183. Борисов И.В. Музей в Славяно-греко-латинской академии//Гербовед 58. 2003. С. 108–109. 184. Борисоглебский Н. Слово в день поминовения усопших начальников, наставников и воспитанников Московской духовной академии. М.: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1890. 11 с. 185. В.С. Юбилей Московских духовных школ//ЖМП 1999. С. 51–53. 186. Васильев А. [Ведерников А.В.]. Радостное событие (Освящение восстановленного храма МДА Святейшим Патриархом Алексием)//ЖМП 1955. С. 17–18. 187. Введенский А. Протоиерей Федор Александрович Голубинский: ко дню столетней годовщины его рождения 22 декабря 1797–1897 гг. СП: Тип. А. И. Снегиревой , 1898. 188. Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент. Т. 1, 2. Ростов на Дону: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1916. 895, 422 с. 189. Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. 467 с. 190. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. Казань: Изд-во КГУ, 1997. 189 с. 191. Вишленкова Е.А. Духовная школа в России в первой четверти XIX века. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. 184 с. 192. Вознесенская И.А. История Новгородской школы в письмах митрополита Иова//Лихудовские чтения: Материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11–14 мая 1998г./Отв. ред. В.Л. Янин и Б.Л. Фонкич . Великий Новгород, 2001. С. 72–76. 193. Вознесенская И.А. Греческие школы Иоанникия и Софрония Лихудов в начале XVIII в. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2004. 217 с. 194. Вознесенская И.А. Московская Славяно-греко-латинская академия в первой трети XVIII века.//«Россия и христианский Восток». Вып. II–III. ИВИ РАН. М.: «Индрик», 2004. С. 518–523. 195. Волков В.М. Богословские труды Московской духовной академии за 1944–1964 гг.//Московская духовная академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). Т. 1. Б. м., 1964. 390 с. (Машинопись). С. 293–327.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Как известно, во время турецкого владычества угасло большинство монастырей, иные же, едва возникнув, пришли в запустение, сочтя это большим для себя богатством ( Евр. 11, 26 ). Великий вклад, невзирая на огромные опасности, внесли афонские монастыри, способствовавшие победе македонцев в начале XX века, о чем вопиют святогорские пещеры. Греческое правительство удостоило орденом блаженного проигумена нашей святой Симонопетрской обители Иоанникия (1906–1919), прозванного Милостивым за его активное содействие сопротивлению, щедрые денежные пожертвования, просьбы к экономам подворий о спасении и укрытии борцов за независимость Македонии. В те времена сообщение между обителью и подворьями осуществлялось с помощью тайного шифрованного кода. Не забудем сказать, что македонцы благодаря территориальной близости к Святой Горе всегда, и вплоть до сегодняшнего дня, имели возможность приходить на Афон без каких-либо формальностей, особенно с целью паломничества или исповеди, получать утешение, мир, спасение, а также милостыню или какие-либо взаимные услуги. Именно поэтому греческие «Общества друзей Святой Горы», особенно македонские, а также общины других городов и сел из чувства глубокой благодарности и внутренней потребности развивают взаимную духовную и образовательную деятельность. Потрясающим было и то, что еще до того, как великий пожар огненной реки был потушен, македонцы помогали денежными средствами святым обителям и всячески выражали любовь и солидарность с монастырями. Сколько жителей Македонии стало носителями афонской духовности, благодаря которой они живут и приводят к свету других! Теперь давайте перейдем к афонским центрам в Македонии, основанным святогорцами. Чаще всего их основателем был какой-нибудь один славный человек. Эти подворья, имеющие духовную и организационную связь с одним из афонских монастырей, заселяются монахами Святой Горы или насельниками или насельницами мужских и женских обителей обычно после долгого и горячего увещания местных епископов либо по единодушному их благословению. Они функционируют согласно афонским условиям и обычаям, принятым от века и вплоть до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целию и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство. Грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех, принадлежащий собственно духам отверженным и составляющий их от-личительнейшее свойство. Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною, называемою в аскетических отеческих писаниях оправданиями. Делают они это с тою целию, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. Точно так они поступают и с богохульством: стараются его прикрыть великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенною философиею. Страшное орудие в руках духов – ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определенностию христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересью преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божий. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытого личиною; что сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенною в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целые общества человеческие и целые народы легко склонились под иго ереси. По этой же причине очень затруднительно обращение из ереси к Православию, гораздо затруднительнее, нежели из неверия и идолопоклонства. Ереси, подходящие ближе к безбожию, удобнее познаются, нежели ереси, менее удалившиеся от Православной Веры и потому более прикрытые. Римский император равноапостольный великий Константин писал письмо святому Александру, патриарху Александрийскому, обличителю ересиарха Ария, увещевая его прекратить прения, нарушающие мир из-за пустых слов. Этими словами, которые названы пустыми, отвергалось Божество Господа Иисуса Христа, уничтожалось христианство. Так неведение и в святом муже, ревнителе благочестия, было обмануто недоступною для постижения его кознию ереси.

