1. Намереваясь перейти к речи о епископстве, (апостол) показывает вообще, каков должен быть епископ, не относя своего увещания собственно к Тимофею, но беседуя с ним, как бы со всеми, и чрез него наставляя всех. Что же он говорит? «Если кто епископства желает», я не порицаю такого, го­ворит, так как это – дело управления. Если кто имеет такое желание, и при том домогается не одного начальства и власти, но (и исполнения обязанностей свойственных) управлению, то я не порицаю его: «доброго дела желает», говорит. Так и Моисей желал этого, но не одной только власти, – и при том желал в такой степени, что слышал (следующие слова): «кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» ( Исх.2:14 ). Кто, таким образом, желает, пусть желает. Епископство называется так потому, что представляет собою надзор над всеми ( παρ τ πι σκ οπεν παντας). «Но епископ должен, – говорит, – быть непорочен, одной жены муж». Говорит это, не поставляя в качестве закона, как будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только по­лагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак, и в одно время иметь по две жены. «Брак у всех да будет честен " ( Евр.13:4 ). А некоторые полагают, что сказанное здесь значит, что он должен быть мужем одной жены. «Непорочен». Сказавши: «непорочен», он назвал всякую добродетель. Таким образом, если кто сознает себя виновным в каком-нибудь преступлении, то он нехорошо делает, желая такого звания, от которого он удалил себя своими поступками, потому что такому следует не повелевать, а повиноваться. Начальник должен быть светлее всякого светильника и вести жизнь безукоризненную, так чтобы все смотрели на него и по его жизни устрояли свою собственную жизнь. И не без причины (апостол) поступает так, преподавая такое наставление. Но так как и он сам намеревался поставлять епископов, касательно чего он делает увещания и в послании к Титу, и так как, по всей вероятности, многие могли желать этого сана, то он по этому поводу и заповедует это. «Трезв», – говорит, то есть, он должен быть прозорливым, со всех сторон иметь тысячу глаз, – должен быть проницательным и не помрачать умственного своего взора. Действительно, много есть таких случайно­стей, которые не дают ясно видеть, как совершаются дела, потому что и скорби, и заботы, и бесконечные занятия, и многое другое накопляется со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

LVI. О лжепророках и лжеучителях Признаки истинных и ложных пророков Бог Сам научил народ Свой отличать лжепророков от истинных пророков Божиих, указав и отличительные признаки тех и других. Нужно обратить внимание, кто, например, у хлыстов называется пророками и в чём состоит их деятельность. Первый признак истинных пророков – это божественное их избрание и посланничество ( Исх.3:10–12 ; Иер.1:5 и др.). Хлыстовские и др. лжепророки ничем не могут доказать, что Бог их избрал и послал учить русский народ; они самозванцы. Второй признак истинных пророков – святость жизни их и открыто проповедуемое ими учение, чего вовсе нет у пророков хлыстовских ( 3Цар.18:7–18 ; Сир.48:12–15 ). Третий признак: ясное знание истинными пророками событий прошлого, настоящего и будущего, причём предсказание будущих событий всегда исполнялось ( Втор.18:18 ). Четвёртый признак: дар прозорливости, знание тайных помыслов человеческих ( 4Цар.5:20–27 ; Деян.14:23–25 и др.). Ничего подобного нет у лжепророков сектантских, не знающих, что с ними самими завтра случится. Пятый признак: пророчества изрекались ясно, в спокойном состоянии духа, в то время как лжепророки языческие, подобно хлыстовским, неистовствовали, скакали, бесновались ( 3Цар.18:26–29 ). До самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришёл бы и стал уверять нас, что он приносит от Бога новое откровение? Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если бы даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, и тогда надо с твёрдостью отвергнуть его, не допуская в себе места духу пытливости или каким льстивым надеждам. Един Господь, едина вера, едино крещение ( Еф.4:5 ), учит апостол: какого ещё новшества в вере и богоугождении ожидать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда от иного Иисуса – иной образ спасения проповедуется, которого не проповедовали апостолы, или иного духа предлагается принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняют, коего не было слышно прежде ( 2Кор.11:4 )? – Какого же ещё нужно учения, когда то, которое мы держим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Январь 25 