Иного человека обвинили в том, что он сжег дом своего соседа. “Я пойду в церковь святителя Мартина, – сказал он, – и поклянусь, что я невиновен, и тогда вернусь домой уже без этого обвинения”. Не было никаких сомнений в том, что это он сжег тот дом. Когда он собирался войти для принесения клятвы, я вышел встретить его и сказал: “Твои соседи утверждают, что, что бы ты ни сказал, снимать с тебя вину за это преступление нельзя. Помни, Бог всюду, и сила Его так же велика вне этих стен, как и в самой церкви. Если ты ошибочно полагаешь, что Господь и святые Его не накажут тебя за твое лжесвидетельство, взгляни на Его святилище, которое пред тобой. Раз ты настаиваешь, то можешь принести свою клятву, но тебе не будет позволено переступить через порог этой церкви”. Он воздел руки к небу и прокричал: “Господом Всемогущим и чудодейственной силой священника Его преподобного Мартина клянусь, что невиновен в этом пожаре”. После этого он сразу же повернулся, чтобы уйти, но обнаружил, что сам горит! Упав на землю, он стал кричать, что сжигает его Преподобный. В агонии продолжал кричать: “Бог мне Свидетель, я видел, как с Неба ударил огонь! Он окружает меня и сжигает меня своим жгучим пламенем!” И после этих слов он умер. То было предупреждение многим людям, чтобы они не дерзали лжесвидетельствовать в этом месте”. Отец Иеродиакон поведал мне и о многих других чудесах, но я просто не могу пересказать теперь все. Примечания Это повествование взято из “Истории франков”, книга VIII, 15–16. Преп. Вулфолаик известен во Франции как преп. Вальфрой. Его аскетический подвиг на столпе подобен подвигам столпников христианского мира Востока – преп. Симеона († 460), преп. Даниила († 493) и иных. Издатели сей книги сочли достодолжным к основному тексту книги “ Vita Patrum ” прибавить два приложения. Первое – об отце Серафиме Платинском, в котором текла свято-галльская (французская) кровь – переводчике с латыни и французского на английский этой книги; а второе – о его духовном отце блаженном святителе Шанхайском и Сан-Францисском Иоанне, бывшем при жизни земной и святителем Западноевропейским, с кафедрой в Париже, по молитвам которого Господь совершил в Западной Европе многие чудеса и которого во Франции называли Saint Jean Pieds – Nus – святой Иоанн Босой. Эти два современных подвижника Русской Православной Церкви видятся нам едиными с древними галльскими святыми. Приложения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Блаженный Андрей, 384 уроженец с. Усть-Толщемского, по смерти родителей жил в Галичском воскресенском монастыре у одного инока. Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа и – Андрей стал юродом. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищею служили ему только хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. – По смерти наставника своего Стефана перешел он в Тотьму и поселился у церкви воскресения Христова на берегу р. Сухоны. – Здесь он продолжал подвиги юродства: днем ходил там и здесь, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Наконец он еще при жизни обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. – Раз зимою шел он по обыкновению босой, к храмовому празднику, за 50 верст от Тотьмы. С ним встретился на дороге старшина дикарей Ажбакай, страдавший глазами; зная по слуху Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. – Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый и получил исцеление. – Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его св. тайнами. – Причастившись св. тайн, попросил клирика оставить его одного; потом позвал его сказал: «брат, пришло время разлучения души с телом». – Иоанн в слезах зажег свечу пред иконою и покурил фимиамом. В след затем блаженный тихо скончался с руками, сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольнею. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 окт. 1673 г. когда было ему 35 лет от роду. По кончине своей блаженный Андрей прославился чудесами. На раке преп. Феодосия тотем. 1800 г. в клеймах изображены: преп. Вассиан тиксенский, Андрей юродивый тотемский, Прокопий юродивый устьянский и блаж. Максим тотемский. 385 Память о преп. Феофане печерском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пафнутиева монастыря. Первый из них – строгий постник – жил впоследствии вне обители в затворе, занимаясь молитвою и рукоделием. Одним из главных его занятий было списывание книг. Кассиан Босой ни летом, ни зимою не носил обуви, не знал меховой одежды; он так изнурил себя постом, что преподобный Иосиф находил нужным умерять его подвиги. Иосифов Волоцкой , или Волоколамский, Успенский 2-го класса (с 1764 г.) монастырь находится в Московской губернии Волоколамского уезда, в восемнадцати верстах к северовостоку от Волоколамска, на равнине между речками Сестрою и Сестругою, на левом берегу речки Спировки. Основан в 1479 г. В нижнем соборном храме обители его погребены князья Волоколамские, Иоанн и Феодор Борисовичи, митрополит Даниил и Феодосий, архиепископ Новгородский, скончавшийся в 1566 году. В монастыре находится икона Богоматери, именуемая Волоколамскою