Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают как от семян растения, вражда к Богу и богохульство. Грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех , как грех, принадлежащий собственно духам отверженным, и составляющий их отличительнейшее свойство. Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною, называемою в аскетических отеческих писаниях оправданиями. Делают они это с тою целью, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. Точно так они поступают и с богохульством: стараются его прикрыть великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенною философиею. Страшное орудие в руках духов – ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство , заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определенностью христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересью преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божии. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытого личиною, что сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенною в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целые общества человеческие, и целые народы, легко склонились под иго ереси. По этой же причине очень затруднительно обращение из ереси к Православию, гораздо затруднительнее, нежели из неверия и идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, почти все богослужебные сольвычегодские кресты являются мощевиками и имеют драгоценные оклады, которые свидетельствуют о глубоких, древнейших традициях их почитания, возникших ещё в Византии. Кресты отличаются формой, размерами, пропорциями, что традиционно взаимосвязано с их назначением и, прежде всего, с различным характером богослужения. Однако при этом разные типы крестов иногда взаимозаменяли друг друга. Изучение типологии, стиля и технологических приёмов изготовления крестов свидетельствует о мощном влиянии на сольвычегодские памятники таких древнейших художественных и культурных центров Руси, как Москва, Великий Новгород и Ярославль. На тесные отношения Сольвычегодска с этими центрами указывают и наименования мощей в крестах. Множество мощей и реликвий, находящихся в крестах, связано с паломничеством на Святую землю и с другими регионами православного мира. Рассмотренные нами кресты большей частью являются работой местных сольвычегодских мастеров, где «переплавлены», несколько изменены и получили дальнейшее развитие лучшие достижения крупнейших художественных центров Древней Руси. Каталог крестов XVI – первой половины XVII века из Сольвычегодского художественного музея 1. Крест напрестольный Инв. 1619 кп. 645 пр. 37 др. 1560-е годы – 1570 год, поновления начало XVII века. Сольвычегодск. Серебро, дерево; гравировка, золочение. 27.7×13.2 см. Вклад Иоанникия Фёдоровича Строганова в Благовещенский собор г. Сольвычегодска. Описание. Крест напрестольный, восьмиконечный, деревянный в гладком серебряном золочёном окладе с резными изображениями. Особенностью типа этого креста является горизонтальная нижняя перекладина, параллельная верхней и средней. На кресте имеются два «слоя» гравированных изображений и надписей. Первый «слой» – 1560-е годы – 1570 год. Второй «слой» – начало XVII века. На лицевой стороне креста первоначально гравировано очень крупное Распятие, Христос с крещатым венцом с буквами О Н . Здесь же над венцом гравировано в двух узких перекладинах – Ц[А]РЬ СЛЬ(ВЫ) , по сторонам Распятия – пять поясных фигур предстоящих с надписями: МР ФУ ИОА[Н], ЛО[НГ]ИН . Вверху креста изображены два летящих ангела, поддерживающих восьмиконечный крест с орудиями Страстей – копием и губкой, по сторонам креста – ХС .