Вскоре, когда вернулся в Оренбург, соседка предложила нам сходить в храм. Так мы с женой оказались в  Иоанно-Богословской церкви . Там я себя и нашёл. Пришло успокоение. Я начал обретать Бога . Это непередаваемое чувство. Незадолго до этого мы всей семьёй покрестились в Саракташе. Отец Николай Стремский обратился к нашему командиру с просьбой выделить ремни для гимназистов. Командир попросил меня их отвезти, поскольку я бывал в районе (у меня тёща там жила). Так познакомился с отцом Николаем, и он предложил нам принять крещение. Вскоре как раз начали ходить в храм, посещать воскресную школу для взрослых. Настоятеля отца Алексия Паренькова считаю своим духовным наставником, потому что именно он показал мне дорогу к Богу. Я часто вспоминаю это время. Такое чувство лёгкости было! После работы мы с матушкой бежали на  акафисты . Радость великая была в сердце. Вскоре мы  обвенчались . «Попы в армии не нужны» – Как Ваше воцерковление отразилось на службе? – Мои сослуживцы сказали: «У него крыша поехала!» Я был на хорошем счету – начальник образцовой столовой, кормил иностранцев… И вдруг говорю: воровать – грех. Это были 90-е годы. Всё разваливалось. Ничего нельзя было купить, да и зарплаты задерживали. Подходит ко мне замкомандира полка и говорит, мол, приготовь мне мешок лука, картошки. И откуда это взять, его не интересовало. Не доложить в порции? А если комиссия тебя проверит, он ведь не прикроет. Приходилось выкручиваться. Нужно было ремонтировать столовую, а средства не выделялись. Принимаем решение с командиром откладывать понемногу банки с тушёнкой, а потом обменивать на стройматериалы. Очень жёстко было. Я обретаю дорогу к Богу, уже чувствую благодать Божию, и в это же время меня заставляют делать то, что для меня уже противно. Я начинаю сопротивляться. Соответственно, нужно освободить место. Примерно тогда же я поехал в составе делегации от Оренбургской епархии на Рождественские чтения, и после мне передали слова начальника штаба о том, что от меня нужно избавляться: «Нам попы в армии не нужны». Тогда я спросил у владыки Леонтия, что мне делать. И он ответил – увольняться. А у меня 18 лет выслуги. До пенсии всего ничего. Ну, ладно, увольняться – так увольняться. В январе я написал рапорт. Но командир не хотел меня отпускать: меня арестовывали, задерживали на машине, уговаривали жену. И только в мае уволили, когда я уже трудился экономом в Иоанно-Богословской церкви.

http://azbyka.ru/way/iz-voinov-v-voiny-p...

Справк а: Означенные в отношениях книги получены и переданы для пользования при составлении кандидатских сочинений студентам IV курса Академии Константину Успенскому и Илье Абуррусу. Определил и: Принять к сведению. XII. Прошение исправляющего должность доцента Академии по кафедре русской церковной истории Сергея Смирнова: „Прошу Совет Академии выписать из Румянцевского Музея следующие рукописи, необходимые мне для занятий: 1) Библиотеки Ундольского 286, XVII в. 2) Той же Библиотеки 1224, XVII в. Определил и: Просить Г. Директора Московского Публичного и Румянцевского Музеев о высылке в Академию означенных в прошении исправляющего должность доцента С. Смирнова рукописей на трёхмесячный срок. XIII. а) Отношения: 1) Департамента Общих Дел Министерства Внутренних Дел от 17 января за 1478; 2) Г. Управляющего Московской Синодальной Типографией от 24 января за 1448; 3) Екатеринославского Епархиального Училищного Совета от 15 января за 40 и 4) Совета Екатеринославского Епархиального Женского Училища от 20 декабря 1902 года за 958, – при которых препровождены в дар Академии различные книги и брошюры; б) Письмо священника Московской, на Пятницкой улице, Иоанно-Предтечевской, под Бором, и Черниговских Чудотворцев церкви о. Алексия Суходского: „Исполняя желание внуков покойного Протоиерея И. Н. —38— Рождественского, бывшего Почётного Члена Московской Духовной Академии, при сём честь имею препроводить в Совет Академии из оставшейся после Прот. Рождественского библиотеки сто десять (110) томов книг по большей части религиозного содержания. Вместе с сим посылаю и из своей библиотеки три (3) книги, печатанные в половине XVII столетия, каковые также прошу принять, как дар родной Академии, от бывшего её студента (34 выпуска), а теперь священника А.