Разделы портала «Азбука веры» Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского Литовченко Александр Дмитриевич (1835–1890) Сюжет На картине представлен исторический момент поклонения мощам митрополита Филиппа во время интронизации митр. Никона на Патриарший престол. Митрополит Московский Филипп был известен как обличитель злодейств опричников царя Ивана Грозного, от руки одного из которых, Малюты Скуратова (как считается) и погиб. Первоначально он был захоронен в Тверском Отроче монастыре. Затем останки митрополита Филиппа были перенесены в Соловецкую обитель, где он почитался как святой. Летом 1652 года по инициативе Никона мощи митрополита Филиппа были перенесены из Соловецкой обители в Успенский собор Московского Кремля. Примечательно, что ещё перед тем, как мощи святителя Филиппа покинули Соловецкий монастырь, Никоном, в присутствии братии обители, было зачитано «молебное послание» царя Алексея Михайловича, обращенное к святителю Филиппу. В этом послании содержались адресованные святителю слова: «Молю тебя и желаю пришествия твоего сюда, чтобы ты разрешил согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно, завистью, несдержанною яростью, ибо твое на него негодование как бы нас делает сообщниками его злобы… И ради этого преклоняю сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение своим пришествием к нам, да подашь ему прощение и тем да уничтожится поношение, которое лежит на нем за твое изгнание». Когда мощи митрополита Филиппа были помещены в Успенском соборе, царь Алексей Михайлович, в день торжеств, преклонил возле них свои колени и вновь просил святителя простить грехи Ивана Грозного. Описание В основе картины – история интронизации митрополита Новгородского Никона на Патриарший престол в 1652 году. На холсте воспроизведена торжественная сцена в Успенском соборе Московского Кремля. Молодой царь Алексей Михайлович в праздничном одеянии и Шапке Мономаха стоит на коленях перед ракой с мощами митрополита Филиппа, которые привезли из Соловецкой обители в Москву, где они пребывали в течение 10 дней. Рядом с ним — облаченный в патриаршую мантию владыка Никон, с именем которого будут связаны трагические события раскола.

http://azbyka.ru/art/czar-aleksej-mihajl...

Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (1325-1330; 1352-1359), в миру Митрофан, родился в Новгороде. В юности он тайно покинул родительский дом и поступил в Тверской Отроч монастырь, где принял иноческий постриг. Родители нашли его, и по их настоянию он перешел в Колмов монастырь близ Новгорода. В этой обители он был рукоположен в сан иеромонаха, а затем в Юрьеве монастыре возведен в архимандрита. После смерти архиепископа Давида святитель Петр († 1326; память 21 декабря) посвятил его в 1325 году в сан архиепископа Новгородского. Однако святитель Моисей недолго управлял новгородской паствой. Раздоры и междоусобные распри, пожары и другие бедствия тяготили его душу, искавшую иноческого уединения. В 1330 году святитель удалился в Холмов монастырь на покой. Но и здесь он оставался недолго. Отыскав пустынное место на Деревянице, он построил там каменную церковь Воскресения Христова. В этом месте святитель провел в иноческих подвигах более двадцати лет. Уступив настоятельным просьбам новгородцев, он снова возвратился к своей пастве. Древний летописец так описывает святителя Моисея: " Он пас Церковь свою, как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных вдов; собрав множество писцов, на свой счет написал много книг, многих он утвердил в благочестии своими наставлениями " . В 1354 году Константинопольский Патриарх Филофей (1354-1355; 1362-1376) в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом Новгородских святителей - носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно обращаться к Константинопольскому Патриарху. Семь лет продолжалось вторичное святительство архиепископа Моисея, ознаменовавшееся строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях. В 1352 году святителем был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Волотове; в 1355 году устроен монастырь в местности, называемой Сковородкой, с каменным храмом в честь святого Архистратига Божия Михаила; в 1357 году построены храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Волотовском Успенском храме, в Духовом монастыре и в женском монастыре во имя святого Иоанна Богослова (первый и последний монастыри были основаны святителем).

http://patriarchia.ru/db/text/909906.htm...

