В феврале 1529 г. второй Шпейерский рейхстаг отменил постановление предыдущего рейхстага 1526 г. о праве каждого князя выбирать вероисповедание для себя и своих поданных. Последователи учения Лютера на этом рейхстаге составляли меньшинство и их возражения не были приняты во внимание. Тогда свое несогласие с принятым решением, поставившего лютеран в неравное положение по отношению к католиками, они изложили в «Протестации», текст которого подписали 6 князей и представители от 14 вольных городов. После этого протестантами в Германии, а затем и в других европейских странах стали называть тех, кто отвергал католичество и принимал новое христианское учение. Сами приверженцы Реформации считали, что они возвращаются к истинной вере раннего христианства, которая была искажена католической церковью. В вв. их называли антипапистами, евангеликами, евангелическими христианами, реформатами, пуританами. «Протестантизм» стал тем понятием, с помощью которого были объединены религиозные течения эпохи Реформации, хронологические рамки которой условно определяются в историческом диапазоне от 1517 г. до 1648 г. (окончание Тридцатилетней войны). Протестантизм одно из трех главных направлений в христианстве, возникшее в Европе в XVI в., представленное совокупностью многочисленных самостоятельных и разнообразных церквей и сект, которые связаны между собой особыми принципами вероучения. В XVI в. это лютеране, цвинглиане, кальвинисты (гугеноты, английские пуритане, распавшиеся на две партии: пресвитериан и индепендентов, или конгрегационалистов), англикане 3 , реформаты, революционные анабаптисты (Томас Мюнцер, Иоанн Лейденский), мирные анабаптисты (меннониты, гутгерцы), унитариане (антитринитариане), социниане, в XVII в. пиетисты, баптисты и квакеры (христианское общество друзей Внутреннего Света). К дореформационным протестантским деноминациям относят вальденсов и моравских братьев. Наиболее характерными доктринальными признаками большинства протестантских церквей являются следующие положения: 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

В этих странах анабаптистское движение привлекает активных последователей своего учения. В Центральной Германии выдвинулись лидеры Г. Гут (ум. в 1527), Г. Денк (1500-1527), в Юж. Германии - Пилгрим Марпек (1492-1556), анабаптистский беженец из Австрии. В Сев. Германии и Нидерландах влиятельным анабаптистским проповедником был визионер и мистик Гофман. Религ. и социально-политические требования этих групп были очень разнообразны. Конрад Гребель, Менно, Марпек придерживались умеренных позиций, Ян Матис и Иоанн Лейденский, испытывавшие сильное влияние учения Гофмана,- радикальных взглядов. Они попытались установить «Царство Божие на земле» силой оружия и создали в 1534-1535 гг. в Мюнстере т. н. Королевство святых, где были отменены деньги и частная собственность и существовало распределение предметов потребления между горожанами. Особенностью «Мюнстерской коммуны» была необычная для др. анабаптистов сосредоточенность на изучении ВЗ. После захвата Мюнстера объединенной протестантско-католической армией оставшиеся в живых анабаптисты были казнены. В Европе после кровавых гонений анабаптисты отказались от участия в политической жизни общества; эта позиция стала центральным пунктом анабаптистско-меннонитской теологии, развитие получила идея непозволительности для «Божиих избранников» ношения и применения оружия, усилилась убежденность в греховности войны. Непротивление злу насилием составило основу анабаптистской этики. Именно на этом принципе построил свое учение Менно Симонс, изначально не принимавший идеи социального революционного протеста. Разделяя анабаптистские положения о сознательном крещении взрослых и полной самостоятельности отдельных церковных общин, он в отличие от радикальных анабаптистов призывал к отказу от политической борьбы и любой формы насилия, запрещал своим приверженцам поступать на военную службу и занимать государственные должности, требовал от единомышленников нравственного совершенствования. Благодаря влиянию Менно Симонса голландские и северо-германские анабаптисты заняли пацифистскую позицию и смогли сохраниться как религ. движение. В течение 25 лет он объединял разрозненные группы, а по сути воссоздавал заново и реорганизовывал разгромленные общины на территории совр. сев.-зап. герм. федеральных земель Н. Саксония и Шлезвиг-Гольштейн. С 1536 г. в качестве странствующего проповедника Менно организовал независимые церковные группы во Фрисландии, в Кёльне, Юж. Германии, Мекленбурге. Он привлек большое число последователей, проводил повторные крещения верующих и в 1543 г. принял звание старейшины М. Во Фрисландии, в то время бывшей частью Свящ. Римской империи, голова Менно Симонса в 1540-1542 гг. была оценена имп. Карлом V в 100 гульденов. Один из его единоверцев, Тьярд Реникс из дер. Кимсверд, в янв. 1539 г. был казнен только за то, что предоставил ему ночлег. Распространение М. и расколы XVI-XVII вв.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

