Псков. Иоанно-Предтеченский монастырь с Завеличья (подворье Крыпецкого монастыря). Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2007. Ивановский монастырь основан не позднее 1243. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Максима Горького, д. 5А Координаты: 57.825427, 28.318347 Изменить описание Упразднённый в 1923 г. исторический Ивановский монастырь с 2007 г. является подворьем Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря . Храмы бывшего Ивановского монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иоанно-Предтеченский девичий монастырь расположен на левом берегу реки Великой напротив Кремля, в местности известной в Пскове под именем Завеличья. Его основательницей считается благоверная княгиня Евфросиния, дочь литовского князя Рогволода Борисовича и родственница псковского князя Довмонта. Замуж Евфросиния была выдана за князя Ярослава Владимировича. Ярослав большую часть времени проводил в Ливонии. В одном из своих походов, Ярослав увидал в Ливонском городе местную жительницу, пленившись красотой которой, он отверг свою супругу и окончательно поселился на жительство в пределах Ливонии. Оставленная своим мужем, княгиня Евфросиния приступила к устройству обители, где и приняла иноческое пострижение с именем Евпраксия. Место для монастыря ею было избрано вблизи того холма, где по преданию княгиня Ольга поставила крест и видела три луча, осенявшие то место, где теперь стоит Троицкий собор. Благоверная Евпраксия устроила храм во имя Святого Предтечи. По преданию, Евпраксия стала первой игуменьей монастыря. В каком именно году начата Евпраксией постройка монастыря с точностью сказать трудно. Одни исторические источники считают годом основания 1240, а другие 1243 год. Во всяком случае, все исторические данные сообщают, что строение монастыря было окончено в 1243 г. и в этом же году княгиня была вызвана своим мужем в Ливонский город Одемпе, где 8 мая была убита своим пасынком. Тело княгини мученицы было принесено в г. Псков и погребено в основанном ею Ивановском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=46874

9 авг. 1916 г. К. м. посетила воспитанница вел. кнг. Елисаветы Феодоровны вел. кнг. Мария Павловна-младшая, почитавшая старца Корнилия. В 1918-1919 гг. в мон-ре проживал буд. иеросхим. Сампсон (Сиверс; † 1979). В 1918 г. нем. войсками был оккупирован Псков, Талабские о-ва захвачены бандами С. Н. Балаховича, на ст. Торошино стоял красноармейский отряд Серебрякова. Серебряковцы разоряли мон-рь. С мая 1918 г. К. м. возглавлял иером. Василий (Костюгин), с сент. 1918 г.- иером. Савватий (Филиппов), утвержденный в должности настоятеля 6 окт. 1920 г. указом Святейшего патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) . В 1921 г. Иоанно-Богословский собор был принят на учет и под охрану Псковским отделом по охране памятников искусства и старины. В обители постоянно проживал сотрудник музея Н. И. Лебедев. В февр. 1922 г. К. м. был обращен в приход: по ходатайству жителей окрестных деревень составлен договор на «бессрочное» пользование собором, колокольней, Успенской ц. с 2-этажным корпусом. С 5 апр. по 30 июня 1922 г. из упраздненной обители вывезли 5 пудов 30 фунтов 24 золотника ценностей. После разрешенной «замены» объем конфиската составил 6 пудов 24 золотника. Сами ликвидаторы при этом поясняли: «В вышеуказанном весе числятся и неуказанные драгоценности, но принятые комиссией и сданные Губфинотделом на помощь голодающим, как то: жемчуг, разные камни и золото» ( Константинов О. «Поставлю шлагбаум и не пущу в Крыпецы никого…»//Новости Пскова. 1998. 15 сент.). В дек. 1923 г. решением Псковского губисполкома под предлогом того, что «фактически установлена контрреволюционная агитация монашествующих среди окружающего населения», община при Иоанно-Богословском храме была разогнана, подверглась репрессиям. Так, иером. Мелитон (Гаврилов), обвиненный в антисоветской агитации, был сослан на 3 года в Марийскую обл. Монастырские постройки были переданы совхозу «Крыпецы» Торошинской вол. В нижнем подклете собора устроили скотный двор и конюшню, в верхней Иоанно-Богословской ц. оборудовали жилье для совхозников. Местонахождение многих святынь К. м. неизвестно. В Псковском музее-заповеднике хранится житийная икона кон. XVI - нач. XVII в., на которой изображены ап. Иоанн Богослов, свт. Савва Сербский, прп. Евфросин Псковский и прп. Савва Крыпецкий в молении перед образом Божией Матери Одигитрии. Эта икона находилась в монастырском Иоанно-Богословском соборе «на левой стороне подле царских врат» ( Куликов С. Б. Ист. записка к проекту реставрации ансамбля Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря. 1992. Ркп.//Б-ка Крыпецкого монастыря). Сохранился 5-пудовый колокол, пожертвованный в 1616 г. сыном псковского купца Алексея Хози, который был убит 18 авг. 1609 г. (в наст. время колокол висит на Никольской ц. о-ва Талабск (Залит)). Иконы из иконостаса К. м. «Видение св. Евлогия» и «Ввержение в печь отрока неверующим отцом» (нач. XVIII в.) находятся в ц. арх. Михаила в Риге (Латвия).