В праздник Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 24 апреля 2016 г. 16:11 24 апреля 2016 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Иоанна (Руденко)  во епископа Воркутинского и Усинского.  Воркутинская епархия  на территории Республики Коми была образована в соответствии с постановлением Священного Синода от 16 апреля 2016 года. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  митрополит Новгородский и Старорусский Лев ;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ;  архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Карасукский и Ордынский Филипп ;  епископ Шуйский и Тейковский Никон ;  епископ Кинешемский и Палехский Иларион ;  архимандрит Арсений (Перевалов) , избранный и нареченный во епископа Юрьевского, викария  Новгородской епархии ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности главы Республики Коми С.А. Гапликов, заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин, глава Одинцовского района Московской области А.Р. Иванов, председатель Партии социалистов Республики Молдова И.Н. Додон. Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи 2016 года права ношения креста с украшениями были удостоены клирики Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей:

http://patriarchia.ru/db/text/4442739.ht...

Великий Новгород. Десятинный монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная церковь, выстроенная в 1397 г. боярином И. Онкифоровым. Первоначально четырехстолпный однокупольный одноапсидный храм. В 1670-х гг. устроено подцерковье, сооружен западный притвор с Знаменским приделом (упразднен в 1890-х гг.). В XVIII-XIX вв. сооружены северный Пантелеймоновский и южный Варваринский приделы. В 1889-1892 гг. при игум. Ангии реконструирован, переложены своды, увенчанные пятью куполами. В 1913 г. устроен нижний придел Старорусской Богоматери. Закрыт в 1930 г. Сильно пострадал в войну, в кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. обрушился, руины в основном разобраны. Уцелели фрагменты апсиды. Кузьмина Н.Н., Филиппова Л.А. Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2000 Первое упоминание о монастыре в новгородской летописи относится к 1327 году: «постави церковь святой Богородицы Рождество Архиепископ Моисей в Десятине». В 1397 году новгородский посадник Исак Онкифов возводит новый храм Рождества Богородицы. Это была типичная постройка новгородской архитектурной школы конца XIV - haчaлa XV вв. –   кубический,   одноглавый, четырехстолпный храм, с одной апсидой и двумя приделами на хорах (Пантелеимона и Рождества Иоанна Предтечи). Фасады были расчленены лопатками на три части и соединялись вверху декоративными арками. Украшен храм был очень скромно. Лишь в нижних частях стен имелись вкладные кресты. Храм был выстроен из красного и розового ракушечника с применением кирпича. Позднее храм неоднократно перестраивался. В cepeдuhe XIX века Рождественская церковь имела в плане вид продолговатого четырехугольника с апсидой на восток (полукружие). Позднее церковь была увеличена с северной и южной стороны двумя апсидами. Основной куб имел барабан, который венчала золотая глава с крестом. Над приделами также возвышались небольшие барабаны с главками. Рождественский храм занимал центральную часть монастырской территории. Остальные здания располагались по правильному геометрическому плану в виде четырехугольника.

