прот. Константин Буфеев Вместо эпиграфа I Примечали ли вы, братия, с какою постепенностью Господь Бог творил этот видимый нами мир?.. Сначала Он сотворил жидкое, водообразное и необразованное вещество мира из ничего, а потом – из этого вещества – произвел и устроил в шесть дней весь мир со всеми тварями, в нем находящимися. В первый день произвел Он свет: «ибо великому Свету, т. е. Богу», говорит св. Григорий Богослов , «прилично было начать мироздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестроение и безпорядок»; во второй – твердь со всем множеством огромных шаров, тогда еще темных, отдаленных друг от друга безмерным расстоянием, и воздушное пространство, окружающее землю; в третий – воду, покрывавшую кругом всю землю, отделил от земли, повелев ей уйти в нарочито образованные вместилища или углубления в земле, и в этот же день повелел земле произрастить все роды деревьев плодоносных и безплодных, все земляные плоды, все злаки и цветы; в четвертый – дал солнцу свет и теплоту для освещения и согревания земли с ее тварями, также – свет звездам; в пятый – повелел воде произвести из себя рыб и птиц… Теперь будем говорить о шестом и последнем дне творения, в который созданы животные земные и человек – венец творения. Святой праведный Иоанн Кронштадтский сс. 80–81]. II Из жизнеописания святого афонского старца Иосифа Исихаста : «Своими собственными глазами мы много раз видели, что у Старца есть дар прозорливости. Однажды, когда он еще жил в скиту святого Василия, пошел он в скитскую церковь к отцу Герасиму. Там был какой-то мирской человек. Старец подошел к нему и сказал: – У вас на душе какой-то грех , и он серьезный. – Какой грех ? – спросил тот. – Я этого не знаю, – отвечал Старец, – знаю только, что грех этот очень серьезный. – И нельзя это выяснить? – Сейчас, днем – нет. Если хочешь, приходи ко мне ночью. – Хорошо, после полуночи приду, Старче. – Пойдешь по этой тропинке и придешь в мою каливу. В полночь этот человек пришел к Старцу. Они начали беседовать. И что обнаружилось в итоге? Этот человек, хотя и был выпускником богословского факультета, написал целую книгу в защиту дарвиновской теории. И Старец ему сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1743  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 173  голоса:  4.5 из  5) Лялин Валерий Николаевич — православный писатель. Его рассказы отличаются тем ценным опытом духовной жизни, который обретался автором в непростые десятилетия богоотступничества и преследования верующих людей. –:– 20:02 Стоп через Изограф. Рассказ о безруком и безногом иконописце из Самарской губернии Григории Журавлеве. 18–19 век. Отец Исидор. Из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Божьи люди» . Встреча митрополита со святым старцем в юности. Предсказание будущего владыки. Мудрое руководство в духовной жизни будущего владыки. Школа смирения и любви, через которую провел старец будущего митрополита. Милосердие и любовь старца, которые смиряли самые жестокие сердца. Прозорливый. Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Божьи люди». Валаамский старец отец Никита. Встреча со старцем в Предтеченском скиту в бытность студентом академии. Простота и доброта старца. Предсказание будущего митрополита Вениамина (студента Вани). Укрепление на будущем пути. Общая исповедь. Из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Божьи люди». Воспоминания о св. Иоанне Кронштадтском. Размышления об общей исповеди, практика причастия без исповеди, история исповеди. Воспоминания об общей исповеди отца Иоанна. Пример мнимого смирения. Митрополит Вениамин обличает человека, подставившего обе щеки по самомнению. У отца Иоанна. Из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Божьи люди». Личные воспоминания о службе, проведенной отцом Иоанном Кронштадтским. Необычность чтения канона, как будто о. Иоанн разговаривал с Богом и святыми. Молитва со страшной силой. Причастие. Отстранение некоторых от Причастия. Проводы батюшки. Бесогон из Ольховки. Рассказ о закарпатском старце-экзорцисте смиренном отце Мефодии и его келейнице — ведьме в отставке — Карле. Вечер в Ивановом погосте. Рассказ путника. Поломка машины привела его в одинокий хутор. Встреча с его жителем стариком Матвеем Ивановичем — человеком твердой веры — и его внучатами-сиротками. Беседа со старовером Яковом Петровичем об истинности православной веры. Обличение телевизора. Чтение житий святых об авве Данииле.

http://azbyka.ru/audio/rasskazy-o-zamech...

