10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. 11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12 Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. 13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? 14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. 17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении этой недели предлагается важное наставление о том, что религиозные несогласия, как бы они маловажны ни были, несовместны с духом христианской веры и любви. 1. Разногласия в вере противоречат сильным увещаниям Апостола к единению (ст. 10, 11). Эти увещания: а) даются именем Господа нашего Иисуса Христа , Который завещал нам любовь и установил союз любви (ср. Иоан. 13:34–35; 15:12–14; 17:20–23 ); б) требуют полного и совершенного согласия не только в буквальном исповедании веры, но и в том же понимании и в той же мысли относительно внешних выражений веры (ст.10. ср. Рим. 12:16; Ефес. 4:3 ); в) не одобряют решительно никаких разногласий (ст.11). 2. Разногласия в вере вовсе несовместны с верованием христиан, признающих своим Главой и Господом одного и того же Иисуса Христа (ст.13–16). Такие разногласия: а) происходят всегда от неодобрительной привязанности , или к авторитетам лиц, или к человеческим интересам (аз Аполлосов, аз Кифин ст. 12 ср. Мф. 23:8–10); б) производят раздробление и раскол в одном и том же теле Христовом (“ разве разделился Христос? ” ст. 13); в) отнимают славу, принадлежащую единому Иисусу Христу , и приписывают ее человеческому орудию (“ разве Павел распялся за вас? ” ст. 13).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

« Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны … ибо ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных .» (ст.17–18). Апостол предостерегает христиан от коварных лжеучителей, которые ласкательством и красноречием совращают простодушных. Иное значит — говорить о Боге и иное — быть от Бога. «Вы, возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, от Бога ли они» (1 Иоан. 4:1). Сатана и его слуги часто представляются в образе светлого ангела (2 Кор. 11:14. 15). Наружностью легко можно ошибиться и принять Исава за Иакова. Надобно испытывать внутреннего человека. — С какой осторожностью считают деньги и товары! 1. Веруют ли они так, как Бог хочет? а) Согласна ли их вера с учением слова Божьего и церкви? Это — корень доброго дерева. Кто не верует в слово Божье или извращает его по своему произволу, тот не от Бога (Гал. 1:8). б) Верует ли также сердце их в то, что говорят уста (Рим. 10:10)? Одно только «Господи, Господи» — язык всех лицемеров (Мат. 7:21)! Худа та вера, которую знают только по книгам. Надо уметь говорить по собственному опыту; иначе — говорят, как слепые о цветах. Особенно нужно надлежащим образом познать Иисуса Христа (1 Иоан. 5:1). в) Уверены ли они в спасительности своей веры? С пустыми надеждами и желаниями не входят в царствие небесное. Надобно уметь говорить как Павел (2 Тим. 1: 12). 2. Делают ли они то, чего Бог хочет? а) Человек, живущий нечестиво, не может быть от Бога. Грехи — терния и волчцы. Может ли Христос быть вместе с Велиаром (2 Кор. 6:15)? Как ночные совы и вороны не происходят от орлов, так и порочные люди не происходят от Бога. Рожденный от Бога греха не творит (1 Иоан. 3:9). б) И лицемер не может быть от Бога. « Не от Твоего ли имени мы пророчествовали » и проч. (Мат. 7:22). Пред миром, конечно, и волхв Симон считается за Божью силу (Деян. 8:9), но не пред Богом. « Я никогда не знал вас; отойдите от Меня » (Мат. 7:23). Заключение. Посему, « остерегайтесь производящих разделения и соблазны .» Испытайте самих себя, « в вере ли вы » (2 Кор. 13:5; Гал. 6:4 ). Простая вера — самая лучшая вера

