Портрет А. В. К., почти в точности повторяющий миниатюру на хрисовуле, имеется на двусторонней иконе ок. 1375 г. из того же мон-ря: император и его покровитель св. Иоанн Креститель вместе держат модель основанного А. В. К. мон-ря, над ними - благословляющий Христос; на обороте иконы изображены трапезундские святые Кандий (Канидий), Евгений, Валериан и Акила. Предполагается, что образ на иконе был создан вскоре после хрисовула, возможно тем же художником. В мон-ре Дионисиат хранится копия хрисовула XVIII в. на бумаге. Портреты А. В. К. и Феодоры, по сообщению Й. Стржиговского , были представлены на утраченном хрисовуле мон-ря Панагии Сумелы близ Трапезунда - копии с оригинала 1364 г., а также на слав. хрисовуле серб. деспота Георгия Бранковича , изданном в сент. 1429 г. для мон-ря Эсфигмену на Афоне. Два несохранившихся изображения А. В. К., по сведениям К. Тексье, находились в росписях церкви в мон-ре Панагии Феоскепасту (известно по копии XIX в.) - между супругой Феодорой и матерью Ириной и на фреске ц. Св. Софии в Трапезунде (существовало еще в 1836) - в окружении придворных. Ист.: Панарет. Хроника; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 219. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 55f.; Успенский Ф. И. Очерки из истории Трапезунтской империи. Л., 1929; Zakythinos D. Le chrysobulle d " Alexis III Comnène, empereur de Trébizonde en faveur des Vénitiens. P., 1932; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Карпов С. П. Трапезунд и Константинополь в XIV в.//ВВ. 1974. Т. 36. С. 89-91; он же. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; Bryer A. A. M. Greeks and Turkmens: the Pontic Exception//DOP. 1975. Vol. 29. P. 113-149; idem. The Empire of Trebizond and the Pontos. L., 1980. Art. 5; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1; Шукуров Р. Трапезундская империя и тюркские эмираты Понта в XIV в.//Причерноморье в средние века. М., 1991. С. 217-254; The Hagiographic Dossier of St. Eugenios of Trebizond/ed. J. O. Rosenqvist. Uppsala, 1996.

http://pravenc.ru/text/64530.html

В 1344 г. в Трапезунде произошел новый переворот. Никита Схоларий организовал убийство великого дуки (главнокомандующего) Иоанна, затем сверг Иоанна III, освободил М. и вернул его в Трапезунд. Иоанн был отправлен в заключение в мон-рь св. Саввы. На этот раз М. короновали как императора, но, оказавшись на троне, он, всем обязанный Схоларию, на нек-рое время перешел под его опеку. Никита Схоларий был назначен великим дукой Трапезунда, и без его согласия М. не мог что-либо предпринять. Тем не менее в Трапезунде росло недовольство засильем к-польской партии Схолария. Спустя нек-рое время из опасения нового восстания Схоларий вернул М. самодержавную власть. В нояб. 1345 г., воспользовавшись очередными волнениями в городе, М. приказал арестовать Схолария и неск. высших чинов Трапезунда. В это время сын М. Иоанн был выслан в К-поль и затем в Адрианополь, где содержался под стражей. Великим дукой Трапезунда М. назначил Иоанна Кавасита. Однако самостоятельное правление М. оказалось омрачено рядом неудач. В 1347 г. в течение неск. месяцев Трапезунд был охвачен эпидемией чумы. Кроме того, он испытывал военно-политическое давление различных сил как с Востока, так и с Запада. В 1346 г. турки захватили крепость Эноя. В 1348 г. началась война трапезундцев с генуэзцами: последние в ответ на произошедшую ранее резню генуэзских торговцев в Трапезунде захватили портовый г. Керасунт, 2-й по значению город Трапезундской империи. В мае 1349 г. в морском сражении генуэзская эскадра, пришедшая из Каффы, разбила трапезундский флот; Иоанн Кавасит и некоторые из военачальников, верных М., погибли. В Трапезунде вновь произошла резня, были убиты все оставшиеся в городе западноевропейцы. Осенью 1349 г. начались мирные переговоры М. с генуэзцами, на к-рых императору удалось договориться о возвращении Керасунта в обмен на передачу Генуе крепости Леонкастрон. Результатом войны стало усиление контроля генуэзцев над торговыми сделками Трапезунда. Из-за поражений авторитет М. в Трапезунде упал; он был вынужден освободить из-под стражи Никиту Схолария и вернуть ему пост великого дуки. 13 дек. 1349 г. в результате переворота, организованного Схоларием вновь при поддержке из К-поля, М. был свергнут, а 22 дек. трон занял прибывший из К-поля Иоанн, сын имп. Василия, к-рый принял имп. имя Алексей III Великий Комнин . М. был пострижен в монашество в мон-ре св. Саввы, а в 1351 г. выслан в К-поль, где находился под надзором.

