Больше всех прославился подвигом юродства Василий Блаженный, юродивый московский (2 августа). Он начал свой подвиг шестнадцати лет и юродствовал семьдесят два года (+ 1552 г.). Всю свою жизнь провел он на площадях и улицах Москвы. Зиму и лето ходил без одежды и обуви и носил тяжелые вериги; ежедневно ходил к богослужению и кроме того все ночи проводил в молитве на церковных папертях. Народ любил Василия, и потому его часто можно было видеть в толпе нищих и калек. Странными речами и поступками Василий умел делать назидания и верные указания, и они глубоко действовали на народ, именно потому, что смысл их раскрывался иногда после. Проходя мимо некоторых домов, Василий целовал их, а в углы других домов кидал камнями. Оказалось, что первые – были дома нечестивых, Ангелы уходили из них и Василий видел их на наружных стенах, а вторые были дома благочестивые, из них изгонялись бесы, которых Василий и прогонял. Таким образом, целованием дома Василий обличал его хозяев в нечестии. Василий часто ходил в кабаки и другие притоны и здесь, пользуясь случаем, своими замечаниями и шутками удерживал иногда людей от пьянства. Один купец строил церковь , но она падала у него несколько раз; когда он спросил о причине этого св. Василия, тот послал его узнать об этом в Киев к убогому Иоанну. Купец разыскал Иоанна. При входе его в хижину Иоанн плел лапти и качал люльку. Купец спросил, кого он качает. «Родную матушку и плачу ей неоплатный долг за свое рождение и воспитание», – сказал старец. Оказалось, что купец, строя церковь , выгнал из дому родную мать. Приехав в Москву, он вернул ее и достроил церковь. За святую жизнь и прозорливость Василия уважали сами цари и митрополиты, и, когда он умер, царь Иоанн Грозный своими руками нес его гроб. Известно, что город Псков избавился от разорения при Иоанне Грозном, между прочим, благодаря юродивому Николаю Салосу (28 февраля). Когда царь приехал в Псков, желая предать его жестокому наказанию, юродивый предложил ему кусок сырого мяса... «Я христианин и не ем мяса в Великий пост », – сказал царь. «Ты пьешь человеческую кровь», – смело обличил его юродивый и просил царя оставить город. Иоанн вскоре уехал в Москву. Блаженный Иоанн, юродивый московский (3 июля), носил на голове тяжелый железный колпак, за что ему и дали название «большой колпак»; кроме того, он носил под одеждою вериги из железных крестов, а на пальцах блестящие кольца; даже в самые жестокие морозы он ходил босой. Юродствуя, он обличал царя Бориса Годунова, говоря: «Умная голова, разбирай Божьи дела; Бог долго ждет, да больно бьет», – и Борис должен был выслушивать эти намеки на его злые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Тульский - житие Иван Степанович Котельников (1773 - 1850), блаженный, Христа ради юродивый, местночтимый святой Тульской епархии. Память 12 января (Тул.), 21 июля (обретение мощей; Тул.) Родился 23 сентября 1773 года в богатой купеческой семье Степана Романовича и Анны Дмитриевны Котельниковых. Крещен в честь святого апостола Иоанна Богослова. От природы был талантливым и трудолюбивым, получил хорошее домашнее образование. Отец рано приобщал сына к торговому делу, но не земного богатства искала его душа. Он много читал, особенно Священное Писание и жития святых, и очень рано понял суетность этой жизни и всей душой стремился к Богу. По благословению блаженной Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой, в 17-летнем возрасте вступил на путь юродства Христа ради. По воспоминаниям жителей Тулы, блаженный Иоанн ходил в полосатом халате, с открытой грудью, с непокрытой головой, зимой и летом босой. Его родственники, болея за него душой, пытались одеть его в хорошую одежду, но напрасно: он тут же все раздавал, оставаясь в своем рубище. Любовь к ближним побуждала его посещать дома, где случалась беда. Он утешал в скорбях, ободрял в напастях, плакал с плачущими, радовался с радующимися, молитвой помогал страждущим. Подвигами молитв, поста, терпения холода, насмешек от людей, отказа от собственной воли он стяжал полное смирение перед Богом, получив от Него при жизни в награду дар прозорливости и чудотворения. Часто в полночь юродивого видели молящимся перед Крестом, который находившимся на паперти тульского Успенского собора в Кремле, или на паперти Николочасовенского храма. Некоторые видели, что блаженный был в это время окружен светлым сиянием и стоял как бы на воздухе. Постоянно памятуя о Христе распятом, он всегда держал правую руку поднятой вверх. Туляки сохранили память о том, как блаженный Иоанн предсказал ужасный пожар 1834 года. За несколько месяцев до него он ходил по улицам города, размахивая руками, и дул во все стороны. Перед самым пожаром обошел все монастырские кельи и везде закрыл печные трубы. Монастырь уцелел от пожара, тогда как все здания вокруг были уничтожены огнем.

