В конце 18 века вместо часовни была устроена теплая церковь с честь основателя обители. Жертвенник этой церкви был сделан над самым местом погребения святого Саввы. Под жертвенником находилась ниша, и с гроба преподобного паломникам раздавался песок для врачевания болезней. В середине 19 века рядом с гробницей преподобного был устроен особый помост, а над ним поставлена серебряная чеканной изящной работы рака святого Саввы с частицей его мощей. В церкви преподобного Саввы сохранялись схима и вериги преподобного. После закрытия монастыря, в процессе изъятия церковных ценностей в 1922 году, была утрачена рака преподобного. В 1995 году, когда Крыпецкий монастырь вновь стал действующим, к 500-летию со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого в отреставрированной церкви его имени было проведено торжественное праздничное богослужение. Над гробницей преподобного была устроена новая деревянная резная рака». Из жития преподобного Саввы, Крыпецкого Чудотворца. Издание Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря, 2005. Главный монастырский храм был сооружён в типично псковском архитектурном стиле и освящён в 1557 году при игумене Феоктисте. Это крупное каменное здание на подклете. Четырёхстолпный трёхапсидный одноглавый собор, первоначально имел, видимо, пощипцовое покрытие. К северо-восточному углу собора примыкает одноглавый придел, с запада и юга храм окружён закрытой галереей-гульбищем. При одной из перестроек была устроена четырёхскатная кровля, а также были заложены арки гульбища. В XIX столетии был устроен тёплый престол в нижнем храме и освящён во имя Пяти Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Под приделом престол Саввы Крыпецкого с мощами преподобного. Здесь же в нижнем храме ныне покоятся мощи другого подвижника - преподобного Корнилия. В начале ХХ века Крыпецкий монастырь был одним из самых крупных и богатых обителей Псковской земли. В 1902 году в журнале " Русский паломник " , одном из самых популярных изданий своего времени, появилась статья о Крыпецком монастыре за подписью некоего М. Темноборского. В этом очерке, посвящённом Крыпецам, особенно привлекает внимание описание его архитектурных достопримечательностей, хотя и дилетантское, но весьма подробное и выразительное.

http://sobory.ru/article/?object=05401

Соборный храм во имя апостола Иоанна Богослова был освящён в 1557 году. Собор каменный, четырехстолпный, одноглавый, на высоком подклете, первоначально, кроме главного престола, имел один придел – во имя Саввы Сербского. В начале XIX века, при митрополите Евгении Болховитинове в нижнем храме появился престол, который был освящен во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В начале XX века собор был реконструирован. В подклете собора находятся захоронения прп. Саввы Крыпецкого и св. Корнилия (Поляков 1841-1903 гг.). В 1922 году из обители и собора были вывезены все ценности. Богослужения в соборе прекратились в 1923 году. В 1950-х гг. в подклете храма располагались скотный двор и конюшня. В мае 1958 года над могилой св. Корнилия был сооружён деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом. В сентябре 1958 года председатель Торошинского сельского совета И. Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли деревянный храм (расплата за святотатство пришла быстро – Денисов вскоре умер от рака, трое комсомольцев, помогавших Денисову, трагически погибли в том же 1958 году). В конце 1950-х гг. храму, как и монастырю, угрожало полное уничтожение (было решено его взорвать), однако усилиями учёных-энтузиастов это решение было отменено. 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства. Ныне собор восстановлен. Главный престол храма освящен во имя апостола Иоанна Богослова, придел верхнего храма - во имя святителя Саввы Сербского. В нижнем храме освящены приделы во имя преподобного Саввы Крыпецкого и во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В нижнем храме под спудом покоятся мощи Крыпецких святых - Саввы под спудом, Корнилия в раке. Источники информации: http://drevo-info.ru/articles/19724.html ; «После постройки каменного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в нижнем подклете, на месте погребения преподобного Саввы существовала часовня, в которой служились молебны. Уже в конце 16 века мощи преподобного были положены под спуд по причине частых набегов литовцев на Псковскую землю.