января 1866. Господи! Благодарю Тебя за силы Твои, явленные на мне, грешном, по причащении Божественных Таин в храме и потом в гимназии во время четвертого и шестого классов (вторник), ибо Ты даровал мне мир и свободу сердечную, дерзновение, силу, слово, свет лица, особенно во время четвертого класса (то есть в четвертом классе). Благодарю Тебя за державное разрушение насилия терзавшей меня страсти жаления тленной пищи ближнему [...] по приходе моем в дом, за умирение и свободу. Странное дело: плотской человек ненавидит тех, с коими ему должно делиться ежедневно земными благами, особенно деньгами, пищею, питьем, сластями, потому что ему хотелось бы одному всё забрать, всё съесть-спить, хотя ему нужно очень мало. О, какая дикая жадность и алчность ветхого плотского человека и как не распинать своей плоти с ее страстями и похотями, как не вооружаться против ней, как против самой ядовитой змеи, как не бить ее, могущую убить нас вечно! Спаситель распялся плотию на кресте: для нас довольно этого примера, чтобы распинать свою многострастную, мерзкую плоть. Если пречистой Своей плоти Господь попустил быть распятою, то мы ли свою нечистую плоть не распнем? Господи! Помоги! Славлю благоутробие Твое, Господи, яко мене, воззвавшего к Тебе о помощи и заступлении, услышал еси (на совете 25-го января) и всё просимое мне даровал еси: мира не имел я – Ты мир даровал, свободы и дерзновения не имел – Ты даровал их, чистоты сердечной не имел – Ты даровал ее. Пример надеяния на Промысл Божий, рассказанный Стрельниковым: в Пасху прислали к бедному чиновнику неизвестно кто кулич и пятьдесят рублей денег. Бог есть Око всевидящее – и душа наша есть око простое 21 ; аще будет око твое просто, все тело твое светло будет, говорит Господь [ Мф. 6, 22 ]. Итак, да будет оком твоим Господь в сердце твоем. Душа наша – око от Ока, и как чрез телесное зрение видит душа, так чрез наше сердечное око в чистом его состоянии зрит Бог , Око нашего сердца. Отсюда пророки, прозорливцы, видевшие будущее и сокровенное и сокровенные помышления человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ПРОЗОРЛИВЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоанн Египетский Прозорливый Иоанн Прозорливый, Ликопольский (греч. Ιωννης ν Λυκ τ πλει, Λυκοπολτης; + 395 ), монах , преподобный , один из самых известных египетских подвижников IV века. Память 27 марта и 6 февраля (Греч. ). Родился в начале IV века, жил в городе Ликополе (Средний Египет ). В юности он работал плотником, а его брат выучился ремеслу красильщика, которое, по свидетельству коптского жития, было семейным. В возрасте 25 лет он принял монашеский постриг и в течение пяти лет подвизался в разных обителях. Коптская традиция называет местом его первоначальных подвигов Скит, однако упоминаемые в качестве его наставников некие Исидор и Пимен не могут быть отождествлены с известными одноименными подвижниками, поскольку первый вряд ли был значительно старше прп. Иоанна, а второй был намного младше его. Затем он возвратился в родной город и поселился в пяти милях от него в гористой и труднодоступной местности. Согласно Палладию, ему было в этот момент около 30 лет, согласно Руфину - 40. Здесь он соорудил себе келью, состоящую из трёх помещений: для молитвы, для житейских нужд и для работы. В копто-арабском Синаксаре сообщается, что келью прп. Иоанна построили монахи соседнего монастыря Эль-Ханада, которые также приносили подвижнику еду. Косвенное подтверждение тому, что вокруг преподобного постепенно сложилась община нуждающихся в его духовном руководстве, можно найти в рассказе Палладия об особом, выстроенном братией помещении для ожидающих встречи с ним. Прп. Иоанн провел в затворе всю оставшуюся жизнь, принимая посетителей лишь по субботам и воскресеньям и беседуя с ними через небольшое окошко. Более всего прп. Иоанн прославился пророческим даром, о котором сообщают все без исключения источники. Этого дара он удостоился, проведя в затворе 30 лет. Наиболее известны пророчества, данные им имп. Феодосию I Великому о победе над узурпаторами Максимом (388) и Евгением (394). Согласно Созомену, к преподобному в Ликополь ездил могущественный фаворит имп. Феодосия евнух Евтропий, чтобы узнать, будет ли побежден Евгений. Прп. Иоанн предсказал Феодосию не только победу, но и скорую смерть. Преподобный открывал будущее военачальникам, приходившим к нему, чтобы получить совет о ведении военных действий против совершавших набеги кочевников, а также жителям округи, в т. ч. относительно разлива Нила и предстоящего урожая.