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  Лихуды и Петр Великий   Хотя дидаскалы не относились ни к подлинным учителям и сотрудникам Петра, таким как Ф. Я. Лефорт и А. Д. Меншиков, ни к церковной партии, которую можно было бы назвать союзнической по отношению к молодому государю (как архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) или архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан (Прокопович)), они, тем не менее, вполне успешно взаимодействовали с монархом и оказались ему весьма Прибыв в Россию в 1685 г., греки имели возможность познакомиться с соправителями, неоднократно произнося проповеди по разным поводам, хотя до 1689 г. Петр, как известно, оставался в тени правительницы Софьи и В. В. В скором времени, впрочем, царь заинтересовался деятельностью Лихудов. Как упоминалось выше, в 1692 г., сразу по возвращении Иоанникия, Петр прибавил ему жалованье за его деятельность в качестве посланника в с которой оказалась связана еще одна работа Лихудов, выполненная по поручению государя, но оставшаяся, к сожалению, только на Не забудем и о еще одной царской милости братьям – присвоении их сыновьям княжеского титула, произошедшего как раз в этот Тогда же, в сентябре 1691 г. (по тогдашнему русскому счету – 1692 г.), Иоанникию были отданы задержанные в Вене злополучные товары. Правительство отказалось признать эти вещи купленными «про обиход государев», что фактически означало, что Лихуд солгал австрийцам, а еще раньше венецианцам, но постановило передать вещи ему, поскольку «они в[еликие] г[осуда]ри, их цар[ское] вел[ичест]во, изволили показать к тому странному старцу милость же, и те вещи, которыя довелись было у него взять за ложное прозвание, по уставу государства Московскаго, в их цар[ского] вел[ичест]ва казну, повелели ему, Ликудию, яко странному старцу, милости своей государской Развитие Славяно-греко-латинской академии проходило беспрепятственно, в чем тоже нельзя не видеть благоволения молодого монарха. Вскоре после удаления из Академии в 1694 г. братья начали частное обучение итальянскому языку, а уже с 1697 г. они вели его под покровительством Петра, назначившего им жалованье и разрешившего проживать свободно, вне стен типографии, куда они были выселены. Как уже упоминалось, именной царский указ, предписывавший детям знатных людей штудировать итальянский язык, стал первым законом в России, поощрявшим изучение иностранных В 1697 г. Россия ратифицировала союзный договор с европейскими державами, в том числе с Венецией, с которой у Петра вообще были связаны далеко идущие планы, поэтому изучение итальянского языка для русской молодежи стало приоритетным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Отправившись прежде из Константинополя, мы пересекли опаснейшее Черное море и достигли Молдавии, Валахии, Трансильвании, Польши, Казацкой земли и Москвы, как сие явствует из свидетельств, выданных нам сиятельнейшим отцом Анзоло Морозини, кавалером, прокуратором и тогдашним чрезвычайным послом, свидетелем наших мучений и сиятельнейшим отцом, чрезвычайным послом цесаря. Все сие моя слабость почтительно повергает с ногам вашей светлости и ваших сиятельств, получив также от ваших сиятельств распоряжение сделать копию этого описания для того (как полагаю), чтобыв любое время могли быть воспомянуты услуги, оказанные двумя весьма верными подданными светлейшего князя. Благодарю!» Например, фраза: «Я ощутил смиренный долг придти и засвидетельствовать мое почтение вашим сиятельствам этим своим мемориалом, чтобы получить благосклонные приказания и обнаружить удовлетворение Безмятежнейшей Республики в отношении смиренных услуг, как уже исполненных, так и тех, которые был бы в состоянии продолжать исполнять» содержит очень явный, но вместе с тем, литературно обтекаемый намек на необходимость компенсации трудов Лихудов. «Μanifestare l’aggradimento della Serenissima Republica» означает собственно «показать удовлетворение Безмятежнейшей Республики» его трудами, но Иоанникий сам не может показать его, не будучи ее правителем. Здесь имеет место эллиптический пропуск глагола «fare», т. е. «far manifestare l’aggradimento», сделать так, чтобы это удовлетворение проявилось, заставить его проявить, и, в конечном счете получить милость. Великий реформатор весьма уважительно относился к грекам вообще. Достаточно вспомнить, что среди его сотрудников было немало выходцев из венецианских, понтийских и малоазийских греков. Карафанасис приводит его слова, сказанные в 1714 г. о греческой цивилизации: «И науки, и искусства из Греции разошлись некогда по всей Вселенной. Их путь напоминает шествие крови в человеческом теле. Так они, побыв немного в России, оттуда вновь вернутся на древнюю их родину».