http://pravicon.com/info-3806

После сего преподобный Иоанн ушел из монастыря и, пришедши в город Устюг, поселился вблизи соборной церкви Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения, в церковной сторожке, в построенной для него хижине. Бодрствуя по ночам, он возносил непрестанные молитвы Господу, а днем старался казаться людям юродивым, подобно святому Прокопию Устюжскому, и в разодранном рубище и босой ходил по улицам города, отдыхая иногда на куче навоза. Так жил он зимой и летом. Такой тяжелый подвиг принял на себя юный Иоанн! Чего стоило одно то, чтобы зимой босому и еле прикрытому одеждою ходить по городу и переносить северные трескучие морозы! Много пришлось ему вытерпеть побоев, насмешек, брани от людей, не понимавших ни себя, ни его. Чтобы выносить столько страданий, надобно было иметь много твердости, воли и терпения, нужно было глубоко почувствовать смысл слов апостола, что нынешнее страдание наше легко и мгновенно готовит нам в величайшем избытке вечную славу (2 Кор. 4, 17). Действительно, блаженный юноша не только никогда не роптал и не гневался на своих гонителей и обидчиков, но еще сожалел и молился за них Богу. Блаженный Иоанн тщательно скрывал свой молитвенный подвиг, избегая людской молвы. Но были в Устюге и такие люди, которые понимали и смотрели на него как на добровольного страдальца и подвижника. Так, священнику Успенского собора Григорию всегда казались изумительными жизнь и терпение юродивого. И вот ему захотелось узнать, что делает и какую жизнь ведет он, когда бывает один. Долго он искал удобного случая и наконец нашел. Однажды в зимнее время, когда топилась большая печь церковной трапезы, а богомольцы по окончании вечерней службы вышли все, кроме одного юродивого, священник утаился за дверями и стал смотреть, что будет делать Иоанн. Блаженный юноша, осмотревшись кругом и не видя никого в трапезе, стал на молитву. Воздев руки к небу, он молился за глаголющих лесть и за творящих неправду; так молился он более часа. По окончании же молитвы стал мешать уголья в печке и затем, оградив себя крестным знамением со словами: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», лег в печь на горящие уголья. Увидев это, испуганный священник быстро отворил двери и бросился к юродивому, опасаясь, чтобы он не погиб в пламени. Но как он не спешил, мнимо-безумный еще скорее, подобно молнии, вышел из печи и, грозно посмотрев на пытливого, сказал: «Не смей никому сказать о том, что видел ты, до моей смерти». Трепещущий от страха священник дал слово исполнить волю блаженного в точности, и тот обнадежил его за молчание милостью Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Подражая двору, Нектарий окружал себя блеском и недоступностью. В сане патриарха он оставался тем же сановником и светским человеком, каким был раньше. Не таков был Иоанн, этот Божий воин, друг бедных, сирых и обездоленных, подвижник и первый слуга каждого. Роскошь для него была неприятна, и он считал ее грехом. Он являлся служителем Того, Кто родился в яслях, всю жизнь не знал, где преклонить голову, ходил босой и любил бедных. Многие говорили, что самый сан требует обстановки, но Златоуст понимал, что величие пастыря не в роскошной мебели и не в богатых одеждах, а в его добродетельной жизни. Он справедливо возражал: «Разве апостолы не должны были поддерживать своего сана, своего величия? Но у Павла была только одна одежда, и никто из них не знал роскоши. Да и что же я буду тратить на бедных, если стану много издерживать на себя?» Все изменилось в патриаршем доме, который состоял из нескольких больших комнат, прекрасно обставленных и богато украшенных. По своему