Эти и подобные им призывы увлекали народ и произвели ту религиозно-политическую революцию, которая известна в истории под именем «крестьянской войны» в Германии, в которой принял активное участие Ф. Мюнцер. Последний со своими последователями, совершал насильственную и кровавую расправу со светской и духовной властями, истреблял огнем и мечом «нечестивых», т. е. всех несогласных с его учением, и этим, как он сам заявлял, подготавливал путь к окончательному торжеству «святых» на земле. 15 мая 1525 г. под Франкенгауфеном Мюнцер был взят в плен и 30 мая казнен. В 1533 г. последователи Мюнцера, возглавляемые кровожадным и беспредельно властолюбивым его преемником – Иоанном Лейденским (Иоанном Бокгольдом), предприняли в Вестфальском городе Мюнстере новое истребление «нечестивых», не щадя ни больных, ни детей, ни стариков, жгли книги и картины, громили церкви... Иоанн Лейденский, объявив себя царем Сиона – пророком, приказал все движимые имущества снести в царский дворец. Его облачение и одежда его семнадцати цариц блистали золотом и драгоценными камнями. Дворец был обставлен с неслыханной роскошью, и «царь Сиона» показывался не иначе, как в сопровождении почетных лиц, пажей и стражей, роскошь которых напоминала деспотические монархии Востока. Гордость и тирания с этого момента не знали пределов. Самый незначительный протест, самый ничтожный признак сопротивления были наказываемы смертью , и «царь Сиона» находил удовольствие в том, что время от времени сам рубил головы виновным. Последние следы социального порядка совершенно исчезали в Мюнстере. Вандализм достиг своего крайнего развития. Анархия, насилия и смешение полов царили во всей своей силе. Но сатурналии (дикий разгул) продолжались недолго. В ночь на 25 июня 1535 г. город был взят войсками Франциска. После страшной резни, происшедшей в городе, Иоанн Лейденский был обезглавлен. Из краткого обозрения учения и деятельности Шторка, Мюнцера, Иоанна Лейденского и пр. предшественников, предтечей баптизма, видно что их пропаганда носила не столько религиозный характер, сколько социальный. Это движение было направлено не только против Церкви, но и вообще против основных устоев и положений всякой религии. Это движение анабаптистов ведет свое начало от отца несогласия, обмана и коварной лжи, ибо это движение не имело ничего общего со Христом и проповедью Евангелия. Библия была только завесой, за которую они прятались, боясь вначале открыто вступить в борьбу с гражданскими властями и с существовавшими порядками. Выступая с требованиями неограниченной свободы для человека, проповедники секты провозглашали абсолютное равенство и равноправие всех людей как в отношении гражданского и общественного положения, так и в отношении священства. «Они не мирились ни с какими формами общественного неравенства и зависимости человека от человека, как противными Божественному Откровению. Религиозная санкция здесь не только оправдывала, но и усиливала такого рода стремления...» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Будучи в Страсбурге, Губмайер возглавил оппозицию против главы местной протестантской церкви Буккера и организовал местную общину анабаптистов, одним из лидеров которой был воинствующий хилиаст Мельхиор Хофман. Бывший последователь Лютера, Мельхиор Хофман затем переходит на эсхатологические позиции, много путешествует. В Стокгольме он издает сочинение, в котором заявил, что конец света наступит в 1533 году. (Интересное совпадение: за бунтарские идеи городские власти отправляют Хофмана в тюрьму именно в 1533 г.). В те годы в Западной Европе образовалась настоящая цепочка «пророков» – хилиастов, призывавших простой люд к установлению Царства Божьего здесь и сейчас. Мельхиор Хофман крестил Яна Матиса, мало кому известного пекаря. Я. Матис заменяет арестованного Хофмана и возглавляет местную анабаптистскую общину в Страсбурге. Его эмоциональные проповеди глубоко взволновали местную паству. Себя Матис объявляет пророком Енохом, провозглашает скорое падение всех европейских тиранов и наступление Божьего царства на земле. Вскоре ему стало тесно в маленьком Страсбурге. Он разослал по всей стране двенадцать преданных ему «апостолов», которым поручил нести весть о грядущем апокалипсисе своим соотечественникам. В 30-е годы особо напряженная социальная ситуация сложилась в Мюнстере, где наступил острый конфликт между низшими классами города и местной церковной и княжеской властью. Взамен недавно еще популярного лютеранского учения городская паства увлеклась революционной идеологией. Сперва отвергли крещение младенцев. Поэтому когда в Мюнстер из Страсбурга прибыли два «апостола», а затем и сам Ян Матис, то они нашли весьма теплый прием среди городских низов, изнемогавших от эксплуатации городских богачей и потому готовых к любым формам насилия. Ян Матис становится сперва идеологом, а затем и руководителем восстания в городе, в котором в феврале 1534 г. была создана коммуна, которая жестоко расправилась с городскими богачами и церковниками. После гибели в 1535 г. Матиса во главе города-коммуны оказывается Иоанн Бокельзон (Лейденский). Он объявил Мюнстер «горой Сион», где восстановлено царство Давида во главе с ним самим. В городе воцаряется жестокая политика, воплощавшая на практике евангельские представления о «тысячелетнем царстве»: конфискация и раздача крестьянам дворянских и монастырских земель, отмена всех сословных и имущественных привилегий, отмена денег и собственности, общие коллективные и бесплатные трапезы и т.д. В 1535 г. город был осажден войсками католиков и целый год выдерживал эту осаду. Затем он был взят, и началась массовая резня, казни. Иоаганн Лейденский и другие руководители были убиты, а тела их в большой клетке подвешены на башне Мюнстерского собора, где оставались долгое время для устрашения жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Эти предвестники Реформации указывали на необходимость прямого контакта мысли со Священным Писанием и на необходимость освобождения человеческой мысли от папской власти (забывая, что главное для верующего — смирение и послушание, а все устрояет Промысл). Но так или иначе, именно они проложили путь глобальной реформе М. Лютера. В 1517 году Лютер прибивает к воротам Виттенбергского храма хартию из 95 пунктов, противоречащих доктринам Церкви. Впоследствии становится харизматическим (в смысле лидера) вождем Протестантизма, полностью противопоставив свое вероучение вероучению Католической Церкви. Удержать в единстве протестантский мир Лютер не сумел. Возникло движение, известное в мировой истории как анабаптизм. Первым его учителем и распространителем был Н. Шторк, соратник Лютера, когда в 1518 г. развил учение о том, что следует допускать до крещения только взрослых людей по их личной вере в Бога, а детей крестить не следует. Далее Шторк утверждает учение о так называемой " святости невежества " , где негативно высказывался о постановлениях Соборов, утверждая, что " истинное знание дается верующим свыше " . Утвердившись в " правильности " учения Шторка, другой последователь Лютера, некто Фома Мюнцер идет еще дальше. Он призывает невежественную крестьянскую толпу к разрушению храмов и обобществлению частной собственности. Под его предводительством возникает крестьянская война в Германии, отличающаяся жестокостью и беспощадностью, так что уже сам Лютер призывает власть истреблять насильников и убийц " как бешеных собак " . В 1525 г. ополчение Мюнцера было разбито, он казнен. Разрозненные остатки разбитого воинства Мюнцера вскоре консолидируются вокруг другого вождя — Иоанна Лейденского. Иоанн Лейденский. Этот человек продолжил варварскую политику предшественника, разрушая храмы, уничтожая духовенство, истребляя святыни и мощи. Но постепенно происходит нравственная деградация его войска — грабежи, пожары, насилия, пьянство. В 1535 г. И. Лейденский без труда был разгромлен регулярными королевскими войсками и казнен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

ИОАНН ЗЛАТОУСТ, Св. (344/354–407) – отец Церкви, архиепископ Константинопольский, богослов, проповедник, как редактор именуется автором основного варианта Божественной литургии в Православной церкви. В юности через опыт монашеской жизни пришел к выводу о социальной природе Церкви и христианства, обратился к проповеднической деятельности. Основные темы его поучений и трактатов, посвященных в том числе и комментированию Св. Писания, связаны с христианизацией мира и всей жизни верующих. В 403 г. из-за несогласия властей с его церковно-административной политикой был незаконно низложен, а в 404 г. выслан в Малую Армению. В Византии и на Руси был и остается идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в т. ч. для Аввакума). ИОАНН КАССИАН (РИМСКИЙ) , преп. (ок. 350/360 – ок. 435) – ученик Иоанна Златоуста , основатель монашества в Галлии и один из главных теоретиков монашеской жизни. Память его празднуется Православной церковью 29 февраля (13 марта). ИОАНН КРЕСТА , св. (1542–1591) – испанский мистик, весьма почитаемый в католической традиции; принадлежал к ордену босых кармели­тов. (См.: Арсеньев Н. Мистическая поэзия Иоанна св. Креста//Вестник РХД. Париж, 1957. 44 (1); Сикари Антонио. Портреты святых. Милан, 1991. Т. 2.) