В царствование царя Алексея Михайловича монастырь получил от этого государя 13 января 1646 г. подтверждение всех своих прав на владение землями и право несудимости. При царях Иоанне и Петре Алексеевичах 1 января 1685 г. эти права были вновь подтверждены. 12 октября 1716 г. супруга Петра I Параскева Федоровна при проезде через г. Псков посетила Иоанно-Предтеченский монастырь и пожертвовала 50 руб. на устройство иконостаса и два покрова. С конца царствования императора Петра I начался постепенный упадок Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1764 г. при императрице Екатерине II последовала секуляризация церковных имуществ или положение о духовных штатах, после чего Ивановский монастырь лишился почти всех своих поместий. После учреждения для монастырей штатов в 1764 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был поставлен в число второклассных монастырей. В 1786 г. к монастырю по резолюции преосвященного Иннокентия была приписана церковь во имя Святого великомученика и архидьякона Стефана, бывший мужской монастырь с луга. Церковь эта была каменная и построена в 1546 г. Из-за ветхости церковь Стефана в 1803 г. по требованию губернатора Я.И. Ламбздорфа была отдана консисторией в казенное ведомство. На этом месте предполагалось построить особое здание для хранения казенного пороха и селитры. В 1840 г. по указу Псковской духовной консистории эта церковь из-за ветхости была разобрана. В начале XIX в. Иоанно-Предтеченский монастырь стал опять увеличиваться в количестве насельниц. Этому способствовали щедрые пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской. В 1803 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю были даны следующие вотчины: 1) земля в Ново-Уситовской волости Островского уезда; 2) пустошь Климово в Акатово Полонской волости Псковского уезда и рыбные ловли в Псковском озере. В 1826 г. рыбные ловли и мельницы были от монастыря отняты и взамен них дано ежегодное денежное вознаграждение. Во второклассном Иоанно-Предтеченском монастыре были два каменных храма: во имя Святого пророка Иоанна Предтечи и придельный во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Главный Иоанно-Предтеченский соборный храм одноэтажный, каменный, холодный. Церковь сложена из земляной, крепкой известковой тесаной плиты вперемешку с четырехугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета каких в Пскове нет. На юго-западной стороне Иоанно-Предтеченской церкви возвышалась двухпролетная звонница, четырехгранные столбики которой были скруглены в средних частях. Главный храм имел придел во имя Святого апостола Андрея Первозванного. На месте прежнего придела, пришедшего в ветхость, в 1845 г. была построена с северной стороны собора каменная, одноэтажная, теплая церковь. Андреевский храм был построен на средства псковского купца Андрея Афанасьевича Дерябина.

http://sobory.ru/article/?object=46874

св. Саввы основана преподобным Саввою Освященным в VI b. Обитель эта замечательна как колыбель иерусалимского устава, принятого потом всеми палестинскими монастырями. Иерусалимский устав был также принят потом почти повсеместно и у нас на Руси с XIV века. малоазийская область. святого Пимена последовала в конце VI века. Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина эфиоп. мера длины, равная приблизительно двум километрам. прп. Арсения 8 мая. св. Моисея Мурина последовала около 400 года. ( < < back) Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца месяцеслову Вершинского, прп. Савва по происхождению был серб. Богородичный монастырь — один из древнейших монастырей Псковского края (упоминается в 1265 году); находился в местности, называемой Снятной горой, на берегу реки Великой в расстоянии 4-х верст от Пскова. был Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30 верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп. Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его. был управлявший Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский. 1487 году князь Ярослав Васильевич выдал грамоту на землю для обители  и приказал построить чрез мхи и болота мост к монастырю прп. Саввы в 1400 саженей длины. Этот мост и доныне называется Ярославовым. в Прологе надо предполагать опечатку, так как во всех сказаниях о преподобном Савве днем кончины его указан 28 день августа. Память святой праведной Анны святой Анны совершается еще 3 февраля, вместе с памятью святого Симеона Богоприимца. Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна унаследованный от предков, обычай ужичества у евреев, состоял в следующем, по описанию книги Второзакония: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Желая вам доброго здоровья и призывая на вас благословение Божие, есмь доброжелательнейший вам Е. М. К. 12 июля 1822 г. Киев. Нельзя ли вам Забойкину уплатить деньги все ассигнациями во Псков. Он домогается получить медью. А медь в Киеве променом по 5 коп. на каждый рубль. Он клонит на сей расчет. При отправлении книг не забудьте прикрыть их от непогоды. На этом письме заметка о. Серафима: «Обоз отправлен с Снетогорского дому 2 сентября. Из Пскова 6-го выехал». 8 Высокопреподобный Отец Игумен Возлюбленный о Христе брат! Письмо ваше от 30 июля я получил и благодарю вас за обещание скорее отправить мои книги. О цене провоза, какая бы ни была, я не жалею. О напитках, остающихся до вашего отъезда, замечу только, что естьли вы поедете в заморозы или зимою, то вина и пивы все перелопаются. Посему распорядите как лучше и безопаснее. Мне весьма приятно ваше попечение о любимой моей обители преподобного Саввы. После вас не скоро дождется она такого Строителя. Естьли бы для окончания построек потребно было вам пребывать во Пскове и до весны, то не поскучайте. Вашего Владыку позовут в Петербург не прежде будущего июля. Следовательно успеете ещё до отъезда его освободиться от економства. А жаль Крыпецкой обители, естьли её не кончите. Желая вам доброго здоровья и призывая на вас и труды ваши Боже благословение, есмь доброжелательнейший вам Евгений М. К. 20 августа 1822 г. Помета: 1 сентября (т. е. получ.). 9 Высокопреподобный Отец Игумен Возлюбленный о Христе брат! Письмо ваше от 14 августа с приложением контракта получил я 29 того же месяца и благодарю вам за ваше попечение об отправе моих книг, коих я жду нетерпеливо. А хорошо естьли бы с ними отправили и вины, кои в зимний провоз вовсе не годятся. А вам за проезд я особо заплачу. Естьли Курской иеродиакон уже принят в дом, то он может быть и економом и Крыпецким игуменом. А потому в увольнении вас кажется не будет затруднения. Проситься же можно и отсюда, чрез сообщение между консисториями. Писал я к Ивану Ивановичу о снитках 23 . Вот и ещё случай вам что-нибудь своё сюда отправить.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

– Ну ладно тебе, сволочь. Ступай своей дорогой, – сказал ему Кузьма. Эх, кабы где устроиться на работу, – думал он. – Хорошо бы при столовке или при магазине грузчиком. Он встал и начал большой обход столовок и магазинов, но ему везде кричали: Проваливай отсюда! Дворником его тоже не взяли, сказав, что из тюрьмы не берут. В милиции дежурный, прочитав его бумажки, лениво потягиваясь, сказал: Есть место в общественной уборной, при ней и каморка, где можешь жить. Уборная, которую Кузьма с трудом отыскал, была в заводском районе. Это общественное сооружение, стоящее еще, вероятно, с царских времен, было страшно запущено. Каморка оказалась крохотной, с ползущей по стенам сыростью, но Кузьма и этому был рад. Три дня он старательно чистил это грязное отхожее место, а на четвертый день, отдыхая на полу в своей каморке, услышал под дверью разговор: – Мы этот сортир приватизировали, отремонтируем его и сделаем культурный платный туалет, а тут какой-то бомж поселился. – Ты, хозяин, не беспокойся, мы его живо выкинем. Дверь открылась, и в каморку втиснулись двое накачанных с наглыми рожами и бритыми затылками. Один из них пнул ногой лежащего Кузьму и заорал: – Ну-ка, выметайся отсюда, козел, да по-быстрому! – Да что вы, ребята, меня милиция сюда определила, – запротестовал Кузьма. – Ах, милиция! Его били долго и со знанием дела. Затем вытащили из каморки и положили под стенку. Через час Кузьма очнулся, сел и ощупал голову и разбитый нос. Встав, он, пошатываясь, снова побрел по улицам. Его мучили голод и жажда. Он подобрал пустую консервную банку и вычистил пальцем масло и рыбные крохи. Почерпнул этой банкой из реки и вдоволь напился, хотя вода отдавала керосином. В каком-то дворе, покопавшись в помойке, он вытащил полбуханки заплесневевшего хлеба и кусок скользкой от слизи колбасы. Хлеб он поскреб о камень, а колбасу помыл в реке. Пообедав, чем Бог послал, Кузьма вышел за пределы города и зашагал по Киевскому шоссе. Через несколько дней он добрался до Гатчины. В Гатчине ночевал в заброшенном сарае, где ночью его укусила за палец крыса и ужасно одолевали блохи. Он шел по дорогам на юг, побираясь по пути, везде протягивая к людям свою шершавую руку. И, худо-бедно, но ему подавали: из деревенских домов больше хлебом, на городских улицах даже денежку... Однажды он за день нащелкал столько, что хватило даже на бутылку пшеничной сорокаградусной, которую он осушил на ночлеге в лесу. В другой раз его приютили в монастыре преподобного Саввы Крыпецкогомонастыре бедном, но страннолюбивом. Отец кашевар наложил ему полную миску перловой каши, дал большой ломоть хлеба и кружку крепкого чая. Кузьма ел жадно, набивая утробу крутой кашей впрок, взахлеб пил чай и по-собачьи благодарно смотрел на отца кашевара.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

