православной вере послужити. Еще же и ин тамо обретается, человек мирский, зельный благочестивые нашея веры поборник, Терновский» (рукоп. Моск. Дух. акад. 68). б) Вероятно им же писан «Довод, яко учение и язык Еллино-Греческий наипаче нужно-потребный, нежели Латинский язык и учение», писанный пред открытием Греческого училища в 1681 г. Сочинитель указывает на св. Владимира, приводит свидетельства Поссевина, Липсия, Епифания Славеницкого; выставляет в пример Европейские университеты – Падуанский, Лондонский, Лейденский, Парижский, Пражский. «Хотя белоруссы и учатся латинским языком, скудости ради греческого, кроме Львова, что учатся гречески; однакож припоминати надобно, что малая часть из тех в унию не падают, а и те, что не падают, познаваются в них останки езувические; понеже езувиты не учат их высокими науками, покамест пред Богом не обещаются держати латинской религии» (рукоп. Моск. Дух. акад.). 187. Иоанн Максимовичь , воспитанник Киевской коллегии, в 1680 г. Печерский иеромонах, приезжавший в Москву с древними грамотами Лавры для утверждения их (Черткова Библ. II, 436); с 1697 г. Черниговский архиепископ, открывший в Чернигове первую семинарию; с 1712 г. митрополит Тобольский, благочестивый архипастырь. Скончался в 1715 г. Его Латино-Русский словарь в рукоп. (Толстого II, 405). Прочие сочинения его нравственного содержания и почти все писаны стихами. Прозой писаны: «Нравоучительное зерцало», или изложение обязанностей начальников, напеч. в Чернигове 1703, 1708 г.; Духовные мысли, изд. в М. 1782 г.; Объяснение приветствия: Богородице Дево, стихами, изд. в Черниг. 1707 г.; Размышления о молитве: Отче наш, стихами, напеч. в Черниг. 1709 г.; Осмь евангельских блаженств, изъясненные в стихах, изд. в Черниг. 1709 г.; Алфавит святых, стихами, напеч. в Черн. 1705 г. Вероятно им же сочинен Синаксарь о победе под Полтавою, писанный стихами и напечатанный в Чернигове 1710 г. Переводы с латинского: Царский путь креста, изд. в Черн. 1709 г.; Богомыслие, изд. в Черниг. 1710, 1711 г.; Илиотропион, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Причина понятна: Георгий Акрополит происходил от православных родителей; но получив воспитание под влиянием западных учителей, впоследствии уклонился от православия и перешел в недро западной церкви. При Михаиле Палеологе, который, кажется, тоже не видел различия между вероисповеданиями, Георгий сильно действовал в пользу соединения церквей и, в качестве логофета, присутствовал на Лейденском соборе; но при Андронике Палеологе, за свое отступничество и нанесенные монахам оскорбления, посажен был в темницу и долго содержался в ней. Нравственная его жизнь, по сознанию самих западных писателей, была очень зазорна. 82 Кто был этот великий Господин? Ниже (гл. 31) говорится об Иоанне Дуксе, что он, осажденный в Патрах, ночью ушел в Фивы и там нашел великого Господина, т. е. правителя Фив из латинян. Стало быть, можно заключить, что Евдокия, третья дочь царя Ласкариса, выдана была замуж за великого Господина, правителя Фив, в самом Константинополе; и этот правитель Фив, вероятно, был отец или дядя того, к которому прибежал Иоанн Дукс. Очень правдоподобно замечание Григоры, что τEQ o( ν γEQ o( ρτοι τEQ o( η;˜) ς Βοιωτας καEQ o( τEQ o( ω;˜) ν Θβων EQ o( α;’) ρχηγν, ντEQ o( μεγEQ o( α;’; ´) λου πριμικηρEQ o( ου, μγαν κριον EQ o( ο;’) νομEQ o( ξ σι νEQ o( υ;’; ´) ν, εEQ o( ι;’) ς τοτο παρενεχθντες EQ o( ε;’) κ το παρενεχθEQ o( η;˜) ναι τEQ o( ν κρEQ o( ω;’;  ) την συλλαβν. 83 Мунихион, по Пахимеру,– ноябрь. А что здесь говорится как будто о наступлении года – ’ επιντος EQ o( ε;’) τους, то это надобно разуметь об индиктионе, который начинается сентябрем. 84 οEQ o( υ;’; ˜ ) μηνολογεν. Право выставлять на указах месяц царь Михаил предоставил самому себе,– может быть, для того, чтобы ни одна бумага Андроника не прошла мимо рук его отца. Поэтому Пахимер в истории Андроника говорит, что означать месяц на указах он стал только после смерти Михаила. EQ o( α;’; ´) ρτι πρτως μηνολογησμενος πρσταγμα. 85 Кодин с. 5., описав наряд и службу вардариотов, прибавляет: τοτ ς πλαι Πρσας κατEQ o( γνος EQ o( ο;) βασιλες μετοικσας EQ o( ε;’) κEQ o( ε;˜) ιθεν EQ o( ε;’) ις τEQ o( ν Βαρδριον’ εκθισε ποταμν αφ’ ο Βαρδαριται καλονται.