Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого, и его единосущие с Отцом и Сыном доказывается из Священного Писания тем же самым способом, как Божество Сына. Священное Писание приписывает Святому Духу: 1) Божеские именования. Это видно: а) Из прямых изречений Слова Божия. Псалмопевец, ска­завши о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева (2 Царст. 23:2,3), и таким образом объясняет, кого он имеет ввиду под именем Духа Господня (срав. Пс. 84:9 ). Еще яснее ту же мысль выразил Апостол Петр, обличая Ананию: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5:3,4 ). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от Апостолов, как от людей (утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов, ст. 2), – тогда первоверховный из Апостолов, вразумляя виновного, сказал: “нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, не людей ты обманул, но думал обмануть Бога”. 635 А не забудем, что под именем Святого Духа, обитавшего в Апостолах, в строгом смысле надобно понимать Лицо, как другого Утешителя, которого послал им Спаситель вместо Себя, и который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения ( Иоан. 14:16,26; 16:13 ). 636 б) Из сравнения разных мест Священного Писания. Так – а) священный Бытописа­тель свидетельствует, что сам Всевышний руководил Израильтянами в пустыне: так Господь один водил его ( Втор. 32:12 ); а пророк Исаия объясняет, что ими руководил именно Дух Святой: вложил в сердце его Святаго Духа Своего… Дух Господень вел их к покою ( Ис. 63:14 ; срав. ст. 11); б) Псалмопевец говорит, что Израильтяне в пу­стыне продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне ( Пс. 77:17–18,40–41 ), равно как и сам Бог устами Псалмопевца вещает: в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое ( Пс. 94:8–9 ); a тот же Исаия Пророк объясняет, что Израильтяне огорчили в пустыне именно Святаго Духа Его (63:10), и Апостол Павел замечает, что именно как говорит Дух Святый… в пустыне... где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет ( Евр. 3:7–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Увещания избегать лжи: а) Злой порок в человеке – ложь; в устах невежд она всегда ( Сир. ХХ, 24 ). б) Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков подавляющих истину неправдою ( Римл. 1, 18 ). в) (Итак) хранитесь от бесполезного ропота, и берегитесь от злоречия языка; ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. (Прем. Солом. 1, 11). г) (Так и) язык небольшой член, но много делает. Посмотри: небольшой огонь как много вещества зажигает. И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны ( Uak. III, 5 – 6 ). д) Поведение лживого человека – бесчестно, и позор его всегда с ним. ( Сир. ХХ, 26 ). б) Святоотеческие свидетельства о лжи. I. «Ложь чужда Богу, пишет св. авва Дорофей . В писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог; ибо Он Сам говорит: Аз есмь путь, истина и живот. Видите от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью». (Аввы Дороф. поуч. и посл. 1866 г., стр. 110). II. «Младенец лжи не знает, не знает ее и душа незлобивая», пишет св. Иоанн Лествичник . (Иоан. Леств. пер. с греч., изд. 2, 1854 г., слово 12, ст. 13). «Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех, пишет он же: ибо Дух Святой страшнейшее паче всех пороков произнес на нее определение. Если погубиши вся глаголющия лжу ( Псал. 6, 7 ), как говорит Давид к Богу, то чего уже могут надеяться те, кои ко лжи присоединяют клятву?» («Лествица» изд. 2, 1854 г., слово 12, ст. 8). III. Св. Иоанн Златоуст пишет: «ничто не может быть светлее и сильнее истины: равно как ничто не может быть бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами, – ибо ложь легко уловить и опровергнуть; а истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть красоту ее. Она не любит скрываться; не боится опасности, не трепещет наветов, не домогается славы народной, не подвержена ничему другому, человеческому; она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримою; прибегающих к ней она сохраняет как крепкою стеною величием своей силы; не терпит скрытных убежищ, но предлагает открыто всем все, что есть в ней». (Беседа на ев. от Иоанна).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

