В сербляке служба ему: «православными ученьми твоими иноплеменные ереси от церкве Христовы далече отгнал еси... Ревность божественную имея, яко Илия великий, гневом дыхаеши на враги креста Христова и сих отгоняеши, якоже волеи хищные, от своего стада, пастырю блаженне». 299 При нем в соборе вместе с епископами были (у Григоровича стр. 48) игумены: студенечский, милещевский, сопочанский, банский, градечский, моравского градца, рашский, кончульский, ораховецкий, нагорницкий, скопский. У Раача II, 512. показаны еще современные св. Никодиму игумены; модрицкий, хвосшенский, гостиварский. Епископы при нем: леттский, рашский, хлумский, хвостенский, топлицеий, будимльский, дьбрский, моравидкий, скоильский, призренский, липлянский, браничевский, мачвенский, грададкий и кончульский, всего 15 (Хризовул у Шафарика в памятн. стр. 51). См. окт. 30 о кафедральных храмах и монастырях Милютина. 300 У Григоровича (пут. 57) показано, что грамота написана в 6840 (1332 г.). Но тут ошибка. Гласник (VI, 35) показывает, что Никодим управлял церковию 8 лет и след. скончался в мае 1325 г. Да известно евангелие 1329 г. писанное при архиеп. Данииле (Григоровича стр. 18–21). 301 Гласник VI, 41. 42. XI, 160–162. Душан: «венчан был на царство в л. 6854 (1346) апр. 14 д. – благословеннемь и рукою преосвященнаго патриарха Иоанникия и вьсеми архиереи собора срьбскаго, благословеннемь и рукою преосвященнаго патриарха болгарского кир. Симеона и вьсеми архиереи сьбора бльгарскаго». (Майков 239. 240). Поскольку же венчание Душана происходило вслед за провозглашением Иоанникия патриархом (Раича II, 746): то ясно, что возведение Иоанникия в патриарший сан было делом болгарского патриарха и собора архипастырей. Харьковский вестник (1854 г.1:512) принимает Симеона за орхидского архиепископа. Это – ошибка. Симеон был терновским патриархом (Изв. акад. VII, 155). Записка о сербском патриаршестве, писанная полугреком, говорит: «патриарьха себе изьбра срьблемь не по закону, ни с благословением цароградского патриарха, – нь поиска благословение безчинно на архиепископу трьновьском и на ахриепископу орхидском и сбором срьбским».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В некоторых монастырях исполняется келейное правило по назначению старцев, а в других предоставляется совершать келейные молитвы по своей воле каждому по возможности. Блаженнейший Кирилл сказал: «Монахи, не держащие келейного правила, мертвые монахи. Правило келейное есть возбудитель душевных сил, отрезвляющий ум для предстояния перед Богом; оно есть первый руководитель к непрестанной молитве и стена, ограждающая монаха от внутренних искушений. Вы, отец архимандрит, по возвращении в Россию и в свою обитель, постарайтесь повлиять на свою братию, чтобы они прилежнее обратили внимание на келейное правило». На обратном пути из Палестины архимандрит Иоанникий заехал на Святую Афонскую Гору, предполагая там остаться навсегда. Вступив на берег Святого Афона, он поклонился, взял земли и посыпал себе на голову, говоря: «Се покои мой: зде вселюся» ( Пс.131:14 ). В короткое время между жителями Афона разнеслась о нем слава. А посему многие стали обращаться к нему за душеполезными советами, упрашивали его остаться там навсегда, желая вверить себя его руководству. Была уже назначена ему и келья, которую монастырь уступал ему безвозмездно. На это он сначала соглашался, но через несколько времени объявил, что Господу не угодно, чтобы он оставался на Афоне, а противиться воле Божией он не намерен. С великой скорбью проводили его многие Афонские отцы, и он возвратился в Россию в первых числах июля 1851 года. Так архимандрит Иоанникий, совершив свое путешествие с великой для себя душевной пользой, прибыл в Глинскую пустынь, где волей Божией назначено было ему продолжить свой подвиг служения Богу и людям. Стремясь ревностно к высшему совершенству, архимандрит Иоанникий пожелал обновить перед Господом иноческие обеты пострижением во святой великий ангельский образ – святую схиму. Свидетельствуя о своем совершенном самоотвержении, он в 1857 году через посредство настоятеля с братией ходатайствовал перед епархиальным архиереем о разрешении такового пострига. Преосвященнейший Илиодор, бывший тогда на Курской кафедре, вероятно, рассуждая о важности такового шага и испытывая его решимость, медлил дать разрешение и даже пытался своими советами отклонить его от такового желания.