Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу 26 января. ПРАВМИР. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: “Мать моя преставилась!” Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель – Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

X век Преподобный Иоанн Рыльский Преподобный Иоанн Рыльский – духовный покровитель болгарского народа. Известный при жизни, он еще больше прославился после своей смерти. Будучи духовным руководителем сотен, после смерти он стал духовным покровителем миллионов. Не каждая историческая личность может похвастаться таким огромным влиянием как на своих современников, так и на последующие поколения. Основанный преподобным Иоанном Рыльский монастырь стал очагом духовного просвещения на протяжении многих веков. Он оказал такое мощное религиозное, национальное и культурное воздействие на болгарский народ, что подготовил эпоху нового возрождения и ускорил день освобождения от чужеземного ига. Даже те, кто с сомнением относится к вере и мало ценит подвиги отшельников, признают значение Иоанна Рыльского в истории болгарского народа. Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с почитанием преподобного Сергия Радонежского в России. Родившись около 876 года, Иоанн рано потерял родителей и добывал себе пропитание нехитрой работой пастуха. Однажды хозяин сильно избил его за то, что он потерял корову с теленком. Вместо того чтобы идти искать пропажу, Иоанн всю ночь проплакал перед иконой Спасителя, а наутро корова нашлась. После этого случая Иоанн ушел в монастырь, где принял иноческий постриг. Через некоторое время он поселился в окрестном лесу в самодельной хижине, питаясь лишь дикими растениями. Как только молва о нем стала распространяться по окрестным селениям, Иоанн покинул свое прибежище, перейдя в еще более глухие, нехоженые места. Несколько раз преподобному приходилось менять место своих подвигов, убегая от людской славы. В конце концов, он поселился на Рыльских горах. Как-то раз местные пастухи в поисках разбежавшихся овец набрели на хижину преподобного Иоанна. Они увидели поразившую их картину: белобородый старец, с непокрытой головой, босой, в ветхих лохмотьях стоял с распростертыми руками, а испуганные овцы льнули к его ногам. Пастухи удивились, обнаружив человека так далеко в горах. Иоанн угостил их простой пустыннической пищей – бобами, смешанными с кореньями и травой, а затем с миром отпустил. Эти пастухи были первыми, кто сообщил весть, что на горе Рила живет удивительный Божий угодник. Туда через некоторое время стали приходить искавшие уединенной жизни подвижники. Ради них преподобный Иоанн основал монастырь у подножия скалы, на которой он жил. Согласно монастырскому преданию, вначале в нем подвизалось около семидесяти иноков. Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители, наставляя братию примером святой жизни и душеполезными назиданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре 9 июня. ПРАВМИР. Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопий (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна. С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

В.С. Соловьев о графе Л. Толстом В последнее время нередко приходится слышат суждения о религиозных и моральных воззрениях графа Л. Толстого, причем иногда повторяются слова «о громадном сочувствии к нему со всех сторон мира». Со своей стороны, во избежание недоразумений и напрасных нареканий, считаем необходимым предварительно точно определить о каком именно графе Льве Толстом идет речь. Гражданин А.К. Толстой в своем «Князе Серебряном» приводит следующие мнения о царе Иоанне IV Васильевиче: Первое, на стр. 5: «Все русские люди любили Иоанна всею землей. Казалось, с его праведным царствованием настал на Руси новый золотой век, и монахи, причитывая летописи, не находили в них государя, равного Иоанну». Второе, на стр. 306 и 307: Во время казни: «в конце площади показался человек, лет сорока, с реденькой бородой, бледный, босой, в одной полотняной рубахе. Лицо его было необыкновенно кротко, а на устах играла странная, по-детски добродушная улыбка… Все знали блаженного… Нагнувшись вперед, гремя веригами, которыми он весь был обвешан, блаженный подбирался сквозь раздвигающуюся толпу и шел прямо на Иоанна. – Ивашко! Ивашко! –кричал он издали.