Заручившись такими вескими данными, председатель Общества, ректор академии ныне архимандрит преосвященный Сильвестр, решился тогда снестись по этому делу непосредственно с преосвященным Черниговским Вениамином. В своем отношении от 26 мая текущего же года за 251 о. ректор. академии, изложив ход дела по настоящему вопросу с самого его начала, писал: «представляя о сем по поручению церковно-археологического Общества на архипастырское ваше благоусмотрение долг имею почтительнейшее просить ваше преосвященство, не благоволено ли будет сделать архипастырское распоряжение о передачи причтом нежинской греческой Михайловской церкви вышедших из церковного употребления книг и рукописей означенной церкви, имеющих церковно-археологический интерес, в церковно-археологическое Общество при Киевской духовной академии». Преосвященный Вениамин благосклонно принял это ходатайство Общества и решился удовлетворить его просьбу, предварительно однако вытребовав рукописи и книги на свое личное усмотрение. На отношении председателя церковно-археологического Общества преосвященный Вениамин положил такую резолюцию, сданную в местную духовную консисторию: «истребовать просимые рукописи и книги на мое усмотрение, после чего последует с моей стороны дальнейшее распоряжение». Черниговская духовная консистория указом от 31 мая за 4616 сообщила эту резолюцию преосвященного Вениамина благочинному нежинских церквей, священнику Иоанно-Богословской церкви, Феодору Иоакимовичу Васютинскому, с тем, чтобы он собрав все рукописи и книги, просимые церковно-археологическим Обществом при Киевской духовной академии, пересдал в духовную консисторию в Чернигов. С рапортом за 292 от 11 июля, благочинный Васютинский отправил просимое по назначению. 29 июня, по рассмотрении присланных рукописей книг, преосвященный Вениамин на рапорт нежинского благочинного написал такую резолюцию: «возвратить присланные рукописи причту нежинской греческой церкви, объявить ему, что с моей стороны нет препятствий на уступку книг и рукописей церковно-археологическому Обществу при Киевской духовной академии».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Диакон Августин Соколовски выступил на Международной богословской конференции в Лионе (Франция) 5 декабря 2011 13:26 – 1 января 1970 03:00 События В работе научного мероприятия приняли участие около двухсот участников. В ходе конференции было прочитано около полутора десятков докладов, авторами которых выступили ученые, преподаватели и миссиологи светских и богословских ученых заведений Франции, Бельгии и Швейцарии. Среди докладчиков - профессор Парижского католического института Ив-Мари Бланшар, генеральный секретарь Центра «Христианское Единство» Анне-Ноэль Клеман, профессор Страсбургского университета Элизабет Парментье и профессор Женевского университета Ханс-Кристоф Аскани. Помимо отца Августина Соколовски, православная богословская позиция на конференции была представлена профессором Парижского Свято-Сергиевского института Мишелем Ставру и ректором Брюссельского Иоанно-Богословского института священником Кристофом Алоизо. В работе конференции принял также участие секретарь по межхристианским связям Французской епископской конференции священник Франк Лемэтр. В своем докладе «Контуры благовестия спасения как следствие самопонимания Церкви», завершившем работу конференции, отец Августин изложил ряд основополагающих моментов православной богословской герменевтики, получающей свою акцентуацию в зависимости от конкретных аспектов проявления заданной экклесиологической парадигмы.   Богослов.Ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/2289384

Нижний Новгород переполнили беженцы, сюда перебрались несколько духовных семинарий, прибывали воинские пополнения. Энергичный Нижегородский викарий, епископ Балахнинский Макарий (Гневушев), возглавляя всю духовно-воспитательную работу. Он писал, говорил, проповедовал о том, что война явилась закономерным следствием общемирового кризиса, вызванного борьбой прогресса и самодовольного просвещенческого сознания с религией и Церковью . В результате мы наблюдаем схватку двух начал жизни, материального и духовного, двух идеалов – западноевропейскою, антихристианского, и русского, национально-христианского. Он подчеркивая, что на театре военных действий границы зверства перейдены немцами, тем народом, «который в