Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Примирение, Удовлетворение за грехи заступительною или искупительною жертвою. Это одно из мест, где ясно сказано, что чрез посредство Иисуса Христа примирены не только люди с Богом, но, прежде всего, и Бог с людьми. Иоанн выражает это одним словом – одним новым именем Сына Божия, в соответствие именам Его до сего места (Слово, Жизнь, Свет, Ходатай: 1, 1. 2. 5. 2, 1. и далее: 4, 8, – Любовь), – словом, которое означает только искупительную жертву (Ср. 4. 10. Рим. 3, 25. 5, 8–11. 1 , Кор. 5, 19–21. Евр. 2, 17 ). Замечательно также, что Иисус Христос называется здесь не «умилостивителем нашим» а нашим «Умилостивлением» или примирительною жертвою: т. е. одним словом показывается вместе и то, через что Бог был примирен с нами. – За грехи наши: какие разумеются в 8-м, 9-м и 10-м стихах 1-й гл. и 1-м ст. 2-й гл. (см. примеч.). Связь речи: мы имеем постоянного ходатая за нас, постоянное умилостивление за грехи наши силою заслуг крестной жертвы за грехи человечества. – И не только за наши, но и за грехи всего мира: всякому всегда одинаково доступно это умилостивление и оно одинаково вполне достаточно для всех и навсегда, Христос – умилостивление всего мира: если же многие не очищаются от грехов, не пользуются этим благом, то это не должно смущать нас, – основание этого совершенно не в Умилостивлении нашем, не в недостаточности Его (Meyer). Выражение это подобно выражению Спасителя: суд же (Сына) состоит в том, что Свет пришел в мир ( Иоан. 3, 19 ), то есть Сын Божий не только никого не осудит, – ни напротив всех оправдает, осветив светом своим весь мир; тогда как многие осуждены и многие не достигали и не достигнут этого света, как Он Сам же говорит далее: всякий делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. ( Иоан. 3, 20 .) (3). г. И семъ размемъ, к познахомъ его, аще запвди ег соблюдаемъ. (3, 6. 11, 32. 15, 10. 12). 3. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 3 . «У блаженного сего мужа в обычае употреблять однозначащие слова для обозначения разных предметов, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

на юге Италии на Средиземном море, славившийся плодородием своей почвы, и почему считавшийся в древности житницею Италии. постельник при царском дворе. море между Аппенинским и Балканским полуостровами. писал Апостол Петр христианам Малой Азии, увещевая с радостью переносить скорби (6 ст. 1-й главы), дабы испытанная вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (ст. 7). и Иоанн — безмездные врачи, мученики Александрийские. Мощи их почивают в Риме и открыты были в царствование императора Аркадия (395–408 г.). Память их празднуется 31 января и 28 июня. посл. Ап. Петра, гл. 5, ст. 2. город в Палестине, на восточном берегу Средиземного моря, к юго-западу от Иерусалима. древняя столица Финикии, был расположен на восточном берегу Средиземного моря, к северу от Палестины. Иоанн преставился в 619 г., ноября 11-го. Память же его празднуется 12 ноября потому, что 11-го в Египте торжественно праздновалась память муч. Мине, а в Константинополе Феодору Студиту. Мощи св. Иоанна Милостивого первоначально перенесены были в Константинополь (23 января), а позднее в г. Пресбург, в Венгрии, где находятся и в настоящее время. его празднуется 16-го июня. Память преподобного Нила Постника Нил родился во второй половине IV века и был учеником св. Иоанна Златоустого. из самых высших должностных лиц, заведовавшее высшим полицейским управлением города. посл. Иоан. гл. 5, ст. 19. было около 390 г. гора в северо-западной части Аравии, на восточном прибрежье Красного моря. Синай — почти с самого начала происхождения христианского монашества был излюбленным местом восточного подвижничества и славился подвигами своих иноков. было в 405 г. разумеется племя влеммидов, принадлежавших к арабскому племени и обитавших в Аравии. город в Сирии, на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. преп. Нила Постника последовала около 450 г. В пустыне провел он всего 60 лет. Нил, подобно великому учителю своему, св. Иоанну