Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Первосвятительский визит в Новгородскую митрополию, на Валаам и в Санкт-Петербург 12 июля 2017 г. 18:45 8-12 июля 2017 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Новгородскую митрополию , в Валаамский ставропигиальный мужской монастырь  и в Санкт-Петербург. 8 июля по прибытии в Великий Новгород Святейший Владыка посетил Юрьев мужской монастырь. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещения Новгородского духовного училища, расположенного в архимандритском корпусе обители, а также собор Рождества Христова (Спасский собор), где поклонился честным мощам святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Предстоятель Русской Православной Церкви также посетил древнейший храм обители Георгиевской собор, построенный в 1119 году. Из монастыря Святейший Патриарх Кирилл направился в Софийский кафедральный собор Великого Новгорода, где возглавил всенощное бдение. По завершении богослужения в соборе Предстоятель посетил Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь близ Великого Новгорода. 9 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря , расположенного вблизи деревни Вяжищи Новгородского района Новгородской области. По окончании Литургии состоялась беседа Его Святейшества с временно исполняющим обязанности губернатора Новгородской области А.С. Никитиным. После трапезы Святейший Владыка посетил нижний храм Никольского собора в честь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, где поклонился честным мощам святителя Евфимия. Предстоятель также посетил трапезную с храмом в честь апостола Иоанна Богослова и осмотрел архитектурный комплекс обители. Из Николо-Вяжищского монастыря Святейший Патриарх Кирилл направился на Валаам. По прибытии Святейший Владыка посетил нижний храм Спасо-Преображенского собора, где покоятся честные мощи основателей  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря преподобных Сергия и Германа. Предстоятель совершил славление и молитву основателям обители, поклонился честным мощам преподобных Сергия и Германа, чтимому списку Валаамской иконы Божией Матери и мощам преподобного Антипы Валаамского.

http://patriarchia.ru/db/text/4957551.ht...

Патриарх Кирилл совершил Первосвятительский визит в Новгородскую митрополию, на Валаам и в Санкт-Петербург Москва, 13 июля 2017 г.      8-12 июля 2017 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Новгородскую митрополию, в Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и в Санкт-Петербург, сообщает Патриархия.ru . 8 июля по прибытии в Великий Новгород Святейший Владыка посетил Юрьев мужской монастырь. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещения Новгородского духовного училища, расположенного в архимандритском корпусе обители, а также собор Рождества Христова (Спасский собор), где поклонился честным мощам святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Предстоятель Русской Православной Церкви также посетил древнейший храм обители Георгиевской собор, построенный в 1119 году. Из монастыря Святейший Патриарх Кирилл направился в Софийский кафедральный собор Великого Новгорода, где возглавилвсенощное бдение. По завершении богослужения в соборе Предстоятель посетил Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь близ Великого Новгорода. 9 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершилБожественную литургию в верхнем храме Никольского собора Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря, расположенного вблизи деревни Вяжищи Новгородского района Новгородской области. По окончании Литургии состоялась беседа Его Святейшества с временно исполняющим обязанности губернатора Новгородской области А.С. Никитиным.      После трапезы Святейший Владыка посетил нижний храм Никольского собора в честь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, где поклонился честным мощам святителя Евфимия. Предстоятель также посетил трапезную с храмом в честь апостола Иоанна Богослова и осмотрел архитектурный комплекс обители. Из Николо-Вяжищского монастыря Святейший Патриарх Кирилл направился на Валаам. По прибытии Святейший Владыка посетил нижний храм Спасо-Преображенского собора, где покоятся честные мощи основателей Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря преподобных Сергия и Германа. Предстоятель совершил славление и молитву основателям обители, поклонился честным мощам преподобных Сергия и Германа, чтимому списку Валаамской иконы Божией Матери и мощам преподобного Антипы Валаамского.

