88 Нет, например, учения о благодати, об оправдании, о святых таинствах, кроме двух: крещения и евхаристии. 89 Каковы трактаты: о свете, огне и о светилах – солнце, луне и звевдах, – о воздухе и ветрах, о водах, о земле, о скорби, страхе, гневе, способности мышления, памяти и под. 91 Каковы: Петр Ломбард, Фома Аквинат и другие. Vid. Prolog, in libr. S. Johann Damasceni de fide orthod., в Лекеневом изд. творений сего Отца. 92 О схоластике см. в церковных историях Мосгейма или Александра Наталиса – века XI, XII, XIII, XIV и XV, а подробнее – Bulaei – Histor. Universitatis Parisiensis, ed. Paris. 1665–1673, в IV томах. 93 Corpus Hist. Bysant. tom. XXI, pag. 208–209, edit. Venet.; Philippi Cyprii – Chronicon eccles. Graecae, pag. 258, 280 и др. Lips. 1687; особенно – Institut. Hist. Eccl. Moshemii – saec. XI, XII, XIII et XIV, in singul. part. II, cap. 1. 94 Список XI века (1069 года) находится в нашей Императорской публичной библиотеке (см. в Опис. рукоп. румянц. музеума стр. 240, Спб. 1842); список XII века – в московской Синодадьной библиотеке (Accurat. codic. Graec. MSS. biblioth. Mosqu. S. Synodi notitia et recensio, edit, a Christ. Frid. de Matthaei, Lips. 1805, T. 1, 376); несколько таких древнейпшх списков разных веков, и писанных большей частью в Константинополе до взятия его турками, находится в венской императорской библиотеке и разных библиотеках Англии (Petri Lambecii Hamburgensis Comment, de Aug. Bibl. Caesar. Windobonensi, ed. 2, studio Kollarii, tom. III, pag. 260, 294 и 303; tom. IV, pag. 269 и 478–479, осо­бенно же tom. V, pag. 2–14 et 535; также – Catalog, librorum manuscript. Angliae et Hiberniae, in unum collect... Oxoniae 1797 – vid. in indic, alphabet, sub vocë Damascenus Johannes). 96 Список XII века, бывший в руках Калайдовича и хранящийся в мос­ковской Синодальной бибдиотеке (Иоан., экз. болгар., стр. 17, 26–28), список XV века – в Румянц. музеуме (Опис. этого муз. Востокова – стр. 508), списки XVI века – в том же музеуме (стр. 236–240), в библиотеке волоколамского мона­стыря (Калайдовича, Иоанн, экз. болгарский, стр. 75), в Императорской публич­ной между рукописями графа Толстова (Опис. этих рукоп. отд. II, 217, стр. 365), списки XVII века – между теми же рукописями (Опис. отд. II, 8, 136, 175 и 249), в библиотеке воскресенского новоиерусалимского монастыря (см. Опис. рукопис. этой библ. в русск. древн. памятниках – Сахарова, выпуск 1, Спб. 1842, стр. 6) и других (см. в Чтениях Императ. моск. Общества Истор. и древн. русск. за 1846 г., статьи: Сильвестр Медведев, отец славяно-русск. библиогр. – стр. XXVII, и вслед за тем: оглавление книг, кто их сложил – стр. 29 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Господи, Ты преобразился на горе и Твои Ученики, насколько могли, видели Твою славу, чтобы они поняли, когда увидят Тебя распинаемым, что Ты страдаешь добровольно, и чтобы они проповедовали миру, что Ты воистину есть Отцовское сияние. В каноне изображается величие Преображения Господня, которое даже избранные апостолы Христовы могли видеть только отчасти, насколько позволяли им их чувства, а также слышать слова Небесного Отца. Преображение Господне озарило души апостолов духовным светом, просветило их ум познанием Божественного достоинства Спасителя и утвердило их в вере на исполнение всех обещаний Господа. Это прославленное состояние Спасителя на Фаворе есть ясное доказательство наличия в Нем двух природ, (церк.-слав.: “естеств”) соединенных в одном Лице Богочеловека. Здесь свет Его Божеской природы сиял из-под покрова человеческой плоти, которая и сама по себе, как непричастная греху, была совершенной. Канон на Преображение Песнь 1 Ирмос: Сонмы Израильтян, проходя невлажными стопами влажную глубину Чермного (Красного) моря, и видя вражеских всадников с их начальниками в нем потопленными, в радости пели: Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился. Возвещая друзьям Своим глаголы жизни о Царстве Божием, Христос, сказал: Когда увидите сияние неприступного света, вы познаете Отца во Мне и в радости воскликните: Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился ( Иоан. 6:68, 14:7–9, 15:5 ). Вы, други-ученики, истребите силу язычников и возвеличитесь богатством их, ибо, когда явлюсь Я сияющим светлее солнца, вы прославитесь, в радости взывая: Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился ( Ис. 61:6 ; Рим. 11:12 ). Ныне Христос, засияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал. Они же, исполнившись божественного сияния, в радости взывали: Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился ( Мф. 16:28 ). Песнь 3 Ирмос : Лук сильных ослабел и немощные облеклись силою, посему в Господе утвердилось сердце мое. Облекшись в естество Адама, Ты, Христе, помраченное в древности естество снова просветил и обоготворил преображением лица Твоего ( Лк. 9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