Златоусту, много занимался толкованием Св. Писания, также изъяснением догматов веры и особенно известен аскетическими творениями. Лучшее подвижническое сочинение его — книга о молитве. Далее следуют: сочинение об Аскетах , о самовольной бедности , о преимуществах уединенной жизни , наставления для Евлогия с прекрасными размышлениями об уклонении от мира, о твердости в борьбе, о терпении в скорбях и борьбе со страстями и т. д., «Ручная книжка Эпиктета» с изложением правил практической мудрости, извлеченных из сочинений этого языческого писателя, измененных в некоторых местах христианскими мыслями; письма преп. Нила, посланные к разным лицам и по разным поводам, — нравственного содержания. Все сочинения преп. Нила, при высоком достоинстве содержания их, отличаются чистотою и изяществом языка, дышат искренностью чувства и исполнены силы мысли, всегда ясной, как свет Божий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнова,   1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1,3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1-4, и 24, 49-52. Книга — в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово) по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19,11-13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т. е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1,3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

6. Под углем горящим разумеется Божественная благодать, очищающая и просвещающая (Ст. 7). Ст. 8. К людем сим, Евр. для Нас, множественное число в смысле величия (pluralis majestatis), при свете Нового Завета можно видеть указание на Св. Троицу, как и троекратное Сеять. Cm. 9. Людем сим, т. е. стоящим в храме около пророка, но ничего не видевшим и не слышащим этой беседы пророка с Богом. Содержание проповеди следующее: «вот вы будете слушать и не услышите, будете смотреть и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами своими они плохо слышат и глаза свои закрыли; пусть сердцем поймут опасность своего состояния и обратятся ко Мне и Я исцелю их». Следовательно, пророк должен был обличать упорство народа и ожесточение и предсказывать, что если они теперь не образумятся, то дойдут до такого состояния, при котором не возможно будет их обращение и спасение. Это и исполнилось во времена Христа ( Иоан. 12, 37–40 ). Ст. 11–13. Пророк спрашивает: долго ли продолжится это упорство евреев и чем кончится; Господь говорит, что они многократно будут наказываемы разными бедствиями, после которых останется только десятая часть народа, да и она будет расхищена. Но как от дуба, когда он бывает срублен, остается корень, так от народа останется одно святое семя (1, 27; 4, 2). Глава 7-я. Пророчество о рождении Еммануила от Девы В первых 9 стихах пророк указывает повод к произнесению пророчества. В царствование Ахаза царя иудейского Расин царь Сирийский и Факей царь Израильский выступили войной на Иерусалим; но не могли взять его, прибавляет пророк, показывая этим, что речь записана после этого нашествия. Cm. 2. Когда стало известно в доме Давидовом, что эти цари совещались истребить весь род Давида и воцарить в Иудеи одного из принцев сирийских, тогда Ахаз и иудеи затрепетали, подобно тому, как дерево в лесу колеблется от ветра. Ст. 3. Пророк по повелению Божьему вместе с сыном своим, который носил символическое имя: шеар Иасуб – останок спасется, выходит на встречу к Ахазу к водопроводу верхнего пруда поля горшечников, на восток от Иерусалима, где вероятно строились укрепления против неприятеля, чтобы воспрепятствовать ему овладеть водой, которая отсюда текла в нижний пруд, бывший в городе и питавшим его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Церковь Христова есть церковь святая. 1) Святость поставляется необходимым свойством церкви: а) В св. писании. По учению писания, Христос для того и предал. Себя на смерть, чтобы омыть людей кровью Своею от грехов ( Еф. 5, 25 – 27 ); с тем учил и пострадал, чтобы церковь Его, освятясь Его учением и жизнью, не жила более для греха, а для Бога ( 1Тим. 2, 14 . Иоан. 17, 19 , 1Петр. 2, 9 ); Дух св., освящая ее таинствами и действием в сердцах, побуждает к подвигам самоотречения и святости ( 1Кор. 2 , 1G, 17. Рим. 8, 1. 