Иисус Христом соблюденным званным: 2 Милость вам и мир и любы да умножится. Господь сказал: «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец мой» (Иоан. 6, 44). Этот блаженный муж показывает, что ныне оправдалось это слово. Ибо говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, мир и любовь; милость потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; мир потому, что и его даровал нам сам Бог и Отец, примирив с Собою нас, оскорбивших Его, чрез Сына своего Иисуса Христа; любовь потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам. Итак апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке, подобно как и блаженный Давид взывает ко Господу: «продли милость свою к знающим Тебя» (Псал. 35, 11). Побуждаемые этими спасительными примерами, и мы, при нелицемерном расположении к ближнему своему, должны жить достойно призвавшего нас. 3 Возлюбленнии, всяко тщание творя писати вам о общем спасении вашем, нужду возъимех писати вам. Здесь апостол указывает побуждение к написанию послания. Именно: он пишет настоящее послание, заботясь о спасении верующих, чтобы они по простоте не увлеклись гнуснейшими еретиками, пишет с тем, чтобы чрез описание развратной жизни еретиков обнаружить их и сделать явными для незнающих. О них говорил уже и апостол Петр, но апостол Иуда пишет пространнее. Говорит, что они преднаписаны (ст. 4); потому что апостолы Петр и Павел писали уже, что в последнее время придут обольстители такого рода (2 Петр. 1, 1. 2. 3, 3; 2 Тим. 3, 1-8). Еще прежде них сам Христос говорил: «многие придут под именем моим и многих обольстят; не ходите в след их» (Мар. 13, 6. Лук. 21, 8); потому что, называя себя христианами, они этим именем обманут многих. Апостол говорит о последователях гнуснейших Николая, Валентина и Симона. Ибо они, будучи чревоугодниками и невоздержными, придавали своему учению благовидный покров, чтобы найти доступ в дома и пленить женщин, погрязших в грехах. Выдумав некоторые ночные обряды, они предались свалке и разврату. Прелагающии в скверну сказано вместо: претворяющие, переводящие от целомудрия к разврату. От этого происходит и то, что они отвергают Господа нашего Иисуса Христа. Ибо как не отвергнуться Его тем, кои нечистою жизнию как бы пронзительным звуком каким отгоняют от себя Учителя всякого целомудрия? Ибо что общего у света со тьмою (2 Кор. 6, 14)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В другом поучении святитель говорит священникам: «поймите, дети, в какое достоинство вы призваны Богом! Ап. Павел пишет: «кийждо в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает» ( 1Кор.7:20 ). Вы, дети, называетесь стражами церкви, пастырями словесных овец, за которых Христос пролил Свою спасительную кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые питаются млеком и одеваются волною, а об овцах не пекутся (Езек.34:31). «Не входящие дверьми во двор овчий также не пастыри, а воры и разбойники» ( Иоан.10:1 ). Не следуйте таким, дети. Подражайте истинному пастырю Христу, как сам Он сказал в евангелии: «Я пастырь добрый, полагаю душу Мою за овец» (ст.11:15). Будьте, дети, образцом для своего стада, по слову Спасителя; Он говорил апостолам: вы свет мира, вы соль земли. Так да светит свет ваш пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мат.5:11,14:16). Прежде всего должно светить добродетелями, – кротостью и смирением и беречься всех дел непристойных, которыми соблазняется мир. Горе тому человеку, которым приходит соблазн, сказал Спаситель (Мат.18:17). Оградитесь страхом Божиим; отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль