Четвертый день. Преподобн. Иоанникий Великий. (Грех зависти). I. Преподобный Иоанникий, память коего совершается ныне, жил во 2-й половине IX века по Р. Христове в Греции и первое время провел на царской службе в воинском звании. Он был сначала заражен ересию иконоборческою, но обличенный одним прозорливым иноком, жившим на Олимпийской горе, оставил ересь и всю суету мира, удалился на эту гору и здесь неослабною борьбою с своими страстями, неусыпными трудами, бдением и молитвою достиг святости и прославился как великий подвижник и чудотворец. Много народу приходило к святому подвижнику для назидания и испрошения у него святых его молитв и ходатайства пред Богом, – много духовных щедрот и благодеяний изливалось от преподобнаго. Еще в самом начале своего подвижничества, встретив двух пустынных иноков, преподобный Иоанникий получил от них, вместе с молитвенным благословением на подвиг, и пророческое предостережение, что к концу жития ему будет учинено искушение от завистливых людей. Это действительно и случилось. На той же Олимпийской горе пребывал в иноческих подвигах другой подвижник, по имени Епифаний. Слыша о возрастающей славе препод. Иоанникия, Епифаний позавидовал ему и умыслил погубить его. Однажды во время бездождия, когда вся растительность на горе высохла и вокруг келлии Иоанннкие было много сухих деревьев, Епифаний поджог сухую траву внизу горы и вся гора быстро воспламенилась. Одному только Богу был обязан препод. Иоанникий своим спасением: не только он сам не пострадал, но и его келлия чудесным образом осталась невредима среди пламени. Кроткий и незлобивый Иоанникий, желая узнать причину гнева Епифаниева и чтобы испросить у него прощение, если в чем-нибудь он согрешил пред ним, отправился к своему зложелателю. Какова же сила злобы, пораждаемой завистию! Увидав препод. Иоанникия, Епифаний ударил его жезлом своим, имевшим острый наконечник, желая убить его, но опять был посрамлен Богом, спасающим праведных от озлобления злых человеков. II. Видите, братие, до какого ожесточения может довести человека зависть! По истине эта страсть есть самая богопротивная :

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о евхаристической жизни и участии в Таинствах В больших общежительных монастырях бескровная жертва Божественной Евхаристии совершается ежедневно. Евхаристическую жизнь Церкви и тайну общения во Христе и эсхатологический смысл Второго Пришествия Господня монашество переживает самым динамичным и в то же время самым таинственным образом. Кроме ежедневной Божественной литургии в общежительных монастырях, на Святой Горе регулярно совершаются Литургии в скитах, келлиях и исихастириях. Папа-Даниил, великий исихаст, подвизавшийся в пещере Святого Петра Афонского, был как бы «служебным духом» и «пламенем огненным», как написано: творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный ( Пс.103:4 ). Служил он ежедневно. Но Литургия его была поистине таинством, настоящим схождением Неба на землю и истинным восхождением земли на Небо. Говорят, что для того, чтобы продлить время Божественной литургии, он круглый год совершал Литургию святителя Василия Великого . Он никуда не торопился. Если приходило умиление, что было весьма часто, он прекращал на время молитвы и возгласы и плакал радостными слезами. В течение шестидесяти лет он служил ежедневно и неопустительно. Божественная литургия длилась у него несколько часов. Блаженны мгновения и часы, окрыляющие и возвышающие души и людей делающие похожими на Ангелов! Есть преподобные иеромонахи, как бы дышащие огнем и жаждущие ежедневного, если это возможно, служения Божественной литургии. Одним из таковых был папа-Гедеон Кавсокаливит, постоянно совершавший сорокоусты 210 и служивший Литургию почти каждый день. До пострига, будучи еще простым рабочим на Святой Горе, он дал обет стать монахом. Однако не выполнил своего обещания и, вернувшись к себе в деревню, получил, как сам говорил, «невидимую пощечину». Тогда он сразу понял, что это означает. Оставив мир с его суетой, отец Гедеон приехал сюда и стал подвизаться в каливе Святого Акакия. Румынский монах Нектарий, ставший учеником великого учителя византийского пения старца Феофила, обладал ангельским, необыкновенно приятным голосом. В конце жизни он предался строжайшим подвигам и почил в мире в 1890 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о