14. 1 Иоан, 5, 13). Таким образом церковь Христова называется храмом или домом Божиим ( 1Петр. 2, 3. 4, 17 . Еф. 2, 21 ), невестою Христовою ( Εф. 5, 12 – 32. 2 Корин. 11, 2). Верующие во Христа суть народ избранный, народ святой ( 1Пет. 2, 9 ), чада света ( Еф. 5, 9 . 1Сол. 5, 5 ), святые ( Рим. 1, 17 . Еф. 4, 12 . 1Тим. 5, 10 ). Напротив враги церкви называются синагогою сатаны (Апокал. 2, 9. Евр. 3, 9 ). б) Так учила отцы церкви. Ерм писал: «Бог Своею мощною силой создал святую Свою церковь » 605 . Пророк, говорит Кирилл алекс. называет церковь свою святым градом. Ибо она освятилась не служением закону,– ничтоже бо соверши закон, но тем, что соделалась сообразною Христу, соучастницею божественного естества, т. е. чрез причастие св. Духа, которым и запечатлены мы в день избавления» 606 . Соответственно сему церковь называется у отцов домом Божиим 607 святым телом Господним 608 святою оградою 609 , полнотою благодати 610 , где совершается освящение человека учением и таинствами 611 . 2) В каком виде святость оставляет признак истинной церкви? Так как церковь по своему составу (§ 289) есть видимая и невидимая, состоит, из духа и тела: то сколько естественно, чтобы при ее святости были в ней слабые члены люди грешные, столько необходимо, чтобы были лица с высшею чистотою. Не исключаются первые. Так показывает а) св. писание. Господь Иисус сравнивает церковь Свою с полем, где вместе с пшеницею растут и плевелы, которых не исторгают, пока не наступила жатва (Мат. 13, 24 сл.), с неводом, который захватывает рыбу всякого рода (ст. 47), с вечерею, в которой принимают участие и недостойные (Мат. 22, 2. 13). Остави нам долги наша, так предписал всем молиться Спаситель (Мат. 6, 12). И апостолы предлагали увещания, ввели постановления для немощных членов церкви ( 1Кор. 1, 10. 4, 18. 21. 6, 6 1Иоан. 2, 1 . Иак. 5, 16 ). Св. Павел говорит: Христос искупил церковь , да освятит ю ( Еф. 5, 20 ). След. Святость – еще цель, которой достигать должна церковь , данными ей средствами, и след. напрасно требуют от нее, чтобы все члены ее были уже святы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ибо в настоящем случае Он исцелил всего человека ( Иоан. 7:23  разумеется расслабленный при овчей купели 5:1–10) в субботу, т. е. сделал для него величайшее благо (сн. Мф. 12:11–12 и др.), а они, т. е. неразумные фарисеи и книжники, со слепой ревностью преследуя букву закона о субботе, говорят: зачем исцелил в субботу, чего не должно бы делать (срав. Иоан. 5:10,16 и др.) по скрупулезным правилам раввинской галахи. «Не судите поэтому, говорит им Господь, «по внешности, но судите судом праведным» (7:24). Это прямое указание на то Его вечное изречение: вы оставили важнейшее в законе: справедливость и верность ( Мф. 23:23 ), завершающиеся в одном: любви, которой и не доставало у лицемерных книжников и фарисеев. Таким образом, и на закон об обрезании, как на закон о субботе, Господь заповедует смотреть с его духовной, а не внешней стороны 561 . Так смотрели на него уже и ветхозаветные верующие дивнозрители, взывая к обрезанию ушей и сердца, а не плоти (срав. Втор. 10:16; 30:6 ; Лев. 26:41 ; Иер. 4:4, 6:10, 9:26 ; Иезек. 44:9 и др. сн. Деян. 7:51 ; Рим. 2:28,29 ). И, таким образом, как в отношении субботы, так и в отношении к обрезанию, Господь полагает первый основной камень к духовному, типологическому толкованию его Апостолами. И вот мы у Св. Апостола Павла находим такое дивное распространение толкования Господня. В послании своем к Колоссянам он пишет: во Христе вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых; и вас, которые были мертвы в грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам еси грехи, и пр. (2:11–13 ст. 14–15) 562 . Недолго сравнительно первый человек – Адам приносил себя в такую жертву Богу, какую принес потом Себя его первообраз (срав. Рим. 5:14 ) т. е. в жертву послушания, совершенной преданности воле Божией (сн. Рим. 5:19  с Евр. 