Примечания Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. 1. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. Переводчик - Т.Б. Менская, отв. редактор - А.Б. Зубов. 2. Распятие и воскресение Христа произошли в 30-м году. Рожден же Он был, скорее всего, в 5-м году до общепринятой даты Его Рождества. 3. Такой местный патриотизм довольно часто будет проявляться в истории именно в подобных апокалиптических сектах: в XVI в. Иоанн Лейденский утверждал, что Небесный Иерусалим низошел на Мюнстер, а в XX веке Вениамин (Иоанн) Береславский помещает его в Москву. 4. Конечно, все познается в сравнении: на фоне современных наследников гностицизма - Блаватской, Рерихов и их последующих эпигонов - эзотериков всех сортов древние гностики кажутся кладезем премудрости. 5. Веротерпимость, по крайней мере на бумаге, просуществовала до 528 г., когда она была отменена указом Юстиниана. 6. Обе эти церкви были перестроены Юстинианом в VI в. Храм св. Апостолов был уничтожен турками в XV в., а Агия Ирини стоит и поныне. Старый храм Св. Софии (Христа - Премудрости Божией) был построен сыном Константина Констанцием. Этот храм сгорел 15 января 532 г. во время восстания Ника, и на его месте Юстиниан выстроил нынешнюю Св. Софию - самый знаменитый христианский храм мира. 7. Субординатизм означает неравенство Лиц Троицы: Сын и Дух вторичны по отношению к Отцу. 8. Этот пример был использован в XX в. украинскими автокефалистами, которые рукоположили своего епископа силами одного священства, без участия епископов. Даже если принять сообщение Иеронима за подлинное, то все равно участие епископов в епископской хиротонии в Египте было необходимым, пресвитеры лишь сослужили им. 9. Интересно отметить, что в Греции и сегодня дети получают подарки не от св. Николая (Санта-Клауса), а от св. Василия в его день - 1(14) января. 10. В поисках утраченного прошлого. - (фр.). 11. Во время турецкого правления (вторая пол. XV в.) он стал мечетью, в качестве каковой просуществовал до конца XVIII в., когда в результате венецианской канонады взорвался временно расположенный там арсенал.

