Примеч. Исповедников Православия из лиц священного сана можно назвать священноисповедниками, напр. иже во святых отца нашего и исповедника Мартина, епископа Римского, скончавшегося в 655 году (14 апреля) в заточении в Херсоне за осуждение так называемого типоса (Τπος–образ), который император Констант II издал, чтобы прекратить споры о волях во Христе, запретив сим типосом говорить о них. А исповедников-иноков можно назвать преподобноисповедниками, напр. преподобного отца нашего и исповедника Феофана Сигрианского, так названного от обители на Сигрианской горе в Кизике, при Пропонтиде, умершего в ссылке за почитание св. икон около 818 года, 12 марта. Дни св. великомучеников и великомучениц Скончавшиеся за св. веру после великих страданий, сопровождавшихся великой, обращавшей неверующих ко Христу славою, с какою не все мученики и мученицы умирали за Христа, почтены названием великомучеников и великомучениц, и некоторые из них, кроме того, наименованы всехвальными (сентября 16, июля 11, мая 5). К лику св. великомучеников и великомучениц принадлежат лица простого и высокого звания, потому что название великий есть принадлежность более подвигов, нежели рода. Напр., царица Александра, пострадавшая в 303 году 23 апреля, наречена мученицею; а св. Иоанн Сочавский, трапезонтянин родом, купец по званию, пострадавший в Белграде 1704 в 1492 году, назван великомучеником (июня 2). Из дней богослужения в честь св. великомучеников и великомучениц Церковь более торжественно празднует следующие. День св. 40 великомучеников 9 (22) марта 40 великомучеников 1705 , быв воинами царя земного, были вместе истинными воинами Царя Небесного. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Ликинием, они претерпели тяжкие страдания и смерть за веру Христову около 320 года по P. X. в Севастии, городе Армении. Заключив их за св. веру в оковы и темницу, гонители предварительно и многократно убеждали их оставить христианство. После убеждений, когда они оставались непреклонны, их велели бить в уста камнем. Потом, в начале месяца марта, при северном пронзительном ветре, они нагие вогнаны были в озеро и тут провели целую ночь. «Терпя, – как говорит Церковь , – настоящая доблественно, утешаясь надеждою, друг ко другу глаголали святые мученики: “Мы не риз совлекаемся, но ветхого человека отлагаем. Люта зима, но сладок рай; болезнен лед, но сладко восприятие; не уклонимся, мало претерпим, да венцы победными украсимся, от Христа Бога и Спаса душ наших”». Утром страдальцы были извлечены из озера, и как они, несмотря на тяжкую стужу, остались невредимы и непреклонны, их подвергли новым жесточайшим истязаниям: повелено было сокрушить у них голени молотами. В сих ужасных страданиях св. мученики кончили жизнь свою. Св. тела их были сожжены, а кости брошены в озеро. Итак, «за Христа обнажены и камением биени были, воздушную претерпели зимность, водный лед и сокрушение удес, и огнем опальшеся, в речней сияли быстрине издалеча, якоже светила, мученицы четыредесять» 1706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  Небесные покровители издревле есть у многих сфер деятельности. Для пользователей  Интернета это святитель Феофан Затворник , для врачей – великомученик Пантелеимон , для торговцев – преподобный Иоанн Сочавский, для водителей и моряков – святитель Николай Мирликийский . И это не полный список. Из житий этих святых мы знаем, что они занимались этой или сходной деятельностью в земной жизни. Мы надеемся, что их молитвы о представителях «своих» профессий будут особенно искренними. Ведь они лучше понимают их чаяния и нужды.   Конкретные советы можно продолжать до бесконечности. Но если они будут плодом конструирования вымышленных ситуаций, они будут неточны.   Если каждый из вас станет описывать свою уникальную ситуацию, ответы на проблемы остальных сфер жизни священникам придется прекратить совсем. Поэтому давайте будем слушать свою совесть. Укреплять ее голос в нас участием в церковной жизни. И принимать окончательные решения в своей жизни, руководствуясь главным смыслом жизни человека. А смысл этот в служении Богу. На том месте, куда поставил нас Его Промысел.       Дорогие братья и сестры! Мы начинаем новую рубрику, условное название которой можно сформулировать «православные в миру». Главная задача рубрики – рассказать, как верующие люди живут в современном мире. Для многих наших читателей очень актуален вопрос: что делать вне храма? Как сочетать веру, православные традиции и современную жизнь? Как жить православным в миру? Где и как можно работать? Как сочетать работу и духовную жизнь? Может ли православный христианин «делать карьеру»? Если о том, как вести себя в храме, литература существует уже в достаточном количестве, то о том, как вести себя, например, на работе, какую работу выбрать, как относиться к карьере, прочитать практически негде. В нашей рубрике мы познакомим вас с ответами священников на вопросы о работе, рассказами о том, как относились к работе наши деды, и о том, как живут наши современники – врачи, педагоги, инженеры, математики – словом, люди самых разных специальностей.

