Этот объявил себя королем Сиона, то есть Мюнстера, ввел равенство сословий и состояний, общение имущества, многоженства и тому подобное, предоставив, однако, себе деспотическую власть над жизнью и имуществом своих подданных. Дикое изуверство и антиномистическая распущенность нравов были неизбежным последствием этих новых порядков жизни. В 1535 году изуверное царство анабаптистов в Мюнстере окончило свое существование – мюнстерский епископ взял, наконец, город, и Иоанн Лейденский со многими из своих последователей был казнен. Вслед за тем в Германии снова началось преследование анабаптистов; гонимые и преследуемые всюду, они рассеялись по всей Европе. После мюнстерского погрома секта анабаптистов стала склоняться к падению. Но ее возродил к новой жизни некто Симон Меннон, католический священник из Голландии, вступивший в 1536 году в ряды анабаптистов. Он совершенно преобразовал секту: ввел в жизнь ее строгонравственные правила, установил строгую церковную дисциплину, вероучению придал определенность и так далее. Благодаря его неутомимой двадцатипятилетней деятельности, рассеянные анабаптисты организовались в упорядоченные общины и из буйных и безнравственных фанатиков-разрушителей сделались людьми мирными, трудолюбивыми и нравственными. От прежнего анабаптизма у них осталось только отрицание крещения детей и мечтательное представление о своей секте как обществе святых; отрицание же существующих порядков и разрушительные стремления после преобразования секты у анабаптистов стали проявляться совершенно в ином виде – обязательным удалением от всякой службы, военной и гражданской, от судебных процессов и вообще жизнью, замкнутой и сосредоточенной в своем обществе. Что касается вероучения преобразованных анабаптистов, то Меннон приблизил его к реформатскому, придав только большое значение обрядности. С преобразованием секты анабаптисты приняли и другое название – от имени своего реформатора они стали называться меннонитами. Меннониты сосредоточивались и сосредоточиваются до настоящего времени главным образом в Голландии, где еще в 1851 году им предоставлена была свобода богослужения. Меннонитские общины есть и в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1534-1535 гг. в сев. провинциях прошла волна организованных выступлений анабаптистов. Самые решительные и фанатично настроенные участники движения устремились в Вестфалию, чтобы поддержать анабаптистскую Мюнстерскую коммуну (1534-1535), в организации которой важную роль сыграли нидерландские анабаптисты Иоанн Матисен и Иоанн Лейденский , объявивший Мюнстер Новым Иерусалимом, а себя - царем Давидом (1534). В этой общине имущество было обобществлено и установлена полигамия, любое сопротивление жестко подавлялось, отказавшиеся принять 2-е крещение были выдворены из города. Весной 1535 г. в Северных Н. анабаптисты готовились организованно двинуться на освобождение Мюнстера, осажденного войсками мюнстерского князя-епископа Франца фон Вальдека, но местные власти предотвратили этот поход и подавили выступления анабаптистов. Сотни из них были казнены, тысячи - изгнаны из страны. В том же году анабаптист. коммуна в Мюнстере была ликвидирована. К 40-м гг. XVI в. выступления анабаптистов прекратились, их учение постепенно эволюционировало в непротивленческое течение - баптизм. Умеренное крыло анабаптистов возглавил бывш. сельский католич. свящ. Менно Симонс , странствовавший по территории Н. и Свящ. Римской империи и призывавший своих последователей (меннонитов) к непротивлению и отказу от применения оружия. Ярким эпизодом социально-политической борьбы в Н. было Гентское восстание 1539-1540 гг., поводом для к-рого стала весть о новом сборе налогов на очередную военную кампанию Габсбургов. В февр. 1540 г. имперские войска во главе с Карлом V вошли в город и подавили восстание. Его руководители были жестоко наказаны, Гент обложен огромной контрибуцией, самоуправление ликвидировано. В 40-х гг. XVI в. на пограничных с Францией нидерланд. территориях стал распространяться кальвинизм. В 1544 г. во Фландрию прибыл П. Брюлли, сподвижник Ж. Кальвина , и начал проповедовать кальвинизм и создавать тайные общины в Турне, Валансьене, Лилле, Дуэ и Аррасе. В окт. 1544 г. он был арестован и в февр. 1545 г. казнен. Несмотря на преследования, число приверженцев нового религ. направления быстро росло. Если лютеранство как более умеренное течение получило распространение гл. обр. среди оппозиционно настроенного дворянства и городского патрициата, то кальвинизм