Хорошевым летописными списками всех редакций позволяет утверждать, что в основе рассматриваемого текста лежал источник, близкий Архиепископской редакции: в Титовском списке, как и в Архиепископской редакции, отсутствует имя Ефрема – второго владыки Новгорода, в то время как во всех других редакциях упоминание о Ефреме сохранилось. Епископ Гавриил (1186−1193) назван Григорием только в Архиепископской редакции и иконописном подлиннике; архиепископ Илья-Иоанн во всех редакциях назван по первому имени, а в Архиепископской редакции и подлиннике – по второму (Иоанном). Однако в иконописном подлиннике произошли серьёзные сбивки в нумерации. Список Новгородских владык Титовский список иконописного подлинника 1. Иокам Корсунянин 1. Аким Корсунянин 1. Иоаким 2.Ефрем 3. Лука Жидята 2. Лука 2. Лука 4. Стефан 3. Стефан 3. Стефан 5.Феодор 4.Феодор 4.Феодор 6. Герман 5. Герман 5. Герман 7. Никита 6. Никита 6. Никита 8. Иоанн Попьян 7. Иоанн Попьян 9. Нифонт 8. Нифонт 7. Нифонт 10. Аркадий 9. Аркадий 8. Аркадий 11. Илья 10. Иоанн 9. Иоанн 12. Гавриил 11. Григорий 10. Григорий 13. Мартирий 12. Мантурий 11. Мартирий 14. Митрофан 13. Митрофан 12. Митрофан 15. Антоний 14. Антоний 16. Митрофан 17. Арсений 18. Антоний 19. Арсений 20. Антоний 21. Спириден 15. Спиридон 13. Спириден 22. Далмат 16. Долмат 14. Далмат 23. Климент 17. Климент 15. Климент 17. Исайя 24. Феоктист 18. Феоктист 18. Феоктист 25. Давид 19. Давид 19. Давид 26. Моисей 20. Моисей 20. Моисей 27. Василий 21. Василий 21. Василий 28. Моисей 22. Моисей 29. Алексей 23. Алексей 23. Алексей 30. Иоанн 24. Иван 31. Семион 25. Семен 32. Феодосий 33. Евфимий I 26. Евфимий 34. Евфимий II 27. Евфимий 35. Иона 28. Иона 36. Феофил 29. Феофил 24. Феофил (36) 37. Сергий 30. Сергий 25. Сергий (37) 38. Геннадий 31. Геннадий 26. Иоанн (30) 39. Серапион 32. Серапион 40. Макарий 33. Макарий 41. Феодосий 34. Феодосий 27. Феодосий 28. Евфимий Брадатый 29. Иоанн (30) 30. Симеон 31. Феодосий (32) 32. Евфимий (34) 33. Иона (35) 34. Геннадий 35. Исидор 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(см. выше), как отмечал еще А. А. Шахматов , необычайно подробен для киевского летописца и явно построен как на собственных наблюдениях, так и на свидетельствах участников похода (может быть, того же боярина Гюряты Роговича ?). Сам же летописец в Новгороде был, очевидно, свидетелем похорон князя Изяслава Владимировича (характерно указание на место его погребения в новгородском соборе Св. Софии: «на левеи стороне»), и молитв епископа Никиты, о которых пишет в конце рассказа. Не исключено, что и позднейшее сведение Киево-Печерского патерика о погашении пожара в Новгороде по молитве Никиты также восходит к пребывавшему в Новгороде в 1096–1097 гг. печерскому летописцу, бывшему свидетелем и богослужений Никиты, и общегородского пожара 1097 г. Можно предположить поэтому (прекрасно осознавая, что высказанные здесь предварительные соображения нуждаются в гораздо лучшем обосновании и проверке), что первоначальный вариант рассказа (впоследствии получившего некоторую литературную обработку и вошедшего в состав редакции ПВЛ 1117/18 г.) был составлен раньше, чем обычно считается, возможно, уже в 1100 г. (спустя 4 года: «яже слышах преже сих 4 лет») . По предположению, впервые вскользь высказанному протоиереем П. И. Тихомировым и А. А. Шахматовым и подержанному в наше время А. А. Гиппиусом, «прозвище» ИоаннаПопьян (Попиан), читающееся в списках Новгородских архиереев , имело вид «попъ Янъ» . Если признать такое прочтение , то, в отличие от своих предшественников, Иоанн был до поставления в епископы не монахом (или иеромонахом, игуменом), а белым священником (иеромонаха попом, как правило, не называли, это слово обозначало белых священников) . По альтернативному мнению А. Е. Мусина, «Иоанн, судя по всему, был выходцем из Византии, и его прозвище Попьян восходит к греческому патрониму Popianos/Papaioanos» . Совершенно неясно, что дало основание исследователю настаивать на греческом происхождении Иоанна. «Прозвище» Иоанна неизвестно новгородскому летописцу, который мог бы указать на греческое происхождение архиерея, как это обычно делалось.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Далмат, архиепископ Новгородский с 1251 г., † 21 октября 1274 г.— Л. 2 Даниил Александрович, св., князь Московский с 1280-х гг., † 4/5 марта 1303 г.