http://pravmir.ru/rabota-na-sovest/

е. тропари покаянные и молитвы, положенные по стихословии кафизм, особые для каждой из 20-ти (818–834 об.); 116) многомилостивое, цеваемое в праздники Господские и во дни нарочитых святых внегда устав указует, т. е. величания с избранными псалмами (835–856 об.); 117) соборник 12 месяцем (857– 917), т. е. месяцеслов с тропарями и кондаками; в нем делаютея ссылки на уставы Соловецкий и Кириллов. 118) Пасхалия зрячая и Лунное течение (917 об.–929 об.); 119) каноны: а) за единоумершаго и б) за умерших (930–939 об.). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не значатся следующие: сентября 30 – Михаил, первый митрополит Киевский; ноября 24 – Меркурий Смоленский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит: января 10 – Павел Комельский; января 28 – Феодосий Тотемский; января 31 – Никита епископ Новгородский; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; июня 5 – благоверный князь Феодор Ярославич; июля 10 – Антоний Печерский. В месяцеслове нашей рукописи отмечены следующие памяти русских святых, которыя не показаны в современном Церковном Уставе; сентября 5 – благоверный князь Глеб; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Вологодский; ноября 27 – Всеволод, князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин, января 28 – Ефрем Новоторжский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополигг; апреля 11 – Варсанофий епископ Тверской; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Димитрий царевич; июня 13 – Андроник «игумен Всемилостивого Спаса обители иже на Москве на реце Яузе»; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; авгуеста 4 – Петр митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материальное обеспечение Преемник основателя пустыни игум. Иаков жаловался царю Михаилу Феодоровичу на «скудость» обители. В 1632 г. царь передал З. п. в пользование местность, где она построена, и пустоши Березники и Смердичево. В ответ на обращение игум. Никона указом царя от 2 мая 1638 г. пустоши были утверждены за обителью особыми царскими грамотами. Кроме того, 30 насельникам пустыни было дано жалованье по 1 р. Мон-рю покровительствовали царевич Иоанн Михайлович (в 1638 прислал колокол весом 4 пуда) и его мать царица Евдокия Лукиановна (среди ее вкладов - шитая шелком с золотой и серебряной канителью хоругвь с изображением Успения Пресв. Богородицы и Воздвижения Креста Господня). При учреждении штатов в 1764 г. З. п., за которой в то время числилось 20 крестьянских дворов, была оставлена сверх штата и на своем содержании. К кон. XIX в. пустынь владела небольшим количеством близлежащей земли, а также Подмонастырской слободой (по дороге из Суздаля в Шую), пустошами Асенцова и Куземина близ с. Пантелеева (30 дес. земли), пустошью Круца (57 дес. 753 кв. саж.), огородной землей (765 кв. саж.) в Пуховом пер. в Суздале, мельницей на речке Сахтыш (при дер. Медведево), оз. Сахтыш. Значительную помощь З. п. оказывали купцы из Тейкова, Лежнева и Иваново-Вознесенска, в т. ч. В. С. Каретников и А. В. Кокушкин. Святыни и памятники церковных древностей К нач. XX в. среди чтимых святынь в Успенском соборе хранились икона вмч. Иоанна Нового Сочавского с житием («довольно ветха», XVII в.) и хоругвь XVII в., по преданию пожалованная в обитель царицей Евдокией. В Казанской ц. находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери (XVII в.), явившаяся основателю З. п. игум. Ионе. Икону украшали риза, «ишитая по золоту мелким жемчугом», серебряный позолоченный оклад ( Косаткин. 1906. С. 188-189). В ризнице, располагавшейся к нач. XX в. в бывш. Преображенском приделе Успенского собора, хранились: икона Спасителя в серебряном окладе на врезанном в кипарисовую дощечку камне; иконы Св. Троицы («итальянской живописи»), Спасителя и Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/199979.html