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протестантизм и неопротестантизм Остановимся на некоторых исторических и вероучительных аспектах протестантизма, которые важны для полемики с ними. Более подробно вам нужно будет изучить этот период в истории протестантизма самостоятельно. Протестанты – лютеране, кальвинисты, англикане. Это направления, которые принято в сектоведении называть именно протестантами. Все остальные – неопротестанты. Протестантизм и его учение возникли в XVI веке и практически неизменными сохранились до наших дней. Напомню, что начало Реформации положил Мартин Лютер в 1517 году. И одним из главных пунктов его учения стал тезис «только Писание» («sola Scriptura»). Это была естественная реакция на католическую индульгенцию – спасение делами. Но по слову святителя Феофана Затворника: «Протестанты хотели поправить заблуждения латынян, а сделали еще хуже». Другое важнейшее положение, которое сегодня поддерживается фактически всеми протестантами и неопротестантами, – это спасение по вере. Отсюда берет начало специфическое протестантское и неопротестантское отношение к Библии – избирательное. Мартину Лютеру, например, очень не нравилось Послание Иакова, потому что в этом послании говорится о вере и делах – что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26). И потому Лютер сказал: послание Иакова – неканоническое, удалив его из Канона Библии. Кстати сказать, и сегодня у многих неопротестантов – адвентистов, свидетелей Иеговы – есть свои переводы Библии. Зачем они делают новый перевод Библии? Чтобы «подогнать» Библию под свое учение. Потому что сначала строится своя догматика, свое понимание Священного Писания, а потом под него «затачивается» перевод Священного Писания – искажается смысл тех или иных текстов Библии. Некоторые эти переводы мы рассмотрим подробно, когда будем говорить непосредственно о вероучении каждой конфессии в отдельности. У Лютера были соратники и сподвижники, такие как Фома Мюнцер, Николай Шторх, Иоанн Лейденский. Не всё было в Реформации, мягко говоря, так, как это часто представляется в протестантских учебниках.

http://pravoslavie.ru/100192.html

Разве предположить, что вся Церковь заключается в одном Лютеранском обществе (к которому принадлежит г. Сталь), а что другие Церкви суть только более или менее еретические заблуждения, заслуживаются внимания только по своему историческому значению? Но из логических начал, поставляемых автором, само собою вытекает, что по его мнению во времена Лютера Церковь заключалась в исповедании Римском. Следовательно, Лютер есть олицетворение индивидуального мнения, осуждающего Церковь собственною своею властью. Он человек, говорящий Церкви своего времени: «ты не Церковь, а заблуждение и ересь». И г. Сталь (как Лютеранин) должен повторить вслед за Лютером, что Церковь, в XVI-м столетии не существовала, то есть должен отвергнуть всё, что он сейчас утверждал. Печальное заключение, уничтожающее все свои посылки! Или мы скажем, что эта Церковь , с давнего времени, пребывала заключённой невидимо в исповедании Римском, пребывала в явлении одиноких личностей, которые потом, по голосу Лютера, сгруппировались вокруг него, и от него получили церковную жизнь и форму? Но одинокие личности, постоянно подчинённые социальной и религиозной жизни Римского исповедания, не представляют уже ни малейшего следа отличительных признаков Церкви, признаков, самим г-м Сталем указанных. Итак, во времена Лютера, Церкви не было вовсе – этого опровергнуть нельзя, и следовательно все аргументы автора собственным их развитием обращаются в ничто. Таково самоубийство лже-католицизма или противологического традиционализма в мире протестантском. Нового сошествия Святого Духа ему не удалось добыть. Поэтому и не может он переступить пределов археологии и спорного знания, единственной его области. Пусть учёный протестант воображает себе, что он верует ещё во что-нибудь; права на это мы у него оспаривать не станем; но для неучёного всё равно, Лютер ли, Кальвин ли, Цвинглий, Фокс или Иоанн Лейденский. Народ протестантский остаётся без всякого права на веру, а Лютеранин всё ещё ведёт речь о Церкви! Бунзен Понятно, что знаменитому Бунзену, критику г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Разве предположить, что вся Церковь заключается в одном лютеранском обществе (к которому принадлежит г. Сталь), а что другие Церкви суть только более или менее еретические заблуждения, заслуживающие внимания только по своему историческому значению? Но из логических начал, поставляемых автором, само собою вытекает, что, по его мнению, во времена Лютера Церковь заключалась в исповедании