Н. Суходского. О получении прошу меня уведомить“. Определил и: Книги и брошюры сдать в фундаментальную академическую библиотеку, а за пожертвование их выразить от Совета Академии благодарность. XIV. Записки гг. профессоров и преподавателей Академии Μ. Муретова, А. Спасского, Е. Воронцов а и Г. Воскресенского о выписке книг, которые они желают приобрести для академической библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я объяснил ему, что если не успеет он возвратиться, то беседу можно устроить 21-го октября. Смирнов согласился прибыть на беседу 21-го октября. На этом и кончена была наша беседа о церкви. На другой день опять мне пришлось с ним увидеться и беседовать. О поездке в Киев он и теперь говорил: «завтра надо ехать». Да так целых четыре дня откладывал поездку в Киев с завтра на завтра, и в конце концов, вместо Киева, отправился прямо из Чернигова путешествовать с проповедью по Стародубским слободам и в г. Сураж к страждущему за мнимо-древнее благочестие г-ну Швецову. После описанной беседы о церкви, Смирнов, при свидании со мною, старался выпытать у меня: кто я, и откуда, и что побудило меня оставить старообрядчество. Я рассказал ему о себе по всей справедливости, и между прочим объяснил, что первые семена сомнений в старообрядчестве посеял во мне Ксенос, а к окончательному убеждению в чистоте и святости грекороссийской церкви привели беседы православных миссионеров, калужского Иоанно-Богословского братства, особенно о. Василия Смирнова, и чтение старопечатных книг и новых сочинений о расколе. Смирнов не поверил тому, что я сказал Ксеносе. «Чем же, говорит, мог он поселить в вас сомнение насчет старообрядчества»? Я объяснил, как Ксенос сознавался мне лично, что сомневается в законности белокриницкого священства. «И во всю жизнь свою, прибавил я, Ксенос не принимал, даже и пред смертию не принял никакого напутствия от белокриницкого священства. Смирнов отвергал это; но мои слова подтвердил старообрядец Макаров. Последний Ксеноса называл человеком «скрытым», и между прочим передал о нем следующее: «У Ксеноса, говорил он, первым другом был Фаддей Юдин Фролов. С ним они вместе водворяли и утверждали Окружное Послание. Впоследствии Фролов усомнился в старообрядческом священстве, и когда заболел, то убедительные письма писал Ксеносу, прося его совета: напутствоваться ли ему белокриницким священством, или присоединиться к православной церкви, – такие убедительные, что даже каменный бы мог расчувствоваться и ответить на них; но Ксенос ни на одно письмо Фролову не ответил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

б) Выписку из духовного завещания умершего профессора Императорского Московского Университета Алексея Петровича Лебедева: «… 8) на учреждение… одной стипендии моего имени в Московскую Духовную Академию – восемь тысяч р.». – в) Представление душеприказчика по сему завещанию – священника Московской Иоанно-Предтеченской, под Бором, церкви Петра Сахарова: «Согласно 8-му пункту духовного завещания профессора А. П. Лебедева , долг имею представить при сем в Совет Московской Духовной Академии, на учреждение при оной стипендии его имени, восемь тысяч рублей (8000 р.) облигациями Государственного внутреннего 5% займа 1905 года (одна облигация за 318615 – в 5000 р. и три за 295022, 303662 и 305699 – по 1000 руб. каждая). Справка: Представленные священником П. Сахаровым процентные бумаги на номинальную сумму 8000 рублей переданы в Правление Академии и внесены на хранение в Московскую Контору Государственного Банка. Определили: Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об учреждении при Академии стипендии имени покойного заслуженного ординарного профессора Императорского Московского Университета, Действительного Статского Советника, Алексея Петровича Лебедева и об утверждении нижеследующего проекта положения об оной: § 1. На проценты с капитала, поступившего по