нашел сторонников среди широкой массы горожан. Правительство принимало суровые меры по отношению к кальвинистам, но это не остановило распространение их вероучения. Многотысячные собрания кальвинистов, как правило, охраняли вооруженные люди, к-рые препятствовали разгону собравшихся. Схваченных властями и осужденных на сожжение кальвинист. лидеров их сторонники нередко освобождали с применением силы. В 50-х гг. XVI в. первые кальвинист. проповедники достигли сев. провинций. Кроме лютеран., анабаптист. и кальвинист. общин в Н. возникли различные менее многочисленные протестант. группы, такие как «Дом любви» - тайная секта, основанная Х. Никласом (ок. 1501-1580).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В мае этого года мы встречаем его еще раз в Нойоне, куда он прибыл с тем, чтобы отказаться от церковной пребенды. Затем он посетил двор принцессы Маргариты, сделавшейся теперь королевою Наваррскою и жившей в своей резиденции в Нераке, в Беарне. Здесь он увиделся с принятыми под покровительство королевы последователями протестантского движения во Франции, каковы Арно Руссель и доживавший годы старости Лефевр, который, по свидетельству Безы, будто бы предсказал Кальвину будущее его величие 47 . В короткое пребывание в Орлеане Кальвин издал первое богословское свое рассуждение, вышедшее в 1534 году под заглавием: Psychopannychia 48 . Осенью того же года Кальвин еще раз отправился в Париж, может быть и для того, чтобы продолжать прежнюю свою деятельность среди протестантов. Но то было время неблагоприятное для них во Франции. 14 октября 1534 года король Франциск I, выходя из своей спальной комнаты, увидел на двери ее плакард против католического богослужения, подобный тем, которые уже не раз вывешивались протестантами на улицах. Пользуясь настоящим случаем, католики не замедлили представить королю, что новое учение, распространяемое во Франции, ненадолго пред тем создало республику в Мюнстере, откуда изгнан владетельный епископ и вместо него поставлен был правителем портной, известный Иоанн Лейденский. Немедленно были приняты правительством строгие меры против нововеров. Они массами привлекались в суды; преследование коснулось и ближайших друзей Кальвина. Из числа их Лафорж (La Forge) 49 , заключенный в тюрьму, ждал себе казни. Кальвин, видя, что при таких обстоятельствах было бы опасно пребывание во Франции, решился оставить свое отечество, чтобы, по собственному его выражению, в каком-нибудь неизвестном уголке 50 , среди ненарушимой тишины, продолжать ученые занятия и тем служить делу реформации. В конце 1534 года он с Людовиком Тилле перешел границу своего отечества. Базель, где во главе университета не задолго пред тем стоял Эразм, город наполненный гуманистами, славившийся типографиями, печатавшими сочинениями реформаторов, город, где получил образование Цвингли и куда бежал в 1633 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Вместо всякого ответа, Иоанн повёл её на площадь и сам отрубил ей голову, в присутствии многочисленного народа и остальных цариц, которые пели при этом: „Слава в вышних Богу» 21 . Последние следы социального порядка совершенно исчезли в Мюнстере. Коммунизм достиг своего крайнего развития: анархия, насилия и смешение полов царили во всей своей силе. Но сатурналии продолжались недолго. Благодаря помощи, оказанной немецкими королями, Франциск Вальденский составил сильную армию и осадил Мюнстер. У осаждённых скоро начал ощущаться недостаток в съестных припасах, а вместе с этим стала развиваться смертность. Напрасно царь Сиона посылал грамоты к народу, главным образом в Голландию, призывая его оказать помощь осаждённым: помощи ни откуда не было. В ночь на 25 июня 1635 года войска Франциска овладели городом. Произошла страшная резня. Иоанн Лейденский, подвергнутый предварительно жестокой пытке, сообразно с криминальными законами того времени, был обезглавлен на месте, где он впервые взошёл на царский трон. Труп его, положенный в железный гроб, был поставлен на соборной колокольне Мюнстера. Останки его показывали до конца прошлого столетия. В Америку баптисты переселились в 1639 г. под предводительством Вильяма Регера (Roger Williams). Они избрали первоначально местом для своей деятельности штат Массачусетс, но вскоре отсюда были изгнаны и переселились в шт. Индиану. Вообще до войны за освобождение баптисты не имели особенного успеха в распространении своего учения в северной Америке. Но эта первоначальная неудача с изобилием была вознаграждена