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Так однажды, стоя на молитве, он увидел душу одного архимандрита Петра, которую ангелы несли со славою на небеса, окруженную сиянием необыкновенного света, и рассказал о том ученикам своим для их назидание. В то время, когда над греками царствовал Феофил иконоборец, были отправлены этим царем два знатных мужа к преподобному Иоанникию, чтобы спросить его, следует ли почитать образ Христов? Когда посланные пришли к святому, он отверз свои богодухновенные уста и, когда начал говорить в силе подаваемой ему свыше мудрости, мужи те устыдились, будучи не в силах что либо возразить ему. Чрез него говорил Сам Бог, Которой в Евангелии говорит ученикам Своим: " Не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый " (Мрк.13:11). Ясно показывая, что святым иконам следует воздавать подобающую честь, он обратил их на истинной путь и они, отрекшись от иконоборческой ереси, поклонились образу Христову. Однажды игумен Авгарского монастыря, Евстратий, вопросил преподобного Иоанникия: - Отче, доколе будут попираемы святые иконы, доколе они не будут возвращены Церкви и будут усиливаться гонители их, а стадо Христово - расхищать дикие звери? Преподобной Иоанникий отвечал: - Подожди немного, брат, и ты увидишь действие силы Божией, ибо управление Церковью возьмёт в свои руки некто Мефодий. Он, при воздействии Божественного Духа, устроит ее, истребит ереси, утвердит православными вероопределениями Церковь, восстановит спокойствие и единомыслие, а противников его смирит десница Вышнего. Это пророчество Иоанникия вскоре исполнилось, ибо несколько времени спустя царь Феофил, иконоборец, умер, а на престол вступил сын его, Михаил, за малолетством которого управление империей взяла в свои руки мать его, Феодора; Мефодий же был поставлен патриархом. Сей последний внёс в церкви святые иконы, утвердил православие, утишил все споры и волнение и прекратил смятение. Когда же чрез некоторое время диавол снова воздвиг людей, смущавших и раздиравших Христову Церковь, то преподобный Иоанникий выступил на помощь блаженному Мефодию, поборавшему еретиков силою Слова Божия.

http://pravicon.com/info-2512

На дороге он ощутил в себе пламень плотской похоти, и напали на него, как страшная буря, скверные помыслы; нечистые страсти волновались в нем, кровь кипела, как в котле, и все мучения, которые претерпевала та девица, достались в удел блаженному Иоанникию. Он же мужественно претерпевал их, утруждая свою плоть великими подвигами. Встретив однажды в большой расселине горы гнездившегося там огромного змия, Иоанникий вознамерился отдать себя ему на съедение, решившись лучше умереть, чем дать простор нечистым мыслям и осквернить свое чистое тело. Он бросился к змию, думая, что тот пожрет его, но змий не хотел к нему прикоснуться. Когда Иоанникий стал дразнить его, желая быть пожранным, змий неожиданно оказался мертвым. С того часа у Иоанникия перестали появляться скверные помыслы, страсть угасла, похоть утихла и спокойствие возвратилось в тело его. Вместе с тем ему дана была власть наступать на видимых и невидимых змиев и сокрушать им головы. Однажды святой стоял и воспевал псалмы Давидовы, как вдруг куча камней, находившаяся вблизи святого, начала колебаться. Взглянувши туда, святой увидел выходившего из средины камней страшного змия с огненными глазами. Он дотронулся до змия своим жезлом, и тот тотчас издох. Другой раз, в зимнюю пору, святой вошел в одну глубокую пещеру и нашел гнездившегося в ней змия, глаза которого горели, как огни. Не догадываясь, что пред ним был змий, и думая, что это в самом деле огонь, святой собрал дров и стал класть на змия, желая согреться у костра в такую стужу. Змий встряхнувшись, сбросил с себя дрова и тогда святой увидел, что тут был змий. Однако он не испугался, но поместился на правой стороне пещеры и оставался здесь вместе со змием до тех пор, пока не окончилась зима. Когда оканчивался уже двенадцатый год пребывания Иоанникия в пустыне, голос свыше повелел ему идти в монастырь, называемый Эристе, и облечься там в иноческий сан. Он тотчас же пошел в названной монастырь и, придя туда во время жатвы, объявил о себе игумену того монастыря Стефану. Сей последний, сотворивши утром обычные молитвы, облёк во иноческий образ преподобного Иоанникия, которой впрочем был уже совершенным иноком, превосходя многих своими подвигами. Будучи же облечён в иноческие одежды, преподобный еще более стал подвизаться, восходя от одних трудов к другим. Он поселился в местности, называемой Критама, и сковал себя железными веригами, в шесть локтей долготы, и пробыл в затворе и в узах три года, как добровольной узник и мученик Христов.