великолепию особенно выдавалась Фомаита – мраморная палата, и судебная палата, в которой происходил разбор церковных дел. Все залы были устланы дорогими коврами, украшены шелковыми занавесями; столы были покрыты парчовыми тканями. Иоанн приказал убрать все ковры, занавеси и дорогую мебель. – Мне этого не нужно, – сказал он, – я к этому не привык. Да это и неприлично для служителя церковного. Патриарх поселился в одной просторной комнате, но и из нее велел вынести роскошную мебель, заменив ее простой, которая прибыла вскоре из Антиохии вместе с книжными шкафами. Все же драгоценности, ковры, шелковые занавеси он велел продать, чтобы этими деньгами можно было утолить горе бедных и страдающих. Он выстроил дом призрения и две больницы: одну для горожан, другую для приезжих. Ропот все рос и рос. Когда Иоанн, не обращая внимания на то, что о нем говорили, продолжал идти своим путем и начал нападать на сытых и богатых, стал их обличать, то он возбудил к себе сильную неприязнь обеспеченных классов, высшего духовенства и приближенных ко двору; те и другие начали клеветать на него, обвиняя его во всевозможных преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Блаженный Иоанн жил не буквой, которая убивает, а духом, который животворит. Как в Китае, так и в Западной Европе люди постепенно привыкали к тому, что Владыка всегда мог преподнести неожиданность. Однажды, когда архиепископу Иоанну довелось быть в Марселе, он решил отслужить панихиду на месте жестокого убийства сербского короля Александра. Никто из его клира по ложному стыду не захотел служить с ним. Владыка пошел один. Жители Марселя были поражены, увидев священнослужителя в необычных одеждах, с длинными волосами и бородой, расхаживающего с чемоданом и метлой прямо на дороге. Его заметили фоторепортеры и сразу принялись снимать. Владыка тем временем остановился, вычистил метлой небольшую часть тротуара, открыл свой чемоданчик и начал извлекать содержимое. На выметенном месте он положил епископские орлецы, разжег кадильницу и начал служить панихиду. Юродивый епископ в XX веке, да еще в Европе или Америке, – не сон ли это? В одной из католических церквей Парижа священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых! Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой – Saint Jean Pieds-Nus (святой Иоанн Босой)?» Такое имя блаженный Иоанн получил потому, что всегда ходил босиком – даже но жесткому гравию Версальского парка. Ему это запретили после серьезного заражения крови от пореза стеклом, предписали носить ботинки. Он их носил – под мышкой. Пока не пришло очередное распоряжение – надеть их на ноги. Архиепископ Иоанн часто и в церкви служил босиком, чем приводил в недоумение других священников. Однако каждое его действие имело глубокий внутренний смысл и рождалось от живого ощущения присутствия Божьего, Пророк Моисей услышал: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – блаженный Иоанн показывал, что ныне вся земля освящена стопами Христа и на всяком месте мы предстоим Живому Богу. Сам Владыка для многих становился как бы ангелом Божиим. Он был живым на скорую помощь людям; часто он посещал ночью больницы.- и всегда беспрепятственно, хотя в Шанхае во время японской оккупации и смельчаки предпочитали сидеть дома. Один бродяга из Лиона с жаром рассказывал, как блаженный Иоанн ходил по ночному Шанхаю в самые трудные годы и раздавал хлеб и деньги даже пьяницам. Спасать людей от смерти – было одной из главных его забот, и бесчисленны случаи, когда он своим приходом, будто живой водой, напаивал умирающих. Вот что рассказывает, например, госпожа Л.Лью.

http://pravmir.ru/xotya-ya-umer-odnako-z...