http://pravoslavie.ru/1618.html

Её красивая величественная наружность, светлый ум, дар слова, нередко обращали на нее внимание людей совершенно ее не знавших. Случалось, что лица встретившись с ней в вагоне железной дороги и поговоривши с ней несколько времени, совершенно изменяли свои взгляды, а некоторые даже продолжали свое знакомство и вели переписку. Проницательность её ума была прямо поразительная. Часто она останавливала свое внимание на людях с виду ничего незначущих и напротив развитых и красноречивых проходила невниманием. Действительно впоследствии оказывалось, что под красноречием скрывалась внутренняя пустота, а под молчаливостью высокие душевные качества. Даже и в людях с настоящим духовным развитием она умела отличать более глубокие души. Так однажды приехали две дамы весьма религиозные и набожные; одна из них почти все время молчала, а другая вела с Матушкой самый оживленный разговор о духовных предметах. Присутствовавшие при этом разговоре сестры удивлялись её пониманию и когда гости уехали, то сообщили Матушке свое впечатление, произведенное этой собеседницей, прибавив, что им так приятно было слышать это от мирской особы. Но Матушка на это ответила, что по её мнению гораздо более замечательна по глубине духовного понимания её спутница. В то время сестры были крайне удивлены заключением Матушки, но впоследствии когда им пришлось ближе узнать эту достойную и действительно замечательную личность, они вспоминали как Матушка София была тогда права. Великий благодатный Старец – отец и наставник юной обители, мудрая, и христиански любящая настоятельница, – какой залог для мирной и беспечальной жизни собранных сестер! Но путь их – путь креста, и едва прошло три года, как начались скорби и испытания. Труды настоятельства, заботы, болезнь и самый переворот жизни, все это подкосило крепкую натуру м. Софии. Преосвященный Владимир, объезжая епархию, был в июле 1886 г. в Шамордине и, увидав м. Софию сильно изменившеюся от болезни, предложил ей принять тайно схиму. Матушка была очень этим утешена и 25 числа Батюшка собственноручно постриг ее в великий ангельский образ, ранним утром в своей келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Раздайте сами, потому что золото ваше, а мне не пристало раздавать чужие деньги. Тогда они взяли золото, а его стали просить остаться с ними, обещав, что впредь станут любить его, как отца и владыку их душ. Они долго уговаривали Серапиона, но так и не уговорили. Наконец, они попросили его навещать их хотя бы раз в год. Блаженный старец охотно согласился. Затем он отправился к лакедемонцам 33 и там узнал, что кто-то из первых лиц города впал в манихейскую ересь и весь дом его, а на людях притворялся добродетельным и благоговейным. Тогда при посредничестве одного человека Серапион продал себя в рабство ему. Через два года он отвратил его вместе со всем семейством от ереси и воцерковил их. Попрощавшись с ними, подвижник отправился странствовать по вселенной, неся людям благо в меру своих сил. Б. Из жития святого Иоанникия Иоанникий Великий, отправившись из Эфеса в Кантурию, встретил по дороге монахинь: мать и дочь. Дочь по молодости лет страдала от мучивших ее дурных помыслов, а мать своими увещеваниями старалась всячески умирить разжение ее плоти. При встрече, почувствовав душой, как страдает девушка, он подозвал ее и сказал, чтобы она положила ему руку на шею. Когда она прикоснулась к нему, он стал молиться, чтобы девица освободилась от досаждающего ей зла, которое перешло бы на него, и она избавилась от плотской брани и вернулась к монахиням, с которыми жила прежде. А в святом поднялась ужасающая брань. Как только он понял, что гнусные помыслы толкают его к злым поступкам, то в первой попавшейся пещере отыскал большого змея и отдал себя на съедение ему, а если б и не съел, то хотя бы коснулся его. Он думал – лучше умереть, чем погубить благородную душу похотью. Отдав себя во власть ползучей твари, старец тотчас освободился от змеиного семени – лукавых помыслов. С тех пор, какое бы плотское желание ни досаждало ему, он тотчас лишался сил и тем самым отталкивал мысленного змия. Так подвижнику была дарована стойкость против всякой твари, видимой и невидимой. В. Из жития святого Евфимия