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Спаситель мира открывал постепенно спасительную тайну. Еще до креста и воскресения Своего указывал Он на принятие верующих из всех народов под благодатный покров Свой, то благотворениями своими некоторым вне народа еврейского (напр., сотнику в Капернауме и Сирофиникиянке), то предсказаниями о едином стаде под единым пастырем (Иоан. 16, 15) и о собрании верующих от всех концов земли к небесной радости Авраама и других патриархов (Матф. 8, 11). По воскресении полнее открыл Господь Свою божественную волю. Тогда заповедал Он апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. 28, 19), и будете Ми свидетели, во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли (Деян. 1, 8). Но все сие, как ни много раскрывало тайну, не открывало еще всего. Когда именно начать проповедание язычникам? Как обходиться с обращенными в отношении к верующим из древнего народа Божия? Должно ли все или нечто из закона Моисеева удержать в обязанность обращенным из язычников или не должно? По всему ли равны благодатные права обрезанных и необрезанных? Все это и многое другое, что нужно для благоустройства Церкви вселенской, долженствовало открыться в свое время после, действием Божественного Параклита, Который и дарован апостолам, да наставит их на всяку истину (Иоан. 16, 13). И как премудро, как благоплодно было действие Божие, когда пришло время отверсть пространнее двери благодати язычникам! Это можем видеть, читая всю десятую главу Деяний апостольских. Рассмотрим. I. Откровение Корнилию сотнику и, вследствие того, посольство Корнилия к ап. Петру (Деян. 10, 1-8). Откровение ап. Петру и, вследствие того, путешествие апостола к Корнилию (9-23). События в доме Корнилия в присутствии апостола и других верных братий (24-48). I. Откровение Корнилию (1-8 ст. ) Здесь замечательно: а) кто сподобляется быть первенцем Церкви из язычников (ст. 1 и 2), б) какое употребляет Господь средство для просвещения Корнилия (ст. 3-6) и в) как пользуется сим средством Корнилий (ст. 7 и 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

IV. Православная Церковь указанные ветхозаветные книги называет наследием, принятым от ветхозаветной еврейской церкви, ибо евреям было вверено слово Божие, как о том говорит св. апостол Павел в своём послании к Римлянам (гл. 3, ст. 1 и 2), а новозаветная Церковь приняла эти книги от евреев. В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Юдифь, в) Книга премудрости Соломоновой, г) Книга Иисуса, сына Сирахова, д)» Книга пророка Баруха, е) Три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры. Однако, эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: A. Евангелия: 1. от Матфея (Матф.) 2. от Марка (Марк или Мк.) 3. от Луки (Лука или Лук.) 4. от Иоанна (Иоанн или Ин.) Б. 5. Деяния св. апостолов или Апостольские деяния (Деяния). B. 14-ть посланий святого апостола Павла: 6. к Римлянам (Рим.) 7. I к Коринфянам (I Кор.) 8. II к Коринфянам (II Кор.) 9. к Галатам (Гал.) 10. к Ефесянам (Еф.) 11. к Филиппийцам (Фил.) 12. к Колоссянам (Кол.) 13. I к Солунянам (Фессалоникийцам) (I Сол. или I Фес.) 14. II к Солунянам (Фессалоникийцам) (II Сол. или II Фес.) 15. I к Тимофею (I Тим.) 16. II к Тимофею (II Тим.) 17. к Титу (Тит.) 18. к Филимону (Филим.) 19. к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов , а именно: 20. послание св. Иакова (Иак.) 21. I послание св. Петра (I Петр.) 22. II послание св. Петра (II Петр.) 23. I послание св. Иоанна (I Иоан.) 24. II послание св. Иоанна (II Иоан.) 25. III послание св. Иоанна (III Иоан.) 26. послание св. Иуды (Иуда) Д. Апокалипсис или Откровение св. апостола Иоанна (Откров.) VI. В евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие»– греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше чего более отрадного ничего нет. Первые три евангелия были написаны в период от 50-го до 70-го г. после Рождества Христова, а евангелие св. Иоанна около 90 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Это высокое исповедание – эта вера во Христа, как сына Божия, стала в человечестве твердым камнем, на котором основалась Церковь христианская и стоит до сего времени, и будет