http://drevo-info.ru/articles/5479.html

Скачать epub pdf П. Петров. Пророчества св. прав. Иоанна Кронштадтского о судьбах России, русского народа и его дар прозорливости. Имея в виду существование двух почти одинаковых по своему определению понятий – терминов: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОЗОРЛИВОСТИ, необходимо, во избежание ошибочного употребления, строго их разграничить. «Нет никакого способа научным путем иметь возможность предвидеть будущее, или даже спорить о превосходстве одних гипотез над другими; слишком много памятных примеров показывающих нам, что и самые великие люди совершали чудовищныя ошибки, когда хотели быть ГОСПОДАМИ БУДУЩАГО, даже и самого – близкого...» (Сорель). Однако, недавно в русской зарубежной прессе была опубликована пространная статья компетентного автора о возможности предвидения или проникновения в будущее, пользуясь разсмотрением способностей человека. Автор этой статьи, обосновывая свое положение, указывает на разум, интуицию и ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР. Он не определил точно, в какой степени и как ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР связан с разумом и интуицией, но утверждает, что ограниченныя способности человека не дают ему возможности одновременно созерцать прошедшее, настоящее и будущее. Цитироват отдельныя очень ценныя мысли этого автора по затронутому им вопросу для нас, в данном случае, не представляется крайней необходимостью, но очень важно его указание на третью способность человеческого существа, а именно на ДАР ПРОРОЧЕСКИЙ. В виду того, что в только что указанной статье не имеется точного определения понятия «ПРОРОЧЕСТВА – ПРОРОЧЕСКАГО ДАРА», а также за неимением такового определения в немногих источниках, случайно находящихся у пишущего эти строки, необходимо восполнить этот пробел и сказать, что ПРОРОЧЕСТВО – это есть предсказание будущих событий, или иных обстоятельств, вдохновенными избранниками Божиими, силою Святого Духа, каковым БОЖИИМ ПРОРОКОМ и был отец Иоанн Кронштадтский . Мы имеем свидетельства и самого о. Иоанна о благодати, обитающей в нем. Издавая свой дневник «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», он написал вместо предисловия к нему несколько следующих слов: «Не предпосылаю моему изданию предисловия: пусть оно говорит само за себя. Все содержащееся в этой книге есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы...».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Иоанна Прозорливого, пустынника и затворника Египетского Память 27 марта В египетском городе Ликополе 2210 жил некоторый муж, по имени Иоанн, с юных лет занимавшийся плотничеством. Когда Иоанну исполнилось двадцать пять лет, он решил отречься от мира; после этого пятнадцать лет он подвизался в иноческих трудах в различных монастырях; потом, ища уединенного места для подвигов пустынного жития, он ушел на гору, называвшуюся Волчею и находившуюся недалеко от Ликополя. Здесь он выстроил себе три келии с одною кровлею, расположенных одна около другой, и затворился в них для подвигов поста и молитвы, причем в одной келии он молился, в другой занимался рукоделием, третья же служила ему для пищи и для сна. В таком уединении святой пробыл пятьдесят лет, до самого конца жизни своей, никогда не выходя из келии, но принимая пищу и беседуя с приходившими к нему людьми чрез оконце. Когда истекло тридцать лет пребывания святого Иоанна в этом затворе, он сподобился от Господа получить дар пророческий. Святой предсказал очень многое императору Феодосию – именно, что он победит гонителя христиан Максима и завладеет Галлиею 2211 , что он победит также гонителя христиан Евгения и потом окончит жизнь свою и передаст царствование своим сыновьям. Благодаря такой прозорливости святого, о нем всюду распространялась слава, как о святом муже, и сам император Феодосий почитал его за пророка. При начале пустыннических подвигов Иоанна, пришел к нему некоторый воевода, который спросил святого, победит ли он эфиопов, пришедших к городу Сиене 2212 . Преподобный Иоанн повелел ему небоязненно идти на эфиопов и сказал, что он победит их и будет награжден за это почестями от царя. Все случилось так, как предсказал святой Иоанн. После этого происшествия царь узнал о святом и всегда, когда отправлялся в поход на врагов, просил у святого молитв и предсказания об успехе похода. Святой Иоанн имел великую благодать прорицания, как это сообщали отцы, подвизавшиеся вместе с ним (замечает Палладий 2213 , описатель жития преподобного); святая, преисполненная добродетелей жизнь этих отцов уверяет нас в истине