– Ивашко! Меня-то забыл… Посмотри на блаженного! – сказал он, хватаясь за узду царского коня: – что же не велишь казнить и блаженного? Чем Вася хуже других! Дай и мне мученический венчик! За что меня обходишь? За что обижаешь? Дай и мне такой венчик, какие другим раздаешь! – Ступай, ступай! – сказал Иоанн с зарождающимся гневом. – Не уйду, – произнес упорно юродивый, уцепясь за конскую сбрую; но вдруг засмеялся и стал пальцем показывать на Иоанна. – Смотрите, смотрите! – заговорил он: – что это у него не лбу? Что это у тебя, Ивашко? У тебя рога на лбу! У тебя козлиные рога выросли! И голова-то твоя стала песья!… Побори меня, царь Саул, – говорил блаженный, отбирая в сторону висевшие на груди его кресты: – пробори сюда, в самое сердце! Чем я хуже тех праведных? Пошли и меня в царствие небесное! Аль завидно тебе, что не будешь с нами, царь Саул, царь Ирод, царь кромешный?…»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава 20 1–2. «В год, когда Тартан пришел к Азоту» ( Ис.20:1–2 ). Другие говорят: «Фаран». «Быв послан от Саргона, царя Ассирийского». Акила и Симмах говорят: «от Саркуна». «И воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой». Зачем пророк называет даже время, когда показывает осаду города? Затем, чтобы научить иудеев относительно времени осады города, так как они не верили одним словам, а также – научить словами и египтян, – убедить их, что им не дается более времени. Так как они, будучи неверующими, не имели никакой веры в минувшие события, то пророк приводит, как ясный признак, поражение города. Если ты, египтянин и пустословец, считаешь одно заслуживающим презрения, то веруй другому, и признай совершившееся. Они должны были скоро верить наставлению, хотя бы и малейшему, слыша таковое, тем более – теперь, когда он присоединяет исполнение, т.е. разоблачение пророка. Если бы произнесенные слова не исполнились, то напрасно и тщетно возлюбленный покрылся бы срамом. Что удивительного, если пророк, говоря неверующим и иноплеменным, показал такого рода действие, когда этим самым он подтверждал свои слова, возвещая единоплеменникам не только о том, когда был послан, но и – когда победил (Тартан)? Видишь ли, какова польза от времени? Мы не напрасно и не тщетно читаем Писание, и не тщетно здесь всегда упоминается время, но для научения чрез времена большему. «Пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих». Такую одежду и такое одеяние употреблял пророк. Почему же он получил повеление сбросить таковую одежду, облекши в которую свои члены, он оплакивал наступающие бедствия, и – показаться нагим? Подобно тому, как Даниил постилал пепел, как постель ( Дан.9:3 ), так и этот пророк, видя их неизлечимый порок, облачался в такой траур. Не видишь ли ты женщин, как они, видя своих мужей при смерти, покрывают голову и ноги черными одеждами и, если возможно, готовы употреблять все черные одеяния? Так и этот пророк, сознавая, что не будет никакой пользы от пророчества, услышав от Врача душ, что государство прекратит свое существование, и для него нет никакой помощи или лекарства, видел евреев бесчувственными, наподобие больного, не воспринимающего боли, и потому плакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В лике местночтимых святых Киевской епархии прославлен блаженный Иоанн Босой 30 декабря, 2015. Новостная служба Богослужение совершил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий 30 декабря. ПРАВМИР. В Десятинном монастыре в честь Рождества Богородицы в Киеве прошла Божественная литургия с чином прославления блаженного Иоанна Босого. Богослужение совершил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, сообщает пресс-служба Украинской Православной Церкви. «Юродивый смеется там, где все плачут, он убегает от того, чего все хотят. Мы плачем, если нас обижают, унижают, задевают нашу гордыню, а юродивый из-за этого может только посмеяться. В своей жизни мы все время охотимся за богатством, за сокровищами, за комфортом, за удобствами, а юродивый бежит от этого», – сказал митрополит Онуфрий в своей проповеди после прославления святого. Он также отметил, что достичь святости можно разными путями, при этом «святой Иоанн обрел спасение наименее понятным миру подвигом – юродством». Решение о канонизации Иоанна Босого (Расторгуева) в лике местночтимых святых Киевской епархии было принято Священным Синодом УПЦ 19 июня 2014 года, его память будет совершаться каждый год 29 декабря. Блаженный Иоанн известен делами милосердия и подвигом юродства Христа ради. На средства состоятельных людей он организовал приют для калек, нищих и бездомных, в котором принимал и кормил около 200 человек в день. Его неизменным правилом было встречать вечернее богослужение в канун воскресенья без копейки денег. Умер в 1849 году в возрасте 50 лет. Как говорится в житии подвижника, он всегда ходил босым и носил тяжелые вериги, с которыми и был похоронен на Щекавицком кладбище. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 7 июня, 2022 6 июня, 2022 1 июня, 2022

