Иоанн Кантакузин



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019

ИОАНН КАНТАКУЗИНИскать в Источникеpravenc.ru
... КАНТАКУЗИН Иоанн Кантаку́зин [греч. ᾿Ιωάννης Καντακουζηνός] (ок. 1295-15. 06. 1383, Мистра, Пелопоннес) , в монашестве Иоасаф 4 или 10 дек. 1354) , византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354) , гос. деятель, богослов, писатель ( лит. псевдоним Христодул, Χριστόδουλος ) . Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. (Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85) . В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп.) Андроник III Палеолог; 1328-1341 (. И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер) Dölger. 1938 (, совершил с молодым Андроником чин братотворения. И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана) наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343 (, сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей) ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в ... далее ...
ИОАНН КАНТАКУЗИН • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Кантаку́зин [греч. ᾿Ιωάννης Καντακουζηνός] (ок. 1295-15. 06. 1383, Мистра, Пелопоннес) , в монашестве Иоасаф 4 или 10 дек. 1354) , византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354) , гос. деятель, богослов, писатель ( лит. псевдоним Христодул, Χριστόδουλος ) . Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. (Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85) . В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп.) Андроник III Палеолог; 1328-1341 (. И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер) Dölger. 1938 (, совершил с молодым Андроником чин братотворения. И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана) наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343 (, сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей) ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в 1353-1357, деспот Мореи в ... далее ...
Византийское монашество – совесть мира (+ВИДЕО) / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... епископов. Всякое бывало в истории монашества того времени. Значимую роль играла церковная организация монашеского движения, поскольку именно с этого времени архиепископы и епископы начинают контролировать монастыри. Возникают такие институты, как архимандрития, некое подобие епископов для монастырей. Архимандрит – это настоятель всех монастырей большого округа, своего рода попечитель, игумен этих монастырей. Но, как ни странно, и архимандриты часто оказывались вовлеченными в еретические движения. Так, знаменитый Евтихий, отец монофизитства, был константинопольским архимандритом. Полития Иоанн Кантакузин как Император (слева) и монах Иоасаф (справа) Наиболее важно для нас то, какую роль играли монахи в общественной жизни. Для описания жития монаха неслучайно в греческом языке часто используется термин «полития» – и тут славянский язык испытывает трудности, как перевести это слово, обозначающее малознакомый для славян феномен – малознакомый в силу их достаточно архаического политического устроения. «Полития», по античной еще норме, – это общественная жизнь человека. Обычно это слово переводится в славянских памятниках как «жительство». Но это не просто «жительство», это ... далее ...
Богородица пребывает в каждом сердце / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и принесет всем нам утешение, надежду и радость. Архимандрит Ефрем Архимандрит Ефрем: – Мы приехали со Святой Горы Афон, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, покаяния, Покровительницей и Главой которой является Божия Матерь. Святую Гору еще называют садом Божией Матери, и поэтому все монастыри там Богородичные. Ватопедский монастырь – единственный в мире, который украшен семью чудотворными иконами Божией Матери и самим Честным Поясом Пресвятой Богородицы. У нас три ковчега святого Пояса в монастыре – три частицы, которые подарили монастырю царь и князь. Первый – Иоанн Кантакузин, император Византии, у которого была тесная связь с монастырем: там жил его духовный отец и святой нашей Православной Церкви преподобный Савва, ради Христа юродивый (всем советую прочитать его житие) . До монастыря этот святой несколько лет жил в Константинополе, и император понял, что это человек Божий, и взял его в духовные советники. И говорят, что в конце жизни император стал монахом в нашем Ватопедском монастыре. А второй, кто подарил часть святого Пояса монастырю, – Великий князь Сербский Лазарь, который был замучен ради Христа и сегодня является покровителем и ... далее ...
Царьград, который перестал царствовать. Часть 3 / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... на него ставку как на примирительный, по итогам которого будут ликвидированы разногласия, разделившие западно- и восточно-христианскую Церкви в момент «великой схизмы» 1054 года. Время от времени появлявшиеся уже с XII века идеи объединения Церквей обрели конкретную форму в середине XIV столетия, и на этот раз инициатором переговоров выступила сама византийская элита, причем было выдвинуто два проекта. Первый исходил от правящего императора Иоанна V Палеолога и предполагал уступки со стороны православных. Второй, наоборот, был ортодоксально православным, его выдвинул бывший император Иоанн Кантакузин. В дальнейшем, на протяжении второй половины XIV – первой трети XV веков, различные вопросы, связанные с унией между Церквами, особенно активно обсуждались в Восточной Европе. В свою очередь, идея объединения захватывала все б о льшие церковные круги на Западе. Естественно, греки в большинстве своем рассчитывали на то, что им удастся убедить католиков в заблуждениях и заключить унию на православных основаниях. Впрочем, достаточно сильной была и партия, которую поддерживал правящий император, считавшая, что возможны уступки католикам. Эта позиция обуславливалась серьезным ... далее ...
Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 - 14 ноября ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... 21 мая 1346 г. патриархом Иерусалимским Лазарем, так и не получившим утверждения от императора после избрания еще при Андронике III и оставшимся после смерти последнего верным Кантакузину, состоялся Собор в Адрианополе, к-рый низложил Иоанна Калеку за хиротонию Акиндина и его соратников. В сент. 1346 г. в Константинополе императрице было подано прошение за подписью 6 митрополитов и архиепископа, в к-ром содержалось требование суда над патриархом ( текст: PG. 151. Col. 767–770 ) . Патриарх, пытаясь оправдаться в глазах императрицы, разорвал общение с Акиндином. Но 2 февр. 1347 г., когда Иоанн Кантакузин был уже рядом с Константинополем, Анна созвала Собор, к-рый, рассмотрев «книгу материалов» Иоанна Калеки против Г. П., низложил патриарха, осудил всех противников Г. П. и их писания, а Г. П. реабилитировал (события этого Собора изложены в томосе, обнародованном 8 февр. 1347) . Вечером того же дн я Иоа нн Кантакузин вошел в столицу. После длительных собеседований с императрицей Г. П. и Андроник Асень были посланы к Иоанну Кантакузину для переговоров, результатом которых явилось восстановление мира: Иоанн VI Кантакузин встал во главе государства, а Иоанн V Палеолог стал его ... далее ...
Библиография: Богословие : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... (Книжное библиографическое описание) Издательство РХГА, 2009 Бернард Клервоский - аббат монастыря Клерво, видный церковный деятель, классик западноевропейского мистического богословия. Один из самых образованных людей своего времени, выдающийся оратор и проповедник, оказавший огромное влияние на современников. Автор устава ордена тамплиеров и вдохновитель Второго крестового похода 1147 г. Основатель множества монастырей в Западной Европе. Главной добродетелью считал смирение, а целью человеческого существования - слияние с Богом. 1№21 (1862) 78 Беседа с папским легатом. Против иудеев Иоанн Кантакузин, император (Книжное библиографическое описание) Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2008 Книга содержит русский перевод с греческого языка основных апологетических и полемических сочинений византийского писателя XIV в. императора Иоанна VI Кантакузина (ок. 1295–1383) , в иноческом чину Иоасафа видного историка, богослова и публициста, друга Константинопольского патриарха Филофея и покровителя исихастов. 2№4 (1846) 80 Беседы с отцом Иоанном Приваловым (Библиографическое описание журнальной статьи) Вестник русского христианского движения, №189 (1) (2005) Бессмертие ... далее ...
Библиография: Сравнительное богословие : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения «православных» и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки. В первый том вошли сочинения более чем двадцати пяти авторов II-VI вв. Апостольские правила в толкованиях русского канониста Иоанна, епископа Смоленского, сравнительно с толкованиями Зонары Владимир Коряк, диакон (Научная работа) Беседа с папским легатом. Против иудеев Иоанн Кантакузин, император (Книжное библиографическое описание) Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2008 Книга содержит русский перевод с греческого языка основных апологетических и полемических сочинений византийского писателя XIV в. императора Иоанна VI Кантакузина (ок. 1295–1383) , в иноческом чину Иоасафа видного историка, богослова и публициста, друга Константинопольского патриарха Филофея и покровителя исихастов. 2№47 (1891) 59 Взгляд со стороны. Православное восприятие идеи первенства римского епископа. Клеман О. (Книжное библиографическое описание) Скименъ, 2006 Вопрос об ... далее ...
Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... видеть этого великого святого подвижника в сане архиепископа Солунского. Здесь же необходимо упомянуть еще одну незаурядную личность того времени – императора Иоанна Кантакузина, который всю жизнь был близким другом патриарха Филофея, а, следовательно, и покровителем его сподвижника и единомышленника Киприана. Иоанн VI Кантакузин с 1347 по 1354 год был императором, а затем, добровольно уступив престол своему зятю Иоанну V Палеологу, принял монашество с именем Иоасаф (ил. 6) . Но при этом вплоть до низложения Иоанна V в 1376 году, то есть еще более 20 лет, он продолжал фактически управлять империей, занимаясь одновременно литературными трудами, историей, богословием. Как пишет о нем известный отечественный ученый Г. М. Прохоров, «если прежде его политика служила богословию, то теперь посредством богословия он проводил свою политику». Именно они-то, эти два выдающихся государственных деятеля, Иоанн Кантакузин и патриарх Филофей, все свои силы направили на объединение православного мира, в том числе на объединение Руси и, в частности, на утверждение авторитета Москвы. Именно из этой высокодуховной среды, из этих политических кругов и вышел будущий русский митрополит ... далее ...
Византийский урок для патриарха Варфоломея / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... мире епископа, которая никогда не была свойственна Православию… Для Русской Православной Церкви этот документ не имеет должного авторитета» В свете филокатолических тенденций, сопровождаемых проводимой патриархом Варфоломеем реформой административного управления Константинопольского патриархата, от которого недавно были отстранены три опытных митрополита с заменой их молодыми клириками, кажется нелишним вспомнить о том, что славный город Константинополь знает примеры и более достойного ответа на униатские приглашения Рима. Например, в 1367 г. находившийся тогда на покое бывший император Иоанн Кантакузин по просьбе своего зятя императора Иоанна V Палеолога, а также Константинопольского патриарха и ряда архиереев, вступил в официальное собеседование с латинским епископом Павлом, которого папа Римский назначил патриархом Константинопольским. Католический «патриарх» заявил, что прибыл по поручению папы вести переговоры об объединении Церквей. На это император, духовный друг свт. Григория Паламы и крупный богослов своего времени, отвечал: «ни один человек — ни из нашей Церкви, ни из Римской — не сможет сказать, что стремится к единству больше меня. Ибо едва ли не с той поры, как ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанн Кантакузин
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"