http://sedmitza.ru/lib/text/434860/

[греч. βαπτζω - погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1-й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации - признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только верой, священство всех верующих,- Б. добавили к ним свои собственные: т. н. крещение по вере (только взрослых, способных засвидетельствовать свою личную веру во Христа, через погружение), следование принципу отделения Церкви от гос-ва, полную самостоятельность общин. Первых Б. часто называли анабаптистами (перекрещенцами), т. к. они были противниками крещения детей и, не признавая его действительности, крестили вступающих в общину заново. Такое отношение к крещению было единственным объединяющим признаком довольно разнородного движения анабаптистов, появившегося в континентальной Европе в нач. XVI в.; одним полюсом его являлись швейцар. анабаптисты, впосл. ставшие известными как меннониты и амиши и отвергавшие не только военную службу, но даже просто ношение оружия, а др.- нем. анабаптисты, такие, как Т. Мюнцер , Я. Матис и Иоанн Лейденский , силой оружия утверждавшие «Царство Божие на земле». Тем не менее последователи и тех и др. как в католич., так и в протестант. странах приговаривались к смертной казни (в т. ч. и в Англии в 1536). Б. заявляли, что они не имеют с анабаптистами ничего общего: в первом баптист. Исповедании веры 1644 г. они называют себя «теми церквями, к-рые повсеместно ошибочно именуют анабаптистами»; в приложении к Исповеданию, к-рое вышло в 1646 г., они называют себя «крещеными верующими»; в Исповедании 1688 г.- «конгрегацией христиан, крещенных по провозглашении их веры» и «крещеные конгрегациями»; позднее появляются самоназвания «крещеные церкви», «крещеные христиане», «церкви Христа» и т. д. Термин Б. постепенно стал основным деноминационным определением и был юридически закреплен в Акте о веротерпимости 1689 г., где Б. названы в одном ряду с пресвитерианами и индепендентами диссидентскими, но дозволенными деноминациями.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Появление в наше время большого количества сект и еретических учений побуждает нас дать православному христианину возможность познакомиться с учением Святой Православной Церкви относительно некоторых из этих заблуждений. Предлагаем вниманию благочестивых христиан эту небольшую брошюру, изданную в свое время оптинскими старцами. Надеемся, что она поможет утвердиться в Святой Православной Вере и вооружиться против лжеучителей, особенно активизирующих свою деятельность сейчас – в период духовного преобразования общества. Да укрепит всех нас Господь наш Иисус Христос во всяком благочестии и чистоте.   Происхождение их Первоначальное название их было анабаптисты, то есть перекрещенцы, так как крещение, принятое в детстве, секта считала недействительным и крестила вновь. Эта секта, одна из буйных, есть порождение западной реформации XVI века. Пастор Фома Мюнцер (1523 г.) считал католичество и протестантство не только бесполезными, но даже опасными, потому что они исказили заповеди Божии. Поэтому Бог призвал новое поколение, вразумленное Его Духом. Проповеди Мюнцера льстили страстям человеческим, народ стремился слушать их, и последователи Мюнцера все были перекрещены. Вскоре земледельцы во Франконии, в числе более сорока тысяч, возмутились против владельцев, но бунтовщики были разбиты. Мюнцер взят в плен и казнен. В 1533 г. анабаптисты произвели новое смятение в Вестфалии в г. Мюнстере, где, низложив градоправительство и овладев городом, провозгласили царем нового Сиона портного подмастерья Иоанна Лейденского. Войско Епископа Мюнстерского осадило город, Иоанн Лейденский и его сподвижники взяты в плен и преданы мучительной смерти. В числе, замечательных лжепророков у анабаптистов в половине XVI века был Мельхиор Гофман, давший свое имя особенной секте; он распространял многие бредни о тысячелетнем царстве и умер в Страсбурге, где был заключен в тюрьму за свои поучения. Но самое сильное и продолжительное влияние на своих единоверцев имел Симонид Меннон, Фрисландский католический священник, принявший учение Лютера; он соединил анабаптистов в общину и шаткие их верования заменил учением положительным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн Лейденский. Гравюра. Мастер Г. Альдегревер. 1536 г. [нидерланд. Jan van Leiden; нем. Johann von Leiden; наст. имя Ян Боккелсон или Букелсзон; нидерланд. Bockelson или Beukelszoon] (ок. 1509, Лейден, совр. пров. Юж. Голландия, Нидерланды - 22.01.1536, Мюнстер, совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия), нидерланд. анабаптист. Род. в деревне неподалеку от Лейдена. Овладев портняжным ремеслом, стал странствующим портным и провел 4 года в Англии. Вернувшись в Лейден, женился на вдове владельца конторы по морским перевозкам, впосл. объехал Европу от Любека до Лиссабона. Затем И. Л. стал содержателем постоялого двора в Лейдене. В это время он увлекся идеями Реформации. Летом 1533 г. посетил Мюнстер, т. к. слышал, что там «слово Божие проповедуется лучше и наиболее сильно». И. Л. уже был знаком с апокалиптическими идеями мельхиоритов, глава к-рых Б. Ротман находился в Мюнстере. Кроме встречи с Ротманом состоялось знакомство И. Л. с вестфальским дворянином Генрихом Крехтингом, к-рый позднее стал членом мюнстерской общины анабаптистов . В нояб. 1533 г. И. Л. присоединился к анабаптистам, приняв повторное крещение от Я. Матиса из Харлема. Вскоре дом И. Л. в Лейдене стал центром анабаптистов, где К. Питерс и др. лидеры общины проповедовали и крестили новообращенных. В дек. 1533 г. И. Л. был послан Матисом проповедовать Евангелие по городам Нидерландов. Он посетил Алкмар, Хорн, Брилле и Роттердам. 13 янв. 1534 г. И. Л. вернулся в Мюнстер и постепенно стал одним из активных членов анабаптистского движения, которым руководили Ротман и Матис. В Мюнстере Матис появился в февр. 1534 г., при его участии анабаптисты победили на выборах в городской совет. Возможно, необычное природное явление - на небе одновременно появилось 3 солнца - повлияло на решение жителей Мюнстера. 23 февр. главой городского совета стал Б. Книппердоллинг, а спустя неск. дней все, кто отказались принять 2-е крещение (2 тыс. чел.), были выдворены из города. Матис объявил Мюнстер «Новым Иерусалимом» - единственным местом, где праведники спасутся после Второго пришествия Иисуса Христа.

