Беседы об апостоле Павле: De laudibus S. Pauli apostoli. PG 50, 473–514. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Беседы об ап. Павле//Творения. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896. С. 515–557. Беседы на Послание к Евреям: Homiliae 34 in epistulam ad Hebraeos. PG 63, 9–236. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Послание к Евреям//Творения. Т. 12. Кн. 1. СПб., 1906. С. 5–281. Беседы на Первое послание к Коринфянам: Homiliae in Epistolam primam ad Coryntheos. PG. 61, 11–382. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт.//Творения. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 8–458. Беседы на Второе послание к Коринфянам: Homiliae in Epistolam secundam ad Coryntheos. PG. 61, 381–610. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт.//Творения. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. . 459–728. Беседы на Послание к Римлянам: Homiliae XXXII in Epistolam ad Romanos. PG. 60 . Col. 391–682. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Послание к Римлянам//Творения. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 483–856. Беседы на Второе послание к Тимофею: Homiliae X in Epistolam secundam ad Timotheum. PG 62, 599–662. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Второе послание к Тимофею//Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 756–836. Беседы о кресте и разбойнике: De cruce et latrone, I–II. PG 49, 399–418. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Беседы о Кресте и разбойнике, I–II//Творения: В 12 т. СПб., 1898–1906. Т. 2. Кн. 1. С. 443–465. Против аномеев: Contra Anomaeos, 1–12. PG 48, 701–812. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Против аномеев: Беседы 1–12//Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 493–615. Против иудеев: Adversus Judaeos (orationes 1–8). PG 48, 843–942. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Против иудеев: Беседы 1–8//Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 645–759. Иоанн Кассиан Римлянин Собеседования: Collationes. PL 49, 477–1328. Русский перевод: Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседования египетских подвижников//Писания. М., 1892, 1993. С. 167–634. Иоанн Кронштадтский Мысли о Церкви и православном богослужении. Т. 1. СПб., 1905. Ириней Лионский Против ересей: Adversus haereses. Libri I–V. SC 263–264; 293–294; 210–211; 100; 152–153. Русский перевод: Ириней Лионский , сщмч. Творения/Пер. прот. П. Преображенского . СПб., 1900. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Прославляя чудесное зачатие Предтечи, который исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, Церковь торжественнее прославляет его рождение, о котором, по словам Евангелия, будет радость и веселие, и мнози возрадуются ( Лк.1:14 ), и которое возвеличило Елисавету и обрадовало соседей и родственников. Блаженный Августин в слове своем на день Рождества Предтечи говорит 788 : «Сегодня празднуем мы день рождения св. Иоанна – честь, какая, по нашему мнению, не воздается ни одному святому. Во всем христианском мире празднуется и почитается день рождения только Господа и св. Иоанна 789 . Иоанн родился от неплодной, Господь – от Девы. У Елисаветы побеждено неплодство, у Св. Марии изменен естественный закон рождения. Кто же Иоанн? Для чего он предназначен? Он есть великий Иоанн, о величии которого засвидетельствовал Сам Спаситель наш, сказав: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:11 ). Иоанн превосходит всех и пророков, и патриархов, превосходит всякого рожденного от жены. Иной, может быть, скажет: если Иоанн болий всех рожденных женами, то он болий и Спасителя. Нет, Иоанн есть сын жены, а Спаситель – Сын Девы. Иоанн родился из недр тленной плоти, а Христос – от нетленных кровей Девы. Иоанн послан пред Господом, Который, сделавшись человеком, имел явиться по исполнении определенного времени. В Иоанне обитала такая благодать и величие, что его