Зачастую точные даты постройки первоначальных зданий многих российских православных храмов теряются в веках, однако о времени возведения церкви Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова можно судить с большой долей уверенности. Местный священник и краевед Алексей Масловский (1838-1892) свидетельствовал, что в процессе снятия покрова с престола храма в 1873 году был обнаружен антиминс из толстого холста, датированный 1600 годом. Такого рода четырёхугольный плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика обычно находится на престоле в алтаре для совершения полных литургий и одновременно является разрешающим их документом. На явленном антиминсе отсутствовала патриаршая подпись, но зато было указано название церкви - Иоанно-Богословская. Когда же пришла пора возводить каменное здание для Божиего дома, решено было выписать опытных мастеров из Москвы. Впрочем, существует и другая версия - храм строили специалисты из Нижнего Новгорода. Так или иначе, им было поручено возвести новый Иоанно-Богословский собор в традициях модного тогда в отечественной архитектуре стиля московское барокко. Это направление русского столичного зодчества часто называют нарышкинским. Оно стало популярным в Россиии с конца XVII столетия и характерно, в частности, широким использованием центрической композиции. Несмотря на столичное происхождение, нарышкинское барокко было распространено и в русской провинции, чему подтверждением - Иоанно-Богословский храм Саранска. Архитекторы отмечают, что нынешнее каменное здание Иоанно-Богословской церкви изначально " жило " своею собственной, обособленной жизнью. Здание было построено с ориентацией не на окружающую его архитектурную сетку Саранска и его позднейшую прямоугольную планировку улиц по европейским стандартам, а с точки зрения местной географии, по сторонам света - с запада на восток. Год 1711-й стал знаменательной вехой в судьбе каменного храма: к основному зданию добавились новые колокольня с трапезной. В будущем Иоанно-Богословский собор обретёт и два придела. Господь уберёг свой Дом от многочисленных губительных пожаров, наиболее известные из которых пылали в Саранске в 1817, 1852 и 1869 годах. Всякий раз пламя уничтожало большую часть города, который долгое время состоял преимущественно из деревянных строений, и храм во имя Иоанна Богослова можно считать одним из немногих счастливо уцелевших свидетелей былых времён. В числе сведений, сохранившихся о нём, - данные о церковной собственности. За храмом вплоть до революционных потрясений 1917 года числились пашенные земли и лесные угодья общей площадью в 113 десятин. Штат был невелик: службы обычно проводили двое священников, один диакон и два псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=04452

Саранск Святыни Мордовии [ править править код ] Монастыри Мордовии [ править править код ] Все монастыри республики Мордовии Иоанно-Богословский мужской монастырь [ править править код ] Иоанно-Богословский мужской монастырь Расположен в 5 км от Саранска в пригородном селе Макаровка и известен как Макаровский погост. В начале XVIII века в имении богатейших местных помещиков Полянских начал создаваться культовый комплекс. В 1702 году была построена церковь во имя Михаила Архангела, в 1704 году во имя Иоанна Богослова, а в 1720-30-е годы надвратная колокольня. Во второй половине XVIII века усадьба расширяется: строятся мужская и женская богадельни, барский дом, флигели, управа, скотный двор, риги и мосты. Расширяются и благоустраиваются парк и пруды. В 1800-е годы была возведена церковь в честь Знамения Божьей Матери. В первой половине XX века ансамбль был частично разрушен и полностью восстановлен в 1970-е годы. В 1987 году Иоанно-Богословская церковь и колокольня были переданы сельскому приходу, а в 1994 году в Макаровском погосте был учрежден Иоанно-Богословский мужской монастырь. В основу его духовной и хозяйственной деятельности положен устав Троице-Сергиевой лавры. Служба ведется в Иоанно-Богословской (летней) и Архангельской (зимней) церквах. Усадебный дом Полянских используется как келейный корпус. Рядом с монастырем имеются два чтимых источника. Адрес: 431253, Республика Мордовия, г.Саранск, Нагорная ул., 35. Подробнее... Пайгармский параскево-вознесенский женский монастырь [ править править код ] Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы Монастырь был основан в 1864 году, он располагается в живописной холмистой местности в 35 км от Саранска и в 5 км от Рузаевки. Основные здания монастыря – церкви, келии, архиерейские покои, жилые здания, трапезная, больница, гостиницы строились на рубеже XIX-XX веков в неорусском стиле. Монументальный пятиглавый Успенский собор (1890) поражает спокойным величием и нарядностью белокаменных фасадов. Его просторные светлые интерьеры сохранили первоначальные росписи. Зимняя Вознесенская церковь (1893) близка по духу архитектуре собора, но по размерам она скромнее.

