Церковь чтит память преподобных Ксенофонта и Марии и сыновей их, Аркадия и Иоанна 8 февраля, 2013. Новостная служба Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. 8 февраля. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их, Аркадия и Иоанна. Преподобные Ксенофонт и Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1305) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 дек. в день преставления, 23 июня вместе с Соборам Владимирских святых В 1274 г. слабый император Византийский Михаил VIII, опасаясь нападения западных рыцарей, признал на Лионском соборе власть Папы, дабы заручиться его поддержкой. Патриархом стал Иоанн Векка, отступник от Православия, а законный Патриарх Иосиф был изгнан. Ни епископы, ни народ не признали объявленного им соединения Церквей, и многие подверглись гонению и даже казни. Святитель Максим, будущий митрополит всея Руси, был среди исповедников. Уже в это время престарелый митрополит всея Руси Кирилл посылал в Константинополь узнать, кто будет его преемником. Уже тогда предполагалось, что это будет святитель Максим, но при униате Векке это было невозможно, а когда в 1280 г. митрополит Кирилл скончался, два года русская митрополия была не занята. И лишь по смерти императора Михаила в 1282 г. его сын и наследник Андроник II низложил Векка и вернул православного Патриарха Иосифа. Тогда в следующем, 1283 г. святитель Максим был поставлен митрополитом всея Руси. Свою новую паству он нашел в печальном состоянии: его кафедральный город Киев лежал в развалинах, все княжество и соседние с ним были разорены, население почти все разбежалось. А татарские нашествия повторялись, и сношения Киева с другими епархиями нарушались. По приезде своем митрополит поехал по церковным делам в Орду, а потом собрал в Киеве совет епископов, чтобы утвердить церковное управление. Но мудрый и прозорливый святитель предвидел, что спасение Руси придет с севера, и, руководимый откровением свыше, решил перенести свою кафедру во Владимир на Клязьме, где по большей части жил и где скончался его предшественник — митрополит Кирилл (1249—1280). Там же находился в течение 150 лет великокняжеский престол.

http://sedmitza.ru/lib/text/437945/

     Пророк Даниил — один из удивительных ветхозаветных пророков, называемый в Библии «муж желаний». Он настолько угодил Богу своей праведной жизнью, горящим духом и смирением, что Господь даровал ему разум видеть тайный смысл событий настоящего, прошлого и будущего. Пророк Даниил сподобился откровения Божия о грядущем Спасителе, судьбе народа израильского и о последних временах — о том, что впоследствии Господь открыл только Своему любимому ученику Иоанну Богослову. Большую часть своей жизни святой пророк пробыл в вавилонском плену, где прославился мудростью и прозорливостью, и был приближен к правителям. Многим испытаниям был подвержен Даниил, но Бог всегда помогал Своему избраннику, так, что даже голодные свирепые львы не смогли причинить ему никакого вреда. В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря вышло житие преподобного Иоанна Дамаскина, изложенного для детей Ириной Судаковой: «Иоанн, святой из Дамаска». Предлагаем вашему вниманию первую главу из «Жития пророка Даниила». Загадочные слова: мене, текел, фарес Когда Навуходоносор умер, царство Вавилонское начало терять свою силу. За короткое время в нем сменилось четыре царя. Последним вавилонским государем из потомков Навуходоносора стал Валтасар. Это был убежденный язычник и, к тому же, человек очень легкомысленный. Он не придавал никакого значения чудесам, явленным Навуходоносору. Валтасар окружил себя вельможами, которые во всем угождали ему. А Даниил к тому времени был удален от царского двора. Однажды Валтасар устроил большой пир и веселился со своими вельможами. Во время пиршества царь вспомнил о драгоценных сосудах, принесенных в Вавилон из Иудеи еще Навуходоносором. Это были священные сосуды из иерусалимского Храма. Они предназначались только для богослужения. Но Валтасар приказал принести эти сосуды и налить в них вина и вместе со своими гостями стал пить из них. При этом царь восхвалял своих идолов. За такое кощунство последовал Божий суд: в воздухе вдруг появилась кисть руки, которая писала на стене какие-то непонятные слова. Валтасар изменился в лице, затрепетал от ужаса и закричал, чтобы к нему немедленно привели магов, мудрецов и гадателей. Но ни один из явившихся не смог даже прочитать начертанных на стене слов.