вредную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пиянство – корень всякого зла и смех. Сказано: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» ( Еф.5:29 ). И Спаситель говорит: «от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Мат.12:37). Будьте, дети, в дому Божием маслиною плодовитою, приносите духовные плоды, святость. Упражняйтесь в чтении св. книг и учении день и ночь, по слову пророка: «в законе Господни поучится день и нощь» ( Псал.1:2 ) ... Как велико имя ваше: таковы же должны быть и дела ваши... Иерей должен молить Бога сперва за себя, потом за людские прегрешения, а духовных детей должен учить страху Божию, покаянию в грехах, любви, кротости, смирению, милостыни. Без епитимии не оставляйте детей своих, а назначайте каждому по силе его и по греху. Вовремя надобно вязать и вовремя разрешать. Поучайте детей своих удаляться блуда и пьянства, чародеяния, волхвования, жадности к ростам, чтобы не были рабами греха. – Если так, дети, сотворите, как я написал вам, по закону Божию: тогда можете сказать пред Богом: Господи! се мы и дети, которых дал Ты нам... Все блага мира сего ничего не значат пред Богом в сравнении с душою человеческою. Потому Бога ради, всеми силами старайтесь спасать себя и стадо свое... И сам прошу вас, преподобные, помолитесь о моем не достоинстве и о худости моей». 1011

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1903. Bd. 25. S. 48-66; idem. Zum Šestodnev des Exarchen Johannes//Ibid. 1904. Bd. 26. S. 1-70; idem. Das aristotelische Abschnitt in Hexaemeron des Exarchen Johannes//Jagi-FS: Zb. u slavo V. Jagia. B., 1908. S. 97-111; Петухов Е. В. Мат-лы и заметки по истории древней рус. письменности. 4: К лит. деятельности Иоанна экзарха Болгарского//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 141-149; Панарет, архим. Животът на Йоана Екзарха Български: Ист.-крит. очерк. Станимака, 1914; Трифонов Ю. Сведения из старобълг. живот в Шестоднева на Иоана Екзарха//Списание на БАН. София, 1926. Кн. 35. С. 1-26; он же. Иоан Екзарх Български и неговото описание на човешкото тяло//Български преглед. София, 1929. Кн. 2. С. 165-202; он же. Кога са писани Учителното евангелие на еп. Константина и Беседата на Козма Презвитера//Списание на БАН. София, 1939. Кн. 58. С. 1-46; Генов М. Иван Екзарх//Бълг. ист. б-ка. София, 1931. Год. 4. Т. 1. С. 56-93; Кристанов Ц., Дуйчев И. Естествознанието в средновек. България. София, 1954. С. 92-157; Мавродинов Н. Описанието на Преслав в Шестоднева на Йоан Екзарх//ИП. 1955. Год. 11. Кн. 3. С. 66-76; Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 96-110; Aitzetm ü ller R. Über einige Šestodnev-Handschriften//Slavisticna revija. Ljubljana, 1957. Knj. 10. S. 268-278; idem. Kritisches und Antikritisches zur Šestodnev-Ausgabe//Anzeiger für slavische Philologie. Wiesbaden; Graz, 1966. Bd. 1. S. 136-155; idem. Der Exarch Johannes: (Fragen zur literarischen Situation seiner Zeit)//Преславска книжовна школа. 1995. Т. 1. С. 41-46; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 202-270; Лихачев Д. С. «Шестоднев» Иоанна Екзарха и «Поучение» Владимира Мономаха//Вопросы теории и истории языка: Сб. в честь проф. Б. А. Ларина. Л., 1963. С. 187-190; он же. «Слово о погибели Русской земли» и «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского//Русско-европ. лит. связи: Сб. ст. к 70-летию со дня рожд. акад. М. П. Алексеева. М.; Л., 1966. С. 92-96; он же. Идея «саморегулирующейся» природы в «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского//Българско средновековие: Българо-съветски сб.