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Человеку для спасения необходимо быть искушаемым от диавола, ведь если он не будет искушаться, он не спасётся. Он не сможет закалиться в духовной брани и не сможет получить никакой награды за свои добрые дела, если они будут совершаться в порядке вещей, без всякого противления диавола. Потому и говорит святой Пётр: противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твёрдою верою ( 1Пет. 5, 8–9 ). Итак, наша жизнь есть борьба с диаволом, который искушает нас или через наше собственное тело, или через окружающих нас, или непосредственно через слуг тьмы. Искушения необходимы для нас, потому что закаляют в борьбе с грехом для получения спасения, лишь бы они нас не побеждали. Один великий отец из «Патерика» говорит: «Устрани искушения, и не спасётся ни один человек» . 247 Христианин может пройти искушения диавола и остаться непобеждённым, если будет идти путём делания всех добродетелей, особенно молитвы, поста, смирения, любви, частой исповеди, покаяния, милостыни и многого терпения. 78. Когда христианин грешит по собственной воле, от него отходит Ангел хранитель? А когда совершает доброе дело, злой ангел отбегает от него? Если грех – мерзость пред Богом (см.: Втор. 25, 16 ; Притч. 6, 16–18; 16, 5; 3, 32 ), то как же Ангел Божий будет любить грешников и не станет удаляться от них? И если кто делает грех, тот от диавола ( 1Ин. 3, 8 ; см.: 1Ин. 3, 9–10 ; Ин. 8, 44 ), то как же Ангел Господень будет стоять рядом с совершающим дела диавола, то есть с пьяницей, блудником, прелюбодеем, неверующим, лжецом, скупым, человеконенавистником и еретиком? И если грех отводит от человека благословение Божие (см.: Числ. 14, 34 ; Пс. 80, 12–13 ; Ис. 48, 18–19 ), то как же Ангел Божий будет стоять рядом с тем, кто совершает грех? И если Дух Святой опечаливается грехом (см.: Еф. 4, 30 ; 1Фес. 5, 19 ), то как же не опечалится Ангел Господень и не отойдёт от того, кто совершает грех и не желает обратиться к покаянию ? И если Дух Святой гневается и сердится на непокорных и злых (см.: Ис. 6, 9–10 ), то как же не рассердится Ангел Господень чистый и святой на того, кто совершает грехи и не желает обратиться на покаяние?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Прожив 10 лет в монастыре, Иона решился быть отшельником и с благословения своего настоятеля перешел в уединенную келью, находящуюся в отдаленной башне. Он рассказывал, что на новом месте он видел много страхований, которыми злые духи стараются возмутить покой инока, после того как ничего не успеют, действуя против него греховными помыслами и мечтаниями, напр. Иона стоял на молитвенном правиле, а в это время, разумеется от испарения на стеклах, полилась с окна вода на пол. Отшельник вздрогнул. Бес, заметив это, напустил призрачную воду, сначала до колен его, потом до пояса и до самой шеи. Старец возопил прилежно к Богу, осенив себя крестным знамением, и привидение исчезло. В октябре 1835 года постигла его телесная болезнь, едва не доведшая до врат смерти. Вскоре после этой болезни, он пожелал облечься в великий ангельский образ, и 21 августа 1836 г., то есть через три года своей отшельнической жизни, был пострижен строителем Назарием в схиму и переименован Иоанникием. Старец (от роду ему было тогда 53 года) допускал к себе очень немногих и то изредка. Монах Нил, один из его искренних учеников, живший рядом с ним в братском корпусе, вел с ним подвижническую переписку 83 . Главное занятие схимника составляли молитва , чтение слова Божия и отеческих писаний. Не оставляя посещать храм Господень, он нередко приступал к тайнам Христовым и получил от Бога дар слез, которые, бывало, вдруг потекут из очей его, на подобие источника. В конце 1837 года, во время келейного чтения Евангелия, был к нему голос свыше: «не можешь удержать». В ту пору какая-то женщина стояла за дверьми его кельи и плакала. Схимник, вразумленный свыше, отворил для нее свою келью, беседовал с ней и с того времени не возбранял желающим приходить к нему: скорбящих он утешал с добротой и участием, недоумевающим давал советы, от которых им было легче, враждующих примирял, обиженных брал под свою защиту. Многие, тронутые его простыми словами и добрым примером, переменили порочный образ жизни, а некоторые, поняв суету мира, ушли в разные монастыри. Под руководством опытного наставника, монашествующие ревновали о строгом подвижничестве. Одному