http://sobory.ru/article/?object=33048

Вонгуда. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Вонгудский приход стал самостоятельным в 1685 году со строительством пятиглавой церкви Собора Пресвятой Богородицы, с большой трапезной и колокольней (отдельно стоящей?), на которой было 5 колоколов. Рядом была построена холодная шатровая Вознесенская церковь. Оба храма сгорели 7 мая 1815 года. Вместо них в 1817 г. начата постройка двух каменных храмов, соединенных между собой. Теплая церковь Собора Пресвятой Богородицы была освящена в 1819 г., придельный Трехсвятский храм - в 1820 г., а холодная Вознесенская церковь - в 1824 г. В 1887 г. деревянная кровля была заменена на железную. Сохранились остатки иконостаса 1895-96 гг.  Вонгудский приход. Современное местоположение: Онежский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Онежский уезд, Архангельская губерния. Приход располагался на левом берегу р. Вонгуды, в 4 верстах от впадения ее в р. Онегу. В приход входило 5 деревень. В церковной летописи от 1825 г. указывалось, что приходские деревни издревле принадлежали к Порожскому приходу, а в 1685 г. были обращены в самостоятельный приход, согласно желанию крестьян, испросивших у архиепископа Новгородского Иова благословение на устройство первой церкви в честь Собора Пресвятой Богородицы. Церковь освящена 4 июля 1685 г. Кроме того, усердием вонгудских крестьян была устроена другая, холодная, церковь в честь Вознесения Господня. Согласно летописи, 7 мая 1815 г., в воскресенье около полудня, после литургии загорелась Вознесенская церковь, за ней колокольня, а затем и церковь Собора Богоматери. Священники успели вынести только напрестольное Евангелие, одну ризу и две приходно-расходные книги, а прихожане спустили колокола с колокольни и вынесли иконы из теплой церкви, все остальное имущество сгорело, т.к. находилось в кладовой Вознесенской церкви, откуда начался пожар. В том же 1815 г. причт и прихожане обратились к Преосвященному Парфению о строительстве в приходе двух каменных храмов с прибавлением в теплой церкви придела во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Получив разрешение, прихожане начали заготавливать строевой материал для церквей. Архимандрит Сийского монастыря Вениамин, уроженец с. Вонгуды, собрал до 2000 руб. По его просьбе Преосвященным Неофитом была выдана сборная книга по всей епархии, и первым вкладчиком был сам архиерей, пожертвовавший из своих средств 50 руб. Но собранной суммы было недостаточно. Тогда архимандрит Вениамин обратился в Св. Синод с просьбой дать недостающую сумму. В ответ на просьбу Св. Синод выдал 6050 руб. ассигн. На пожертвованные деньги крестьяне выстроили два каменных храма.

http://sobory.ru/article/?object=19523

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он обладал большой отеческой любовью и мудростью» Отошел ко Господу старейший клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Михаил Сечейко 23.05.2013 1169 Вчера, 22 мая, на Николу Вешнего, на 88-м году жизни отошел ко Господу настоятель Спасо-Парголовского храма Санкт-Петербурга протоиерей Михаил Сечейко. «Это был заслуженный и самый старейший клирик епархии. Как пастырь он обладал большой отеческой любовью и мудростью», - отметил в интервью «Русской народной линии» клирик Спасо-Парголовского храма протоиерей Александр Зелененко . Протоиерей Михаил Владимирович Сечейко родился 5 апреля 1926 г. В 1944 г. был призван в Красную Армию и принимал участие в Великой Отечественной войне в должности радиста, был ранен, а в 1947 г. демобилизован. В сентябре того же года поступил в Минскую духовную семинарию при Жировицком монастыре, по окончании которой в 1951 г. был рукоположен Питиримом, архиепископом Минским и Белорусским, в сан священника. В том же году был принят в Ленинг радскую духовную академию и окончил её в 1955 г. со степенью кандидата богословия. В мае 1952 г. указом митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) был назначен штатным священником в Князь-Владимирский собор Ленинграда, с 1972 по 1978 служил в Спасо-Преображенском соборе, в 1995 г. указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна назначен настоятелем Спасо-Парголовского храма, где и служил до дня кончины. Заботами о.Михаила, опытного руководителя прихода и наставника клира, храм буквально преобразился. Полностью была воссоздана позолота интерьера храма, a также крестов на куполе и колокольне, отреставрированы иконы, подняты на звонницу четыре новых колокола. За заслуги перед Русской Православной церковью о.Михаил был награждён правом служения Литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш». Отпевание настоятеля состоится в субботу, 25 мая, после Божественной литургии в Спасо-Парголовском храме. Вечная память! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/23/on...