после войны за освобождение: получив право свободного распространения своего вероучения, проповедники баптистов рассыпались с проповедью в разных направлениях западного континента и везде имели блестящий успех, так что в настоящее время последователи баптизма после методистов составляют в Америке самое многочисленное религиозное общество. Но вскоре среди баптистов возникли религиозные разномыслия, послужившие причиной разделения их на множество отдельных толков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Город подвергся осаде войск изгнанного епископа Мюнстера. После смерти Матиса оборону возглавил Иоанн Лейденский, к-рый был провозглашен царем. Деньги упразднили, в городе производился только натуральный обмен. Драгоценные металлы население было обязано сдать на общественные нужды. Ссылаясь на тексты ВЗ, руководители анабаптистов ввели многоженство. Этот опыт, однако, привел к такой разнузданности, что Иоанну Лейденскому пришлось смириться с его отменой. Царь Мюнстера правил жестоко, установив по сути теократический режим. Иконы и церковные украшения изымались, из книг рекомендовалось оставить одну Библию. Отказавшихся перекреститься изгоняли из города, а их имущество конфисковывали. Несмотря на попытку единоверцев оказать Мюнстеру помощь, он был окружен, к войскам епископа присоединились также отряды императора, и в июне 1535 г. город был взят. Руководителей мюнстерских анабаптистов жестоко пытали, а затем казнили, в Мюнстере был восстановлен католицизм. С 1526 г. по решению рейхстага имперские чины получили разрешение до всеобщего синода вести себя в религ. вопросах так, «как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством». Т. о. снималась необходимость выполнения Вормсского эдикта 1521 г., предписавшего жесткие меры против «лютеранской ереси». Князья, разделявшие взгляды Лютера, использовали эту ситуацию для укрепления позиций «евангелизма». Широкое развитие в их землях получили переустройство школ и церковные визитации. По программе, разработанной Лютером и его ближайшим соратником Меланхтоном, а также др. поборниками умеренной Реформации, осуществлялась проверка деятельности учителей, университетских преподавателей и клира. Их обязывали действовать в духе санкционированной княжеской властью лютеровской Реформации. Первые церковные визитации были проведены в 1526 г. в Саксонии комиссиями из теологов и юристов. В это же время начался процесс секуляризации церковного имущества, часть к-рого перешла в собственность дворян и горожан, часть по распоряжению властей была направлена на содержание лютеран.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Нашёлся скептик, который выразил сомнение в правильности того, что происходит в городе. Пророк Матис без суда велел отрубить ему голову. Раздались крики протеста и толпа стала собираться вокруг Матиса. Тогда выступил Иоганн Бакельзон и заявил, что смерть его есть воля Отца Небесного. Тогда же он провозгласил себя пророком, непосредственным глашатаем воли Божества. Одновременно с сим Матис в порыве экзальтации внушил себе, что ему нужно совершить подвиг Гедеона и самому с небольшими количеством воинов разбить осаждающих врагов. Во время вылазки его убили. Хозяином положения остался Иоганн Бакельзон. Он говорил, что наступили апостольские времена, что Мюнстер есть тот «Новый Иерусалим», о котором говорится в Апокалипсисе (гл. XXI), и что все города пристраиваются к нему. По «пророческими откровениям» Иоганна вместо городского совета были избраны для управления городом 12 старейшин, по примеру древнего Израиля. Затем было введено многожёнство. Каутский полагает, что это явилось необходимыми следствием того, что в городе женщины в 3 раза по числу превышали мужчин, вследствие изгнания части последних. В многожёнстве он видит мудрую административную меру Иоганна Лейденского. Быть может это было и административной мерой, однако, не без животного оттенка, но возможно предположить, что он для полноты стиля ввёл этот ветхозаветный обычай. Через некоторое время объявился ещё один пророк, который говорил, что «Новый Иерусалим» и «Новый Сион» не могут оставаться без короля, а потому Бог повелел Иоганну Лейденскому сделаться королём, на что последний и ответили исполнением воли Божества... Далее история «Нового Иерусалима», по выражению профессора Булгакова, приняла «опереточный характер». «Король» сделал себе две золотые короны, завёл огромную свиту с необычайными костюмами и стал устраивать торжественные представления и процессии