В город переселялись нем. и голл. анабаптисты (ок. 2,5 тыс. чел.). Мюнстер осадили войска бывш. правителя принца-еп. Франца фон Вальдека, но, несмотря на помощь католич. и протестант. правителей, захватить город не удавалось. На Пасху 1534 г. Матис предрек конец света. Его вера в собственное пророчество была так велика, что 5 апр. 1534 г. он совершил атаку на осаждавшие город войска, во время к-рой погиб. После его гибели мюнстерских анабаптистов возглавил 25-летний И. Л. Он создал управляющую структуру, к-рая помогала поддерживать баланс между интересами эмигрантов из Вестфалии и Нидерландов и интересами коренных мюнстерцев. С апр. по сент. 1534 г. городом управляли т. н. 12 старейшин Израилевых. Себя же И. Л. провозгласил новым «воинственным царем Давидом», который должен управлять миром и готовить его к возвращению Христа, «мирного Соломона». Осажденные мюнстерцы жили коммуной. Церковное имущество и имущество бежавших горожан было конфисковано. Деньги выведены из обращения, все, что было необходимо для жизни, распределялось среди населения по установленным нормам. Были введены всеобщая трудовая и воинская повинность. В июле 1534 г. «царь Давид» единоличным решением ввел в Мюнстере полигамию. Потребовалась неделя, для того чтобы убедить проповедников в правильности его интерпретации фразы из кн. Бытие: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1. 28). Главной женой и королевой стала вдова Матиса - Девора, он также взял в жены дочь своего соратника Книппердоллинга. Всего у него было 16 жен, одну из к-рых, Элизабет Вандсхер, он казнил за непослушание. И. Л. обещал освободить город от осады к Пасхе 1535 г., но не смог этого сделать, однако и войска епископа, несмотря на многочисленные атаки, не могли его захватить. 25 июня 1535 г. Мюнстер был взят, чему способствовало предательство Г. Гресбека. Мемуары Гресбека стали единственным источником сведений по истории Мюнстерской коммуны. И. Л. был взят в плен. 22 янв. 1536 г. он был предан публичной казни вместе с Книппердоллингом и Крехтингом. Его тело и тела его сподвижников были подвешены в клетках, спущенных с башни ц. св. Ламберта. Кости из клеток были убраны только через 50 лет, а клетки можно увидеть на башне и сегодня.

http://pravenc.ru/text/471346.html

Достоевский влагает в уста князю Мышкину (в «Идиоте») следующую его характеристику: «атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире». И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечая, что уверовали в нуль и, прибавляет Достоевский, происходит это «не все ведь от одних скверных, тщеславных чувств, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу». Много раз задумываясь над двоящимся и доселе неразгаданным и неопределившимся обликом русской интеллигенции, я обращался мыслью к этому тезису о религиозной ее тоске, о жажде крепкого берега, праведной жизни, нового неба и новой земли. И если нельзя было иногда не усомниться в правильности этой характеристики, то нельзя от нее и отказаться. И во второй Государственной Думе, в раскаленной атмосфере политических страстей, прислушиваясь и присматриваясь вокруг себя и силясь разгадать подлинную природу русской интеллигенции, иногда я ясно видел, как в сущности далеко от политики в собственном смысле, т.е. повседневной прозаической работы починки и смазки государственного механизма, отстоят эти люди. Это психология не политиков, расчетливых реалистов и постепеновцев, это нетерпеливая экзальтированность людей, ждущих осуществления Царствия Божия на земле, Нового Иерусалима чуть ли не завтра. Невольно вспоминаются анабаптисты и многие другие коммунистические сектанты средневековья, апокалиптики и хилиасты, ждавшие скорого наступления тысячелетнего царства Христова и расчищавшие для него дорогу мечом, народным восстанием, коммунистическими экспериментами, крестьянскими войнами, вспоминается Иоанн Лейденский со свитой пророков и остальных осажденных в Мюнстере... Конечно, сходство это касается лишь психологии, а не идей. В области же идейной, хорошо это или плохо, счастье