духовному завещанию покойного заслуженного ординарного профессора Императорского Московского Университета, Действительного Статского Советника, Алексея Петровича Лебедева и заключающегося в четырех облигациях Государственного внутреннего 5% займа 1905 года на номинальную сумму восемь —75— тысяч рублей (8000 р.), учреждается при Московской Духовной Академии стипендия имени завещателя – профессора А. П. Лебедева . § 2. Капитал этот составляет неотъемлемую собственность Московской Духовной Академии и хранится вместе с прочими её капиталами, оставаясь навсегда неприкосновенным. § 3. Стипендия назначается Советом Академии ежегодно одному из лучших по успехам и поведению студентов IV курса. § 4. Размер стипендии определяется в четыреста рублей (400 р.), из коих установленная сумма употребляется на годичное содержание стипендиата в академическом общежитии, а остаток выдается ему при окончании курса на руки для приобретения полезных книг и на удовлетворение других нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кратирова. Первое заседание училищного совета происходило 23-го августа в покоях преосвященного Амвросия. Первыми были открыты церковно-приходские школы, по инициативе самих приходских священников, при харьковской Александро-Невской на Заиковке церкви, при Троицкой церкви слободы Ново-Глухова Купянского уезда и при Иоанно- Богословской церкви с. Черемушного Валковского уезда. Насколько увеличилось у преосвященного Амвросия дела с открытием церковно-приходских школ, можно видеть из того, что в 1884 году число резолюций умножилось почти на тысячу в сравнении с 1883 годом. Псаломщики по-прежнему не унимались и осаждали владыку своими прошениями о рукоположении их во дьяконы. 30-го генваря на прошении одного псаломщика он положил такую резолюцию: «Прошения о посвящении во диаконы стали умножаться до крайности. Объявить по епархии, что отныне предоставляется право просить об этом только причетникам, бывшим хотя в первых классах семинарии. Если и сей проситель учился только в духовном училище, то и это прошение оставить без последствий. Не смотря на это, такого рода резолюции были еще неоднократно повторены и в последующие годы. Не мало забот в этом году причиняло преосвященному Амвросию и Ахтырское духовное училище. Еще в 1883 году оно оказалось в таком полуразрушенном состоянии, что продолжать занятия в нем было опасно. Потолки везде были подперты столбами; стены и особенно углы главного каменного двухэтажного здания дали большие трещины. Решено было строить новый корпус; но денег не было. Преосвященный Амвросий исходатайствовал у Св. Синода на этот предмет 30 тысяч рублей и обратился ко всему епархиальному духовенству с просьбою о пожертвовании. К сожалению, такие пожертвования поступали скудно. Тем не менее, по распоряжению преосвященного Амвросия, был учрежден временный строительный комитет и приглашен из Харькова опытный инженер-архитектор для составления плана и наблюдения за работами. Осень, впрочем, прошла только в приготовлении строительного материала. Крайние нужды епархиальных духовно-учебных заведений заставили преосвященного Амвросия подумать о постоянном и надежном источнике денежных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Первые 300 студентов ПСТБИ с огромным воодушевлением учились вечерами в подвалах, на чердаках, так же вдохновенно преподавали священники и достаточно опытные миряне. Постепенно приобретались новые знания, преподавание вводилось в некоторую систему. Учебные планы, программы, курсы с годами совершенствовались и во многом достигли университетского уровня. Сегодня университет имеет более 500 преподавателей, более 1000 студентов на дневном и вечернем отделениях на 7 факультетах и около 3000 студентов на заочном отделении. Среди преподавателей — профессора и доценты МГУ, духовной академии, Академии наук, из разных вузов; действует ученый совет, на заседаниях которого защищаются кандидатские, магистерские и докторские диссертации. С 1990 г. во всей стране начали возникать православные гимназии, лицеи, а затем и другие учебные