Среди особо чтимых святых - прмц. Параскева (26 июля), покровительница Комотини. Епископы Маронийские Александр (упом. в 344?), Тимофей (упом. в 404; друг свт. Иоанна Златоуста), Докимасий (упом. в 431-459), Иннокентий (упом. в 532-533), Иоанн (упом. в 553). Архиепископы Маронийские Никита (упом. в 879), Феодор (XI в.), Василий (упом. в 1030), безымянный (упом. в 1066), Феодул (упом. в 1079), Феофил (сер. XI в.), Никита (упом. в 1166), Никита (упом. в 1170 или 1177?), Константин (между 1177 и 1186 или упом. в 1191), Пентактен или Зентайла (1186-1196), Иоанн (упом. в 1191/92), безымянный (упом. в 1222 или 1228), Стефан (упом. в 1260), Фома (упом. в 1285 и 1292), Кирилл (упом. в 1295), Даниил (ранее 1315), Феодул (митр. Халкидонский; 1315 - не ранее 1327), Лев (упом. в 1340). Митрополиты Маронийские безымянный (упом. в 1364-1372), Симеон (упом. в 1393), Дионисий (упом. в 1497-1498), Гавриил (митр. Траянопольский или Маронийский, упом. в 1564-1565), Арсений (упом. в 1560-1567), безымянный (упом. в 1565-1580), Каллиник (упом. в 1619), Панкратий (1646-1668), Анания (1675-1683), Неофит (до 1690), Каллиник (1696-1697, 1701-1702, 1714), Гавриил (1721), Даниил (1721), Афанасий (1725), безымянный (1735), Анфим (упом. в 1737 и 1756), Каллиник (1756-1771), Неофит (1771-1789; впосл. патриарх К-польский Неофит VII ), Неофит (1789-1810), Константий (1810-1821), Даниил (1821-1838, впосл. митрополит Филадельфийский), Иоанникий (1838-1839), Анфим (1839-1845, впосл. митрополит Эфесский), Кирилл (1845-1863), Феоклит (Феодосиадис; 1863-1865), Анфим (1865-1877), Иероним (1877-1885), Константин (Вафидис; 1885-1888, впосл. митрополит Серрский), Хрисанф (Иероклис; 1888-1893), Гавриил (Ятрудакис; 1893-1894, ранее митрополит Трапезундский), Иоаким (Валасиадис; 1894-1900, впосл. митрополит Родосский), Константин (Газис; 1900-1902), Николай (Саккопулос; 1902-1914, ранее митрополит Анкирский, впосл. митрополит Кесарийский), Мелиссин (Христодулу; 1914-1921), Хрисанф (Филиппидис; 1922, ранее митрополит Трапезундский, впосл. архиепископ Афинский), Анфим (Саридис; 1922-1939), Спиридон (Аливизатос; 1939-1940), Василий (Константину; 1941-1952), Тимофей (Матфеакис; 1954-1974), Дамаскин (Румелиотис; 1974-2012), Пантелеимон (Мутафис; с 2013 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 бил. А. Исаак II Ангел. Борьба с норманнами. Восстание Асеней. Третий крестовый поход. Саладин. Союз с Венецией. Свержение Исаака. Алексей II Ангел. Столкновение с Генрихом VI. Смерть Асеня. Калоян. Итальянцы. Феодализация империи. Папа Иннокентий III. Четвертый крестовый поход. Энрико Дандоло. Царевич Алексей. Исаак II Ангел и Алексей IV. Алексей V Дука Мурзуфл. Взятие Константинополя и образование Латинской империи (150–160). B. Связь umperium и sacerdotium. Халкидонский собор и его последствия. Юстиниан. Оппозиция (Факунд Гермианский). Полемика из-за титула КП. патриарха. Монофелитство (68–72). C. Георгий Монах. Его сочинения, состав, задача, источники. Продолжения Георгия, рукописная традиция. Симеон Магистр и Логофет (99–105). 