или несчастье, для нас, но Россия отражает идеи и настроения века решительнее и прямолинейнее, чем даже Запад, отражает на себе и ту мировую духовную драму богоборчества и богоотступления, составляющую нерв новой истории, перед чем бледнеют и отступают на задний план все великие политичесеие и социальные интересы, вздымающие волны и рябь на груди исторического моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Ниже мы увидим, что Иоанн Лейденский и другие проповедники баптизма в своих проповедях развивали именно эти принципы, высказанные первоначально Лютером. Изгнание баптистов из Виттемберга имело своим последствием то, чего совершенно не ожидали граф Саксонский и покровительствуемый им Лютер. Удалившись в деревни, баптисты в населении их скоро возбудили социальные брожения. Этого тем легче было для них достигнуть, что население деревень, благодаря той жестокости и своеволию в отношении знати к простому народу, которые создал феодальный режим, представляло из себя среду, в высшей степени восприимчивую ко всякого рода социальным идеям. Можно с уверенностью сказать, что искра возмущения уже теплилась, когда Лютер, а по его следам и баптисты, поднимая знамя возмущения против католической церкви, нанесли этим самым неотразимый удар вообще принципу власти. Простой народ, слушая проповедников, с жаром отрицавших повиновение власти католической церкви, от этой последней переносил отрицание и на феодалов. Отрицанием власти духовного главы – папы наносился удар и власти светской, так как последняя опиралась на первую. Даже такой историк, как Л. Блан, которого уже никак нельзя назвать сторонником католицизма, о принципах реформации говорит следующее: „когда шла речь о ниспровержении, то имелся в виду папа, этот хотя и духовный, но все же король. Этот падёт и прочие за ним последуют, потому что таков принцип власти, если хоть немного коснуться его в более уважаемой форме, в более почтительном представителе... и Лютер, как религиозный реформатор, необходимо соединяется с Лютером – политическим реформатором. Он поднял в Европе такое бряцание оружия, которое могли заглушить только революционные крики» 8 . Один из учёных защитников католицизма высказывает ту же мысль в следующих словах: „тот, – говорит д-р Жарк, – кто вызвал ненависть и возмущение против священной власти, кто поставил центром всего человеческое я, будет ли это разум, или высший гений, или что-либо иное, в основах разрушает этим самым всякую власть на земле... Поэтому, если бы даже были утеряны все исторические данные, если бы не существовало истории трёх последних столетий, то, на основании только этих посылок, мы должны прийти к заключению, что буря, поднятая Лютером в церкви через неизбежное воздействие на власть политическую, должна была неизбежно привести к большим беспорядкам и к целому ряду социальных волнений» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В земном отношении она проявлялась иногда у крайних сектантов, и особенно в анабаптизме XVI века. Впрочем, анабаптизм, хотя и предполагал произвести переворот здесь, на земле, не сходил с религиозной точки зрения, и смотрел на себя, как на осуществление христианской веры, в своем перевороте видя своего рода пришествие Христа и конец мира, в хилиастическом смысле. Анабаптизм явился как следствие лютеровской реформы и проявился особенно ярко в городе Цвиккау. Анабаптисты проповедовали упразднение земных властей и Церкви как исказительницы христианства, требовали неограниченной свободы человека, полного равенства, уничтожения частной собственности. Наиболее решительная часть их требовала насильственного ниспровержения существующего строя и кровавой революции, истребляющей мечом и огнем «нечестивых» с тем, чтобы на таким образом расчищенном месте основать церковь святых. Крестьяне, затронутые этим движением, избивали дворян и разрушали их замки. Фома Мюнцер в 1524 году основал в захваченном городе Мюльгаузене центр «царства святых», выбрал новый магистрат «из бедняков и крестьян» и ввел общность имуществ. Сектанты не могли организовать своего производства и жили очень привольно, пока можно было грабить богатых «грешников», но с истощением этого ресурса впали в самое тяжкое положение. Насколько хватало сил для экспедиций, сектанты Мюльгаузена обирали в округе города монастыри, замки, земли, производя грабеж и кровавое истребление всех «врагов Христа». Проповедуя «царство святых» на земле, Мюнцер возвещал, что «Израиль должен истребить жителей Ханаана». При этом церкви разрушались, иконы