Перевод: Мучениями ужасными и доблестью терпения ты всех поразил, многострадальный, претерпев отсечение каждой части тела, ты изрек преудивительные благодарственные молитвы Господу. Потому в мученичестве твоем получил венец и к престолу взошел Небесного Царя Христа Бога, Иаков, Его моли о спасении душ наших. Иоанну Новому, Сочавскому, глас 4 Житие на земли добре окормляя, страдальче,/милостынями, и частыми молитвами, и слезами,/паки же ко страданию мужески устремився,/персское обличил еси нечестие./Темже Церкве был еси утверждение/и христиан похвало,// Иоанне приснопамятне. Перевод: Земную жизнь верно направляя, мученик, милостынями, частыми молитвами и слезами, но сверх того ты мужественно устремился к мученичеству, обличив нечестие персов. Потому ты стал крепостью Церкви и славой христиан, Иоанн всегда вспоминаемый. Мине Котуанскому, глас 4 Яко Безплотным собеседника/и страстотерпцем единовсельника,/сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/мира мирови испроси//и душам нашим велия милости. Перевод: Как Бесплотных собеседника и поселившегося вместе с мучениками, собравшиеся с верой, Мина, прославляем тебя, мира испроси миру и душам нашим великую милость. Никите Готфскому, глас 4 Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим,/и к борению врагов притекл еси,/и за Христа пострадав,/последи огнем священную твою душу Господу предал еси:/отонудуже и даров исцеления/от Него сподобился еси прияти,/великомучениче Никито./Моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Крест Христов, как будто оружие смело взяв, на битву против врагов ты поспешил и за Христа пострадал, после чего и священную твою душу отдал Господу, потому и удостоился от Него получить дар исцелений, великомученик Никита. Моли Христа Бога о спасении душ наших. Николаю Софийскому, глас 3 Зарею Духа обогатився, славне,/и оттуду восприим дерзновение,/исповедал еси на судищи мужески Троицу Единосущную,/темже и камением побиваемь,/не покорился еси./Огнем же сожигаемь,/обличил еси прелесть безбожных,/многострадальне святе Николае./Сего ради молим тя:/испроси душам нашим//велию милость.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Июнь 1. Препод. Агапит Печерский Врач земной не может предсказать смерти Армянин врач предрекал одному вельможе, что он чрез восемь дней непременно умрет, но преп. Агапит врач дал зелие, которое сам вкушал и вельможа от него выздоровел. Не должно принимать вознаграждения за врачевание благодатное Преп. Агапит отказывался от даров ради того, что он врачевал не своею силою, но Христовою; от Владимира же принял для нищих и во утешение выздоровевшего. 2. Св. Никифор исповедник, патриарх Цареградский Обычай древний лобызать взаимно руки Был между патриархом и царем греческим обычай добрый: лобызать друг у друга десницу в знамение духовной любви. Ревность апостольская Патриарх писал к царице о иконоборстве, и, движимый апостольскою ревностью, в пророческом духе присовокупил: «если не перестанете развращать пути Господни правые, рука Господня мстительная на вас скоро будет» ( Деян. 13, 10 и 11). Взаимное приветствие святых Феофан, прозрев мимо его села плывущего по морю патриарха, пал до земли, и, как бы лично с ним беседовав, возложил фимиам на угли. Точно так же и патриарх издали пал на колени, воздел руки и благословил Феофана. Св. великомученик Иоанн Сочавский Кровь мученическая омывает грехи Обагренный кровью, св. великомученик молился: «благодарю Тебя, Владыко, Боже, что сподобил меня кровью моею омыться от грехов моих, которые после крещения от немощи человеческой мною соделаны». Св. священномученик Лукиан Важность мучений Мученики за Христа страждущие, будучи Его членами, восполняют лишение скорбей Христовых в своей плоти. ( Колос. 1, 24 ). Свет над мучеником Когда бездыханное тело мученика Лукиана лежало на земле, вдруг свет небесный воссиял над ним и слышен был голос: «радуйся, благий раб, Лукиан, что ты не устрашился за Меня кровь свою пролить; приди и прими венец, прежде тебе обещанный, и со святыми на небеса водворись: наследуй вечную обитель, с ангелами тебе уготованную». Мертвое тело ожило Мертвое тело св. Лукиана обезглавленное встало на ноги. Потом мученик, взяв руками своими отсеченную главу и ведомый благодатью Духа Святого, в нем пребывающего, при пособии ангелов, твердо пошел ногами, как живой, подобно другу своему св. Дионисию Патрасскому – и, пройдя три поприща, перешел по водам чрез реку Фару, дошел до назначенного к погребению места и с миром почил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

