Прп. Иоанн Дамаскин по этому вопросу так пишет: «Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели... Бог прежде всего хочет всем спастись и достигнуть Его Царства... Первое Его хотение называется предваряющей волею и благоизволением и зависит только от Него. Второе же хотение называется последующей волею и попущением и имеет свою причину в нас... Что касается находящегося в нашей власти, то добрых дел Бог хочет Своею предваряющею волею и благоволит им, дурных же дел Он не хочет ни Своею предваряющей, ни Своею последующей волею, но Он попускает свободной воле творить зло...» (Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл. 29,30). Поэтому, не Бог определил родиться ребенку больным в семье алкоголиков, но, Бог, давший человеку благословением плодиться и размножаться (Быт. 1:28) силу и способность к чадородию смиряется перед свободой человека и попускает начаться жизни отягощенной врожденной патологией. Точно также, не Бог определил родиться Каину отягощенным страстями, приведшими его к братоубийству, а грех Адама и Евы, которые, возжелав быть богами без Бога и против Бога, уже совершили богоубийство (ибо, понятно, что двух Богов быть не может), которое и осуществили их потомки в Пришествие Христово. Бог же, Который «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11), увещевал Каина, говоря: «... если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Также, не Бог определил родиться Иуде предателем, чтобы предать его, а грех предательства первых людей по отношению к Богу, многократным эхом повторяясь в последующих поколениях отобразился и в Иуде, который сам уже позволил вырасти в себе предателю Христову. Господь же, многократно предупреждая его, не хотел его погибели, хотя «от начала знал... кто предаст Его» (Иоан. 6:64). Поэтому, не «Богом определено, - как Вы пишите, - некоторым людям появиться на свет именно таким образом », а нами, людьми.

http://bogoslov.ru/article/1584651

Реформация, начатая и совершенная им вместе с другими, явилась подобною человеку, который, избавившись из плена, не возвратился на родную сторону, во занесен волнами на пустой и отдаленный берег. Правда, все, как увидим, представляется в ней основанным на слове Божием; но на самом деле – увидим и это – самая наибольшая часть опирается в ней на произвольном, всегда лживом, толковании писанного слова Божия, на извращении некоторых явлений в истории церковной, на искажении частных, иногда не совсем определенных и решительных, мест из творений св. отцев и писателей Церкви, на заблуждениях еретиков. По всему этому, реформация есть не иное что, как дальнейшее отпадение от истинной Веры Христовой. 2 «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборного изследования и разсмотрения и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от сообщения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия свяшенническия чести». Собор. константиноп. IV, имен. двукратным, прав. 13: книг. правил. св. апостол., св. соборов, вселенск. и поместн., и св. отец, стр. 242–243. Спб. 1843 г. 4 Мосгейм. Истор. церк. т. 2, стр. 21. 29. 133. 136. 139, изд. 1776 г. Не противники только, но и ревностные защитники латинства представляют вам духовенство его таким. Бароний, например, называет епископов римских, живших от конца девятого до начала одиннадцатого века, чудовищами по жизни и по нравам, почитает тяжким для себя только повествовать о неслыханных беззакониях их, в сознается, что все, что только потерпели христиане западные от императоров-язычников, от еретиков и гонителей, было детскою игрою в сравнении с теми бедствиями, которые потерпели они от недостойных пап своих (Барон. Летоп. церк. под 897 и 900 год. чл. 1. 