято-Троицкий, и уж тем более не в отдаленный Ущельский, а в Сурский Иоанно-Богословский. Да-да, только в Сурский, где каждая пядь земли освящена молитвами и стопами дорогого батюшки. Поэтому, желая подготовить Катеньку и Вареньку к монашеской жизни, по праздникам и воскресным дням Тамара Николаевна вела их не в Успенский храм, до которого от их дома в Кемском поселке было рукой подать, а брала извозчика и ехала с дочерьми через весь Михайловск, на Сурское подворье, где был домовый храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». На клиросе там пели сурские монашки, а службы совершал духовный сын отца Иоанна, протоиерей Димитрий Федосихин 2 . И каждый, кто хоть раз видел этого священника с одухотворенным лицом, с пламенным взором, словно прозревающим сокровенные глубины людских сердец, верил — на этом человеке почил дух покойного отца Иоанна. Может быть, он тоже прозорливец… Однако отец Димитрий отчего-то не спешил благословить Варвару и Екатерину на отъезд в Суру. Так и не дождалась Тамара Николаевна исполнения пророчества отца Иоанна — в 1918 году она умерла от приступа грудной жабы 3 , и вовремя. Ибо вскоре настали такие лютые времена, что многим казалось — се, сбываются грозные пророчества Апокалипсиса. Блажен, кто не дожил до тех времен. Трижды блажен тот, кто пережил их, не утратив веру, надежду и любовь. В недоброй памяти день 4 июля 1920 года Екатерина и Варвара плечом к плечу стояли в храме Сурского подворья, принося не монашеские обеты — клятву верности Христу. Не перед отцом Димитрием Федосихиным, не перед матушкой игуменией Серафимой 4 стояли они — перед членами большевистской комиссии Кедрова, явившейся на подворье, чтобы закрыть его и превратить в Дворец Труда 5 . И их звонкие девичьи голоса тонули в общем хоре сотен голосов тамошних прихожан:

http://pravoslavie.ru/100039.html

Приходы в административных границах Ненецкого автономного округа, Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа объединяет Нарьян-Марская епархия. Она входит в состав Архангельской митрополии . Епархия учреждена решением Священного Синода Русской православной церкви 27 декабря 2011 года путём выделения из Архангельской епархии. Является самой северной епархией России. 18-19 апреля 2012 года состоялась первое епархиальное собрание Нарьян-Марской епархии, на котором было принято решение о делении епархии на 6 благочиний и образованы епархиальные отделы. Правящий архиерей - епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко). Населённые пункты [ править править код ] Монастыри [ править править код ] В настоящее время на территории епархии нет монастырей, но в прошлом в деревне Ущелье Лешуконского района действовал Ущельский Иовский монастырь (мужской, затем женский). В 2012 году в епархии впервые состоялся монашеский постриг, в том же году Спасо-Бородинский монастырь направил в епархию инокиню Татьяну для несения церковного послушания в Нарьян-Маре. В будущем епископ Иаков планирует создать в епархии монастырь. Храмы [ править править код ] Богоявленский собор (Нарьян-Мар) [ править править код ] Богоявленский собор (Нарьян-Мар) Возведение храма было начато в 1996 году. Стройку начинали плотники из Пензенской области. К концу 1998 года сруб церкви был срублен до шпиля. В 2003 году Богоявленский храм был закрыт при участии окружной администрации и фактически продан ОАО «Нарьян-марсейсморазведка», однако после вмешательства священноначалия возвращён Церкви. В 2004 году Богоявленский собор был освящён епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном. В 2006 году рядом с церковью построена деревянная колокольня высотой 18,3 метра. На ней установлено 10 новых бронзовых колоколов. Самый большой «Благовестник» весит 830 кг, наименьший — 5 кг. Набор кампанов из 10 штук был отлит в Воронеже по заказу компании «Лукойл-Север». Впервые колокольный перезвон огласил Нарьян-Мар 16 апреля 2006 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Ненецкий_автон...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010