считали за Христа. Но что сам Иоанн свидетельствует о Христе? От исполнения Его мы вси прияхом и благодпть возбгагодать ( Ин.1:16 ). А кто мы? все пророки, патриархи, апостолы, все святые до рождества и по рождестве Христа бывшие. От исполнения Его мы вси прияхом; мы сосуды, а Христос – источник. Иоанн есть человек, а Христос – Бог. Человеку надлежало умалиться, чтобы Бог возвеличился, как сам Иоанн говорит о Иисусе Христе: Оному подобает расти, мне же малитися ( Ин.3:30 ). Показуя умаление человека, Иоанн родился сегодня, когда дни умаляются. Являя величие Бога, Христос родился в такое время, когда дни возрастают.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Использование этого приема у Марка подчеркивает роль Петра как наиболее компетентного источника-очевидца евангельской традиции. И Лука, и Иоанн признают роль Петра, используя тот же прием аналогично Марку. Лука признает, что использовал Евангелие от Марка – построенное в основном на свидетельствах Петра – как композиционно, так и заимствуя оттуда содержание. В прологе к Евангелию Лука ссылается на людей, бывших очевидцами событий «с начала». К ним, безусловно, относится Петр, поскольку Лука считает Евангелие от Марка основанном на свидетельствах Петра. Возможно, важными свидетельницами для Луки были и женщины-ученицы: на это указывает их собственное inclusio, менее вместительное, чем inclusio Петра, однако охватывающее значительный отрезок повествования (от галилейского служения до пустой гробницы). Иоанн использует inclusio Петра намного более тонко. Создав inclusio Любимого Ученика, которое, хоть и совсем ненамного, «перекрывает» inclusio Петра, Иоанн признает особую важность свидетельства Петра, запечатленного в Евангелии от Марка, из которого его читатели почерпнули свои основные знания об Иисусе – однако утверждает, что свидетельство Любимого Ученика, запечатленное в его собственном Евангелии, в некоторых отношениях его превосходит. Таким образом, несмотря на первое впечатление, которым довольствуется большинство исследователей-новозаветников, в Евангелиях используются литературные приемы, указывающие на очевидцев-источников информации. На вопрос о том, почему источники не указаны более открытым и очевидным образом, можно ответить, что древние читатели и слушатели этих книг, в отличие от ученых XX-XXI веков, ожидали, что у этих повествований будут источники-очевидцы, интересовались личностями этих очевидцев и потому были более внимательны к евангельским указаниям на них. Таблица 11. Упоминание имен персонажей в Евангелии от Марка (исключая Иисуса, публичных персон и ветхозаветных персонажей) Сыновья Зеведеевы Другие из числа Двенадцати Другие не из числа Двенадцати Симон (2) Андрей Зеведеев, Иоанн Зеведей Иаков, Иоанн Андрей Левий Алфеев 3:16–19 Симон/Петр Список из 9 Зеведеев, Иоанн, брат Иакова апостолов Иаков, Иоанн, брат Иакова Мария, Иаков, Иосия, Иуда, Симон Иаков, Иоанн Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы Иаков, Иоанн Вартимей, сын Тимея Иаков, Иоанн Андрей Симон прокаженный Иуда Искариот Иаков, Иоанн Симон, Петр Иуда (Искариот) Симон Киринеянин, отец Александра и Руфа Мария Магдалина, Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, Саломея Иосиф Аримафейский Иосиф (Аримафейский) Иосиф (Аримафейский) Мария Магдалина, Мария, мать Иосии Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, Саломея Таблица 12.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Извеков Т.