1 . Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константино поля турками до настоящего (XIX) столетия//Православное обозрение. 1872. 5, 6, и 7. 2. 3. О так называемой Иоакимовской летописи Татищева. Актовая речь 1881 г. 1 окт.//Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе за 1881 г., ч. XXVIII. 4. 5. Святые Константин и Мефодий, первоучители славянские. Речь, произнесенная 6 апр. 1885 г.//Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе за 1885 г., ч. XXXVI. 6. 7. К нашей полемике со старообрядцами. Сборник статей, которые были напечатаны в Богословском вестнике. 1892., кн. 1–3, и в Чтениях в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1896. Затем соединены были вместе, исправлены и дополнены и напечатаны книгой в Чтениях Общества истории и древностей российских 1905, кн. 3. 27 28 Ответ отцу протоиерею И. Г. Виноградову (по поводу излагаемо го в вышепоименованных статьях к нашей полемике со старообрядца ми мнениями о перстосложении для крестного знамения)//Богословский вестник, 1893, 8. 29 Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лав ра. – С. Посад, 1892 г. Книга издана к пятисотлетию со дня кончины пре подобного Сергия на средства, дарованные митрополитом Леонтием. 30 В журнале «Странник» по поводу этой книги написан был пасквиль на меня Никоном, ныне епископом Вологодским. Повод к появлению паск виля был следующий. Никон вместе с наместником Лавры Леонидом соби рались праздновать 500-летие в 1891 году, а я в письме к митрополиту Иоан- никию доказал, что надо праздновать в 1892 году, с чем он согласился. Это весьма их обидело. Ответ на этот пасквиль я напечатал в «Богословском вестнике», 1893, 10 и 11 кн. 31 Вскоре после выхода 1-го издания книги, писанной наспех к сроку, я начал исправлять и дополнять ее, особенно же путеводитель по Лавре, имея в виду главным образом интересы посадских жителей и окрестных ближайших селений. В 1908 году С. А. Белокуров предложил мне напечатать 2-е издание в «Чтениях в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете» и начал печатать книгу под своим наблюдением. Она помещена в 229 и 230 книгах «Чтений Общества истории и древностей российских» (вып. 2-й и 3-й, 1909).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И поставил от херувимов среди внутренней части храма... И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов... на двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов... (3 Царств. 6, 23. 27. 28. 29. 30). 4) Видел я (пр. Даниил) наконец, что поставлены были престолы, и вовсел Ветхий днями, одеяние на нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь... Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был н Нему. И Ему дана была власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему... ( Дан. 7, 9. 13. 14 ). 5) Когда же крестился весь народ, и Иисус крестившись молился, отверзлось небо я Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небеси глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение! ( Лук. 3, 21 – 22 и пр. Мф. 3, 16 ; Мрк. 1, 10 ). 6) И Слово стало плотью, и обитало с нами полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца... Бога не видел никто ни когда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Иоан. 1, 14. 19 ). 7) Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего едесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога ( Деян. 7, 55 ). 8) Он (Господь Иисус Христос), будучи образом Божиим, не почитал крещением быть разным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Филип. 2, 6 – 1 ). 