http://pravenc.ru/text/2462089.html

Празднование, посвященное 10-летию обретения мощей преподобного Корнилия, прошло в Крыпецком монастыре 23 июля 2007 г. 12:37 22 июля, в воскресение, в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре прошли торжества, посвященные 10-летию обретения честных мощей преподобного Корнилия Крыпецкого. Божественную литургию и праздничный молебен блаженному Корнилию совершил архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий в сослужении наместника Крыпецкого монастыря архимандрита Дамаскина, настоятеля Троицкого собора протоиерея Иоанна Муханова, архимандрита Мефодия, игумена Иоасафа и братии Псково-Печерского монастыря. Во время крестного хода, во время которого монахи несли святые мощи блаженного Корнилия, владыка Евсевий совершил чин освящения девяти колоколов, пожертвованных обители жителем Ставрополья Александром Невским. Колокола предназначены для восстанавливаемой монастырской колокольни. Самый большой колокол весит 450 килограммов, самый маленький — 3 килограмма. Колокола отлиты на Воронежском предприятии «Вера». Имя преподобного Корнилия Крыпецкого широко известно и почитаемо не только в Псковской области, но и за ее пределами. Монах, живший в Крыпецкой обители в конце XIX — начале XX века, преставился в 1903 году. Известно, что монах Корнилий — уроженец деревни Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова. О детстве святого Корнилия сведений почти не сохранилось, но известно, что мальчик Лука (мирское имя Корнилия) с 3 лет был наделён удивительным даром прозорливости и ясновидения. Вероятно, что в ранней молодости он ушёл в Крыпецкой монастырь на послушание, и там же был причислен к иноческому лику. Любимым изречением старца было: «Другому пожелаешь — себе получишь». Многим людям Корнилий предсказал будущее, а также и другие грядущие события. Корнилий предсказал также день и час своей смерти. 22 июля 1997 года состоялось обретение мощей святого. Канонизирован преподобный Корнилий был в 2000 году, его честные мощи покоятся в Иоанно-Богословском храме монастыря. Сайт Псковской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/272607.htm...

После прихода к власти большевиков Крыпецкая обитель какое-то время ещё действовала, правда, в начале 20-х годов над монастырём стали сгущаться тучи. В 1922 году из обители были вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли). 19 декабря 1923 года Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря; буквально несколько месяцев Иоанно-Богословский собор действовал как приходская церковь, после чего был закрыт и он. После закрытия этот монастырский храм очень быстро пришёл в запустение. В монастырских зданиях некоторое время располагался приют для беспризорников, а затем здесь обосновался местный совхоз. Вплоть до 50-х годов в нижнем храме располагались стойла для скота, а пол и стены сплошь были испачканы навозом. Хотя к концу 1950-х годов, когда руины Крыпецкого монастыря привлекли внимание реставраторов, именно он находился в наиболее сносном состоянии, сохранялась даже его барочная главка. Память о святой обители и её подвижниках в памяти народа искоренить было невозможно. В эпоху усиления богоборческих гонений верующие своими силами рядом с могилой блаженного Корнилия в мае 1958 года поставили деревянный храм и возвели часовню. В сентябре 1958 году председатель Торошинского сельсовета И. Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли остатки деревянных сооружений. Но поскольку паломничество не прекратилось, монастырские здания решено было взорвать, а кирпич использовать в хозяйственных целях. Спасла его известная защитница псковских памятников истории и культуры, кандидат искусствоведения Елена Морозкина. Именно она добилась в высших инстанциях, чтобы Крыпецкий монастырь не взорвали, а взяли под государственную охрану. 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль бывшего Крыпецкого монастыря объявили памятником республиканского значения и с тех пор он стал находится под охраной государства. На территории бывшего монастыря были проведены масштабные реставрационные работы... Эти работы производились под руководством советского архитектора Бориса Степановича Скобельцына реставраторами Псковской архитектурно-реставрационной мастерской. Увы, в 1983 году произошёл пожар, сведший на нет все усилия реставраторов, а довершили дело " кладоискатели " , с упорством, достойным лучшего применения, долбившие ломами стены древнего собора.