слов их. Вот несколько примеров дивной прозорливости святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иоанн: святые «восточные» этого имени Иоанн : святые «восточные» этого имени 1–38 по порядку церковного поминовения в году. 1) Иоанн Кущник, преподобный подвижник цареградский, V столетия. Сын богатого византийского сенатора Евтропия и Феодоры, Иоанн не пожелал учиться у преподавателей, которых назначил ему отец, а избрал одного инока из обители Акимитов (Неусыпающих), где и предался иноческим подвигам. Затем, открывшись игумену, он просил позволения видеться с родителями. Он построил небольшую избушку у ворот отцовского дома и жил в ней, видя своих родителей, ходящих в славе и богатстве. Перед своею смертью он пригласил к себе мать и открылся ей, показав златокованное евангелие, которое он имел у себя с детства. Ср. аналогию этого жития с житием св. Алексия Человека Божия. Память его 15 января. Мощи его даже в 1200 г. все еще лежали у ворот его дома, как свидетельствует Антоний новгородский («Прав. Пал. Сборн.» LU, 87): «Святый Иоанн кушник лежит у врат двора своего, и крест его на железне пососе». 2) Иоанн, св. мученик адрианопольский, IX столетия. Военачальник саном, он по взятии болгарами Адрианополя (ок. 817 г.) был схвачен и вместе с 377 греками, в числе которых находились епископы: Мануил, Георгий, Петр и Леонтий, обезглавлен. Память его 22 января. 3) Иоанн, преподобный подвижник иерусалимский, V столетия. Сын богатого цареградского боярина Ксенофонта, он вместе со своим братом Аркадием должен был получить высшее образование (преимущественно юридическое) в г. Вирите [Берите]. Но корабль, на котором они плыли, потерпел крушение. Едва спасшись и не зная ничего друг о друге, они разошлись в разные стороны и постриглись в монастыри. Через несколько времени оба они сошлись в Иерусалиме и поселились у одного благочестивого старца. Между тем Ксенофонт, не получая вестей от сыновей в течение двух лет, послал своего слугу навестить их в Вирите. Их там не оказалось; слуга узнал только, что они потерпели кораблекрушение; но живы ли они, никто не знал. Ксенофонт и Мария, удрученные скорбью по поводу неизвестности детей, роздали часть своего имущества и собрались во св. Град, чтобы поклониться святым местам и просить Бога открыть им, живы ли их дети, или уже мертвы. Пришли они и к тому старцу, у которого жили Аркадий и Иоанн, и просили его помолиться о их детях. Прозорливый старец просил обоих иноков рассказать ему свои биографии. При рассказе оба инока познали, что они родные братья, признали своих родителей и были узнаны этими последними. Ксенофонт и Мария приняли здесь пострижение, проводили жизнь в подвижничестве и сподобились дара чудес. Все они почили в мире. Память их 26 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Духовное завещание о.Иоанна (Крестьянкина)   Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 5 февраля 2006г., по принятии Святых Христовых Таин почил о Бозе духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), чьи письма и слова обратили ко Господу сердца множества людей. Своей кроткой проповедью христианской любви и «малого доброделания» о.Иоанн предостерегал своих чад от принятия скоропалительных и необдуманных решений, чреватых раздорами и нестроениями, от подмены жизни духовной «игрой в духовную жизнь», от самости, от соблазнов и искушений современности, – от искажения учения Церкви Христовой. Его называли всероссийским старцем, прозорливцем, но сам о.Иоанн не считал себя пророком, который выписывает людям рецепты правильных поступков. «Господь даровал человеку духовную свободу, – учил о.Иоанн, – и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее — этой свободы». А «назначение духовничества – взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами Таинств». В своем духовническом подвиге о.Иоанн был верным служителем Того, Кто говорил о Себе: «Аз есмъ Пастырь добрый; и знаю Моя, и знают Мя Моя. ...И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь» (Ин. 10, 14.16). Духовное завещание о.Иоанна (Крестьянкина) Составлено 25 июня 2005 г. и оглашено на отпевании старца в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря иеромонахом Иосафом (Швецовым) Дорогие мои, родные и близкие, к закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. Первый раз десять лет назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что переплыл реку моей жизни и стою в преддверии вечности. И, как благодарность Богу и Святой Матери Церкви, а главное же свидетельство о том, что Промысел Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину.