http://pravenc.ru/text/2563728.html

Церковное предание, зафиксированное с нач. IX в. (Епифаний Монах «Житие ап. Андрея», Никита Давид Пафлагон - т. н. «Житие с похвалой ап. Андрею»), включает А. в состав понтийских городов, где проповедовал ап. Андрей Первозванный . Никита Давид ссылается и на сгоревшие древние местные источники. Единственный известный по имени Амастридский мч. Иакинф жил во времена еп. Ираклида; точное время его жизни неизвестно. Первый достоверно известный епископ А.- Пальм, адресат письма Дионисия Коринфского (ок. 170; Никита Давид ошибочно называет его учеником ап. Андрея), председательствовавший в кон. II в. на Соборе понтийских епископов по вопросу празднования Пасхи. Еп. Евпсихий принимал участие во Всел. I Соборе в 325 г. В это время А. была уже в составе Пафлагонии, т. е. в подчинении Ганграм . В V в. известны 3 епископа А.- Ираклиид и Фемистий, Сатурнелл (ок. 458), затем епископы Астерий (ок. 536), Комет (ок. 680), Зоил (ок. 691). В 706 г. имп. Юстиниан II сделал К-польским Патриархом отшельника Кира , жившего на «амастридском острове» (совр. Тавшан-Адасы). В нач. IX в. А. получила независимость и вышла из-под юрисдикции Гангрской митрополии благодаря стараниям свт. Георгия (пам. 21 февр.), самого знаменитого еп. А. Среди его деяний стоит отметить спасение им амастридских купцов, несправедливо приговоренных к смерти в Трапезунде, и перенесение в Крым мощей свт. Иоанна Готского , бежавшего в А. из хазар. плена. В IX в. митрополичью кафедру А. занимали Стефан (ок. 869) и Евдоким (ок. 879), затем Константин (XI в.), Иоанн (1157-1166). После захвата К-поля крестоносцами за власть над архиепископией А. спорили Трапезундская и Никейская империи. Трапезундский полководец Давид I, брат Алексея I Великого Комнина , изгнал из А. ставленника Никейского Патриарха, о чем упоминает Иоанн Апокавк в письме Патриарху Мануилу I . Неизвестно, когда точно А. получила статус митрополии; сохранились имена последних митрополитов: Николай (1232), Константин (1278), Каллиник (1350-1351), Анастасий (1378). Искусство

