36. После 1410 г. Постановление Иоанна, архиепископа новгородского, о суде Божьем Из Служебника новгородско-софийской библиотеки (ныне с.-петерб. Духов. Академии), 836, л. 114–116 (начала XVI века); издано было преосвящ. Макарием в «Материалах для истории русской церкви», стр. 33–34 и в самой «Истории», т. IV, стр. 382–384. Постановление Иоанна вызвано «знамением», бывшим в 1410 г. (см. под текстом прим. 3). I. Благословение архиепископа новгородского Иоанна к христианам святой Софии 1569 Буди вам ведомо: слышу зде, что у вас о великой гибели и о малой 1570 ходят к кресту; ино то деете не по Божьему закону. Зде наш Бог дал знамение святых исповедников: Гурья, Самона и Авива дьякона 1571 ; ино Божьей милостью правые правы бывают, а виноватые в казни. И мы к вам послали икону святых исповедников в церковь Божью. 1572 А что ходите к кресту, ино то в вас отнимаем, но ходите к знамению Божьих святых исповедников. Поп служит святую литургию, и пишет имя Божье на хлебце, и дает всем приходящим ко имени Божьему. А кто изъяст хлебец со именем Божьим, тот прав бывает; а кто не снест хлебца, тот по Божьему суду виноват будет. А кто не пойдет к хлебцу, тот без Божьего суда и без мирского виноват будет. А то вам о нашей гибели и о вашей писано, что нами ся корыстуют. 1573 А ся грамота дана вам в прок; а кто сее грамоты не послушает, без суда виноват будет и кажнен. 1574 А вы, попове, опроче хлеба Божьего к рту не пущайте, а нашего слова не ослушайтесь. А аз вас, попов и всех христиан, благословляю. II. Указ о проскормисании святым трем исповедникам: Гурию, Самону, Авиву Егда у кого что будет украдено, или на кого ти будет непот 1575 , вы же священники проскуру велите испечь крестообразную, и укажите вообразить на ней четыре креста. А священники, входяще в церковь , [первое] глаголите молитву святым исповедникам; а другое: вшедше в церковь , пред иконой святых исповедников и молебен пой 1576 ; а третье: и на проскомидии глаголите, выимая просфору, молитву сию: «Молите, святые Божьи исповедници, Гурие, Самоне и Авиве дьяконе; якоже есте милосердием Божьим возвратили девицу в град свой Едес, тако и ныне святые три исповедници, Гурие, Самоне и Авиво, и Авидане, и Аврааме, и Афений, чудо свое сотворите к вам с верой приходящим, гибельникам помогите, виноватых обличите, гортани шкодником затворите. Исаче, свяжи и ; Иакове, и пути их загради и на все стороны темны сотвори, да будут пути их ползки, и ангел Господень погоняяй их». 1577 Таже «Господи помилуй» 12. И потом, выимая просфору, первый крест выимая, глаголи: «се имя Бозие пишется на хлебце, молитвами святых Божьих исповедались, в честь и славу святому Гурью»; а второй крест выимая, глаголи: «в честь и славу святому Самону», а третий крест выимая, глаголи: «в честь и славу святому Авиву дьякону»; а четвертый креста выимая, глаголи, поминая тых по имени, которым есть, виноватым на обличение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Великий Новгород. Церковь Иоанна Предтечи на Опоках. Церковь Иоанна на Опоках /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна на Опоках построена в 1127-1130 гг. по указу Князя Всеволода - внука Владимира Мономаха. Перестроена в 1453г. Восстановлена в 1952-56г.г. Используется под склад. Церковь Ивана на Опоках построена в 1127 - 1130 гг. князем Всеволодом мстиславичем, который специальной крамотой передал ее новгородским купцам. так называемому " Ивановскому ста " . При церкви существовал купеческий суд во главе с тысяцким. который разбирал тяжбы по торговым делам. Церковь также являлась своеобразной палатой мер и весов. Здесь хранились эталоны: " локоть ивановский " для измерения длины сукна, " гривенка рублевая " для взвешивания драгоценных металлов, " скалвы вощаные " - весы и другие образцы. Существующая церковь относится к 1453г., когда первоначальная была разобрана и по повелению архиепископа Евфимия на старой основе с использованием фундаментов и части стен была возведена новая с повторением прежнего архитектурного облика. Архитектура церкви Ивана на Опоках является переходной в истории Новгородского зодчества. С одной стороны сохраняются традиции парадного княжеского строительства начала 12 века, с другой - намечается тенденция к сокращению объема и упрощению архитектурных форм. В плане это шестистолпный храм с тремя апсидами, щипцовым покрытием над каждым полукружием. оформляющим фасады. Пилястры на фасаде соответствуют внутренним членениям.Гладь стен с узкими окнами придает зданию суровую простоту. Завершается сооружение одной главкой, ранее их было больше. По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Согласно летописи, церковь Св. Иоанна Предтечи в Опоках заложил в 1127-1130 гг. князь Всеволод Мстиславович (на память роду своему) незадолго до начала строительства умер сын князя Иван. Позже Всеволод передал храм в распоряжение богатейшей новгородской общины купцов-вощаников (торговцев воском). Имея таких хозяев, церковь служила не столько местом богослужения, сколько своеобразной биржей, где проводились торговые сделки. В хозяйственной части устраивались купеческие пиры-братины, которые в складчину организовывали торговцы. В 1453 году архиепископ Евфимий, активный противник присоединения к Москве и сторонник сохранения новгородской старины, приказал разобрать обветшавший Иоанновский храм и на его фундаменте возвести новый, сохранив облик старого здания и даже используя древние камни. Церковь простояла около пяти столетий и была полностью уничтожена фашистами. Так что сейчас перед нами - своеобразная тройная копия. В советское время восстановили храм 15 века,который повторял здание 12 века. Слово (Опоки) в названии храма обозначает белую сероватую глину, которую в древности находили на этом месте.