http://sobory.ru/article/?object=05401

В 1764 году Крыпецкий монастырь объявлен заштатным. В 1805 году обитель положена в 3-й класс. В начале XIX века в монастырь часть приезжал митрополит Евгений Болховитинов . Он оставил описание обители. Специально для митрополита бывшая монастырская трапезная была переделана в настоятельные покои. При владыке на колокольне был достроен пятый ярус и появился в подклете Иоанно-Богословского собора придел пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Во второй половине XIX века в Крыпецком монастыря жил блаженный монах Корнилий (Поляков 1841-1903 гг.), который стал известен впоследствии своими пророчествами и святой жизнью. Он предсказал разрушение монастыря и просил погребсти его тело по православному обычаю на восток. Об этом ходатайствовали его ученик Василий Графов в 1913 году у обер-прокурора В. К. Саблера. Повторно этот же вопрос о правильном погребении монаха Корнилия Полякова ходатайствовала великая княгиня Елизавета Федоровна у святейшего Патриарха Тихона (Беллавина). Тогда эти ходатайства не были доведены до конца. К началу XX века Крыпецкий монастырь был одним из богатейших в России — в нём состояло 40 монахов, 21 послушник, а монастырские земельные угодья включали 3602 десятины земли. В 1918 году монастырь закрыт, в 1922 из обители вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли), в 1923 г. прекращены богослужения в соборе. Вплоть до 1950-х гг. в нижнем храме святого преподобного Саввы Крыпецкого располагались скотный двор и конюшня. В мае 1958 году над могилой св. Корнилия был сооружён деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом (в сентябре того же года разобран и сожжён). В конце 1950-х монастырю угрожало полное уничтожение (его решено взорвать), однако усилиями учёных-энтузиастов решение было отменено). 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства. В 1990 году монастырь передан Русской православной церкви. На территории Крыпецкого монастыря проведены реставрационные работы, некоторые полуразрушенные постройки разобраны и затем реконструированы. В монастыре возрождена монашеская жизнь. При обители есть гостиница на 50 человек для приема паломников.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 5 октября 2014 Добавлено: 31 октября 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан на острове в болотистой местности Саввой Крыпецким (1485 г.) В 1487 году монастырь получил грамоту от Псковского веча на землю. От древнего ансамбля сохранился Соборный храм Иоанна Богослова (XVI), с приделами Саввы Крыпецкого и Саввы Сербского, где покоятся остатки основателя. Трапезный корпус совмещен со столпным храмом Успения Божией Матери и Иоанна Листвичника (в XVII и XIX вв. надстроен двумя ярусами звона). В обители монашествовали А.Л. Ордин-Нащокин, дипломат, политический деятель XVII в. преподобный Нил Столбенский. Крыпецкий Иоанно - Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в в 23 километрах от Пскова. Основатель обители - Савва пришёл в Псков с Св. Афонской горы или из Сербии и сперва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Потом, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. Он удалился в глубь лесных болот, и поселился в урочище под названием Крыпцы, находившемся в непроходимом месте, где жили только медведи и другие дикие звери, около озера, обильного рыбой. Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни. В 1487 году был официально основан мужской монастырь " на вече " . Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители своей поставил Игумена по имени Кассиана, и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что - либо своим, хотя бы кто и пожертвовал из имения своего при вступлении в монастырь. В келии у самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которой он ложился для короткого отдыха. Крыпецкий отшельник, как описывает его житие, был велик ростом, с бородой седою, как снег, густою и не очень длинною. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли Савву на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова. Спустя 50 лет по смерти Саввы его житие писал монах Василий из Крипецкого монастыря. В музее Паганкины палаты сегодня находится Сербское Евангелие, принадлежавшее Савве и икона к. 16 века с изображением Саввы Крипецкого, с клеймами вокруг, где изображены сцены его жизни. Связь Крыпецкого монастыря с Москвой при Борисе Годунове приняла обратный характер: на погибель Москве. Демократический Псков в смутное время стоял за самозванцев, даже выдвинул своего. Существует легенда, что Григорий Отрепьев бежал в Литву через Крыпецкий монастырь; что в монастыре он переночевал. Здесь у Григория были знакомые и он передал своё имя монаху Леониду, с которым поспешил дальше. Быть может эту историю слышал в Пскове Пушкин: ведь " Борис Годунов " написан им на Псковщине. В 17 веке при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре пребывал " во иночестве " Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин - крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя. Он был образован, великолепно владел ин. языками, знал математику. Он становится министром иностранных дел, организовал на Чёрном море и на Каспии флот. В 1672 году удаляется от гос. дел и становится монахом Антонием. При нём уничтожили звонницу и над трапезной церковью надстроили столп колокольни по московскому образцу. В нач. 18 века монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 году он сильно горел " от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу " .

http://sobory.ru/article/?object=00281

В последующие века Иоанно-Богословский собор не раз подвергался ремонтам. Самым основательным из них был тот, который инициировал митрополит Евгений (Болховитинов) в первой трети XIX века. Правду молвить, к этому времени соборный храм Крыпецкой обители представлял собой вид крайней ветхости и запущенности. Нижний ярус его, где помещались мощи преподобного Саввы, напоминал более пещеру с печальными следами сырости на стенах (местность вокруг обители была болотистая, и это, пока владыка Евгений не позаботился о проведении мелиоративных работ, самым явственным образом отзывалось на состоянии монастырских зданий). Ремонт собора привел к его существенному видоизменению - прежде всего это касалось его интерьеров, поскольку большая часть " видимых " работ производилась внутри. Были заменены пострадавшие от сырости своды подклетов, фундаменты, части стен. Придельная Саввиновская церковь была расширена и продолжена на восток, до основных алтарных апсид. Везде заменили полы, во многих местах - рамы и двери. Следующий ремонт соборного храма относится к 1860-1870-м годам. Тогда собор покрыли листовым железом и покрасили " зеленою краскою медянкою " . " Возобновлен весь внутри " был придельный храм свт. Саввы, архиепископа Сербского, а также нижние тёплые храмы - преподобного Саввы Крыпецкого и Пяточисленных мучеников, причём последний был " соединён вместе с теплым храмом Преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца " . Последний дореволюционный ремонт Богословского собора произвели в 1912 году (до этого собор подвергался ремонту ещё один раз - в 1902 году). К сожалению, при последнем ремонте не была учтена необходимость соблюдать влажностно-температурный режим в помещениях собора. Стены его выкрасили изнутри масляной краской, а полы в нижних храмах сделали бетонными. Из-за этого в летние месяцы здесь царила ужасная сырость, " так что на полу приходится часто убирать воду, а рака Преподобного Саввы, простоявши в этом храме с 1855 года по 1918 год, всего 63 года, предалась тлению " .

http://sobory.ru/article/?object=05401

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Святой источник преподобного Саввы Крыпецкого начинался с речки Крыпишинки, которая вытекала из того места, где купаются паломники. Первая собравшаяся братия ископала у истока речки так называемый " копанец " (пруд). Регулярно источник подвергался вычищению от водорослей. В 1816-22 гг. была построена целая мелиоративная осушительная система каналов, состоящая из нескольких десятков километров. Магистральный канал, соединяющий местные озера с Псковским озером, стал проходить через источник преп. Саввы. Ситуация изменилась в 1960-х гг., когда местное торфопредприятие " Крипецкое " осушило несколько озер, канал засыпало. Вода пошла в обход святого источника на Ярославов мост. Постепенно источник стал зарастать и заболачиваться. В 2006-07 гг. архимандрит Дамаскин осуществил обновление святого источника преподобного Саввы. Накануне Лазаревой субботы был водружен и освящен деревянный крест на месте гибели наместника Крыпецкого монастыря архимандрита Дамаскина в 6 км от обители. Крыпецкий Иоанно-Богословский третьеклассный мужской монастырь был основан в 1455 г., в 20 верстах к северо-востоку от Пскова, при небольшом Крыпецком озере. Основателем монастыря был преподобный Савва, пришедший в Россию из " чужих стран " , как сказано в его жизнеописании, полагают, что он был из Сербии или Святой Афонской горы. Придя в Россию, он первоначально пребывал в Снетогорском монастыре близ Пскова, но вскоре ушел оттуда на реку Толву, в пустыню к преподобному Евфросину, у которого пробыл недолго. Желая найти уединение, Савва испросил у своего учителя Евфросина благословения, чтобы уйти, и перешел в непроходимую тогда Крыпецкую пустыню, расположенную от Толвинской в 15 верстах по прямой. Там он поселился. Через несколько лет собралась к нему братия и умолила его основать обитель, которую он и основал с деревянной церковью во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, с приделом во имя Святого Саввы архиепископа Сербского. Игуменства над братией сам Савва принять не согласился, а поручил это Кассиану.