течение долгого времени был учителем народов и, к сожалению, самым близким и настойчивым учителем наших образованных классов» 273 . «Высокая немецкая наука» привязала немецкую душу к земному праху и той же страстью заразила русские образованные классы 274 . Особенно, подчеркивал епископ, возросло воздействие чуть не на все стороны русской действительности еврейского народа, «поклонника золотого тельца и широкой чувственности» 275 . Но владыка оптимистично считал, что открытое противоборство на европейских полях сражений двух начал – высокого и низменного – «просветило наше сознание» и после «совершающегося суда Божия» создастся новая Русь. Это была выстраданная точка зрения, не только его личная, но и значительной части консервативных и даже умеренно-либеральных кругов российского образованного класса. (А солдатам городского гарнизона пастыри «давали руководящие указания при их суждениях о переживаемых бедствиях» и «указывали на войну как на необходимое для нас врачевание» 276 .) Преподавательский коллектив духовной семинарии с весны 1915 года начал устраивать богословско-философские чтения для привлечения местной интеллигенции к проблемам Церкви 277 .  Докладчики утверждали: «Россия должна обладать Константинополем» 278 . Тогда же при семинарии учреждено Иоанно-Дамаскиновское благотворительное братство для оказания помощи своим беднейшим ученикам, размер пособий колебался от четырех до двадцати двух рублей (вскоре после своего прибытия в братство вступил и иеромонах Варнава) 279 . Но сказалось напряжение непростого времени, студенты в ноябре устроили беспорядки, приезжала комиссия разбираться.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В рукописи на нижнем поле, похоже, первым почерком вписана строчка: ...2 деньги. Пирожная, очевидно, то же, что пироговая пошлина – взималась в пользу сборщика податей(?). Пирог – мелкая денежная единица равная ¼ деньги (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 15. М., 1989. С. 49). Ворвань – род морских млекопитающих (тюлени, моржи, нерпы и др.), их кожа и жир. Паюс – мышечная плева, в которой помещается икра в рыбе. Далее последние три предложения памяти написаны третьим мелким почерком, коричневыми чернилами. Далее текст счета написан четвертым почерком. ГА АО, ф. 829, оп. 3. д. 8, л. 1–16. Подлинник. Рукопись в 4 на 16 л. Написана тремя почерками. Так в рукописи. Манатья – длинное верхнее монашеское облачение, мантия (паллий) в виде плаща без рукавов (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 9. М., 1982. С. 176; Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. В 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 405–406). Ряска (ряса) – верхняя одежда монашествующих, поверх которой надевалась мантия (манатья). При патриархе Никоне введена верхняя одежда несколько иного покроя с более широкими рукавами, которая получила название ряса; помимо монашествующих ее стали носить представители белого духовенства и причетников (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 292). Так в рукописи; значенние, возможно, связано с церковной ругой. Онучи – два куска плотной ткани, которыми обертывают ноги; обмотки для ног под сапоги или другую обувь. Епанча (япанча) – род накидки, плаща, широкое длинное верхнее платье без руковов, застегивающаяся на шее; накидка, покрывало, полость в санях или повозке (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 52); иногда подбивалась мехом; суконный дождевик с длинными руковами, мог пропитываться жиром или олифой. Свечник – подсвечник, приспособление для светильника или лампады (Словарь русского языка XII–XVII вв. Вып. 23. М., 1996. С. 156, 158). Сапоги сысцеловые – это значит цельные (исцеловые, исцельные), в отличие от сапог пришвы – с пришитой головкой. Головка – передняя часть сапога, включая подьем или всю нижнюю часть сапога, прикрепленную к голенищам: задник, переды и подошву.