73 О пользе почитания св. икон. Приведем здесь еще несколько мыслей. св. Иоанна Дамаскина о пользе почитания св. икон. а) «Поскольку же Бог, но Своему благоутробию, для нашего спасения истинно соделался человеком, не явился только в виде человеческом, как являлся Аврааму и пророкам, но существенно и истинно стал человеком, жил на земле, обращался с людьми, творил чудеса, страдал, был распят, воскрес и вознесся на небо; и все сие происходило на самом деле, было видимо людьми и описано на памятование и в научение нам, не жившим тогда, чтобы не видев, но слышав и веровав, получили мы блаженство, обещанное Господом, а также поскольку не все умеют читать и могут заниматься чтением; то отцы и рассудили все дела Христовы, как достославные, изображать на иконах, которые бы служили кратким напоминанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Покажите им гл. XIV ст. 6, 15, 21, гл. XV – ст. 4, 5, 6, 7, 10, 14. Убедите их почтить Евангелие Христово, веровать ему. Ныне являются уже и из подобных вашим старицы, которые всем прежним своим выпискам и рукописям предпочитают Христово Евангелие, читаюсь его, поучаются в нем день и ночь, и ревнуют, – не один раз в год, а несколько приобщаются сладчайшей небесной манны – тела Христова и крови Христовой. «Чаще во храме Пресвятой Богородицы служите, молитесь о заблуждающих, молитесь неутомимо – они близ вас, на ваше попечение духовное отданы милосердием небесным; никто об них столько заботиться не обязан, как вы, о. Иоанн! Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Сии божественные слова Христа Спасителя нашего должны быть у нас всегда в памяти, в сердце, должны быть в деле, в исполнении, – должны составлять непреложное правило нашей службы, жизнь нашей жизни! «Посмотрим, как Христос Спаситель, Пастыреначальник наш пребожественный, возводил Петра в апостольство. – Читайте: Иоан. гл. XXI, ст. 15 –17. Три раза вопрошал Петра, любит ли он Христа. Требовал от него любви, любви не простой, а в трижды усиленной, возвышенной любви, и любви к Нему, Христу: ибо для Апостола Его требуется любовь к Нему, любовь высшая, отрешенная, предпочитаемая всякой другой любви; такою то любовно водим и воодушевляем был и св. Апостол Павел, почитайте: Деян, апост. гл. XX, ст. 24, 27, 28, 29, 30, 31. «Но сам Господь да даст тебе, о. Иоанн, разум, разумение во всем, да даст тебе хотя искру того божественного огня любви Христовой, которую носили в сердце своем, которою животворились и дышали все пастыри добрые, Христовы пастыри истинные! «Благословение Господне на вас! «Р. S. Не забудьте передать слово любви моей приснопамятному Степану Ивановичу. «У которого то из вас лучше хлеб на полях? Попевать бы вам с ним, по временам, в хиже у вас, или у него, псалмы 146 и 147» 149 . Должно быть вскоре после этого получено было преосвященным от о. Ребольского сведение о состоянии лугов и полей, в ответ на вопрос его, – и в следующем письме преосвященный писал: «Вот – поля и луга готовят своим хозяевам плоды, а нивы сердец. не орошенных водою святого таинственного крещения, не утученных миропомазанием, что готовят своему Господу, как древеса есенна, безплодна, дважды умерша, искоренена? ( Иуд. 12 ) «Читаете ли вы когда им соборное послание св. Ап. Иуды? Имеется ли у вас это послание на русском языке? И мало-мальски понимающие из них слово Божие не могут к себе не отнесть обличения послания сего:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

После сего и самая история израиля может объяснить нам, что выражения: Бог отцов, Бог Авраама, Исаака, Иакова ( Исх. 3, 6. 15. 18 ) не показывают того, что будто Бог израилев есть Бог одного только народа израильского 188 ; напротив они означают только то, что Бог истинный есть Бог особенной любви для возлюбивших Его, Бог избравший Израиля за веру и любовь родоначальников его. Самым несомненным оправданием такому объяснению служат и слова тогоже откровения, где сказано, что некогда н не народ Божий должен назваться народом Божиим. И помилую непомилованную; и реку не людям моим: людие мои есте вы, и теи рекут: Господь Бог наш Ты еси (Oc. 2:23) т. е. язычники, отчужденные от ближайшего отеческого надзора Божия за свою вину, по обращении ко Христу, приняты будут под смотрение особенной любви Божией. Иногда Иегова называется Богом Богов и Господом Господ ( Втор. 10:17; 32:31 , Пс. 85:8; 96:9 ). Это, по видимому, подает ту