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский Святитель Иннокентий, епископ Иркутский , в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVI века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия. В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе " духовной особе, великому господину " , как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией. Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность - все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы - монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство - подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.

http://patriarchia.ru/db/text/912813.htm...

Скачать epub pdf Глава XLIII Иер. 43:2–3 . И рече Азариа сын Иосии ( ωσου) 222 и Иоанан сын Кариев и вси мужи прозорливии, «сказавшие Иеремии: помолися о нас к Господу» ( ο επντες ερεμα δεθητι πρ μν πρς Κριον 223 ). «Рекоша» глаголюще «Иеремии»: лжеши, не посла тя к нам Господь Бог наш глаголати: не входите во Египет жити тамо. Но Варух сын Нириин подущает тя на нас, да нас вдаси в руце Халдейсте уморити нас и прелести нас в Вавилон. То есть не по воле Божией ты сказал это нам, а посоветовал тебе сказать это нам Варух, делая угодное халдеям, поскольку они находятся в силе. Скажи, для чего? Во все время разве не испытали его расположения? Если нет ничего другого, то, будучи волен идти, куда хочет, не решился ли остаться с вами? Иер. 43:6 . И Иеремию пророка. Для чего последовали эти? Чтобы не вышло большего зла. Смотри на первую болезнь: опять в Египет. Как постоянно навлекают на себя зло. Однако и дошедших до этого Бог не оставил, не сказал: какая польза? Так ушли в Египет Но смотри, что пророчествует Иеремия, устами Божиими. Не обращая внимания на то, что причинили скорбь, он, подобно чадолюбивому отцу, всюду сопутствует безрассудному сыну. Не напрасно после этого прибавил книгу Варуха. Иер. 43:9 . Возми себе камени велики. Кладет камни в кирпиче ( ν τ πλινθφ). Всегда делает что-либо чувственное, чтобы убедить, чтобы навести больший страх. Но не мог ни помиловать их, ни убедить. Иер. 43:10 . Тако глаголет Господь сил и дал. Бог повелел ему на месте кирпиче 224 – это именно значит: «в кирпиче» – положить камни, чтобы было похоже на престол, и – обмазать глиной. Так предвозвестил приход Навуходоносора и то, что взявши город поставит на этом месте свой престол. Это повелел ему сделать, чтобы не говорили напрасно. Видя, что (он) делал это в Египте у самых царских дворцов, где восседал (на престоле) царь Египта, не могли более говорить, что для (приобретения) благосклонности вавилонского царя возвещал его приход. Для (снискания) милости он более говорил бы присутствующему, чем льстил пред отсутствующим и ничего не слышащим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Схимонах Анастасий (Алексеев) Схимонах Анастасий (в миру Андрей Алексеев) родился 30 июня 1867 г. в крестьянской семье Новгородской губернии. О его жизни в миру почти ничего неизвестно. Сам старец рассказывал: «Однажды я захотел причаститься у о. Иоанна Кронштадтского , но подумал, что он не допустит до Святой Чаши, но все-таки я пошел и всё думал, что я такой великий грешник и что недостоин. О. Иоанн меня причастил и велел прийти к нему на обед». 26 июня 1901 г. Андрей поступил в Валаамский монастырь, а 10 марта 1908 г. зачислен в послушники. Проходил разные послушания, находился при монастырском доме в Новгороде, был пономарем у раки преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В 1912 г. принял постриг с именем Архип, его послушание в это время было на коровнике. В 1925 г. монах Архип удостоился принять пострижение в великую схиму с именем Анастасий. После принятия схимы старец жил в скиту Всех святых и нес послушание пономаря. О. Анастасий получил от Бога дар прозорливости. Однажды, когда послушник Георгий пришел к нему летом в скит, о. Анастасий принял его очень ласково и приветливо и стал угощать чаем. Побеседовав с послушником, он пошел провожать его в монастырь. Через некоторое время вдруг о. Анастасий поклонился послушнику Георгию три раза в ноги и быстро ушел. Через три дня этого послушника не было на Валааме, его выгнали из монастыря (в числе «старостильников»). Архимандрит Афанасий (Нечаев) вспоминает о встрече с отцом Анастасием: «Прихожу однажды я в скит Всех Святых. Вхожу в храм и вижу, как при аналое стоит низенького роста схимник и читает помянник и Псалтирь. В храме никого нет. Через несколько минут схимник заканчивает и оборачивается. Увидев меня, быстро подходит с сияющей улыбкой и с каким-то поражающим восторгом начинает лобызать меня, обнимать и приговаривать: “А, милый мой, вот пришел навестить нас, грешных. Недостойны мы и смотреть-то на лики человеческие по грехам нашим. А ты вот удостоил нас. Спаси тебя, Христос, спаси”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Старчество» это есть установление свято-отеческое, и история монашества дает нам много примеров и высоких образцов этого рода служения. В древние времена в обителях, основанных великими пустынножителями, «старчество» т. е. духовное руководство было общим, обязательным правилом. Впоследствии, с упадком иночества вообще, ослабело повсюду и старчествование, и до нашего времени сохранилось оно, как исключение, только в некоторых монастырях. Об этом предмете много говорится у св. отцов, как например: у Аввы Дорофея , Иоанна Лествичника , Феодора Студита , Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Варсануфия и Иоанна и др. Сущность его состоит во взаимных обязанностях старца и ученика: старец берет в духовное руководство ученика, обязуется перед Богом представить его чистым и непорочным, для чего он, с отеческою заботливостию, следит за внешней и внутренней жизнью своего духовного чада; ему должны быть известны характер, наклонности и все душевное устроение ученика, и сообразно с этим он со властью применяет различные способы для уврачевания его язв душевных, для исправления его сердца, для его совершенствования духовного. С своей стороны, и ученик обязан всецело предать себя старцу, иметь к нему беспрекословное послушание, безусловную веру и полную всестороннюю откровенность. Эти условия служат главным основанием их сожительства духовного; до тех пор пока ученик сохраняет веру и повиновение к наставнику, и старец берет на себя ответ за его душу. Но если ученик не достаточно откровенен перед свои наставником, если он не во всем повинуется ему и судит его поступки и слова, то и старец уже, через это освобождается, так сказать, от ответственности за него перед Богом. «Исполни слова мои, говорит св. Варсануфий Великий своему ученику, и завет мой с тобой пребудет нерушимым». И в другом месте он говорит: «От Бога зависит ввести человека (в царствие небесное), за молитвы святых; а от воли человека зависит утвердиться там, или быть изринутым». Св. Иоанн Лествичник прямо говорит наставникам, что они должны все прощать, кроме только преслушания их повелений, так как для послушника нет большего преступления, как нарушения заповеди своего аввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