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Но раз сознанная потребность в улучшении быта сделала свое дело. В начале сентября 1896 года приходской священник обратился к владыке-экзарху с подробным рапортом о религиозно-нравственных нуждах жителей «Колючей балки» и просил разрешения открыть здесь молитвенный дом – для совершения богослужения и церковно-приходскую школу – для обучения детей. Это было предметом первой необходимости. «Бог благословит доброе дело», – такую резолюцию положил владыка-экзарх на рапорте. К началу 1897 года были открыты и молитвенный дом во имя св. Феодосия Черниговского, и школа в особом здании на средства Иоанно-Богословской церкви и епархиального училищного совета, добрые люди не оставили без сочувствия доброго дела. Одна домовладелица «Колючей балки» уступила в своем доме бесплатно помещение для молитвенного дома (2 комнаты), жители и посторонние жертвователи украсили его иконами и снабдили всем необходимым для первого раза. Но радостнее всего было то, что молитвенный дом скоро сделался центром просветительной и благотворительной деятельности в районе «Колючей балки» и во имя служения меньшей братии собрал около себя кружок бескорыстных работников. Первым откликнулось на доброе дело семинарское духовенство, к нему присоединились и другие духовные и светские лица, мужчины и женщины; все трудились, кто, как и сколько мог, и по мере сил и возможности помогали молитвенному дому и материально. С открытием в Тифлисе епархиального духовно-просветительного братства 22-го октября 1897 года учредители молитвенного дома вступили в число членов нового братства, к которому и перешло заведывание молитвенным домом и всеми народившимися при нем учреждениями. Делу, таким образом, дано было прочное основание. Об учреждении молитвенного дома и о нуждах жителей «Колючей балки» доведено было до сведения князя-главноначальствующего, и, по его распоряжению, в скором времени в районе «Колючей балки» закрыты были духаны и другие притоны, мостовая исправлена, и в настоящее время улица стала неузнаваемой. Остается только самую «Колючую балку» в знак обновления ее жизни, назвать Феодосиевской улицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

—60— Родители А. В-ча – Василий Сергеевич и Ольга Косминична происходили из духовного звания, а по месту рождения были коренные Костромичи. Василий Сергеевич – сын псаломщика или, по старинному, просто – дьячка Успенского городского собора; Ольга Косминична – дочь протоиерея при Иоанно-Златоустовской церкви. Родная Кострома наградила обоих и первоначальным образованием. В. С. сначала обучался в духовном училище, потом перешел в семинарию. Окончив здесь философский курс, он как «подававший о себе хорошую надежду как по дарованиям и добронравию, так и по успехам», по назначению семинарского правления и с утверждения преосвященного костромского Евгения, отправился «для усовершенствования в познании высших наук и образования к учительским должностям», в Троицкую лаврскую семинарию. 64 Пробыв в ней четыре года до полного окончания курса, он возвратился (в 1807 году) 65 на родину и занял кафедру российской словесности и красноречия в своей семинарии. Ольга Косминична в это время жила у своего отца, воспитываемая по старинному – больше в страхе Божием и повиновении у родителей. Судьба обоих устроилась чрез два-три года службы В. С-ча в семинарии; но как и благодаря чему: были ли они раньше знакомы между собою домами или встретились только пред свадьбой случайно, благодаря участию каких-нибудь «сватов», совершенно неизвестно. Во всяком случае, думаем, – к общему удовольствию их родителей, потому что он был человек с видным положением, а она была дочь видного в городе протоиерея. Два года после брака В. С. с молодой супругой жил у своего тестя (из них один – на полном его иждивении, по уговору); а потом, когда в соборе освободилось место священника, он определился туда и перешел на собствен- —61— ную квартиру в церковном доме, где жили все соборяне. В это же, должно быть, время он променял и учительскую свою должность в семинарии на смотрительскую в духовном училище, которое помещалось около него рядом, в другом лишь доме. Первым плодом брака В. С-ча и О. К-ны и был А. В-ч. Он родился 16 Августа 1812 года. 66 После Бог благословил их и еще детьми – дочерью Юлией и сыном Владимиром. Все трое не намного были старше один другого, разница заключалась не более как в двух годах между каждым. С таким юным и небольшим семейством и зажили своим домом, по хозяйственному, его родители.