http://sedmitza.ru/text/408842.html

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Иоанна (Маслова) Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов) вошел в историю Русской Православной Церкви как выдающийся духовный пастырь, богослов и педагог. Родился в 1932 г. В 1955 г. принят в число братии Глинской пустыни. В 1957 г. пострижен в монашество. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, был заведующим аптекой и одновременно клиросным. После закрытия монастыря в 1961 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжил образование в Московской Духовной академии. Еще в годы учебы ему было вверено духовное окормление прихожан, студентов и преподавателей. По окончании Академии около четверти века преподавал в Московских Духовных школах Пастырское богословие и Литургику. Почти 20 лет был ризничим Академического храма. В 1962 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1963 г. – в сан иеромонаха. В 1967 г. возведен в сан игумена, в 1973 г. – в сан архимандрита. Получил звание доцента Московской Духовной академии и ученую степень магистра богословия. Отец Иоанн обладал многими благодатными дарами (рассудительности, прозорливости, исцеления и другими). Приняв на себя подвиг старчества, он воспитал тысячи духовных чад, стекавшихся к нему с разных концов страны и из-за рубежа. Последние годы перед кончиной отец Иоанн (Маслов) был духовником Свято-Успенского Жировицкого монастыря в Белоруссии. Благодаря его трудам возродилась духовно-нравственная жизнь обители и наладилась ее хозяйственная деятельность. До самой кончины отец Иоанн отдавал все свои силы служению Богу и ближним. Несмотря на тяжелую болезнь сердца, которая в последний год земной жизни приковала его к постели, он продолжал принимать духовных чад и работать над богословскими трудами. 29 июля 1991 г. отец Иоанн преставился ко Господу в Сергиевом Посаде. По своему смирению никому не открывал, что принял схиму. Об этом стало известно лишь после его кончины. Святейший Патриарх Алексий II отмечает, что схиархимандрит Иоанн (Маслов) «принадлежал к тем редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, ясновидящую мудрость и глубокую непоколебимую веру». «Его духовность, – указывает Предстоятель Русской Православной Церкви, – так же, как и при жизни, привлекает к старцу многих людей, которые всегда будут тянуться к этой величайшей личности».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. Девятова Скачать epub pdf Старец Иоанн Оленевский (1854 – 1951) Старец Иоанн обладая даром прозорливости и благодатной молитвы исцеления, окормлял верующих в самые трудные годы гонений на Русскую Православную Церковь . 27 декабря 2000 года отец Иоанн был причислен к лику святых как исповедник Российский ХХ века. 30–31 мая 2001 года состоялось обретение мощей и прославление всенародно почитаемого старца на его родине. (О жизни старца можно прочесть в книге «Блаженный старец Иоанн Оленевский – Краткое жизнеописание Воспоминания. Акафист.) Иерей Иоанн Васильевич Калинин родился 29 августа/11 сентября 1854 года в селе Оленевка. Мать будущего подвижника, Ксения, много слёз пролила она, когда молила Господа о спасении души и  помиловании рожденного вне брака мальчика. Отец Ксении строго наказал дочь за ее грех и выгнал ее из дома, а когда смягчился, построил ей келию около церкви. Ваня посещал службы  в храме сначала с матерью, а потом и самостоятельно.  (Ксения рано умерла. Мальчика воспитывали родственники.) С малых лет Иван решил посвятить себя служению Богу и ближним. Он рано научился читать, был псаломщиком, прислуживал в алтаре, пел.  Всегда старался бывать на  службе в храме. С детских лет отказывался от мяса, по ночам тайно молился, днём сапожничал, вязал платки и чулки.  Материнскую келью два раза поджигали, а потом поместили в ней пушную артель, а Иван переселился к двоюродной сестре Наталье. Несколько раз подвижника избивали в лесу Однажды, когда он молился в лесу, его избили и привязали к дереву. По милости Божией, его нашёл местный мужик и принес еле живого в деревню. Иван Васильевич в возрасте 65 лет был рукоположен в сан диакона и служил в храмах Оленевки и Соловцовки, находясь за штатом. Многое пережил старец, поэтому близко принимал к сердцу беды и печали страждущих.  Многие верующие приходили к прозорливому старцу за утешением, в годы безверия по ложным доносам подвижника трижды арестовывали, по несколько месяцев держали в пензенской тюрьме, несмотря на его преклонный возраст.   После освобождения старец вновь принимал страждущих. После ареста родные боялись брать к себе старца, боялись гонений со стороны властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010