римском. Следовательно, Лютер есть олицетворение индивидуального мнения, осуждающего Церковь собственного своею властью. Он человек, говорящий Церкви своего времени: " Ты не Церковь, а заблуждение и ересь " . И г. Сталь как лютеранин) должен повторить вслед за Лютером, что Церковь в XVI столетии не существовала, т. е. должен отвергнуть все, что он сейчас утверждал. Печальное заключение, уничтожающее все свои посылки! Или мы скажем, что эта Церковь с давнего времени пребывала заключенною Невидимо в исповедании римском, пребывала в явлении одиноких личностей, которые потом, по голосу Лютера, сгруппировались вокруг него и от него получили церковную жизнь и форму? Но одинокие личности, постоянно подчиненные социальной и религиозной жизни римского исповедания, не представляют уже ни малейшего следа отличительных признаков Церкви, признаков, самим г. Сталем указанных. Итак, во времена Лютера Церкви не было вовсе - этого опровергнуть нельзя, и, следовательно, все аргументы автора собственным их развитием обращаются в ничто. Таково самоубийство лжекатолицизма или противулогического традиционализма в мире протестантском. Ему не хватило новой Пятидесятницы. Поэтому и не может он переступить пределов археологического и спорного знания, единственной его области. Пусть ученый протестант воображает себе, что он верует еще во что-нибудь; право на это мы у него оспоривать не станем, но для неученого все равно, Лютер ли, Кальвин ли, Цвинглий, фоке или Иоанн Лейденский. Народ протестантский остается без всякого права на веру, а лютеранин все еще ведет речь о Церкви! Понятно, что знаменитому Бунзену, критику г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/339/...

Секта анабаптистов появилась в Германии почти одновременно с реформацией Лютера. Первые проблески анабаптистского движения открываются в Цвиккау, незначительном немецком городке. Душей этого движения был Фома Мюнцер, человек с необыкновенно энергическим характером и страшной силой воли. Еще в детстве он проникся страшной ненавистью к дворянскому сословию, светскому и духовному; со вступлением в зрелый возраст он принимает на себя задачу освободить крестьян от помещиков и создать новый строй жизни. За попытку осуществить свою мечту Мюнцер и его приверженцы (цвиккаусские пророки) были изгнаны из Цвиккау, a потом из Виттенберга. После того анабаптисты рассеялись по разным местам Германии. Встречая сочувствие к себе в народных массах, жаждавших свободы не столько религиозной, сколько гражданской, анабаптисты принимали деятельное участие в восстании крестьян против помещиков в Германии (1524 – 1525 г.). Католические и протестантские князья успели подавить это восстание; Мюнцер, захваченный в плен, был казнен (1525 г.). С того времени начинается ряд гонений на анабаптистов; их жгли вместе с домами их собраний, бросали с мостов и топили в реках и озерах. Анабаптизм стал мало-помалу ослабевать; но история его еще не окончилась. Около 1528 – 1529 г. особенно быстро начало распространяться давно жившее среди этих сектантов хилиастическое учение. Под влиянием мысли о скором пришествии Господа и наступлении его славного царства, анабаптисты начинают действовать дружнее, сосредоточеннее. Под руководством Яна Матисена (булочника из Гарлема) и Иоанна Бокольда (портного из Лейдена) анабаптисты овладели городом Мюнстером – столицей Вестфалии (1534 г.) и здесь устроили свое царство. По смерти Матисена, Иоанн Лейденский, через своих пророков, провозгласил себя королем Нового Сиона, как называл он Мюнстер, и послал 28 апостолов во все страны, чтобы покорить под свою власть всю вселенную. Между тем в Мюнстере совершались самые чудовищные бесчинства. Все, кто не хотел принять второго крещения и вступить в общество анабаптистов, были изгнаны из города, произведения наук и искусств, статуи, картины, книги, разного рода рукописи и т. п. были уничтожены. Одна только Библия уцелела от истребления. Между членами нового царства провозглашена равноправность и доведена до разрушения семьи, до многоженства. Мюнстер, однако, скоро был взят мюнстерским архиепископом (1535 г.) и предводители анабаптистов были преданы страшной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сопоставление и сближение христианства и социализма мне всегда представлялось кощунственным. Сходство христианства и социализма утверждают лишь те, которые остаются на поверхности и не проникают в глубину. В глубине же раскрывается полная