http://pravenc.ru/text/471567.html

11) Как должны читать и усвоять св. Писание миряне ? Читая с благоговением и страхом Божиим св. Писание, миряне должны помнить, что в нем есть много для них непонятного ( 2Петр. 3: 15–16 ), которое они могут перетолковать «к собственной своей погибели“, – что они – не учители и истолкователи св. Писания ( Рим. 10, 15 . 1Кор. 12: 28–30 ), а ученики в деле веры тех, кто от Бога поставлен для научения истинам веры и для изъяснения слова Божия ( Еф. 4: 11 ). «Итак, говорит ап. Павел пресвитерам церкви (ст. 17), внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею“ ( Деян. 20: 28 ). Обращаясь за разъяснением непонятного в св. Писании к пастырям и учителям Церкви, миряне при чтении и доступного для них, чтобы избежать возможных ошибок в толковании, должны руководствоваться следующими правилами: 1) Необходимо каждое слово текста понимать в его точном смысле, ибо одно и то же слово может иметь в св. Писании различные значения; напр. слово «чаша» означает и сосуд ( Мф. 10; 42. 26: 27 ), и страдания ( Мф. 20: 22. 26: 39 ); слово «крест“ означает и страдания ( Мф. 16: 24 ) и вещественный крест, на котором был распят Христос ( Мф. 27: 32 ). 2) Нужно рассматривать данное место в связи с тем, что раньше или позже сказано, как это, наприм., сделано при объяснении 2-го пункта 1-ой части беседы о св. Писании, при объяснении слов: «отменяет первое, чтобы постановить второе» ( Евр. 10; 9 и 10: 1–10). 3) Для выяснения известного места в Писании необходимо подыскать другие однозначащие места, как, напр., это сделано там же в 4 пункте, при объяснении того, что нужно признавать обязательным и ветхозаветное Писание ( 2Петр. 3: 1–2. 1: 21 . 2Тим. 3: 15–16 . Рим. 15: 4 . Деян. 24: 14 ). 4) Необходимо данному месту противопоставить противоположное ему по смыслу; как это сделано почти во всех объяснениях православного мест св. Писания, приводимых сектантом в первой же части беседы. [См. еще, напр., об оправдании законом: ( Рим. 3; 20 . и 2; 13) или об оправдании верою: ( Иоан. 5: 24 . Рим. 1; 17 ; и Иак. 2; 14, 17, 19, 26 . Мф. 7: 26 )].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) Изложение суда Божия в виде разговора между Богом Отцом и Мессиею Речь Бога Отца Ст. 16. Завяжи свидетельство и запечатай откровение при учениках Моих. Пророк не показывает определенно, кто дает это повеление, которому в двух следующих стихах другое лице изъявляет повиновение. А как следующие два стиха Ап. Павел относит к Сыну Божию, Иисусу Христу ( Евр. 2:13 ): то этот (16) стих по необходимости надобно отнести к Богу Отцу. Смысл этих слов такой: Пророк, находясь в восхищении, при виде малого числа тех, которым Мессия будет в освящение, а большей части соблазняющихся будет в преткновение, соблазн, сам приведен был в недоумение; но в разрешение недоумения слышит Бога Отца, повелевающего Мессии напечатлеть истины закона, и запечатать тайны Евангелия и спасения в одних только избранных. Потом слышит, что Мессия изъявляет Свое повиновение этой воле Бога Отца, говорит, что Он довольствуется этим и на малом числе учеников будет ожидать исполнения данных Ему обетований. Под свидетельством и законом разумеется учение, закон Мессии, который для многих Иудеев будет камнем претыкания ( Ис.2:1, 2; 42:4 ; Ин.3:11 ; 1Ин.5:9 ; Мф.7:28 ; Ин.7:16 ). Учение Иисуса Христа называется свидетельством в том смысле, что оно есть учение засвидетельствованное ( Деян.2:40; 10:42 ; 1Кор 1:6 ), – основанное на твердых доказательствах, в котором заключается сила убеждать совесть людей в истине и которое вместе содержит свидетельство об обязанностях человека, которые он должен исполнять по воле Божией. Напечатление или начертание и запечатание этого учения в людях есть действие силы Христовой и Святого Духа, которым производится то, что люди веруют этому слову, здраво рассуждают, глубоко сокрывают в своей душе и вместе по образцу этого слова, напечатленному в душе, образуются в жизни. Это есть начертание закона на сердце ( Иер.31:33 ); ибо верующие, по словам Апостола Павла, суть письмо Христово, написанное не чернилами, а