19 бил. А. Гибель Алексея V. Вмешательство Калояна. Феодор I Ласкарь. Начало Никейской империи. Иоанн III Дука Ватац и его значение. Феодор Дука Ангел и эпирский деспотат. Взятие Солуни. Начало Трапезундской империи. Борьба с Латинской империей. Иоанн Асень II. Борьба с Феодором Дукой. Союз Ватаца с Асенем. Балдуин II. Нашествие монголов и его последствия. Интриги и борьба на Балканах. Внутренние дела. Конец правления Ватаца. Михаил VIII Палеолог. Генуэзцы. Конец Латинской империи (161–170). B. Церковная политика Константина IV. Иконоборчество. Феодор Студит . Фотий (72–76). C. Лев Грамматик. Феодосий Мелитинский. Юлий Полидевк. Взаимные отношения этих трех авторов. Иоанн Скилица. Георгий Кедрин (105–112). 20 бил. А. Положение империи в момент реставрации Палеологов: латиняне, папа, генуэзцы, венецианцы. Уния. Церковная смута. Сицилийская вечерня. Ликвидация отношений к Карлу Анжуйскому и мир с венецианцами. Сербы. Андроник II. Положение патриаршей кафедры. Отношения к Генуе, Венеции. Петр Аррагонский. Испанцы в Византии. Андроник IIU. Отношения к славянам. Стефан Душан (174–180). B. Торговля и промышленность. Египет и египтяне в экономическом отношении. Сирийцы. Козьма Индикоплевст и его сочинение (77–83). C. Иоанн Ксифилин. Иоанн Зонара. Его личность, его сочинения, ценность, источники и влияние сочинения (112–116).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

P., 1983. P. 95-122; Ekenberg A. Cur cantatur? Die Funktionen Gen Gesanges nach den Autoren der Karolingerzeit. Stockholm, 1987. Р. 46-53; O " Mahony T. J. Alleluia//The Catholic Encyclopedia//http://www.newadvent. org/cathen/01319b.htm [Электр. ресурс]; Cabrol F. The Mass of the Western Rites//http://www.ewtn.com/library/liturgy/mass. txt [Электр. ресурс]. М. С. Желтов, С. В. Титов А. в церковнопевч. традиции В греч. церковно-певч. традиции цикл А. входил в состав певч. книги Псалтикон , получившей свой классический вид в XII в. (напр., ркп. Patm. 221) В Пападики (греч. музыкально-теоретических руководствах) содержатся 2 вида А.: эмнимы (μνημα) и амнимы (μνημα). Эмнимы всегда поются с соответствующими стихами на памяти святых или на др. праздники, амнимы же - по воскресеньям и соотнесены со стихами прокимнов на 8 гласов. С нач. XIV в. появляются «украшенные» версии А., к-рые постепенно превращаются в самостоятельную композицию, не содержащую стихов псалмов, но с повторением «аллилуия» до 9 раз в соответствии с 9 чинами ангельскими . В древнейшем муз. кодексе Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458. Fol. 151) дается систематизация А.: «Аллилуиарии амнимы по гласам» и «Аллилуиарии великих праздников, упорядоченные и украшенные магистром Иоанном Кукузелем». Обработки А. на все гласы создали мелурги визант. периода - прп. Иоанн Кукузель , Ксен Коронис , Андрей Сигир , Константин Магула, Иоанн Клада , Мануил Влатир , Мануил Хрисаф , Феодул Монах (см. Фома Магистр ) - и поствизант. периода - иерей Баласис , Петр Берекет и др. Сочинение Феодула Монаха (на 1-й «тяжкий» глас - σε χο προτβαρυ), сокращенное и изложенное Иоанном Трапезундским , протопсалтом Великой ц. (сер. XVIII в.), поется и в наст. время, гл. обр. в мон-рях Св. горы Афон во время ночного богослужения. Большинство А. мелургов XIV, XV и XVII вв. были собраны и записаны в аналитической симиографии нового метода (начиная c 1814) хартофилаксом Великой ц. Хурмузием Гиамалисом в Пападики (S. Sepulcri. gr. 704.

