Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Богословский Крещатицкий монастырь — мужской монастырь Черновицкий и Буковинской епархии Украинской Православной Церкви (Московского патриархата), расположенный в селе Крещатик Заставновского района Черновицкой области. Крещатицкая обитель расположена на правом высоком берегу Днестра (200 м над уровнем реки), который в этом месте разделяет Черновицкую и Тернопольскую области. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Старинное описание монастыря гласило, что его основали иноки Манявского скита (предположительно – на рубеже XVII-XVIII вв.), оставившие Галицию из-за притеснений со стороны униатов. По местному народному преданию (записано в 1935 г.), строил новую обитель купец Федор Прида: однажды ночью в пути он увидел свет и сошел с воза, думая, что впереди – чей-то дом, однако через несколько шагов оказался у обрыва, и решил в благодарность Господу за спасение воздвигнуть храм. Старинные сооружения [ править править код ] Старейшие постройки обители – датируемая XVII в. часовня над источником св. ап. Иоанна Богослова и храм св. ап. Иоанна Богослова 1760-х гг. Оба сооружения – каменные. Часовня стоит у подножия длинной лестницы, ведущей к храму, и по своей архитектуре напоминает 3-частную церковь. Простой в своей основе – куб с полукруглой восточной стеной и скатной кровлей – Иоанно-Богословский храм своеобразен благодаря примыкающей с юга к притвору и укрепленной угловым контрфорсом башне колокольни, к входу в которую, на уровне среднего яруса, ведет переброшенный со склона мостик. По версии книги «Капли духовной воды из источника св. Иоанна Богослова в Крещатике» (1935), существовавшая на дверях храма надпись 1765 г. гласила, что эти двери поставил «Феодор, ктитора сын Прида» (упоминая ту же надпись, историк Виккенгаузер называет имя «Федор Гаджив»). В книге Д. Гобермана «По Северной Буковине» (1983) говорится, что храм построили в 1765 г. братья Михаил и Константин Талпа (по-Виккенгаузеру, Талпа пожертвовали монастырю землю в 1768 г.). Продолжение истории [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Погостец. Церковь Иоанна Богослова. Богословская церковь на малой Ельме Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иоанно-Богословская Малоельминская церковь Новленской волости Вологодского уезда Вологодской губернии (на речке Малой Ельме, приток Кубенского озера) была построена в конце 18-го века. Это была первая пятиглавая церковь на западном, возвышенном и многонаселенном берегу Кубенского озера. Церковь имела два придела; в нижнем (зимнем) приделе престол был освящен в 1795 году в память Благовещения Пресвятой Богородицы, верхний летний храм был построен позже и престол был освящен в 1849 году во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В приходе Иоанно-Богословской церкви значилось 2 села (Ивашево и Беклемишево) и 20 деревень; под кладбищем имелось 1750 кв. сажень земли, всего церковной земли было 36 десятин. В приходе значилось в 1851 году 2500 человек взрослого населения (Клировые ведомости Вологодского уезда за 1851 год, запись 64, лист 434, Вологодский областной архив). Храм закрыт в период коллективизации. Точную дату закрытия старожилы не помнят. Здание храма было передано колхозу «Красный пахарь», который использовал его под овощехранилище. Ограда вокруг храма и кладбища, алтарь, колокольня и трапезная были разобраны, «добытые» кирпичи пущены на строительство колхозного свинарника и коровника. «Новостройки» не сохранились. До 1997 года сохранившееся пятиглавие еще украшало окрестности. В июне 1997 года во время сильной грозы молния попала во все еще прочно стоявший наверху центральной главы крест и начался пожар. Сохранились только 2 главки, кресты сильно покосились. В настоящее время руины храма представляют собой плачевное зрелище. Также плачевно и состояние бывшего прихода Иоанно-Богословской Малоельминской церкви. Известно место села Беклемишева – там сохранилась роща из тополей – место бывшей барской усадьбы. Место, где было село Ивашево, не помнит никто. Из 20 деревень осталось только 4. Осенью и зимой там проживает 8 пенсионеров. Летом и весной народу бывает больше – часть домов под дачи приобрели жители Вологды. Ближайшими храмами к Иоанно-Богословской церкви были Никольская церковь в селе Никуленском (современное название Тарасово) в пяти верстах в сторону Вологды; и Михайловская в селе Новленском (Михайловское тож – так записано в архивных ведомостях) в 4 верстах в направлении города Кириллова. Эти храмы находятся в совершенно руинированном состоянии. Источник: более подробная статья протоиерея Валентина Жохова на сайте spasi.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12316