Духом Божиим ( 2Кор.3:3; 1:22 ; Ефес.4:30 ). Когда Святой Дух возрождающею благодатью преобразует душу человека по образу Христовой истины, принятой верою; то говорится, что Он напечатлевает и запечатывает, – утверждает эту истину, как свидетель ее ( Ефес.1:13 ; Иоан. 6:44, 45). Поскольку Иудеи, по своему неверию и нечестию, упорно сопротивлялись Иисусу Христу, неспособны были усвоить себе спасительное учение Евангелия и отвергли его: то Бог Отец повелевает Иисусу Христу напечатлеть Евангельские истины только в немногих избранных учениках и запечатать, – сокрыть, утвердить в глубине души их, чтобы Ему и не лишиться плода Своего служения между Иудеями. Исполнение этого пророчества можно видеть в словах Иисуса Христа ( Ин.17:6, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

1 Иннокентия, архиепископа херсонского и таврического, слово о смерти из бесед на св. Четыредесятниду о смерти. 4 Священное Писание не показывает, сколь долго первобытная Церковь сохранила свой мир и благоденствие от козней сего врага (диавола). Кажется, сие молчание заключает в себе тайну, особливо если противоположит его столь точному счислению дней, заключивших дала Божьи. Оно дает разуметь, что мрачная эпоха падения должна изгладиться из книги бытия человеческого, между тем как память Творения и Суббота Божья, будут сохраняться и совершаться во времена определенные. Сие примечание вернее тех, по которым полагают падение Адама в шестой, седьмой, третий надесять день или тридесятый год мира. Впрочем, мнение, что искушение Адама в Раю было не четыредесятидневное, так как не четыредесятидневным же искушением в пустыне заплатил за сие Искупитель, достойно внимания. Филарета, митрополита московского Начертание Церковно-Библейской Истории. Издание 11-е М. 1866 г., стр. 13. 5 И сказал змей жене ( Быт. 3:1 )... Разве природе змей свойственно было говорить? Конечно, нет. Из этого-то именно обстоятельства, а также из того, что райский змей действует разумно и по предначертанному плану, с целью погубить человека, – открывается, что это было не простое животное, но что в нем скрывалось некоторое высшее существо и, притом, злое и богопротивное. Это существо, этот искуситель первых людей в раю называется в Слове Божьем древним змеем, дьяволом, сатаною ( Апок. 20:2 . Зах. 3:1 ), человекоубийцею от начала, отцом лжи ( Иоан. 8:44 ). И сказала жена змею ( – ст. 2)... Как не ужаснулась Ева при виде говорящего змея и не удалилась? До падения своего наша прародительница не могла испытывать страха ни пред каким животным, как повелительница и госпожа всей земли. Но, конечно, она ни одной минуты не сомневалась, что пред ней – не змей обыкновенный, а какой-нибудь небесный посланник, прявший его форму и желающей разъяснить ей заповедь Божью: светлый ум Евы не мог, конечно, допустить словесного дара в простом животном и предположить, чтобы животные могли лучше, чем она, понимать волю Божью. Видя пред собою только змея, она не поддалась бы обману.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Ст. 51–52. «И однакоже» (χα – по связи с предшествующим, а также по сравнению с 4,26,27,12,6.24.24,22 и др.) – говорит евангелист. – «Он пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них», хотя богочеловеческий дух Его стремился в дом Отца небесного. Этот знаменательный для Марии день, в который Ее сын впервые пред Нею проявил Свой богочеловеческий дух, остался очень памятен Ей и слова Господа глубоко запали в Ее душу. Евангелист заключает историю отрочества И. Христа таким же замечанием, каким он заключил историю детства И. Христа (2:40). II. Крещение Иисуса Христа и искушение Его в пустыне от дьявола. 16. Явление и деятельность Иоанна Крестителя. ( Мф.3:1–6 , Мр. 1:2–6 , Лк.3:1–6 ). Говоря о Крестителе евангелисты смотрят на него, как на богопосланного пророка и собственно в качестве Предтечи Мессии, что они выражают, указывая исполнение в нем ветхозаветных пророчеств о приготовлении пути Господу, Ангелом Божьем. У всех них находится цитата из пророка Исаии 40:3, но у ев. Луки они приведены полнее (40:3–5). А ев. Марк, обыкновенно мало в своем Евангелии сносящий новозаветные события с ветхозаветными пророчествами, в данном случае, напротив, имеет еще цитаты из Малах. 