мысль, что боги языческие – также боги, хотя и низшие Иеговы. Но подобные изречения произносились языком многобожников только не в смысле их (Кор. 8:5). Как высоко думали о языческих богах воспитанники откровения, мы уже видели. Вот сам законодатель еврейский говорил народу: Господь Бог твой, сей Бог на небеси гор и на земли долу, и несть разве Его ( Втор. 4:39 ). Потом читаем: и даша боги их на огнь, яко не быша бози, но дела руку человечу. И ныне Господи Боже наш, спаси ны из руки его и уразумеют вся царствия земли, яко Ты еси един Бог ( 4Цар. 19:18, 39 ). Еще менее говорит о множестве Богом Элогим, поскольку вместе говорится: Иегова есть Элогим (Вт. 4:39) и весьма часто встречается Иегова – Элогим ( Ис. 9:30 . Ипс. 22:22, Цар. 6:20; 2Цар. 7:18–28 . Пар. 17:16–26, Иоан. 4:6 ). § 41. б) Новозаветного Что касается до новозаветного откровения, – то оно по преимуществу есть учение о едином Боге всех времен и мест. Еще пророки зрели, что времена нового завета будут временем общей веры в единаго Бога. «И Иегова царь над всею землею; в то время Иегова – един и Его имя – Един», говорил пр. 3ахария (14, 7, 9). Новозаветное откровение – глагол Бога ко всем племенам земли: это одно уже проповедует единого Бога всей вселенной. – Или иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдает обрезание от веры и не обрезание верою ( Рим. 3:29, 30 ). Новозаветное откровение прямо говорит, что Бог есть един: сеже есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога ( Ин. 17:13 ). Он един благий ( Мф. 19:16 ), единый премудрый ( Рим. 16:27 ), единый Владыка и единый имеяй безсмертие ( 1Тим. 6:16 ). Апостол писал к коринфянам: о ядении идоложертвенных, вемы, яко идол ничто же есть в мире и яко никто же Бог ин, токто един (Кор. 8:45). Здесь апостол ясно говорит, что боги языческие, чтимые в идолах, не имеют действительного бытия, а живут только в заблуждающейся душе людей; и ясно же учит о том, что истинный, действительно существующей, Бог только один и другого, ни малого, ни великого, нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

120) «20 декабря 1757 г. в день памяти Собора Пресвятой Богородицы, в 1 часу, умерла раба Божия боярыня Дария Николаевна Плещеева; родившаяся 12 марта 732 г., именины ее 10 марта. Прожила 25 лет, 9 месяцев и 14 дней. Тело ее погребено под этим камнем». 121) «9 июня 7183 (1675) г. в день памяти Святого отца нашего Кирилла Александрийского , умер раб Божий стольник Никита Иванович Шереметьев, погребен в среду того же месяца в 12 часов 25 минут». 122) «25 ноября 7198 (1690) г. в день памяти Святого Мученика Климента Папы Римского, умерла раба Божия вдова Параскевия, жена стольника Никиты Ивановича Шереметьева; погребена 8 ноября». 123) «14 июня 1718 г. умер раб Божий Василий Феодорович Шереметьев. Служил генерал-адьютантом в войске Его Царского Величества Всероссийского, прожив 35 лет; а ангел его Василий Блаженный». 124) «29 апреля 7198 (1690) г. в день памяти Святых Девяти Мучеников в Кизице и Преподобного Мемнона Чудотворца, умер раб Божий боярин Петр Васильевич Шереметьев. Именины его 20 ноября». 125) «12 января 7160 (1652) г. в день памяти Святой Мученицы Татьяны, умер раб Божий стольник Василий Иванович Шереметьев». 126) «5 мая 7158 (1650) г. в день памяти Святой Мученицы Ирины, умерла раба Божия Ксения, жена стольника Василия Ивановича Шереметьева». 127) «8 июля 7155 (1647) г. в день памяти Святого Великомученика Прокопия, умер раб Божий боярин Иван Петрович Шереметьев (Иоан Схимник). Погребен 12 июля». 128) «1 декабря 7153 (1644) г. в день памяти Святого Пророка Наума, умер раб Божий младенец Матвей Иванович сын боярина Ивана Петровича Шереметьева». 129) «7 июля 1760 г. в 12 часу ночи, умерла раба Божия княгиня Прасковья Кирилловна Долгорукова. Именины ее 28 октября. Прожила 37 лет, 9 месяцев, погребена на этом месте 9 июля». 130) «5 июля 1746 г. в 6 часу вечера, в день памяти Преподобного Афанасия Афонского , умерла раба Божия, морского флота порутчика Алексея Петровича Шереметьева, жена его вдова Анна Яковлевна, дочь тайного советника, генерала пленипотенциара и кригс-комиссара князя Якова Феодоровича Долгорукова. Родилась в июле 190 (1682) г. Прожила 64 года и 8 месяцев. Именины ее 3 февраля».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