16) Крестить детей не нужно, если родители крещены, ибо от таких родителей дети рождаются без Адамова греха: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» ( Рим. 11:16 ): «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). 16) Из всей 11–ой главы послания к Римлянам видно, что под «начатком» и «корнем» разумеются не крещенные христиане, а святые ветхозаветные патриархи, сохранившие истинную веру в Бога, от которых «некоторые из ветвей (т. е. язычники) отломились» (ст. 17). А под «деревом добрым» разумеется всякий истинный христианин, а не тот лишь, кто имеет детей; как и под «добрыми плодами» разумеются не дети крещенных христиан, а добрые их дела. Жизнь сама показывает, что у добрых родителей христиан часто бывают дети хуже язычников. Для детей, рождающихся от крещенных и не крещенных родителей – один и тот же закон: все дети рождаются с Адамовым грехом, поэтому все в свое время и умирают, ибо «грехом смерть вошла» в мир ( Рим. 5:12 ). Следовательно, если бы от крещенных родителей рождались дети без Адамова греха, то они никогда бы и не умирали. Но как «смерть царствовала от Адама и до Моисея, и над несогрешившими подобно преступлению Адама» ( Рим. 5:14 ), так и теперь она царствует над всеми рождающимися от не крещенных родителей, ибо «как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (в Адаме) все согрешили» (ст. 12). И от этого Адамова греха каждого избавляет одно лишь крещение, почему и сказал Христос о всех рождающихся от крещенных и не крещенных родителей: «если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). 2 Вопросы и ответы православного 1) Могут ли дети без сознательной веры получить благодать Святого Духа и освятиться от Него? 1) Могут, и даже в утробе матери своей. Так Господь говорит Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя» (Иер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вызвавши его из гроба, Господь отдал его матери. Это великое чудо страхом исполнило сердца присутствовавших, потому что они, грешные, чувствовали близость к себе Бога. Но это же вызвало в них и благоговейную радость и они славили Бога, говоря: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.» 43. Свидетельство Господне о Крестителе. ( Лук. 7:18–35 . Мф.11:1–19 ). По ев. Матфею, посольство Иоанном Крестителем двух учеников к Иисусу было следствием дошедшего до Предтечи слуха о делах, т.е. чудесах И. Христа (2). Евангелист Лука, рассказав о чуде воскрешения сына вдовы наинской, говорит, что «изыде слово сие (т.е. сем событии) по всей Иудеи и по всей стране (ст. 17). И возвестиша Иоанну ученицы о всех сих (ст. 18).» Следовательно, это посольство было следствием как вообще слуха о чудесах И. Христа, так особенно известия о воскрешении сына вдовы наинской. а) Посольство Иоанна. Хотя посланные вопрошали Господа от имени своего учителя,а равно и И. Христос повелевает им сказать Иоанну, что они слышали и видели, однакоже должно сказать, что посольство Иоанна ко Христу нужно было для учеников Крестителя, а не для него самого, т.е. последний послал учеников своих, вопрошавших его об Иисусе, к Самому И. Христу за ответом. Ибо трудно допустить, чтобы Иоанн сам усомнился в мессианском достоинстве Иисуса после того, как он слышал свидетельство Самого Бога Отца и видел Духа Божия, сшедшего на Иисуса при крещении, и после того как он сам так уверенно свидетельствовал об Иисусе, как Мессии ( Иоан. 1:29 и др. 3:33 и др.). В этих свидетельствовах, кроме того, выражается такая высота и глубина его воззрений на Иисуса и Его дело, что уничиженное состояние И. Христа для него не должно было быть соблазном. В то время, как ученики Иоанновы вопрошали Иисуса от своего учителя: Ты ли еси грядый, или иного чаем, Господь совершил много чудес (Лк.). В ответе Своем на предложенный вопрос И. Христос указывает на эти чудеса, фактами подтверждая истину Своего самосвидетельства. Он изображает Свою деятельность словами пророка Исаии (29:18,19. 35:5, 6. 61:1) и таким образом, одновременно ссылается в подтверждение истинности Своих слов и на ветхозаветное пророчество. Здесь ( Лк.22 . Мф.4 .) υαууγελζονται (как еще Лк.16:16 ) употребляется в страд. форме; «нищие оглашаются евангелием», нищим благовествуется (ср. Лк.4:48 ), т.е. израильтянам, как народу политически униженному, бедному, несчастному. И блажен, кто не соблазнится о Мне, т.е. по поводу Моего смиренного, униженного состояния. Высказав это, И. Христос тем самым показал, что Он знает о тех беседах, которые вели ученики Иоанновы с своим учителем и вследствие которых теперь они вопрошают Его об отношении Его к царству Божью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