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Елизаветы Петровны в 1756 г. было устроено Волково (ныне Волковское) кладбище, разделенное на 2 части - для православных и лютеран и со временем ставшее известным благодаря Н. (Литераторские мостки). Впосл. оно было расширено за счет погребений представителей др. конфессий (иудеев (Еврейское кладбище), старообрядцев, единоверцев). Тогда же были учреждены Иоанно-Богословское кладбище для Выборгской стороны и Смоленское для Васильевского о-ва. С последним связано почитание одного из небесных покровителей новой столицы: здесь в кон. XVIII в. была похоронена К. Г. Петрова - блж. Ксения Петербургская. Как и другие городские Н., это кладбище включало территории для погребения жителей, принадлежавших к разным конфессиям: православных - с 1732 г., лютеран - с 1748 г., представителей армянской Церкви - с 1797 г. К 1917 г. в С.-Петербурге помимо монастырских Н. функционировали 13 кладбищ, из них 7 возникли еще в XVIII в. (Богословское, Большеохтинское, Волковское, Казанское, Красненькое, Митрофаниевское, Смоленское). В синодальный период изменения эстетических вкусов сказались на внешнем облике провинциальных Н., приходских и монастырских, а также усадебных, на к-рых стали появляться произведения мемориальной пластики, статуи и архит. комплексы, уподоблявшие рус. кладбища античным; для крупнейших городов империи характерно сосуществование на общем городском участке Н. для разных конфессий ( Елдашев. 2008; Он же. 2009), для городов на окраинах и в многонациональных центрах (за чертой оседлости) - увеличение числа именно инославных Н. (Одесса, Киев и др.). Захоронения Героев Советского Союза К. С. Москаленко, А. А. Епишева, А. И. Покрышкина и министра финансов СССР В. Ф. Гарбузова на Новодевичьем кладбище в Москве. Фотография. 2015 г. После 1917 г. развитие Н. ускорилось и видоизменилось. Кладбища перешли в ведение города, но новая власть относилась ко всему, что связано с погребальным обрядом, крайне настороженно: идеология коммунизма в крайних ее проявлениях отрицала саму мысль о неизбежности физической смерти, надеялась на победу над ней в ближайшем будущем и не придавала особого значения заботе о телах умерших.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Как можно судить, главным руководителем в вопросе о поддержании в то время разрушавшегося Кремля был ярославский губернатор А. М. Безобразов. В декабре 1824 года он предложил городскому обществу: «не пожелает ли оное, отделяя ежегодно по пяти тысяч «рублей на постепенную поправку Кремля из городских» доходов, привести оный в прежний и прочный вид, «что послужит новым благолепием нынешнему состоянию города». Общий вид Кремля. Общество согласилось и ассигновало деньги, но первая попытка не была удачной: она ограничилась лишь устройством на двух башнях близ ИоанноБогословской церкви деревянных крыш и окраске самого храма маслинною краскою. После этой частичной и незначительной починки Ростовский Кремль снова остаётся без должного призора свыше 35 лет, и только в начале 60-х годов минувшего столетия, по почину нескольких благотворителей из местных граждан, ростовским купцом И. И. Храниловым предпринято было более значительное возобновление Кремля. К сожалению, И. И. Хранилов умер, не доведя до конца своего прекрасного намерения; но и то, что им сделано –– вызывает к нему глубокую признательность, так как часть кремлевских зданий была сохранена от окончательного разрушения и уцелела до 80-х годов XIX столетия. В это время ярко вспыхнувшая и горячо поддержанная ревность к сохранению древних памятников и святынь дала, наконец, и средства и возможность произвести тщательную, научно обоснованную и глубоко продуманную реставрацию Ростовского Кремля, каковую он вполне заслужил своим славным историческим прошлым... Реставрация Белой Палаты в 1883 году была первым в высшей степени успешным и счастливым опытом: успешным потому, что этот древний архитектурный памятник удалось сохранить во всей прелести первоначального вида, каким создал его неутомимый владыка труженик митрополит Иона Сысоевич; счастливым в том отношении, что вслед за восстановлением Белой Палаты, по щедрому почину братьев Евграфа и Всеволода Ивановичей Королевых, пожертвования на дальнейшие работы потекли обильно и безостановочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