заведения, в том числе высшие, такие, как Иоанно-богословский университет в Москве, Институт философии и богословия в Петербурге и т. д. § 2. Ежегодные Международные образовательные «Рождественские чтения» С начала 1990-х гг. стали проводиться богословские и церковно-исторические конференции, имеющие цель широкого обсуждения проблем развития не только Церкви, но и страны и общества. Наиболее значительными из числа таких конференций до сих пор являются «Рождественские образовательные чтения». Уже в 1993 г. «Чтения» выросли до уровня международных и привлекли представителей всех регионов СНГ и всех епархий РПЦ. Сегодня «Рождественские образовательные чтения» — это международная конференция, первые два пленарных заседания которой проходят в Кремлевском Дворце съездов. На этих заседаниях выступают Святейший Патриарх, митрополиты, министры, общественные и государственные деятели, крупные ученые. Зал на 5500 человек всегда полон. В своих выступлениях президент Россйской Академии наук Ю. В. Осипов и президент Российской академии образования Н. Д. Никандров и другие говорят об острых проблемах, стоящих перед отечественным образованием и воспитанием, о невозможности наладить воспитание школьников и студентов без активного участия Церкви. На проходившем в январе 2007 года пленарном заседании выступление министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко было встречено присутствующими враждебно, поскольку широко известна его антинациональная политика, ориентированная на реформы глобализации.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   «Молитвенный дом во имя святителя Феодосия Черниговского открыт по распоряжению и благословению... экзарха Грузии Высокопреосвященнейшего Владимира в районе г. Тифлиса, заключающем в себе Колючую, Артиллерийскую и Московскую балки, Хлебную горку, а также Грузинский и Габаевский переулки. Причиной к его открытию послужил крайний упадок религиозно-нравственной жизни православных обитателей данной местности, из которых большая часть принадлежит к бедному рабочему люду, лишенному в свободное от труда время возможности иметь какие-либо разумные развлечения и отдающемуся вследствие этого праздному и губительному разврату во множестве находившихся здесь кабаков, пивных и тайных притонов... Дошло до того, что по Колючей Балке не было возможности (в особенности для женщин) пройти даже днем, в праздники же дело становилось еще хуже, так как непечатная брань и самые грубые оскорбления угрожали всякому, рискнувшему проникнуть в эту забытую балку. Невыносимые условия существования побудили многих домовладельцев этой несчастной местности обратиться в 1896 году в Городскую управу с просьбой об уменьшении числа кабаков, ограничении разврата и улучшении санитарного состояния. Торжественное открытие молитвенного дома состоялось 8 декабря 1896 года после литургии, совершенной в Иоанно-Богословской церкви отцом инспектором Тифлисской Духовной семинарии иеромонахом Гермогеном в сослужении отца Н. Покровского. По окончании литургии из церкви направился в Колючую Балку крестный ход, который был сопровождаем массой прихожан, сочувственно относившихся к этому доброму делу. По прибытии на место, в дом г-жи Зосиберг, предоставившей бесплатное помещение для устройства молитвенного дома, торжественно был отслужен молебен с водоосвящением святителю Феодосию Углицкому, Черниговскому чудотворцу. Здесь же отцом Гермогеном произнесено было... слово о духовной благотворительности и духовном врачевании. Таким образом, религиозная и нравственная жизнь была теперь возжжена в самом мрачном уголке г. Тифлиса, но скромное помещение в две комнаты очень скоро оказалось недостаточным для служения всем нравственным нуждам населения, и в том же здании постепенно, с благословения Владыки-экзарха были наняты еще пять комнат, а именно: одна для помещения церковника (он же и псаломщик и оберегатель молитвенного дома), другая для бесплатной народной читальни и библиотеки, третья для иконописной мастерской, четвертая и пятая для временного приюта и призрения крайне бедных и больных.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