http://sobory.ru/article/?object=05401

3) В непрерывной связи с колокольней, видимо, были построены каменные двухэтажные кельи. В верхнем ярусе располагались настоятельские кельи и трапезная зала со столпом по подобию древних трапезных и при ней трапезная Успенская церковь. В нижнем ярусе были разные службы. К 1875 г. этот корпус был переделан для настоятеля и всей братии. 4) Между соборной церковью и колокольней от настоятельских келий находились двухэтажные каменные переходы, под ними в нижнем этаже была устроена братская трапезная. 5) Около 1805 года были построены деревянные одноэтажные братские кельи. 6) Вокруг монастыря в 1817 году была построена деревянная ограда с шестью высокими башнями и шпилями. 7) Напор озерной и болотной воды производил во всех окрестностях топкие зыби, мхи и гниющую воду. В 1818 и 1819 гг. они были осушены многими каналами, соединенными в главный, до реки Торошинки. Согласно ведомости Крыпецкого монастыря за 1801 г., отмежеванной пашенной земли было 273 десятины 2186 сажень, сенокосной - 185 десятин 1140 сажень. На землю были планы и межевые книги. Частью земли и рыбной ловлей пользовался монастырь, а часть отдавалась с разного оброка посторонним людям с разрешения настоятеля. Согласно ведомости за 1813 г., у церкви Успения Пресвятой Богородицы во многих местах отпала штукатурка, из-за ветхости крыши была течь. В августе 1823 г. к архиепископу Евгению II Казанцеву с прошением возобновить иконостас в Успенской церкви и обновить некоторые иконы обратился игумен Серафим с братией. Кроме того, игумен испрашивал благословения архиепископа на выравнивание полов штукатуркой и сообщал, что на это потребуется не более 30 рублей. Разрешение архиепископа начать работы последовало 23 августа 1823 г.. С 20 марта 1858 г. по 20 мая 1864 г. настоятелем Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря был архимандрит Анатолий. Настоятель Крыпецкого монастыря игумен Николай в рапорте настоятелю Спасо-Елеазарова второклассного монастыря архимандриту Платону сообщал о произведенных в 1874 г. в монастыре постройках. В 10 верстах от монастыря на пустоши Кашин устроили сарай для склада сена. В ските Успения Божьей Матери была сделана новая железная печка, построен сарай для соломы. На все эти переделки была затрачена сумма в размере 214 руб. 15 копеек.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Письма эти, ещё нигде не напечатанные и нами теперь издаваемые в свет, представляют собою весьма ценный и интересный материал для биографии знаменитого их автора–в последний – Киевский – период, его жизни. Именно: они обнимают время от назначения Евгения Болховитинова на кафедру киевской митрополии– в начале 1822 года– почти до самой его кончины–в начале 1837 года. Кто же такой был игумен Серафим Покровский и по каким поводам вел с ним такую продолжительную переписку митрополит киевский Евгений? И каков общий характер этой переписки? И где хранятся подлинники её? Игумен Серафим был родом из псковской епархии. Когда Евгений Болховитинов был назначен в 1816 г. на архиерейскую кафедру во Псков, он застал Серафима Покровского настоятелем (в звании строителя) Якобштадтского монастыря, в Курляндской губернии, принадлежавшей тогда к Псковской епархии (тогдашний Псковский архиерей титуловался Псковским, Лифляндским и Курляндским). Во время первой своей поездки по новой епархии, Евгений обратил внимание на скромного якобштадтского строителя. Не смотря на свое незначительное школьное образование, Серафим очень понравился Евгению своими нравственными и практическими достоинствами: искренним благочестием, кротостию нрава и простосердечием, необычайным трудолюбием, выдающимися хозяйственными способностями и наконец, прекрасным, чётким, почерком. Вследствие всего этого Евгений в скорости сделал Серафима экономом своего архиерейского дома. А архиерейским домом Псковской кафедры был тогда, как и теперь, Снетогорский монастырь, в трех верстах от Пскова, расположенный на горе, которая называется Снетною или Снятною, отчего и монастырь получил свое название 1 ). В то же время Евгений назначил Серафима игуменом Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, в 20 верстах от Пскова, так что Серафим, будучи экономом архиерейского дома, был вместе с тем и настоятелем Крыпецкого монастыря. Монастырь этот, основанный в XV в. св. Саввою Крыпецким (коего память 28 августа), был особенно любимым местом для Евгения, и делая настоятелем его своего эконома, он тем брал этот монастырь под свое особое покровительство. И действительно, Евгений и Серафим много потрудились для благоустройства и для благолепия Крыпецкого монастыря 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь - православный мужской монастырь в Псковской области, основанный в 1455 году. Был закрыт советской властью в 1918 году, возвращен Церкви в 1990 г. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1455 году афонским монахом, преподобным Саввой Крыпецким, выходцем из Сербии, среди болот. Местоположение монастыря в древних грамотах определяют как «в Псковской земле, в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губернии». Это был один из последних монастырей независимой Псковской республики (в 1510 году Псков был присоединён к Москве). В 1487 году права нового монастыря были официально подтверждены на псковском вече. Псковский наместник князь Ярослав Васильевич Оболенский принял активное участие в строительстве монастыря известно, что при его участии был сооружён мост на дороге к Святым воротам монастыря. В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преподобный Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни. В 1547 или 1557 году в монастыре была построена каменная соборная церковь. В середине XVI века в Крыпецком монастыре принял постриг преподобный Никандр пустынножитель,основатель Свято-Благовещенской Никандровой пустыни и известный агиограф, пресвитер Василий-Варлаам. В 1581 году монастырь подвергся нападению одного из польских отрядов Стефана Батория. Благодаря ложным сведениям, полученным от одного русского крестьянина (он обманул поляков, уверив их, что в монастыре никого нет), осада не удалась: поляки были разгромлены скрывшимся в стенах обители русским отрядом. До нашего времени сохранилось описание монастыря, которое относится к 1586—1587 годам: В XVII веке в монастыре был пострижен государственный деятель Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (монашеское имя — Антоний). К концу XVII века монастырь обеднел. В начале XVIII века, после нескольких десятилетий запустения обитель была восстановлена. К 1764 году за монастырём числилось 366 душ крестьян.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Крыпецкое. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Лествичника. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Иоанна Лествичника Год постройки:приблизительно 1540 - 1550. Адрес: 180550, Россия, Псковская область., Псковский район, Торошинская волость, д. Крипецкое-1. Координаты: 57.989385, 28.494112 Проезд: До монастыря можно добраться несколькими путями: 1. Приехать в Псков на подворье, расположенное по улице М. Горького, 5-а. Далее на ближайшей монастырской машине до обители. 2. На собственном автотранспорте по стрелкам, указанным на схеме. 3. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Тупицы, дал ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До монастыря можно добраться несколькими путями: 1. Приехать в Псков на подворье, расположенное по улице М. Горького, 5-а. Далее на ближайшей монастырской машине до обители. 2. На собственном автотранспорте по стрелкам, указанным на схеме. 3. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Тупицы, далее попутками или пешком 14 км. 4. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Ваулино, далее попутками или пешком 21 км. 5. От Псковского автовокзала на автобусе до дер. Крипецкое, далее 7 км по бездорожью. С трассы М20 свернуть на новую объездную дорогу на Изборск. Дальше - правый поворот на Ваулино и следовать по указателям на монастырь. Изменить описание Добавить фотографии Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 5 октября 2014 Добавлено: 31 октября 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Строительство храма Успения Божией Матери относится к 1540-м гг. Архитектор неизвестен. В 1920-80 гг. храм сильно пострадал и разрушен. Силами братии монастыря, паломников и духовных чад архимандрита Дамаскина (Сахнюка, +2007) храм в 2003-2009 гг. реконструирован. Причем были максимально сохранены остатки древних стен. Сооружение имеет пять этажей. В первом этаже располагается братская трапезная с кухней и подсобными помещениями. Во втором - храм Успения Божией Матери с покоями владыки. В третьем ярусе башни - церковь преподобного Иоанна Лествичника. В четвертом и пятом ярусах - колокола с пультом. Высота колокольни составляет 37 метров.