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ , св. и прав, (в миру Иоанн Ильич Сергиев; 1829–1908) – протоиерей, молитвенник, духовный писатель. Воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. На рубеже XIX и XX вв. слыл чудотворцем и являлся одним из самых знаменитых людей России. В Кронштадте им были основаны «Дом трудолюбия» (1881) с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими; ночлежный и странноприимный дома и др. Гробница с мощами Иоанна Кронштадтского находится в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге. Канонизирован на Соборе РПЦ в 1990 г. ИОАНН ЛЕЙДЕНСКИЙ (Johann von Leiden; наст. Ян Бокелзон, Bokelson; около 1509–1536) – деятель нидерландской и немецкой Реформации, один из вождей нидерландских анабаптистов, глава Мюнстерской коммуны (1534–1535).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иванищев Николай Дмитриевич (1811–1874) – рус. юрист и историк, собиратель письменных памятников Иероним (II в. до н. э.) – сир. военачальник Иларион – др.-рус. писатель, Киевский митрополит из русских с 1051 Иннокентий III (1160 или 1161–1216) – с 1198 папа рим., всемерно укрепивший папскую власть, инициатор крестового похода против альбигойцев, автор ряда богословских сочинений Иннокентий Камчатский ( Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) – миссионер рус. Америки, с 1840 – епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, с 1863 – митрополит Московский Иоанн VI Палеолог (? – 1448) – визант. император с 1425 Иоанн Богослов – один из 12 апостолов, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 753) – визант. богослов, философ и поэт Иоанн Лейденский (ок. 1509–1536) – гол. анабаптист, вождь мюнстерской коммуны (1534–1535) Иоанн Салос (Салисберийский) (1115–1180) – англ. ученый схоласт Иов – ветхозав. страдающий праведник Иордан Христофор – историк готов VI в. Ипполит (первая пол. III в.) – православный епископ Рима. Средневековая рукописная традиция приписывала ему авторство большого числа сочинений догматического, канонического и литургического характера Ираклий (575–641) – визант. император с 610 Ирвинг Эдуард (1792–1834) – шотландец, основатель секты ирвингистов Ириней (между 130 и 140 – ок. 202) – епископ Лионский с 177, церк. писатель Исаак – ветхозав. патриарх Иуда – сын Иакова, родоначальник колена Иудина Иуда (Фаддей) – апостол, автор соборного послания, написанного в к. I в. Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885) – рус. историк, публицист Калед – см. Колье Каликст (III в.) – папа рим. Кальвин Жан (1509–1564) – церк. реформатор Кальдерон де ла Барка (1600–1681) – исп. драматург Калье Рене (1799–1838) – фр. путешественник по Африке Камбис I (ок. 600 – 559 до н. э.) – царь персов Камбис II – царь персов с 529 по 522 до н. э., отличавшийся жестокостью и деспотизмом Капер – доктор богословия из Штутдгарта, автор труда «О религиозном состоянии евангелической Германии»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Иоанн Векк, начитавшись отеческих книг, находит возможность примириться с латинскою церковью и начинает стараться об этом. Люди, преданные православной церкви, убеждают Иосифа объявить циркулярно, что он не примет единения с латинянами, и запечатлеть свое объявление клятвою. Царь, привлекши на свою сторону многих духовных, отправляет посольство в Рим для постановления условий единения церквей. Условие царя с Иосифом, по которому Иосиф должен был оставить патриархию и переехать на жительство в монастырь. Сестра царя Евлогия, не сочувствуя его стремлениям к единомыслию с латинянами, чрез дочь свою Марию возбуждает вражду против него в болгарском царе Константине. Послы, возвратившись из Рима осенью, с вестью о мире церквей, были сопровождаемы посольством Григория Х; и во время служения в храмах началось провозглашение папы. Бывший патриарх Герман, Феофан Никейский и Георгий Акрополит – послы царя, отправляются на Лейденский собор и присутствуют там 24 июня. Acta conc. Lugd. Иоанн Векк 1 Сильный раздор между восточными, по случаю примирения церквей. На место Иосифа избирается в патриарха Иоанн Векк. Царь воспламеняется гневом на православных и назначает им жестокие казни. К царю приходит Икарий и, сделавшись начальником флота, успешно ведет войны. Патриарх Иоанн Векк пишет против православных. Бывший патриарх Иосиф ссылается на остров Хилу. Генуезцы подвергаются наказанию за своевольное плавание по Евксинскому Понту. По смерти папы Григория X, чрез несколько преемств, вступает на папский престол Иоанн, которого одни считают XX, другие XXI, а иные XXII, и посылает к Михаилу Палеологу послов для утверждена условий, принятых царскими