http://pravoslavie.ru/93483.html

Ангелы Хранение и служение святых ангелов спасению человеческому, по жизнеописаниям святых 1 . Св. Иоанн Лествичник о себе свидетельствует: «Когда я жаждал большего успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел» («Лествица», степ. 27). 2 . Св. Феодор, епископ едесский, спросил одного прозорливого столпника: каким образом он узнает и различает праведных и грешных? Столпник отвечал: «Если мимо столпа моего проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; если же проходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а ангел-хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но, когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является ангел с огненным оружием и прогоняет их». 3 . Св. Онуфрий, при входе в одну пустыню, увидел пред собою сияющий луч света, весьма убоялся и, остановившись, хотел возвратиться. Луч же, приблизившись к нему, сказал: «Не бойся; я ангел, ходящий с тобою от рождения твоего; я приставлен от Бога хранить тебя, и было мне повелено вести тебя в пустыню» («Четьи-Минеи», 12 июня). 4 . К преподобному Паисию Великому пришел однажды инок и увидел его спящим, а у главы его стоящим ангела-хранителя, видом прекрасного. 5 . Преподобный же Паисий однажды был в отлучке; возвращаясь, увидел он свет большой, ударяющий в лицо его. Он взглянул и увидел всю пустыню, наполненную ангелами. Ангел-хранитель сказал ему: «Этим тебе показывает Бог, что и в отсутствие твое Он чрез ангелов хранил твоих иноков» («Четьи-Минеи», 14 июня). 6 . В житии св. Нифонта, епископа кипрского (23 декабря), говорится, что один ангел, при виде самоубийцы, плакал. Бог повелел ему идти в Рим и там охранять одного новорожденного и уже крещенного младенца. 7 . В житии священномученика Севастиана (18 декабря) рассказывается, что, когда один начальник разрушал идолов, то явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает тебе чрез меня совершенное здоровье». Он вскочил и хотел броситься к ногам ангела и облобызать его, но тот сказал: «Не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада». Из этого видим, что св. ангелы служат спасению только крещеных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Града Боровска Святыя 418. Преподобный отец Пафнутий игумен монастыря Рождества Пресвятыя Богородицы Боровский чудотворец, преставися в лето 6987 месяца маиа в 1 день Дивный подвижник, из духовного потомства великого чудотворца Сергия. Преп. Пафнутий Боровский, внук татарина, бывшего баскаком в Боровске, в молодости ушел из родительского дома в Боровский Высоко-Петровский монастырь; здесь наставником его был блаж. Никита, один из учеников богоносного Сергия Радонежского. Спустя несколько лет, братия упросила Пафнутия принять на себя начальство над обителью, но на 13-м году игуменства он тяжко заболел, принял схиму и отказался от управления монастырем. Выздоровев, Пафнутий стал жить в трех верстах от Боровска, среди густого леса, с одним послушником. Мало-помалу начали приходить к нему братия и построили деревянный храм Рождества Богородицы. Основался Боровский Пафнутьев монастырь. В числе многих, поселившихся в новой обители, чтобы пользоваться наставлениями опытного подвижника, были: юноша Иоанн Санин, в иночестве Иосиф, будущий основатель Волоколамского монастыря, родной брат его Вассиан, впоследствии архиепископ Ростовский, дивный старец Иннокентий, Исаия – родственник блаж. Пафнутия и несколько других. «Чистота жизни, неутомимые подвиги, твердая любовь к Богу, надежда на заступление пречистой Богородицы привлекли к преп. Пафнутию особенную благодать Божию, по которой он провидел сердечные помыслы, исцелял болезни, получил все, чего просил с верою у Бога». (Подлинные слова преп. Иосифа Волоколамского, из сказания его о блаж. отцах). Так преп. Пафнутий провидел тайные мысли учеников своих, искушения лености, ропоти и нечистоты плотской, открывал виновным собственные их чувства и намерения и приводил их к покаянию. Он говорил ученикам своим, что можно узнать по взору, добрыми ли кто занят мыслями или дурными. Ученики дивились, но потом увидели и опыты прозорливости богоносного своего наставника. Однажды пришел в обитель Пафнутиеву один странник, монах; прозорливый старец, никогда прежде не видав его, сказал ученикам: «видите ли: этот человек и иночеством не очистился от крови князя Димитрия, которого уморил». Это был Иван Котов,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Кочетовка. Церковь Михаила Архангела (строящаяся). Михайло-Архангельский храм Карта и ближайшие объекты Каменный храм во имя Архистратига Михаила с приделами во имя святителя и чудотворца Николая и страстотерпцев князей Бориса и Глеба построен в 1807 году на средства титулярного советника князя Бориса Михайловича Чегодаева. Рядом с храмом находится могила народно-почитаемого старца Иоанна. Источник: сайт «Пенза Православная» и информация с диска «Православные храмы земли Пензенской» В начале XVIII в. в селе упоминается Покровская церковь. Каменный храм Архангела Михаила был построен в 1807 г. на средства титулярного советника князя Бориса Михайловича Чагодаева, с боковыми приделами свт. Николая Чудотворца и страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Рядом с храмом похоронен чтимый в округе праведник Иоанн Кочетовский (1839-1886). В 1932 г. церковь закрыли. 14 октября 2014 г. ее руины снесли, и на этом месте начали строительство нового бревенчатого храма площадью 65 кв. метров. За последующие месяцы был залит фундамент и установлен сруб. Помощь в стройке оказываются предприниматели — уроженцы Кочетовки Владимир Стеклянников и Николай Донсков. 25 июня 2015 года, в день памяти подвижника благочестия Иоанна Поташова (Кочетовского), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим освятил кресты и купола строящегося храма в честь Архангела Михаила в селе Кочетовка Каменского района с двумя престолами – во имя свт. Николая Чудотворца и Архангела Михаила. http://пензенская-епархия.рф/?page_id=3778 Каменный храм во имя Архистратига Михаила с приделами во имя святителя и чудотворца Николая и страстотерпцев князей Бориса и Глеба построен в 1807 году на средства титулярного советника князя Бориса Михайловича Чегодаева. Представляет собой прямоугольный в плане объем, включающий в себя четверик храма, выступающий из этого объема ризалитами, апсиду и трапезную с примыкающим к ней нижним ярусом колокольни (верхние ярусы утрачены). Четверик несет на себе равную ему по ширине световую ротонду, покрытую куполом, частично обрушившимся. Покрытие трапезной и апсиды отсутствует. Декоративные особенности, свойственные стилю классицизм, в котором построена церковь, читаются только на фасадах четверика храма: прямоугольные окна заглублены в полуциркульные ниши, имеющие в своей верхней части еще две небольшие ниши - круглую и ромбовидную. С южной стороны храма находится могила местночтимого Ванюши-прозорливца.