61 Свящ. Василий в житии Саввы Крыпецкого (заимствуем из ст. проф. Голубинского в Богосл. Вестн. 1892, янв., стр. 74). Особенно ярко и полно указанный взгляд русских на греков и на самих себя в отношении к чистоте православия и верности православным преданиям выразился в известных „Прениях с греками о вере « Арсения Суханова; подробно о них см. в соч. С. Белокурова – Арсений Суханов, ч. I. стр. 211–227, а самый текст «Прений» во 2 ч. вып. 1 того же соч., стр. 25–101. Проф. Каптерев в своей статье о п. Никоне приводит доказательства, что взгляд на греков, как на утративших чистое православие, «никогда не был взглядом всеобщим, а тем более церковным»; по его мнению, русские, не считая греков уклонившимися в еретичество и признавая их вполне православными, ставили себя выше их только со стороны внешнего благочестия: „они были убеждены, что греки, сохранив у себя неповреждённою самую веру православную, т. е. православное вероучение, в то же время в некоторых церковных чинах и обрядах, несознательно и незаметно для себя, отступили от старины, вследствие чего их церковный чин, в некоторых своих частностях, уже нуждается в исправлении, и именно по образцу русского, который сохранился во всей его первоначальной полноте и неповреждённости» (см. Прав. Обозр. 1887, янв., стр. 168–174). Но с таким мнением трудно согласиться вполне. И прежде всего, в применении к тому времени, о котором идёт речь, едва ли возможко ясное разграничение в сознании русских людей предметов вероучения от подробностей богослужебного обряда и церковной дисциплины: не только русские, но и превосходившие их по своему богословскому развитию греки тогда еще не умели вполне ясно отличать существенное в православии от несущественного, внутренней стороны от внешней (о чём подробнее – несколько ниже), – значит, не могли полагать различия, в смысле искажения православия, между отступленим в вере и изменением в церковном обряде . He тот обряд – значит, не та и вера: вот, в несколько резком выражении, точка зрения, свойственная русским людям того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Радуйся, в мори слез твоих множество демонов потопивый. Радуйся, бесов устрашителю. Радуйся, в человецех чудное удивление. Радуйся, горькия печали отгнателю. Радуйся, скорбящых скорый услышателю. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 3 Сила Вышняго стадо твое, преблаженне, невредимо сохраняше, егда ты в храме Божием воспевал еси Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея неусыпное попечение о стяжании в сердце своем Духа Божия, притекл еси, отче Корнилие, во обитель преподобнаго Саввы, и тамо прием образ иноческий, усердно подвизался еси. Мы же дивящеся пламенней любви твоей ко Господу, со страхом и любовию вопием ти: Радуйся, паче земных возжелавый вышнюю красоту и сладость. Радуйся, единаго Бога от сердца возлюбивый. Радуйся, дольняя и красная мира презревый. Радуйся, добрый делателю сада Божия. Радуйся, данный талант не сокрывый. Радуйся, восприимший венец нетленный. Радуйся, смирения и кротости учителю. Радуйся, незлобия и терпения наставниче. Радуйся, присный ко Богу о нас предстателю. Радуйся, бесовския силы прогонителю. Радуйся, болящых здравие и врачевание. Радуйся, бедствующых защитителю. Радуйся, блаженне Корнилие, Крыпецкий молитвенниче и чудотворче. Кондак 4 Бурю волнующагося житейскаго моря благодатию Божиею безбедно преплыв, преподобне, достигл еси вечноблаженнаго пристанища спасения, идеже со ангелы и всеми святыми поеши Богови: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша и видеша иноцы обители святаго Саввы, яко, еще отрочищ сый, имаши обилие благодати Божия, егда стадо тобою пасомое невредно прошло сквозе сеяния. Сего ради вопием ти во умилении таковая: Радуйся, всего себе в волю Господню предавый. Радуйся, узы Христовы на ся возложивый. Радуйся, терпением скорбей всяческих просиявый. Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый. Радуйся, равноангельное житие явивый. Радуйся, жития богоугоднаго ревнителю. Радуйся, отрадо и увеселение к тебе прибегающым. Радуйся, в бедах и скорбех помощниче. Радуйся, о всех нас к Богу верный ходатаю. Радуйся, притекающых к раце мощей твоих, пресладкое утешение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Л. С. М. 22 марта 1910 г. Одесса. Слободка Романовка. 