3). Каково же было прочее духовенство западное, когда так растленна была глава его, чрез него действовавшая по своим видам? 6 Подобных поговорок много было на западе в конце XV и в начале XVI века: брошюры того времени наполнены ими. Отеч. зап. т. 35, отд. 2, стр. 28. Спб. 1844 г. 8 Св. Златоуст. Бесед. на еванг. Иоан. 86 : ч. 2, стр. 701–702, Спб, 1855 г. Бл. Августин. Письм. к донат. гл. 3: твор. т. 2, стр. 288. Антверпен, 1700 г. Св. Исидор. пелус. Письм. кн. 3, п. 701: твор. ч. 3, стр. 474. Москва, 1860 г. 10 В таких чертах изобразил латин Урбан II, в речи своей к ним, собравшимся в Клермон для предприятия первого крестового похода. 12 Тиллем. Исих. Безчисл. множ. богох. заблужд., неистово защищ., вопрек. слов. Бож., латин. мест. 3: о законе, чл. 1. Франкфурт, 1585 г. 14 Тиллем. Исих. Безчисл. множ. богох. заблужд. и проч. мест. 3: о законе, чл. 2. 5. Франкфурт, 1585 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Таинстве приобщения Плоти и крови Христовых. (Иоан.6:53–58). тому как Сам Господь приближался к Своим ученикам по бушующим волнам Геннисаретского озера (Мф.14:22–27). тайной вечерей с учениками пред страданиями Своими. срав. Мф. гл. 17; Мрк.9:2 и далее, Лк.9:28 и далее. город в Палестине, близ нынешней Рамлы, бывшей Аримафеи. один из древнейших городов Азии на сев.-зап. берегу Средиземного моря между Кесарией и Газой. Зеведеева, одного из двенадцати Апостолов, родного брата Евангелиста Иоанна. Св. Иаков первый из Апостолов принял мученическую смерть в гонение Ирода Агриппы, царя иудейского, в 44 году по Рождестве Христове. Память его 30 апреля. Кесария Палестинская, находившаяся на берегу Средиземного моря; город этот был восстановлен Иродом Великим, который назвал его Кесариею в честь кесаря Августа. Апостол Павел во время своих проповеднических путешествий несколько раз бывал здесь (Деян.9:29–30; 18:28; 21:8); два года пробыл здесь узником (Деян.23:33;24:27;25:4); здесь жил Апостол Филипп (Деян.21:8); здесь умер Ирод Агриппа, пораженный ангелом и изъеденный червями (Деян.12:19–33). писатель Х в. город Палестины, ныне областной город Дамасского вилайета (генерал-губернаторства) в Сирии (в Турецкой империи) у ручья Кедрона на склонах трех отрогов иудейских гор Акра, Сион и Мориа. Иерусалим дорог всякому христианину как центр великих событий ветхозаветной и новозаветной истории, — как матерь церквей христианских, откуда слово благовестия пронеслось по всей вселенной. Стратонийская — одно и то же с Кесарией Палестинской. город финикийский на берегу Средиземного моря, вдоль которого расположена и Финикия. или Берит — финикийский город, славившийся в древности как рассадник просвещения и образованности; ныне Берит с именем Бейрут составляет главный город азиатско-турецкого вилайета (генерал-губернаторства) Сирии, являясь важным торговым центром. Триполь — города Финикии. главный город Малоазийской области Фригии. область азиатской Турции на восточном берегу Средиземного моря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1) Спасение человека совершает Бог, но не без человека: Втор. 30:19 ; Сир. 15:14–17 . 2) Со стороны Бога для спасения человека нужна благодать Божья, возрождающая, освящающая, оправдывающая и спасающая его: Иоан. 1:12–13; 3:5 ; Тит. 3:5–7 ; Еф. 2:5,8; 1 Нор. 6:11. 