е. все его семейство. Если бы шла речь только о взрослых, то в Писании было бы сказано, что крестились все взрослые из семейства темничного стража. Да оно и понятно: раз крещение есть дверь, чрез которую входят в царствие Божие, то как могли апостолы не впускать их в эту дверь? Если ребенок может принимать пищу телесную без личного сознания, а по заботе людей сознательных, то он также может принимать с пользой и пищу духовную по заботе верующих. Христос по заботе верующих людей отпустил грехи расслабленному, который ничего не понимал, что с ним творилось ( Марк. 2:2–5 ). Господь Бог повелел праотцу нашему Аврааму обрезать весь мужской пол, начиная от восьми дней со дня рождения ( Быт. 17:12 ), в знак завета между Богом и человеком (11 ст.). Дети того времени также не понимали как и новозаветные, что с ними творилось, однако-же Авраам обрезал весь мужской пол, как повелел Бог (23 ст.). Таким образом, с точки зрения сектантов, выходит, что Сам Бог допустил ошибку, повелев бессознательных людей, младенцев, не имеющих веры, обрезать, заключив с ними завет. А ведь крещение заменило обрезание ( Колос. 2:11 –12 ). Следовательно, нет никакого основания отрицать крещение младенцев. У Бога нет того, что он сказал ныне «да», а завтра – «нет», ибо Бог не изменяется: «Я Господь, говорит слово Божие и нет другого» (Исаии 45:18, 21, 46:9). И всем тем, кто преступает повеление Божие, горе: «Горе непокорным сынам, – говорит Господь, – которые делают совещание без Меня и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» ( Ис.30:1 ). 3) Дети без крещения чисты от первородного греха. Им прощены грехи ради имени Иисуса ( Иоан. 2:12 ). «Пишу вам, дети; потому что прощены вам грехи ради имени Его». Они святы ( 1Кор. 7:14 ). В Ветхом завете повеление обрезывать касалось только мужчин, а не женщин. В Новом Завете требуется крещение всех, как мужчин, так и женщин, которые прежде должны принести покаяние. «Покайтесь, да крестится каждый из вас» ( Деян. 2:38 ). А каяться дети не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

10) Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей», предлагал Он иудеям ( Иоан.2:19 ). 10) Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну его». Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего» (ст. 21–й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками ( Лк. 19:41 ), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом» Его ( Мр. 11:15–17 ). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно» ( Мр. 14:55–59 ), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский. 11) Отвергал храм, как место общественной молитвы, и ап. Павел, когда говорил: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ). 11) В приведенных словах ап. Павла нет даже упоминания о храме; Апостол выражает только желание, чтобы христиане на всяком месте воздевали при молитве руки, отбросив от себя гнев к людям и сомнение в вере. Православные христиане так и молятся, как велит Св. Апостол: они молятся на всяком месте – и в храме, и дома, и на полях, и в дороге, словом, – везде. На всяком месте приносят они Богу и фимиам, чистую жертву: и в храме, и в степи, и на море, и дома, и на кладбище, воздавая при этом для крестного знамения руки во время молитвы, согласно пророчеству о новозаветном богослужении пророка Малахии: «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (1:11). Неудачно приведенные сектантами места Писания их же самих и обличают, ибо они ничего этого не делают, а, вопреки Писанию, учат, что не нужно ни рук употреблять при молитве, ни каждения фимиама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