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Л. В. Луховицкий Гимнография Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 88) 3 нояб. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 292) И. В. упоминается 3 нояб., служба подробно не описана; в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 161, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 27; Ягич. Служебные Минеи. С. 284-286, 290-295) последование И. В. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306) память И. В. отмечается 4 нояб.; последование И. В. включает: общий отпустительный тропарь преподобному 4-го гласа Εν σο, πτερ, κριβς διησθη (          ), канон, цикл стихир-подобнов (также стихира-подобен поется на хвалитех вместе со стихирами Октоиха), 2 самогласна, седален, светилен; кондак И. В. не указан, хотя говорится, что если он есть, то поется по 6-й песни канона вместо седальна; на литургии назначаются прокимен Пс 149. 5 со стихом, Апостол 1 Тим 1. 12-17, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие дня и И. В. (без уточнения), причастен Пс 111. 6b. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 48-49) под 4 нояб. помещен подробный устав службы И. В.: вечерня совершается без кафизмы, на «Господи, воззвах» стихиры И. В. поются на 6 (цикл из 3 стихир повторяется дважды), славник - самогласен И. В., на стиховне - стихиры И. В., указан отпустительный тропарь И. В. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Βαπτιστν μιμησμενος σιε (Крестителю подражая, преподобне...); на утрене поются 3 антифона (Пс 91, 96, 111), седален И. В., исполняются 2 канона: Октоиха и И. В., на хвалитех - стихиры И. В.; на литургии на блаженнах - 6-я песнь канона И. В., тропарь и кондак И. В., прокимен Пс 115. 6 со стихом, Апостол Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12, причастен Пс 111. 6b. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238) И. В. упоминается под 3 нояб., служба подробно не описана.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Дела, показанные здесь под и 3, равно как и выписка, показанная под 4, представлены мне при рапорте секретаря Консистории Тихона Григоревского от 28 января сего, 1860, года за 6, каковый рапорт присовокуплен мною к упомянутым делам. Сведение, дважды упомянутое в сем моем рапорте и находящееся в рапорте секретаря Григоревского, что подлинный протокол из дела о священнике Шатирове препровожден бывшим секретарем Васильевым к господину обер-прокурору Святейшего Синода, весьма важно, ибо сей протокол и критика на него г. Васильева могут в значительной степени объяснить дело. При личном посещении мною Моздока в 1858 году я нашел осетин и черкесов, прихожан Успенской церкви, в состоянии величайшего азиатского негодования против протоиерея Братановского. Это чувство негодования выразилось и против протоиерея Крастилевского, коего Братановский -племянник. Такое нравственное состояние осетин и черкесов, которые могли решиться на самый неприятный и громкий поступок, заставило Кавказского наместника князя Барятинского настоятельно просить моего предместника преосвященного Иоанникия о удалении Братановского из Моздока и поручить начальнику губернии наблюдение за исполнением этой просьбы. Вашего святейшества и проч. 12 1860 года». В конце 1860 года его императорское высочество великий князь Константин Николаевич запиской от 7 октября за 2263 препроводил экземпляр составленного адмиралом графом Путятиным проекта преобразования морских учебных заведений с учреждением в Петербурге новой гимназии, прося епископа, в особенное личное одолжение его высочеству, сообщить ему совершенно откровенно свои замечания на этот проект не позже 1-го числа наступающего января 1861 года, что преосвященным и исполнено. Письмо великого князя: «Препровождая Вашему преосвященству экземпляр составленного адмиралом графом Путятиным проекта преобразования морских учебных заведений с учреждением в Петербурге новой гимназии, прошу Вас принять на себя труд – в особенное личное мне одолжение сообщить совершенно откровенно Ваши замечания на этот проект. Я был бы особенно благодарен, если б получил оныя не позже 1-го числа будущего января.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целию и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописию. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство. Грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех, принадлежащий собственно духам отверженным и составляющий их отличительнейшее свойство. Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною, называемою в аскетических Отеческих писаниях оправданиями [ 221 ]. Делают они это с той целию, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. Точно так они поступают и с богохульством: стараются его прикрыть великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенною философиею. Страшное орудие в руках духов — ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для не знающих с определенностию христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересию преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божии. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытого личиною, — что сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенною в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целые общества человеческие и целые народы легко склонились под иго ереси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Благочестие Не останавливайся на пути благочестия Два человека, пошли в город, отстоявший на тридцать стадий. Когда же совершили стадии две или три, – встретилось им на дороге место, на котором были рощи, и в них росли тенистые деревья, текли ручьи вод, и было много приятных местоположений. Когда путники увидели это, один, поспешив видеть город, прошел по этому месту скоро, а другой остановился посмотреть и отстал. Потом и ему хотелось выйти из-под древесной тени; но побоялся зноя. Пока же медлил он на месте, наслаждаясь приятностью его, вышел зверь, живший в этом лесу, схватил его и увлек в свое логовище. Между тем, другой, который не был нерадив и не развлекся красотою деревьев и места, достиг города. Два человека – это вступившие на путь благочестия и начавшие подвизаться на нем. Враг же, намереваясь остановить их в шествии, привносит в них бесовские пожелания: тщеславие, любоначалие, гордость и все тому подобное. И кто поспешил достигнуть почести вышнего звания о Христе ( Флп.3:14 ), тот не задержан этим. А развлекшийся красотою деревьев и места означает человека, который от невидимого склонил ум свой к видимому. Зной – это труд добродетелей. А что человек замедляет на месте, и делается добычею зверя, это значит останавливает помысл на вожделении земного; и из этого вожделения, подобно лютому зверю, выходит грех и овладевает человеком, как написано: похоть заченши рождает грех; грех же содеян рождает смерть ( Иак.1:15 ) (из творений Ефрема Сирина ). Подвиги благочестия без правой веры суетны Преподобный Иоанникий Великий от юности своей был кроток, терпелив и имел такое усердие к молитве, что много раз оставлял на весь день стадо, которое пас, и уходил в уединенное место, где предавался пламенной молитве. Уходя, он ограждал свое стадо святым крестом: и овцы не расходились, звери не нападали, и люди не расхищали их. Так жил Иоанникий до совершенного возраста, но потом прельстился иконоборческою ересью и не хотел слышать о поклонении святым иконам. Но Бог чудным образом вразумил заблудшего: Иоанникию дано было поручение исполнить одно дело; возвращаясь, ему довелось проходить мимо одного прозорливого старца, подвизавшегося на горе олимпийской. Старец вышел из своей пещеры, когда проходил мимо Иоанникий, и сказал ему: «Чадо Иоанникие, если христианином называешься, то почему презираешь икону Христову? Суетны все твои добродетельные труды, если не имеешь благочестивой веры». Удивился Иоанникий словам старца, глубоко они поразили его: «Как он, не зная меня, – думал Иоанникий, – называет по имени? как он обличает меня в таких делах, о которых я никогда с ним не беседовал?» Уразумел Иоанникий, что говорящий с ним старец исполнен Духа Божия и прозорливыми очами узнал его сокровенные мысли. Пал Иоанникий в смирении к ногам старца, прося прощения, что согрешил в неведении («Четьи-Минеи», 4 ноября). Примеры тайного благочестия

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прожив 10 лет в монастыре, Иона решился быть отшельником и с благословения своего настоятеля перешел в уединенную келлию, находящуюся в отдаленной башне. Он рассказывал, что на новом месте он видел много страхований, которыми злые духи стараются возмутить покой инока, после того, как ничего не успеют, действуя против него греховными помыслами и мечтаниями. Напр., Иона стоял на молитвенном правиле, а в это время, разумеется, от испарения на стеклах, полилась с окна вода на пол. Отшельник вздрогнул. Бес, заметя это, напустил призрачную воду, сначала до колен его, потом до пояса и до самой шеи. Старец возопил прилежно к Богу, осенив себя крестным знамением, и привидение исчезло. В октябре 1835 года постигла его телесная болезнь, едва не доведшая до врат