http://pravenc.ru/text/114746.html

531-532 532-533 533-535 535-536 536-537 537-538 539-541 541-544 544-555 ДАВИД (Петр), блгв. кн.- см. Петр (Давид) Георгиевич и Феврония (Евфросиния), благоверные кн. и кн. ДАВИД († 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской 555-557 557-558 558-559 ДАВИД прмч. Палестинский (пам. 12 апр.) - см. в ст. Мина, Давид и Иоанн, преподобномученики Палестинские ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта) 559-560 560-561 561-562 562-563 563-564 564-566 566-567 567-568 568-569 ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) 569-571 571-572 572-573 573-574 574-575 ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии 575-577 ДАВИДА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Давида Старца мон-рь], муж., действующий, принадлежит Халкидской митрополии Элладской Православной Церкви 577-578 ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений 578-580 ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи 580-581 581-582 582-590 ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) 590-594 594-595 595-598 598-599 599-600 600-601 601-602 602-603 603-605 605-606 606-609 ДАВИД ТБЕЛИ (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик 609-611 611-612 ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского 612-614 614-615 615-630 630-632 632-633 633-634 634-635 635-637 637-638 ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

И. П. был женат 3 раза. В 1414 (по др. сведениям, в 1411) г. женился на кнж. Анне Васильевне (1393 - авг. 1417), дочери вел. кн. Московского Василия I Димитриевича . Анна умерла через 3 года от чумы. 19 янв. 1421 г. в храме Св. Софии И. П. венчался с Софией, дочерью Теодора II Палеолога, маркиза Монферратского, союзника Византии в Италии. Однако, по сообщению историка Дуки, И. П. оставил супругу в 1426 г., вскоре после вступления на престол. София вернулась в Монферрат, жила в монастыре, умерла 21 авг. 1434 г. В 3-й брак И. П. вступил в сент. 1427 г. с царевной Марией Комниной, дочерью трапезундского имп. Алексея IV Василия Великого Комнина . Мария умерла 17 дек. 1439 г. в К-поле от чумы. Детей ни в одном браке не было. Иконография Сохранился ряд изображений И. П. Наиболее раннее - на миниатюре из греч. рукописи «Ареопагитик» (Louvre. MR 416. Fol. 2r. К-поль, между 1403 и 1405), преподнесенной монахиням аббатства Сен-Дени визант. богословом Мануилом Хрисолором в память о посещении обители имп. Мануилом II. На миниатюре изображена имп. семья (Мануил II, его супруга Елена и трое сыновей: И. П., Феодор и Андроник) под покровительством Богородицы с Младенцем Христом, показанными вверху листа. Изображение И. П. есть на т. н. Большом саккосе митр. Фотия (ГММК ОП), изготовленном в 1414-1417 гг. в Византии,- И. П. представлен с 1-й супругой Анной, оба в богатых одеяниях, с золотыми нимбами. Неск. портретов И. П. связано с его пребыванием в Италии и с участием в Ферраро-Флорентийском Соборе. Наиболее известны медаль в честь И. П., выполненная Антонио Пизанелло, и предварительные наброски к ней (Лувр, Париж; очевидно, под влиянием медали Пьеро делла Франческа написал профильное изображение имп. Константина на фреске «Победа Константина над Максенцием» в ц. Сан-Франческо в Ареццо, между 1452 и 1459). Веронский живописец Джованни Бадиле, воспользовавшись в качестве моделей медалями Пизанелло, изобразил И. П. и маркиза Феррарского Лионелло д " Эсте на фреске ц. Санта-Мария делла Скала (1443). В связи с еще неск. произведениями существуют легенды о том, что на них представлены И. П. и др. исторические лица, принимавшие участие в Ферраро-Флорентийском Соборе. Среди этих произведений - тондо с «Поклонением волхвов» (Гос. музеи Берлина, Берлин-Далем), написанное в 1438-1439 гг. Доменико Венециано, и фреска Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов» в капелле в Палаццо Медичи-Риккарди на Виа Ларга во Флоренции, 1459-1461 гг. Однако некоторые историки искусства (В. Н. Гращенков) отрицают документальную достоверность этих изображений.