противоположность и несовместимость христианства и социализма, религии хлеба небесного и религии хлеба земного. Существует «христианский социализм», и он представляет очень невинное явление, во многом даже заслуживающее сочувствия. Я сам готов признать себя «христианским социалистом». Но «христианский социализм» по существу имеет слишком мало общего с социализмом, почти ничего. Он именуется так лишь по тактическим соображениям, он возник для борьбы против социализма, был реакцией католичества на социализм и проповедовал социальные реформы на христианской основе. В прошлом, в истории христианства много было «социалистических» движений на религиозной почве, но движения эти обыкновенно бывали антицерковными, еретическими и сектантскими. Все эти религиозно-социальные течения были проникнуты идеями апокалиптическими и хилиастическими, они ждали немедленного осуществления чувственного тысячелетнего Царства Христова на земле и пытались насильственно его осуществить. Все эти христианско-социалистические течения забывали, что Царство Божие приходит неприметно и что Царство Христово не от мира сего. Эпоха реформации особо была богата такими движениями, смешивавшими христианство с социализмом. Но горьки плоды этого смешения. Пример хилиазма, основанного на смешении христианства с социализмом, мог бы быть грозным предостережением. Религиозная ложь такого рода хилиазма давно уже изобличена. Иоанн Лейденский когда-то основал Небесный Иерусалим на земле, осуществил чувственное тысячелетнее Царство Христово. И тот ад, который явил этот Небесный Иерусалим, те насилия, кровь и злобу, которыми он сопровождался, должны были бы заставить призадуматься всех религиозно чутких людей. Опыты создания Царства Христова на земле, в ветхой природе, без преображения человека и преображения мира, всегда были и всегда будут созданием земного ада, а не земного рая, страшной тиранией, истребляющей человеческую природу без остатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Томас Джеймс (1572/3–1629), назначенный в 1599 г. библиотекарем Бодлеианской библиотеки в Оксфорде, публикует описание рукописных коллекций университетских библиотек Оксфорда и Кембриджа 849 . Канцлер Баварии, известный ученый–филолог и математик своего времени Иоанн Георг Херварт фон Хохенбург (1553–1622) издает обозрение музейных хранилищ Мюнхена и Трира 850 . Аугсбургский библиотекарь, философ и богослов Элиас Эгингер (1573–1653) каталогизирует местную библиотеку и печатает свой каталог 851 . Епископ Падуи Джакомо Филиппо Томазини (1595–1655) составил каталоги Падуанской 852 и Венецианской библиотек 853 , Генрих Эрнст – библиотеки Медичи во Флоренции 854 , Александр Barvoet (1619–1654) – Королевской библиотеки Эскуриала 855 , Фридрих Шпангейм (1632–1701), в 1672 г. назначенный университетским библиотекарем, – Лейденской университетской библиотеки 856 . В 1668 г. в Аугсбурге выходит библиографический указатель рукописей богословского содержания, имеющихся в основных библиотеках Европы, лютеранского богослова и историка пастора Теофиля Готтлиба Шпитцеля (1639–1691) 857 . Даниель де Нессель (1644–1699) в 1690 г. выпускает каталог греческих рукописей Венской императорской библиотеки 858 . С 1614 г. появляются книготорговые каталоги, составленные католиками во Франкфурте (учтено 53,5 тыс. книг), которые являются важным источником по ретроспективной библиографии на европейских языках (французском, итальянском, испанском, чешском, венгерском) 859 . Следует также отметить труды переводчиков как на классические 860 , так и на современные языки 861 . Отметим ряд изданий, содержащих иниции 862 греческих 863 и латинских 864 святоотеческих текстов. В России источниковедческая работа, связанная со святоотеческими трудами, развивалась в основном по линии переводов на русский язык 865 . В приложении к журналу «Православное обозрение» (издавался в 1860–1893 гг.), основанному священником Петром Алексеевичем Преображенским (1828–1893) в сотрудничестве с профессорами Московского университета священниками Н.А. Сергиевским , Г. П. Смирновым –Платоновым, П.А. Преображенским и А.