http://pravenc.ru/text/114302.html

Брат Д. Феодосий попал в плен к пиратам, был выкуплен христианами и оказался в К-поле, где стал игуменом Манганского мон-ря, а затем митрополитом Трапезундским. В 1374 г. Д. отправился в Трапезунд, чтобы повидать брата и найти средства для строительства монастыря. Митр. Феодосий представил брата трапезундскому имп. Алексею III Великому Комнину (1349-1390), к-рого поразила аскетическая внешность подвижника, его добродетель и мудрое поведение. Д. предложил императору последовать примеру др. правителей и построить на Афоне свой мон-рь, к-рый соответствовал бы его славе и где возносились бы молитвы за него и его близких. Император согласился с условием, что мон-рь будет назван в честь Великого Комнина, в нем вечно будут поминать членов семьи императора, в мон-рь будут принимать всех паломников и желающих стать монахами жителей Трапезунда. На строительство было выдано 50 сомиев (визант. золотая монета, в 1340 соответствовавшая 140 серебряным монетам) с обещанием такой же суммы через 3 года и ежегодного пожертвования 1 тыс. комнинатов (серебряная монета Комнинов Трапезунда). Во время возвращения на Афон корабль Д. очутился вблизи араб. пиратского судна, но по молитве преподобного пиратам явился Иоанн Предтеча, к-рый устрашил и обездвижил их. По возвращении (1375) на пожертвованные деньги было начато строительство храма во имя Иоанна Предтечи, а также монастырских стен, келий, трапезной и водопровода. Когда средства закончились, Д. 2-й раз поехал к императору (1377), но по возвращении нашел мон-рь разграбленным пиратами, поэтому почти все деньги ушли на поездки в Вифинию, где Д. выкупал на рынках пленных монахов. В 1382 г. Д. ездил в К-поль, чтобы подтвердить права мон-ря на собственность у имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391). Число монахов умножалось, а средств для покрытия их нужд и завершения строительных работ не было, поэтому, оставив за игумена Дометия, Д. в 1387 г. снова отправился к императору Трапезунда. Вручив попечение о своей обители брату, митр. Трапезундскому Феодосию, Д. скончался в возрасте 72 лет и был погребен с великими почестями. У его гроба были отмечены исцеления.

http://pravenc.ru/text/178321.html

Сведения о религ. ситуации на территории Великого княжества Литовского в 1458-1459 гг. сохранились в посланиях, отправлявшихся сюда из Москвы. Первоначально ряд представителей местной правосл. знати (вдова и дети киевского кн. Александра Владимировича, кн. Юрий Семенович Гольшанский) заявили о своей верности митр. Ионе, но после приезда в Великое княжество Литовское Г. и после того как Казимир оказал ему полную поддержку и через своих послов стал добиваться отстранения митр. Ионы от управления и «московской» частью общерус. митрополии, положение стало меняться. Если Собор епископов, созванный в Москве в дек. 1459 г., решительно отверг притязания Г. на управление епархиями Сев.-Вост. Руси, то на территории Польско-Литовского гос-ва власть Г. утвердилась к нач. 1460 г. Т. о., на территории общерус. митрополии образовались 2 правосл. митрополичьи кафедры, между к-рыми все связи были разорваны. В Москве объявили, что православные, подчинившиеся Г.- «злому отступнику от Православия», сами отлучили себя от Церкви и «православная Церковь не имеет их за крестиани». Г. приехал в Киев с грамотами от папы Пия II, патриарха Григория Маммы и митр. Исидора, и признание власти новопоставленного Киевского митрополита означало подчинение правосл. населения Речи Посполитой власти Римского папы на условиях, выработанных на Ферраро-Флорентийском Соборе. Сведений об управлении Г. Западнорусской митрополией и о контактах его с Римом в этот период нет. В сер. 60-х гг. Г. направил в К-поль к патриарху Симеону Трапезундскому своего наместника в Киеве Мануила, «ищучи себе благословения и подтвержденья от Цареградского Патриарха», что свидетельствовало о решении Г. разорвать отношения с Римом и восстановить традиц. церковные связи с К-полем. Это решение отражало конечно же настроения правосл. населения Великого княжества Литовского и Польского королевства. К нач. 1467 г. переговоры между Киевским митрополитом и К-польским патриархом были успешно завершены. Грамотой от 14 февр. 1467 г. патриарх Дионисий I предложил всем рус. землям, и особенно Вел. Новгороду, принять Г. как единственного законного митрополита, признанного К-полем. Этот шаг привел в дальнейшем к осложнениям в отношениях между Москвой и К-полем. Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич приказал не впускать в свои владения ни посла Г., ни посла патриарха и заявил о полном разрыве отношений с Патриархией («имеем от себя самого того патреярха чюжа и отречена»).