http://sobory.ru/article/?object=24972

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ НОВЫЙ [греч. ωρθεος νος] († ок. 1045), прп. Хилиокомский (пам. греч. 5 янв.). Род. в г. Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) в патрицианской семье и получил хорошее образование. Родители хотели женить сына, но в 12 лет он тайно покинул дом и долго скитался в поисках духовного наставника. Наконец он пришел в г. Амис (совр. Самсун, Турция) и был принят в мон-рь Рождества Христова, расположенный недалеко от города. Настоятель обители Иоанн постриг Д. Н. в монахи, а через неск. лет рукоположил во пресвитера. Д. Н. с усердием выполнял любое повеление наставника. Каждый день в течение 62 лет Д. Н. служил Божественную литургию, не покидал стен обители без разрешения Иоанна, избегал пустых разговоров и общался только с теми братьями, к-рые могли дать ему наставления в добродетели. Как-то раз по поручению духовника Д. Н. покинул мон-рь. По дороге он зашел помолиться в храм прав. Анны. В молитвенном порыве Д. Н. трижды воскликнул: «Пресвятая Троица, слава Тебе!» Затем он увидел на возвышенности место, подходящее для устройства мон-ря. Перед Д. Н. предстал старец в священнической одежде и сказал, что Богу угодно, чтобы он восстановил мон-рь и храм Св. Троицы, некогда располагавшиеся в этом месте. Д. Н. рассказал об этом видении своему духовному наставнику, и тот отпустил ученика. Вскоре Д. Н. при содействии мон. Василия, вместе с ним покинувшего обитель Иоанна, и жителей окрестных мест построил в мест. Хилиоком ц. Св. Троицы и мон-рь, в к-ром ввел устав аввы Арсения, наместника мон-ря Хрисопетра (Золотой скалы, греч. Χρυσ Πτρα). Д. Н. отличался прозорливостью: однажды он собрал братию в храме и призвал воздать Богу благодарение за избавление от смерти некоего человека. Через неск. дней в мон-рь пришел мужчина и рассказал, что, когда его судно потерпело крушение, ему явился Д. Н. и призвал мужаться. По молитве Д. Н. моряк был выброшен на берег и спасен от гибели. Нек-рые братья, покинув мон-рь по повелению Д. Н., откладывали возвращение в обитель. Д. Н. уговаривал их прийти как можно скорее, но они не послушались его. Тогда он предсказал им смерть. Братья не поверили его словам, и каждый понес ужасное наказание за непослушание.