Филарета) начинаются с το , т. е. смиренного и проч. Правда, это любимый акростих Романа, но он есть и с именем Космы 15 августа и еще с το начинаются акростихи позднейшим Романа, например, 42 мученикам 6 марта 1 847. Посему нельзя относить к Роману и все кондаки с акростихом το , как полагает преосв. Филарет (в Обзоре песноп. о пр. Ронане). Желающий иметь полное понятие о длинноте кондака с икосами может это видеть на кондаке и икосах священнического погребения с акростихом: Анастасия смиренного. Он есть и в славянском требнике. 252 Подобный ему по древности есть кондакарь типогр. устава XII в. Он ниже в приложении 9. 253 Ниже он сравнен с кондакарен типогр. устава XII в., в приложении 9. 254 Полно описана в Опис. слав. рукоп. синод. III, стр. 537. 255 Известны нам только один святцы XVI века по иерус. уставу в библиотеке Общества истории в Москве, начинающиеся с января. 256 Самая древнейшая псалтирь следованная печатная краковская 1491 г. нам неизвестна. Псалтирь цетинская 1495 года имеет синаксарь по иерусалимскому уставу без русских святых. 257 В 1898 году напечатана Следован. Псалтирь в Моск. синод. типографии без летописи. 258 Т. III, стр. 279. 259 Неверно в каталоге отнесен к XV веку, ибо в нем есть Иоанн сочавский, 1492 года. 260 Василий в житии пр. Феодосия 11 янв. 261 Неполный экземпляр его в Румянцевском музее. В нем в Верую: и в Духа святого Господа, а не истинного. Пусть посмотрят мнимые ревнители якобы древней веры. 262 Церк. Истор. кн. IV, гл. 15, кн. V, гл. 4 и 15. 263 Salacta martyt. 1659. р. 258. 264 Письмо самое было выше в статье о мартирологах. 265 О коптском сборнике 918 года и других. См. Ang. Mai. Vemer. Scripm. nova Coll. Т. V. р. 154. 266 Об них хорошая статья в Zeitschrift fur die histor. Theolog. Theologie 1861. Heft. l. s. 100. 101. 267 Автор примечаний к Фабрицию несправедливо приписывал сии жития Тимофею Салофациолу (460—476); ибо Созомен писал не позднее 450 года, так как царствование Феодосия Младшего (450) в предпоследней главе истории называет настоящим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

Утром его стали снова уговаривать отречься от Христа. Святой вновь ответил твердым отказом, сказав: «Об израненной плоти моей я нимало не забочусь, о судия! Поскольку внешний наш человек тлеет, постольку обновляется внутренне, как говорит великий Апостол Господень (2 Кор. 4:16) Об одном имею я попечение: претерпеть до конца причиняемые мне от тебя муки, о укрепляющий меня Христе, Который сказал: «претерпевший же до конца спасется» (Мк 13:13). Если ты изобрел на меня еще какие-либо муки, причиняй их мне: ибо первые наложенные тобой на меня раны вменились мне в ничто». Святого Иоанна снова избили палками так, что все внутренности его обнажились и, привязав его к хвосту коня, протащили по улицам города, где жители бросали в него камнями и, в конце концов, кто-то, обнажив меч, отрубил мученику голову. Тело Святого до вечера лежало на улице и даже христиане опасались забрать его для погребения. Ночью жители города увидели над телом светящийся столп и горящие лампады и услышали пение Псалмов, совершаемые тремя светоносными Ангелами. Утром изумленный и напуганный градоначальник дал позволение захоронить тело мученика при христианской церкви, а капитан корабля, оклеветавший Святого Иоанна раскаялся и даже хотел похитить мощи, однако, ему это не удалось. Мученик явился во сне к священнику церкви и предупредил его об этом намерении. Некий иудей, видевший пение Псалмов, натянул тетиву лука, направив стрелу в сторону поющих, но тут же окаменел и до утра остался недвижим. Святые мощи оставались в алтаре церкви более пятидесяти лет. В 1402-ом году правитель Молдовлахии перенес их в свою столицу город Сочаву. Предположительно сейчас это — город Джурджу в Румынии. На Руси Святому Иоанну молятся об успешной торговле. Один из самых почитаемых образов Святого Иоанна находится в храме Архистратига Михаила на Девичьем поле. Празднование памяти великомученикам Иоанна Сочавского, Нового — 15 июня. Просить помощи Святого Иоанна Сочавского стоит только, если целью торговли является не нажива, а честный труд. Молитва Иоанну Сочавскому

http://pravmir.ru/ioann-sochavskij-novyj...