— Л. 2 об. Дмитрий Иванович, Донской, князь Московский с 1359 г., великий князь Владимирский с 1362 г., † 19 мая 1389 г. — Л. 2 об. Добрыня Ядрейкович – см. Антоний   Евфимий (Еуфимий) Брадатый, в монашестве Емельян, архиепископ Новгородский с 1424 г., † 1 января 1429 г.— Л. 2 Евфимий (Еуфимий) II Вяжицкий, архиепископ Новгородский с 1434 г., † 10 марта 1458 г.— Л. 2 Елецкие князья, служилые землевладельцы – Л. 16 Феодосия, инокиня Фотиния, инокиня, в миру супруга И. И. Елецкого Иван Иванов, Селезень, новгородский помещик, поминание рода Иван Иванов, сын И. И. Елецкого Климент Иванов Михаил Иванов Михаил Петров, внук И. И. Елецкого Петр Иванов, в монашестве Панфилий Емельян – см. Евфимий Брадатый Еуфимий – см. Евфимий Ефрем, возможно, епископ Новгородский, † около 1035 г. – Л. 2   Жданские, служилые землевладельцы – Л. 20. Иван Северин, поминание рода   Забелины, служилые землевладельцы – Л. 23 Иван Семенов, вкладчик Троице-Сергиева монастыря Одолей Семенов, вкладчик Троице-Сергиева монастыря Симеон (Семен), в монашестве Сергий, поминание рода   Иоанн–Илья, архиепископ Новгородский с 1165 г., св., † 7 сентября 1186 г.— Л. 2 Иоанн, архиепископ Новгородский с 1389 г., † 24 июня 1417 г.— Л. 2 Иоанн, игумен Коневского монастыря в середине XV в.— Л. 3 об. Иоанн II, игумен Коневского монастыря в 1550–1560-х гг. — Л. 3 об. Иван Данилович, Калита, в монашестве Ананий, князь Московский с 1325 г., великий князь Владимирский с 1328 г., † 31 марта 1340 г.— Л. 2 об. Иван II Иванович, Красный, князь Московский, великий князь Владимирский с 1353 г., † 13 ноября 1359 г.— Л. 2 об. Иван Михайлович, великий князь Тверской, † 1425 г. — Л. 2 об. Илия – см. Иоанн Иоаким (Аким) Корсунянин, епископ Новгородский с 989 г.(?), † около 1030 г.— Л. 2 Иоаким (Аким) Чортов (Чертов, Чертовых), старец, поминание рода — Л. 9 Иоанн — см. Иван Иоанн Попьян, епископ Новгородский около 1110–1130 гг.— Л. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

В 1117 г. прп. Антоний Римлянин приступил к возведению каменного храма в своей обители, оконченного 1119 г. и расписанного к 1125 г. В летописях не сообщается об освящении всех этих церковных строений, хотя можно предположить, что большинство из них, если не все, освятил Иоанн. Вероятно, известия об освящении этих храмов епископом были исключены при редактировании Владычной летописи в конце 60-х гг. XII в., и это было связано с богослужебным непоминанием Иоанна в Новгороде (см. ниже). Следует отметить активизацию в период управления Иоанном епархией военного противостояния с нехристианским населением соседних с Новгородской земель. Трудно сомневаться, что она происходила по благословению архиерея. В 1111 г. князь Мстислав Владимирович предпринял поход «на Очелу» (против языческих племен чуди на территории современной Эстонии). В 1113 г. он же «победи на Бору Чюдь» . В 1116 г. состоялся новый поход на финно-угров, во время которого 9 марта был взят город Медвежья Голова (Оденпе). В том же году были заложены каменные крепости: в Новгороде – князем Мстиславом Детинец «болии пьрваго», и в Ладоге – местным посадником Павлом. Весной в 1123 г. князь Всеволод Мстиславич ходил походом на финские племена емь. В том же году, вероятно, именно Иоанн венчал князя, который «оженися... Новегороде» . В начале весны 1130 г. («зиме, в говение») Всеволод Мстиславич вновь ходил походом на чудь . Наибольшее внимание исследователей привлекали и парадоксальным образом наименее прояснены в историографии обстоятельства оставления епископом Иоанном своей кафедры. В списке Новгородских владык, предшествующем Комиссионному списку Новгородской первой летописи (восходит к новгородскому владычному своду конца 60-х гг. XII в.), говорится: «Иван Попьян, седев 20 лет, отвержеся архиепископья; сего не поминают» , т. е. его имя не было внесено в синодики Новгородской епархии. В перечне Новгородских архиепископов в статье под 989(6497) г. данного списка говорится более кратко: «Иоанн Попиан, тъ, седив 20 лет, отвержеся архиепискупьи» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