http://sobory.ru/article/?object=00281

На обитель вскоре обратили внимание псковские граждане и начальство ввиду уважения к ее основателю - Савве. Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, посещавший преподобного Савву каждый воскресный день, устроил до обители через болото и мхи мост, который с тех пор назывался Ярославским. Потом, в 1487 г., по совету с посадниками, боярами и всем народом на вече и по согласию старшего духовенства, всех шести псковских соборов и всего священства, князь дал этой обители крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. В ночь с 27 на 28 августа 1495 г. преподобный Савва скончался и был погребен около монастырской Иоанно-Богословской церкви, по правую сторону. Через 60 лет после кончины Саввы, в 1555 г., при игумене Феоктисте, когда вместо первоначальной деревянной церкви начали строить каменную, 23 апреля 1554 г. были обретены его мощи, которые в том же году Московским собором были признаны святыми по чудесам бывшим от них и по известию о богоугодном житии его. Память преподобного Саввы празднуется в день его преставления, 28 августа (ст. ст.). В 1581 г., когда Стефан Баторий осаждал Псков, один из его отрядов, грабивший в окрестностях города, решил поживиться за счет Крыпецкого монастыря. В лесу они поймали крестьянина, мучили его и расспрашивали о монастыре. Крестьянин сказал, что в монастыре никого нет; монахи из него ушли. Однако врагов там встретил русский отряд, от которого поляки в страхе разбежались. В XVII в. при царе Алексее Михайловиче в Крыпецком монастыре пребывал иноком Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин - крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя, здесь он скончался и был похоронен. Известно, что в начале XVIII в. Крыпецкий монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 г. он сильно горел " от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу " . С самого начала монастыря и до учреждения в 1764 г. первых духовных штатов здесь было игуменское настоятельство, в иные годы было строительское, по штатам 1764 г. оставлено строительское настоятельство. В 1805 г., когда Снетогорский третьеклассный архимандритский монастырь был обращен в загородный Архиерейский дом, штат его с архимандрией был переведен в Елеазаровский монастырь, а Елеазаровский игуменский штат был присвоен Крыпецкому монастырю и с того времени сделано настоятельство игуменское.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец С. Путиев (ризница собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец С. Путиев (ризница собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) Подобный тип изображения впосл. был использован на нек-рых иконах с многофигурными композициями, напр., на местной иконе Божией Матери «Державная», с преподобными Саввой и К. (справа) в иконостасе придела Новомучеников и исповедников Российских Иоанно-Богословского собора (1999, мастерская Путиева), на образе «Господь Вседержитель, с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом и припадающими преподобными Корнилием и Саввой Крыпецкими» (К. слева) в трапезной Успенской ц. обители (2009, мастерская псковского архитектора и иконописца А. С. Кузнецова). Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец Н. А. Блохин Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец Н. А. Блохин Накануне дня прославления в мон-рь были доставлены первые единоличные иконы К., написанные в Пскове и Москве,- 2 поясные аналойного размера и ростовая, которая была укреплена на крышке дубовой раки святого. Источником для образа К. послужила фотография, сделанная в кон. XIX в. в Пскове (хранится в архиве Крыпецкого монастыря), где преподобный представлен фронтально в рост в монашеском облачении (рясе и клобуке) с книгой в правой руке и четками в левой. Он худощав, лицо с мелкими чертами, обрамлено легкими светлыми прядями волос до плеч и негустой бородой средней длины. В 50-х гг. XX в. погрудный вариант фотоснимка был помещен на надгробии К. Ап. Иоанн Богослов. преподобные Корнилий и Савва Крыпецкие. Икона. 2010 г. Иконописец А. П. Беляев (ц. в честь Успения Пресв. Богородицы Крыпецкого мон-ря) Ап. Иоанн Богослов. преподобные Корнилий и Савва Крыпецкие. Икона. 2010 г. Иконописец А. П. Беляев (ц. в честь Успения Пресв. Богородицы Крыпецкого мон-ря) На всех иконах преподобный показан в черном клобуке, коричневой мантии и светлой (обычно охристой) рясе; по плечам - длинные вьющиеся седые волосы; борода средней длины, нередко разделенная на пряди, раздвоена на конце. Изображения отличаются в деталях. Так, на аналойной иконе из ризницы мон-ря (1999, иконописец Путиев) К. изображен с раскрытой перед грудью ладонью правой руки, в левой - четки (на верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного, на боковых - фигуры ап. Иоанна Богослова и прп. Саввы Крыпецкого). На др. иконе К. представлен со скрещенными на груди руками с четками (1999, псковский иконописец Н. А. Блохин). Образ на раке К. в приделе прп. Саввы Крыпецкого (1999, иконописец Путиев) повторяет разработанную иконографию святого со сложенными крестообразно руками, но его глаза прикрыты. На иконе, выполненной в иконописной школе МДА (ок. 2005, иконописец Л. А. Гадалова), обе руки преподобного обращены ладонями вовне.