14) Во–первых, – право учить истинам веры. «Епископ должен быть... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит. 1:9 ). «Проповедуй слово, пишет епископу Тимофею ап. Павел, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим. 4:2 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). Во–вторых, – право священнодействовать, то есть совершать богослужение и особенно св. таинства, в которых подается спасающая благодать Божия: «Он поставил..., иных пастырями и учителями к совершению святых на дела служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь: и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В–третьих, – право управлять людьми в делах веры, обличая их «со всякой властью» ( Тит. 2:15 ), как «начальствующие» ( 1Тим. 5:17 ) «наставники», которых они должны «уважать и почитать их преимущественно с любовью, за дело их» (Фес. 5:12–13). «Сие (чтобы христиане жили благочестиво) говори, пишет ап. Павел епископу Титу, увещевай и обличай со всякой властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (2:15). А епископу Тимофею пишет: «Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим. 4:2 ). «Младшие повинуйтесь пастырям», говорит ап. Петр ( 1Петр. 5:5 ). «Повинуйтесь, учит ап. Павел, наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали сие с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» ( Евр. 13:17 ). Как рождающие людей в духовную жизнь, учащие их истинной вере и наставляющие их на истинный путь жизни, наши пастыри именуются «отцами» ( Иоан. 2:1; 2:18 ; Гал. 4:19 ; 1Кор. 4:15 ); учителями: ( 1Кор. 12:28–29 ; Еф. 4:11 ; Рим. 12:6–7 ; Иак. 3:1 ) и наставниками: ( 1Кор. 4:15 ; Евр. 13:7  и 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

26) . Ст. 33–34. Тот, которого послал Бог , говорит слова Божьи, ибо дает Бог Духа (Ему по связи с последующим) не мирою, т.е. во всей полноте, не так, как ветхозаветным пророкам и в частности Иоанну Крестителю: им дает Бог Духа, χ μετρονμετρως, по мере их способности и потребности для их служения. Посему, принявший Его свидетельство принимает собственно свидетельство Самого Бога, Слова Божия, и таким образом, запечатлевает этим, подтверждает (ср. 6:27; Еф. 1:13 . 2Кор. 1:12 ), что Бог истинен; точно также, напротив, кто не верует Его свидетельству, не верует Самому Богу, представляет Бога лжецом ( 1Иоан. 5:10 ). Ст. 35–36. Ст. 35 дает основание, почему Бог дает Мессии Духа не в меру: потому что Отец дал в руку Ему, как возлюбленному Сыну Своему, все ( Мф.11:27 ), все дары и блага божественной любви Своей, так что теперь от Него зависит и раздаяние даров сих людям ( Еф. 4:7 и др.) Заключение: поэтому верующий в Сына имеет жизнь вечную, а непослушный (πειϑετν) не узрит жизни не вечной, загробной только, но и вообще не испытает (ср. 3:3) истинной духовной жизни, продолжением и усовершением которой служит вечная жизнь; гнев Божий, чадо которого он есть по естеству ( Еф. 2:3 ), останется неотъятым от него. 28. Второе возвращение И. Христа в Галилею (по заключению Иоанна Крестителя в темницу). ( Иоан. 4:1–3 . Мф.4:12 . Мр.1:14 . Лук.4:14 ) Сравнивая указания всех евангелистов на это возвращение И. Христа в Галилею, находим следующее: еванг. Марк только обозначает событие, после которого И. Христос удалился их Иудеи в Галилею, – заключение Иоанна Крестителя под стражу: ев. Матфей указывает в этом событии и повод к удалению И. Христа в Галилею (χοσας); ев. Иоанн разъясняет этот повод, показывая, какое отношение к лицу И. Христа имело это событие. Фарисеи, которые, вероятно, интригами своими при дворе Ирода много содействовали заключению Крестителя в темницу, обеспокоились теперь успехами дела