по городу. На площади у него стоял трон, на котором он судил преступников. Виновным он самолично отсекал головы. Однако, положение осаждённых начало ухудшаться. И в то время, как Иоганн Бакельзон задавал роскошные пиры, народ начал голодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Но тот же Мартин Лютер не принял Эразмову идею свободы воли 118 , его учение о разуме, возвышающем человека до Бога, а также гуманистический принцип самопознания. Убежденный сторонник Божественного детерминизма, Лютер сравнивал человеческую волю с вьючным животным, которое может оседлать как Бог, так и дьявол , но которое само не может выбирать ездока. Христианство, изложенное Эразмом, вызвало у Лютера такую степень негодования, что в ходе полемики он называл своего оппонента безбожником, скептиком и хитрейшим обманщиком. Он упрекал его в ораторских изысках, игре слов, недосказанности и двусмысленности, считая, что верность христианскому учению требует убежденности и однозначности суждений. Лютер считал гуманистов полупелагианами и предателями Августина, неодобрительно отзывался об их увлечении античной мудростью (философов античности он с пренебрежительным оттенком называл академиками, а их воззрения сатанинской заразой). Для него главным источником веры и знания являлась Библия, в которой, по его замечанию, «сказано обо всем» с. 186188, 192, 195]. Протестантское учение о предопределении нарушало защищаемый гуманистами принцип индивидуализма как права па самостоятельный выбор жизненного пути, а учение о светском призвании противостояло другой пропагандируемой гуманистами ценности, возможности творческого, профессионального развития. Протестантские идеологи были склонны считать, что человек способен раскрыть лишь те задатки, которые заложены в нем Богом. В XVIII в. характерной чертой теологии протестантизма станет идейная борьба с рационализмом, основой философии Нового времени. Первыми мощными очагами реформационного движения стали Германия (Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер, Иоанн Лейденский, Мартин Хемниц, Мартин Буцер), Швейцария (Ульрих Цвингли, Генрих Буллингер, Жан Кальвин, Гийом Фарель,Теодор Беза), Англия (Томас Кранмер, Генрих VIII, Эдуард VI, Елизавета I), Шотландия (Джон Нокс). Глава II. Раннепротестантское богословие XVI века Первый этап в развитии протестантского догматического и нравственного богословия, называемый в литературе этапом ортодоксальной теологии, хронологически охватывает XVI и первую половину XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Носителями этого духа были и катары (XI в.), и братья свободного духа, и апостольские братья (XII в.), и табориты (XV в.) и т.п. Они также внесли свою скромную лепту в Реформацию. Одной из первых протестантских сект, возникших на волне Реформации, были анабаптисты («перекрещенцы»). Движение анабаптистов началось в Германии, а затем в XVI веке распространилось на Швейцарию, Австрию, Чехию, Данию и Голландию. В XVII веке оно перекинулось в Англию. Наиболее видными фигурами анабаптизма были «апостолы» Клаус Штрох, Томас Мюнцер, Иоганн Бекельзон (Иоанн Лейденский). Движение анабаптистов носило ярко выраженный антиклерикальный характер, выдвигало лозунги тотального обобществления имущества и даже жен. Кровавый эксперимент по созданию «социалистического строя» был проведен Иоганом Бекельзоном в германском городе Мюльгаузене в 15341535 годах. Мы не ставим своей задачей дать критический анализ теологической и социалистической доктрины анабаптистов и рассказать об их «социалистических экспериментах». Все это читатель может найти в интересной книге И.Р. Шафаревича «Социализм как явление мировой истории». Мы вспоминаем в данном случае о «протестантском социализме» лишь для того, чтобы показать, насколько М. Вебер упрощал и искажал социальную доктрину протестантизма. Кстати, анабаптисты не были единственным течением в рамках протестантизма, которое выдвигало социалистические идеи. Тот же Шафаревич отмечает, что к идеям социализма в Англии были близки также наиболее радикальные пуритане, секты мормонов, «рентеров», «диггеров», «левеллеров» и др. Некоторые из них позднее переродились в чисто социально-политические движения, утратив свою религиозную природу. 