истреблялись. В конце концов рыцари разбили войска крестьян и Фомы Мюнцера в 1525 году, но движение разгорелось вновь, и героем его стал известный Иоанн Лейденский в Мюнстере. В 1533 году здесь снова восстановилось «царство Христа» и «Новый Сион», сам Иоанн Лейденский принял титул царя Нового Израиля, собственноручно рубя головы «грешников». В 1536 году движение было снова разгромлено и сам Иоанн – казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Выдавая себя за пророков, они, проповедуя новую церковь , наступление тысячелетнего царства Христова, увлекли за собой чернь. Все, не принимавшие крещения, были изгнаны из города, и сектанты стали устраивать свое общество. Матисен был вскоре убит в вылазке против осаждавшего город епископа. Главным лицом стал Иоанн Лейденский. Он объявил себя мессией, надел корону, окружил себя двором. По ветхозаветному образцу им были назначены 12 старейшин и устроен порядок, при котором изуверство сочеталось с распутством. Анабаптисты пророчествовали, призывали к истреблению безбожников, поделили имущество, завели многоженство, проводили время в кутежах. Сам Иоанн Лейденский предоставил себе деспотическую власть над жизнью и имуществом своих подданных. В 1535 г. мюнстерский епископ взял, наконец, город. Иоанн со многими своими последователями был казнен. В Германии началось снова преследование анабаптистов, которые, спасаясь, рассеялись по всей Европе. Секта стала сокращаться. Возобновил ее Симон Меннон , католический священник из Голландии, вступивший в 1536 г. в секту анабаптистов. Он ее преобразовал, введя в ее жизнь строго нравственные правила, установив дисциплину, вероучению придал определенность. сектанты стали мирными, трудолюбивыми и нравственными. От прежнего анабаптизма у них осталось только отрицание крещения детей и представление о своей секте, как об обществе святых. Получив имя своего основателя и преобразователя, менониты считали для себя обязательным удаление от военной и гражданской службы, от судебных процессов, проводили жизнь, замкнутую в своем обществе. Что касается вероучения, то Меннон приблизил его к реформаторскому, придав только большее значение обрядности. Меннониты сосредоточивались главным образом в Голландии, где им давно была предоставлена свобода богослужений. Их общины были и в России. Основателем секты социан были Лелий Социн (ум. 1561 г.) и его племянник Фауст Социн (ум 1604 г.), от которых она и получила свое название. Их учение есть возобновление учения древних антитринитариев, почему их называют также унитариями и антитринитариями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

палача. В виду этого Иоанн Лейденский составил план – заставить население Мюнстера, в торжественном акте, вручить ему диктатуру. Вся трудность заключалась в приискании пророка, который согласился бы стать посредником между небом и населением Мюнстера в деле признания власти Иоанна Лейденскаго. Но судьба помогла Иоанну и на этот раз. Один серебрянник, Иоанн Тускозюре (Tuscosurer), тайный друг Иоанна Лейденскаго, предложил ему свои услуги. 24 июня 1594 г. И. Тускозюре, который до этого времени мирно занимался своим ремеслом, показался на улицах Мюнстера одетый в приличную его новому званию пророка одежду. Приняв имя Елисея, он объявил народу, что Бог избрал его своим пророком, чтобы чрез него объявить жителям Мюнстера свою волю. Благодаря такой неожиданной новости, огромная толпа народа собралась на площади, чтобы услышать повеления свыше. Сцена, которая при этом произошла, заслуживает того, чтобы о ней сказать подробнее. Тускозюре занял место на возвышенной эстраде, а Иоанн Лейденский стоял в толпе. „Елисей» с высоты эстрады воззвал к народу, придавая своему голосу и своим жестам соответствующую торжественность: „слушай, Израиль, и приклони ухо твоё к повелениям твоего Бога. Вот то, что Бог объявляет тебе. Пусть начальники будут лишены своей власти... Пророк! – сказал мне Бог , ты поставишь новых проповедников. В судьи для моего народа ты изберёшь двенадцать простых мужей, которые совершенно чужды человеческой мудрости (sic). – Ты прикажешь им проповедовать народу моё слово и изъяснять его сообразно с вдохновением данного момента. Для этого я ниспошлю на них духа разума и премудрости». После этого оратор остановился на некоторое время, чтобы указать новых судей Израилю; потом, неожиданно обратившись к Иоанну Лейденскому, который тем временем подошёл к эстраде, он воскликнул: „Господин, позвольте мне так назвать вас, потому что Бог приказал мне признать вас своим начальником! Возьмите меч, который я даю вам: моими устами Небо объявляет вас царём Сиона... Ваша власть не ограничится этими стенами: вы распространите её над всей землёй...