«Предание, – говорит св. патриарх, которое святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь и все христиане сохраняли издревле и сохраняют, они (иконоборцы) отвергли и ниспровергли. А всем явно, что древнее предание Церкви весьма важно, очевиднее и сильнее всякого доказательства. Так учат святые отцы наши, следуя Апостольским изречениям. Ибо великий Апостол повелевает сохранять предания, которые, как говорит, приняли вы на письме и без письма, и если кто благовествует вам противное сему, анафема да будет». Святого великомученика Иоанна Сочавского Называется Сочавским потому, что мощи его почивают в Сочаве; родом же был из Трапезунда, и пострадал в Аккермане (Белгороде на Днестре). Плывя по торговым делам на корабле одного паписта, он имел с ним состязание о вере и обличил неправоту его; а этот злобный человек, желая отмстить ему, по прибытии в Аккерман заявил Турецкому градоначальнику, что некто Иоанн из Трапезунда, плывший с ним, готов принять магометанство, и советовал немедленно призвать его и воспользоваться ещё не остывшим желанием. Градоначальник, призвавши Иоанна и посадив его, сказал ему: «от многих мы знаем, что ты человек достойный и отличный между подобными тебе, и весьма рады слышать, что ты пленён прекрасной и истинной верой нашей. Наша вера действительно имеет свойство привлекать людей благородных и способствует к долголетней жизни. И как ты добровольно любишь её, то не медли быть нашим другом; отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их пред собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве, как брат наш». Но святой, исполнившись Божественной ревности, грозно взглянул на Турка и сказал ему: «ты явно лжёшь; никогда и на мысль не приходило мне отречься Христа словом или делом! Всё это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтоб удостоиться Царства Небесного». После сего громко исповедал свою веру во единого Бога, в Троице славимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По окончании текста 80-й главы на л. 387 об. приписка киноварью: «До зде Марка иеромонаха списание трудолюбезно». Далее следует «Указ на Усекновение главы» (388); написан западно-русскою скорописью XVI–XVII вв.; 54) столпы апостольских и евангельских чтений от недели Всех Святых (389–390); 55) тропари воскресны и прокимны воскресны на утрени пред евангелием и инии прокимоны апостолом воскресны и аллилуия на литургиах неделных 8-ми гласом (391–395 об.); 56) тропари и кондакы и светилны дневныа и сказаниа иж на литургиях прокименом и апостолом и аллуиарем и евангелием и причастном всея седмицы (396–398 об.), без конца. 919. Устав Церковный , в четвертку, 337 лл., без начала и конца, полууставом XV в., в дощатом с кожею переплете. В средине рукописи не достает нескольких листов: нет одного листа между листами: 139 и 140, 146 и 147, 147 и 148, 232 и 233, 238 и 239; не достает нескольких листов после 150 л., между 171 и 172 лл., 146-й лист позднейшаго письма. Подклеены с ущербом для текста листы: 129–131, 166 и 174. Чистые листы: 150 а, 150 6 и 165 а. Состав: 1) главы Марковы (4–53), с оглавлением их (1–2); последнее без начала; всех глав 81, те же, что в рукописях за 918 и 933; 2) общая часть устава заключает в себе 67 глав (56–110), указатель коих на лл. 54–56. Кроме тех 44-х глав, кои в рукописях за 918 и 933, в общую часть вошли некоторыя Марковы главы. Первая глава: «Указ о малой вечерни», последняя 67-я глава: «О праздникох в них же поется Бог Господь их же на три чины рассудихом и по уставу божественных отец известно положися в книзе сей». Перед текстом глав такое заглавие: «Устав церковней службе иже в Иерусалиме лавры святаго и богоносного преподобного отца нашего Саввы. Сие вследование бывает и в прочих Иерусалимскых обители»; 3) последование церковного пения и собрания вселетного (110 об.–253 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; февраля 12 – Алексий митрополит; марта 2 – Арсений епископ Тверской; мая 2 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский; мая 23 – Леонтий Ростовский; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – князь Владимир; августа 21 – Авраамий и Ефрем Смоленские. Из русских праздников Пресвятыя Богородицы отмечен один – Покров; 4) богородичны и крестобогородичны глаголемь по тропарях святого противу гласу на слава и ныне (253 об.–254 об.); 5) последование Четыредесятницы (254 об.