и явившаяся в 1667 году; празднество ей совершается 3 марта. Чтобы познакомить читателей с творениями преподобного Иосифа, предлагаем здесь из его «Просветителя» несколько душеполезных наставлений. «Прежде всего, – говорит Преподобный, – возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем умом твоим и крепостию; пусть не отлучает тебя от любви Божией ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни грядущее. Пусть все правила и привычки твои будут угодными Богу... Мало говори и много размышляй; не будь дерзок в слове, не излишествуй в беседе, не будь дерзок в смехе, украшайся стыдливостию. Трудись руками своими, благодари за все, терпелив будь в скорби, охраняй сердце от гордости и худых помышлений. Не засматривайся на жизнь ленивых, а ревнуй житию святых; радуйся успехам добродетельных, но не завидуй. Плачь о согрешающих, но не осуждай их, – есть Судия, Который воздаст каждому по делам его. Не оправдывай себя, а признавай себя грешником пред Богом и людьми. Не беседуй льстиво; не клевещи ни на кого и не слушай клеветы. Не гневайся напрасно и не думай о мести, чтобы платить злом за зло. Пусть укоряют тебя, но ты не укоряй; пусть бьют тебя, но ты не бей; пусть обижают тебя, но ты не обижай. Остерегайся бесед женских и вина: то и другое отуманивает и умных. Совершая заповеди Господа, не будь печален, а жди награды от Бога и ищи жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Необходимо, однако, отметить еще одно явление «юродивости», сравнительно недавнее, в XVIII веке. Мы имеем в виду Ксению, ставшую очень известной, особенно в Петербурге, где ее могила превратилась в место очень значительного паломничества. Ей молятся наряду с самыми значительными святыми и ее ходатайству приписывается бесчисленное множество чудес. Ксения была замужней женщиной. Ее мужа звали Андреем Петровым и он был певчим в придворной капелле. Ей было 26 лет, когда ее муж, которого она обожала, умер. Тогда она стала «юродивой Христа ради». Злые языки уверяли, что она попросту сошла с ума от горя. Она раздала все свое небольшое имущество, до платьев включительно, но оставила одежду мужа и стала ее носить, заявляя, что теперь ее зовут уже не Ксенией, а Андреем. Она стала жить в одном из пригородов, но без постоянного адреса, перекочевывая из дома в дом и исчезая по ночам. Часто видели, как она уходила за город и молилась в поле, поворачиваясь попеременно на четыре стороны света. Видели также, как она украдкой работала по ночам, принося кирпичи на постройку большой церкви, воздвигавшейся в ее районе. Через некоторое время, когда одежда ее мужа обратилась в лохмотья, Ксения снова стала одеваться женщиной, но странным образом: носила зеленую или красную юбку и кофту и в то же время ходила босой или в разорванных башмаках без чулок. Постепенно она также перестала называться мужским именем и снова стала Ксенией. Но она никогда больше не покорилась условиям нормальной жизни и не восстановила отношений со своей родней. Она заявляла, что ей не нужно ничего. Население пригорода, где она жила, ее обожало. Матери давали ей покачать своих детей или поцеловать их, и это считалось благословением. Извозчики умоляли ее сесть к ним на несколько мгновений и после этого бывали уверены, что хорошо заработают за день. Продавцы силой совали ей в руки свой товар, – если она к нему прикасалась, покупатели обязательно должны были прийти. Ксения при жизни стала знаменитым чудотворцем. Из уст в уста передавались ее предсказания, как она, например, накануне кончины императрицы Елизаветы Петровны (5 января 1761 г.) бегала по городу и кричала: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины!» (блины, как известно, составляют принадлежность поминальных обрядов по покойникам).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В игумены Троице-Сергиева монастыря он был поставлен, очевидно, митрополитом Даниилом (1523–1539; † 1547). Летописи и актовый материал донесли до нас свидетельства о его трудах времени настоятельства. Еще ранее «старец Асафъ Скрипицин» участвует в межевании монастырских земель в Переславском 359 и Московском 360 уездах. Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна, будущего первого Русского царя, «священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетелным, иже последи бысть митрополит всея Руси» 361 . Воспреемниками будущего Грозного царя были преподобный Даниил Переяславский († 1540; пам. 7 апр.) и подвижник Волоколамского монастыря старец Кассиан Босой († 1532). Автор Похвального слова Великому князю Василию III, говоря о крещении наследника, характеризует Троицкого игумена как «мужа повсюду добродетелна и в всякой вещи беззазорна» 362 . После крещения последовала Божественная литургия в Троицком соборе, в конце которой игумен Иоасаф причастил младенца 363 . Княжеский младенец родился от второго брака Василия III, женившегося на Елене Глинской († 1538) 364 . Таким образом Иоанн Грозный имел особое положение в православном мире, оказавшись наследником византийского царственного дома последних Палеологов через свою бабку Софию Палеолог, и одновременно в