е., в делах любви и милосердия. И эту глубокую мысль он проводит в жизнь, делая величайшее благодеяние, будучи на земле, – исцеляя больных различными болезнями, за что не переставали однако же негодовать на него слепые и ожесточенные сердцем, – о чем Он Сам так скорбел ( Мар. 3:5 –), – фарисеи и книжники (см. Мф. 12:10–14 сн. парал. Мар. 3:1  и далее и Луки 6:6  и далее; Луки 13:10–16; 14:1–5 ; Иоан. 5:9–10 сн. 7:23; 9:14–16). Но, по-видимому, какое же отношение это значение, данное Господом покою субботнего дня, имеет к толкованию Апостольскому о вечном субботствовании в царстве небесном? – Имеет прямое и глубоко коренящееся в духе всего новозаветного понимания тесной связи между царством благодати и царством славы, между Церковью воинствующей на земле и Церковью, торжествующей на небесах, в значении первой ступени царства для последней. Если мы здесь на земле не имеем постоянного града, но ищем будущего» ( Евр. 13:14 ) т. е. небесного Иерусалима, чтобы в нем найти вечное успокоение от трудов земного странствования (срав. Апокал. 14:13), то наше земное успокоение может быть только под условием деятельности, требуемой законом благодати, которая одна только в состоянии приготовить нам вечное успокоение в царстве небесном, где плачущие утешатся, алчущие правды насытятся, гонимые за правду ради имени Христа и другие живущие по закону Христову получат свою долю участия в вечном наследии (Мф. 5:2–12). Это истинное успокоение в сознании примирения с Богом и своей совестью благодатью Христовой ( Рим. 5:1  и дал.), которое обещал Сам Христос, призывая к Себе и к Своему легкому игу всех труждающихся и обремененных (Мф. 11:28–29). Св. Златоуст, прекрасно развивая значение Христова ига здесь, как добродетели нетягостной в сравнении с тягчайшим ее пороком и великие благие последствия добродетели и несчастье порочного сердца, так заключает свою красноречивую беседу: «итак, если сие иго доставляет нам такие блага, такую безопасность, такое веселье, то будем носить его от всей души, со всем тщанием; дабы и здесь обрести покой душам своим и там сподобиться будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа 516 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Евгения 3 июля 2020, 10:31 Игорь Ковалев, я уже давно оценила Вашу эрудицию. Всей правды не знает никто. игорь ковалев 3 июля 2020, 10:09 Продолжение:,,Святые, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся Вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, - верою в Искупителя? - Христиане! познайте Христа! - Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа,и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства. " (свт.Игнатий Брянчанинов).Таково учение нашей Церкви! игорь ковалев 3 июля 2020, 10:03 Продолжение:,,Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной.Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель!она признавала,что величайшие добродетели падшаго естества нисходят во ад. " игорь ковалев 3 июля 2020, 10:00 Продолжение:,,Погибель - удел всех людей,и добродетельных и злодеев.Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета.Такова сила добрых дел человеческих.Такова цена добродетелей естества нашего падшаго!Чтоб возстановить общение человека с Богом,иначе, для спасения, необходимо было искупление.Все добрыя дела человеческия немощныя,нисходившия во ад,заменены одним могущественным добрым делом:верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим,да делаем дела Божия?»Господь отвечал им:«се есть дело Божие,да веруете в Того, Его же посла Он»(Иоан. 6, 28, 29).Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера;- но вера- дело. "

http://pravoslavie.ru/131999.html