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Последние баптисты слились с социнианами Трансильвании. Значительная часть баптистов, изгнанных из Швейцарии, нашла себе убежище в Голландии, главным образом – в Амстердаме и Лейдене. В этом последнем оказал им большую услугу один содержатель гостиницы, сделавшийся впоследствии знаменитым под именем Иоанна Лейденского. Незаконный сын одного голландского бургомистра от крестьянки из округа Мюнстера, И. Бухольд – это было его первоначальное имя – получил хорошее образование, хотя и неполное. Он готовил себя к профессии юриста, когда отец неожиданно лишил его средств, после чего он не мог продолжать своё образование. Мать его, униженная своим обольстителем, умерла в большой бедности. Лишённый средств Иоанн, который не смел более носить имя своего отца, присвоил себе название Лейденского и избрал скромную профессию портного. Спустя много после этого времени, он путешествовал, женился на вдове моряка и открыл в Лейдене гостиницу для среднего класса населения. При этом новом занятии, не требовавшем особенных забот, у него много оставалось свободного времени. С достатком в нем проснулись воспоминания о студенческой жизни; в силу особого склада своих духовных сил, он предался поэзии, написал несколько стихотворений и од, которые обратили на себя внимание общества, сделался модным человеком и свою гостиницу обратил в клуб, куда собиралась элегантная молодёжь Лейдена. Иоанн Бухольд был, таким образом, уже замечательным человеком, когда в Лейден прибыл из Гарлема проповедник баптизма, Иоанн Матфий (Mathias). Этот фанатик, который незадолго перед этим издал книгу, озаглавленную „Восстановление царства Христова», в которой последователям баптизма обещалась власть над всем миром, успел привлечь на свою сторону гостиника-поэта и с ним большое число молодёжи. Молодой, тщеславный, недовольный, преданный житейским выгодам, поэт увидел в баптизме средство выйти из своего низкого положения, в которое поставили его неблагоприятные обстоятельства. Он сошёлся с Матфием, и они оба занялись приисканием места, удобного для восстановления царства Христова! Их выбор пал на город Мюнстер, как соединявший в себе, казалось, необходимые для предприятия удобства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

После падения в Мюнстере епископского управления, три партии оспаривали друг у друга право на него; католики, лютеране и сакраментарии держали почти равные военные Силы. Анархия достигла высшей степени своего развития, когда сюда пришли с проповедью баптизма И. Бухольд и Матфий с другим, новым учеником своим. Было бы бесполезно передавать эпизоды переменного успеха проповеди баптизма в Мюнстере и те мечты, которым предавались И. Бухольд и его сотрудник, прежде чем увидели день своего торжества. Достаточно заметить, что все сцены, которыми сопровождалась проповедь баптизма в Швейцарии, – пророчества, экстазы, видения и проч. – повторились и в Мюнстере, пока, наконец, баптисты, поддерживаемые чернью, не достигли того, что овладели городом и изгнали из него своих противников. Легко угадать следствия триумфа баптистов: имущество граждан было снесено для общего пользования, и Иоанн Лейденский, который получил теперь звание пророка и имя Илии, сделался распределителем богатств между своими последователями; церкви и монастыри были разграблены, и богатства, которые в них заключались, увеличили имущество братьев-баптистов. Всякое сопротивление распоряжениям пророка считалось величайшим преступлением и наказывалось смертною казнью. Семья была низведена на степень собственности и полигамия была возведена в божественный принцип. Но при этом было узаконено, что только мужчина может иметь несколько жён, женщина же, которая решилась бы вступить в сожитие с двумя или более мужчинами, наказывалась смертною казнью. В действительности Иоанн Лейденский пользовался неограниченной властью; но он не мог не видеть, что его власть стоит на очень шаткой почве: легко могло случиться, что какой-нибудь вдохновенный пророк стал бы оспаривать у него верховную власть, выдавая свои действия за откровение свыше. Тем легче это могло случиться, что попытки к этому были уже сделаны пророком, неким Клипером – Долинг, который в администрации восстановленного царства Сиона исполнял обязанности губернатора и...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010