родстве с сербскими деспотами и молдавскими господарями через мать Елену Глинскую. Второго сына князя Василия III, Юрия, в 1533 г. «крестил у Богоявления на Троецком дворе в славном царствующем граде Москве Троецкий игумен Асаф Скрыпицын, да старець Данил ис Переславля, ноября в 3 день, в неделю» 365 . Согласно одной из последних жалованных грамот, данной Московским князем Василием III Троицкой обители при игумене Иоасафе, монастырские власти полностью распоряжались по своему усмотрению монастырскими вотчинами в Суздальском, Юрьевском и Боровском уездах 366 . В 1533 г. незадолго до своей кончины Великий князь обращался к Троицкому игумену Иоасафу: «Помолись, отче, о земском строении и о сыне моем Иване, и о моем согрешении. Дал Бог и велики чюдотворець Сергий мне ваш им молением и прошением у Бога сына Ивана. И яз крестил его у чюдотворця и дал есмь его чюдотворцу, и на раку чюдотворцеву его положил. И вам если, отче своего сына на руки дал. И все молите Бога и Пречистую Его Матерь и великих чюдотворцов о Иване о сыне и о моей жене горчици. Да чтоб еси игумен прочь не ездил, ни из города не выезщал» 367 . Затем игумен Иоасаф участвует в монашеском пострижении Великого князя Василия III перед его кончиной, совершенном митрополитом Даниилом 368 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Самая память обоих святых совершается в один день – 13 июня. 26. Блаж. Даниил Черный и Андрей Рублев. Чудные, знаменитые иконописцы, жившие при блаж. Андронике и Савве в монастыре их. Андрей был ученик Даниила. Оба они отличались такою ревностию к посту и иноческим подвигам, что удостоились Божественной благодати. В самом начале XV века они уже были в славе и известны были великому князю Василию Димитриевичу. Так в 1405 г. чернец Андрей Рублев вместе с другими знаменитыми иконописцами: греком Феофаном и старцем Прохором, расписывали каменный Благовещенский собор в Кремле; а в 1408 г. Даниил и Андрей вместе расписывали Успенский собор во Владимире, Троицкий в обители преп. Сергия и Спасский в своем монастыре. Из числа сохранившихся образцов их кисти особенно замечательна храмовая икона в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Оба они скончались около 1427 года и погребены в Андрониковом монастыре; место могилы их неизвестно. 29. Преп. Иринарх затворник, в мире Илья, был родом из крестьян дер. Кондаково, Ростовского уезда. На 30 году оставив мир, он постригся в Борисоглебском монастыре, что на р. Устье, в 15 верстах от Ростова. Там начал он свое подвижничество тем, что стал ходить босой и в рубище. Это казалось монастырской братии неприличным. Монахи, чтобы заставить подвижника носить обувь и рясу, запирали его на несколько дней в холодную келью, или в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный терпеливо переносил все это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырем, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешел в Авраамиев монастырь. В это время там подвизался в затворе старец Пимен, и беседа с ним облегчала Иринарха. Вскоре подвижник явился назад в Борисоглебский монастырь с тяжкими веригами на плечах и с оковами на ногах, затворился безвыходно в келье и приковал себя цепью к стулу. Здесь посетил его блаженный Иоанн юродивый, по прозванию «Большой Колпак», и предсказал ему будущий успех его подвигов. С того времени Иринарх постепенно увеличивал тяжести, носимые на теле; спал только два часа в сутки и бичевал тело свое железною палкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Почаевская - описание История этой чудотворной иконы неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина). На горе, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, в 1340 году поселились два инока. Однажды один из них после молитвы пошёл к вершине горы и вдруг увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. Он позвал другого инока, который был также удостоен созерцать чудесное явление. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Увидев необычный свет на горе, он поднялся на неё и вместе с иноками стал прославлять Бога и Его Пречистую Матерь. После того, как явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток этот сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень. Вода в стопе не оскудевает, несмотря на то, что многочисленные паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов. Сама же Почаевская икона появилась в обители следующим образом. В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезённую из Константинополя икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Через некоторое время на скале была выстроена церковь в честь Успения Божией Матери, ставшая частью монастырского комплекса. За свою историю Почаевский монастырь претерпел немало бедствий: притеснялся лютеранами, подвергался нападению турок, попадал в руки униатов – но благодаря заступничеству Божией Матери все невзгоды были преодолены. На списках чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы часто изображают камень с отпечатком стопы Божией Матери. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Почаевская " .