http://pravenc.ru/text/471346.html

Подпишитесь на наш Телеграм Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии», смотрите или читайте: Многие наверное думают, что выражение «кто не работает, тот не ест» принадлежит перу В. И. Ленина, поскольку оно встречается в его произведениях. Оно буквально употреблено в советской конституции, без упоминания апостола Павла. Оно стало главным принципом социализма: «от каждого по способности, каждому по труду». Это выражение имеет длинную, двухтысячелетнюю историю. На протяжении этой истории оно приобретало множество оттенков и толкований, в частности то, к которому мы более всего привыкли. Но до этого оно, например, встречается в воззваниях Джона Смита, и вообще всякий раз, когда возникают люди, которые строят какие-то утопии, потому что коммунизм – это тоже утопия. Один из самых ярких примеров — мюнстерская анабаптистская коммуна 1535 г. Анабаптисты попытались построить теократическое царство, утопический социализм или мессианский коммунизм. Один из предводителей этого движения, Иоанн Лейденский, себя называл «Божией милостью царь Нового Израиля». Очень часто это приводит, как и с коммунистами, к каким-то искажениям. Например, Иоанн ввел многоженство, сам жил роскошно. Город под его правлением превратился в арену бесчисленных религиозно-фанатических выходок. Это было абсолютное безумие. Нравы были настолько разнузданными, что католическому архиепископу пришлось нанять армию, чтобы уничтожить практически всех жителей этого города, чтобы пресечь эту вакханалию. Это пример того, что за словами «кто не работает, тот не ест» иногда стоят совершенно радикальные, утопические, невероятные проекты. Но вернемся к апостолу Павлу. В контексте Второго послания к Фессалоникийцам мы видим в разбираемом выражении реакцию на тех, кто злоупотребляет помощью других людей. Мы знаем, что сам апостол Павел зарабатывал себе на жизнь трудом своих рук, и при этом помогал нуждающимся, людям более слабым. Разумеется, этот запрет не распространяется на тех, кто не может найти работу, или просто находится в затруднительном положении.

http://blog.predanie.ru/article/smysl-vy...

Двое посланцев Матиса, Иоанн Лейденский (Ян ван Лейден) и Геррит Букбиндер, в нач. 1534 г. прибыли в Мюнстер. После того как туда приехал и Матис, многие приняли крещение, а недовольные были изгнаны из города. В Нидерландах из рук в руки передавали послания, призывавшие анабаптистов переселяться в Мюнстер - Новый Иерусалим. 30 марта 1535 г. к мон-рю Олдеклостер (Блумкамп) направилась группа анабаптистов из 300 чел. под предводительством Яна ван Гела. Они быстро захватили мон-рь и начали разбивать фигуры святых. Монахов не трогали и, когда они отказались примкнуть к анабаптистам, позволили им уйти из монастыря. 7 апр. фризский наместник Шенк фон Таутенбург освободил мон-рь, позднее все оставшиеся в живых анабаптисты, как мужчины, так и женщины, были казнены. В Мюнстере тем временем Иоанн Лейденский провозгласил теократическое гос-во, назвав себя «царем праведности». В мае 1535 г. М. написал памфлет, направленный против Иоанна Лейденского, где назвал его антихристом и изложил свои идеи христ. пацифизма. Через месяц, несмотря на отчаянную оборону, город был взят войсками Мюнстерского архиепископа. Публикация памфлета стала неактуальна, и он не получил широкого распространения (впервые опубл. в 1627). 30 янв. 1536 г., после длительной внутренней борьбы, к-рая нашла отражение в работе «Размышления над 25-м псалмом» (Christelycke leringhen op den 25. Psalm, 1538), М. слагает с себя обязанности священника и покидает Витмарсюм. Когда именно М. принял крещение, неизвестно. Существует предположение, что его крестил О. Филипс и произошло это не позднее нач. осени 1536 г., т. к. 24 окт. были арестованы Герман и Геррит Янсы, к-рых обвиняли в предоставлении убежища М., «бывшему священнику из Витмарсюма, принятому в общество перекрещенцев». В их доме, по преданию, М. вступил в брак с Гертрейдой, дочерью Германа Гойера, жителя Витмарсюма. Гертрейда родила неск. дочерей и сына Яна и вместе с М. стойко переносила все трудности скитальческой жизни. Некоторое время после разрыва с католич. Церковью М. провел в Гронингене; в нач. 1536 г. город был еще владением герц. Карла Эгмонда, герц. фон Гельдерна, и М. мог жить там относительно спокойно. Известно также, что он провел какое-то время в Вост. Фрисландии.