Вот что говорит Темноборский об Иоанно-Богословском соборе: " Это громадное строение, имеющее в себе два этажа, поражает зрителя как своей типичностью постройки шестнадцатого века, как равно и тем замечательно хорошо сохранившимся древним видом, который бывает только у очень хорошо, основательно построенных древних зданий. Церковь Иоанна Богослова имеет вид двух четырёхугольников, из которых один, меньший, поставлен на другой. В южной стороне церкви помещается придел, по высоте средний между нижним и верхним четырёхугольниками; над ним возвышается купол на длинной и тонкой шее, украшенной характерным орнаментом наверху. Главный купол, имеющий оригинальную форму, лежит на толстом приземистом основании, шее, также наверху украшенной орнаментом характерного рисунка и имеющей в себе шесть узких окон... Алтарь, как и вообще во всех постройках псковских архитекторов, выступает тремя полукружиями, по высоте значительно меньшими, чем вся церковь. Все эти полукружия снабжены узкими и длинными окнами, находящимися довольно высоко над землёй, вследствие чего внутри церкви полумрак... Стены церкви обработаны типичными углублениями, что также является свидетельством того, что мастера были псковичи " . Итак, уже в этом деловитом описании Иоанно-Богословского собора звучит для нас приблизительная дата его постройки - XVI век. Годом закладки собора современные исследователи предлагают считать 1554 год. Строительство заняло три года, и в 1557 году соборный храм освятили, о чём сообщает единственная дошедшая до наших дней летописная запись XVI столетия, посвящённая Савво-Крыпецкой обители: " В лето 7065... Того же лета совершена бысть церковь в Крыпецком монастыре святого апостола и еуагелиста Иоанна Богослова игуменом Феоктистом каменна " . С самого начала Иоанно-Богословский собор отличался приличным убранством. Согласно свидетельству конца XVI века, в главном, собственно Богословском, храме собора был тябловый иконостас, " писанный на золоте " . Говорится также о медных паникадилах, литых, медных же, подсвечниках " немецкой работы " , изрядно украшенных иконах.

http://sobory.ru/article/?object=05401

Митрополит Астанайский Александр совершил великое освящение Иоанно-Богословского храма в городе Талдыкоргане 13 сентября 2018 г. 14:00 13 сентября 2018 года, в день празднования Положения честного пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение собора в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова в административном центре Алма-Атинской области городе Талдыкоргане и возглавил Литургию в новоосвященном храме. В Иоанно-Богословском храме по благословению главы Казахстанского митрополичьего округа в 2018 году были осуществлены масштабные ремонтно-реставрационные работы. Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий ; настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, благочинный Талдыкорганского церковного округа иеромонах Клавдиан (Поляков), ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, ключарь храма Веры, Надежды, Любови и Софии — Представительства Митрополичьего округа в Москве иерей Сергий Неретин, помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, а также духовенство Талдыкорганского благочиния. Диаконский чин возглавил клирик Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты протодиакон Николай Гринкевич. Для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих по благословению митрополита Александра в Талдыкорган из домового Иверско-Серафимовского храма Митрополичьей резиденции в Алма-Ате был доставлен ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнил хор Иоанно-Богословского собора под управлением Е.С. Спирченко. В храме молились жители города Талдыкоргана и близлежащих населенных пунктов. Гостем праздника стал руководитель управления по делам религий Алма-Атинской области Р.Р. Есдаулетов. Проповедь перед причастием произнес иерей Георгий Сидоров. Глава Казахстанского митрополичьего округа также освятил новую раку для мощей небесного покровителя Талдыкоргана — священномученика протоиерея Владимира Лепсинского. Гробницу святого украсила вырезанная из дерева сень, созданная на средства ктиторов Алма-Атинской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вторично Иоанно-Богословская церковь прекратила свою деятельность в феврале 1938 года. После этого в её помещениях решено было разместить архивную документацию республиканского отдела НКВД - возможно, именно это обстоятельство и уберегло церковь от последующего разрушения. Вместе с тем в точности неизвестна судьба многих икон, находившихся перед закрытием в храме. По-видимому, они были попросту уничтожены, а в лучшем случае - пополнили экспозиции республиканского краеведческого музея. Он, в свою очередь, занял довольно просторные интерьеры Трёхсвятской церкви, тоже закрытой властями. Снова Иоанно-Богословский храм стал действующим в суровые годы Великой Отечественной войны, начиная с 1944-го. Именно с этого момента он оставался ещё многие годы действующим храмом во всём православном Саранске и районах ближайшей округи. Повторному открытию церкви, ставшей по сути, городским кафедральным собором, предшествовала долгая борьба прихожан и всех заинтересованных лиц. Люди не убоялись возможных преследований и риска лишиться работы, а возможно, и свободы. Православная община Саранска вновь обрела свою духовную твердыню и оплот веры. В нелёгкую военную годину собор был нужен городу как никогда. В Саранске было размещено несколько эвакогоспиталей, смертность в них поначалу была высокой, и священники, явно или тайно, отпевали в единственном городском храме воинов, умерших от ран. В 1946 году по настоянию прихожан Иоанно-Богословский храм был основательно отремонтирован. Были заново оштукатурены стены и отреставрированы росписи внутренних интерьеров. Именно поэтому некоторые исследователи истории собора датируют его последнее открытие для верующих 1946 годом. До настоящего времени так и остались загадкой источники средств для обустройства собора, изысканные всего лишь через год после окончания войны, притом что официальный статус памятника архитектуры XVII века федерального значения Иоанно-Богословскому собору был присвоен только пятнадцать лет спустя, в 1960-м. В годы послевоенного " потепления " в отношениях Церкви и Государства, пришлось восстанавливать храм всем миром, и прежде всего - собирать с миру по нитке детали внутреннего убранства. Долгое время храм никак не охранялся, были нередки случаи расхищения его ценностей, которые в основном поступали в собор из закрытых церквей города. Началом подлинного возрождения храма Иоанна Богослова, его былой славы и авторитета стали 1970 - 1980-е годы. Сюда ехали со всего Саранска и окрестностей, многие шли пешком, потому что городской транспорт не мог забрать всех желающих. Здание собора порой тоже не вмещало всех богомольцев. По рассказам священников того времени, в иные воскресные дни здесь выпадало крестить до 80 младенцев и венчать по 25 пар молодожёнов.