Какая вы счастливая, что имеете такого духовника. Мы его зовем святым Монахиня Анна, Леснинской монастырь: «В парижском госпитале лежала больная Александра Лаврентьевна Ю., и архиепископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие . Лежа в общей палате, где было около 40–50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный архиерей, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: “Какая вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит архиепископ, и просит его благословить их. И они всегда после этого немедленно поправляются. Мы его зовем святым”». Владимир Котляревский: «Благодаря усердным молитвам владыки Иоанна мой отец Николай Михайлович быстро выздоровел после третьего сердечного инфаркта, который случился в городе Спа летом 1962 года… Моя сестра, графиня Мария Николаевна Апраксина, и я были у врача, который сказал, что положение нашего отца совсем безнадежное. Вдруг в комнате нашего отца появился владыка Иоанн и начал молиться. Вскоре наш отец совсем выздоровел и возвратился домой в Брюссель. Наш отец прожил еще четыре года». Врачи не хотели поверить, что больной еще не скончался «Мне еще известен случай Валентина Стадницкого, который, когда стал мыть окна на квартире своей сестры, упал со второго этажа на улицу. Это случилось в 1959 году. Очень многие переломы не давали врачам надежды на выздоровление. Владыка Иоанн приехал в госпиталь с отцом Чедомиром Остоичем и стал молиться у кровати умирающего. Отец Чедомир рассказывал, что он первый раз слышал, как владыка Иоанн разговаривал в молитве с Господом Богом. На следующее утро врачи не хотели поверить, что больной еще не скончался, а даже стал очень быстро поправляться. Через месяц он покинул госпиталь совсем здоровым и еще долго жил». Ваш мальчик будет жить

http://pravoslavie.ru/80368.html

Владыку чтили и православные, и католики, и протестанты. В одной из католических церквей Парижа местный священник сказал пастве: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой». В Париже диспетчер вокзала задерживал отправление поезда до прибытия «русского архиепископа». В Париже диспетчер вокзала задерживал отправление поезда до прибытия «русского архиепископа» Покинув Шанхай в географическом смысле, владыка Иоанн не оставлял своих «шанхайцев» ни в Европе, ни в Америке. По этой причине его называют Иоанном Шанхайским, хотя он уезжал в США, затем провел около десяти лет во Франции, и, наконец, в 1962 году вернулся к своим «шанхайцам» в Сан-Франциско. Блаженная кончина святителя Иоан на последовала 19 июня (2 июля) 1966 года на семьдесят первом году его многотрудной жизни во время его архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной Курско-Коренной иконой Пресвятой Богородицы. Тело владыки шесть дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой. После кончины владыки голландский православный священник писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: “Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь”». В Сан-Франциско очень сырой микроклимат — влажно от океана. Мокрый и холодный туман, окутывающий город, — одна из его визитных карточек. Когда мощи святителя — а он лежал в металлическом гробу — извлекали, гроб проржавел, одежда истлела, а мощи остались нетленными. Сейчас мощи святителя Иоанна покоятся в деревянной раке под стеклом. Множество случаев чудесной помощи и исцелений происходят по молитвам к нему. 2 июля 1994 года святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец был причислен к лику святых. Общецерковное его прославление совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2008 году. Память — 19 июня/2 июля.

http://pravoslavie.ru/97764.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Почаевская " Описания иконы Описание иконы Почаевская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников. Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20–23 июля 1675 года. Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674–1696), полки, состоящие из[...] Икона Почаевская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников История этой чудотворной иконы неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина). На горе, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, в 1340 году поселились два инока. Однажды один из них после молитвы пошёл к вершине горы и вдруг увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. Он позвал другого инока, который был также удостоен созерцать чудесное явление. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Увидев необычный свет на горе, он поднялся на неё и вместе с иноками стал прославлять Бога и Его Пречистую Матерь. После того, как явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток этот сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень. Вода в стопе не оскудевает, несмотря на то, что многочисленные паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов. Сама же Почаевская икона появилась в обители следующим образом. В 1559[...]