http://azbyka.ru/palomnik/Мордовия

Ивановка. Церковь Иоанна Богослова. Богородично-Иоанно-Богословский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В селе Ивановка, расположенном в 37 километрах от города Благовещенска, сохранился Иоанно-Богословский храм, построенный одновременно с основанием села в 1864 году. В 1866 году он был построен и освящен, а в 1867 году по просьбе более 70 прихожан святитель Иннокентий выделил 1000 рублей на достройку колокольни, покупку колоколов и церковной утвари. Спустя немного времени при храме открывается церковно-приходская школа на 70 мест. Село Ивановка стало в годы революции и Гражданской войны одним из центров Октябрьской смуты. В феврале 1918 года на окраине села был зверски замучен настоятель храма священник Георгий Паргачевский. А в марте 1919 года японцы дотла сожгли село. Но храм остался нетронутым огнем. В нем еще 10 лет совершались богослужения. И только в 1929 году, после приезда С. Буденного и по его приказу храм был закрыт и превращен в «очаг культуры» — клуб. В 1994 году церковь была возвращена православным Ивановки. По сей день идет кропотливая работа по восстановлению здания храма. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке»  и сайт храма Храм в с. Ивановском (ныне Ивановка), очевидно, был заложен одновременно с основанием села в 1864 году, а освящен, исходя из метрической книги и прошения прихожан, в 1866 году. Первоначально, с 1866 и до 1894 года, он назывался Иоанно-Богословским, но уже с 1894 года он именуется Богородично-Иоанно-Богословским. Эти данные стали известны в ходе поисковой работы в Государственном архиве по Амурской области. При восстановлении прихода в 1991-1992 г.г. об этих фактах не было известно. В Государственном Архиве по Амурской области имеется два фонда: 29-и, 4-и, в которых хранятся документы, касающиеся духовного ведомства Амурской области. В предисловии к описям данных фондов имеется обзорная информация, составленная по материалам Архива, о жизни Православной Церкви на Амуре. В частности, в описях дается перечень церквей Амурской области, где в составе 6-го участка Амурских церквей имеется Богородично-Иоанно-Богословская церковь. Ивановка в то время была центром благочиния.