http://pravicon.com/info-457

Православные праздники Церковь чтит память святителя Макария Великого, Египетского Он удалился в Скитскую пустыню и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком Церковь чтит память преподобного Иринарха Ростовского Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу Церковь чтит память мученицы Татианы Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского Обличив царя открыто и отказавшись преподать требуемое благословение ему и толпе опричников, митрополит Филипп навлек на себя царский гнев Церковь празднует Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна На следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя Церковь празднует Крещение Господне Когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса Церковь чтит память святителя Василия Великого Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/pravoslavnye-prazd...

Как видно из «Повести временных лет», в 1062 г. Феодосий Печерский заимствовал для своего монастыря, являвшего центром просвещения киевского государства и проводником культурных начинаний князей 8 , устав их константинопольского студийского монастыря. 9 Так как степенны согласно этому уставу являлись одним из элементов богослужения, то русские мастера пения должны были положить их на музыку. Но, по-видимому, аскетизм автора степенн был им чужд. Напевы степенн эмоциональны, полны теплого чувства. Отдельные места музыки не лишены жизнеутверждающего начала, которое чувствуется в живописной местности древнерусских монастырей и скитов, в картинах Левитана и Нестерова, посвященных той же тематике, наконец, в кантате Танеева « Иоанн Дамаскин ». В музыкальном отношении степенны представляют определенный интерес свежестью использованных в них попевок, не употреблявшихся в стихирах и догматиках. В историческом аспекте степенны являются первым зафиксированным опытом русской лирической музыки. Последним музыкальным жанром в данном разделе «Образцов» являются «блаженны» (6), (12), (18). Так называются небольшие тропари 10 , которые исполняются в начале литургии в связи с пением евангельских стихов, начинающихся словом «блажени». Отсюда их название «блаженна». Сюжет блаженн заимствован из Евангелия. Распятый вместе со Христом разбойник в последние минуты своей жизни обращается к нему с раскаянием и получает обещание райского блаженства. В средневековье тема «благоразумного разбойника» вызвала появление многочисленно апокрифической литературы с повествованием о невинном детстве и жизненной трагедии разбойника. В храмах появились иконы «благоразумнаго разбойника», на которых изображался мужчина средних лет, остриженный по-русски «под горшок», с небольшой, но окладистой бородой. Вместо платья иконописного покроя он одет в белые порты, босой, без рубашки. Вряд ли случайным был отказ в данном случае от обычных иконописных стандартов и такая смелая реалистичность изображения. За всем этим, как и в апокрифической литературе, повещенной теме «благоразумного разбойника», стоял целый круг волновавших русских людей XV-XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Рейнальд действительно приготовил себе отчаянное положение и не мог в настоящее время нигде искать поддержки. Особенно он вооружил против себя – правда, недостойными поступками – Антиохийского патриарха, который бежал от него в Иерусалим и стал там во главе враждебной ему партии, вступившей в сношения с царем Мануилом и предлагавшей выдать грекам ненавистного князя. Но Рейнальд поспешил и сам сделать царю такие предложения, которыми прежде мог вполне удовлетвориться царь Иоанн, т. е. сдать кремль Антиохии, но которые не удовлетворили Мануила. Тогда Рейнальд решился предпринять покаянное путешествие в Мопсуестию, где стоял лагерем Мануил. Он явился туда с непокрытой головой, босой, с обнаженными руками и с веревкой на шее, держа в руках меч острием к себе и выражая тем всецело свою преданность на волю царю. Под стенами города Мануил принял его в царской палатке, где был поставлен трон и собраны были придворные чины и военная свита. Перед царским троном пали ниц князь и его свита и оставались в этом положении до тех пор, пока не дано было к тому знака. Это был триумф для Мануила, свидетелями которого были послы почти всех восточных властителей: калифа, Нур ад-дина, Якуб-Арслана и князей кавказских. Антиохийский князь, получив прощение, дал ленную присягу на верность, и кроме обычного обязательства предоставлять сюзерену замок Антиохии всякий раз, как того он потребует, Рейнальд обязался еще принять в Антиохию греческого патриарха, кроме латинского, и доставлять императору военный вспомогательный отряд, когда того потребуют обстоятельства. Политическое значение происшедших событий, без сомнения, должно было поднять авторитет Византии как в глазах латинских христиан, так в особенности во мнении мусульманского Востока. Ему придало особенный блеск еще то обстоятельство, что сюда явился король Балдуин, пожелавший принять на себя участие в разрешении антиохийского вопроса и принятый Мануилом со всеми подобающими почестями. В течение десяти дней Балдуин был гостем царя, в это время должны были выясниться взаимные отношения между империей и Иерусалимским королевством, равно как окончательно установлены отношения Антиохийского княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010