В житийном повествовании благословение на каменное строительство приписано Никите, которого к этому времени не было в живых. Логично считать, что на первые деревянные постройки действительно благословил Никита, как об этом говорится в «Житии». 64 Это подтверждается и Духовной. Расширение обители и возведение в ней нетипичных для Новгорода каменных построек происходит уже с одобрения Иоанна Попьяна, фигуру которого под пером автора «Жития» заслонил Никита. Умолчание об Иоанне Попьяне в «Житии», видимо, не было случайным. Иоанн Попьян (1110–1130) возглавил епископию в год рождения Кирика, а за шесть лет до появления знаменитого «Учения» имя владыки исчезает со страниц источников и на исторической арене появляется Нифонт – главный персонаж Кирикова «Вопрошания». Летописи глухо сообщают о самовольном оставлении Попьяном стола с рекомендацией исключить его имя из поминовений. 65 В.Л. Янин на основе исследования личной печати Иоанна Попьяна пришел к выводу о неканоническом характере ее оформления, которое, по его заключению, подчеркивало автокефальность владыки как по отношению к Киевской митрополии, так и Константинопольской патриархии. 66 Рекомендация не поминать владыку Иоанна объясняет отсутствие этого имени в «Житии Антония Римлянина», где деяния Иоанна приписаны Никите. Ведь именно на годы управления епархией Иоанном Попьяном приходится всплеск строительства Антониева монастыря и его художественное убранство. И вряд ли в данном случае правильно причину умолчания связывать с отторжением правоверного Антония от уклонившегося в ересь владыки. «Житие» ведь выражает точку зрения автора, а не Антония, религиозный статус которого, как показано в архаическом пласте «Жития», был далек от тогдашней древнерусской церковной нормы. Недавно высказанное мнение о том, что епископ Иоанн был отлучен от должности как еретик, подверглось критике. Были приведены соображения, что исключение владыки из списков новгородских святителей было вызвано применением к Иоанну канонических санкций, предусматривающих низвержение из сана за самовольное оставление епископского стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

66 Янин В.Л. Печать новгородского епископа Иоанна Попьяна//Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1978. Вып. 9. С. 47–56; см. также: Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе... С. 25–26; Хорошев А.С. Политическая история. С. 71. 67 Мусин А. 1130 год: Епископ Иоанн Попьян и кризис церковно-государственных отношений в Древней Руси//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1998. С. 195–208. 68 Упрочнению позиций Византийской патриархии на Руси способствовали феодальные смуты, которые резко активизировались как раз в рассматриваемое время. Именно в этих условиях ситуация в религиозной жизни Новгорода резко меняется, и происходит это после прихода на епископию грекофила Нифонта (1130–1156). 69 См.: Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 672; О Никите-затворнике, который стал епископом Новгорода, см.: Киево-Печерский Патерик//Златоструй. Древняя Русь X–XIII вв. М., 1990. С. 227–229. 74 Например, в Мирожском монастыре монашеский чин располагается вдоль стен храма, фланкируя пространство собора. При таком композиционном решении живописные образы символизировали соучастие святых монахов в богослужении с реальными насельниками обители. 79 См.: Макаров НА. Камень Антония Римлянина//Новгородский исторический сборник. Л., 1984. 2 (12). С. 205–210. 80 О влиянии египетской аскетики см.: Church and Society in Ireland A. D. 4001200/ed. by D. Dumville. London, 1987. 82 См.: Никольский Н.К. К вопросу о следах мораво-чешского влияния на литературных памятниках домонгольской эпохи//Вестник АН СССР. 1933. 8–9; Фроловский А В. Чешские струи в истории русского литературного развития//Славянская филология. M., 1958. Вып. 3. С. 211–251. 83 См.: Stauber J. Influences irlandaises dans la christianisation des Slaves polabes et des Polonais//Etudes slaves et Est-Europeens. 1958–1959. Vol. 3, Fasc. 4; Кузьмин А. Г. Принятие христианства на Руси//Вопросы научного атеизма. М., 1980. Вып. 25; Он же. Падение Перуна. С. 171–172. 84 См.: Мурьянов М.Ф. Новгородская культура... С. 425–426; Он же. Руссковизантийские церковные противоречия в конце XI в.//Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М, 1972.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