1 Преподобный Отец Игумен Возлюбленный о Христе Брат! Полагал, что вы уже в Никандровой пустыне 13 дожидаетесь меня, уведомляю вас, что я еще не отпущен из Петербурга и не знаю времени отпуска своего, а гадаю, что отпустят может быть на следующей неделе. По положенному между нами условию я остановлюсь часа на 4 в Боровичах, дабы дать вам известие и время выехать в Порхов. Не худо, есть ли бы в Порхов для остановки приискали мне квартиру, чтобы не на улице перекладываться. Квартира нужна только часа на два или на три, чтобы с вами наговориться 14 . Новый Владыка ваш из Курска едва ли поспеет, к Пасхе. Ибо на сей только неделе послан к нему указ. А путь ему до вас неближе моего до Киева 15 . Уведомляю вас, что мы лишились певчего Десницкого. Он ехал и доехал до Петербурга здоров. Но по приезде через два дни занемог такою же нервною горячкою, какая была у ваших певчих. Лечил его лекарь, но видно не так как лечили певчих во Пскове и потому Десницкий в 9 дней скончался и погребён честно на Смоленском кладбище. Желая вам доброго здоровья и призывая на нас благословение Божие, есмь на всегда доброжелательнейший вам Евгений Архиепископ Киевский 16 . 10 марта 1822 г. С.-Петербург 2 Высокопреподобный Отец Игумен Возлюбленный о Христе брат! Сегодня в половине седьмого часа прибыл я в Боровичи и посылаю к вам с сим уведомлением нарочного. Сам остаюсь я ночевать в Боровичах, пока сей посланный привез мне уведомление, что вы из Никандрова выехали в Порхов. Не знаю, нашли ли вы мне там квартиру для пристанища. Спрошу на почте. От Петербурга до Борович дорога была дурна только в Крицкой станиции: а по прочим довольно хороша. Но от Порхова в дальний путь, сказывают, очень худа. В ожидании вас в Порхов, остаюсь доброжелательнейший вам Евгений А. К. 18 марта 1822 г. Боровичи. 3 Высокопреподобнейший Отец Игумен Любезнейший о Христе брат! Отдохнув от трудной дороги и осмотревшись на месте, удосуживаюсь и к вам написать мою истинную благодарность за вашу ко мне любовь и приверженность, которая и меня к вам привязала. Будьте уверены, что я на всегда к вам таким останусь. Естьли вздумаете переселиться в Киев, то весьма охотно вас приму, по желанию вашему в Лавру, где будете и соборным, а доходами будете довольны. Но кончите постройки в любимой нашей обители Крыпецкой. На место свое преосвященному своему отрекомендуйте Никандровского Строителя 17 . А в Никандров естьли Пётр Спасоклинский не пойдет, то можно выбрать из моей Лавры 18 . Ибо в ней до 40 человек монашествующих и есть из кого выбрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

К строгому старцу приходили многие из Пскова для своего назидания. Посещавшим его мирянам он свободно предлагал врачевства против немощей того времени. Он учил их соблюдать чистоту, напоминая о суде апостольском против сквернителей тела. Вельможам и судьям говорил, чтобы не кормились на счет бедных и соблюдали правду. Богатых увещевал, «чтобы не высоко о себе думали и уповали не на богатство не надежное, но на Бога живаго, дарующего нам все обильно для наслаждения», чтобы они «благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17, 18). Часто напоминал он богатым и бедным уклоняться от ссор и вражды, вредных и для земного счастия, – сохранять любовь и мир и покрывать о шибки других снисхождением, дабы и нас простили. И тогда, когда в обитель Саввы собралось довольно братий и довольно средств, в келье Саввы не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которой ложился для отдыха. Той же нищете обучал он и братию. В обители введено им строгое общежитие, так что собственности ни у кого не было никакой. Кто любит мир сей, в том нет любви Отчей, говорил он словами откровения Божия. Он завещевал инокам своим возделывать землю своими руками, что сохранялось и сохраняется доныне в его обители. В другое время говорил он братьям: «к чему называем мы древних подвижников отцами своими, когда не живем их жизнию, как следует детям». Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всею твердостию покоряли плоть свою духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, говорил он еще, не звуками только и одеждою – будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовию друг к другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы. Преп. Савва своею жизнию и наставлениями воспитал в обители своей строгое подвижничество 283 . Мирная кончина его последовала августа 28-го 1495 г. Крыпецкий отшельник был высок ростом, с брадою седою как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде явился он в 1547 г. иноку Исаии, когда по случаю построения храма искали и не находили мощей его. – Сидя на гробе своем сказал он: «я грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известными мощам моим». Мощи найдены и собор установил праздновать память пр. Саввы 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010