В иконоборческий период впервые появляется термин νεομρτυρες (новомученики), чтобы отличать мучеников первых веков от пострадавших во времена гонений на иконы ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Со 2-й пол. IV в. до сер. XV в. мученики были в Церкви редкостью. При императорах-иконоборцах приняли мученическую кончину лишь очень немногие христиане (наиболее известные: прпмч. Стефан Новый († 764, пам. 28 нояб.), сщмч. Евфимий , митр. Сардский († 831, пам. 26 дек.)), однако многие брали на себя подвиг исповедничества. Некоторые приняли мученическую смерть от мусульман, как, напр., мч. Илия Дамасский († 779 или 795), 20 монахов-савваитов († 796; см. Савваитские преподобномученики , 20), вмч. Иоанн Новый Сочавский († ок. 1330), мц. Парфена Эдесская († 1375), мч. Георгий Софийский Старший († 1437) и др. В XIII в. мн. монахи на Афоне и Кипре приняли мученическую кончину от латинян-католиков. При причислении их к лику святых Церковь руководствовалась теми же принципами, что и при прославлении древних мучеников. Св. равноапостольные Константин и Елена. Икона. 1718 г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ) Св. равноапостольные Константин и Елена. Икона. 1718 г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ) Хотя в ранний период нельзя говорить о К. в совр. смысле слова, повсеместное почитание мучеников, логически вытекавшее из публичности мученического подвига, воспринимавшегося как подражание крестной смерти Христа, стало основой и своего рода моделью почитания др. чинов святых. Поскольку из 12 апостолов 11 (за исключением ап. Иоанна Богослова), согласно преданию, скончались мученически, весьма рано должно было начаться почитание апостолов как мучеников. Имп. Константин I Великий построил в К-поле храм в честь 12 апостолов, к-рый впосл. стал служить усыпальницей для императоров и предстоятелей К-польской Церкви. Наряду с мучениками в III в., в период гонений на Церковь, особым почитанием стали пользоваться исповедники - христиане, к-рые, претерпев мучения, остались в отличие от мучеников в живых и умерли позже естественной смертью.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Великомученик Иоанн Новый, Сочавский: «Ныне Ему Одному поклоняюсь, Ему приношу жертву хвалы, Его признаю и исповедую Создателем всего, Его ожидаю как Судию живым и мертвым; Он придет воздать каждому по делам в то время, когда повелением Его померкнет это видимое солнце, поставленное на служение людям» с. 52] (2 июня). Церковь учит нас безусловно признавать проявление Божьей свободы не только в Сотворении мира, но в не меньшей степени и во Втором Страшном пришествии «со славою» в те времена и лета, яже Отец положи во своей власти ( Деян.1:7 ). Таким образом, Сотворение и Страшный Суд, отрицаемые эволюционистами, являются главными выражениями свободы, присущей Богу. Конечно, Бог свободен и во всех других Своих проявлениях – изгнании праотцев из Рая ( Быт.3:23–24 ), наказании грешников водами Потопа ( Быт.7:20–23 ), истреблении Содома и Гоморры ( Быт.19:24–25 ), наведении Египетских казней (Исх.,гл.7–12) и прочих – но точки Альфа и Омега свидетельствуют о свободе Триединого Бога наиболее убедительно и догматически значимо. Никто не смог бы помешать Всемогущему и Присносущему Богу произнести: Да будет свет ( Быт.1:3 )! Также точно нет в мире силы, способной отвратить гнев Божий в последний Судный день, когда состоится явление Господа Иисуса с небес, хотящего судити живым и мертвым в явлении Его и Царствии Его ( 2Тим.4:1 ). 24 Со архагглы воспоимъ хртово той бо избавитель и спсъ дшъ нашихъ, и въ слав страшнй и крпцй сил, паки грдетъ сдити созда (глас 2, 3-я стихира воскресна на Господи, воззвах). 2. О Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде С точки зрения эволюционистов, мир развивается по своим законам, и ничто не может помешать в будущем вселенной продолжать свое эволюционное развитие. «Прогресс неостановим. Никакого резкого изменения состояния земли и космоса, никакого внезапного конца времени, никакой отмены физических законов мироздания теория эволюция не предполагает. Любой процесс можно прогнозировать, рассчитывать и экстраполировать на неограниченный временной срок – будь то миллион или миллиард лет, а при желании и больше. Никакого Конца миру извне (от Бога Творца) теория эволюции допустить не может. Это было бы совершенно нелогичное и ненаучное предсказание».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