3:1 , который в Евангелиях Матфея (11:10) и Луки (7:27) передается как высказанный Иисусом Христом в свидетельстве Его о Крестителе. Пророчество Исаии в указанном месте относится прежде всего и ближайшим образом к возвращению иудеев из плена вавилонского, которое пророк изображает, как предводительствуемое Самим Богом и предшествуемое вестником, возглашающим, чтобы в пустыне, по которой имеет пройти Господь с Своим народом, приготовили Ему путь прямой и ровный: углубления наполнили насыпями, а горы и холмы срыли и пр. Это пророчество евангелисты (и сам Иоанн Креститель Иоан. 1:23 ) изъясняют в прообразовательном смысле и под Господом, шествующим во главе Своего народа при возвращении последнего из плена, разумеют Мессию,а под вестником – Его предтечу, Иоанна; пустынею в этом духовном смысле будет самый народ израильский, а ее неровности, которые следует устранить, как препятствия к пришествию Мессии, суть грехи человеческие; отсюда и сущность проповеди Иоанна: покайтеся. Это прообразовательное пророчество Исаии последний из ветхозаветных пророков, Малахия, высказывает прямо, называя приготовляющего путь Мессии Предтечу Ангелом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

А (чтобы показать), что он произнес все это пророчество от лица Христова, Давид к словам: « жертвы и приношения Ты не восхотел », прибавил: « но тело уготовал Мне », разумея тело Владычное, общую за вселенную жертву, которая очистила наши души, разрешила грехи, уничтожила смерть, отверзла небеса, показала нам многие и великие надежды и все прочее устроила. Видя это, и Павел воскликнул так: « о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его » (Римл. 11:33). Провидя все это (Давид) и сказал: « много сделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих ». Потом, сказав от лица Христова: « всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал », он присовокупил: « тогда я сказал: вот, иду » (Пс. 39:7–8). « Тогда » — когда же? Когда наступит время совершеннейшего учения; ибо, менее совершенному (люди) должны были научиться от рабов Его, а возвышеннейшему и превышающему природу человеческую от Самого Законодателя. Посему–то и Павел сказал: « многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил » (Евр. 1:1–2). И Иоанн также: « закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа » (Иоан. 1:17). Значит, величайшая заслуга закона и в том, что он приготовил природу человеческую для этого Учителя. Потом, дабы ты не подумал, будто (Христос) есть новый Бог и вводит какое–нибудь новшество, вот что говорит: « в свитке книжном написано о мне » (ст. 8). То есть, пророки издревле предвозвестили Мое пришествие, и в самом начале священных книг открыли людям познание о Моем Божестве. 3. Так, когда Бог говорит в начале творения: « сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему » (Быт. 1:26), то гадательно открывает нам Божество Сына, к Которому он обращает речь. Потом, желая показать, что новое не противно прежнему учреждению, но что была воля Божия и на то, чтобы та жертва прекратилась и на место ее введена была эта (тут было в самом деле стремление к улучшению, а не противоречие и не борьба), Давид к словам: « в свитке книжном написано о мне », присовокупил: « я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

отцев и учителей Церкви, был кладезь, у которого остановился раб «для испытания девы». См. Тв. св. Григ. Нис. т VIII, отр. 13. «Слово на день Светов», св. Амвр. Медиол. «De Abraham» lib. 1, cap. IX, 87, 88, «De Usaac et anima», cap. 1, 2. 364 Выше мы говорили, что Амвросий строго различает в душе человека две стороны: сознательную (разумную) и бессознательную (неразумную): последняя сторона, по св. Амвросию, тяготеет к телу к есть как бы нечто связующее между чистым духом и плотью. 