http://sobory.ru/article/?object=04452

В далеком прошлом на месте Иоанно-Богословской церкви существовал мужской монастырь того же имени; время основания его совсем неизвестно; упоминается же он еще в XII–XIII столетии, когда в нем временно стояли св. мощи ростовских епископов Леонтия и Исаии (1164–1231 гг.); затем летопись о ростовских архиереях сообщает, что в 1288 г. был поставлен на кафедру ростовскую Тарасий, посвященный в сан епископа из игуменов Иоанно-Богословского монастыря. Дальнейшие сведения об этой обители прерываются до XVII века, когда упоминается уже только одна церковь , устроенная митрополитом Ионою вместо обветшавшей прежней, сохранившейся на месте монастыря, время упразднения которого также неизвестно. В 1888 году Иоанно-Богословский храм угрожал падением, а паперть с рухнувшими сводами совсем развалилась; но, благодаря щедрой жертв почетного гражданина г. Ростова А. Л. Ккина, церковь была основательно восстановлена. Из предметов достойных внимания, можно указать на две иконы новейшей живописи, помещающиеся в нише алтарной стены близь царских врат; обе иконы сооружены в 1891 г. на средства ростовского взаимного страхового общества: одна в память десятилетия благополучного царствования покойного Государя Императора Александра III, покровителя и охранителя русских древностей, а другая – в память 15-ти летнего существования самого страхового общества. Храмовая икона Иоанна Богослова, старинного письма, хранится в соборе близ гробницы св. архиепископа Феодора. Ближе к озеру, на одной линии с Иоанно-Богословской церковью стоит храм Григория Богослова , когда-то соборный – Григорьевского монастыря « затвора», о которой мы упоминали уже выше. Церковь Григория Богослова Церковь Григория Богослова , оставшаяся от упраздненного монастыря, ко второй половине XVII века окончательно разрушилась и была перестроена митрополитом Ионою Сысоевичем около 1670 года. Владыка «на старых каменных палатах» построил пятиглавый храм с шатровою колокольнею над тремя небольшими кельями, прилегавшими к храму. Иконостас в храме был одноярусный каменный с портиком над царскими вратами, как и в других кремлевских храмах, построенных Ионою; стены и купол были расписаны живописью. В таком виде храм существовал до 1730 г., когда великий пожар, от которого обгорели все кремлевские церкви, более всех повредил Григорьевский храм. После этого пожара церковь около 20-ти лет стояла неисправленною; наконец, на нее обратил внимание знаменитый ростовский иерарх Арсений Мацеевич . Он восстановил этот храм и при этом изменись несколько его первоначальный план и внутреннее устройство: кельи соединил с храмом арками, расширил окна, вместо каменного, поставили деревянный иконостас и живопись заменил лепной работой, оставив часть ее лишь в клеймах и на задней стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

В 1868 - 1870 годах на средства Д.И.Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868 – 1878 годах - новый трехэтажный братский корпус. Вне монастырской ограды в 1867 были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности так же предоставлялись за счет монастыря. Уже после смерти Д.И.Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С.Цеханского строится 80 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII – XVIII веков. Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек. Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой Источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается исцеление 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, случившееся 21 мая 1872 года. В 1874 году над источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся. В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года; тогда и началось восстановление. За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной в древнерусском стиле иконостас работы рязанских мастеров.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иоанно-Б...