http://sobory.ru/article/?object=24130

Иоанно-Богословский мужской монастырь (Чердынь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Чердынский Богословский монастырь (Чердынский Иоанно-Богословский монастырь) — мужской монастырь в городе Чердынь, ныне Пермский край, Россия. Дата основания - 1462 год. Содержание История [ править править код ] Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь был основам в 1462 году святителем Ионой, епископом Пермским на живописном берегу реки Колвы. Святитель Иона был был пятым епископом Пермским, за своё многотрудное служение Русской церкви святитель основал монастырь для укрепления Православия и для искоренение язычества. Пятнадцать лет длилось святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу. Его безвозмездную любовь и служение народу возымели большие плоды в русском народе. При основании Чердынской обители на устройство которого так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. Великопермские князья пожертвовали монастырю немалые земельные угодия. В XVI веке Чердынский монастырь посетил царь Иоанн IV Васильевич, который дал особые привилегии обители, было запрещено судить и притеснять монахов и подчиненных монастырю крестьян. Впоследствии эти привилегии подтвердил царь Михаил Фёдорович. Монастырь был не из бедных, во владеньях обители были по историческим данным 6 деревень, рыбные ловли. В 1623 году в Чердынской обители числились: храм «Иоанна Богослова, каменный, верх Шатром. ..на воротах же храм древян Вознесения Христова... да в монастыре 14 келий, а в них келарь да казначей да чёрный поп, да 19 старцев рядовых, да 4 кельи пустых, да за монастырем двор конюшенный, да двор служек». Богословский монастырь был известен далеко за пределами Перми Великой. Вклады в монастырь в XVII-XVIII вв. делали не только жители Чердыни, Соликамска, Усо-лья, но и Вятки, Великого Устюга, Верхоту-рья, Сольвычегодска. Княгиня Е. Дашкова пожертвовала в 1697 г. в монастырь Казанскую икону Богородицы.Но уже в 1628 году последовал царский приказ приписать монастырь к Троице-Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Владыка Антоний, утверждая журналы съезда, написал: «Исполнить всё согласно сему. Окружные миссионеры не должны, однако, стесняться сообщать местному священнику слухи о появляющихся у последнего сектантах и, в случае его медлительности в отношении мероприятий против сей духовной болезни, доложить о сем епархиальному миссионеру и архиерею» 592 . Авторитет о. Митрофана был необычайно высок. Вне его участия, можно сказать, не совершалось ни одно важное и серьёзное дело в пределах епархии. Он был первый сподручник и споспешник, разумный советодатель и активный соучастник во всех благих начинаниях и предприятиях Архиепископа Антония. 12 сентября 1910 года во время Божественной литургии в житомирском Преображенском соборе, совершённой Преосвященным Гавриилом (Воеводиным), Епископом Острожским, викарием Волынской епархии, епархиальный миссионер иеромонах Митрофан был возведён в сан архимандрита с оставлением ему благочиния над мужскими монастырями Волынской епархии 593 . В мае 1915 года по просьбе Архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храповицкого) определением Святейшего Синода архимандрит Митрофан (Абрамов) был перемещён на должность миссионера-проповедника в Харьковскую епархию 594 . А уже 5 июня 1916 года архимандрит Митрофан был рукоположен во Епископа Сумского, второго викария Харьковской епархии 595 . Он был в числе пяти русских архиереев, эвакуированных из Новороссийска, которые прибыли 5 февраля 1920 года в Сербию. Представился владыка Митрофан в 1945 году в Югославии 596 . 5 Государственный архив Житомирской области (далее – ГАЖО). Ф. 1, оп. 77, д. 361, л. 292 об.–293. Метрическая книга Иоанно-Богословской церкви с. Скаковка за 1889 год. 18 Там же, оп. 77, д. 372, л. 592 об.–593. Метрическая книга Иоанно-Богословской церкви с. Скаковка за 1890 год. 19 Там же, д. 421, л. 132 об.–133. Метрическая книга Иоанно-Богословской церкви с. Скаковка за 1895 год. 20 Там же, д. 734, Скаковка, л. 17 об.–18. Метрическая книга Иоанно-Богословской церкви с. Скаковка за 1896 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В 50-е годы XVII века строятся каменная ограда и Святые врата. Последние, по форме своей напоминают обычный куб со сквозным арочным проемом, выходящим на северную и южную стороны. Святые врата увенчивает небольшой купол с крестом, придавая им идейную и архитектурную законченность. В интерьере они украшены старинными фресками, относящимися также к XVII столетию. Это единственные на Рязанской земле фресковые росписи, сохранившиеся от такой древности. В силу позднейших перестроек нашего времени Святые врата оказались внутри монастырской ограды. Во второй половине XVII века, по проекту Юрия Яршова, в обители возводится каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор, в нижнем ярусе которого был освящен престол во имя святителя Николая Чудотворца, а наверху - апостола Иоанна Богослова. В том же году в монастыре устраивается второй каменный храм - в честь Успения Пресвятой Богородицы (разобранный по ветхости в 1868 году). Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились настоятельский корпус и малая шатровая колокольня. Патриарх Адриан в 1652 году своей грамотой благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованой митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии. Несмотря на переменчивую политику государства по отношению к Церкви в петровское и последующее время обитель находилась в благоденственном состоянии. Численность братии составляла тогда около 50-ти человек. После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX столетия. В 1860 году неподалёку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов - потомственный почётный гражданин, купец 1-й гильдии. Будучи ревнителем христианского благочестия, Давид Иванович становится главным благотворителем монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00862

Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь (г. Саранск) 20 июля 2011 г. 13:56 Монастырь начался с домовой церкви помещиков Полянских, построенной в их имении на краю пригородного села Макаровка. Небольшая каменная церковь, в 1702 году освященная в честь Архистратига Михаила, ставилась для семьи помещика по редкому типу «под колокола», когда восьмерик над четвериком образовывает не главу, а колокольню. В 1704 году завершилось строительство большой церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которая стала и главным храмом, и семейной усыпальницей рода Полянских. Третий храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной. После революции здания монастыря использовалось властями для хозяйственных нужд. В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, но в 1961 году ее опять закрыли. В 1969 году на территории Макаровского погоста начались реставрационные работы, так как руководство МАССР планировало создать там образцовый Дом отдыха. Усадебно-храмовый ансамбль получил статус памятника архитектуры федерального значения. В 1987 году, по настоянию верующих и при содействии приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена , Иоанно-Богословский храм и колокольня были возращены приходу. После образования в 1991 году Саранской и Мордовской епархии ей были переданы все строения комплекса, в которых до 1997 года размещалось епархиальное управление. В 1994 году решением Святейшего Синода погост был обращен в мужской монастырь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. За последние 20 лет реставрационных работ были восстановлены практически все объекты монастыря. Территория вновь обнесена кирпичной оградой. Братия живет по уставу Троице-Сергиевой лавры . Служба ведется во всех храмах монастыря. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Среди святынь обители — два ковчега с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.

http://patriarchia.ru/db/text/1579835.ht...