http://sobory.ru/article/?object=05402

Во второй день работы, 20 февраля, аккредитационная группа посетила отдаленный Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в деревне Творожково Струго-Красненского района Псковской области. Комиссию встречала игумения Магдалина (Бусыгина). В этой обители все девять слушательниц подготовились и сдали зачет по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики». У сестер было 10 билетов с двумя вопросами по освоенному предмету. В третий день, 21 февраля, члены комиссии провели аттестацию слушателей курсов в Благовещенской Никандровой мужской пустыни Порховского района и в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре Псковского района. В Никандровой пустыни выездную аккредитационную группу встречал наместник архимандрит Спиридон (Иващенко). Здесь 13 братий успешно сдали зачет по «Истории Русской Православной Церкви». На аттестации присутствовал преподаватель данной дисциплины послушник Алексий Димитров. Братия отвечали по 14 билетам с двумя вопросами. Слушатели курсов в пустынном Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре сдавали зачет по «Истории монашества и аскетики». Комиссию встречал и присутствовал на зачете ответственный за данную учебную площадку и преподаватель иеромонах Мардарий (Алексеев). По восьми билетам зачет сдали шесть братий. Для членов комиссии отец Мардарий провел небольшую экскурсию по всем храмам монастыря. 22 февраля выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви завершила свою работу в Псковской епархии. В четвертый день работы члены комиссии посетили Успенский Псково-Печерский монастырь, где встретились с митрополитом Псковским и Порховским Арсением  — священноархимандритом и игуменом Псково-Печерского монастыря. Владыка Арсений тепло встретил членов выездной аккредитационной группы. На встрече с архиереем обсуждались вопросы базового богословского образования монашествующих в Псковской епархии. На зачете по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики» присутствовали: благочинный монастыря, магистр богословия иеромонах Прохор (Андрейчук), ответственный за курсы иеромонах Анатолий (Подолян) и преподаватель протоиерей Александр Савельев.

http://patriarchia.ru/db/text/6106078.ht...

С конца 1940-х годов началась реставрация церкви - в соответствии с проектом архитектора П. М. Максимова. Тогда приняли решение восстановить покрытие глав собора и основного объёма храма в формах, близких к первоначальным; приделы во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Серафима Саровского при этом не воссоздавались. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года собор был взят под охрану государства как памятник республиканского значения. В 1978 году, во время очередных реставрационных работ, в одной из ниш западной стены храма, расположенных на уровне хоров и, возможно, служивших для уединённой молитвы, обнаружили тайник, включавший около 70 предметов, в том числе небольшие келейные иконы. Среди них особую ценность имела икона византийского письма XIV века и ряд икон псковской школы иконописи XV столетия. В 1991 году Иоанновский собор вернули Русской Православной Церкви, и 7 июля здесь прошло первое богослужение. С 2007 года Иоанновский собор стал подворьем Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря. В апреле 2009 года на звонницу храма подняли шесть новых колоколов общим весом около 500 килограммов. 20 августа 2012 года Министерство Культуры России издало приказ " Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения " Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1240 г. " и его регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации " . Следует обратить внимание, что документ предлагает 1240 год в качестве официальной даты основания храма. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Собор в честь Рождества Иоанна Предтечи в Завеличье - шестистолпный, трёхапсидный и трёхкупольный. Его здание вытянуто по оси " запад-восток " . Вертикально расчленённые фасады четверика завершаются округлыми закомарами, соответствующими внутренним формам храма и определяющими характер покрытия. Основная глава с объёмным световым барабаном смещена к востоку от центра.

http://sobory.ru/article/?object=00257

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010