http://pravmir.ru/v-like-mestnochtimyih-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БОСОЙ (Ковалевский Иван Григорьевич; 1807, Киев - 7.06.1855, там же), юрод., подвижник благочестия. Род. в семье потомственных киевских мещан. После смерти матери Ивана вместе с младшей сестрой воспитывал отец. В 1816 г. поступил в 1-ю киевскую гимназию, в к-рой прилежно учился 4 года. В 1820 г., после смерти отца, оставил учебу и поступил «на испытание» писцом в канцелярию Киевского губ. правления (стол по уголовным делам). В 1823 г. был зачислен в штат канцеляристом. С детства отличался набожностью, с возрастом все более отдалялся от мирской жизни. Странное для канцеляриста поведение Ковалевского - аскетический полумонашеский образ жизни, кротость в общении, отказ от продвижения по службе - вскоре сделало его белой вороной в кругу губ. канцеляристов, настроивших против него начальство. В 1834 г. Ковалевский был вынужден выйти в отставку «по болезни». Некоторые исследователи считают, что И. Б. в период работы в губ. канцелярии стал прототипом Акакия Акакиевича, персонажа повести Н. В. Гоголя «Шинель». Гоголь мог узнать о «странном» канцеляристе Ковалевском во время пребывания в Киеве в июле 1835 г. ( Евдокимов О. В. Кто же «вошел» в гоголевскую «Шинель»?//Начало. СПб., 1995. 2. С. 188-199). После выхода в отставку Ковалевский на время покинул Киев, отправившись странствовать по св. местам. В 40-х гг. XIX в. вернулся в родной город, поселился при Киево-Печерской лавре , где безвозмездно трудился на братской кухне, поднося дрова и воду, и ухаживал за немощными. К тому времени И. Б. уже принял на себя подвиг юродства, постоянно носил одну и ту же одежду, летом ходил в сапогах, а зимой - босиком, за что и получил свое прозвище. Пользуясь большим уважением не только прихожан, но и лаврской братии, И. Б. обратил на себя внимание Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , приглашавшего его на свои трапезы. В жизнеописании И. Б. говорится об обнаружившемся у него даре прозорливости и чудотворения ( Зноско. 1994. С. 99). Среди наиболее известных предсказаний - предупреждение прп. Алексию Киево-Печерскому , в то время еще послушнику при лаврской типографии, о некой «опасности», к-рая грозит ему от мирянок. Также известна история об исцелении им блюстителя Дальних пещер игум. Иннокентия (Кузнецова) (Там же. С. 102-104).

http://pravenc.ru/text/469834.html

Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями. 23 августа. ПРАВМИР. Церковь чтит память блаженного Лаврентия Калужского. Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, жил в начале XVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы. Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал Богослужение. Бывал он и в доме калужского князя Симеона Иоанновича. Предполагают, что блаженный Лаврентий происходил от боярского рода Хитровых, потому что его именем начинался их родовой помянник в Перемышльском Лютиковом монастыре, находившемся в Калужской епархии. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями. Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, блаженный Лаврентий, бывший в доме князя, внезапно закричал громким голосом: «Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!» Сказав это, он схватил топор и ушел. Внезапно оказавшись на насаде (корабле) рядом с князем, праведный Лаврентий укрепил и ободрил воинов, и они в тот же час победили врага. С топором в левой руке, насаженном на длинном топорище, он изображается на иконах. Вероятно, что князь Симеон (†1518), обязанный праведнику своим спасением, устроил в его память иноческую обитель на месте подвигов святого. Скончался блаженный Лаврентий 10 августа 1515 г., очевидно, в день своего тезоименитства. Известно, что память святого чтилась, кроме того, и 8 июля. Прославлен блаженный Лаврентий, по-видимому, во второй половине XVI века. Так, царь Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю (1565 г.) писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». В житии первое посмертное чудо записано под 1621 годом — исцеление параличного боярина Кологривова, который выздоровел после совершения молебна святому.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-bl...