В 1893-1898 гг. А. возглавлял образованную в связи со стремлением старокатоликов к соединению с РПЦ синодальную комиссию по старокатолич. вопросу. Деятельность комиссии отличалась открытостью к богословскому диалогу и в то же время безусловным желанием сохранить правосл. вероучение во всем, в частности в экклезиологии , по к-рой обнаружились серьезные расхождения со старокатоликами, придерживавшимися несостоятельной «ветвей теории» . В отличие от нек-рых рус. богословов (Н. А. Смирнова, А. А. Киреева и др.) А. считал канонический статус старокатолич. Церкви ущербным, устранение Filioque - обязательным условием соединения. Взгляды А. на этот вопрос наиболее полно раскрыты в «Ответах С.-Петербургской комиссии». 5-22 июня 1897 г. А. представлял РПЦ в Великобритании на торжествах по случаю 60-летнего юбилея правления королевы Виктории, где участвовал в многочисленных встречах с представителями епископата и богословами англикан. Церкви. Оксфордский и Кембриджский ун-ты удостоили его дипломами д-ра теологии и д-ра права. В Германии А. встречался с ведущими деятелями старокатолич. движения - еп. Т. Вебером , проф. И. Лангеном , И. Ф. Шульте и др. 25 дек. 1898 г. А. был переведен на С.-Петербургскую и Ладожскую кафедру, назначен постоянным членом Синода и возведен в сан митрополита. С 9 июня 1900 г. первенствующий член Святейшего Синода. 22 апр. 1906 г. А. был избран членом Гос. совета, но 27 июня освобожден от этого звания согласно собственному прошению. Управляя столичной епархией, А. проявлял, как и прежде, особую заботу о духовном просвещении и делах благотворительности. В воскресные и праздничные дни часто разделял общую трапезу с насельниками лавры, охотно беседовал с ними, заботился о бытовых условиях, в к-рых жили лаврские послушники. В праздники Пасхи и Рождества, следуя древней традиции, посещал тюрьмы, подавая щедрую милостыню заключенным, находя для них слова духовной поддержки. Основал и деятельно заботился об Александро-Невском об-ве трезвости. Инициатива А. была столь успешна, что вскоре более 3 тыс. подобных об-в возникло в России. Организовал строительство Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры в Лужском у., а также здания ДУ в С.-Петербурге, названного в авг. 1910 г. в честь А. Антониевским. Жертвовал личные средства на устройство Иоанно-Предтеченского храма Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге и подворья РПЦ в г. Бари (Италия). Во время пребывания на С.-Петербургской кафедре А. впервые в России ввел электрическое освещение в храмах.

http://pravenc.ru/text/115944.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Статьи Две церкви в селе полярного летчика Молокова 13.03.2024 15:40 Версия для печати В 1934 году в небольшом подмосковном селе Ирининское бывшего Подольского уезда произошли важные перемены. Село переименовали в честь местного уроженца – первого Героя Советского Союза, полярного летчика Василия Сергеевича Молокова. В том же 1934 году в Молокове ликвидировали церковную общину, состоявшую из прихожан двух старинных церквей: каменной Казанской и деревянной Иоанно-Богословской. Несколькими годами ранее часть Подольского уезда была преобразована в Ленинский район, в который, в числе прочих, вошли село Молоково и соседнее село Остров. Василий Сергеевич Молоков входил в число первых семи Героев Советского Союза, наряду с летчиками Ляпидевским, Леваневским, Каманиным, Слепневым, Водопьяновым и Дорониным. Все они получили учрежденное в 1934 году звание за участие в спасении пассажиров и экипажа затонувшего в Чукотском море парохода «Челюскин». Василий Молоков родился 12 февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда в семье служащего. В Первую мировую войну Молоков был призван на фронт, и там попал в штрафную роту – за отказ чистить сапоги взводному. В штрафной роте строил ангар для аэропланов на острове Нигербю недалеко от Швеции. В Красной армии служил с 1918 года. В 1919-1921 годы учился в школе морских летчиков в Севастополе, потом окончил Высшую военно-морскую школу. С 1931 года Молоков стал пилотом гражданского воздушного флота на Севере. Сообщение о затоплении парохода «Челюскин» в Ледовитом океане Молоков получил во время очередного перелета Москва-Игарка-Красноярск. Из Красноярска он вылетел во Владивосток, а оттуда вместе с летчиком Каманиным отправился на спасение «челюскинцев». В. С. Молоков совершил девять рейсов с посадкой на льдину на советском самолете Р-5, получившим прозвище «Синяя двойка». Звание Героя Советского Союза было присвоено Молокову 20 апреля 1934 года.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010