http://pravicon.com/info-2512

Принято решение о канонизации Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева) 20 июля. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника и ревностного поборника православия преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской Лавре. Во время заседания Синода были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым ( журналы и 30 ). Почтение памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священный Синод УПЦ установил 16/29 июля (старый/новый стиль), а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого – 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, и оказал серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

Фотии). 210 Аполлоний Тианский, легендарный мудрец I в. от Р.Х., герой книги Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» (III в. от Р.Х.). Аполлоний славился как чудотворец и прорицатель, и некоторыми языческими писателями противопоставлялся Христу. С одним из таких авторов полемизирует Евсевий Кесарийский в трактате «Против Иерокла» (русский перевод А. В. Вдовиченко: Раннехристианские апологеты II-IV в. М., 2000, с. 150–187). В Византии его имя было синонимом колдуна (в ученом языке). 212 Несколько загадочная фигура, которую можно было бы даже счесть легендарной, если бы не текст под условным названием Visio de missarum stipendio (BHG 2208), возможно, заимствованный из несохранившегося Жития Исайи (опубликован Стьерноном: Stiernon, La vision d " Isaie). Проблематика этого фрагмента, посвященного проблеме т. н. «сорокоуста» (молитвенного поминовения усопшего на сороковой день после кончины), перекликается с сочинениями патриарха Мефодия (Vita Euthymii, cap. 30), что, наряду с данными «Повести», позволяет причислить Исайю к его близкому окружению. Скорее всего, почитание Исайи, как и некоторых других подвижников середины IX в., не утвердилось из-за утраты большинства агиографических памятников круга Мефодия (подробнее см. в Приложении II). 214 Прп. Иоанникий Великий (ок. 753–846, память 4 ноября) – один из самых прославленных святых своего времени, Иоанникий был в юности свинопасом, поступил в армию, но затем покинул ее и стал отшельником на Олимпе Вифинском. До нас чудом дошло Житие Иоанникия, написанное монахом Петром, – один из очень немногих сохранившихся агиографических текстов, созданных под покровительством Мефодия (Petri Vita Ioannicii). Из этого произведения мы узнаем, что святой находился в довольно остром противостоянии со студитами, в частности, потому, что те скептически относились к его пророческому дару, которым преподобный был особенно знаменит. Неудивительно, что патриарх Мефодий рассматривал Иоанникия как одну из своих надежнейших опор и ссылался на его авторитет в таких важных вопросах, как низложение иконоборческих священников. Корни противостояния Иоанникия и студитов были, вероятно, еще глубже – последним, как поборникам организованного киновиального монашества, не мог особенно импонировать нерегламентированный образ жизни отшельников Олимпа, ярчайшим представителем которых и был Иоанникий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Фотий был еще мальчиком, Сергий привел его к св. Иоанникию на Олимпе и просил святого помолиться за него. Иоанникий тотчас ответил: «Фотий не хочет в сердце своем знать путей твоих, Господи». Сергий со вздохом сказал: «что это ты говоришь, отче?» Старец ответил: «я открываю тебе то, что он совершит в будущем». Тогда Сергий, посыпав главу пеплом, сошел с горы. Pseudo-Symeon, p. 669–670. P. G. CIX, 732. Hergenröther I, 319. Яред 1, с. 299. 886 Иларион и Иоанникий – лица исторические. Но упоминание их в легенде ничего не дает для хронологии Фотия. Св. Иларион Далматский умер в 845 г. (Acta SS. Jun., t. I, 748; Архиеп. Сергий. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2-е. Владимир 1901, т. II, ч. 2-я с. 211); пр. Иоанникий Великий скончался 3 ноября 846 г. (Acta SS. Novemb. II pars I, p. 383 p. 433, p. 321. Pargoire. Quel jour saint Joannice est il mort? Échos d’Orient IV (1900) 2, p. 75–80. Архиеп. Сергий т. II, ч. 2, с. 454. А. Васильев. Византия и Арабы. Политические отношения Византии и Арабов за время Амморийской династии. СПБ. 1900, прилож. с. 144. 