Иоанно-Богословский храм (Слотино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Богословский храм (Слотино) — Архитектура храма представляет собой восьмерик на четверике основного объема, с западной стороны – трапезная часть и колокольня с притвором, и был освящены в 1822 году. Содержание История [ править править код ] Первые упоминания о Слотино относятся к 1453 году. Село было завещано великой княгиней Софьей Витовтовной, матерью великого князя Василия Васильевича, Троице-Сергиеву монастырю вместе с другими принадлежащими ей селениями. Однако вскоре Слотино вернулось во великокняжеское владение. Очевидно, это было связано с его местоположением на важном государственном тракте, но связи с обителью преподобного Сергия не утратило. 20 июня 1628г. крестьянин села Дмитрий Васильев сын Плешков дал вкладу в монастырь 17 рублей, вдовый священник Иоанно-Богословского храма Потапий Дмитриев постригся в монахи. Позднее, когда царь Иван Грозный избрал своей резиденцией Александрову слободу, в Слотино останавливались послы с челобитными, ожидающие царского приема. В это же время здесь строится царский путевой дворец. По свидетельству Н.М. Карамзина, в 1569 году здесь был предан казни вместе со своей семьей один из последних русских удельных князей Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат государя. Известно, что дворец неоднократно перестраивался и посещался царями из дома Романовых. Известно что, 29 ноября 1676г. на пути из Александровской Слободы царь Федор Алексеевич имел в Слотино «столовое кушание». В конце XVII столетия здесь тренировал свои войска Петр I. В селе Слотино останавливалась императрица Екатерина II, по указу которой владения местной церкви были расширены, а сам храм был коронован – купольный крест был увенчан короной, что свидетельствует об особом значении храма. Деревянная церковь во имя апостола Иоанна Богослова просуществовала до начала XIX века, когда при священнике Иакове Богословском жители села и деревень, относящихся к приходу, собрали деньги на возведение каменного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

4 ноября 2006 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во иеромонаха. В 2007 г. — руководитель Церковно-исторической экспедиции при Рязанской епархии. 5 октября 2007 г. назначен и.о. наместника Иоанно-Богословскоого монастыря. Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря. 21 мая 2009 г. архиепископом Рязанским Павлом возведен в сан игумена. 25 января — 25 мая 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по программе «Государственное и муниципальное управление». 2 марта 2011 г. назначен настоятелем Иоанно-Богословского монастыря. 17 мая 2011 г. назначен председателем попечительской комиссии Рязанской епархии. 24 мая 2011 г. назначен секретарем церковного суда Рязанской епархии. С 2004 г. — старший преподаватель отделения теологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. С 2006 г. преподавал в Рязанской духовной семинарии курс истории Древней Церкви. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 135 ) избран епископом Касимовским и Сасовским. 9 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 25 ноября 2011 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан  27 ноября за Божественной литургией в Зачатьевском ставропигиальном монастыре в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 168 ) освобожден от должности настоятеля (игумена) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Пощупово Рязанской обл. На Архиерейском Соборе 2017 г. избран членом Высшего общецерковного суда с назначением на должность секретаря суда. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. ( журнал 51 ) назначен викарием Екатеринодарской епархии с титулом «Туапсинский». Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. ( журнал 113 ) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Воскресенский».

http://patriarchia.ru/db/text/1648802.ht...

Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь (Домошаны) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь находится в деревне Домашаны, расположенной в 25 км от г. Минска и в километре от дороги Минск – Москва. Домошанская церковь уцелела среди всех страшных потрясений ХХ в. и в настоящее время находится под охраной государства как памятник архитектуры народного зодчества. Содержание История [ править править код ] Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь находится в деревне Домашаны, расположенной в 25 км от г. Минска и в километре от дороги Минск – Москва. Первый источник, в котором упоминается селение, - «Субботник Смолевичской церкви» за 1738 г. Документальных сведений, указывающих точную дату возникновения поселения, не сохранилось. Предполагается, что появилось оно в XVI в. на землях Смолевичской округи, принадлежавшей в первой половине этого столетия князю Константину Острожскому, активному борцу за православие. Во время его княжения быстро увеличивалось число поселений, развивались города, открывались православные школы и церкви. В 1508 г. в Смолевичах была построена Свято-Никольская церковь, вокруг которой в близлежащих селениях впоследствии возникли приписные церкви и часовни. В деревне Домашаны церковь появилась предположительно в XIX столетии. Расположение деревни Домашаны таково, что ее жители не раз оказывались в центре огненных испытаний, выпавших на долю нашей родины. События Отечественной войны 1812 г. непосредственно коснулись этих мест. Особенно тяжелые бои шли на Смолевичских землях и во время освобождения Беларуси в 1944 г. Но небольшой деревянный храм на вершине кладбищенского холма деревни Домашаны уцелел. В советское время церковь была разрушена, разделив судьбу большинства православных храмов Беларуси. Восстановление церкви началось в 1994 г. и завершилось в 1997 г. Много сил отдал восстановлению этого храма священник Сергей Георгиевич Плечков, которому также охотно помогали местные жители. Отец Сергий умер 24 сентября 1997 г. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Иоанна. В настоящее время церковь находится под охраной государства как памятник архитектуры народного зодчества.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иоанно-Б...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010