стоять до скончания века. Симон первый исповедал эту веру, и потому первый назван камнем (Петром), взятым от Господа в созидание Церкви. Но эта вера не была только личным убеждением Симона; это общее убеждение и всех других апостолов, и всех верующих христиан; поэтому и другие апостолы, как содействовавшие распространению и утверждению веры во Христа, называются в Писании основаниями, на которых зиждется Церковь; и все верующие христиане могут быть названы камнями, из которых составляется великое здание Церкви ( Еф. 2 гл. 20 ст. Апос. 21 гл. 14 ст. 1 посл. Петра гл. 2 ст. 6–7). Но очевидно, что самым первым, основанием, краеугольным камнем, на котором утверждается это здание, равно как и единою главою, венчающею его, может быть назван только сам Иисус Христос ( Еф. 2 гл. 20–22 ст, 1. Кор. 3 гл. 11 ст. Еф. 1 гл. 22–23 ст.), вера в которого служить основанием и венцем Церкви. Вера во Христа открыла людям доступ – дала ключи в Царство небесное. Петр первый исповедал веру во Христа, поэтому первый и получил высокую власть вязать и разрешать грехи. Но затем и другим апостолам, имевшим одну веру с Петром, также сказало от Господа: что свяжете на земли, будет связано на небесах, и что разрешите на земи, будет разрешено на небесах. ( Матф. 18 гл. 18 Иоан. 20 гл. 21–23 стран.) Апостолы передали эту власть пастырям Церкви, и она всегда неизменно сохраняется в Церкви христианской, как сохраняется самая вера во Христа. В таком смысле объясняли указанное место из Евангелия Матфее и древние учители церковные. 2). В последней беседе с учениками – на тайной вечери – Иисус Христос, прекратив возникший между учениками спор о первенстве и обещав им за терпенье и преданность Ему высокую награду в будущем небесном царстве, обратился с особенными словами к Симону Петру: «Симон, Симон! Сатана просил, чтобы сееть вас, как пшеницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Что мы спасаемся не одной верой и добрыми делами, а благодатью Божьей, это ясно видно из Писания: «Мы веруем, говорит ап. Павел, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они», то есть язычники ( Деян. 15:11 ), потому что «все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим. 3:23–24 ). «Страдай с благовестием Христовым силой Бога, спасшего нас не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» ( 2Тим. 1:8–9 ). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения (крещения: Иоан. 3:6 ) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3:4–8 ). «Ибо благодатью вы спасены, через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Ефес. 2:6–9 и Рим. 5:15–16 ). 4) Из каких примеров видно, что, кроме веры и добрых дел, нужна еще благодать Божья? 4) Упоминаемый в книге Деяний Апостолов (гл. 10) Корнилий был «муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (ст. 2), однако и он не мог иметь надежды на спасение до тех пор (ст. 6), пока не получил благодати Божьей в таинстве крещения (ст. 47–48), ибо только тот, «кто будет веровать и крестится, спасен будет» ( Мар. 16:16 ). «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье» ( Иоан. 3:5 ). 5) Как же подается верующим спасительная благодать Божья? 5) Спасительная благодать Божья, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее. 6) Что называется таинством? 7) Сколько всех таинств? 7) Всех таинств семь: рукоположение во священство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак и елеосвящение (См. Причт. Сол. 9:1–6). 8) В каких таинствах подается спасительная благодать Божия? 