л.639 об. Житие Людмилы, бабы святого Вячеслава Чешского, 16 сентября. л.663. Житие Феодора, Давида и Константина, князей Смоленских и Ярославских, 19 сентября. л.684. Житие и страдание князя Вячеслава Чешского, 28 сентября. л.1073. Житие Григория, игумена Пелшемского, ЗО сентября. л.1112. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием и дополненное Пахомием Сербом, 25 сентября. Житие издано в Москве, в 1646 г. По нижнему краю некоторых листов – пометы с именами писцов (скорописью), л.406. «Дмитрия с Прусской» улицы. л.407. «Дмитра попа» (запись наполовину срезана). Такую же запись см, в Син.183. л.537. «Алексеевского пономаря». л.840. «Еуангелист Иоан Шумилино». л.3, 10, 404, 798, 836об., 837, 839. Изящные заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, расцветка синяя. Инициалы в тексте и вязь в заглавиях киноварные. Переплет XVI в. – доски в тисненой коже. На верхней доске – средник желтой меди, на нем вырезано название: «Сентябрь». Медные наугольники, застежки не сохранились. На нижней доске – средник и 4 наугольника желтой меди. Арх, Савва, Указатель ... стр.210. (Син.175) Месяц Октябрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 1507 д, Водяные знаки: 1. Перчатка под короной, Бр. 10911, 10967, 1540 г. 2. Сфера, Бр. 13994, 1550 г. 3. Буква Р, Бр. 8711, 1538 г. На четвертом переплетном (чистом) листе запись полууставом XVI в.: «Минея-четья Октябрь, а тетратей в ней сто и четыренадесять, а книг в ней: в третьем числе книга Дионисий Ареопагит , в осмонадесятом числе книга еуангелист Лука толковый». л.5 об. Помета Афанасия Скиады: « Videtur scriptus seculo 17». л.1–6 об. Указ главам. Из русских и славянских житий помещены: л.18. Житие Саввы Вишерского, 1 октября. л.481. Житие Константина-философа, «перваго наставника словенскому языку» и слово похвальное, 14 октября, 11 мая. л.1429 об. Григория, архиепископа Российского, похвальное слово великому- ченику Димитрию, л.1486 об. Преставление Авраамия Ростовского, 29 октября. Приписки с именами писцов – по нижнему краю некоторых листов (скорописью);

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

л. 6. Также без начала, Слово о сошествии Иоанна Предтечи во ад, приписываемое Евсевию епископу александрийскому. См. предыд. 11 л. 11. л. 11. Слово Иоана Златоустаго, зане без ума мятеться всяк человек. Нач. Нудит ядро глубоко рыбитва и сладк того деля труд бывает. л. 14. Слово от книги св. Исухиа. Нач. Травьници имуть многоразличны цвет, ово на веселение очима, ово же на ухание, ово же на исцеление. л. 19. Иоана Златоустаго Слово о суетном житии и о пользе (души) и умилении. Нач. Возлюблении, оставльшеи суетные дела и погибающие жития сего, блудете, да не какы ваша сердца к тем же возратяться. л. 23 об. Заповедания о праздьницех Климента, епископа словенска († 916 г.), егда хотяще в святые дни апостол, ли мученик, ли святителя. Поучение к людям. Нач. Да есте ведуще братие, яко днесь есть праздник святаго, имрк, да соберетеся в церковь на молитву. л. 24 об. Поучение на память апостола (сверху прибавл.: или мученика). Нач. Братия, присно жадая спасения нашего Господь Бог наш, присно призывает ны непрестанно святым Евангелием в вечное небесное царство. л. 26 об. Поучение Климента на св. Воскресение. Нач. Должни есмы, братия, праздники Божия чьстити, вздьржащеся от всякого зла, убегающе от всякой нечистоты. – Три Слова Климента, по сей самой ркпси изд. И. И. Срезневским . См. Древние памятники русского письма и языка. Спб. 1863, стр. 199–202. (Примеч. ред.). л. 28. Поучение Златоустаго о причащении. Нач. Подобно есть нам, братие, прилежно испытавше држати, како, по образу Божию, рукама Его створени быхом. л. 29 об. Тогож Златоустаго Слово о том же. Нач. Ныне хотящеи приступити к святей и страшней тайне, разумевайте братие смысльно, како святыни хощете ныне причаститися. Одно начало, остальное утрачено. л. 30. Апокрифическое сказание о хождении Богородицы по мукам (см. Иоан. екс. болгар. стр. 210), начин., за утратой листа, от слов: и Сына и Св. Духа, и забыша Бога и вероваша, юже ны бе тварь Бог на работу створил, то то они все богы прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады; то свтьнн члвчьо каменл тл отриил Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша. Вполне эта повесть в ркп. Норова, см. Уч. Зап. 2 отд. Импер. Акад. II. кн. II, вып. II. 1856 г. л. 105, 106. Издано г. Тихонравовым в Пам. отречен. лит., II, 23–30. (п. г. Срезневскнм. См. Древние памятники рус. письма и языка, стр. 204–217. Примеч. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но все такия условия мы можем и исполнять, и не исполнять, каждый по своей воле, или исполнять только отчасти, а не как следует, и следовательно можем пользоваться таинствами достойно и недостойно, иногда только во вред себе. Почему и заповедал св. апостол: «да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня» (1 Кор. 11:28—29).     «Аз есмь лоза», сказал Спаситель, «вы же рождие; и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15:5). Из этих слов мы справедливо заключаем, что без «благодати Христовой» (Гал. 1:6) мы не можем приносить плодов духовных, творить добрых дел. Но не Сам ли Спаситель сказал также: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Матф. 16:24); «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Матф. 19:17); «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене» (Матф. 19:21)? Тут уже для совершения добрых дел требуются наше собственное желание и подвиги. Не сам ли Спаситель заповедал нам: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела» (Матф. 5:16), называя наши добрыя дела нашими, без сомнения, по нашему участию в них? Не ясно ли Он предвозвестил нам, что в день всеобщого суда каждый из нас получит «мзду» по трудам своим (Матф. 5:12; 10, 42; 1 Кор. 3:8) и что праведники войдут тогда в царствие небесное именно за свои добрыя дела (Матф. 25:34—40)?    Вообще, братие, дело нашего нравственного исправления и освящения, без которого нам невозможно спастися, есть дело таинственное. В нем участвуют две силы: сила Божественная — благодать, и сила человеческая — наша свободная воля. Определить меру участия каждой из них, обозначить черту, где оне соприкасаются между собою, объяснить, как оне, соприкасаясь, не стесняют одна другую, — мы не в состоянии. Но то не подлежит сомнению, что обе оне равно необходимы в этом важнейшем для нас деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Общее обращение в послании к госпоже и детям её (см. 1. 3. 6. 8. 10. 12 ст.) дает мысль, что дети, о которых пишет Иоанн (из детей) были уже при матери. А что Иоанн Богослов не говорит о свидании своем с детьми госпожи в доме её, ясно из того, что он не упоминаете здесь вместе с детьми о самой госпоже, хотя по первым стихам несомненно «хождение в истине» матери благочестивых детей. Если бы настоящее послание написано было не по поводу встречи Иоанна Богослова с детьми госпожи, а по поводу свидания его с самою госпожою в доме её, то Апостол в 4-м стихе сказал бы: «я весьма обрадовался, что нашел тебя и детей твоих, ходящих в истине». – Нашел: встретился с ними и увидал, что они «ходят в истине». (Не искал их и не чрез испытание узнал) (28). – Из детей твоих: говорит о тех именно детях, с которыми виделся он. Выражения стихов: 1-го, 2-го, 8-го и 12 не позволяют предполагать, чтобы не все дети госпожи «ходили в истине». – Ходящих в истине: «непреткновенно идущих поприщем веры во Христа, по Его заповеди; ходящих сказано с мыслью указать на преуспеяние, ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больший приобретает навык к добру». (Феофилакт). Выражение ходит в истине не означает только «быть христианином – просвещенным Евангельскою истиною, но быт верным высокому призванию своему ( 3Иоан. 4. 3 ), постоянно стремиться к усовершенствованию в истинно христианской жизни и деятельности и усовершенствоваться (29). – Как мы получили заповедь от Отца: некоторые из толковников (30) думают, что Иоанн Богослов «Отцом называет здесь Христа, так как Он есть и отец тех сыновей, которые по домостроительству даны Ему Отцом, как сказано: вот Я и дети, которых дал мне Бог ( Ис. 8, 18 . Евр. 2, 13 ) (Феофилакт); но в предыдущем же 3-м стихе раздельно говорится о «Боге Отце и Господе Иисусе Христе, Сыне Отчем». Конечно в Новом Завете все заповеди от Господа нашего Иисуса Христа, но от Него, как посланного Отцом и как возвещавшего волю Отца (31).·– Мое учение не Мое, сказал Спаситель, но Пославшего Меня ( Иоан. 7, 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