10:5–10 и др.). Ослушался он этой воли и отпал от блаженного союза, соединения с Богом и пал, погрузившись в глубину естественного следствия греха – смерти ( Рим. 6:23 ) духовной и телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Во втором веке второе и третье послания Иоан на не читались в Сирской церкви, – в Сирском п ереводе Священных книг второй половины второго века «Пешихо» из соборных Апостольских посланий было только три послания: Иакова, первое Петра и первое Иоанна (19). Но в то же время о них свидетельствовал, как о подлинных писаниях Евангелиста Иоанна, Римский Мураториев канон (20). Кроме того, св. Ириней Лионский (†2О2) приводит слова 7-го, 8-го и 11-го стихов второго Иоаннова послания, как несомненно апостольского: «и ученик Господа Иоанн в указанном послании своем предписывает бегать лжеучителей, говоря...» следуют слова 7-го и 8-го стихов 30 ; «Иоанн ученик Господа распространяет на них (лжеучителей) осуждение, желая, чтобы мы и не приветствовали их, ибо приветствующий их, говорит, участвует, во злых делах их» – 11 ст. (21). Таким образом, на ряду со свидетельствами о частных сомнениях в подлинности 2-го и 3-го Иоанновых посланий, древность оставила нам и несомненное уверение в их каноническом достоинстве. Причина бывших частных сомнений понятна: послания эти назначались не церквам (как первое Иоанна 31 или как Павловы послания – к Римлянам, Коринфянам, Галатам и др.), в которых сохранялось бы непрерывное предание о них, как писаниях Иоанна Богослова, и не епископам – охранителям церковного предания (как напр. послания Ап. Павла к Тимофею, Тигу); а к частным, знакомым Иоанну лицам·– к некоей госпоже (2, 1) и некоему Гаию возлюбленному (3, 1). Апостол не называет себя по имени и пишет как частный человек (известный госпоже и Гаию старец – 2, 1. 3, 1 32 коротенькие письма. Да и сам Апостол не придавал им особенно важного значения в деле проповеди своей, по крайней мере сравнительно с первым посланием, как это можно заключать из 12 ст. 2-го посл. и 13–14 ст. 3-го. Естественно, такие послания не могли скоро сделаться общеизвестными в первоначальных, большею частью отдаленных друг от друга, церквах христианского мира. А позднейшая известность их в некоторых церквах, естественно, влекла за собою недоверчивость к ним, пока не доходило до сомневающихся уверение непрерывного церковно-исторического предания о действительном каноническом достоинстве их.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

1) Как Вифлеем представляется местом происхождения Владыки израилева: гак параллельно сему kedem и дни века должны быть принимаемы в подобном же значении. И по употреблению mozaa означает происхождение, но не племя или род ( Ис. 41, 18 . Езек. 42, II). – Kedem от kidem – предшествовал, так как употребляется в значении времени, предшествовавшего всякому времени ( Пс. 54, 20 . Авв. 1, 12 ), очевиднее делает мысль выражения: дни века. Итак хотя Владыка израилев родится в Вифлееме, но Он – вечен. Сего довольно, чтоб видеть в Нем Мессию. Черты царствования царя Израилева также высоки, чтоб можно было приложить их к кому-либо кроме Мессии. 2) И пророк Исаия представлял Мессию Владыкою израиля, и говорил, что соберет Он рассеянных сынов израиля (11,11–13). Михей, указывая на время, когда произойдет собрание рассеянного израиля, прорекает: посему Он предаст их, доколе не родит имеющая родить: но тогда и прочия братия их возвратятся к сынам изранлевым (ст. 3). Слова: доколе не родит имеющая родить, указывают и ту. которая, по словам Исаии, зачнет и родит Эммануила ( Ис. 7, 14 ). Наконец известно, как понимали пророчество Михея в церкви иудейской (Мат. 2, 5. Иоан. 7, 11 ). Новые чарты Мессии отселе открываются следующие: а) Мессия родится в Вифлееме (и след. согласно с прежним пророчеством от колена Иудова); б) по происхождению он вечен; в) Он будет царствовать для имени Иеговы и силою Иеговы. § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете   Избранный народ нечестием своим навлек на себя гнев Божий и наказан тяжким пленом; но не смотря на грехи отступника, Иегова обещает через прор. Иеремию заключить новый завет с народом Своим, завет вечный 31, 31. В следствие сего завета, а) закон будет начертан на сердце каждого; б) израиль будет народом Божиим (ст. 33); все будут знать Иегову без помощи наставника; г) и грехи будут забыты (ст. 34). Сие пророчество читаем в другой раз у того же пророка (32, 37–40). И оно же не раз повторено современником Иеремии прор. Езекиилем (11, 18. 