9) Какие дары благодати Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2 Петра, гл. 1, ст. 4 Да будете Божественного причастницы естества: вот какова цель всех великих благодеяний и обетований Божиих в христианстве. Не у всех христиан эта цель достигается в равной мере, но кто из них в полной мере таков, тот, будучи по истине богоподобен, божественен, заслуживает и прославления соответственного, достоин чествования благоговейного. Таковы именно – святые угодники Божии, друзья Божии ( Иоан. 15:14 ), имеющие судить мир и ангелов ( 1Кор. 6:2–3 ); посему-то мы и чтим их. Ст. 20–21. Сие прежде ведуще, яко всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает. Под оказанием здесь разумеется изъяснение. Ап. Петр как бы так говорит: пророчество не есть предмет собственного изъяснения, что либо такое, что могут изъяснить сами люди (слово – своему – сказанию – имеет свое противоположное в словах: но от Святого Духа, ст. 21). Посему-то раньше, в ст. 10–11 гл. 1 послания 1, апостол Петр и говорил, что пророки взыскаша и испыташа – испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстях. Дух не являл им, и они сами старались догадаться, когда приидет спасение; но угадать это было не в человеческих силах, и потому дальше говорится (ст. 12), что «им открыто было» (конечно не их разумом), «что не им самим» (и не их современникам), «а нам служило то, что ныне проповедано». Из этого вообще следует, что даже и сами пророки, хотя и знали и понимали ниспосылаемое им пророческое слово, однако толкования его или сказания сделать не могли, не знал ни времени, ни обстоятельств, в которых совершится предрекаемое ими грядущее. А если не могли этого сами пророки, то еще менее возможно это для их читателей. Посему благочестивый евнух, вельможа Кандакии, читавший книгу пророка Исаии, на вопрос ап. Филиппа: разумевши ли, яже чтеши? отвечает: како могу разумети, аще не кто наставить мя ( Деян. 8:30–31 )? Посему при толковании пророчеств требуется наставление; и вообще – не всякий, купивший Библию , может изъяснять ее. Возможно, что принявшийся за это дело человек, будучи «невеждой и неутвержденным», встретит в Библии нечто «неудобовразумительное» и это «превратит» (ложно истолкует) «к собственной своей погибели» ( 2Петр. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Цлютъ т чада сестры твое избранны, аминь. (Ст. 1). 13. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь. 13 Дети сестры твоей; по всей вероятности сестры госпожи не было уже в живых, иначе бы и от неё было приветствие. – Избранной: см. примеч. к 1 ст. – Аминь; прибавлено только в исправленном тексте начала 17-го века Textus receptus. См. примеч. к 15 ст. 3-го посл. Третье соборное послание Св. Апостола Иоанна Богослова Глава 1 Приветствие и похвала Гайю (1–2), радость Апостола Любви (3–4.). Странноприимство Гайя (5.); обязанность христиан благодетельствовать странствующим проповедникам Евангелия (6–8). Противление Апостолу Диотрефа (9–10). Призывание подражать одному только добру (11 ). Свидетельства о Димитрие (12), объяснение причины краткости письма и известие о скором личном свидании (13–14). Целование (15). [Зач. з.] Старецъ возлюбленном, егоже азъ люблю воистинн. (2 1. 1Петр. 5, 1 . Римл. 16. 23 ). 1. Старец возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 1 . Старец: см. в примеч. к 1 ст. 2-го посл. Иоан. – Возлюбленному (1) Гаию: Гай или Кай – древне-латинское имя (Caius), значит «господин», «хозяин». В писаниях Апостольских упоминаются три Гайя: Македонянин, Дервянин и Коринфянин. О Гайях Македонянине и Дервянине рассказывается в книге Деяний Апостольских. Оба они были спутниками Апостола Павла. Гай Македонянин в третье Апостольское путешествие Павла (54–57 г. – Schaff) вместе с соотечественником своим Аристархом схвачен был чернью в Эфесе (57 г.), во время бунта серебряника Димитрия против Павла, и освобожден от опасности речью к народу одного из начальников Эфесских ( Деян 19, 22–40 ). Гай Дервянин, вместе с Сосипатром Пирровым, Вереянином, Фессалоникийцами – Аристархом и Секундом, с Тимофеем и Асийцами – Тихиком и Трофимом, сопровождал Апостола Павла из Коринфа до Асии в последнее путешествие его в Иерусалим (в 58 г. Schaff чрез Троаду, где Апостол Павел воскресил в то время некоего юношу Евтиха, который заснул на окне третьего этажа и упал на улицу, во время продолжавшейся заполночь проповеди