3) Но, получив оправдание и «Духа усыновления» ( Рим. 8:15–16 ), человек нуждается в содействии благодати Божьей в течении всей земной своей жизни, «ибо, говорит Христос, без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ); эту благодать Божью он получает в святых таинствах Церкви, в Миропомазании: Деян. 2:38 ; 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 4:30 : в Покаянии: Мф. 16:19; 18:18 ; Иоан. 20:22–23 ; Деян. 19:18 ; в Причащении: Иоан. 6:51–58 . Мф. 26–28; в Елеосвящении: Иак. 5:14–15 . 4) Для получения спасающей благодати Божьей нужны со стороны человека вера, надежда и любовь, проявляющаяся в делах ( 1Кор. 13:13 ) – a) Вера: Мр. 1:15 ; Иоан. 3:5; 6:47 ; Рим. 10:9 ; Евр. 11:6 ; – б) Надежда: 1Иоан. 3:2–3 ; Рим. 15:4; 8:20,24 ; 2Кор. 3:9–12 ; Гал. 5:5 ; Кол. 1:23 ; и в) Любовь , обнаруживаемая в добрых делах: Мф. 7:19–23; 19:17; 25:31–46 ; Иоан. 5:28–29 ; Деян. 14:22 ; Иак. 2:14–26 ; 1Иоан. 3:10 ; Рим. 2:6–10 ; 1Кор. 13:2,8 ; Гал. 5:6,19–23 ; Еф. 2:10; 6:8 ; 1Тим. 6:17–19 ; Тит. 3:8,14 ; Откр. 20:13; 22:14 . 5) Но спасаемся мы не верой и добрыми делами, а благодатью Божьей; вера и дела дают нам только право, ТОЛЬКО ДОСТУП к получению ее даром: Рим. 3:23–24; 5:15–17 ; Еф. 2:6–9 ; 2Тим. 1:8–9 ; Тит. 3:4–8 ; Пример: Деян. 14:2,47–48 . 6) Поэтому мы, будучи оправданы от первородного греха, еще не спасены окончательно для вечной жизни, это зависит уже от нашей веры, надежды и добрых дел; теперь мы еще спасаемся благодатью Божьей, получаемой через веру, добрые дела и терпение во скорбях: Мф. 10:22 ; Деян. 15:11 ; Рим. 5:8–10 ; 1Кор. 15:1–2 ; 2Кор. 2:15 ; Еф. 6:5–8 ; Фил. 2:12 ; Евр. 9:28; 13:14  и надеемся спастись: Рим. 8:24–25 ; Фил. 3:8–14 . 7) Спасающая благодать подается в св. таинствах Церкви, совершать которые имеют право только законные пастыри ее: Иак. 5:14–15 ; 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И поелику Сам Господь говорит: «Аз есмь... истина» (Иоан. 14:6), не говорит же: стал Я истиною, но есмь всегда, и еще говорит: «Аз есмь пастырь» (Иоан. 10:14), «Аз есмь свет» (Иоан. 8:12), и еще: «вы глаголете Мене учителя и Господа: и добре глаголете, есмь бо» (Иоан. 13:13), то слыша, что Бог, Отчая Премудрость и Отчее Слово, так о Себе говорит, кто еще усомнится в истине и не поверит тотчас, что словом «есмь» означается вечное прежде всех веков и безначальное бытие Сына? 13) Посему из сказанного видно, что Писания, говоря о Сыне, показывают Его вечность. А что речения, употребляемые арианами: «не было, пока, когда», те же Писания употребляют о тварях, это будет также явствовать из последующего. Ибо Моисей, повествуя о начале бытия нашего, говорит: «и всякий злак селный, прежде даже быти на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди... Бог на землю, и человек не бяше делати ю» (Быт. 2:5), и во Второзаконии: «егда разделяше Вышний языки» (Втор. 32:8). Господь же сам сказал: «Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рех, иду ко Отцу: яко Отец... болий Мене есть. И ныне рех вам, прежде даже не будет: да егда будет, веру имете» (Иоан. 14:28, 29), а о творении говорит через Соломона: «прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:23—25). И — «прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Иоан. 8:58). О Иеремии говорит: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя» (Иерем. 