                -Он по-русски хорошо говорит?                  -Да. Но, главное, он очень точно переводил. И была абсолютная точность перевода. Того, что говорилось, чтобы это было доступно тем людям, которые, может быть, не так воспринимают на слух речь русского священника. И это тоже очень важно. Ну и владыка…второй епископ, который в Черногории, с кем мы общались, тоже абсолютно доступный такой. Они все очень заняты,  владыка Амфилохий  то в Косово, то в Белграде, то еще где-то, то Священный Синод. Где-то порядка 400 километров каждый день проезжает, общается с народом, с людьми. Где-то всегда служит в церкви. Пешком в горы, в монастыри, те, кто знает Черногорию,  знают, что монастыри там почти все горные. И вот он идет пешком на богослужение. Доезжает до определенного места, а дальше идет пешком. Бывает, что по несколько километров поднимается, хотя ему уже, по-моему, 69 лет, если не больше.                   -Но они крепкой такой породы.                    -Ну тут всё вместе. Вера дает крепость, и вот это тоже очень важно.                   -Там монастыри большие?                   -Нет, там маленькие монастыри. Там по несколько монахов, как правило. Больших монастырей нет. Женские монастыри есть очень даже такие приличные по количеству монахинь.                    -А миряне? Люди-то после всей этой трагедии сербской, которую мы в конце 20-го в начале 21-го века видели, как там, народ-то очнулся? Потому что про Сербию говорили, что она самая безбожная была страна. И хотя меньше там коммунизм был по времени, чем у нас, но очень преуспевал там в атеизме своем. И люди там в основном крепкие физически, но духовно были далеки от церкви.                      -Ну это был режим Иосифа Броз Тито, который, конечно, был антицерковный. И, безусловно, там поколения определенные были воспитаны, те, кто оказался вне церковной ограды. Но вот  люди, с которыми мне пришлось общаться  много лет назад и теперь, эти люди глубоко верующие, очень искренние. Очень такие в своем роде подвижники. Но у них есть определенный менталитет. Они всегда были поставлены в пограничные условия. И вот кровь, вера -  это для них очень важно. Потому что как они говорили: «По менталитету мы европейцы, а по вере мы православные христиане». Вот это некий внутренний менталитет нации -  он существует, и он есть. Конечно, в современной жизни какие-то вещи разжижаются, какие-то уходят, но это испытание всего мира, и России в том числе. Да и не только России. Мы это видим и в нашем образовательном пространстве.  Когда некоторые границы поведения, которые должны бы были быть  у светского человека,  советского интеллигента,  были достаточно нравственными. Современный человек, который воспитан уже в наше время,  не знает, что такое гонения. Когда тебя могли выгнать из вуза, и ты мог сильно пострадать.

http://radonezh.ru/text/prezhde-sego-v-s...

В 1819 году старая колокольня, грозившая падением, как уже было сказано, была разобрана. В 1826-1846 гг. стараниями коломенского купца И. И. Шапошникова возведена новая величественная доминанта. На ней было 7 колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов. Легко устремлённые ввысь пять ярусов (четыре - квадратные, пятый - цилиндрический) украшают 40 белокаменных колонн, изящная лепка архивольтов (обрамление арочных проёмов) и фризы (декоративные композиции в виде горизонтальных полос). В силуэте колокольни угадывается школа великого русского зодчего М. Ф. Казакова, по некоторым сведениям, её проектировал один из его учеников. Колокольня, вначале стоявшая отдельно (соединена с трапезной в 1852 г.), строилась по проекту, предусматривавшему строительство вокруг церкви четырёх корпусов лавок. После закрытия Иоанно-Богословской церкви в 1930 году с колокольни сняли колокола для переплавки, а позже разобрали шпиль. Здание стало ветшать, куски штукатурки и лепных украшений периодически падали на прохожих. Шли разговоры о разборки колокольни. Лишь в 1950-х годах была проведена косметическая реставрация, а