–304); 6) последование Пятидесятницы (304–337 об.). На л. 158 под 20-м декабря указания о предпразднестве Рождества Христова заключаются замечанием: «Сия же от писаниа свидетельства также и преданыа по обычаю ныне бывшаа устави мы яко же обретохом, тако и написахом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преставися на память святого Екипсима»; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября Ииавгуста 13 – Макснм юродивый Московский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – Михаил князь Тверекой; ноября 23 – Александр Невский и Амфилохий преподобный Глушицкий; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 27 – Иаков епискоа Ростовский; ноября 28 – Феодор архиепискоть Ростовский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 21, июля 2 и августа 24 – Петр митрополит; января 1 – Никита архиепископ Новгородский; января 10 – Павел Комельский; января 12 – Савва Сербский и Симеон Сербский; января 16 – Михаил Клодский; января 24 – «в той же день удушен бысть от своих домочадец священно-мученик Герасим, епископ Перьмскы; февраля 11 – Димитрий Прылуцкий и Всеволод князь Псковской (в крещении Гавриил); февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словяном и болгаром; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 5 – Феодор, Смоленский князь; марта 11 – Евфимий, Новгородский архиепископ; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Аврамий, мученик Болгарский и Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 19 – «Память Углецких князей благоверного князя инока Игнатия и благоверного князя Дмитрия; мощи их положены быша на Прилуце»; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 27 – Киприан, Фотий и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуц; июня 19 – Корнилий Комельский; июня 20 – Мефодий, «епископ Патриский, брат святому Кириллу, учитель словеном и болгаром»; июня 25 – князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские; июля 2 – Иоанн Сочавский; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Никола Кочанов; августа 1 и 2 – Василий блаженный Московский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Чет. Минее Житие и Страдание, от его сочинений собранное и от Евсевия, IV. 16, 17, и Никифора III. 32. (Act. SS. apr. II. р. 104. Fabr. VII. 52). Жизнь св. муч. Иустина, в Првбавл. к Творениям О. Ц. 1849. стр. 404. Март. Р. 13 апр. Мес. В. Свв . мучч. Иустина, Харитона, Хариты жены, Евелписта, Иеракса, Неона и Валериана. Скончались от меча в Риме, после истязаний от градоправителя Юния Рустика, в 163 году. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. iun. I. р.16. Муч. Иустина, пострадавшего с Харитоном и др., многие не отличают от Иустина философа ). Мес. В. Есть служба. (В ней воспоминается »мудрый Иустин»). Преп. Дионисия, игумена Глушицкого. Основатель Глушицкого монастыря; преставился в 1437 г. Празднование установлено Московским собором 1547 г. «Бе же видом святый: мал телом и сух излише плотию, главу имяше немалу, брови окружени, лицо долго, влущени скрании, тихи имея очи, браду имея до персий густу, власы светлорусы в полседины». Пролог. Есть служба. Преп. Агапита Печерского, врача безмездного. Киевлянин, постриженный при преп. Антонии, преставился около 1095 г. Чет. Минея от Патерика печерского. 2 Св. Никифора исповедника, патриарха Цареградского. Преемник св. Тарасия, родился в 758 году, рукоположен в патриарха 12 апр., в день св. Пасхи, 806 г.; управлял церковью 9 лет без одного месяца, заточен от Льва Армянииа 13 марта 815 г. Скончался 2 июня 829 года. Мощи его перенесены в Царьград в 846 г. »Бяше сей всем подобен Кириллу Александрийскому ». Чет. Минея. (Act. SS. mart. р. 294, 704. Fabr. VII. р. 603). Март. Р. 13 марта. Мес. В. В службе канон Феофана. Св. великомуч. Иоанна Сочавского, мученного в Белграде. ТрапезонтянИн.По делам торговым плывя в корабле одного неправославного Фряга, имел с ним состязание о вере. Когда пристали к берегу у Бела града, Фряг донес градоначальнику, что Иоанн желает переменить свою веру и присоединиться к солнцепоклонникам, к коим принадлежал градоправитель. Следствием сей клеветы были сперва увещания, потом истязания. Мученик скончался от меча иудеянина (1492). Спустя 70 с лишком лет после его кончины, Молдовлахийский воевода Иоалександр, при архиеп. Иосифе, перенес мощи мученика в Сочаву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Филарета) начинаются с το, т. е. смиренного и проч. Правда, это любимый акростих Романа, но он есть и с именем Космы 15 августа и еще с το начинаются акростихи позднейшим Романа, например, 42 мученикам 6 марта 1 847. Посему нельзя относить к Роману и все кондаки с акростихом το, как полагает преосв. Филарет (в Обзоре песноп. о пр. Ронане). Желающий иметь полное понятие о длинноте кондака с икосами может это видеть на кондаке и икосах священнического погребения с акростихом: Анастасия смиренного. Он есть и в славянском требнике.    