послами в Лейдене. Spondanus ex antiqu n. 8. Болгарский царь Константин, под-стрекаемый своею женою, нападает на римские владения. Сестра царя Евдокия сильно покровительствует православным. Болгарская деспина Мария старается против царя возбудить Иерусалимского патриарха и египетского султана. Болгарская деспина Мария, призвав к себе обманом и усыновив Свентислава, лишает его жизни. Пастух Лахана, вооружив поселян, прогоняет тохарцев, побеждает и лишает жизни Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее древний манускрипт четвертого Евангелия, найденный в Египте, относится к 120 году, и, следовательно, само его написание должно быть отнесено к рубежу I и II веков или к концу I века, что подтверждает указание св. Иринея на то, что апостол дожил до правления Траяна  . Указывалось также, что Иоанн Зеведеев не мог знать греческого учения о Логосе, которое отразилось в четвертом Евангелии. Однако учение о Логосе в тот период было столь же греческим, сколько и иудейским. Через синкретическую культуру эллинизма выработалось новое понятие Логоса, которое было отнюдь не тождественно с Логосом Гераклита. У Филона Александрийского учение о Логосе приняло такую форму, которая отвечала задаче разъяснения идей богосыновства в эллинистической среде  . Апостол Иоанн мог ознакомиться с термином «Логос» еще от ессеев (Филон был к ним близок). В Эфесе — на родине Гераклита — он мог встретиться с представителями эллинистического воззрения на Логос. Но, используя этот религиозно–философский термин, евангелист Иоанн придал ему новое, высшее, христианское освещение, обогатил содержание его, сделал несравненно более глубоким его смысл. Незадолго до смерти Иоанн настолько ослабел, что уже не мог ходить, и его приносили на собрания христиан. Он вместо проповедей и поучений повторял только «Дети, любите друг друга!» и пояснял недоумевавшим, что любовь и есть главная суть Христова учения. В христианской иконографии апостол Иоанн изображается обыкновенно с орлом. И действительно, дух «сына Громова», подобно этой царственной птице, вознесся до разумения величайших тайн истории и бытия. Свящ. А. Мень ЖМП. 1962. 5. С. 49–60 «МЫ ИЗБИРАЕМ ЖИЗНЬ, ПОЛНУЮ ОПАСНОСТЕЙ»  Д–р Альберт Раскер, профессор богословия Лейденского университета, вице–президент Синода Реформатской Церкви Голландии, в своей книге с посвящением «моим детям и их современникам» рассматривает проблему атомного оружия и атомной войны с точки зрения современного христианина и богослова. Автор прежде всего указывает, какое место занимает ядерное оружие в истории человечества вообще и в истории вооружений в частности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Но не таков был отец Иоанн. Он стал искать человека, который мог бы всецело посвятить себя именно этому предмету. И как я потом узнал, искать пришлось долго. Через 14 лет, осенью 1973 г., на очередной экуменической конференции в Женеве, куда он приехал уже как всемирно известный богослов – член комиссии «Вера и устройство» Всемирного Совета Церквей, а я – молодым протоиереем в качестве секретаря Западноевропейского экзархата Московской патриархии, – он мне поведал, что эти поиски все еще продолжаются. Зная меня как ученика Л. А. Успенского и А. Н. Грабара, отец Иоанн очень одобрил, что в свою бытность на моем первом приходе в Гааге я одновременно в течение трех лет числился ассистентом по кафедре древне- и восточно-христианского искусства в Лейденском университете. В итоге беседа наша кончилась тем, что отец Иоанн предложил мне последовать его примеру и переехать со всей семьей в Америку для того, чтобы преподавать во Владимирской академии предмет, который он хотел назвать по-английски «liturgical art». Я был в восторге! Вернувшись домой в Кламар, под Парижем – мы жили тогда в уютном доме Бердяева, – я с волнением рассказал жене о встрече с отцом Иоанном. Лиза также очень вдохновилась его предложением, и мы вместе стали думать, как поскорее осуществить наш новый проект. Сразу после Рождества я написал отцу Иоанну, что с нашей стороны все решено, но что до окончательного переезда мне, наверно, следовало бы хоть раз посмотреть на академию и тамошнюю жизнь. 27 января 1974 г.отец Иоанн мне ответил следующим письмом: Дорогой отче, Очень был рад узнать из Вашего письма о том, что Ваши планы определяются. Будем Вас ждать в начале марта: в течение Вашего пребывания Вы будете гостем нашей Академии. Для Вас будут и комната, и стол. В случае Вашего окончательного переезда Вы получите приход, который сможет Вас материально обеспечить. Как раз сейчас открылось приходское место – очень для Вас подходящее (в Stratford, Conn ): оттуда до нас – не более часа езды. Но конечно, есть и другие возможности. Когда приедете, посмотрите сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