слезах и умилении Приснопамятный игумен монастыря Святого Дионисия архимандрит Гавриил рассказывал об имевшем великий дар умиления монахе Геронтии, который подвизался в монастыре Святого Пантелеймона. Будучи уставщиком и проводя день и ночь в храме, он имел неразлучным спутником своей жизни умиление. В свободные от послушания часы он сидел в притворе храма и молился. Левой рукой перебирая четки, правой он утирал текшие у него рекой слезы, используя для этого кусок материи, который он полоскал время от времени в море. Отец Геронтий происходил из Кидонии (Малая Азия). Однажды, защищая молодую христианку от нападавшего на нее с постыдными намерениями турка, он вступил с ним в драку и убил его, намеренно или нет, неизвестно. Пятьдесят лет он тихо и мирно прожил в русском монастыре, как беззлобнейший агнец. В 1911 году, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, отец Гавриил – в то время послушник, а впоследствии игумен Дионисиата – оказался в Русском монастыре на последовании Великого канона, которое там совершается в виде бдения. Эта таинственная служба осталась в его сердце незабываемой. Он рассказывал, что видел «как будто в видении» почтенного отца Геронтия, отиравшего слезы во время пения «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?». Когда же он дошел до последнего богородичного тропаря первой песни, его сердце с такой силой предавалось умилению, что он пел, воздвигнув руки к иконе «Всецарица» и глядя с крайним благоговением на Ее ангельский лик, со многими слезами, но в то же время и с сыновней близостью: «Богородице, Надеждо и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное». И когда приснопамятный старец начал читать житие преподобной матери нашей Марии Египетской, «это было исключительное и незабываемое зрелище. Более пятидесяти старых монахов, в большинстве своем иноязычные русские, сгрудились вокруг аналоя для слушания жития. Одни из них стояли коленопреклоненно, другие, старше первых, сидели на корточках и, не моргая, смотрели на губы почтенного уставщика. Многого они, я думаю, не понимали, но его умилительный тон и все его превосходное чтение приковывали их внимание. И чем более длилось это непревзойденное по выразительности и силе чувства чтение, тем более теплым становился голос старца и его внутреннее сокрушение духа становилось все более явственным... Но когда он дошел до раздирающего душу диалога между аввой Зосимой и преподобной Марией, когда авва вопрошает: «Скажи мне, преподобная Божия...», а та ему отвечает: «Авва Зосима...», сладчайший старец не смог сдержать в себе волнения. Его сердце не выдержало и разрешилось рыданием и неудержимыми слезами, что сразу передалось всему благоговейному собранию...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Четвертый день. Поучение 1-ое. Св. Митрофан, патриарх Цареградский. (Тайна долголетней жизни). I. Св. Митрофан, память коего совершается ныне, живший во время равноапостольного царя Константина, принадлежал к благочестивому семейству христианскому и состоял в родстве с императорским домом. Со временем, когда Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь, Митрофан, за святость жизни и высокий ум, возведен был в епископское достоинство и был первым константинопольским святителем. Он жил сто семнадцать лет, отличался даром прозорливости и скончался мирно, уважаемый всею церковию, предсказав за 10 дней час своей кончины. II. Святитель Митрофан, проживший 117 лет, дает нам, братия, повод побеседовать с вами о «тайне долголетней жизни». а) Кто мог бы нам сказать, в чем заключается тайна долголетней жизни? Всего лучше, конечно, спросить об этом у того, кто сам достиг глубокой старости, а стало быть опытом жизни постиг эту желанную тайну. Но где же эти старцы – избранники Божии, к которым и смерть-то боится подойти с своей острою косою прежде, чем седина украсит их головы? – Эти старцы – св. подвижники, их жилища – тесные келлии, дикие пустыни, темные пещеры, да дебри непроходимыя! Трудно бы поверить этому, если бы не было так много неложных очевидцев-свидетелей. Раскройте жития св. отцев, подвизавшихся в общежитии, и читайте: большая часть дня и ночи у них проходила в церковном богослужении; затем коленопреклонения и молитвенные стоянья по целым часам у себя в келье; потом – рукоделье, тяжелые труды монастырских послушаний, и – час, два в сутки для отдыха; при