Н. (см. Георгий (Извеков)) Иараилев A.A. (см. Аристарх (Налетов)) Илларион (Троицкий Владимир Алексеевич, 18861929) – архиепископ Верейский, викарий Московской епархии, священномученик Иннокентий Иркутский (ум. 1731) – епископ Иркутский Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич , 17971879) – митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки Иоаким (ум. 1741) – архиепископ Ростовский Иоанафан (Руднев, ум. 1906) – архиепископ Ярославский Иоанн (Вознесенский Иван Иванович, 1838–1910) – протоиерей, инспектор Рижской духовной семинарии, исследователь древнерусского пения Иоанн (Разумов, ум.1990) – митрополит Псковский и Порховский Иоанн-послушник (см. Иринарх) Иоанн Богослов – святой евангелист Иоанн Дамаскин (ок. 675ок. 740) преподобный Иоанн Златоуст (между 344407), святитель, архиепископ Константинопольский Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич, 18291908/1909) – протоиерей, праведный, проповедник Иоанн Лествичник (579ок. 649) – преподобный Иоанн Максимович (16511715) – святитель, митрополит Тобольский Иоанн Рыльский (ок. 876946) – преподобный Иоанн (Соломин Иван П.) – священник, церковный композитор (конец XIXhaчaлo XX в.) Иов Почаевский (ум. 1651) – преподобный Иоасаф Белгородский (ум. 1754) – святитель Иона (Сысоевич) – митрополит Ростовский (1652–1691) Иосиф (Фудель Иосиф Иванович, 18641918) – протоиерей, писатель Ипполитов Павел Афанасьевич (18891947) – композитор, дирижер, хормейстер, заведующий музыкальной частью Малого театра Иринарх – послушник, иеродиакон Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря, келейник Владыки Пантелеимона (Максунова) (начало XX в.) (см. также Иоанн-послушник) Исаия (Лукошко Иван) – инок, распевщик, ученик Степана Голыша (XVI в.) Исидор (ум. 1472) – священномученик Юрьевский Исидор (Козин-Грузинский Иван Андреевич , 1814/331908) – иеромонах Гефсиманского скита Иустиниан (Саган) – архимандрит, благочинный храма с. Ильинское (1980-е) К Казачков Семен Абрамович (род. 1909) – хоровой дирижер, профессор Казанской консерватории

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, родился в конце XV века в Вологодском крае. В юности он оставил родительский дом и стал безмездно работать водоносом на солеварнях. Тяжелым трудом, постом и молитвой блаженный Иоанн изнурял свою плоть. Через некоторое время святой Иоанн перешел в Ростов и поселился недалеко от храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он стал носить на теле железные вериги и кресты, а на голове большой колпак, за что был прозван «Иоанн – Большой колпак». В Ростове блаженный Иоанн был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским († 1616; память 13 января). Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Выходя из келлии, блаженный полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но блаженный Иоанн с кротостью и терпением переносил насмешки. Из Ростова блаженный Иоанн переселился в Москву, где продолжил подвиг юродства. Зимой и летом он ходил в рубище, претерпевая в непогоду холод и сырость. Блаженный Иоанн получил от Бога дары прозорливости и чудотворений. Так он предсказал нашествие поляков на Россию. Однажды святой встретил хромого человека по имени Григорий. Он расспросил его о болезни и узнал, что Григорий два года назад вывихнул ногу и с тех пор нога не заживает. Во время разговора блаженный Иоанн как бы нечаянно наступил на больную ногу, и она тотчас стала здоровой. Блаженный Иоанн скончался в 1589 (или 1590) году. Ему был открыт день его кончины. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня после его кончины у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, где был погребен блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец († 1552; память 2 августа). Перед кончиной блаженный Иоанн, приготовив себя к погребению, трижды омылся в бане, где и умер. На погребении святого в Покровском храме были царь Феодор Иоаннович, архиереи Русской Церкви и множество народа. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А чтобы сие старание о будущих впред уголовных делах могло удобнее иметь свое действие, для сего нам нужными почитаются Синоды, и чтобы они были многолюднее, мы обещаемся под вышеупомянутыми обязательствами, что ежели Греки назначат Генеральный Синод и будут созывать на оный, тогда и Евангелики на том Синоде или сами лично, или чрез своих посланников присутствовать должны. А когда и Евангелики по давнему обыкновению открывания Синодов составят Генеральный Синод и будут требовать тогоже от Греков; тогда люди Греческого исповедания обязаны на их Собор или лично прибыть, или послов отправлять. И таким образом совокупно друг друга тяготы носяще, будем с обеих сторон советом и помощию себя подкреплять, яко сохраняющий всегда между собою доверенность по Генеральной Конфедерации, и яко едино тело под единою Главою Христом Господом сей договор и союз между собою навсегда, никогда не отступая и не оскорбляя взаимно друг друга ни писанием, ни словами укоризненными, с Божиею помощию сохранять будем. Андреи Лещинский из Лешна, Воевода Брестский Куявский своеручно; Криштоф Зеновичь, Воевода Бреский своеручно; Николай Нарушевич, Катшеллян Полоцкий своеручно; Андрей Фирлей Каштеллян Радомский; Андрей Боржинский Подкоморжий Любельский; Криштоф Рей из Нагловича, Стольник Любельский; Станислав Могленский, Подсудок Любельский, Збожний Цверацкий, Хорунжий его Королевского Величества, Феликс Ступский де Конар; Адам Горайский из Горая; Георгий Радзивил Староста Мозырский; Иоанн Глебович на Домброве, Староста Великого Княжества Литовского своеручно; Иоанн Станкевичь, Староста Минский, Адам Тальвош, Староста Динебургский; Николай Зенович, Подкоморрий Ошмянский; Иоанн Сицанский Маршал Упильский; Георгий Соколинский: Иоанн Нелюбович, Маршал Его Королевского Величества; Петр Стабровский, Староста Хвейданский; Севастиан Пакош; Александр Радзиминский, Стольник Земский Жмудский; Иоанн Юидзидо; Иоанн Гладкий; Павел Прогудьбицкий-Голиковский, Депутат Ошмянский; Николай Карагон, Хорунжий Двора Великого Княжества Литовского: Станислав Сислович; Криштоф Вольский, Николай Волчек; Андрей Война; Николай Лукомский; Иоанн Свиковский; Василий Массальский; Григорий Сапега, Подкоморий Оршанский: Сильвестр Жиземский; Лаврентий Ловейко, Стольник Мозырский; Валентин Дембовский, Депутат из Волковиска; Андрей Колонтай; Иоанн Сивицкий; Станислав Чехович; Иоан Жижемский; Шчесный Богумашка, Гродский Писарь Виленский; Андрей Воропай; Станислав Скорульский: Иоанн Друцкий Горский; Иоанн Обржинский: Криштоф Грандецкий; Григорий Мирский; Симон Воидек-Рингайлович; Михаил Саморок; Войцех Скиндер, Земский Писарь Лидский; Николай Война-Ященецкий; Гавриил Уплицкий, Гродский Судия Виленский, Петр Ровинский Мижопуд; Станислав Палюцкий; Андрей Волян; Иоанн Плясковский-Стольник Оршанский; Мельхер Пендкевич, Фома Рушборский, Константин Головчинский, Петр Котковский, Иоанн Станиславович, Николай Маренькевич, собственноручно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Теперь кто свободен, может уходить из храма Божия, а отец Иоанн остается сам со своими “друзьями”, “детьми”. Внимание! Начинается общая исповедь – одно из потрясающих явлений в Кронштадтском нравственном мире. Я, разоблачившись, стал на левом клиросе, где стояли и некоторые интеллигентные лица. После начального возгласа отца Иоанна молодой с сильным голосом псаломщик читает отчетливо и скоро “последование о исповедании”. Выходит из алтаря на амвон в смиренном виде, без камилавки, отец Иоанн... Говорит он поучение о покаянии. Дорого тут и то, и другое, и третье; и кто говорит, и о чем говорит, и как говорит. Прямо, без обычного “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”, отец Иоанн два раза при мне начинал поучение так: “Грешники и грешницы, подобные мне! Вы пришли в храм сей, чтобы принести Господу Иисусу Христу Спасителю нашему покаяние во грехах своих...” Сказавши несколько прочувствованных слов, отец Иоанн заявляет: “Слушайте... буду читать покаянные молитвы”. И – читает!.. Неописуемо, невыразимо хорошо читает эти молитвы отец Иоанн. “Боже Спасителю наш”... взывает отец Иоанн, умилительно взирая на икону Спасителя, “...