1:5). Давид воспевает: «Господи, прибежище был еси нам в род и род: прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, от века и до века Ты еси» (Псал. 89:2, 3). У Даниила: «возопи Сусанна гласом велиим, и рече: Боже вечный, сокровенных ведателю, сведый вся прежде бытия их» (Дан. 13:42). Итак: «не был некогда, пока не пришел в бытие, когда», и все подобные выражения прилично употреблять о вещах созданных и о тварях, происшедших из ничего, чужды же оные Слову. Если же Писания употребляют эти выражения о тварях, о Сыне же речение «всегда», то значит, богоборцы, что Сын произошел не из ничего. Сын вовсе не из числа существ сотворенных, но Он — Отчий Образ и вечное Отчее Слово, не когда — либо не существовавший, но всегда Сый как вечное Сияние вечного Света. Почему же воображаете себе времена прежде Сына? И для чего по прошествии времен хулите Слово, которым и веки произошли? Как же время или век состоялись, когда еще, по вашему мнению, не явилось Слово, Которым «вся... быша, и без Него ничтоже бысть» ? Или почему, подразумевая время, не говорите ясно: было время, когда не было Слова, но именование «время» закрываете к обольщению простодушных, вовсе же не скрываете своей мысли, даже и скрывая, не можете утаиться? Ибо опять означаете времена, говоря «было, когда не был; не был, пока не рожден».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

Но также справедливо, что раз у человека правильно поставлено отношение к ближним, раз он живейше связан с избранным делом, раз в нем есть способность самонаблюдения; все эти стихийности удобопреоборимы, отпадают без больших даже усилий и, что здесь главное, тягость их чувствуется при последовательном проведении того же самого закона благожелания. Так что пока речь идет собственно о нравственно должном и под Христов путь нравственного преуспеяния не подкладываются явления, имеющие место на ином пути; совершенствование внутреннего христианина по существу дела могло бы замыкаться 7-й заповедью. Конечно, это отнюдь не затрагивает всеобходимости 8-й, а только расчищает дорогу более точному ее пониманию. Разве только для учения о любви рассеяно в Евангелии столько комментариев, сколько их дано для выяснения предпоследнего блаженства. Правда веры (например Лук. 7:50 ; Мф. 17:20 ), мышления ( Мф. 12:2–8, 25 пар. 23:19–22), расчетов ( Лк. 14:28–32 ), предведения ( Лук. 13:57 ), направления ( Лук. 10:55 ) самонаблюдения ( Мф. 7:3 сл.), чувств ( Лук. 21:3–4; 10:33; 13:16 ), намерений ( Мф. 15:8; 22:18 ), расположений ( Мф. 7:17 дал.), целей ( Мф. 6:1–6 ), надежд (Мф. 13:44, 8; Лук. 12:18 сл.), обязанностей ( Лук. 12:35–48 ), средств (Мф. 6:27), действий ( Мф. 25:21 дал.; Иоан. 18:23 ), слов ( Мф. 12:36 ), руководительства ( Мф. 23:2–4 ), суда (Иоан, 7:24), отношения к земным благам ( Мрк. 8:36 . Мф. 6:34), к телу и душе ( Лук. 12:4 сл.). к личному достоинству своему (Мф. 6:26; Лук. 15:18; 18:10 дал.), других ( Лук. 19:9 ; Мф. 21:29 дал.), к свободе ( Иоан. 8:31 сл,), к Богу ( Мф. 22:37 ), служению Ему ( Иоан. 4:24 ; Мф. 6:24). При свете этих и подобных комментариев, множество которых мною наверное не замечено, я обязан, хотя бы и не сумел, составить надлежащее понятие о сущности христианской правдивости по учению Спасителя. Что само по себе и объективно она заключается в правильности, смысл которой по разности случаев изменяется только в подробностях, это легко усматривать из процитованных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Боюсь одного только, чтобы не быть уже правдивым вельми и не мудриться излише ( Еккл. 7:17 ). Христос с тобою. 1854 г., ноября 29 дня. С принятием в дом души твоей Виновника жизни и радости спешу поздравить тебя. Дай Бог, чтобы отселе вменяла ты вся за уметы (Филипп. 