http://pravenc.ru/text/166632.html

Духовным символом акции стала икона, написанная на Святой Горе Афон, на которой изображены наиболее почитаемые из новомучеников и исповедников Эллады, Малой Азии, Кипра и Понта. Икона была написана известным иконописцем Иваном Мастеропуло специально в дар Митрополичьему округу Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Режиссер и организатор акции Константин Харалампидис–Кот-Оглы рассказал, что эта икона несколько отличается от подаренной Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в январе 2012 года, где изображены священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Калфас, новомученик Михаил Смирнский, исповедник Иоанн Русский, мученик Георгий, – на подаренной Митрополичьему округу иконе изображены еще и патриарх Григорий V Константинопольский, Симеон Трапезундский, Палеодор Кипрский, равноапостольный Никодим Святогорец, старец Паисий Святогорец. 13 мая 2012 года после Божественной литургии в храме Покрова Богородицы г. Алматы перед иконой новомучеников был отслужен молебен настоятелем храма протоиереем Евгением Бобылевым. На молебне присутствовали участники акции «От Рождества до Воскресения». А вечером икона была помещена на сцене филармонии, где проходил концерт-реквием, и по окончании вечера все присутствующие смогли к ней приложиться. Мы попросили поделиться своими впечатлениями о концерте-реквиеме участников акции. Народный артист России Алексей Петренко: – Я уже в третий раз участвую в этом проекте. Три года назад я ездил в Турцию с большой греческой делегацией, совершавшей паломничество в древний монастырь Панагия Сумела, который существует с IV века. Я испытал тогда огромную радость, видя крепкую солидарность греков. Хотя они рассеяны по всему миру, но при этом очень внимательны друг к другу и к своей вере – для них это святое. Когда-то я участвовал в съемках документального сериала «Земное и небесное», в котором рассказывал о падении Константинополя, а потом Господь сподобил меня съездить на Афон. Поэтому мне интересно все, что связано с Грецией. Православным людям понятно – почему. Именно греки даровали нам великую веру в свое время и теперь продолжают братскую связь с единоверцами из России.

http://pravoslavie.ru/53899.html

Предтечей И. П. стали называть только со II в., поскольку в Евр 6. 20 это определение прилагается ко Спасителю. Впервые по отношению к И. П. его, вероятно, систематически использовал гностик Гераклеон в толковании на Евангелие от Иоанна (см.: Orig. In Ioan. comm. VI 39. 197//PG. 14. Col. 268). В средневек. фольклорной традиции к И. П. прилагались и иные прозвания (напр., у слав. народов: Купала, Постник, Травник, Головосек, Игритель и др.). Жизнь и служение Источники Повествования о жизни и служении И. П. содержатся в целом ряде источников: в 4 канонических Евангелиях, в кн. Деяния св. апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехрист. апокрифах. Наиболее древними и аутентичными в совр. науке признаются свидетельства евангелистов-синоптиков и независимое от них свидетельство Иосифа Флавия. По мнению ряда ученых, близкие по тексту свидетельства Матфея и Луки (Мф 3. 7-12 и Лк 3. 7-9, 15-18; Мф 11. 2-19; Лк 7. 18-35), вероятно, имеют общий источник. Поскольку эти сведения не содержат аллюзий на служение Иисуса Христа, этот источник может происходить из круга И. П. Те данные Матфея и Луки, к-рые имеют параллели в Евангелии от Марка, по-видимому, восходят к иному источнику и содержат не только рассказ о жизни И. П., но и христ. осмысление его служения. Текст из Лк 1, к-рый рассматривался (напр., Р. Бультманом: Bultmann. 1921) как восходящий к источнику из круга учеников И. П., в совр. библейской критике считается исключительно христианским ( Meier. 1994). Крещение Господне. Миниатюра из Трапезундского арм. Евангелия. XI в. (?) (Venez. Mechit. 1400. Fol. 12) Крещение Господне. Миниатюра из Трапезундского арм. Евангелия. XI в. (?) (Venez. Mechit. 1400. Fol. 12) Свидетельство Иосифа Флавия относится к кон. I в. Однако оно независимо от евангельской традиции (рассказ об И. П. не только отличается от повествований евангелистов в важных деталях, но и не связан с рассказом Флавия об Иисусе Христе). В то же время сообщение Флавия в нек-рой степени тенденциозно, ориентировано на рим. аудиторию и представляет И. П. похожим скорее на греч. философов, чем на иудейских пророков. Кроме того, невозможно установить источник сведений Иосифа Флавия (во всяком случае он вряд ли происходит из круга учеников И. П.). Тем не менее уже Ориген ссылался на него для подтверждения исторической достоверности евангельской традиции ( Orig. Contr. Cels. 1. 47; ср.: Euseb. Hist. eccl. I 11. 4-6). В XX в. внимание ученых привлекла слав. версия «Иудейской войны», к-рая значительно отличается от греческой. И. П. в ней ни разу не называется по имени, но явно подразумевается в 2 эпизодах. Степень их историчности является предметом дискуссий.