всем этом – пища самая скудная, часто один хлеб да вода, а то и просто одно какое-нибудь зелие... На долго ли, кажется, достанет сил телесных при таких трудах? А вот у этих старцев доставало их на восемьдесят, девяносто, и даже на сто лет! Пахомий Великий жил до 85 лет; Евфимий Великий – 97 лет; Феодосий общих житий начальник – 105 л.; Савва Освященный и Иоанникий Великий – 94 г.; и наши русские подвижники: пр. Никон печерский 90 л.; Сергий Радонежский 78 л.; Кирилл белозерский 90 л.; Александр свирский 85 л.; Макарий желтоводский 95 л. и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Глава 6. Августейшая попечительница детских приютов в Москве 6.1. Елисаветинское благотворительное общество Приступив к исполнению обязанностей генерал-губернатора Москвы, Великий князь Сергей Александрович был поставлен перед фактом прекращения с 1 июня 1891 г. доступа в Воспитательный дом законных грудных детей. Такое решение, видимо, принимали, в связи с переполненностью Дома незаконнорожденными детьми, недостаточностью их питания, а поэтому высокой смертностью. До июня 1891 г. не требовалось никаких документов для поступления в Воспитательный дом, поэтому была реальная возможность устроить законного ребенка неимущих родителей в этот дом под видом незаконнорожденного. С введением новых правил все изменилось, и многие законные дети осталась без приюта. В данной ситуации генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович, видя большое количество детей, оставшихся без помощи родителей, обратился к митрополиту Московскому Иоанникию с указанием на необходимость попечения по приходам о законных детях неимущих родителей. Митрополит через московское духовенство немедленно приступил к устройству приходских комитетов попечения о детях. Указ Великого князя ложился на взрыхленную почву. Поскольку в столице уже действовал Воспитательный дом, Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, издавался журнал «Детская помощь» и т. д., было очевидно, что для интенсивного развития этого благородного движения москвичей необходим был лидер, человек как высший авторитет для всех, как символ верности великому служению детям. В год прибытия великокняжеской семьи в Москву почетный опекун московского Воспитательного дома обер-гофмейстер Борис Александрович Нейдгарт обратился с просьбой к Императрице Марии Федоровне о создании благотворительного общества и ходатайствовал о принятии Великой княгиней Елисаветой Феодоровной на себя попечительства над создаваемым обществом. На всех самых высоких уровнях ответ был положительным.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 сент. в день обретения мощей, 28 окт. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святителей: Димитрия, митрополита Ростовского, Митрофана и Тихона, епископов Воронежских Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, родился в декабре 1651 г. в местечке Макарьево, в 40 верстах от Киева. Отец его, казачий сотник Савва Григорьевич, скончался ктитором Кириллова монастыря; но в молодости он мало бывал дома, занимаясь военной службой, а воспитанием и первоначальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней всегда святитель вспоминал с нежностью. В доме их царил добрый христианский порядок. Скончалась Мария Михайловна в глубокой старости в Великий Пяток, в 3 часа пополудни, то есть, по древнему счислению, в 9-м часу, когда Господь предал душу Свою в руки Отца Небесного. Одиннадцати лет Даниил поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанном в 1615 г. (впоследствии — Духовная академия). Ректором его тогда был выдающийся проповедник, богослов Иоанникий Голятовский, много писавший в защиту Православия. Под его руководством выработался у будущего святителя замечательный дар слова. Сразу же обнаружились его умственные способности, а также и склонность к подвижнической и созерцательной жизни: в нем сказывался будущий инок. Это были годы войны, Киев не раз переходил то в русские, то в польские руки, и в 1665 г. поляки разрушили училище. Учение Даниила было прервано, и на семнадцатом году жизни он с разрешения родителей поступил в Кириллов монастырь, где 9 июля 1668 г. был пострижен с наречением ему имени Димитрий и через год возведен в сан иеродиакона. Проходя обычные монастырские послушания, он в то же время занимался духовно-литературными трудами и продолжал свое образование.