http://pravenc.ru/text/2458685.html

22-23 июля 1997 г. по благословению архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) в возрождавшемся Крыпецком монастыре мощи К. были обретены, освидетельствованы, перенесены в нижний придел Иоанно-Богословского собора и положены в раку. Ежедневно служили панихиды. Летом 1999 г., свидетельствуя о почитании К., архиеп. Псковский Евсевий с братией Крыпецкого мон-ря обратился с прошением о причислении К. к лику святых. 10 янв. 2000 г. по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II К. был прославлен как местночтимый святой Псковской епархии. Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. 2 отд. 3 стол. Д. 170. Лит.: Ионов А., свящ. Блж. мон. Корнилий: Биогр. очерк. Рига, 1944; Жизнеописание блж. мон. Корнилия. Псков, 1999; Прп. Корнилий, Крыпецкий чудотворец: (Служба, акафист и житие). Псков, 2001; Крыпецкая обитель. Псков, 2002. С. 73-92; Крыпецкая обитель: Святые подвижники благочестия Крыпецкого мон-ря: История обители/Авт.-сост.: Б. И. Лукин. Псков, 2010. С. 196-259; Прп. Корнилий блаженный старец/Авт.-сост.: Л. А. Ильюнина. Псков, 2011. Д. Б. Кочетов Иконография Икона Божией Матери «Державная», с преподобными Саввой и Корнилием Крыпецкими. 1999 г. Мастерская С. С. Путиева (придел Новомучеников и исповедников Российских собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) Икона Божией Матери «Державная», с преподобными Саввой и Корнилием Крыпецкими. 1999 г. Мастерская С. С. Путиева (придел Новомучеников и исповедников Российских собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) преподобного связана с Крыпецким мон-рем. Его иконы начали создавать сразу после обретения св. мощей. Особенно интенсивно иконография формировалась в связи с прославлением К. в лике местночтимых Псковских святых. Самое раннее изображение святого находится в иконостасе придела прп. Саввы Крыпецкого монастырского собора во имя ап. Иоанна Богослова (1996, мастерская московского иконописца С. С. Путиева). К. включен в группу святых, изображенных справа в навершии иконостаса коленопреклоненными перед центральным образом Распятия Христова (преподобные Иоанн Лествичник, Савва Сербский, Савва Крыпецкий и Евфросин Псковский; слева - Евстратий и др. мученики Севастийские). Иконографический тип К. (крайний справа вверху, назван блаженным) разработан в древнерус. иконописной традиции; он в коричневой мантии, красновато-охристой рясе, с куколем на плечах, волосы густые, с сединой, борода короткая, волнистая, раздвоенная на конце.

http://pravenc.ru/text/2458685.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010