458 Св. Василий великий : «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его. Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителей нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Св. Амвросий медиоланский : «Зачем же вдали стоят (как сказано в псалм. 37, ст. 12) те, кои на то и поставлены, чтобы оказывать помощь? Да они и не отошли далеко; только палимый искушениями полагает, что далеко от него те, которых желал бы он видеть вблизи. Но тогда как он почитает себя оставленным ими, они с нетерпением ждут того мановения, которым Владыка укажет им вступить в помощь. Владыка же, чем блистательнейшую для своего борца предвидит победу, тем продолжительнейшее предоставляет ему борение». Св. Златоуст: «Доколе продолжалась брань, Христос не попускал являться ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить. Но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и ангелы ( Мф. 4:11 ). Познай отселе, что и тебя после победы над диаволом приимут с рукоплесканием ангелы, и будут ограждать во всех случаях». Св. Васил. велик. Бесед. на псал. 33: твор. ч. 1, стр. 296. Москва, 1845 г. Св. Амврос. медиол. Толков. на псал. 37: твор. ч. 1, стр. 385. Париж, 1686 г. Св. Златоуст. Бесед. 13 на еванг. Матфея: ч. 1, стр. 241. Москва, 1846 г. 459 Св. Григорий нисский : «Служение сих духов (ангелов) в том и состоит, чтобы быть посылаемым, для попечения о спасении спасаемых». Св. Златоуст: «Ангелы употребляются на то, служение их состоит в том, чтобы служить Богу для нашего спасения. Таким образом дело ангелов – исполнять все к нашему спасению». Св. Григор. нисск. Прот. Евномия кн. 1: твор. т. 2, стр. 350. Париж, 1638 г. Св. Златоуст. Бесед. 3 на посл. к евреям, стр. 49–50. Спб. 1859 г. 460 Ориген : «И ангел каждого, даже тех, кои в Церкви суть малые, всегда видя лице Отца небесного ( Мф. 18:10 ) и созерцая божество Создателя нашего, молится с нами и содействует нам, сколько может, в получении просимого... Христианин, истинный христианин, подчиняющий себя владычеству единого Бога и Слова Его, ничего не может потерпеть от демонов, как лучший их. Причина сего заключается в том, что ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их Он ( Пс. 33:8 ) и его ангел, который выну видит лице Отца небеснаго ( Мф. 18:10 ), чрез единого великого Архиерея возносит его молитвы к Богу и сам молится с тем, кто вверен попечению его». Св. Иоанн лествичник : «Когда при каком ни есть молитвы твоея изречении почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном. Ибо тогда ангел-хранитель вкупе с нами молится». Ориген . О молитв. чл. 11 и Прот. Цельса, кн. 8, чл. 36: твор. т. 1, стр. 215. 769. Париж, 1733 г. Св. Иоан. леств. Лествиц. степ. 28, л. 150. Москва, 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

157–190, ноябрь, стр. 305–342, декабрь, стр. 466–506, его же: „Употребление и изучение Библии в России“, Прав. Обозр., 1868, ч. XXVII, 10–11, стр. 145–180, 252–270; „Обозрение трудов по изучению Библии в России с XV века до настоящего времени“, Прав. Обозр., 1869. стр. 190–211, 538–577, 597–822; сл. также ст. проф. Ф. Г. Елеонского, „Библия в России“, Прав. Богослов. Энциклоп., под ред. проф. А. П. Лопухина , С.-Петербург, 1901, т. III, стр. 526–544. – Об экзегетических трудах отцов Церкви см., кроме Селлье, Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques, превосходную работу Фесслера Institutiones Patrologiae, 2 in-8°, Inspruck, 1850; 2 изд. Jungmann’a, 1890; Фесслер говорит o всех церковных писателях до св. Григория Великого включительно; La patrologie ои histoire littérarie des trois premires sicles de l’Eglise chrétienne, посмертный труд Möhler " a, опубликованная F. X. Reimhmayer’oм, с немецкого и переведена на французский J. Сонеп’ом, 2 Париж, 1843. Алцога, Патрология, франц. перевод аббата Belem (t. 1. Bibliomheque théologique du XIX sicle), in-4°, Париж, 1877. H. Kihn, Encyklopädie und Methodologie der théologie, in-8, Фрибург, 1892, p. 199–217. [Русская литература: архиеп. Филарета Гумилевского , „Исторнческое учение об отцах Церкви“, 3 тома, 2 изд., С.-Петербург, 1882; проф. Д. В. Гусева , „Чтения по патрологии“. Выпуск 1, 1896 (Введение о веке мужей апостольских); выпуск II (Период христианской письменности с половины и до начала IV века), 1898, Казань.]. 708 Бл. Иеронима, Praef. in Malach., t. XXV, col. 1541; св. Васил. Вел. Бес. III на Шестодн., 9, t. XIX, col. 73; св. Иоан. Злат. Бес. XIII на Быт., t. LXIII, col. 108; бл. Августина, De Gen. ad. litt., 1. VIII, 1, n°4, t. XXXIV, col. 373; De Civ. Dei XIII, 21, t. XLI, col. 394; св. Евстафия, De Engastrimytho, 21, t. XVIII, col. 56; сл. Mélanges bibliques, 2 ed., p. 32. 