http://pravenc.ru/text/2562992.html

В новом томе присутствуют материалы, посвященные крупнейшим представителям средневековой философской и богословской мысли Запада. Это, прежде всего, Иоанн Дунс Скот (+1308 г.), знаменитый францисканский монах, блаженный Католической Церкви, и Иоанн Солберийский, выдающийся мыслитель и церковный деятель XII в., епископ г. Шартра. Также заслуживают упоминания статьи об Иоанне Пекаме — английском францисканце XIII в., архиепископе Кентерберийском, Иоанне Парижском, монахе-доминиканце, крупном богослове XIII в. и Иоанне из Сеговии, испанском богослове XV в., деятеле Соборного движения. В 24-м томе энциклопедии также упомянуты Иоанн из Виченцы, знаменитый доминиканский проповедник XIII в.; Иоанн из Горце (Х в.), бенедиктинский монах, аббат монастыря Горце, деятель лотарингской монашеской реформы; Иоанн из Монтекорвино, известный францисканский миссионер, 1-й католический архиепископ Пекина (+1328). Здесь же можно встретить и статьи о ряде деятелей, почитаемых Католической Церковью в лике святых и блаженных: Иоанне де Монфоре, рыцаре-крестоносце XII-XIII вв.; Иоанне Капистранском, монахе-проповеднике из Францисканского ордена, сыгравшем большую роль в политической жизни Восточной Европы и Балкан в XIV-XV вв.; Иоанне Непомуцком — весьма почитаемом в странах Европы святом Католической Церкви чешского происхождения, казненном в XIV в. богемским королем Вацлавом IV; Иоанне Пармском, блаженном Католической Церкви, генерале Ордена францисканцев (XIII в.). В томе также размещены статьи о видных представителях французской духовно-музыкальной культуры XIII-XIV вв. — Иоанне де Гарландиа, Иоанне де Грокейо, Иоанне де Мурисе. Протестантскую тематику отражает статья об Иоанне Лейденском, известном деятеле Реформации XVI в. в Нидерландах, анабаптисте. Наконец, следует отметить и статью о личности, которая в реальности никогда не существовала: Иоанн Пресвитер, легендарный царь-священник, вымышленный правитель могущественного христианского государства на Востоке, миф о котором оформился в эпоху Крестовых походов, стал героем многочисленных литературных произведений в средневековую эпоху.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

В 1922 г. церковный участок был продан, а на вырученные деньги был приобретен дом на Sweelinckstraat 54, там в первом этаже разместили часовню. Позднее был приобретен смежный участок на Obrechtstraat 9, где стало возможно строительство церкви, закладка которой состоялась 9 июня 1937 г. На этом месте старейший действующий русский православный храм в Нидерландах находится и поныне. В нем располагается исторический иконостас. Золотая церковная утварь в настоящее время является собственностью Королевской семьи и выдается РПЦ для торжественных богослужений. По материалам сайтов ruskerkdenhaag.wordpress.com, orangesmile.com, sedmitza.ru Хотя со времени Петра I русские люди любили посещать Голландию и учиться в Лейденском университете, большой русской колонии в ней никогда не было, и поэтому не было и потребности в своем храме, тем более что в стране издавна действовали православные греческие церкви. Только в конце 1744 Синод решил отправить в Голландию для российской миссии походную церковь со священником. В 1756 этим священником был о. Симеон Матфиев. В 1766 походную церковь заменили постоянной, которую перенесли из посольства в Мадриде. Она действовала до 1795, когда миссии пришлось выехать в Россию в связи с оккупацией страны французской армией. В начале 1816 вел. кн. Анна Павловна (1795–1865) вышла замуж за голландского кронпринца Вильгельма (1792–1849) и переехала в Гаагу, привезя из России домовую церковь и причт во главе с прот. Ермолаем Бедринским. Этим храмом пользовались посольские работники и все русские, бывавшие в Гааге. В 1830 в нее поступили отдельные вещи из дворцовой церкви св. Александра Невского, закрытой в Брюсселе после отделения Бельгии от Голландии. В ней Анна Павловна молилась, находясь в Бельгии. Когда в 1840 Анна стала голландской Королевой, она перенесла церковь в Гааге в королевскую резиденцию, а после смерти своего супруга — во дворец Рюстенбург, где стал служить молодой о. Иоанн Иоаннович Грацианский. В 1840–1850-е в замке Суздейк под Утрехтом летом действовала еще одна домовая церковь. После смерти Королевы она была закрыта, тогда как дворцовая в 1866 после смерти Королевы объявлена надгробной, несмотря на то, что Анну Павловну похоронили рядом с ее мужем в протестантском соборе в Дельфте. Попытка выстроить отдельный храм в память о Королеве успехом не увенчалась. В 1857–1868 придворным, а затем надгробным священником служил о. Арсений Судаков, переведенный из Берна.