http://sedmitza.ru/lib/text/437666/

Освящение Храма Торжество освящения опытного Храма, во славу и вечную память минувшим событиям 1812 года, вполне соответствовало его внешнему величию и историческому значению. Для освящения Храма Христа Спасителя был избран день Его преславного Вознесения, которым завершилось на земле Его дело спасения рода человеческого. Торжеству освящения Храма предшествовал величественный к нему крестный ход из Успенского собора с участием многих иерархов и всего сонма Московского духовенства в предшествии святыни. По окончании литургийных часов в Храме Христа Спасителя, Высокопреосвященный Иоаниикий, митрополит Московский, вышел для встречи Их Императорских Величеств к западным дверям собора. Их Величества прибыли в начале одиннадцатого часа. Государь Император Александр Александрович ехал верхом в общегенеральской форме, а Государыня Императрица Мария Фёдоровна с Великою Княжною Ксенией Александровной в коляске. Проезжая из Кремлёвского дворца чрез Боровицкие ворота, третий Александровский сад и по набережной реки Москвы, Их Величества здоровались с войсками, расположенными как вдоль пути следования Царственной Четы, так и вокруг Храма Христа Спасителя. Встретив Их Величества на западной паперти Храма, Высокопреосвященный Иоанникий обратился к Государю Императору с следующей речью: «Благочестивый, Богом Венчанный Великий Государь Император! Некогда в целом мире был один только Храм истинному Богу. Благочестивый Царь, положивший в сердце своём создать его, открывает свое желание пророку Божию. Пророк от своего имени одобрил благочестивое намерение, но на другой день, по непосредственному откровению от Бога, объявляет, что Господь Бог с благоволением приемлет благочестивое желание его, обещает за сие утвердить престол Царёв за его родом навсегда, но исполнение желания его предоставляется не ему, а его преемнику ( 2Цар. 7:2 – 16 ). В христианском мире неисчислимое множество храмов истинному Богу. Все они, по внутреннему значению своему, как места селения славы Божией, одинаковы. Но в ряду их некоторые имеют особое значение, как памятники чрезвычайных событий, вызвавших созидание их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Основные сведения об И. В. содержатся в 2 Житиях: 1-е (BHG, N 936), сохранившееся в единственной рукописи X в. (Paris. Coislin. gr. 303. Fol. 304-353), создано до 14 июня 847 г. (кончины патриарха Костантинопольского святителя Мефодия ) Петром, мон. мон-ря Агавр , лично знавшим И. В. (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 68); 2-е (BHG, N 935), написанное по поручению игумена мон-ря Антидион Иосифа мон. Саввой, также заявлявшем о личном знакомстве с И. В. (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 44), дошло в большем количестве списков, древнейшим из к-рых является кодекс б-ки Студийского мон-ря 1-й четв. X в. Vat. gr. 1669 (см.: Matantseva T. Le Vaticanus graecus 1669, ménologe prémétaphrastique de novembre//Scriptorium. 1996. Vol. 50. N 1. P. 106-113). Соотношения между этими памятниками являются предметом научной полемики. Большинство исследователей (Э. фон Добшюц, С. Манго, Д. Е. Афиногенов и др.) склонны полагать, что Житие, написанное мон. Саввой, представляет собой переработку Жития авторства мон. Петра, куда под личным контролем патриарха свт. Мефодия была внесена идеологическая правка (в первую очередь устранены полемические выпады против студитов) в период 1-го Патриаршества свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (847-858). Т. о., несмотря на то что мон. Савва в основном дает весьма точные хронологические указания (иногда ошибочные, напр. датирует битву при Маркеллах (792), упомянутую в Житии, 796 г., чтобы защитить И. В. от возможного обвинения в дезертирстве, т. к. в этот период святой оставил военную службу, чтобы посвятить себя духовной жизни. Подробный анализ см. в статье С. Манго), Житие, составленное мон. Петром, представляет собой значительно более достоверный источник, поскольку мон. Петр в изложении опирался преимущественно на рассказы Евстратия Агаврского, сопровождавшего И. В. на протяжении десятилетий (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 12, 62). В ряде случаев из-за расхождений между сведениями мон. Саввы и мон. Петра те или иные события жизни И. В. (напр., год рождения) однозначно датировать невозможно. Согласно гипотезе А. П. Каждана, Жития созданы независимо друг от друга и каждое по-своему отражает предание о святом, в то время как различия в полемической направленности объясняются политическими взглядами авторов.