67 Но самовольное отрешение от епископских обязанностей само по себе граничило с ересью. С учетом же того, что Иоанн Попьян покинул свой пост в самый разгар политических изменений в Новгороде, сопровождавшихся церковными преобразованиями, тезисы об особенностях идейно-религиозных позиций владыки сохраняют свою силу. Но в Иоанне Попьяне вовсе не обязательно видеть фигуру про киевской ориентации, каковым его характеризуют исследователи. Казалось бы, ориентация владыки на церковную самостоятельность должна была устраивать новгородских сепаратистов. Но они республиканское устройство совместили с прямым подчинением Константинопольскому патриархату, минуя Киев, а тем самым соблюли пребывание в поле ортодоксальности. 68 В условиях завершавшихся преобразований сторонник церковной автокефалии уже не был востребован, и он исчезает с исторической сцены. Добровольный уход вполне отвечает автокефальным принципам (так же исчезли с политической арены и со страниц летописей Илларион и Климент Смолятич). В оценке идейных ориентаций «друживших» с Антонием новгородских владык следует учитывать то обстоятельство, что предшественник Иоанна на Новгородской епископии Никита (1096–1108), еще в бытность затворником Печерского монастыря, обвинялся в ереси. 69 Как и в некоторых западных религиозных общинах, он придавал большее, чем допускалось православием , значение ветхозаветным книгам и знал их все наизусть. Его обвиняли в пренебрежительном отношении к Евангелию и в пристрастии к занятиям сомнительной книжной премудростью. По большому счету, Никита действовал в духе кирилло-мефодиевской и близкой ей ирландской традиций, представители которых совмещали богословские штудии с погружением в разные языки и интересом к научным знаниям, а к тому же еще постоянно лавировали между Римом и Константинополем, отстаивая принципы единства христианского мира. Видимо, не случайно этот слывший книжником святитель проявил свое «западничество» и оказал покровительство Антонию, благословив на обустройство в Новгороде пришлую из Европы общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

В. Новгородское вече. М., 2018. С. 372). Как отметил Б. Н. Флоря, выдвижение на ту или иную епископскую кафедру кандидата местного князя с последующим утверждением митрополитом становится заметным явлением в рус. землях XII-XIII вв. ( Флоря Б. Н. Отношения государства и Церкви у восточных и западных славян (эпоха средневековья)//Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007. С. 50). Изменение соотношения политической значимости и властных полномочий князя и веча в Новгороде после 20-30-х гг. XII в. привело к тому, что там была прочно усвоена практика местного избрания архиерея, но не князем или его наместником (хотя они также могли принимать участие в обсуждении кандидатур), а народным собранием, к-рое, однако, не принимало окончательного решения, а полагалось в этом на волю Божию. В сер. XIV в. (1359) изменяется процедура местного избрания архиепископа - нареченным владыкой становится тот кандидат, чье имя написано на жребии, к-рый остается на церковном престоле, а не первым снимается с него, как было ранее. Архиепископия Согласно Новгородской владычной летописи, в 1165 г., через нек-рое время после хиротонии Илии, игумен Юрьева новгородского мужского монастыря Дионисий ездил «с любовью... в Русь, и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь» (НПЛ. С. 32). С имени свт. Иоанна (Илии) открывается летописный список Новгородских архиепископов (НПЛ. С. 473); его предшественник на кафедре Аркадий титуловался епископом. Однако несомненно то, что свт. Нифонт не позднее 1148 г. получил титул архиепископа не от Киевского митрополита, но, очевидно, от К-польского патриарха за заслуги в борьбе с Климом Смолятичем. Известен происходящий из новгородского Николо-Дворищенского собора антиминс 1148 г. с титулованием Нифонта и архиепископом ( Рыбаков Б. А. Рус. датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. 25. С. 28-32; см.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 443-444; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач XV в. К., 1913. С. 326-331; Успенский. Царь и патриарх. 1998. С. 282-283); гипотезу В. Л. Янина о том, что титул архиепископа имел его предшественник Иоанн Попьян ( Янин В. Л. Печать Новгородского еп. Ивана Попьяна (1110-1130)//ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56), следует признать необоснованной; в новгородском летописании все местные архиереи, начиная со свт. Иоакима, как правило, называются архиепископами, однако скорее всего это следствие редакторской правки, появившейся, вероятно, в своде кон. 60-х гг. XII в. или позднее.