http://pravicon.com/icon-267

Его начали бить тонкой железной цепью с острыми зубцами. Затем принесены были самые страшные орудия казни, и, указывая на них, Декий сказал: «Всеми этими орудиями я буду мучить тебя, если ты не принесешь жертвы богам». – «Я давно желаю мучения, как пиршества, – отвечал Лаврентий. – Ведь это для вас страшны мучения, а для нас они – слава». Тогда подвергли его жестоким истязаниям; били палками, жгли раскаленными железными досками. Св. Лаврентий терпел мучения и молился. Наконец, царь приказал принести железный одр и на нем начали жечь святого. «Вы уже испекли одну сторону моего тела, оборотите меня на другую», – сказал Лаврентий Декию и Валериану и с молитвой о просвещении неверных предал душу Богу. Христиане похоронили тела святых Сикста и Лаврентия. Вместе с сими святыми пострадали диаконы Римской Церкви Феликиссим, Агапит и Роман. Блаженный Лаврентий юродствовал в Калуге в конце XV и начале XVI столетия. Полагают, что он принадлежал к роду бояр Хитровых. Лаврентий ходил и зимой и летом босой, в рубашке и овчинном тулупе. Правивший Калужским уделом, князь Симеон Иоаннович любил его, так что святой по временам живал в его дворце. Большей же частью жил он в полуверсте от города, на горе, покрытой лесом, в хижине, близ стоявшего там храма. По ночам молился на паперти храма, а днем слушал службу из подземного хода от хижины. В 1512 г. когда на Калугу внезапно напали татары, св. Лаврентий, явившись князю Симеону во время борьбы с татарами, помог отразить врага и тем спас жизнь князя и город от разорения. Скончался он в 1615 г.; мощи его почивают в монастыре его имени. 11-е число Мученик Евпл служил диаконом в г. Катане, в Сицилии, во время гонения на христиан от Диоклетиана. В то время всюду отыскивали и предавали мучениям христиан. Им даже было запрещено иметь у себя священные книги. Книги отбирали и сжигали. Св. Евпл, несмотря на запрещение, носил с собой Евангелие и, обходя дома и улицы, проповедовал христианскую веру. Когда читал и объяснял он Евангелие в одном доме собравшемуся народу, то схватили его и представили начальнику города Калвисиану.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Осеняемый многоочным покровом этих угодников, когда- то столь славно просветивших западные страны, Владыка сам оказался новым просветителем – апостолоподобным миссионером этих стран, ибо вещал он и воплощал в себе неповрежденное вечно новое истинное учение Господа нашего Иисуса Христа, которое не могло не ослеплять сидящих во тьме современного отступнического новоязычества. Эти угодники стали его верными поспешниками в его многогранной деятельности. Он постоянно разъезжал по всей Европе; служил Божественную литургию по-французски, голландски, как раньше служил по-гречески и китайски, а позднее по-английски; слыл прозорливым и бессребреником-целителем. О нем писали из Парижа: “Он живет уже вне нашей плоскости. Недаром говорят, что в одной из парижских католических церквей священник сказал, обращаясь к молодежи: “Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой – Saint Jean Nus Pieds (святой Иоанн Босой)”. Владыка обратил внимание на так называемую Французскую Православную Церковь и много потрудился, дабы хотя бы часть приходов оказалась на спасительном пути в лоне Русской Зарубежной Церкви, хранительницы чистого бескомпромиссного Православия. Но самым утешительным детищем его апостольской деятельности было создание Голландской Православной Церкви, которая при богомудром его водительстве сильно окрепла и развилась; имеет своего архиерея, свои монастыри, почти все богослужебные книги на своем языке, свои периодические издания и т.д. Все свои “достижения” православные голландцы приписывают Владыке, считая его своим святым основателем и благодетелем, как явствует из слов епископа Иакова Гаагского в предисловии самого первого жизнеописания владыки Иоанна: “У меня не стало больше духовного отца, и я больше никогда другого такого не найду, кто мог бы глубокой ночью позвонить мне и сказать: “Ложись теперь спать, то, о чем ты просишь у Бога, конечно, угодно Ему”. Владыко! благодарю тебя за все. Помяни нас, твою Голландскую Церковь , у Престола Божия”. 8. Американские скорби

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010