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Скачать epub pdf Беседы с отцом Иоанникием Беседа 1. О браке и обязанностях супругов и детей 1. Как молодёжи готовиться к браку? Самая лучшая подготовка молодёжи к семейной жизни – это воспитание в страхе и наказании Господнем, как учит нас избранный сосуд Духа, уста Христовы, великий апостол Павел (см.: Евр. 12, 9 ). Им надо знать наизусть Символ веры и другие необходимые молитвы, у них должны быть хорошие духовники, им нужно читать Священное Писание, прежде всего Новый Завет , православный катехизис и другие душеполезные книги. Ещё им нужно блюсти девство до церковного венчания и усердствовать по силам своим в делании всех добродетелей: прежде всего это молитва, постоянное посещение храма, пост, милостыня, плотская чистота, послушание родителям, исповедь и причащение. Вот как надо готовиться каждому юноше и девушке к самостоятельному жизненному пути и вступлению в брак. Задумаемся о том, что брак – самое древнее церковное Таинство, ведь он был учрежден Богом ещё в раю. Брак является фундаментом семьи, всего мира вообще. Прочность семьи зависит также от почитания нравственных законов нашей Церкви. К семейной жизни надо готовить уже в детстве. Священник, крёстный и родители играют в жизни молодых важнейшую роль и несут за них огромную ответственность. 125 2. Каковы канонические правила, которым должен отвечать христианский брак? Канонических правил, которым должны соответствовать молодые, вступающие в христианский брак, 11, а именно: 1) Юноша и девушка, желающие обвенчаться, никоим образом не должны состоять между собой в плотском или духовном родстве, то есть родстве от Святого Крещения. 126 Венчание между родственниками абсолютно запрещено священными канонами Православной Церкви; 2) Родители молодых должны дать согласие на женитьбу детей и объединиться. Браки, заключённые против воли родителей, не принесут детям радости и наказываются святым Василием Великим в правилах 38, 40 и 42 наравне с блудом – тремя годами запрещения в Святом Причастии, до примирения молодой пары с родителями; 127

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Скачать epub pdf Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву Память 10 июля Во дни благоверного царя и великого князя, самодержца всей России, Михаила Феодоровича 4595 , в патриаршествование же святейшего Филарета 4596 , отца царева по плоти и духу, – в Персии царствовал шах Аббас 4597 . Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, Аббас часто отправлял к нему послов с дарами 4598 ; подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В 7133 году от сотворения мира (от Рождества же Христова в 1625 году), в марте месяце прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу от шаха некий славный посол, по имени Урусамбек; посол этот был отправлен вышеупомянутым шахом Аббасом. Урусамбек привез с собою послание и много ценных подарков благоверному царю Михаилу. Кроме того он принес с собою послание и драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, – именно: ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена, во время завоевания Иверской страны 4599 , в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов; взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху московскому. В том же послании персидский шах прославлял великое имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в таких словах: – Кто не будет чтить Его (Господа Иисуса Христа), как Бога, тот пусть будет сожжен на огне без всякого милосердия; и да будет достоин всякой чести и прославлен тот, кто разожжет огонь для такого богохульника. Святейший патриарх Филарет с радостью принял сей великий дар, более драгоценный, чем все земные, самые дорогие, подарки; потом патриарх Филарет призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев; одни из сих старцев прибыли в Москву из Иерусалима, другие из стран греческих; среди них был, между прочим, Нектарий, впоследствии архиепископ вологодский и великопермский, а также и Иоанникий, незадолго перед тем прибывший в Москву со святейшим Феофаном, патриархом иерусалимским. Святейший патриарх Филарет спросил этих старцев-греков, – знают ли они что-нибудь о ризе Господней и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то. что ему было известно о ризе Господней. Между прочим архиепископ Нектарий сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010