М. Строганова образ И. В. в произведениях, связанных с этим семейством, уже не встречается. В перечисленных памятниках И. В. представлен в доспехах, в плаще, иногда с оружием (на фреске Благовещенского собора в Сольвычегодске и на иконе из собрания Н. П. Лихачёва - с мечом, на иконе Богоматери на престоле с избранными святыми - с копьем), что способствовало его восприятию как воина Христова и защитника правосл. христиан. Однако в произведениях строгановского заказа встречается и иконография И. В.- мученика, одетого в хитон и плащ (складень «Богоматерь Владимирская, праздники и святые», вложенный Н. Г. Строгановым в ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка, 1603, ПГХГ). Скорее всего И. В., а не вмч. Никита, вместе с прп. Максимом Исповедником представлен припадающим к ногам Вседержителя на троне на 2-створчатом складне раннего XVII в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). Судя по форме бороды и по прическе, И. В. изображен на небольшой иконе кон. XVI в. (ЦМиАР; надпись не сохр., В. М. Сорокатым атрибутирован как вмч. Никита: Иконы Москвы XIV-XVI вв./Ред.-сост.: Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2007. Кат. 99. (Кат. собр. ЦМиАР; Вып. 2)). Икона, на к-рой в молении Спасителю представлен мученик - средовек, одетый в 2 хитона разной длины и плащ, могла быть создана по заказу М. Я. Строганова вскоре после рождения сына Ивана. К этим произведениям, связанным со столичной традицией, примыкает и полуфигура И. В., помещенная на крыльце ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (роспись 1640, поновлена в 80-х гг. XIX в. с сохранением прежней иконографии). Ее размер и скромное место свидетельствуют о том, что почитание И. В. еще широко не распространилось. Вместе с тем следует особо отметить расположение образа И. В. у входа в храм, его соседство со сценами явления арх. Михаила Иисусу Навину и взятия Иерихона, а также с фигурами св. целителей и мучеников (напр., Лонгина Сотника); напротив находится поясная фигура мч. Иоанна Нового Сочавского, имеющего сходную внешность и почитавшегося членами царского дома (в честь его был назван один из сыновей царя Михаила Феодоровича). Т. о., включение образа И. В. в роспись крыльца Никольской ц. может восприниматься как признак растущего интереса к святому.

http://pravenc.ru/text/471095.html

В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые:; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – князь Феодор Смоленский и Ярославокий и чада его: Давид и Константинъ; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодоръ; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий, архиепископ Новгородский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; в рукописи под 11-м ноября замечено: «святых новоявленных мученик Бориса и Глеба от некоего благоверного Феодора Когчина»: ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 23 – «преподобный отец великий князь Александр Невский»; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор епископ Ростовский; декабря 21, июля 1 и 17 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел «Коломенский» (Комельский); января 11, февраля 8 и мая 3 – Феодосий Печерский ; января 11 – Михаил Клопский; января 12– «преподобного Ильи нового чудотворца; положено бысть святое тело его честное в Богоспасаемом граде Москве у чуда вели архистратига Михаила среди града»; января 14 и февраля 16 – Савва Сербский ; января 17 и мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский и Антоний Римлянин; января 28 – «преподобного отца Исапа кисаянина епископа бывшаго вели града Киева»; февраля 6 – Иаков епископ Ростовский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл философ; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Савватий и Зосима Соловецкие; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 12 – «священие церкви святыя Богородица юже созда благоверный князь Василей с блаженою княгынею Еленою в лето 6490» (?); мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 23 – Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий и Амфилохий Глушицкие; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – «сретение иконы с Москвы на Вологде Дмитрея чудотворца»; июня 9 – Кирилл Белозерских; июня 13 – Андроник ученик Сергия; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11– Ольга княгиня; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 2 – Василий блаженный; августа 16 – Яким Порский (Иоаким Сарандопорский, болгарский святой); августа 17 – положение во гроб благоверного князя Константина Улемци; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010