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ранее вокруг церкви распологалось небольшое кладбище. В советское время в церкви находилась школа и склады. Внутри сохранились фрагменты росписи и напольной плитки (все в очень плохом состоянии). Сейчас во временном приделе раз в неделю проводится служба священослужителем из Слободского. ХОЛУНИЦКО-ИЛЬИНСКОЕ (ХОЛУНИЦКОЕ-ИЛЬИНСКОЕ, ХОЛУНО-ИЛЬИНСКОЕ), село (Вознесенское Соборное благочиние). Ильинская церковь. В дозорной книге Звенигородского в 1615 году упоминаются «пономари села Холуно-Ильинского». В писцовой книге Доможирова 1629 года значатся «в Холуницком стане над рекою Холуницею церковь теплая Ильи Пророка, да в приделе Мученицы Параскевы с трапезою, да церковь холодная Георгия Страстотерпца». В 1745 году «по прошению попа Федора с причетниками и церковного старосты» разрешено «освятить новопостроенную вместо сгоревшей деревянной Иоанно-Богословской церкви в то же именование церковь» (протокол 71 от 1745 года). В 1764 году в селе стояли две деревянные церкви: холодная Ильинская и теплая ветхая Иоанно-Богословская. В 1772 году «причт и церковный староста с приходчискими людьми» просили Вятскую епархию о «строении вместо ветхой деревянной Иоанно-Богословской церкви, по разобрании ее, вновь каменной церкви во имя Богоявления Господня с приделом в честь Святого Иоанна Богослова», причем Ильинскую деревянную церковь просили «переименовать во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова». Ходатайство было удовлетворено и на построение каменного храма дана храмозданная грамота от 30 октября 1772 года 1666 - с дозволением «старую Богословскую церковь разобрать». Во вновь возведенном каменном храме устроены три престола: в холодной церкви - во имя Богоявления Господня, освященный 16 июля 1783 года, теплый южный - в честь Святого Пророка Ильи, освященный 3 ноября 1775 года, теплый северный - во имя Святого Духа, освященный 3 июля 1776 года. Деревянная Иоанно-Богословская церковь разобрана в 1775 году, а вторая Ильинская церковь оставалась не сломанной до 1820-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=03205

В храмах сохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись, рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы " писали иконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Града служители Синодального Благовещенского монастыря " . Среди икон, развешанных на стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезной находится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский, который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в XIX веке по более старому образцу. Некоторые старинные предметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII века со слюдой в железных переплетах, многоцветные печные изразцы местного производства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIII веков, резное кресло XVIII века и т. д. www.perm1.ru/ Первая христианская церковь на Западном Урале, связанная с историей крещения Перми Великой Чердыни в 1462 г. Первое кирпичное здание Урала. В 1462-1463 гг. перм. князь Михаил Ермолаевич основал в Чердыни первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь и пожаловал ему земли, что подтверждено письменными грамотами. Первоначально монастырь имел одну церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Согласно переписи М.Ф. Кайсарова 1623-1624 гг., в Чердыни уже существовал храм «Иоанна Богослова, каменный, верх шатром». Проезжавший в 1705 г. через Чердынь сибирский губернатор М. П. Гагарин по обету, данному им, перестроил церковь, для чего им были посланы пленные шведы-каменщики, окончившие перекладку церкви в 1718 г. Работами руководил «прикащик» Лев Колотилов, а наблюдал выборный Иван Ветошев. При реконструкции была разобрана крытая каменная галерея с овальной аркой, которая использовалась для крестных ходов вокруг церкви, и перестроена паперть. В связи с окончательным упразднением монастыря в 1784 г. церковь Иоанна Богослова была приписана к Богоявленскому приходу, а в 1912 г. передана вновь образованному Чердынскому Иоанно-Богословскому женскому монастырю (существовал до 1918 г.).

http://sobory.ru/article/?object=02967

Свято-Иоанно-Богословский монастырь (источник) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Иоанно-Богословский монастырь - православный монастырь в Рязанской области, основанный в конце XII или началу XIII столетия. Монастырь был закрыт советской властью в 1930 году, возвращен Церкви в начале 1990-х гг. Содержание История [ править править код ] Монастырское предание относит возникновение обители к концу XII или началу XIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону св. Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам явившийся ему апостол. Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить связь факта основания обители с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь стал деревянным. Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения Старой Рязани вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся сейчас в Рязанском Краеведческом Музее.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иоанно-Б...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010