http://pravenc.ru/text/471450.html

2. Мученичество Е. (BHG, N 609z) и Описание чудес Е. (BHG, N 610), написанные патриархом Иоанном VIII Ксифилином, уроженцем Трапезунда, между 1028 и 1030 гг. Он выступает как очевидец нек-рых посмертных чудес или пересказывает свидетельства непосредственных очевидцев; др. чудеса, включенные патриархом Иоанном в Описание, были составлены ранее, и их текст хранился в мон-ре Е. Этот текст был стилистически и содержательно унифицирован патриархом Иоанном, к-рый также является автором 2 канонов Е. 3. Слово на рождество мч. Е. (BHG, N 611) Иосифа, митр. Трапезундского (1364-1367; в миру Иоанн Лазаропул (ок. 1310 - до дек. 1369)), и Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула (1367-1369?) (BHG, N 612-613). А. Пападопуло-Керамевс ошибочно издал тексты Чудес 26-33 как отдельное произведение анонимного автора (BHG, N 613; см.: Сб. источников по истории Трапезундской империи. 1897. С. 137-149). Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула - это компиляция, куда вошли рассказы о чудесах, датируемых с IX до сер. XIV в. Оно богато сведениями по истории Трапезунда и окрестных земель (Иверия, Халдия, Херсон) со времени имп. Василия I Македонянина (867-886). Большинство чудес основано на рукописной традиции, восходящей к IX-X вв. (между царствованиями имп. Василия I и Константина IX Мономаха), отдельные истории относятся ко времени имп. Анастасия I (491-518). Определить, какая часть текста компиляции принадлежит Иосифу Лазаропулу, затруднительно. По сравнению с произведениями Лазаропула сочинения патриарха Иоанна VIII Ксифилина более объективны: 1-й автор привержен интересам мон-ря, 2-й смотрит на события со стороны, не отражая в произведении происходящие в монастыре процессы. Однако авторы дополняют друг друга и не противоречат один другому. Из перечисленных текстов только BHG, N 610 и частично BHG, N 611 имеют независимую от афонской рукописи текстологическую традицию. Мученичество Трапезундских святых Мученики Евгений, Кандид и Валериан Трапезундские. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 335)