http://pravoslavie.ru/105112.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Ферапонтовский (Иванов), сщмч. - житие Сщмч. Иоанн Иванов, иерей Ферапонтовский † 1918, память 2/15 сентября Иван Федорович Иванов родился в городе Кириллове 6 января 1864 года. Его отец происходил из разночинцев, был помощником лекаря. Окончив в 1886 году Череповецкую учительскую семинарию, Иван Федорович был принят заведующим начальным училищем в селе Огибалово Кирилловского уезда. Училище относилось к Министерству народного просвещения. Через год Иван Федорович был переведен в Белозерский уезд. Там он состоял в течение трех лет заведующим училищем в Тимонине. За свои труды учитель И.Ф. Иванов в 1898 году был отмечен наградой Государя Императора – серебряной на Александровской ленте медалью " За усердие " . Священнический путь отца Иоанна начался в 1901 голу. Выдержав экзамен на священника, он был рукоположен во диакона к Стаяовищс-кой церкви Белозерского уезда. Через несколько дней, 4 ноября, диакона Иоанна рукоположили во священника. Первое рукоположение совершал епископ Кирилловский Арсений (Иващенко), ученый монах, магистр богословия, много потрудившийся над изданием греческих рукописей. Вторую хиротонию совершил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий (Охотин). Отец Иоанн оставался в том же селе Становищи, служил в церкви и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. С возобновлением Ферапонтова монастыря отца Иоанна Иванова перевели вторым священником новой обители. Первым священником был отец Василий Подобедов. Формулярный список отца Иоанна за 1904 год указывает, что семья его состояла из жены Екатерины Павловны и трех детей: дочери Екатерины – учащейся Череповецкой гимназии, сына Бориса – учащегося 3-го класса Белозерского духовного училища и младшей 7-летней Евгении. Кроме церковной службы, батюшка, как и в Становищах, вел Закон Божий в деревне Кнышево Ферапонтовской волости, где находилось земское училище, дававшее начальное образование. И здесь за свои труды он отмечался наградами от Новгородской Консистории: в 1904,1907 и 1913 годах.

http://pravicon.com/info-2504

В Иерусалим на бесе Парадоксы и исторические факты жития святого архиепископа Иоанна Новгородского Валерия Михайлова Святитель Иоанн Новгородский летит на бесе в Иерусалим Желанный клобук, нежеланная панагия Иоанн родился в городе Новгороде, его родителей звали Христина и Николай. Еще будучи мальчишкой, он решил посвятить себя Богу – в те времена такое благочестие не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Когда Иоанн подрос, достиг совершенного возраста, а, по сути, еще будучи юношей, он был рукоположен во пресвитеры церкви священномученика Власия, епископа Севастийского (кстати, эта церковь, перестроенная позже, сохранилась до наших дней). Когда умерли родители Иоанна, он решил, посоветовавшись со своим братом Гавриилом, все наследство вложить в строительство нового монастыря. Первым делом возвели деревянную церковь: братья посвятили ее Благовещению Пресвятой Богородицы. Монастырь рос, и вскоре решено было воздвигнуть долговечный каменный храм. Храм вырос лишь наполовину, когда стройку пришлось заморозить: как это нередко бывает и в наше время, кончились деньги. Братья не могли найти «человеческий» выход из ситуации, оставалось только молиться. Однажды ночью в ответ на молитвы Гавриила и Иоанна им явилась Богородица и ободрила их. «Только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере» – таким было Ее послание. И действительно, почти в буквальном смысле средства на продолжение строительства появились из ниоткуда. На следующий день братья увидели, что у ворот строящегося монастыря стоит лошадь без наездника. Подошли поближе, чтобы посмотреть, и обомлели: на лошади – богатая сбруя, обложенная золотом, а по бокам висят два мешка, туго набитые золотом и серебром. Ждали: может, вернется наездник, но так и не дождались. Сняли с лошади мешки, отнесли в монастырь, обернулись – а коня и след простыл… Иоанн и его родной брат приняли постриг в обители, которую построили на свои деньги Строительство было завершено, а оставшиеся деньги братья отдали в распоряжение игумену монастыря. Гавриил и Иоанн приняли постриг в обители, которую сами и построили. Гавриил получил имя Григорий, а Иоанн был наречен Илией.

http://pravoslavie.ru/88681.html

архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) (31.12.1872–19.02.1940) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди и слова Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский Ректор СПбДА (1909-10), духовник царской семьи. Богослов, аскет, проповедник, обличитель модернизма в православии. Биография Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года под Петербургом, в с. Подмошье, Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей. Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» ( Пс.33:9 ), вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии. Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии. Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории. В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Коневская (Голубицкая) " Описания иконы Описание иконы Коневская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Этой святой иконой греческого письма благословил в 1393 году святого Арсения, основателя Коневской обители (сведения о нем помещены 12 июня), преподобный Иоанн, игумен одной из афонских обителей. Напутствуя своего любимого ученика, он предсказал, что преподобный Арсений будет игуменом новоявленной обители. Жизнеописатель святого Арсения Коневского свидетельствует об этом событии следующим образом: «Благословение от него (архиепископа Иоанна) приять, отыде на Новоозеро (Ладожское) в Коневский остров, и вселился ту со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и обитель». Преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы, о чем свидетельствует следующее событие: язычники, населявшие остров Коневец, поклонялись огромному каменному идолу – «конь-камню». Взяв чудотворный образ Царицы Небесной и сотворив усердную молитву, преподобный Арсений совершил крестный ход вокруг камня, изгнав целое скопище бе[...] Икона Коневская (Голубицкая) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников История этой чудотворной иконы связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери. И вот, сопутствуемый иконой Богородицы, Арсений в 1393 году возвратился в Россию, пришёл в свой родной город Новгород, и вскоре по благословению архиепископа Новгородского Иоанна отправился на поиски места под будущую обитель по реке Волхов в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину – Нево-озеро,. Осмотрев много островов, подвижник остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца. Здесь преподобный Арсений водрузил крест, построил себе келью, а через н[...]