http://pravenc.ru/text/469766.html

Итак, Грузинская Церковь получила автокефалию в V веке от Антиохийской Церкви, в юридическом подчинении которой она и находилась. В юридическом подчинении Константинопольской Церкви Грузинская Церковь никогда не находилась. На Черноморском побережье Грузии после проповеди святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита многие приняли христианство; здесь даже были основаны епархии. В актах Первого Вселенского Собора среди прочих епископов упоминаются Стратофил епископ Пицундский, и Домнос, епископ Трапезундский. Имеются сведения последующих веков, что епархии Западной Грузии некоторое время подчинялись Константинопольскому престолу. Каково же было положение в Восточной Грузии? Царь Мириан после проповеди и чудес святой Нины, уверовав во Христа, посылает делегацию в Константинополь с просьбой о присылке духовенства. Миновать Константинополь и императора святой Мириан не мог, так как это был не только религиозный вопрос, но и акт большого политического значения. Кто же прибыл из Константинополя? Имеются два мнения. 1. Как говорит летопись «Картлис цховребо» и история Вахушти, из Константинополя прибыли епископ Иоанн, два священника и три диакона. 2. По свидетельству Ефрема Малого Философа (XI в.) и по указанию Руисс-Урбнисского Собора (1103), в Грузию прибыл по повелению императора Константина Антиохийский Патриарх Евстафий, который поставил в Грузии первого епископа и совершил первое крещение грузин. Вероятнее всего, эти два сведения взаимно дополняют друг друга. Можно предположить, что Антиохийский Патриарх Евстафий прибыл в Константинополь, где получил от императора соответствующие указания и рукоположил епископа Иоанна, священников и диаконов. Затем он прибыл в Грузию и основал Церковь. С этого же времени Грузинская Церковь и вошла в юрисдикцию Антиохийского престола». Естественно полагать, что со времени автокефального существования Иверская Церковь, возглавляемая и руководимая грузинами, должна была вступить в фазу постепенного благоустройства. Однако этого не произошло, т.к. Грузия была вынуждена уже на заре своей самостоятельной церковной жизни начать многовековую кровопролитную борьбу с исламом, носителем которого выступили прежде всего арабы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Но мы возвратимся к прежней мысли. Кроме вышеуказанного св. Григория Нисского , поименуем еще несколько святителей грузинских, которые известны по греческим документам: 2) Фотий и 3) Милетий Трапезундские, святительствовавщие в царствовании Диоклетиана, 4) отец Маркиона еретика (IIb.), Колхидский епископ Пальм современник IV-ro Понтийского собора, на котором шло прение о дне празднования Пасхи; кроме того известны учителя понтийские; 5) Бакхилиди 6) Евпат; по их убеждениям Дионисий Церентский составил в Амастрисе послание понтийским церквам. Об этом упоминает Афанасий, Мелетий и Василий Вел. в речи против ариан. Афанасий говорит также о понтийском епископе 7) Квинтиане, который апологии своем о бегстве пишет, что он был в изгнании во время неистовой ярости ариан. Василий В. писал увещательное послание к грузинскому епископу 8) Епифанию (епист. 325) Бичвинские и Никопские епископы: 9)Ипатий, 10) Стратофил 11) Епациан и др. 795  Сказанные епископы имели в заведывание храмы и монастыри уцелевшие до наших дней, таковы: Бедийский, Илорский, Моквинский. Драндский, Севостополийский или Окваме, Гумийский, Никопских три, Соукский, Еллагский, Мычижский, Пицундский (Пицунда, Pimheos-nocлeдhый укрепленный город Колхиды), Гагрский и др. 12) Ромуль епископ колхидский присутствовавший на IV всел. соб. 796 , 13) Феодор епископ Фазийский, в стране Лазов присутствовал на VI всел. соб. 797 , 14) Иоан епископ города Петры, в стране лазов – на VI всел. соб. 798 , 15) Кир, епископ Фазский (в Мингрелии), перемещенный императором Ираклием на Александрийскую патриаршую кафедру в 630 году за его униональные воззрения 799 , 16) Иоанн, Католикос Мцхетский, рукоположивший в 758 году, избранного на вакантную Готфскую кафедру Иоанна во епископа 800 , 17) епископы Гангрские: Александр-на VII вс. соб., 18) Сергий VI, 19)и Константин IV, Драндские епископы: 20) Петр-на IV 21)Стратегий-на VII, 22) Иован, епискрп Имерийский(западная Грузия-имеретия), 23) Панфиль Иберийский – на; II), 24)Антиох Синопский-на IV, 25) Урани Иверский-на IV, епископы Севастопольские (Сухумские); 26) Фотий- на VI и 27) Константин на VII, 28) Христофор, епископе Фасидский-на VII, 29) Север, епископ Тавский (Цкарос-Тавский 801  и др. Следовательно и относительно IX п. проф. Болотов сделал спешное и не совсем извинительное заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, только в старых приходах Приамурья возможно в будущем ожидать оживления приходской