710 См. Dictionnaire de la Bible, t. I, col. 683. [Об александрийской школе на русском языке см. диссертацию В. Н. Дмитриевского, „Александрийская школа“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Так, в короткое время основана, сооружена, освящена и благоустроена Церковь из язычников и сравнена во всех правах с Церковью из иудеев. Что после сего верующие иудеи могли усвоять одним себе, как преимущество перед верующими из язычников? Последние получили все то же, что и первые, — получили и чрезвычайные откровения Божии, и явление Ангела, и проповедь апостольскую, и излияние Св. Духа, таинства и все священнослужение новозаветное. Обрезанием ли одним могли хвалиться христиане иудейские? Но Сам Бог показал, что и без обрезания, по одной вере, можно получать Св. Духа и все дарования духовные. После сего будут еще некоторые споры между теми и другими христианами; но на соборе Иерусалимском, апостольском, сей же самый пример дома Корнилиева вспомянется и будет одним из первых оснований мира Церковного, а потом и упразднения всего древнего закона обрядового для всей христианской Церкви (См. Деян. гл. 1, 5). Между тем Церковь из язычников будет возрастать все более и более, в Антиохии примет название христиан (Деян. 11, 26), там же познает своего нового апостола ( Апостола языков, св. Павла. 2 Тим 1, 11. Ср. Галат. 2, 7), и потом, украсясь многими подвижниками веры и великими светильниками Благодати, распространит жизнь и свет во все страны мира. Во всю землю изыдут вещания, ее проповедников и в концы вселенныя глаголы их (Римл. 10, 18). Таким образом будет исполняться пророческое благословение Ноя: да распространит Бог Иафета, и вселится в селениях Симовых (Быт. 9, 27). Исполнится и пророческое слово великого Даниила: возставит Бог небесный царство, еже во веки не рассыплется, и царство Его людем инем не останется, истнит и развеет вся царства (неверных); тое же станет во веки (Дан. 2, 44). И будет едино стадо и един Пастырь (Иоан. 10, 16). (Воскр, чтение, XII, 1848 г. стр.: 54, 65, 85, 90, 102). Стих 3 О предваряющей благодати (на ст. 3) Филарета, Митрополита Московского.   Ангел сказал Корнилию сотнику, также природному язычнику: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Это обетованное Семя является теперь средоточием, стягивающим к себе все другие мессианские обетования. Даже в устах Валаама, обольщенного мздой ( 2Пет. 2:15 ; Иуды ст. 11 сн. Числ. 22:21  и дал.), по воле Бога Оно является как звезда, имеющая воссиять от Иакова, и жезл, имеющий явиться от Израиля ( Числ. 24:17 ). И вот «звездам служащие звездой поучаются поклоняться Солнцу Правды и видеть с высоты Востока» 623 (срав. Мф. 2:1 и дал.) 624 . Иаков передает это обетование о Семени сыну своему Иуде, благословляя его и торжественно, в пророческом духе веры, говоря: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколю не придет Шило 625 и Ему покорность народов ( Быт. 49:10 ). Так после Иакова Иуде предназначается то, чтобы из его колена воссиял Господь наш ( Евр. 7:14  сн. Апок. 5:5 ) 626 . Колено Иудино сделалось корнем, из которого произошла ветвь дома Давидова (срав. Апок. 5:5 ). И вот Давиду уже в обетовании о сыне его Соломоне ( 2Цар. 7 ) дается обетование о Мессии 627 , а пророк Исаия прямо взывает: и произойдет отрасль от корня Иессеова и Ветвь произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Господень и пр. (11:1–2), провозвещая, таким образом, рождение Сына Божия от семени Давидова по плоти ( Рим. 1:3  сн. 2Тим. 2:8 ; Апок. 22:16 ; Иоан. 7:42  и др.) 628 . Так обетованное, Семя жены вообще, как семя человеческое, в откровении Духа пророческого проходит через точнейшие определения корней, из которых надлежало произойти Ему – Отрасли Праведной ( Иер. 23:5; 33:15 , сн. Деян. 7:52 ) – Солнцу Правды ( Мал. 4:2 ) – Христу 629 . Но вот это откровение уясняется еще тем, что обетование о Семени жены ( Быт. 3:15 ) представляется пророчеством о рождении Семени от жены без мужа, Сам Господь говорит через пророка Исаию: вот Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Исаии 7:14), что значит, поясняет Евангелист, приведши это несомненно прямое предсказание 630 , с нами Бог (Мф. 1:23, сн. Гал. 4:4 ) 631 . Мало этого, возвещается точно и ясно само время такого чрезвычайного рождения, уже предобозначенное в пророчестве Иакова ( Быт. 49:10 ) о рождении Льва от колена Иудина ( Апок. 5:5 ), в конце пророческого периода через пророка Даниила 9:25: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010