http://pravenc.ru/text/180301.html

Преподобный Ксенофонт жил в Царьграде. Он был человек весьма добрый и благочестивый; такова же была и жена его Мария. Они имели двух сыновей, Аркадия и Иоанна. Когда последние стали подрастать, родители, приставивши к ним надежных рабов, отправили их на корабле в город Вирит для изучения книжной премудрости. Морское плавание отроков было несчастное. Поднялась буря, корабль разбился, и из бывших на нем одни спаслись, другие погибли. Аркадий и Иоанн были в числе первых и по особенному смотрению Божию были выброшены морем на разные отдаленные берега. Воспитанные в благочестии, на чужбине они приняли монашеский образ, а между тем каждый думал о другом, что брат его утонул. Чрез некоторое время, опять по особенному усмотренью Божьему, они каждый из своего места отправились в Иерусалим и там вместе, не зная друг друга, поступили на послушание к одному благочестивому старцу. Родители же их, два года не получая от них никакого известия, крайне беспокоились об их участи и, наконец, послали в Вирит одного из своих рабов. Сей там не нашел их, а встретил только одного, бывшего с ними и спасшегося также от потопления, раба, который и сказал ему, что корабль, на котором плыли дети их господ, разбился и потонул, а с ним вместе погибли и они. Посланный возвратился в Царьград и передал страшную весть родителям. Последние скорбели и много плакали, но в отчаяние не пришли. Раздав имение нищим, они отправились в Иерусалим и там, обходя святые места, усердно просили Бога, чтобы Он Сам открыл им, живы их дети или нет. По особенному указанию Божию они между прочим посетили и старца, у которого были дети их. Видя у него молодых, но чрезвычайно кротких и благочестивых монахов, они очень полюбили их и для того, чтобы удовлетворить своему, какому-то непреодолимому желанию видеть их, стали часто посещать старца. В одно из таковых посещений они со слезами пали к ногам его и стали просить помолиться Богу, чтобы открыта была судьба детей их. Прозорливый и исполненный Святого Духа старец уже знал, что живущие у него монахи – дети скорбных пришельцев, и, чтобы обрадовать последних, призвал своих юных учеников и приказал им рассказывать о своем роде, жизни в доме родителей, путешествии и проч. Когда последние начали и помянули о своих родителях и плавании в Вирит, то тут узнали: брат – брата, родители – детей и дети – своих родителей. «И нападоша, – говорит сказание, – на выя друг друга, и бысть велико рыдание яко и старцу проплакати. И утешившеся, воздаша славу и благодарение Богу, тако изволившему». После сего Ксенофонт и Мария также приняли иноческий образ, и все четверо так преуспели в добродетели и посте, что сподобились даже дара чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Привокзальный. Актайский скит Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Скит. Действует.   Престолы: не имеет Год основания:не ранее 1852. Адрес: Свердловская область, Верхотурский район, пос. Привокзальный, ул. Молодёжная, 4 Координаты: 58.866741, 60.671048 Проезд:на автобусе минут 15-20 из Верхотурья (от остановки " Центральная " ) до Актая (конечная остановка); на автомобиле из Верхотурья (если ехать по дороге в Екатеринбург) после второго ж/д переезда повернуть налево (на Актай) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 8 км к западу от Верхотурья в живописном месте на берегу реки Актай находится небольшой одноименный поселок. Здесь находится обустроенный скит Свято-Николаевского мужского монастыря — Актайская (Октайская) заимка. Эти земли были переданы монахам в 1850 году и первое время использовались священнослужителями для хозяйственных нужд: верующие, проживающие здесь, занимались заготовкой дров и сена для домашнего скота. Монастырская заимка на р. Актай была образована в 1852 г. на пути следования богомольцев в г. Верхотурье на поклонение мощам святого праведного Симеона Верхотурского, как остановочный пункт. Вскоре здесь была построена часовня (1887-88 гг.) во имя иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», освященная как храм в 1894 г. архимандритом Иовом. Позже Верхотурская заимка становится скитом, с введением в нем правил общежития и старчества. На берегу находится неиссякаемый источник святой воды В конце XIX — начале XX вв. Актайская земля стала известна и своими старцами: Макарием и Илией. Макария (в миру Михаила Васильевича Поликарпова) своим духовным отцом считал не кто иной, как Григорий Распутин, а император Николай II дважды приглашал старца к себе в императорский дворец Санкт-Петербурга. Макарий слыл юродивым и прозорливцем, о его пророчествах ходило много слухов и легенд. Местные жители и паломники прозвали его «куриный святой», потому что видели его постоянно в окружении домашних птиц, ходивших за ним повсюду. Илия (Иоанн Чеботарев) — монах с острова Валаам, в Верхотурье и его окрестностях (в частности на Актайской заимке) прошли последние 7 лет его жизни. Русской Православной Церковью почитается как преподобный Илия Верхотурский, умер в 1900 году.

http://sobory.ru/article/?object=49576

Пророк Пророк . Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица, возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа ( I Kop. XIV, 3 ). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль Прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель, Агав и др. По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, 3ахария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение отцом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребр, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание Св. Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов Вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово. Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Св. Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так, ап. Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( II Nem. I, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010