рабов твоих с-и-х” читает отец Иоанн эти слова протяжно, разбивая их по слогам, обратившись к народу, и тут-то... ах! какие поразительные жесты делает отец Иоанн всякий раз при слове “сих” или “их”: или всей раскрытой десницею поведет над главами низу амвона молящихся, или– что еще выразительнее, как пророк грозного и праведного Судии, указует перстом в толпу, в ту или другую сторону ее... Ах, как это выходит трогательно, умилительно и в то же время страшно, когда вспомнишь невольно свою нравственную нечистоту. Прочитавши молитву, отец Иоанн заявляет, что ее нужно “протолковать”, и продолжает опять речь о покаянии: как согрешили упоминаемые в молитве цари Давид и Манассия, как каялись они и как нам нужно каяться. Поучение, по-видимому, простенькое по выражениям, не хитро – витиеватое по изложению и, однако, своеобразное во всем: и в слове, и в изложении, и в самом произношении. Приметил я, что с особенною любовью отец Иоанн произносит имя Спасителя или святой Троицы и к этому имени непременно присоединит эпитета три-четыре с постепенными повышением и ударением голоса на каждом слове. Впрочем, можно догадываться, что отцу Иоанну присуща какая-то особенная тайна сильно действовать на сердца слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как удостоившийся узреть будущие судьбы и тайны Церкви Христовой, св. Иоанн получил наименование «Тайновидца» и «Тайнозрителя». Кончая описание чудесного небесного видения, Иоанн восклицает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Слова эти выражают его пламенное желание соединиться с Тем, Кого он так любил на земле. Но ему предстояли еще труды и заботы, он еще много должен был сделать для славы Божией и пользы ближних. Вскоре император Домициан, заточивший Иоанна на остров Патмос, был убит, и на престол взошел добрый и кроткий император Нерва. Он даровал свободу всем заточенным христианам. Был освобожден и св. Иоанн. Жители Патмоса почти все уже исповедывали веру Христову, и потому Иоанн вознамерился оставить место своего бывшего заключения. Он стремился в Ефес, первое и главное место своих апостольских трудов. Прежде чем удалиться с Патмоса, св. Иоанн обошел все города и селения, утверждая верующих. Во время этого прощального путешествия Иоанн и зашел в одно селение, где жил жрец Зевса Евхарис. У него был слепой сын, и он давно желал видеть св. апостола, о котором слышал, что он великий чудотворец. Узнав о прибытии Иоанна в их селение, Евхарис поспешно пришел к апостолу, умоляя его посетить дом его и исцелить слепого сына. Видя веру жреца, Иоанн отправился к нему. «Во имя Господа моего Иисуса Христа прозри!» – сказал апостол слепому, и тот в то же мгновение прозрел. Тогда Евхарис вместе с прозревшим сыном уверовал во Христа и принял Св. Крещение. Иоанн же продолжал путешествие по Патмосу. Наконец, устроив Церковь , рукоположив везде епископов и священников, св. Иоанн собрался в путь. Со слезами и рыданиями прощались с ним верующие. Пожелав им мира и дав благословение, св. Иоанн вошел на корабль и отправился в путь. Со слезами печали провожали св. апостола на Патмосе, с невыразимой радостью встретили его в Ефесе. «Благословен грядый во имя Господне!» – радостно восклицали христиане ефесские. Как и в первое свое пребывание, св. Иоанн остановился в доме городского старшины Диоскорида, принадлежащем теперь только сыну его Домну, которого св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И все средства, предпринимаемые пастырями Римской церкви к вознаграждению этой потери, – как то: составление молитв приспособленных к действиям мессы, изъяснение обрядов ее и т. под., – не вознаграждают оной вполне. Мы видим, что сами католики, чувствуя не выгоду от совершения литургии на языке не понятном для народа, частно переводят, даже издают в свет, для частного употребления, мессу на своем природном языке, и читают ее во время совершения ее в храме. Таково происхождение разностей, которыми Римская литургия существенно отличается от нашей! Вот причины, коими западная церковь старается оправдать свои нововведения! Позднее происхождение этих разностей, неважность, можно сказать ничтожность предлогов и причин, по