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В этом ряду назван и Иван Попьян, который «седев 20 лет, отвержеся архиепископья» . Более ранний состав данного перечня, принадлежащий первой четверти XIV в., содержит Замойский список, но в нем, как и в тексте Новгородской I летописи, все новгородские владыки начиная с Иоакима считаются имеющими архиепископский титул . Летопись отражает изменения, которые происходили в течение XII в. в процедуре поставления главы Новгородской епархии. В сообщении начала XII в. об Иоанне говорилось только о приходе его из Киева (6618/1110 г.: «Приде архепископ Иоанн в Новъ-город месяця декабря в 20» ), относительно его наследника указано: «…поставиша архепископа Нифонта… и приде Нову-городу…» (1131) г.]; нужно, естественно, предполагать, что «поставиша» его митрополит с князем в Киеве, а не новгородцы. Относительно Аркадия нет сомнения, что его кандидатура возникла в Новгороде, а не в Киеве. «... Събрася всь град людии, изволиша собе епископь поставити мужа богомь избрана Аркадия» (1156) г.]. В формирующемся обряде введения его в Софийский собор участвовали не только «весь народ», но и клирос св. Софии, и городские попы, игумены и чернецы . Предлогом, который позволил выработать новый принцип выбора главы новгородской кафедры, была борьба за кафедру между Юрием Долгоруким и его ставленником митрополитом Константином, с одной стороны, и Мстиславом и непризнанным митрополитом Климентом — с другой. Это и позволило Новгороду порвать с традицией назначения нового епископа из Киева и перейти к выборам владыки на месте с последующим утверждением его в Киеве. Аркадий «поставлен бысть от митрополита Костянтина» только 10 августа 6666 (1158) г. Относительно поставления епископа Ильи в летописи содержится два сообщения: сначала о первом поставлении в Киеве, т. е. хиротонии, и затем о присвоении титула архиепископа. Сначала 28 марта 6673(1165) г. «поставлен бысть Илия архиепископ новъгородьскый от митрополита Иоанна, при князи Русьстемь Ростиславе» (т. е. в Киеве), после чего 11 мая он пришел в Новгород.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Гимон Т. В. События XI – начала XII в… С. 610. Гимон Т. В. Летописание и развитие письменной культуры… С. 100. «В лето 6618. Приде архепископ Иоанн в Новъгород месяця декабря в 20» (НПЛ. С. 19; Там же. С. 203). «Иван Попиан (вар.: Попьян в пространной ред.), тъ, седив 20 лет, отвержеся архиепискупьи (в НПЛ мл. доб.: сего не поминают)» (НПЛ. С. 163, 473). Согласно А. А. Гиппиусу, который считает данный казус ошибкой переписчиков, в оригинале текст, упоминающий Иоанна, имел в перечне владык следующий вид: «Иоаннъ попъ; Янъ тъ, сдвъ 20 лтъ, отвържеся епископие» (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 618. Примеч. 19; ср.: [Тихомиров П. И.]. Кафедра Новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени). Т. 1. Великий Новгород, 2011. С. 82; Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М.; Л., 1938. С. 244, примеч. 4). Следует отметить, что уже в самом раннем списке Краткого летописца Новгородских владык (в редакции конца XV в., РНБ. Погод. 1571, 1-я четверть XVI в.), говорится: «Поставлен быть епископ Иоан Попин, и бе в епископех 20 лет, и оставль епископию» ( Новикова О. Л. О ранней редакции Краткого летописца новгородских владык//ТОДРЛ. Т. 58. СПб., 2007. С. 634). В одном из ответов (в неполной публикации А. А. Турилова 108-м) митрополита Георгия на вопрос игумена Германа говорится о поставлении архиереев из белых священников: «Аще епископом белца поставят, и пострижется епископ, и не будет к тому епископ» ( Турилов А. А. Ответы Георгия... С. 254; Ср.: Баранкова Г. С. Указ. соч. С. 36). В правиле Георгия речь идет о лишении кафедры епископа из белого духовенства, если он принял монашеский постриг уже после хиротонии. Сам запрет указывает на возможность отдельных казусов такого рода в Древней Руси, учитывая обычное пренебрежение со стороны княжеской власти, от которой во многом зависели архиерейские поставления, церковными правилами. Важнее, однако, то, что сам факт поставления в епископа белого священника (с предварительным принятием монашества той или иной степени пострига) возражений у главы Церкви, похоже, не вызывал.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010