«Да совсем я не прозорливец…» Памяти преподобного Симеона Псково-Печерского Преподобный Симеон Псково-Печерский – Да совсем я не прозорливец, – с легким смущением и досадой говорил о себе старец Симеон. – Великий дар прозрения дает Господь избранным Его, а тут просто долголетие мое помогает: зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями своими и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони… Но факты чудесной помощи старца, которые в обители бережно собирали не один год, говорят об обратном: прозорливец, великий молитвенник, подвижник. Именно эти многочисленные свидетельства и легли в основание для канонизации иеросхимонаха Симеона (Желнина) в лике местночтимых святых, которое торжественно состоялось в Псково-Печерском монастыре 1 апреля 2003 года по благословению Патриарха Алексия II, «учитывая праведное житие, чудотворения по его молитвам при жизни и по кончине, почитание церковным народом, как в Псковской земле, так и за ее пределами, молитвенный подвиг и совершенное смирение». Родившийся в простой крестьянской семье на Псковщине, будущий преподобный Симеон с детства был избранником Божиим. Часто в их доме останавливался монах Крыпецкого монастыря Корнилий (будущий святой), выделяя Василия (так звали в миру преподобного Симеона), говорил: «Будешь ты монахом, будешь старцем великим». Отец Симеон с детства старался подражать святым, даже молился на камне, как преподобный Серафим Саровский. Но когда в возрасте 20 лет стал проситься в монастырь, отец категорически этому воспрепятствовал. Несколько лет шла борьба, и вот однажды она закончилась – благодаря блаженному старцу Симеону, который веревкой погнал Василия в монастырь из родительского дома. Так в 1896 году будущий старец стал насельником Псково-Печерского монастыря. О жизни в монастыре мы знаем со слов самого отца Симеона и из его жизнеописания. В 1900-м он был пострижен в монашество с именем Вассиан, вскоре рукоположен. Пережил великую смуту 1917 года. Епископ Иоанн (Булин) очень хотел назначить его наместником монастыря, но старец по смирению отказался и попросил постричь его в схиму. После принятия схимы отец Симеон был назначен братским духовником. Поддерживал малочисленную братию и во время Великой Отечественной войны, и в сложные послевоенные годы.