монаху советовал он с особенным вниманием прочитывать псалом 36-й (Не ревнуй лукавнующим) и располагать свое поведение сообразно с содержащимся в нем учением. Послушникам говорил: «вы бываете на работах, а для занятий собственно духовных имеете мало времени, но и тем не пользуетесь, как должно. Знаю, как вы поступаете: книгу под стол, а самовар на стол». Иным он помогал своими молитвами. Так, одна женщина, рождавшая мертвых детей, просила старца-схимника помолиться за нее. После того она, к удивлению, родила живого младенца и на руках принесла его в обитель, чтобы схимник благословил малютку. Бесноватые, по молитвам старца, исцелялись чрез помазание св. елеем, принятое от его же рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Свергнув иго греческое, новый государь болгарский старался укрепить свою восстановленную державу. Между тем кругом нее всюду распространялось латинское влияние. Константинополем завладели крестоносцы; в Сербии деятельно распространялась латинская проповедь ; венгерские короли сделались ревностными исполнителями папских замыслов. Иннокентий III и к болгарскому государю присылал легатов с предложением вступить в тесный союз с римским престолом. В таких обстоятельствах болгарский царь Иоанникий, сознавая слабость своей только что восстановленной державы, считал необходимым, по крайней мере наружно, показывать расположение к союзу с Римом. Вследствие этого состоялось кратковременное подчинение болгар римской церкви. После недолго веденных переговоров папа прислал в Болгарию своего легата, и в 1203 г. в Тернове торжественно была провозглашена уния; а в 1204 г. легат папский венчал Иоанникия королевским венцом и возвел в звание примаса терновского архиепископа. Но народ болгарский этой унии не принял, и сам царь, получив от папы царскую корону, вскоре прекратил с ним всякие сношения, и таким образом от унии с Римом не осталось и следов в Болгарии. Через пятьдесят лет после восстановления болгарского царства, в 1234 году, восстановлено было в Болгарии и прежде бывшее в ней патриаршество. Тогдашний болгарский царь Асень II или великий обратился с просьбой о признании независимости болгарской церкви к греческому императору Иоанну Дуке Ватанису, с которым он теперь вступил в родство, а этот передал его просьбу патриарху Герману, который и исполнил желание царей. Акт признания независимости болгарской церкви скреплен был и прочими восточными патриархами. В конце XIV в. Болгария опять утратила свою политическую самостоятельносгь. Незадолго пред тем явившиеся в Европу турки быстро совершали завоевание Балканского полуострова, и болгарскому царству первому суждено было пасть под их ударами. В 1393 – 94 гг., после взятия столицы государства, г. Тернова, болгарское царство окончательно пало под власть турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соседние помещики собрались все после обедни в келии глубокоуважаемого ими отца игумена, чтобы воспользоваться его назидательной беседой в ожидании трапезы, и когда ударил час ее, пошли за ним, одни чтобы разделить ее с братией, другие чтобы хотя несколько присутствовать при чтении духовном во время трапезы. Новое здание трапезы устроено не весьма давно, сообразно умножившемуся числу монашествующих Оптиной пустыни, и это было также делом заботливого игумена. Сама пища, хоть и праздничная, была весьма скромная, и глубокая тишина царствовала в обширной палате; никто не смел произнести праздного слова, так что каждое слово читающего брата доходило до слуха. Настоятель пригласил меня посетить его после краткого отдыха, а между тем добрый брат его предложил зайти с ним к замечательному страдальцу, иеродиакону Мефодию, который уже семнадцать лет разбит параличом и благодушествует. Мы нашли его лежащим на полу в больничной келье, под надзором одного послушника из отставных солдат, и на вопрос мой: почему не положили болящего на кровать, приставник отвечал, что сам он никак не хочет на это согласиться. Обрадовался страдалец, увидев знакомого отца Антония, и мог только выразить свою радость крестным знамением уцелевшей руки и словом: «Господи помилуй», которое одно лишь непрестанно повторяет с лицом веселым. Что ни скажешь ему, если поймет, отвечает: «Господи помилуй», и крестится; если запоют пред ним какую-либо церковную песнь, что он весьма