Павловой ( Деян. 20, 2–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Духа. Дальнейшее препятствие к тому, чтобы под словом „Дух“ (ст. 5) в беседе Христа с Никодимом разуметь именно Духа Святаго, отрицательная критика находит в последующих словах Иисуса Христа: „ Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа“ (ст. 8). Действительно, еще у древних толковников, отцов и учителей церкви, мы встречаем двоякого рода понимание и толкование этих слов Спасителя, сообразно с двояким пониманием и толкованием слова „Дух“ πνεμα которое может означать как Св. Духа ( Иоан. 3: 5 ), так и „ветер“ (ср. Быт. 8: 1 ; 3Цар. 19:11 ). Таким образом, одни (напр., Августин и Ориген ) понимают это слово в первом значении, другие (Златоуст, Кирилл Александрийский и Феофилакт) – в последнем. Первые ссылаются на то, что 1) в этом виражении под словом „дух“ поставлен определенный член, а, как заметил еще Дидим, когда это слово снабжается определенным членом, тогда оно обозначает обыкновенно Св. Духа; 2) что прежде и после этого выражения под именем „Духа“ разумеется несомненно Дух Святый, и, наконец, 3) что если под словом „Дух“ разуметь простой ветер, то неверно сказано: „не знаешь, откуда приходит и куда уходит“, потому что, как говорит Августин: „кто из нас не видит ветра, идущего от полудня к северу, или другого ветра, исходящего от востока до запада? Итак, как же мы не знаем, откуда приходит и куда идет?“ Этого объяснения нельзя, впрочем, считать вполне удовлетворительным, потому что 1) слово лугова, даже когда означает Духа Святаго, не всегда ставится с членом определенным; даже у Иоанна (3:5) оно стоит без члена; напротив, когда говорится о ветре, перед словом πνεμα иногда ставится член ( 3Цар. 19: 11 ); а 2) хотя мы действительно и видим движение ветра, но все-таки вполне не знаем того, откуда он приходит и куда уходит, т. е. не знаем ни начала, ни конца его. Однако-же нельзя совершенно и отрицать достоинств этого объяснения; нельзя думать, что под словом „ дух “ или под образом ветра не разумеется здесь Дух Святый, так как в других случаях понятие ветра евангелист Иоанн обозначает иным словом – νεμος (см., напр., Иоан. 6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Частные темы для гомилетической разработки могут быть следующие: Христианство есть духовная религия « Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление » (ст.11–12). При сравнении ветхозаветного первосвященнического служения со служением Иисуса Христа, Архиерея и Ходатая нового завета, апостол Павел замечает, что Иисус Христос приобрел людям высшие, духовные, нетленные блага, что Его религия есть дело Божественного Духа и содействует духовной жизни (ср. ст. 14), и что она имеет величайшее преимущество перед Иудейством. Воспользуемся этими чертами, чтобы нам вполне понять и оценить высокое достоинство Христианства. 1. Как понимать это? Христианство есть духовная религия, потому что оно: а) Дело Духа Божьего. Иисус Христос, говорится в тексте, принес Себя в жертву Духом Святым, и все, что Он совершил, было делом божественного Духа, обитавшего в Нем и действовавшего через Него. Он проповедует учение, не как Свое, a как Божье; Он называет Свое религиозное учреждение Божьим царством и заявляет, что Бог через Него действует и открывает свою волю (Иоан. 7:16–17; 8:40. 14. 24 ). Иоанн Предтеча свидетельствует о Нем: « Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. » (Иоан. 3:34). От этого Божественного Духа произошло Христианство. Не Дух ли Божий почивал также и на апостолах, руководил их и наставлял на всякую истину? Не Он ли давал им мужество и силу к распространению учения Иисуса Христа? Единогласно уверяют они, что « приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным » (1Кор. 2:12–13). Мы должны, след., считать Христианство за дело божественного Духа. Об этом свидетельствует также б) Содержание и цель Христианства.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010