сост. свящ. Иоанн Кузнецов Святый блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец Блаженный Иоанн, – уроженец страны Вологодской; родители его неизвестны. Подобно блаженному Василию, святый Иоанн в юности оставил дом родительский, чтобы служить Богу. Желая изнурить свою плоть, он бесплатно исполнял труднейшия работы на соляных варницах. Не смотря на все утомление от этих работ, блаженный спал весьма мало, при том на голых камнях, и изнурял себя постом. К этому св. Иоанн присоединил еще большее лишение – почти совсем отказался от употребления одежды, едва-едва прикрывая свое тело рубищем, даже в самые сильные морозы. Свободное от работ время он посвящал молитве: строгим постом, смирением, молитвою и подвижническою жизнию блаж. Иоанн снискал благодать Божию и удостоился получить от Бога дар прозорливости. Через несколько времени блаж. Иоанн тайно ушел из Вологды в Ростов (Яросл. губ.), где и водворился при местном Успенском соборе. Здесь он принял на себя еще подвиг юродства о Христе, подобно Василию Блаженному. Вместе с этим, стараясь обуздать свою плоть, довести ее до совершенного изнеможения, блаженный Иоанн возложил на тело свое тяжелые вериги с крестами, на персты медные и жевезные кольца, на кисти рук железные кольца и все это носил тайно под власяницей; на главе имел большой тяжелый колпак 20 , в руках большие деревянные четки и тяжелый железный костыль. (Вериги он надел в Ростове по совету жившего там своего друга – затворника Иринарха, который предсказал блаженному, что он будет славен). Прожив несколько времени в Ростове, блаж. Иоанн решился уйти отсюда в Москву. Здесь он ходил в самые жестокие морозы босой и почти нагой с распущенными волосами, посыпанными пеплом и залитыми смолой. Заботясь о спасении своих ближних, он обличал их пороки, предсказывал грядущие бедствия и призывал тем к покаянию. Блаженный не боялся никому говорить горькую правду. Между тем он беспощадно обличал Бориса Годунова и, встречаясь с ним, говаривал: «умная голова, разбирай Божьи дела: Бог долго ждет, да больно бьет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В селе Рождествине, Царскосельского уезда, С.-Петербургской епархии, погребен юродивый Иванушка. Он появился здесь с 1799 года. Мещанка Екатерина Иванова Русакова нашла его, и он жил у нее до смерти в 1836 году. Роста был среднего, лицо имел смуглое, волосы и брови черные, тело всегда грязное. Зимой ходил он в одной рубашке, без шапки, босой, закинувший руки за спину. Ел, что ему давали; спал на печке, хотя бы даже горячей, зимой и летом, милостыни не собирал; деньги, которые ему давали, опускал в часовенный ящик. Когда, по случаю болезни головы и ноги, продолжавшейся 6 недель, он не собирал денег, то в часовенном ящике было денег на 60 рублей менее. Опуская деньги в ящик, он говорил: «спасибо! ступай домой». И, опустив деньги, бежал по селу и кричал: «спасибо! Бог дал». Деньги он опускал во всякое время, даже в полночь. К церкви был усерден, но к службе ходил не всегда; крестился всем кулаком; сильно бил лбом в пол; если хвалил службу, то говорил: «спасибо поп! страх». Покойников провожал до могилы; к священнику был почтителен. Много предсказывал. Так, в 1831 году Сиворицкому священнику, Евтихию Семеновичу Литвину, предсказал смерть; одной крестьянке предсказал скоропостижную смерть ее мужа Евсигнея Шубина, жившего в Гатчине; князю Гагарину, командиру квартировавшего здесь кирасирского эскадрона, предсказал, в 1832 году, пожар гумна, в котором стояло несколько лошадей; в 1836 г., за год до смерти, предсказал пожар села Рождествина; во время польского мятежа, в 1831 году, провожая ехавшего через село Императора Николая, бросил вслед ему щебенку (битый камень) и кричал: «ах! спасибо, Бог даст», предсказывая этим прекращение мятежа; Екатерину Гусакову, свою хозяйку, Иванушка возвратил из раскола в православие. Уча почитать православные иконы, Иванушка, стащив ее с печи и поставив в передний угол пред иконой Знамения Божией Матери, говорил: «бабка, молись Богу». «Бог в церкви. Бог даст». Одной Луговской помещице предсказал выздоровление больной дочери, за что дочь сшила ему рубашку; графу Растопчину, ехавшему, в 1831 или 1832 году, в Киев на богомолье с женой и 8-летней дочерью, не владевшей ногами, Иванушка предсказал выздоровление дочери. За это Растопчины подарили ему камилавку, белую, обшитую золотым гасом, привезенную из Киева, от Иоанна многострадального. В этой камилавке Иванушку похоронили. Пред смертью своей Иванушка 6 недель страдал болезнью ноги и головы, приключившейся ему от стекла, попавшего в ногу. Стекло вытащили и, когда его вытаскивали, он сказал пожалевшей его домохозяйке: «спасибо, бабка. Пора домой!» На погребение его собрался народ из Рождествина и из соседних деревень. Над могилой Иванушки впоследствии поставлен был «голубец» – вроде домика, с крестом наверху 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010