Христова, и Господь прозревает в них замысел – сделать с Ним тоже, что сделано Иродом с Крестителем, почему Он удаляется из пределов Иудеи, где они были сильны. Ев. Лука, который о взятии Крестителя под стражу мимоходом заметил ранее, при описании проповеднической его деятельности, – здесь не указывает вовсе на это событие и возвращение И. Христа в Галилею поставляет в связь с событиями Его крещения и искушения от дьявола в пустыне: «и возвратился Иисус в силе Духа в Галилею» (ср. 4:1). Сошествие Св. Духа на И. Христа при крещении евангелист рассматривает как помазание Его на служение Мессии, а искушение Его в пустыне от дьявола – как первый опыт Его искупительной борьбы с духом тьмы, – опыт, подготовленный к Его общественному служению роду человеческому; после этой личной борьбы и победы над духом злобы И. Христос в силе Духа, полученного Им при крещении, вступает на служение Мессии. 29. Беседа И. Христа с Самарянкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

319 Несомненно, однако, что иногда происходили странные дела в императорском  дворце, о чем свидетельствует приключение с патриархом Анфимом, которого Феодора после его низложения так хорошо спрятала, что кроме двух преданных слуг, приставленных к его особе императрицей, весь свет считал его сосланным, либо умершим. Он снова появился при смерти Феодоры, после того, что пропадал в течение десяти лет; такой эпизод дает понятие о том, что могло скрываться в тайне императорского геникея (Иоанн Ефес., Comm., 158, 248). 324 Nov. 28, 5; 29, 4; 30, 6. В С. J., 7, 37, 3, встречается curator divina domus serenissimae augustae. 336 Id., стр. 101; Aed., стр. 199–200; Malalas, стр. 440–441. Надпись церкви свв. Сергия и Вакха тоже восхваляет «неутомимые попечения» ее благотворительности (С. I. G., 8639). 337 Mal., 441. См. о строгих мерах, принятых против «lenones», без сомнения по инициативе Феодоры, в новелле 14, и у Иоанна Никиусского, стр. 518. 339 С. J., 7, 37, 3. Впрочем, она любила, как кажется, чтобы ее изображали, именно, как щедрую благотворительницу: на богатой, расшитой золотом, ткани, из которой была сделана напрестольная пелена в св. Софии, она была представлена посещающей вместе с Юстинианом больницы и церкви – «добрые дела, пишет один современник, этих властителей мира, этих покровителей страны» (Павел Силенц., Descr. S. Sophiae, 796–800). О ее пожертвованиях церквам см. Evagr., IV, 28; VI, 21. 341 Малала называет ее εσες Θεοδρα. Надпись в церкви свв. Серия и Вакха говорит «о ее уме, над которым господствовало благочестие». ς νος εσεν φαιδρνεται. (С. I. G., 8639). 356 Evagr., 4, 10. Cp. Иоан. Ефес., Comm., 57, где она является выступающей в защиту монофизитов в Персии. 365 Labarte, Le palais impérial de Constantinople, стр. 95–96, 55–56; Murdtman, Esquisse topographique de Constantinople au moyen âge, n° 96, стр. 54. 367 F. von Reber, Dar Karolingische Palastbau (Abhandl., der bayr. Akad. der Wissensch. 1891, т. 19, стр. 716 и след.). 370 Сочинение Labarméa, Le palais imperial de Constantinople, вышло в 1861 году. В 1885 году Паспати опубликовал свою работу Τ Βυξαντιν ανκτορα, в которой тщательное исследование местности и развалин испорчено совершенно неудачным, по моему, воспроизведением расположения дворца. Ф. фон-Ребер в Мемуарах Баварской Академии напечатал в 1891 году чрезвычайно интересную работу о дворце византийских императоров и путем сравнения с дворцом Диоклетиана в Спалато внес остроумные поправки в план Лабарта. Во всяком случае следует заметить, что самый компетентный по этому предмету ученый, Мордтманн, в своем «Топографическом очерке Константинополя в средние века», вышедшем в 1895 г., принимает в общем выводы Лабарта.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