жизни в попечительствах, которые, владея 300 десятин земли, будут иметь у себя материальные средства. Остальные приходы, недавно возникшие и имещие впредь возникнуть, будут поставлены в условия, при которых попечительствам приходским, приходским собраниям и попечителям будет слишком мало простора для деятельности. Надобно иметь в виду, что, при малочисленности приходов, церкви в Благовещенской епархии обложены непомерными взносами: довольно сказать, что 80 приходов епархии выстроили епархиальное женское училище в 150 000 руб. и ежегодно тратят на него до 30–40 тысяч рублей. Это ведь в среднем на каждую церковь по 500 рублей ежегодно, да тысяч до двух единовременно. Только непомерно высокой продажей церковных свечей – 160 рублей пуд – можно пополнять церковные средства. Что же будет, если теперь приходские собрания запротестуют против такой продажи свечей и такого высокого обложения церквей на нужды женского училища, которые и церковными-то интересами оправдать можно только с большими натяжками? Греческие приходы в Закавказье возникли сравнительно очень недавно. Только часть их, именно – приходы, расположенные по реке Цалке, Тифлисской губернии, насчитывают лет 60 своего существования в России; прочие, как в Карсской области, так и но побережью Черного моря, возникли вслед за последней русско-турецкою войной. Большинство греков переселилось в Россию из Эрзерумского и Трапезундского вилайетов и только самая незначительная часть их, именно в Батуме, являются выходцами из Константинополя. Таким образом, еще и доселе живо и действует в греческих селениях поколение, выросшее в Турции и, конечно, поддерживающее в приходской жизни те порядки, которые возникли и утвердились в малоазийских греческих приходах. Все в этих порядках говорит об условиях жизни православных именно в Турции, в государстве, в котором православные греки не только не имели внешней поддержки в лице правительственной власти, но, напротив, всегда видели в ней открытого или скрытого врага, от которого нужно было всячески отстаивать устои своего национального и религиозного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Этому в значительной степени способствовали нелицеприятные, обличения существовавшей системы Иоанном Окситом, патриархом Антиохийским, и митрополитом Львом Халкидонским. Но сама по себе харистикш никогда официально не осуждалась и не запрещалась ни патриархатом, ни государством. Однако в силу непопулярности института мирян – покровителей монастырей и отсутствия у них права наследования «император и иерархия могли попросту прекратить пожертвования вплоть до того времени, когда иссякнут их прежние дары» 627 . Среди событий рассматриваемого периода самым важным для монашества стал, вероятно, рост монастырей на горе Афон. Хотя отшельники издавна облюбовали ее лесистые склоны и рощи, первая киновийная община Великой Лавры – alma mater самого Григория Паламы – была основана только в 963 году. Вслед за этой прекрасно организованной обителью студитского типа, основанной прп. Афанасием Трапезундским, на Афоне вскоре появились монастыри Иверон, Есфигмен, Дохиар и Ватопед. Отдаленный полуостров внезапно стал новой «Святой Горой». Появившиеся здесь со временем колонии русских, сербских, болгарских и итальянских монахов (соответственно Пантелеймонов монастырь, Хиландар, Зограф и бенедиктинский монастырь амальфийцев) превратили прежнюю афонскую пустынь с ее отчетливо студитскими корнями в международный центр монашества 628 . Быстро сложилась и необходимая для существования такого центра организация. В скором времени здесь возникла своего рода монашеская федерация, управляемая советом, в который входили все настоятели монастырей (совет этот заседал в Карее – административном центре Афона). Хотя верховная власть и была передана этому органу (возглавляемому протосом), на деле каждый монастырь оставался независимым. И в этом случае императоры и другие православные правители также помогали и покровительствовали обителям. Подобное покровительство и щедрость дарителей, несомненно, были жизненно необходимы как для роста, так и для выживания обителей, чем отчасти и объясняется то, что именно этот полуостров стал центром всего православного монашества. Опять же отметим, что некогда процветавшие поселения в Вифинии (где несколькими столетиями ранее начинал свое служение сам Феодор Студит ) к этому времени пришли в упадок, в значительной степени из–за турецкой экспансии. Иными словами, упадок прежних «святых гор» Малой Азии – Олимпа [Мизейского], Галесия и горы св. Авксентия – также был причиной перемещения монашества на запад, то есть на Афонский полуостров. Свирепость турецких захватчиков имела для монашества тяжелые последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010