http://pravenc.ru/text/187017.html

Приблизительно с 1670 г. стала заметной тенденция к более детализированной записи тесисов с использованием преимущественно интервальных знаков (благодаря этому не требовалось исполнять тесисы наизусть) и к постепенному отказу от нек-рых больших ипостасей. Поставленную священноначалием задачу упрощения системы преподавания певч. искусства и обучения ему в разное время решали иерей и номофилакс Великой ц. Баласис (кон. XVII в.), лампадарий (впосл. протопсалт) Иоанн Трапезундский (по просьбе патриарха К-польского Кирилла V в 1756), но гл. обр. лампадарий Петр Пелопоннесский (1777-1778), обладавший выдающимся муз. дарованием. Последний не только создал многочисленные произведения, используя более аналитическую, чем было ранее, муз. нотацию, но и «истолковал» в более подробной форме записи муз. песнопений древних и новых мелургов, чтобы они стали понятны исполнителям. После смерти Петра от чумы его ученик и последователь лампадарий и протопсалт Петр Византийский († 1808) распространил его труды и еще более упростил муз. нотацию, приблизившись к созданию полностью аналитической системы записи мелоса. Опираясь на труды обоих Петров, ученики Петра Византийского лампадарий (впосл. протопсалт) Великой ц. Григорий († 1821) и диакон (впосл. архимандрит) Хрисанф из Мадита († 1843) начали разрабатывать муз. нотацию, с помощью к-рой легко можно было, с одной стороны, аналитически записывать (звук за звуком) древние песнопения, а с другой - сочинять новые мелодии. Работа по созданию простой и хорошо организованной муз. нотации подразумевала также насколько возможно ясную систематизацию теории церковной музыки, поскольку не было еще ни ее четкого описания, ни аналитического учебного пособия. «Введение в теорию и практику церковной музыки» Хрисанфа из Мадита. Автограф. 1-я четв. XIX в. (Ath. Laur. P. 35) «Введение в теорию и практику церковной музыки» Хрисанфа из Мадита. Автограф. 1-я четв. XIX в. (Ath. Laur. P. 35) Хрисанф, испытавший значительное влияние эпохи Просвещения благодаря своим познаниям в области западноевроп. музыки, в частности франц. музыкально-теоретических сочинений, к-рые он изучал в оригинале, переводил и использовал в своих работах, вероятно, был первым (ок. 1812-1813), кто упростил муз. симиографию; это продолжили делать его ученики. В тот же период Григорий, к-рый был выдающимся традиционным греч. музыкантом, выполнил работу по «толкованию» древних сочинений в более аналитической записи. Первоначально система Хрисанфа не получила одобрения, однако, когда стали заметны ее положительные результаты, Хрисанф начал сотрудничать с Григорием, а также с «музыкальноученнейшим» (μουσικολογιτατος - так он называется в источниках уже с 1786) Георгием Хурмузием († 1840) с о-ва Халки, чтобы совместными усилиями создать полную муз. систему, основанную на более ранней певч. традиции.

http://pravenc.ru/text/2577907.html

Жоффруа II де Виллардуэн (1226/1231–1246) Вильгельм II де Виллардуэн (1246–1278) Карл I Анжуйский (1278–1285), король Сицилии и Неаполя. После него княжеством управляли наместники неаполитанских королей, последние носители титула ахейских князей. В 1432 г. деспот Мореи Фома Палеолог присоединил остатки княжества к Морее. Императоры Трапезундской империи Династия Великих Комнинов Алексей I (внук Андроника I Комнина) (1204–1222) Андроник I Гид (приемный сын Алексея I) (1222–1235) Иоанн I Асух (сын Адексея I) (1235–1238) Мануил I (брат Uoahha I Асуха) (1238–1263) Андроник II (сын Мануила I) (1263–1266) Георгий (брат Андроника II) (1266–1280) Иоанн II (брат Георгия) (1280–1284, 1285–1297) Феодора (сестра Uoahha II ) (1284–1285) Алексей II (сын Uoahha II ) (1297–1330) Андроник III (сын Алексея II) (1330–1332) Мануил II (сын Андроника III) (1332) Василий (сын Алексея II) (1332–1340) Ирина Палеолог (вдова Василия) (1340–1341) Анна Анахутиу (дочь Алексея II) (1341, 1342) Михаил (сын Uoahha II ) (1341, 1344–1349) Иоанн III (сын Михаила) (1342–1344) Алексей III (сын Василия) (1349–1390) Мануил III (сын Алексея III) (1390–1417) Алексей IV (сын Мануила III) (1417–1429) Иоанн IV Галоян (сын Алексея IV (1429–1458) Давид (брат Uoahha IV Галояна) (1458–1461) Перечень Константинопольских патриархов и Римских пап Константинопольские епископы и Патриархи Епископы Византия (cIVb.): Пров (293–306) Митрофан (306–314) Александр (314–337) Константинопольские епископы и архиепископы: Павел I (337–339, 341–342, 346–351)) Евсевий Никомедийский (339–341) Македоний I (342–346) Евдоксий Антиохиец (360–370) Демофил (370–379) Евагрий (379) Григорий I Богослов (379–381) Максим Киник (381) Константинопольские патриархи: Нектарий (381–397) Иоанн I Хрисостом («Златоуст») (397/398–404) Арсакий Тарсянин (404–405) Аттик (406–425) Сисиний I (426–427) Несторий (428–431) Максимиан (431–434) Прокл (434–446) Флавиан (446–449) Анатолий I (449–458) Геннадий I (458–471) Акакий (472–489) Фравита, или Фраит (он же Флавин II) (489–490)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010