М. Иванцовым–Платоновым, в 1860–1867 гг. была издана серия «Памятники древнехристианской письменности в русском переводе» в 8–ми т.: изданы полностью «Писания мужей апостольских», «Сочинения христианских апологетов» и «Творения св. Иринея Лионского »; печатание «Апокрифических сказаний о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери», которые должны были составить начало издания, было прервано по цензурным соображениям (переизд.: Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шторк, Мюнцер, Иоанн Лейденский и другие духовные лидеры Германии того времени, проповедуя народу о жестокости и жадности сильных мира сего, возвещали ему скорое приближение Царства Божия, суть которого должна была заключаться в экономическом равенстве, освобождении народа от всяких налогов и близкое падение сильных мира сего. Немудрено, что привлекаемые этой проповедью, под их знамена каждый день со всех концов Германии стекались тысячи странников. Так началась знаменитая крестьянская война в Германии, причиной которой был антагонизм двух классов – крестьян и немецких князей, но которая приняла религиозную, хилиастическую окраску. §6. Пиетизм и эсхатология Со временем, как известно, любое революционное движение, будь то политическое, или же религиозное, если оно выживает, то утрачивает свою радикальность и оппозиционность и, вписываясь в социальную структуру общества, становится одним из его неотъемлемых элементов. При этом происходят любопытные, но вполне закономерные внутренние метаморфозы с таким движением. Утрачивая свою «революционность» и «радикализм», оно в то же время вынуждено вступить на стадию формализации своей структуры, догматизации своей идеологии. Именно такие процессы пришлось пережить протестантизму в Германии в период, ведущий свой отсчет уже со второй половины XVI века. В это время протестантские теологи все большее и большее внимание начинают уделять обоснованию необходимости чистоты доктрины. В связи с этим это время обычно именуется периодом «протестантской ортодоксальности», или «протестантской схоластики». Необходимо при объяснении таких метаморфоз протестантизма, идеологи которого первоначально выступали именно против формализма и догматизма христианского учения и церкви, учитывать также и тот факт, что, начиная со второй половины XVI в., религиозная ситуация в Германии резко осложнилась. Там в силу специфики социально-политических процессов, происходивших в стране, вынуждены были на одной и той же территории сосуществовать три крупных христианских вероисповедания – лютеранство, кальвинизм и

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Эта образная речь уже была в ходу у восточных народов, и они очевидно легче могли понять ее, чем если бы им стали передавать новое учение в речи, составленной из отвлеченных понятий. Образцы христианского элемента в языке Нового Завета мы увидим при рассмотрении послания Апостола Павла к Ефесеям. И так греческий язык в новозаветных писаниях есть собственно еллинистический, т.е. иудео-греческий с элементом христианским. Как это техническое название: Еллинистический, так и свойство языка новозаветного, как иудео-греческого, признаны за ним не вдруг, но после продолжительных ученых споров, которых содержание мы считаем нужным изложить здесь для большого выяснения исследуемого предмета во всех его частностях. I. Споры о названии новозаветного языка Слово: λληνιστικς, Hellenisticus, в первый раз о новозаветном языке употребил Скалигер (Scaliger), профессор Лейденского Университета в XVI веке, в своих Animadversiones in prolegomena Hieronymi и за ним Друзе (Drusius), профессор восточных языков сперва в Оксфорде, потом во Франекере, в Голландии. Друзе называл еллинистическим языком тот особенный греческий диалект, который после LXX и сочинителей апокрифов, после Аквилы, Симмаха и Феодотиона употребляли все иудеи, писавшие по-гречески, равно как Апостолы и Евангелисты 36 . Это мнение было развито любимым учеником Скалигера, Даниилом Гейнзе (Heinsius), профессором истории в Лейденском Университете. Первоначально он высказал свое мнение о Еллинистах и их языке in praefatione ad Nonni Episcopi Paraphrasin Evangelii Iohanuei (Lugd. Batav. 1627); тут он говорит между прочим: «если кто меня спросит, на каком языке писал Евангелист Иоанн, я скажу: на Еллинистическом (Hellenismica). А если спросит: на каком языке мыслил он то, что писал, скажу: на Сирском. К этому языку, что именно и свойственно Еллинистам, приноравливал он и слова и речь Греческую». После того Гейнзе издал: Exercitationes Sacrae ad N. Т. и Aristarchus sacer (Lngd. Bat. 1639). В этих сочинениях он доказывал, что Еллинисты были по происхождению иудеи, жившие в рассеянии вне Палестины и особенно в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010