19. 20. 36, 26–29). У того и другого Иегова говорит: дам им сердце одно и путь один, чтобы бояться Меня всегда. Сие изменение души необходимо там, где начертывается закон на сердце ( Ез. 36,21 ) и Езекииль прибавляет еще одну черту, и именно: «народ Божий отвергнет всякое суеверие». Чего же и желать могли от времен Мессии, как не у тверждения закона в сердце, как не перерождения души, как не прощения грехов? В ветхом завете открываема была воля Божия, но более внешним образом, нежели в сердце людей, и не в такой полноте, какой желать было можно. Прощение грехов и ведение Иеговы и Давид (§ 157) и Исаия (§ 159) соединяют со временем Мессии. Ап. Павел не раз показывает в сем пророчестве Мессию ( Евр. 8. 8–17 . Рим. 11, 27 ). § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глаголй бо ем радоватис, собщаетс длмъ ег злымъ. ( 1Тим. 5, 22 ). 11. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. 11 . Ибо приветствующий так его и проч.: (прим. к 10 ст.): поступающий так неблагоразумно и неосторожно (10 ст.) естественно обольщается лжеучителем и «приобщается даже к делам его злым» (54), неразлучным с учением, как нераздельны между собою любовь и вера (ср. Примеч. к 1 Иоан., 4, 14–16). И в настоящем стихе «приветствий» нельзя отделят от «принимания в дом» (10 ст.), о чем для краткости не повторяет теперь Апостол (Meyer, Lange и др.). Очевидно, обращение к лжеучителю со словами «здравствуй» или «здравствуйте» не делает нас отступниками от веры и говорить «здравствуй» не значит участвовать в мысли и делах того, кому говорим мы это. Мнга имхъ писати вамъ, и не восхотхъ и черниломъ: но надюс къ вамъ, и усты ко устмъ глаголати, да радость ваша бдетъ исполнена: (3 13, 14. 1 1, 4. 32, 4.). 12. Многое имею вам писать, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 12 . Многое имею вам писать и проч.: полно сердце Апостола Любви; многое хотелось бы писать искренне преданному дому, но всех высоких мыслей, чувств и желаний не выразишь так на бумаге чернилами, как желательно было бы и как можно передать только живою речью – устами к устам. Надежда Апостола видеться с «избранной госпожой» и детьми её, вероятно, в предположенное апостольское путешествие по церквам Малой Азии (см. предисл. к 2 и 3 посл. §§ 2 и 3), заставляет его в настоящем письме ограничиться только указанием существенно важного и при том в общих только чертах: все же остальное, чем переполнена душа Иоанна – друга Христова, готово скоро излиться из самых уст его, при личном свидании. – На бумаге (σι χρτου): на «харте:» хартою (χρτης) в то время назывался лист для письма, приготовленный из болотного Египетского растения – папируса или панира (ππυρος); на толстых папирусовых листах писались книги, на тонких, или на папирусе так называемом Августовском или Клавдиевском, письма. Пергамент (изобретение города Пергама), или листы, выделанные из кожи животных (μεμβρναι – 2Тим. 4, 13 .) для обыкновенного письма по дороговизне своей не употреблялся (55). Листы папируса довольно были хрупки, что между прочим составляло одну из причин недолгого существования автографов Апостольских, (ibid.), особенно при их частой пересылке от одной церкви к другой (56). – Чернилами (57): чернила делались из печной сажи или угля, воды и гумми или камеди – растительного клея (58). Писали тростью ( κλαμος – 3Иоан. 13 .) или заостренною палочкою из тростника.–Говорить устами к устам (59), чтобы радость ваша была полна: см. примеч. к 1Иоан. 1, 4 . Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть, утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Римл. 1. 11. 12 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010