http://pravicon.com/icon-169

Мы совершаем сегодня память святителя Филиппа, митрополита Московского. Мы помним, какой подвиг он совершил во времена царя Иоанна Грозного. Когда начинались страшные казни, и опричники неистовствовали в Москве, многие умоляли митрополита заступиться за них пред государем. Для государя это было достаточным поводом, чтобы начать преследование святителя Филиппа. Нашлись и между духовными лицами предатели, и среди них бывшие его ученики. История сохранила их имена – архиепископа Новгородского, епископа Суздальского, епископа Рязанского, протоиерея Благовещенского собора, царского духовника, которого Филипп подверг запрещению за какие-то проступки. Святитель, видя беззаконие, которое совершается, решился на открытое всенародное обличение Иоанна Грозного в соборной церкви. Это вызвало царский гнев. Вскоре после этого царь со своими опричниками пришел в воскресный день в Успенскую церковь в черных одеждах – такая пародия на монашество – и три раза он просил благословения у митрополита, но не получил его. Святитель сказал: «Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская». Иоанн в ярости грозил ему изгнанием и разными муками. Тут же в соборе враги Христовы, в том числе из среды духовенства, желая унизить его всенародно, подготовили на святого старца самую гнусную клевету, которую подучили произнести перед всеми одного благообразного отрока, чтеца домовой митрополичьей церкви. Когда эта клевета не удалась (отрок сознался, что говорил не по своей воле), царь приказал схватить всех бояр и сановников митрополичьих и пытать, чтобы выведать что-нибудь недоброе о святителе, но это не принесло желаемого результата. Тогда Иоанн отправил особую депутацию в Соловки, где подвизался Святитель до поставления на митрополию, чтобы найти там лжесвидетелей. Такие нашлись, в том числе и сам игумен Паисий, которому обещался епископский сан. Немедленно был открыт собор для суда над митрополитом. Святитель объявил, что не боится смерти, что лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы беззакония. «Я пришлец на земли, — говорил он на угрозы царя, — как и отцы мои, и за истину благочестия готов потерпеть и лишение сана, и всякие муки».

http://moral.ru/память-святителя-филиппа...