Подобный ему по древности есть кондакарь типогр. устава XII в. Он ниже в приложении 9.    Ниже он сравнен с кондакарен типогр. устава XII в., в приложении 9.    Полно описана в Опис. слав. рукоп. синод. III, стр. 537.    Известны нам только один святцы XVI века по иерус. уставу в библиотеке Общества истории в Москве, начинающиеся с января.    Самая древнейшая псалтирь следованная печатная краковская 1491 г. нам неизвестна. Псалтирь цетинская 1495 года имеет синаксарь по иерусалимскому уставу без русских святых.    В 1898 году напечатана Следован. Псалтирь в Моск. синод. типографии без летописи.    Т. III, стр. 279.    Неверно в каталоге отнесен к XV веку, ибо в нем есть Иоанн сочавский, 1492 года.    Василий в житии пр. Феодосия 11 янв.    Неполный экземпляр его в Румянцевском музее. В нем в Верую: и в Духа святого Господа, а не истинного. Пусть посмотрят мнимые ревнители якобы древней веры. Отдел Д Четии минеи. I. Минеи греческие     Чтения в церковных собраниях о подвигах мучеников в дни памятей их относятся к древним временам христианства. Без сомнения, это делалось еще во втором веке, как мощно заключать по мученическим актам св. Игнатия Богоносца. В древнем житии муч. Евстратия и дружины его (13 дек. при Ликинии) время чтения жития святых показано на утрени по пении псалмов. Св. Маруфа, еп. месопотамский ( 416), читал акты персидских мучеников в церкви в великий пост. Правилом 50 карфагенского собора 418 года повелевается читать при богослужении мученические акты в те дни, в которые чтится церковию память их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Севастополь. Храм-часовня Иоанна Нового (Сочавского). Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Иоанна Нового Год постройки:2017. Адрес: г. Севастополь (Северная сторона), ул. Богданова, 15 Координаты: 44.63734, 33.54621 Проезд:от. ост. " Пл. Генерала Захарова " (причал " Северная " ), авт. 46, 48, 62 до ост. " Улица Чехова " Рынок " Богдановский " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крест на новый храм-часовню во имя Великомученика Иоанна Сочавского освятили и установили на Северной стороне. Его строительство началось в 2016 году. Устроить небольшую часовню решили вблизи рынка, по улице Богданова, 15. Теперь строительство нового храма-часовни полностью завершено. Храм  возведен из сруба по инициативе администрации рынка «Богдановский» г. Севастополя: раньше  подобные храмы возводились для того, чтоб в начале дня, помолясь, торгующие могли добросовестно приступать к своей работе. Последней деталью стал надкупольный крест. Прежде чем вознести его на вершину небольшой часовни, настоятели храмов Северной стороны отслужили молебен. Храм построен из сруба по инициативе администрации рынка (директор Цыганок Олег Анатольевич). Этим самым руководство обратилось к древней русской традиции: раньше храмы возводились на рынках для того, чтоб в начале дня, помолясь, торгующие могли добросовестно приступать к своей работе. В настоящее время здесь регулярно служится водосвятный молебен и совершается Божественная Литургия. Храм воздвигнут в честь и память великомученика Иоанна неслучайно: при жизни он был торговцем и почитается Церковью, как покровитель всех торгующих. Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным. Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником. Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

http://sobory.ru/article/?object=49527