http://pravoslavie.ru/138355.html

В 2000 году Святейший Патриарх Алексий II прочитал свой знаменитый доклад о младостарчестве. В то время подобное искаженное духовничество воспринималось как феномен церковной жизни на постсоветском пространстве, где после десятилетий насаждаемого атеизма прервались многие православные традиции и ввиду острой нехватки священства стали массово рукополагать не всегда готовых для этого людей. Но оказалось, что явление это, к сожалению, универсально, подтверждением чему является труд митрополита Ахелооского Евфимия «Феномен “герондизма”», которую портал Православие.Ru представляет своим читателям. Художник: Константин Маковский Введение В традиции православной духовности и в рамках аскетического монашества возникло, успешно служило и как институт сложилось духовничество в виде связи старца-монаха и его послушника – молодого испытуемого монаха – в смысле абсолютного послушания второго первому. Святые и великие наставники пустыни – Евфимий, Савва, Иоанн Дамаскин и многие другие великие отцы Церкви – свои первые шаги в монашеской аскетической жизни сделали как послушники известных старцев своего времени. И в первые века христианства приход большого числа молодых людей к великим подвижникам пустыни и соответственное основание крупных монастырских центров в Египте и Палестине были результатом расцвета и плодоношения института духовного отцовства. Кроме того, распространение духовничества и за стены монастырей вскоре привело к тому, что множество верующих мирян стало прибегать в разные монашеские центры, где, кроме посещения церковных служб, они имели возможность познакомиться и пообщаться с монахами-старцами. Институт паломничества, возникший из этого движения, также является плодом духовного отцовства. Еще один фактор, который весьма способствовал тому, чтобы духовничество приобрело такое влияние и такое распространение, – это то, что некоторые из отцов-аскетов имели один из даров (харизм) Святого Духа – дар прозорливости. Дар прозорливости или предвидения – это особенное воздействие Святого Духа, которое дается некоторым монахам. При действии этой харизмы они бывают в состоянии проникать в глубины человеческого сознания, узнавать мысли и чувства людей, понять болезни или дисфункции душевно-телесного устроения или же природного окружения и, наконец, видеть события и состояния, которые или случаются в определенный временной отрезок, или должны произойти в будущем времени на всей географической территории нашей планеты. Этот редкий дар Святого Духа в столь впечатляющих масштабах, естественно, изумлял простых людей и стал причиной того, что великие и малые, незначимые и значимые, больные и здоровые, неизвестные и известные спешили познакомиться и пообщаться с лицами, имеющими такой дар. Отцы с харизмой прозорливости и предвидения были во всех Православных Церквах.