http://sobory.ru/article/?object=00332

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

Вяжищи. Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь. Церковь Иоанна Богослова с трапезной церковью Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Николо-Вяжищский монастырь. Начало этой мужской обители было положено в 1411 и 1419 годах постройкой деревянных храмов во имя святителя Николая и преподобного Антония Великого. Монастырские хроники называют основателями и строителями обители иноков Евфросина, Игнатия и Галактиона, а первым настоятелем – пришедшего к ним иеромонаха Пимена. В обители положил начало иноческих подвигов будущий свт. Евфимий, архиепископ Новгородский. В 1438 г. он заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами. Архитектурный ансамбль монастыря продолжал создаваться и в следующем столетии. Его уникальной особенностью является убранство фасадов и интерьеров полихромными изразцами, выполненное в 1-й четверти XVIII века. Наибольшим богатством изразцового декора отличается трапезная церковь во имя апостола Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму. Для рельефных рисунков характерны укрупненные размеры. Апсиды украшены тремя поясами и имеют шесть изразцовых наличников. В наличниках используются изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, крестов, что довольно редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII столетия. По мнению историка искусства М.И. Полянского,  изразцы изготавливались в мастерской Валдайского Иверского монастыря, искусствовед В.П. Выголов полагает, что эти керамические детали декора доставлялись их Москвы и Ярославля, но не исключал существование местного новгородского производства. В 1920 г. монастырь был закрыт, храмы и постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд. На втором этаже трапезной палаты располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. 

http://sobory.ru/article/?object=05333

Чушевская. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 1440 - 1462. Год утраты:приблизительно 1876 (Разобрана по ветхости) Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.301902, 42.940462 Проезд:От Шенкурска автобусом на Шеговары до х. Черепаха, далее идти по кусту деревень до моста на юго-восток, затем - на юго-запад, ок. 7 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ледский приход расположен по обоим берегам нижнего течения реки Леды, левого притока Ваги (бассейн Северной Двины). До 1917 года деревни этого прихода находились в Шенкурском уезде Архангельской губернии. Земля, на которой располагался приход, была издревле заселена «заволоцкой чудью» (финно-угорскими племенами) и только в XII–XIV веках стала заселяться новгородцами. В XIV-XV веках эти земли принадлежали роду Своеземцевых. Около 1426 года новгородским посадником, богатейшим боярином Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги, всего в 10 верстах от деревень будущего Ледского прихода, был построен Пинежский городок, а в конце 1440-х - начале 1450-х годов возле него он основал Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь. В 1456 году В.С. Своеземцев в своём монастыре на Ваге принял постриг с именем Варлаам, впоследствии прославленный Церковью в лике преподобных. Имеются исторические сведения, что первую церковь на Ледском погосте во вт. четв. XV века построил В.С. Своеземцев. Это был шатровый храм " восьмериком от пошвы " , с востока и с запада имевший прирубы, крытые бочками, причём трапезная была опоясана галереей. Храм имел один престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. Погост получил название Ледский благодаря реки, на правом берегу которой он находился. Издавна на погосте стояла и Георгиевская церковь, когда построенная - остаётся неизвестно. Взамен неё вторая Георгиевская церковь на Ледском погосте была выстроена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 года, данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " . Эта церковь сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=59331