Le «Martyrium» de Jean le Nouveau d " Akkerman et son auteur//Bbl. 1969. Vol. 3. P. 265-280; он же. Борец срещу «Слънцепоклонничеството»: («Мъчението» на Иван Нови Белградски (Акермански) и неговият автор)// Он же. Средновековни българи. София, 1989. С. 164-170; N sturel P. Une prétendue œuvre de Grégoire Tsamblak: «Le martyre de S. Jean le Nouveau»//Actes du 1e Congr. Intern. des Études balkaniques et Sud-Est européenes. Sofia, 1971. Vol. 7. P. 345-351; Ангелов Б. Ст. Григорий Цамблак - автор на служба в чест на Йоан Нови Сучавски//Лит. мисъл. 1972. 4; Кожухаров С. Търновската книжовна школа и развитието на химничната поезия в старата българска лит-ра//Търновска книжовна школа. София, 1974. [Кн. 1]. С. 277-309; B î rl deanul E., arhiereul. Racla cu moatele «Sfîntului Ioan Cel Nou» de la Suceava//BOR. 1972. N 11/12. P. 1393-1400; Особености поступка и стила у Цамблаковим службама светом Jobahy Новом и светом Стефану Дечанском//Зб. Матице Српске за славистику. Нови Сад, 1975. 9. С. 68-79; Бегунов Ю. К. «Мучение Иоанна Нового» в сборнике 1-й трети XV в. из собр. Н. П. Лихачева//ССл. 1977. 4. С. 48-56; Cartojan N. Istoria literaturii române vechi. Bucur., 1980. P. 215-217; Zach K. Aktualisierung des Johannes-Novi-Stoffes in der Moldauischen Kunst des 15. und 16. Jh.//XVI. Intern. Byzantinistenkongress: Akten. W., 1982. Tl. 2. Tlbd. 6. S. 68-80. (JÖB; 32); Гонис Д. Новогръцки преводи-варианти на «Мъчение на Йоан Нови Белградски» от Григорий Цамблак//Търновска книжовна школа. 1984. Кн. 3. С. 138-143; Петков Г. «Мъчение на свети Йоан Нови Белградски» от Григорий Цамблак в превод на румънски език от митр. Варлаам//Там же. С. 119-126; Данчев Г. Близост и различия между българската и гръцката версия за мучение и смъртта на Йоан Трапезундски//ГСУ, ЦСВП. 1990. Т. 1. С. 273-282; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 227-231; Бакалова Е. Цамблаковато «Мъчение на свети Йоан Нови» в румънската монументална живопис от XVI-XVII век//Старобългаристика. 1991. Кн. 15. 4. С. 56-77; СтБЛ. С. 491-492; Kuczy ska M.

http://pravenc.ru/text/471404.html

История почитания И. Н. в Московской Руси и на территории буд. Украины и Белоруссии принципиально отличаются друг от друга. Начало и конкретные обстоятельства этого процесса в первом случае никак не засвидетельствованы. Нельзя согласиться с мнением Ф. Г. Спасского, предложившего связывать распространение культа И. Н. в восточнослав. землях с деятельностью Григория Цамблака в качестве митр. Киевского ( Спасский. 2008. С. 37-38). Известные на сегодняшний день факты наглядно свидетельствуют, что пространные южнослав. Жития (к каковым можно отнести и Житие И. Н.) получают на Руси известность не ранее кон. XV в. ( Турилов А. А. К вопросу о периодизации русско-южнослав. лит. связей XV-XVI вв.//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 68-74; Он же. 2001. С. 252-254). Аргументом против данной версии служит то обстоятельство, что в западнорус. землях, где было заметно влияние Цамблака, почитание И. Н. в XV в. не прослеживается. Более вероятно предположение, что почитание И. Н. (и соответствующие тексты) получило распространение в Московской Руси, минуя Западнорусскую митрополию, в посл. четв. XV в., когда между Молдавским княжеством и Великим княжеством Московским был заключен военно-политический союз, скрепленный в 1483 г. браком наследника престола Иоанна Иоанновича Молодого и дочери господаря Стефана Великого Елены. Старший известный рус. список службы И. Н., включающей также оба Жития (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 169. Минея служебная на июнь), вероятно новгородского происхождения ( Турилов. 2001. С. 251-252; ср.: Темчин. 1997. S. 163-169, 171) и датируется 20-ми гг. XVI в. ( Морозова Н. Кириллические рукописные книги, хранящиеся в Вильнюсе: Каталог. Вильнюс, 2008. С. 60). Во всяком случае в кон. 30-х гг. XVI в. Житие И. Н. и служба ему были настолько известны в Новгороде, что они составили лит. основу соответственно рус. Жития новомученика Георгия Нового Софийского, написанного по поручению архиепископа (впоследствии митрополита) Макария иером. Илией , и службы ему, созданной псковским свящ. Василием (в монашестве Варлаам ) ( Калиганов. 2000. С. 61-64, 406-415). Одновременно Житие И. Н. включается в состав ВМЧ и оттуда переходит во все позднейшие минейные собрания XVI-XVII вв.: Чудовские (ГИМ. Чуд. 315, 1600 г.), Тулуповские (РГБ. Троиц. 679, 1627-1632 гг.) и Милютинские (ГИМ. Син. 806, 1646-1654 гг.) Минеи-Четьи. Несколько сокращенный вариант Жития был включен в Пролог 1643 г. (и в позднейшие его издания - см.: Кенанов Д. Старобългарски текстове и южнославянски теми в печатния Пролог//Krakowsko-Wileskie studia slawistyczne. Kraków, 1997. T. 2. С. 261). Через посредство ВМЧ Житие вошло также в состав «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского, июньско-августовский том которой был издан в 1705 г. В XIX в. Житие было переведено на русский язык в составе «Книги житий святых».

http://pravenc.ru/text/471404.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010