http://sobory.ru/article/?object=34628

Но Швейцария – далеко не единственная страна, где власть издавала подобные законы. Примерно через столетие к власти в Англии пришли люди со схожими взглядами – пуритане. Только они, в отличие от Кальвина, сделали это совсем не мирным путем, а устроили революцию и гражданскую войну. Правда, и они опирались при этом на парламент, и короля свергли, а затем и казнили, именно потому, что он не хотел признавать власть за парламентом. Нам может показаться это удивительным: как это люди, следовавшие Новому Завету, осмелились выступить с оружием в руках против законной власти? Но в том-то и дело, что законной властью они считали парламент, а короля – тираном и узурпатором, который, к тому же, не давал им жить подлинно христианской жизнью. Примеры борьбы с такими правителями они находили на страницах Библии (в основном Ветхого Завета), которая как раз незадолго до этого стала распространяться в Англии на английском языке и сильно повлияла на общественное мнение. Впрочем, англичанам власть пуритан не понравилась, и после смерти главы государства Кромвеля они восстановили монархию, а с ней и известную вольность нравов, причем эта перемена произошла как раз довольно мирным путем. Но самым удивительным государством Реформации была, пожалуй, Мюнстерская коммуна, просуществовавшая всего полтора года, еще до кальвинистских реформ в 1534-35 годах. В то время в Германии католики воевали с протестантами, в городе Мюнстере собралось значительное число беженцев из других городов, причем большинство принадлежало к радикальному течению анабаптистов. Их название, «перекрещенцы», показывает, что они считали действительным только сознательное крещение во взрослом возрасте, но не этим они запомнились. В городе Мюнстере они провозгласили коммуну: всё имущество провозгласили общим (опираясь на рассказы о раннехристианских общинах в книге Деяний) и даже ввели многоженство, как в Ветхом Завете. Вождь восстания, Иоанн Лейденский, провозгласил себя царем из династии Давида, а сам этот город – новым Сионом. Впрочем, изгнанный из города епископ не согласился с ним, собрал войско, осадил город и взял его, а Иоанна казнил.

http://pravmir.ru/xristianskie-utopii-i-...

В феврале 1529 г. второй Шпейерский рейхстаг отменил постановление предыдущего рейхстага 1526 г. о праве каждого князя выбирать вероисповедание для себя и своих поданных. Последователи учения Лютера на этом рейхстаге составляли меньшинство и их возражения не были приняты во внимание. Тогда свое несогласие с принятым решением, поставившего лютеран в неравное положение по отношению к католиками, они изложили в «Протестации», текст которого подписали 6 князей и представители от 14 вольных городов. После этого протестантами в Германии, а затем и в других европейских странах стали называть тех, кто отвергал католичество и принимал новое христианское учение. Сами приверженцы Реформации считали, что они возвращаются к истинной вере раннего христианства, которая была искажена католической церковью. В вв. их называли антипапистами, евангеликами, евангелическими христианами, реформатами, пуританами. «Протестантизм» стал тем понятием, с помощью которого были объединены религиозные течения эпохи Реформации, хронологические рамки которой условно определяются в историческом диапазоне от 1517 г. до 1648 г. (окончание Тридцатилетней войны). Протестантизм одно из трех главных направлений в христианстве, возникшее в Европе в XVI в., представленное совокупностью многочисленных самостоятельных и разнообразных церквей и сект, которые связаны между собой особыми принципами вероучения. В XVI в. это лютеране, цвинглиане, кальвинисты (гугеноты, английские пуритане, распавшиеся на две партии: пресвитериан и индепендентов, или конгрегационалистов), англикане 3 , реформаты, революционные анабаптисты (Томас Мюнцер, Иоанн Лейденский), мирные анабаптисты (меннониты, гутгерцы), унитариане (антитринитариане), социниане, в XVII в. пиетисты, баптисты и квакеры (христианское общество друзей Внутреннего Света). К дореформационным протестантским деноминациям относят вальденсов и моравских братьев. Наиболее характерными доктринальными признаками большинства протестантских церквей являются следующие положения: 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010