свящ. Михаил Благонравов 16. Архиепископ Антоний Антоний, архиепископ Астраханский и Ставропольский, в мире Александр Румовский, был сын священника Суздальской епархии Иоанна Борисова; родился в 1738 г. Получив образование в Александро-Невской семинарии, он на 23 г. от роду принял монашество в Александро-Невском монастыре. 2 февраля 1766 г. был назначен законоучителем в сухопутный кадетский корпус, 2 августа 1770 г. возведен в архимандрита Николаевского-Вяжитского монастыря Новгородской епархии. 2 февраля 1774 г. посвящен в епископа Переяславль-Залесского, а 19 сентября 1776 г. переведен в Астраханскую епархию, во время управления которой возведен в сан архиепископа, 30 мая 1785 г. Архиепископ Антоний был великий любитель духовного просвещения, человек образованный, приветливый ко всем, добродетельный и щедрый благотворитель. О его щедрой благотворительности может свидетельствовать следующее сообщение, отпечатанное в 56 Московских Ведомостей за 1781 г. на стр. 442: «из Саратова от 15 июня. Его Преосвященство, Антоний, епископ Астраханский и Ставропольский, способствуя воле Его Императорского Величества и намерению Приказа Общественного призрения, внес в здешний Приказ 100 руб. для употребления их на разные богоугодные дела, да и на будущее время ежегодно ассигновал по тому же числу». Насколько значительна по тому времени была эта сумма, можно судить по тому, напр., что правитель Астраханской семинарии, (называемый теперь ректором) получал в то время жалованье 50 руб в год. В 1778 г. в Астрахани былъ страшный пожар, от которого сгорел архиерейский дом со всеми службами и много других зданий. На исправление архиерейского дома и других зданий архиеп. Антоний исходатайствовал от казны 10317 руб., и на эту значительную по тому времени сумму привел архиерейский дом в то величие, которое соответствует величию Астраханского Успенского собора. Но самым главным и важным делом архиеп. Антония было открытие в Астрахани духовной семинарии и наполнение ее учащими и учащимися. В 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний, митрополит Тобольский и Сибирский (Стаховский Андрей) Родился в Малороссии. Образование получил в Киевской духовной академии. По окончании курса был первым профессором Черниговского коллегиума. С 1701 года – проповедник Черниговской кафедры. Время пострижения в монашество и рукоположения неизвестно. Был близким и доверенным лицом архиепископа Черниговского Иоанна (Максимовича ; впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири (память 10/23 июня). В истории основания и устройства Черниговской духовной семинарии имя о. Антония было столь же славно, как и имя святителя Иоанна. Это был самый способный, самый деятельный и самый верный сотрудник святителя. В 1700 году был назначен наместником Черниговского Борисоглебского монастыря. В 1709 году Антоний возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Новгородского Северского Спасо-Преображенского монастыря. 20 сентября 1713 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В декабре 1721 года переведен в Тобольск с возведением в сан митрополита. Скончался 27 марта 1740 года. Митрополит Антоний много потрудился в Сибири над обращением инородцев в христианство . Положение инородцев в то время было самое печальное. Представителю духовной власти приходилось бороться со многими злоупотреблениями, часто не встречая со стороны гражданских властей ни содействия, ни сочувствия. Кроме миссионерской деятельности митрополит Антоний много заботился о постройке православных храмов, преимущественно каменных. Он был основателем первого духовного училища в Тобольске. По благословению владыки Антония и под его руководством в 1716 году был сделан перевод с латинского языка «Истории» Тита Ливия. Труды: Зерцало от Божественного Писания. – 1705. Сказание о Священном Писании . – 1705. Грамоты и письма Антония//Описание Черниговской епархии и кафедр Черниговского монастыря. – Чернигов, 1861. – С. 62–67. Литература: Абрамов Н. А. Антоний Стаховский. – 1862 и//Странник. – СПб., 1863, 1, январь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона 22 апреля 2017 года Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович) Родился 19 (31) января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Белавина. Окончив курс Торопецкого духовного училища, поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. 14 (26) декабря 1891 г. епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского, 15 (27) декабря в кафедральном соборе Пскова рукоположен в сан иеродиакона, 22 декабря (3 января 1892 г.) рукоположен в сан иеромонаха. В 1892 г. назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 19 октября 1897 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хиротония была совершена в Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополитом Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым) при участии других архиереев. 