в 1960-62 гг. - полная. Работы под руководством архитектора В. П. Белова осуществлялись Московской областной научно-исследовательской реставрационной мастерской. Колокольня была оштукатурена и покрыта долговечной краской, вычинен её купол, изготовлены из кровельной стали шпиль и " яблоко " в виде рифлёной вазы диаметром 1 м 33 см. На верхнем цилиндрическом куполе находились большие часы, по которым коломенцы и гости города сверяли свои часы. Эти часы продолжали ходить и в ХХ веке. Пожилые коломенцы ещё помнят их куранты. К 1960-м годам механизм часов был повреждён. К ноябрю 1962 года на колокольне по чертежам механика А. Г. Вейнгарда были смонтированы электронные часы-куранты с четырьмя циферблатами диаметром 1 м 20 см, цифры на которых сделаны из латуни, стрелки - из листового аллюминия, покрытого сусальным золотом (позже и они вышли из строя). В мае 1988 года была начата ещё одна реставрация колокольни, в ходе которой был позолочен шпиль и вместо иглы на нём установлен крест. После этой реставрации на колокольне осталась металлическая конструкция, т. н. " удавка " . Эта конструкция около десяти лет портила вид колокольни, пока в год 820-летия, в сентябре 1997 года, специалистами строительной фирмы " Аверс " она не была демонтирована. В XXI веке за восстановление часов (которые не ходили много лет) взялись известные российские мастера часового дела. Были установлены специально изготовленные часовые механизмы и задействована система живого колокольного звона. 12 сентября 2009 года, в честь празднования Дня города, в Коломне состоялось открытие главных колокольных городских часов, которые зазвучали вновь впервые за последние 15 лет. 8 сентября 2012 года в торжественной обстановке на колокольне была открыта памятная доска в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.

http://sobory.ru/article/?object=01120

—37— Принадлежащие Академии неприкосновенные капиталы, заключавшиеся к началу отчетного года в сумме 444315 рублей (по номинальной стоимости процентных бумаг), получили в течение года следующее приращение: а) Почетным членом Академии (†) Владимиром Александровичем Кожевниковым внесено 5000 рублей (облигациями внутреннего 5%-ного займа 1914 года) на учреждение при Академии стипендии для одного из беднейших и благонадежнейших студентов. б) Юбилейной Комиссией бывших воспитанников Московской Духовной Академии (организованной в г. Москве по случаю 100-летнего юбилея Академии) внесено 2650 рублей (в облигациях 5 ½ %-ных военных займов 1916 года) для употребления процентов с оных: 1) частью (134 р.75 к.) – на содержание одного своекоштного студента (в дополнение к процентам с бывшего стипендиального капитала имени Митрополита Московского Платона), частью (11р.) – на нужды академического храма, для поминовения усопших бывших воспитанников Академии. в) Бывшими воспитанниками XL-ro курса Московской Духовной Академии (выпуска 1885 года), по случаю исполнившегося в 1915 году XXV-лemhero юбилея курса, внесен (разными государственными процентными бумагами) капитал в З550 рублей, – на учреждение при Академии «стипендии XL курса» для одного из беднейших студентов, преимущественно поступившего в Академии непосредственно по окончании семинарского курса. г) Неизвестным лицом (чрез о. протоиерея Московской Спасо-Песковской, на Арбате, церкви Сергия Васильевича Успенского) пожертвован капитал (по обращении его в облигации 5 ½ %-ного военного займа 2-го выпуска 1916 года) в 10450 рублей, для выдачи процентов с оного г. г. преподавателям и профессорам Московской Духовной Академии на издание их магистерских и докторских диссертаций. д) Псаломщиком Иоанно-Предтеченского собора г. Николаевска, Самарской губернии, Серафимом Постниковым внесена в неприкосновенный капитал академической церкви одна облигация 5 ½ %-ного военного займа 2-го выпуска 1916 года во 100 рублей. За означенным приращением, неприкосновенный капитал Академии к концу отчетного года достиг суммы – 466015 рублей (по номинальной стоимости процентных бумаг).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010