5. Западная философия как источник «духа капитализма» Если в отношениях с народом последовательные борцы за капитализм делали ставку все-таки на религиозное чувство, то, обращаясь к «верхам», они апеллировали к разуму. Для этого главные носители «духа капитализма» стали активно прибегать к помощи совершенно нового типа проповедников – «профессиональных» философов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пишут, что, мол, пострадали протестанты на кострах инквизиции. Да, это было, но не надо забывать и того, что реформация превратилась в революцию в полном смысле этого слова. Возникло так называемое анабаптистское движение. Анабаптисты (перекрещенцы) перекрещивали всех, отвергая католическое крещение, а тех, кто был не согласен, – казнили. А, например, Иоанн Лейденский объявил себя царем Давидом, завел себе гарем, а всем, кто не перекрещивался, рубил головы самолично – под предлогом очищения земли от грешников. Фома Мюнцер говорил, что всякие богословские науки непотребны, необходимы лишь личные чувства и откровения. Именно первичное откровение и личное озарение понимания текстов Библии, по его мнению, является спасительным. В Европе запылали костры и начались казни. Нет, не католики казнили анабаптистов и не костры инквизиции запылали – это реформаторы грабили, насиловали, убивали. 30 лет продолжалась эта война. Сотни тысяч убитых людей – именно протестантами, последователи которых сегодня провозглашают доктрину пацифизма. Слово «анабаптист» тогда в Европе было аналогично слову «террорист». В конце концов католики прибегли к войскам, и анабаптисты бежали в Америку. Там возникли другие секты. В Америке они действовали так же, как в Европе. Для них это была новая земля, данная им, как они считали, Богом, и те, кто был не согласен с их убеждениями, подлежали уничтожению, что и произошло с коренным населением этого континента – индейцами. Одних уничтожили, других споили, третьих загнали в резервацию. В учении Кальвина одним из важнейших положений было утверждение о существовании предопределения: спасутся только те, кого Господь предопределил спастись, согласно Посланию к римлянам; а кому предопределил погибнуть, те погибнут, что бы они ни делали для своего спасения. Это пассивное богословие приводит к пассивному самодовольству. Действительно, если спасение предопределил Господь, то зачем вообще куда-то идти и что-то проповедовать? И на каком-то этапе развития у кальвинистов не было миссионерства.

http://pravoslavie.ru/100192.html

Ты, народ, который слушаешь меня, будь верен твоему вождю, повинуйся его законам, уважай в лице его власть Бога, если ты желаешь пользоваться прочным счастьем... И ты, царь, приняв скипетр, украси себя чувствами, достойными твоего нового величия. Вера и справедливость пусть будут двигателями твоего царствования» 20 . Конечно, нельзя было высказать мнение, более несообразное с основными принципами баптизма. Избрать царя для сектантов, которые при всяком удобном случае повторяли, что всякая власть есть посягательство на права божеские и человеческие, – это значило осудить баптизм в его основных началах и оправдать насильственные действия немецких королей относительно баптистов. Но о такой непоследовательности никто не думал. Тускозюре знал, что на непоследовательность и противоречия толпа обращает мало внимания, когда они направляются к возвеличению её идолов. Действительно, он не обманулся в своих суждениях: неистовые крики толпы покрыли его голос, и Иоанн Лейденский, покорно подчинившийся воле Неба, торжественно был возведён на высокий трон, который был поставлен на средине площади. С короной на голове, со скипетром в руке, он принимал царские почести от своих подданных. Так совершилось восстановление царства Сиона. Действия царя восстановленного царства Сиона начались с того, что приказано было всё движимое имущество снести в царский дворец, и экс – портной пользовался ими всецело. Его облачение и одежда его семнадцати цариц блистали золотом и драгоценными каменьями. Дворец был обставлен с неслыханною роскошью, и царь Сиона показывался не иначе, как в сопровождении почётных лиц, пажей и стражи, роскошь которых напоминала деспотические монархии Востока. Гордость и тирания с этого момента не знали пределов. Самый незначительный протест, самый ничтожный признак сопротивления были наказываемы смертью , и царь Сиона находил удовольствие в том, что время от времени сам рубил головы виновным. Так он поступил с одной из своих цариц. Эта несчастная, при виде тех многочисленных кровавых драм, которые теперь часто разыгрывались на плошали Мюнстера, решила оставить царский двор и уйти из города; она принесла царю все его дорогие подарки и просила отпустить её.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010