http://pravoslavie.ru/123610.html

Был конец мая тысяча девятьсот девяносто четвертого года. В Одессу со Святой Земли вернулись участники одного из первых паломнических рейсов, проходящих под эгидой вновь возрожденного Императорского палестинского общества. Были среди них и мы, прихожане Поярковского храма Рождества Пресвятой Богородицы, решившие остаться еще на несколько дней в Одессе. Ушел из земной жизни архимандрит Иоанн Крестьянкин , вернулся домой, в главную, настоящую нашу Отчизну Царство Небесное. В Свято Успенском Псково Печерском монастыре архимандрит Иоанн прожил сорок лет, был его духовником, старейшим насельником. И самым любимым для всех человеком. Известен он был не только всей России, но и всему миру. К прозорливому старцу текли реки людей. Митрополиты и иноки, политики и странники, священники и артисты, врачи и художники. Он и сам был Художник и Врач, спасший и из лечивший тысячи православных душ. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ Батюшка долго и тяжело болел, отвергал сильные медицинские средства. Но не переставал быть светлым, мудрым, открытым людям. Отошел архимандрит Иоанн в лучший мир на девяносто шестом году жизни пятого февраля2006 года в десять часов утра, когда в монастыре служили воскресную литургию. В этот день праздновали Собор новомучеников и исповедников российских. А, значит, это был его день. Отец Иоанн был и мучеником за веру, и великим исповедником. Не понаслышке знал он, что такое гонения. В пятидесятые годы за свою пастырскую деятельность был арестован и посажен в тюрьму. Архимандрит Иоанн Крестьянкин был безусловным духовным авторитетом православной Церкви. Точным нравственным ориентиром для верующих в хаосе и сумятице нынешней жизни, совестью православного мира. Свято хранил он и преумножал заветы российских старцев. Отец Иоанн учил православных людей беречь совесть смолоду, стремиться сохранить ее незамутненной: «Совесть это дивное отображение Божества в человеке… В Священном Писании совесть именуется «соперником», так как она всегда сопротивляется нашей злой воле… Спасение души надо начинать смолоду, оберегая ее от житейской грязи. Ведь нет ничего страшнее, чем вечная гибель души», писал Иоанн Крестьянкин. Был он Старец, сильный, светлый, прозорливый и ласковый. Был просвященным, талантливым духовным писателем. Но в этом случае в понятие «писатель» вложен совершенно иной, духовный, а не традиционный светско–литературоведческий смысл.

http://pravmir.ru/opyt-postroeniya-ispov...

Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Содержание История [ править править код ] Родился преп. Иоанн 24 июня (ст. ст.) 1791 г. в с. Горки Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье крепостного крестьянина Луки Ивановича Быкова. С детства Иоанн отличался кротким и тихим нравом, стремлением к уединению, безмолвию и молитве. В 15 лет он вступил на путь духовного подвига – юродства Христа ради. В поисках ответов на свои духовные вопросы, Иоанн посещал Воронеж, Острогожск, Киев и Задонск, где пользовался советами местных подвижников. В с. Белогорье Павловского уезда Воронежской губернии он помогал местной пустынножительнице Марье Константиновой копать пещеру. Через некоторое время поступил в Киево-Печерскую Лавру, где 3 года пробыл послушником, исполняя различные послушания. Затем, после странствования, около 1816 г. под видом глухонемого Симеона он поселился в Задонске. Проживал в доме священника о. Алексия и в Богородицком монастыре. Зимой и летом Иоанн ходил в ветхом рубище, удивляя окружающих своим смирением, послушанием и воздержанием. Он пользовался особым расположением Задонских старцев: иеросхимонаха Агапита и иеромонаха Анатолия. В Задонском монастыре состоялось знакомство Иоанна с благочестивой крестьянкой Дарией Катуковой, которая отвезла его к своему духовному наставнику старцу Илариону, будущему Троекуровскому затворнику. По совету старца Илариона Иоанн поселился в с. Сезеново у князя Несвицкого, где прожил в особой келии в строгом затворе 22 года. Большую часть времени подвижник проводил в келии за молитвой, чтением духовной литературы, рукоделием. Он соблюдал по несколько дней строгий пост, а в остальные дни питался просто и понемногу. Для усмирения своей плоти Иоанн носил постоянно вериги весом 18 фунтов (более 7 кг), железные башмаки, обтянутые сукном и чугунные четки. У дверей его келии толпы посетителей ждали ответа на свои духовные вопросы и наставления от блаженного. Иоанн никому не отказывал в беседе, а также исцелял различные людские недуги с помощью молитвы, лампадного масла, просфор, кореньев и трав. За свою строгую подвижническую жизнь он был удостоен от Господа дара прозорливости, а его слова о том, что в Сезеново будет монастырь, в последствие исполнились.

http://azbyka.ru/palomnik/Сезёновский_Ио...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010