887 Подобные рассказы существовали напр. о Льве Армянине (Josephus Genesius. Bonnae 1834, p. 8, 11, 26; P. G. CIX, 997, 1001, 1021); особенно много их о Василии Македонянине (Genes. 107 seq. P. G. CIX, 1128 seq. Theoph. Contin. Bonnae 1838, p. 216–226; P. G. CIX, 232–241). 888 Напротив, о Василии Македонянине его заботливый внук Константин Порфирогенет собрал и увековечил только самые лестные прорицания. Но вполне возможно, что и о Фотии были предсказания другого рода, так как далеко не весь легендарный материал передан у Псевдо-Симеона. См. напр. астрономическое предсказание о падении Фотия. Byzantinische Zeitschrift VIII (1899) S. 158. F. Boll. Die Verbannung des Photios. 889 Гергенрётер, останавливаясь на пророчестве Михаила Синадского, замечает: «В основании этого пророчества лежит правдивая мысль. Так и должно быть; величайшее дело Фотия, схизма, было давно подготовлено, и всё созрело для появления такого человека (как Фотий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Один инок Гурий, жизнью лицемерный, ищущий славы человеческой и будучи славим, как великий подвижник, но завидуя великим добродетелям преп. Иоанникия, придя к нему с лестью Иуды, дал ему испить смертоносный яд, от которого он, заболевши, чуть не умер, если бы посланный к нему от Бога мученик Евстафий не уврачевал его. Видение Однажды увидел преп. Иоанникий не во сне, но на яву видение: на восточной стороне источник обильной воды и множество овец окрест его пьющих воду, чего на самом деле там не было; но узнавши, что на том месте некогда был храм во имя Богородицы (и что этот источник, знаменует благодать Божией Матери, а овцы – людей приобщающихся благодати), он его возобновил, сам своими руками нося камень. Здесь ехидна его укусила за руку, но не причинила вреда. Молитва возносит на воздух молящегося Преп. Иоанникий в молитве был столь прилежен, что не только духом, но и телом возносился высоко от земли. Однажды ученик его Евстратий увидел его во храме, с возношением рук возносящегося от земли и на воздухе стоящим и молящимся. Господь и в малом оказывает услугу человеку Однажды уже в состоянии старости у преп. Иоанникия вырвался из рук и упал в пропасть костыль, на который он опирался. Преподобный начал скорбеть и усердно молиться о своей палки, без которой ему трудно было ходить, вдруг палка его невидимою силою была поднята из пропасти и вложена в руки его. Правоверие получает милость, а неверие наказывается слепотою Дочь одного господина, будучи больною и гонимою за почитание икон, среди еретиков – от преподобного получила исцеление; а зять его – Иоанникия, за свое ожесточение в иконоборчестве, наказан от него слепотою. Самый злой бес боится святых Преп. Иоанникий с Даниилом поселился в одной пещере, в которой жил злейший бес; сначала он ярился на них, потом связал ноги Даниилу, а преп. Иоанникия так поразил в ребра, что он безгласен был семь дней; а потом убежал от них, не могши с ними жить. Святой не всеми бывает видим Однажды издалека пришли братия видеть преп. Иоанникия, но он был для них невидим. На вопрос ученика о причине сего, преподобный сказал: «не имеем воли своей, но, что Бог хочет в нас, то творим». Не то с нами бывает, что мы хотим, а то, что угодно Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