3:8), обладая сокровищем этим, на селе твоего сердца сокровенным, коего станет с избытком на стяжание вечной жизни и блаженства. Приставь к нему стражей бестелесных: ум, волю, сердце твое. Не отходи от него, по крайней мере далеко, ни мыслями, ни желаниями, ни чувствами. И в горе и в радости, чаще взирай на Него и говори с Фомою: «Господь мой и Бог мой! ( Иоан. 20:28 ). Ты моя крепость, Господи, Ты моя сила, Ты мой Бог, Ты мое радование!.. Силе твоей слава Человеколюбче». Если ты верною пребудешь до смерти Ему, Он даст тебе, яко части своей собственной, венец живота ( Апок. 2:10 ), украсит тебя красотою, как невесту свою: аще и постигнешь скончатися, по слову Премудрого, в покои будешь (Прем. Сол. 4:7). Ибо ядый Его плоть, аще и умрет, оживет ( Иоан.6:50.59 ), для жизни нескончаемой, блаженной. Завтра желалось бы мне послужить в соборе свладыкою: он приглашал нас с о. инсп. ныне чрез ключаря. Молитесь, чтобы не осужден я был окаянный по грехам моим на место мучения, как недостойный принятия тела и крови Христовой. К вам было ныне собрался, да сынок мой Андрюша помешал: нужно было много передать ему об исповеди, поговорить о стяжании чистоты сердца. Причем постоянно почти обличал себя украдкою: зачем, проповедуя иным, сам, как раб неключимый, не делаюсь Божием стяжанием, не пекусь о спаасении? Христос с вами. 1854 г., 3 декабря. Проникнутый горячей любовью сердца, приветствую вас всех чад моих дорогих, с намерением приступить к трапезе Господней. И сам я готовлюсь к тому же, чтобы ближе поставить себя к вам, чтобы споспешествовать вам молитвою моею посильною в этом св. деле, онебешающем души. Да будете все вы един дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). Да ощутят сердца ваши сладость любви Христовой, при вкушении тела и крови Его драгоценных! Да будет Он отселе путем, истиною и животом ( Иоан.14:6 ) вашим. Самонадеянность, друг мой, всегда почти бывает виною если не падений, то расслабления нравственного, подготавливающего падения. На пути тесном, подвижническом, только тот не падает, кто по недоверчивости к себе уложивает себя заживо, не взирая на скорби сердца, во гроб послушания и погребает, как в могиле, в воле Отца свою волю; кто начинает и оканчивает все свои дела с мыслию о Боге помощнике, без воли и благодатного содействия коего ничего никогда не в состоянии мы сделать путного, прочного. Не тужи однако много, видя вместо снопа, одну только горсть в рукояти своего благодеяния постного: смиренное о себе мнение выше почитается Господом самого громадного дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

8 . Кто делает грех: (в противоположность делающему правду 7 ст.) – чья жизнь – служение греху (der in der Sünde als in seinem Elemente leb! – Sander); тот от диавола, тогда как живущий в правде принадлежит Христу и есть чадо Божие. – От (κ) диавола: не только принадлежит ему (17), или уподобляется ему (18), или последует ему (19), но, как чадо диавола (10 ст), происходит от него, получая жизнь грехам (20), так как диавол вносит в него зло (21). – Истину этого изречения Апостол утверждает словами: потому что сначала диавол согрешил – в подлиннике (μαρτνει) – согрешает (и ни в одном из кодексов, даже поздних не употреб. в прошедш. вр.): – зло первоначально не собственное дело человека, но он обольщается злом; диавол, напротив, ни откуда не заимствует зла и никем не обольщается и не склоняется к нему, а износит его из самого себя; – в нем начало греха и в отношении ко всем грехам человеческим он единственное обольщающее первоначало (22). Поэтому Иоанн и говорит, что он согрешает от начала (ср. Иоан. 8, 44 ), что (π’ ρχς) указывает не на творение мира (23), ни на начало дел человеческих (24), ни на творение диавола (25), ни на время падения его (26), а собственно на отношение диавола к человеческим грехам (Феофил. Август.) (27): «с тех пор, как существуют