367 Ibid., cap. IV, 11–17. Изложили мы здесь мысли св. Амвросия своими словами в виду того, что у св. Амвросия они излагаются очень подробно и главное в связи с толкованием текста книги «Песнь Песней», с историческими подтверждениями высказываемых мыслей, что для нашего сочинения совершенно излишне. В дальнейшем изложении истории Исаака мы не будем приводить аллегорического понимания ее св. Амвросием, так как вышеизложенным совершенно исчерпывается взгляд св. Амвросия на историю Исаака. 381 Также объясняют значение этого имени Филон (См. его op. «De Sacrif. Abel et Caini» pag. 101) и св. Амвросий (см. его «De Usaac et anima», cap. I. 1). Но собственно имя Ревекка означает веревку с петлей, а затем в переносном смысле указывает на женскую красоту, уловляющую мужчин как бы в свои сети. 382 И св. Иоан. Злат, утверждает, что Бог, говоря о двоих языках в утробе Ревекки «предсказывает об иудеях и о нас христианах» см его Бес. на разн. м. св. Пис., ч. 1. стр. 433. Тоже говорите и бл. Августин в соч. «О граде Бож.» кн. XVI. гл. 35. 407 По мнению бл. Феодорита, «пшеница и вино суть прознаменования божественных таин», – Тв. бл. Феодорита т. I, стр. 78, – Толк, на кн. Быт., вопр. 83. 408 Тв. св. Кир. Алекс, т. IV, стр. 279–183; ср. Тв. бл. Феодорита т. I, ст. 77–79. Толк, на кн. Быт., вопр. 83. Читать далее Источник: История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова)/по творениям святых отцов и древних церковных писателей/Сочинение священика Николая Александрова./Казань. Типо-лит. Императорского Университета. 1901. – 258 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 . Огонь для кадила всего лучше приготовлять из липового дерева. В недавнее время в С.-Петербурге приготовляется уголь для кадила, он же продается при Киевском свечном епархиальном заводе и при др. Уголь этот неоспоримо хорош и выгоден по цене, но только для тех местностей, где дрова дороги, а потому и древесные уголья дороги. 24 . Вода, для освящения оной, для теплоты, и споласкивания чаши, при потреблении Св. Даров, а также для крещения и омовения рук, всегда должна быть самая свежая и чистая. 25 . Для совершения божественной литургии и в праздники для всенощных бдений просфоры должны быть испечены из чистой белой пшеничной муки и притом хлеб этот должен быть квасной, какой благословлял сам Господь, при установлении Божественной Евхаристии, и какой употребляли св. Апостолы (ρτος – хлеб поднявшийся от ρω – поднимаю Иоан.12:24 ; Мат.26:26; Марк.14:22 ; Деян.2:42–46 ; 1Коринф.11:23–24). При этом просфора для совершения таинства Божественной Евхаристии должна состоять из двух кругловидных частей, на верху с отпечатком, сделанным посредством вырезанной на дереве печати с изображением непременно четвероконечного креста с надписью Иис. Хс. Hi Ка (истинно древняя и истин, прав. церк. Григория Митр. Новгород. 1858 г. ч. 2, стр. 38). На всенощную такие хлебы без печатей. Следует также наблюдать, чтобы хлеб этот был хорошо испечен, замешан естественною простою водою, а не молоком, он не должен быть помазан маслом или яйцами и не из затхлой и смердящей муки и не черствый: «Просфорою черствою вельми многоденною да не дерзнет кто служить» (Учит. Извест.). Для того, чтобы узнать качество просфоры следует пред началом проскомидии изломить одну из них (там же). Примечание 1. На основании ст. 589 Уст. общ. призр. т. XIII Свод. Зак. изд. 1892 г. и указа Св. Синода 26 июня 1867 г. лечение просфор должно быть поручаемо исключительно вдовам и сиротам-девицам священно-церковнослужителей. Примечание 2. Что делать священнику если пред совершением проскомидии во время совершения оной, а также во время причащения, окажется «хлебу (просфорам) не быти приличным к совершению в нем тайны Тела Христова», подробно изложено в известии учительном в служебнике: «о случаях в служении литургии приключится могущих в вещах, в совершении и в служителях». А хотяй избегнуть всех сих случаев (паче же смертного греха), иерей у пекущих просфоры да надсмотряет, чтобы пекли просфоры из чистой и доброй муки пшеничные, а не затхлые и смердящие и каковые-либо неспособные, и излишнюю просфору сего ради да взимает». Наблюдению благочинного подлежат и просфорни 75 (Инстр. благоч. § 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010