11-е Св. Софрония, патриарха Иерусалимского Уроженец Дамаска, весьма образованный во внешних и священных науках, Софроний подвизался сначала в Палестинской обители преподобного Феодосия под руководством Иоанна Мосха , потом с ним же посещал Фиваидских пустынников. В Александрии заболел глазами и, когда через несколько месяцев врачи объявили болезнь неизлечимой, обратился с молитвой к св. врачам Киру и Иоанну (31 янв.) и был исцелён ими. Благодарный к св. мученикам, он изобразил жизнь и подвиги их и описал 70 чудес их. В Александрии Иоанн и Софроний жили при патриархе Иоанне Милостивом (12 ноября) и были ему помощниками в управлении делами Церкви и в борьбе с еретиками монофизитами; тут же Софроний и монахом сделался. Когда Персы приближались к Александрии (618 г.), Иоанн и Софроний отправились странствовать и посетили Кипр, Константинополь и Рим. В Риме Иоанн скончался (622 г.), и Софроний возвратился в лавру преп. Феодосия для предания земле останков учителя своего. Затем был в Александрии и со слезами умолял патриарха Кира не оглашать «изложения Веры», которым он думал соединить монофизитов с Церковью; но тщетны были его просьбы как здесь, так и в Константинополе, у патриарха Сергия. В начале 634 г. собор епископов Иерусалимского округа избрал его в патриарха. Софроний немедленно соборне обличил ересь и известил о том прочих патриархов. В 636 году, в августе магометане подступили к Иерусалиму и держали его в осаде пять месяцев; наконец Софроний явился в стан неприятельский и сдал город на возможно приличных условиях. Скончался около 638 года. От него имеются многие песни церковные, слова и объяснение на литургию. † Преставление св. Евфимия, архиепископа Новгородского Св. Евфимий, в крещении Иоанн, сын молитвы бесплодных благочестивых родителей, Новгородцев, священника Михея и Анны 118 , на 15 году вступил в Вяжицкую обитель, – это была тогда обитель новая. Благочестивые пустынники Евфросин, Игнатий и Галактион избрали себе место для подвигов в лесу и на болоте. Они поставили сперва часовню в честь святителя Николая. Когда же пришёл к ним священник Пимен, в иночестве Пахомий, – устроен был храм св. Николая в 1411 г., и Пахомий был первым игуменом 119 . Один Новгородский боярин много прибавлял скорбей к суровой жизни пустынников, пока не получил исцеление в обители св. Николая. В это-то дикое и суровое место пришёл Иоанн и, приняв иночество, стал вести жизнь подвижническую. Узнав о строгой жизни инока Евфимия, архиепископ Симеон взял Евфимия в свой дом и поручил ему заведовать церковным имуществом; это был первый казначей из иноков, а до того времени казначеи дома избирались из мирян. Евфимий был и примерным казначеем, и строгим иноком. По смерти блаж. Симеона и после краткого правления и избранного, но не посвящённого, Феодосия избрали в архиепископа Евфимия бородатого. Казначей Евфимий удалился в Хутынь на безмолвие; но скоро иноки Лисичьей горы упросили его быть их игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви возглавил торжественный акт по случаю 75-летия возрождения Санкт-Петербургской духовной академии 21 мая 2022 г. 15:18 21 мая 2022 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Собора новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил торжественный акт, посвященный 300-летию начала духовного образования в Санкт-Петербурге и 75-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии . Мероприятие состоялось в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии. В торжественном собрании приняли участие губернатор г. Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, архиереи, участвовавшие в Литургии в академическом храме СПбДА, преподаватели и студенты Духовной академии. Участников торжеств приветствовал ректор СПбДА  епископ Петергофский Силуан . С Первосвятительским словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл.  Затем был показан фильм о Санкт-Петербургской духовной академии «Путь к служению» (режиссер И. Веденисова, 2021). В исполнении хоров СПбДА прозвучали духовные песнопения. По завершении торжественного акта Святейший Владыка осмотрел экспозиции церковно-археологического кабинета и тронного зала, посвященные отмечаемым памятным датам. Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славянская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию.

http://patriarchia.ru/db/text/5927676.ht...

иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (13.05.1763–16.09.1849) иеросхимонах Иоанн (Малиновский) Иеросхимонах Русской православной церкви, насельник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Автор полемических произведений против старообрядчества. Биография Из его опубликованный сочинений известно, что родился он 2 мая 1763 года в семье Иоанна и Анны, по прозванию Малиновских, живших в экономической слободе Подновье в пяти верстах от Нижнего Новгорода. Крещён и святым миром помазан от православного священника. Оставшись по смерти родителей своих пяти лет круглым сиротою, воспитался и грамоте русской обучался у старообрядцев. В его некрологе говорится: «Хотя он и не получил в юности своей образования в науках, чтобы излагать мысли свои по правилам, и даже не умел иначе писать, как только церковными буквами (по общему выражению — полууставом), но чрез прилежное и внимательное со смирением и молитвою чтение душеполезных книг приобрёл свыше просвещение духовного разума познавать силу истины, которую он в своих писаниях излагал простым и прямым от сердца слогом». На семнадцатом году, по склонности своей к пустынническому житию и по совету воспитателей, удалился в старообрядческие скиты, находящиеся в Керженских лесах. Оттуда перешел в Рымовские леса в старообрядческий скит, называемый Высоковским, в коем пострижен в монашество на 22 году от роду, с наречением имени Исаакий. В 1790 году оставил старообрядчество. В 1808 году монах Исаакий поступил в Единоверческий Корсунский монастырь Екатеринославской епархии, где и рукоположен в 25 декабря 1810 года во иеродиакона, а 26 декабря — во иеромонаха Архиепископом Екатеринославским Платоном. В 1820 года переместился в Балаклавский монастырь той же епархии, в число духовенства Черноморского флота. В летнее время отправляем был для священного служения на кораблях. В 1825 году уволен от флотской службы согласно прошению его по старости лет в Александро-Свирский монастырь Новгородской епархии. В 1828 году в июне месяце, по воле Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, послан был вместе с единодушным своим сподвижником иеромонахом Симеоном и с прочими членами в Старорусскую Духовную Миссию для обращения из старообрядчества военных поселян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010