которым возникли и доселе остаются они в западной церкви, ясно показывают их неосновательность. Как же Римская церковь доселе удерживает такие нововведения! Неужели не знает она, что поступает в этом случае неверно?.. Не беремся решать этих вопросов; для нас довольно видать, что Римская церковь, в совершении божественного священнодействия тела и крови Христовой, во многом уклонилась от чистоты и православия святой, соборной и апостольской церкви, примешивая к делу Божию мудрования человеческие. – Благодарим Господа нашего Иисуса Христа, сподобившего нас быть участниками святых таин во святой православно-кафолической церкви восточной, – слышать, на родном языке, совершение божественного священнодействия литургии, переданного нам чистыми руками св. Василия и Златоуста! Да просветит Он светом своим и тех братий наших, которые, по неведению или упорству и навету вражию, удаляют себя от общения с православною церковию, да не бывают ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей (Эфес.4:14)! Приложение к стр. 83-й Дневные чтения, из Евангелия и Апостола, на Литургии: Греко-Российской Церкви: 1 Неделя Пасхи, Ев. Иоанн. зач. 1. Апост. зач. 1. Понедельник « Иоанн. « 2. Апост. « 2. Вторник « Лук. « 113. Апост. « 4. Среда « Иоанн. « 4. Апост. « 5. Четверток « Иоанн. « 8. Апост. « 6. Пяток « Иоанн. « 7. Апост. « 7. Суббота « Иоанн. « 11. Апост. « 8. 2 Неделя – Фомы « Иоанн. « 65. Апост. « 14. 3 Неделя Мирон. « Марк. « 64. Апост. « 16. 4 Неделя о Рассл. « Иоанн. « 14. Апост. « 23. 5 Неделя о Самар. « Иоанн. « 12. Апост. « 28. 6 Неделя о Слеп. « Иоанн. « 34. Апост. «38. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа: Ев. Лук. зач. 114. Апост. зач. 1. 7 Нед. Св. Отец « Иоанн. « 56. Апост. « 44. Нед. Пятидесят. « Иоанн. « 27. Апост. « 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанн Предтеча только видел божественный Святой Дух в виде голубки, который сошел на Господа, крестящегося плотью, а Иоанн Богослов – с неба летящий в виде огня, чтобы приять на свою главу, вместе с учениками в день пятидесятый, как свидетельствует великий Лука, который пишет Деяния апостольские. Иоанн Предтеча казним через отсечения главы из-за одного грешного братосмешения Иродовой жены, которая была за братом Ирода, а Иоанн Богослов, изгнанный из-за Господа, был осужден [и сослан] на Патмос, и после умер. Иоанн Предтеча только крестил приходивших, а Духа Святого не мог дать никому, и потому крещенные им вместе с прочими были крещены Апостолами для совершенства Крещения. Апостолы возлагали руки, давая Дух Святый верным, для явления знамений и чудес. Иоанн Предтеча был назван большим всех из рожденных женами, как свидетельствован от большего, а Иоанн Богослов назван светом мира, от истинного и нерожденного присносущего Света великого. Иоанн Предтеча закончил жизнь, не сотворив никакого знамения, никакого чуда, как говорит о нем Евангелие, и ничего не было слышно о происходившем у него там, а Иоанн Богослов сел с Самим Христом с повелением судить колена Израиля – такое он принимает обещание от богословящего Христа вместе с одиннадцатью. Иоанн Предтеча нигде не ублажаем, что он велик в человеках, а Иоанн Богослов принимает извещение, что он больший, от блаженного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо Он сказал им: «Аминь говорю вам: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, и не видели; и слышать, что вы слышите, и не слышали. Ваши очи блаженны, что они видят, и уши – что они слышат». Иоанн Предтеча испугался в утробе Того, Кто без отца в Матери, и хотел выпрыгнуть, принуждаемый к этому, не выдерживая приближения Огня, а Иоанна Богослова Он поставляет на Свое место: Он поручает ему Свою Мать, будучи от природы без матери, и от Промысла – без отца. Во время спасительной Своей страсти, когда они предстояли у креста, Он, посмотрев на Иоанна, сказал Своей Деве Матери: «Се сын Твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010