любит, потому что долго был уставщиком на клиросе, то и он повторят некоторые слова, но больше не может, потому что память его не совсем свежа, но страдалец не перестает благодарить Бога. Дай Бог каждому такое терпение на болезненном одре! Многие посещают его ради духовного назидания, но он скучает посетителями и желает тишины. Потом просил я отца Антония показать мне гробницы двух подвижников, в одно время устраивавших пустынь: игумена Аврамия, жившего еще при митрополите Платоне, и старца Иоанникия, жившего в скиту. Игумен показал мне их внутри соборного храма, со стороны южного придела, и тут же около него остановил меня над гробовым памятником одного недавнего подвижника, отца Леонида, о котором далеко разнеслась молва. «Мы много пользовались его духовным назиданием, – сказал игумен, – и потеря его чувствительна не только для здешнего братства, но и для всей окрестности, потому что многие прибегали к его духовной опытности и имели его своим наставником. Изящный над ним памятник свидетельствует об уважении к усопшему». Прежде нежели сказать несколько слов об отце Леониде, необходимо раскрыть, к какому высокому по духу братству он принадлежал, кто были его сподвижники и кто великий обновитель иночества на Руси и даже отчасти на Востоке, от которого произошло столько знаменитых учеников, в свою очередь послуживших для назидания иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

169) Иоанникия , епископа созопольского. Никто из христиан не оказывал ему должного уважения, даже не целовал руки, напротив, все считали его самозванцем и незаконным. Патриарх Иеремия, находившийся тогда в Иерусалиме, узнав об этом, сообщил трем патриархам: иерусалимскому, александрийскому и антиохийскому, и они, собравшись вместе, отлучили недостойного Иоанникия и затем отправились каждый в свою епархию. Патриарх Иеремия тоже выехал из Иерусалима. Лишь только он прибыл в Галату, к нему собрались все христиане и единогласно провозгласили его истинным патриархом и отцом. Они отправились во дворец и подали просьбу о восстановлении его. Султан удовлетворил всенародному требованию, взяв по этому поводу взнос в четыре тысячи золотых. Таким образом, несчастный Иоанникий был низложен, – и снова возведен на патриарший престол во второй раз 1523 г. Иеремия . Во второе патриаршество его произошло в церкви великое смятение. Турецкие законоведы и ученые (улемы), узнав, что во время бывшего перед тем пожара сгорели фирманы, данные Магометом патриарху Геннадию относительно Церкви, подали совет разрушить до основания константинопольские храмы, ссылаясь на свой закон, по которому в городе, не подчинившемуся добровольно, но взятом силою оттоманов, не может оставаться христианский храм. Узнав об этом, приближенные к патриарху Иеремии обратились к великому визирю и другим знатным особам с просьбами, со слезами, дарами и с чем только не обращались они, чтобы отвратить грозившую беду. Власти умилостивились и особенно великий визирь (Ибрагим); он внушил патриарху представить в верховный турецкий суд престарелых турок, которые могли бы засвидетельствовать, что Константинополь сдался добровольно. Убедившись показаниями этих достойных доверия свидетелей, судьи объявили храмы неприкосновенными для магометан. Султан со своей стороны издал фирман, подтверждавший безопасное существование христианских церквей. После этого прибыл в Константинополь ахридский архиепископ и, явившись к султану, предложил ему сто золотых ежегодной дани, если он возвратит архиепископии его сербскую епископию, которая за три почти века пред тем была отторгнута от ахридской и подчинена митрополии фессалоникской. Но просьба архиепископа была составлена без уважения, по силе закона, по которому «имущество, остававшееся в чьем бы то ни было владении непрерывно в продолжении ста лет, не отчуждается». Но чтобы государственная казна не потерпела ущерба, отказавшись от обещанного каждогодного взноса ста червонцев, прибавили эту сумму к той, которая взималась с патриарха и последняя возросла, таким образом, до 4100 червонных. После сего патриарх Иеремия лично отправился в Молдавию и Валахию, но на пути заболел и умер в великом Тернове через двадцать лет после вторичного вступления своего на патриарший престол. Преемником ему избран 1543 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010