грехи на земле, он остается постоянно одинаков» (Gerlach). – «Диавол предначинает в человеке грех, внушая ему лукавые помыслы, как напр. Иуде ( Иоан. 13, 2 ). Иной скажет: как диавол бывает в тех, которые грешат, когда они прежде него согрешили уже тем, что дали ему место? Такому должно сказать, что делать грех и давать место диаволу одно и то же; ибо дает ему место тот, кто грешит, подчинившись похоти, а с принятием его уже и на деле совершает грех, ибо это значит творяй грех . Хорошо сказано творяй, а не сотворивший, и в том отношении, что покаявшийся, уже не от диавола, но от него только тот, кто совершает грех. Так и раб греха есть тот, кто делает, а не тот, кто сделал грех; ибо всякий, делающий грех, есть раб греха ( Иоан. 8, 34 )» (Феофилакт.). – Настоящее время – согрешает (μαρτνει). означает не грех, а непрерывно продолжающиеся грехи диавола; «так как диавол постоянно обращается во грехе» (Феоф.). – Для сего-то и явился Сын Божий и проч.: как стихи 6 и 7 относятся ко второй половине 5-го стиха, так эти слова указывают на первую половину его. Они выражают не только совершенную противоположность между Христом и диаволом, но главным образом то, что целью явления Христа была победа над делами диавола т. е. грехами (производимыми диаволом). – Чтобы разрушить (28): не отнять и уничтожить, как в 5-м ст. (29); так как здесь грехи разумеются как существующие и продолжающиеся, как узы диавола, только уже разорванные, которыми он все-таки постоянно усиливается связывать и запутывать человека. – (Ср. Meyer’s).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Его слово, обращенное к страждущим людям, проникнуто кротостью, глубоким состраданием и мольбою об обращении к Нему. Придите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мат. 11: 28–29). И обремененные бременем греховным слышали от Него снисходительное слово прощения и утешения, как от пришедшего „призвать не праведников, а грешников к покаянию« ( Лук. 5:32 ). Всех, обращающихся к Нему, с любовью принимал Он и, для утверждения их в вере, дал им заповедь о молитве (Мат. 6: 9), и сам молился о них ( Иоан. 17:20 ), но, когда они, по маловерию своему, оставляли Его, Он, хотя и скорбел о них, но не произносил ни одного слова проклятия, терпеливо ожидая, пока они опять обратятся к Нему. Только к такого рода упорным и ожесточенным противникам веры, каковы были книжники и фарисеи, обращалось Им слово, полное грозного обличения и строгой неумолимой правды. И это делалось после того, когда они ни чем не были вразумляемы, ни писаниями, ни учением Спасителя, ни Его делами. Но и об окаменении сердец их скорбела Его душа. Какая глубокая скорбь слышится в словах Спасителя, обращенных к Иерусалиму, после Его обличительной речи к книжникам и фарисеем: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и каменем побивали посланные к тебе, колькраты восхотел собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте (Мат. 23:37)! Та же любовь проникает все Его действии в разнообразных жизненных отношениях Его к людям. Он не чуждался сближения с людьми, даже с мытарями, грешниками и любодейцами, и принимал самое живейшее и деятельное участие в их нуждах. Он радовался радости семейной ( Иоан. 2:1–12 ), и разделял горе, поражавшее семейства ( Иоан. 11:33 ; Лук. 7:13 ). Все нужды и страдания людские находили в Его душе участие, выражавшееся в непрерывном ряде чудодейственных благотворений. Не принимал Он только подобного участия в такого рода положениях людей, какие определялись гражданским порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010