однадворец Петр Дмитриев сын Чернопятов (49), жена ево Елена Фаддеева (46) и дворовые; однадворец Евсей Евдокимов (49), жена ево Васса Никитина (44), дети их – Алексей (20), Демид (13), у Алексея жена Акилина Кандратьева (22), дочь их Анна (2); деревни Харинской прапорщица Домна Васильева дочь Кастамарова (50), у ней дочери: Марфа (23), Евдакея (21), Елисавета (18) – Федоровы дети и дворовые их люди и крестьяне; деревни Чернецовки помещицы вдовы Ирины Лукиной дочери Радиловой дворовые люди и крестьяне; той же деревни помещицы вдовы Татьяны Ивановой дочери Карцовой крестьяне. 29) 23, лл. 391–394. Села Георгиевскаго Меленина тож церковь Святаго Николая Чюдотворца. 1 . Той же церкви иерей Петр Александров вдов (55), сын ево дьячек Федор (28), жена ево Дарья Федорова (27), дети их – Мария (7), Иван (5). 2 . Пономарь Никита Андреев (47), жена ево Ксения Прокопиева (48), дети их – Семион (21), жена ево Елена Кирилова (22), сын их Меркур (полугоду), Тотияна (19), Акилина (12). Прихожане: порутчика Ивана Борисова сына Крюкова того ж села дворовые люди и крестьяне. 30) 24, лл. 395–408 об. Села Головлина церковь Святыя Великомученицы Параскевы. 1 . Тоя церкви иерей Иоан Федоров (32), жена ево Анна Никифорова (32), дети их – Ефимия (10), Василей (8), Антон (5), Ксения (4); диякон Федор Антипов (57), жена ево Анна Семионова (58). 2 . Дьячек Семион Тимофеев (37), жена ево Ксения Григорьева (35), дети их – пономарь Мартин (14),Агафия (10), Матрона (8), Марья (5). Прихожане того ж села Головлина: помещика Ивана Васильева сына Воронцова дети – Екотерина (8), сержант Николай (6), Михайла (4), Петр (3) Ивановы дети, девица Анна Иванова дочь Коробова, жительствующая в доме онаго Воронцова для призрения детей ево (20), дворовые их люди и крестьяне; помещика Федора Кирилова сына Сухотина деревни Алешни крестьяне; поручик Иван Никитин сын Крюков вдов (46), дети ево – Анна (20), Василей (13), того ж помещика деревни Крюковки дворовые люди и крестьяне; помещика Михайлы Родионова сына Арсеньева деревни Зуборевки дворовые ево люди и крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Поппэ А. В.Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии//ВВ. М., 1968. Т. 28. С. 98—102 (фото Куаленовского списка). Там же. С. 99 (фото Куаленовского списка); Darrouzes J.Op. cit. P. 344 (список ?). Поппэ А.Русские митрополии. . . С. 98—102. Darrouzes J.Op. cit. P. 403. Beck ?. G.Kjrche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 174, 179. «????????? ???? " ?????» (Афинский список); «????????? ???? " ??????» (Ватиканский список). Darrouzes J.Op. cit. 343. N 62—63. Ibid. P. 349—350. To же в списке L (Reginensis 57) «Нотиции 15» (Там же. p. 381—382). В Афонском Дионисиевском списке эта Русь называется ? ?????? " ?????, т. е. «Великая Русь» в отличие от «Малой Руси». Muller L.Zum Problem des hierarchischen Status und jurisdiktionellen Abhandigkeit der russischen Kirche vor 1039. Koln; Braunsfeld, 1959 (Osteuropa und der deutsche Osten, III. 6). S. 24. Приселков М. Д.Русско-византийские отношения в IX—XII вв.//ВДИ. 1939. 3. С. 104—105. Поппэ А.Русские митрополии. . . С. 97—103. ПВЛ. Ч. 1. С. 137—139. 6585 (1077) г. «преставися Феодор архепископ новгородьскый» (НПЛ. С. 18); 6616 (1108) г. «преставися архепископ Новъгородьскыи Никита»; 6618(1110) г. «приде архепископ Иоанн в Новъгородь месяця декабря в 20» (Там же. С. 19); 6638(1130) г. «. . .отвьржеся архепископ Иоанн Новагорода и поставиша архепископа Нифонта. . .»(Там же. С. 22). «Крестися Володимир и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы» (Там же. С. 159). Там же. С. 473. Щапов Я. Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Вып. I. С. 51; Вып. II. С. 189—190. НПЛ. С. 19. Там же. С. 22. Там же. С. 29—30. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 498. НПЛ. С. 31—32. О дате см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 234 НПЛ. С. 38. Там же. С. 40. Там же. С. 44—45. Упомянут перед Матфеем в Замойском сборнике XV в., перечень которого восходит к концу XIII—XIV в. (до 1305 г.): «А се о руськых митрополитех. Первый митрополит рускыи Феопемьт, Ларион, Георгий, Иоанн, Иоан, Никола, Никифор, Никита, Михаил, Костятнин (!), Дионисии, Матфеи, Курил, Максим» (см.: Щапов Я. Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Вып. II. С. 139).

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010