14 сентября 1898 г. назначен епископом Алеутским и Аляскинским; с 17 января 1900 г. — епископ Алеутский и Северо-Американский. 6 мая 1905 г. возведен в сан архиепископа. 25 января 1907 г. переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. 22 декабря 1913 г. назначен его архиепископом Виленским и Литовским. Во время Первой мировой войны был в эвакуации в Москве. 23 июня 1917 г. избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. 15 (28) августа 1917 г., в праздник Успения Пресвятой Богородицы, открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона. Патриарха предстояло избрать жребием. Жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Успенском соборе Московского Кремля 21 ноября (4 декабря) в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Шишково. Церковь Антония Великого. Церковь. Действует.   Престолы: Антония Великого Год постройки:приблизительно 1925. Адрес: Россия, Новгородская область, Демянский район, с. Шишково Координаты: 57.591831, 32.562341 Проезд:От Демянска по указателю на Вотопино ровно 9 км, столб " 9км " всегда стоял в аккурат возле церкви. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Духовная жизнь на селе возрождается. Восстановление церкви преподобного Антония Великого в дер. Шишково Демянского района Новгородской области начал Иванов Николай Леонидович с благословения настоятеля Демянской Крестовоздвиженской церкви иерея Иоанна в начале 2000-х годов. Благодаря ему восставлена крыша, поставлены двери, окна. Установлен купол. Подготовлено место под престол. В храме появились первые иконочки. За всё это прихожане церкви сердечно благодарят Николая Леонидовича, низкий ему поклон! По молитвам архиепископа Новгородского Льва, благочинного демянского района отца Иоанна Пушкарёва, а также по молитвам ревностных христиан деревни Шишково: Чуркиной Анны, Ризо Натальи, ныне покойных Даниловой Тамары, Ивановой Натальи летом 2011 года был создан Приходской Совет церкви. И началось возрождение церковной жизни на селе. Благодаря пожертвованиям прихожан и спонсорской помощи дело восстановления церкви ускорилось. Теричев Владимир пожертвовал строительный лес и дрова. Соловьева Нина помогла краской на пол и потолок. Предприниматели Никифоровы передали 50 листов фанеры на восстановление церкви. Общими усилиями, особенно усилиями помощника старосты - Киселёвой Людмилы, церковь подготовлена к зиме. Это очень важно! Потому, что каждое воскресенье прихожане собираются на общую молитву. Один раз в месяц отец Иоанн совершает молебен, исповедует и причащает. На сегодняшний день церковь подготовлена к совершению почти всех таинств. Прихожане благодарны отцу Иоанну Пушкарёву за значительную материальную поддержку в восстановлении церкви. Однако предстоит ещё много работы: Завершить восстановление алтаря, собрать средства на колокола, обеспечить освещение церкви, обшить стены, настелить линолиум, обустроить киоск и клирос. Храм нуждается в церковной утвари, иконах и материальной поддержке.

http://sobory.ru/article/?object=12769

Антоний, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Румовский или Борисов Александр Иванович) Родился в 1738 году в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Образование получил в Александро-Невской семинарии. По окончании курса духовной семинарии принял монашество. В 1762 году назначен в семинарии учителем физики. С 1763 года – законоучитель в сухопутном кадетском корпусе. В 1770 году, уже в сане архимандрита Новгородского Николо-Вяжищского монастыря, определен проповедником в Московскую духовную академию. 2 февраля 1774 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского. 19 сентября 1776 года переведен в Астрахань. 3 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 10 ноября 1786 года. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у западных дверей. Памятником деятельности архиепископа Антония в Астрахани осталась основанная им духовная семинария. Труды: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. – СПб., 1767. Слово при погребении тела графа А. Г. Разумовского . – М., 1771. Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. – СПб., 1771. Слово в день коронования императрицы Екатерины II. – СПб., 1767. Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига (прививки оспы. – прим. ред.). – СПб., 1769. Литература: Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 7. – С. 81. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 41. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 637–638. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010