I. Преподобный Иоанникий Великий, по любви к безмолвию, имел обычай уходить на молитву в церковь (не в богослужебные часы), и там в полном уединении совершал свое правило. Ученик преподобного, блаженный Евстратий, желая душевной пользы себе, давно искал случая видеть уединенную молитву своего учителя; но это ему никак не удавалось. Раз, однако ж, он успел незаметно войти за ним в храм и стал в темный угол, а св. Иоанникий, не подозревая, что за ним следили, спокойно начал сам обычное правило. По мере того, как ум преподобного возносился к Богу, и тело его начало отделяться от земли; и стоял он на воздухе все время, пока продолжалась его пламенная молитва . Выходя из церкви, св. Иоанникий заметил Евстратия и сказал ему строго: «В Писании сказано: “не приселится к Тебе лукавнуяй” ( Пс.5:5 ), зачем же ты лукаво подкрался и подсмотрел мою грешную молитву?» (Ч.-Мин. ноября 4). II. Подобное же сказание находим в жизнеописании преподобной Марии Египетской и преподобного Луки Елладского. III. В Египте в первые века христианства было много дивных подвижников, и едва ли где-нибудь люди достигали большей меры святости, чем жившие там славные мужи. В пустыне нижнего Египта безмолвствовал авва Иосиф. Однажды посетил его авва Лот и сказал ему: «Отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдаю умеренный пост, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов, что мне надлежит еще сделать?». Старец стал на молитву и простер руки к небу, и персты его сделались подобными десяти зажженным светильникам. Потом он сказал авве Лоту: «Если хочешь, будь весь, как огонь. Невозможно называться монахом, если не будешь пламенеть, как огонь».(Отечник еписк. Игнатия, стр. 298). IV. Там же, в Египте, славился подвигами преп. Арсений. Жизнь этого великого отца была истинно ангельская, а молитва, как молитва Серафимов... Один из братии по некоторой нужде пришел к хижине аввы Арсения и сквозь дверную щель увидел старца как бы огненным, весь он был подобен пламени. Брат достоин был такого видения, потому и сподобился. Немного постоявши, он постучал в дверь; старец вышел и, заметив изменение в лице брата, спросил его, давно ли он тут и не видел ли чего? Брат сказал, что не видал. Старец, побеседовав с ним, отпустил его. (Чет.-Мин. мая 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Оба они, одаренные от Духа Святого прозорливостью, предвидели преставление друг друга, как говорится об этом в житии преподобного Иоанникия. В пятый год царствования Михаила, святой патриарх Мефодий, провидя приближающееся отшествие к Господу преподобного Иоанникия, пришел к нему со всем своим клиром, прося последнего благословения и молитв. Преподобный Иоанникий, достаточно побеседовав со святым Мефодием и поучив пришедших с ним православной вере, предсказал патриарху Мефодию, что и он, по его кончине, не замедлит перейти от временного в вечное житие; затем, после молитвы и последнего прощания, они расстались. Патриарх возвратился к себе, а преподобный Иоанникий остался в своей келии, молясь и приготовляясь к кончине. На третий день по отбытии патриарха преподобный и богоносный отец наш Иоанникий отошел ко Господу (4 ноября); через семь месяцев, июня, 14 дня, почил о Господе и святейший патриарх Мефодий Так сбылось пророчество преподобного Иоанникия, что патриарх не умедлит по его кончине и сам отойти в вечность. По преставлении святейшего Мефодия поднялись великий плач и рыдание во всей Константинопольской церкви, лишившейся столь великого отца и всемирного светильника; он был погребен с честью, подобающей столь высокому по жизни и служению архиерею. Святой Мефодий пас Церковь Христову четыре года и три месяца и затем перешел в жизнь не оскудевающую временем; причтенный к лику святых иерархов он предстал Пастыреначальнику и великому Архиерею, небеса прошедшему, Господу нашему Иисусу Христу, всеми святыми славимому Богу, Ему же и от нас грешных да будет честь и слава со Отцом и святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Кондак, глас 2: На земли подвизался еси яко безплотный, и небеса наследовал еси Мефодие, яко изъяснивый в концех икон поклонение: в трудех бо и болезнех вящше пребыв, не престал еси дерзновением обличая отметающыяся иконы Христовы. Память 15 июня Память святого пророка Амоса Святой пророк Амос, уроженец города Фекуи, находившегося в земле Иудовой, недалеко от Вифлеема, происходил из семьи незнатной и небогатой: дни свои он проводил, пася стада.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010