376 Так в частности Иоанн легко мог опустить историю установления таинства Евхаристии, поскольку синоптики и также Павел представили уже ее со всею наглядностью, и в церковном употреблении священнодействие сие было всем известно уже более полустолетия, внутреннее же значение его по духовной стороне Иоанн указал в других местах ( Иоан. 6 . 1Иоан. 5:6 ). Между другими положительными разностями, разности в повествовании о воскресении Иисуса Христа происходят очевидно из того, что Иоанн с привлекательною, ему столь свойственною наглядностью, как очевидец, заботился представить столь великое событие в его частнейших чертах. И во всяком случае из всех Евангелистов преимущественно по отношению к Иоанну имеет значение замечание Тирша о соглашении Евангелий (Die Kirche im apostol. Zietalt s. 183):«Апостолы имели более высокую задачу, чем составление дневника для успокоения всех будущих скептиков и критиков». 377 Это имеет значение и по отношению к кажущемуся главному противоречию между синоптиками ( Мф. 26, 17–20 . Map. 14, 12–17.; Лук. 22, 7–16 ) и Иоанном (13, 1. 29.; 18, 28.; 19, 14, 31.) в повествовании о последней пасхальной вечери Христа и дне Его смерти. Как бы ни решалось это кажущееся противоречие, во всяком случае оно представляет не более, как полезный crux interpretum, и ни в каком случае от этого не зависит ответ на вопрос о подлинности Евангелия от Иоанна, опирающейся на других несомненных основаниях; не зависит часто потому, что все еще остается вопрос, была ли совершенная Христом последняя пасхальная вечеря действительно иудейская или только новозаветная, частью и главным образом потому, что никак нельзя представить, чтобы лже–Иоанн, живший в половине 2-го столетия, выдавая за подлинное Иоанново свое писание, совершенно по своему передал эту историю (защищая, по видимому, в противоречие с синоптическими Евангелиями, одно воззрение на пасху против господствующего другого) и этим сам указал путь противникам для отвержения подлинности своего Писания. 379 Едва ли здесь нужно останавливаться на частностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

3, 16; 6, 29); аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (8, 24). Ап. Петр, когда исповедал Его Христом, Сыном Бога Живаго, удостоился за это особенного ублажения и обетования ( Мф. 16, 16–19 ). Повелевая апостолам, при отправлении их на всемирную проповедь , учить народы вере в Отца и Сына и Святаго Духа, Он говорил: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Марк. 16; 15– 16 ; ср. Матф, 28, 19). Сообразно с этим апостолы учат: без веры невозможно угодити Богу (невозможно, напр., ни любить Бога, ни надеяться на Него, ни молиться Ему и т. д.); веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздаятель бывает ( Евр. 11, 6 ; ср. Рим. 10, 9–11 ), а евангелие Иоанна и написано, дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Иоан. 20, 31 ср. 1Иоан. 5, 12 ), ибо несть иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам, кроме имени Богочеловека ( Деян. 4, 12 ). Апостолы убеждают верующих пребывать в том учении, которое слышали от них, т. е. в проповеданной апостолами истине ( 1Иоан. 2, 21–24 ), возрастать в познании Господа нашего и Спасителя И. Христа ( 2Петр. 3, 18 ; сн. Кол. 1, 9–10 ; Еф. 3, 18; 4, 13 ), быть всегда готовыми всякому, требующему отчета в уповании, дать ответ с кротостию и благоговением ( 1Петр. 3, 15 ). О тех, которые отвергают основной догмат христианства – о богочеловечестве Христа Спасителя, ап. Иоанн говорит: всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихрист ( 1Иоан. 4, 3 ); всяк отметаяйся Сына ни Отца имать исповедаяй Сына и Отца имать (2, 23; сн. 4, 15). Усвоение откровением и церковью первостепенной важности догматам веры в ряду других христианских истин вполне оправдывается и их великим жизненным значением для человека. Представляя собою богооткровенную положительную истину о таких предметах, которые стоят выше границ естественного человеческого ведения и о которых разум человеческий может судить только гадательно и колебательно, догматы веры, прежде всего, в высшей степени удовлетворяют потребностям человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010