смерти. Вскоре после этой болезни он пожелал облечься в великий ангельский образ, и 21 августа 1836 года, через три года своей отшельнической жизни, был пострижен о. строителем Назарием в схиму и переименован Иоанникием. Старец (от роду ему было тогда 53 года) допускал к себе очень немногих и то изредка. С ним был близок монах Нил, один из его искренних учеников, живший рядом с ним в братском корпусе, и вел с ним подвижническую переписку. Единственное занятие схимника составляли молитва, чтение слова Божия и отеческих писаний. Впрочем, он не оставлял посещать и храм Господень, и нередко приступал и к тайнам Христовым. Он получил от Бога дар слез, которые, бывало, вдруг потекут из очей его, наподобие источника. В конце 1837 года, во время келейного чтения Евангелия был к нему голос свыше: «не можешь удержать». В ту пору какая-то женщина стояла за дверьми его келлии и плакала. Схимник, вразумленный свыше, отворил для нее свою келлию, беседовал с нею и с того времени не возбранял желавшим приходить к нему: скорбящих он утешал с добротою и участием; недоумевающим давал ответы, от которых им было легче; враждующих примирял; обиженных брал под свою защиту. Многие, тронутые его простыми словами и добрым примером, переменили порочный образ жизни; а некоторые, поняв суету мира, ушли в разные монастыри. Под руководством опытного наставника, монашествующие ревновали о строгом подвижничестве. Одному монаху советовал он с особенным вниманием прочитывать псалом 36-й (Не ревнуй лукавнующим...) и располагать свое поведение сообразно с содержащимся в нем учением. Послушникам говорил: «вы бываете на работах, а для занятий, собственно, духовных имеете мало времени, но и тем не пользуетесь, как должно. Знаю, как вы поступаете: книгу под стол, а самовар на стол». Иным он помогал своими молитвами. Так, одна женщина, рождавшая мертвых детей, просила старца-схимника помолиться за нее. После того она, к удивлению, родила живого младенца и на руках принесла его в обитель, чтобы схимник благословил малютку. Бесноватые, по молитвам старца, исцелялись через помазание св. елеем, принятое от его же рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но диавол, из зависти к такой добродетельной жизни Иоанникия, увлек его в иконоборческую ересь. Эта ересь в то время производила большое смущение в церкви Божией: из храмов Господних выбрасывались святые иконы, а те, кто покланялся им, подвергались преследованиям. И так обольщен был Иоанникий тою ересью, что даже и слышать не хотел ничего о святых иконах. Но Бог, хотящий всем спасения, спас и его от такого обольщения следующим образом. По устроению Божию, Иоанникий был послан со своим отрядом на восток и, на возвратном пути, проходил чрез гору Олимп, на которой в то время жил один инок, отличавшийся особою прозорливостью. Сей инок, узнавши от Духа Божия, что мимо него идет с отрядом Иоанникий, вышел из своей пустынной келии и сказал ему: - Чадо Иоанникий! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правильной веры. Услышав сие, Иоанникий удивился, что его назвал по имени тот; кто его не знал, и что о его делах знает человек, никогда его не видавший. Понявши, однако, что говоривший с ним исполнен Духа Божия и что он узнал все его дела в силу своей прозорливости, Иоанникий упал пред ним на землю, кланяясь ему и прося у него прощения. Он говорил, что согрешил по неведению, и обещался воздавать подобающую честь и поклонение иконе Христа и изображениям всех святых. С этого времени блаженный Иоанникий начал усердно почитать святые иконы и глубоко раскаивался в том, что, по невежеству своему, презирал их. Желая загладить свой грех, он стал изнурять себя постом и различными способами умерщвлять свою плоть. Пребывая в сенях царского дворца, он ложился на голую землю, молился по целым ночам, вкушая очень немного пищи; однако, когда ему приходилось бывать на общей трапезе с воинами, он старался скрыть от них свое постничество. Когда он провел целых шесть лет в таковых подвигах, на греков ополчились с большими силами болгары и стали опустошать Фракию. Царь греческий вышел против них со всем своим войском, в котором находился в то время и блаженный Иоанникий. Когда оба войска, сойдясь, начали сражение и болгары стали одолевать греков, то Иоанникий показал чрезвычайную храбрость, поражая иноплеменников, как новой Давид; он, пред лицом самого царя, спас свой отряд от вражеских мечей, мужественно отражая нападение врагов и посекая их, как тростник.

http://pravicon.com/info-2512

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010