§ 40. Протестантские секты до Вестфальского мира В первый раз анабаптисты появились в германском городке Цвиккау около 1520 года. Здесь во главе их стояли Фома Мюнцер, занимавший должность проповедника, Николай Шторх, простой фабрикант, и Марк Штюбнер, бывший студент Виттенберского университета. За свои проповеди, призывавшие слушателей к ниспровержению всех существовавших порядков жизни, Мюнцер в 1521 году был изгнан из Цвиккау и отправился блуждать по Германии с теми же революционными целями; оставшиеся же здесь анабаптисты продолжали устраивать свое общество и скоро от слов перешли к делу, подняв возмущение против городских властей. За это одни из них поплатились заключением в тюрьмы, а другие принуждены были спасаться бегством. Шторх, Штюбнер и другие (цвиккауские пророки) ушли в Виттенберг, надеясь найти у германских реформаторов сочувствие своим пророческим откровениям относительно устройства новой церкви, но были изгнаны и отсюда (1522 г.). Между тем Мюнцер, скитаясь по Германии, успел распространить в народе свои разрушительные идеи, вследствие чего во многих местностях начались восстания крестьян против помещиков и властей. Мюнцер, приняв на себя роль церковного и гражданского реформатора, стал во главе восставших (крестьянская война), но, разбитый в одном сражении наголову, был пойман и казнен (1525 г.). После этого во всей Германии началось жестокое преследование анабаптистов, и католики, и протестанты жгли и казнили их без всякой пощады. Но преследования не уничтожили анабаптизма – он продолжал развиваться в Швейцарии и Нидерландах, а в тридцатых годах XVI столетия с новой силой заявил себя опять в Германии. В 1529 году в вестфальском городе Мюнстере появились выходцы из Нидерланд, анабаптисты Иоанн Матисен, по профессии булочник, и Иоанн Боккольд, портной из Лейдена (называемый поэтому Иоанном Лейденским). Выдавая себя за пророков, они своими проповедями о новой церкви и наступлении тысячелетнего царства Христова увлекли чернь, выгнали из города всех не принимавших второго крещения и начали устраивать свое общество. Матисен скоро был убит в одной вылазке против осаждавшего город изгнанного мюнстерского епископа, и его место во главе анабаптистов занял Иоанн Лейденский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анабаптисты (перекрещенцы) получили свое название от перекрещивания вступающих в их общество. Развивая учение о личном общении с Богом, они утверждали, что в каждом верующем живет и действует Дух Божий, освящающий его и руководящий всеми его мыслями, чувствами, желаниями и поступками. Себя они считали святыми, свое общество церковью святых, для вступления в которое требовалось новое крещение . Все церковные законы и учреждения они признавали ограничением свободы духа, действующего в них. Свое историческое существование анабаптисты ознаменовали стремлением разрушить все существующие государственные учреждения и порядки, как церковные, так и гражданские, и основать « церковь святых» на началах свободы, равенства, коммунистического общности имущества и тому подобное. Анабаптисты появились впервые в германском городке Цвиккау около 1520 г. Здесь во главе их стоял Фома Мюнцер, являвшийся проповедником, Николай Шторх, простой фабрикант и Марк Штибнер, бывший студент Виттенбергского университета. За свои выступления с призывом к ниспровержению всех порядков жизни Мюнцер был изгнан из Цвиккау и отправился блуждать по Германии с теми же революционными целями. Оставшиеся в Цвиккау анабаптисты сумели поднять восстание против городских властей. Часть из них попали в тюрьмы, другие бежали. Шторх, Штибнер и другие «цвиккауские пророки» ушли в Виттенберг, думая найти сочувствие у тамошних реформаторов. Но в 1522 г. они были изгнаны и оттуда. Мюнцеру же удалось поднять восстание крестьян против помещиков и властей. Он, признав себя церковным и гражданским реформатором, возглавил отряды восставших. Разбитый в сражении в 1535 г., он был казнен. После этого во всей Германии начались поголовные преследования анабаптистов. Католики и протестанты жгли и казнили их без всякой пощады. Но анабаптизм все же продолжал развиваться в Швейцарии и Нидерландах. В тридцатых годах он с новой силой заявил о себе в Германии. В 1529 г. в вестфальском городе Мюнстере появились выходцы из Нидерландов анабаптисты Иоанн Матисен (булочник) и Иоанн Боккольд (портной) из Лейдена, названный Иоаннам Лейденским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010