К о. Илиодору Иеромонах Илиодор Чистяков , о своих дружеских отношениях с которым, писал архим. Макарий свящ. И. Герболинскому (письмо 26 ), был инспектором Костромской семинарии с 1 8 сент. 1820 по 5 сент. 1822 г. Потом был инспектором Московской семинарии, а с 22 авг. 1823 г. – ректором Рязанской семинарии (с 4 мая 1824 г. в сане игумена Рязанского Богословского, а с 22 июля следующего года – Свято-Троицкого монастыря); с 1827 г. – ректором Новгородской семинарии, с 1832 г. епископом, а с 1844 г. архиепископом Курским. Уволенный в 1860 г. на покой, скончался в 1861 г. Печатаемые ниже три письма к нему архим. Макария, заимствуются из Душепол. чтения, 1891 г., ч. I, стр. 129−132. 33 191 Любезнейший и почтеннейший брат о Господе и друг незабвенный наш отец Илиодор! Радуюсь, и все вас знающие и любящие здесь радуются изменению десницы Вышнего, вас покрывающей и несущей к назначению вашему. Да укрепит и осенит вас обильнейшая сила Господня к достойному прохождению служения вашего, да пребывая в Господе Иисусе Христе много плодов сотворите во славу имени Его и в радость многих. Меня грешного Господь посещает от времени до времени прискорбными случаями, о которых при удобнейшем случае извещу вас, надеюсь. Только вот чему не могу надивиться. Когда нет горя, то я уныл и думаю все, что не на своем нахожусь месте, а ударять в набат, откуда спокойствие родится! И расстаться с Костромой не хочется. Пишу сие к вашему сердцу, и вы там ради Христа содержите сие за тайну. Нет ли у вас на счет мой какого сомнения? По милости Божией я еще простее, нежели прежде. Желаю жить и умереть в недрах матери нашей общей, Восточной православной Церкви. 192 Не лиши меня общения с духом твоим в молитвах братских, а я о тебе вспоминаю в немощи моей. Посылаю вам в гостинец речи надгробные. Благодарение Господу! Жизнью и кончиной Сперанского, он утешил нас. За Силина Иоанна и тот Иоанн, помолитесь за них. С Афанасием Ивановичем живем, славу Богу, в простоте и любви взаимной. 193 Сошлись хворые и вялые, падаем один за другим, и друг друга тащим за уши из грязи. Только он очень строг ко мне, попеняйте ему. Объемлю вас, любезный друг, в душе моей, есмь и да буду навсегда с искренним почтением и любовью к вам братской, Архимандрит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Румовский Александр Иванович; 1738 - 10.11.1786, г. Астрахань), архиеп. Астраханский и Ставропольский. Род. в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Окончил Александро-Невскую ДС. 29 марта 1762 г. архиеп. С.-Петербургским Вениамином (Пуцек-Григоровичем) в Александро-Невском мон-ре пострижен в монашество, определен в семинарию учителем физики. 7 апр. 1762 г. рукоположен во иеродиакона. 2 февр. 1766 г. назначен законоучителем в Сухопутный кадетский корпус. 8 апр. 1767 г. рукоположен во иеромонаха, 6 авг. 1770 г. еп. Тверским Гавриилом (Петровым) возведен в сан архимандрита Вяжищского новгородского муж. мон-ря с одновременным назначением на должность проповедника московской Славяно-греко-латинской академии . 2 февр. 1774 г. в Успенском соборе Московского Кремля еп. Крутицким Самуилом (Миславским) хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского, 27 авг. 1776 г. назначен на Астраханскую кафедру, в мае 1785 г. возведен в сан архиепископа. Восстановил архиерейский дом, консисторию и колокольню, полностью сгоревшие в апр. 1778 г. Открыл в Астрахани ДС. Ходатайствовал перед Святейшим Синодом о передаче семинарии зданий заштатного Троицкого мон-ря, находившегося в Кремле, но его прошение не было удовлетворено. Вместо этого А. нанял для семинарии помещение ведомства астраханской Садовой конторы. В 1782 г. стараниями А. семинария была переведена в 4 просторных каменных флигеля при ц. Входа Господня во Иерусалим. А. участвовал в открытии Саратовского наместничества в 1781 г. и Кавказского - в 1785 г. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у зап. дверей. Опубликованы неск. проповедей А. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 55, 5; Оп. 57, 267; Оп. 66, 251; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 202. Соч.: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. СПб., 1767; Слово при погребении тела графа Алексея Григорьевича Разумовского. М., 1771; Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. СПб., 1771. [Возможно, А. принадлежат: Слово в день коронования императрицы Екатерины II. СПб., 1767; Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига [прививки оспы.- Ред.] СПб., 1769.]

http://pravenc.ru/text/116010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 28 дек. 2011 г. в адм. границах Новгородской области . Включает Новгородскую и Старорусскую епархию , Боровичскую и Пестовскую епархию. Правящий архиерей со дня образования Н. м.- митр. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий; до 8 янв. 2012 архиепископ). Центр митрополии - Вел. Новгород. К июню 2018 г. в Н. м. насчитывалось 8 мон-рей (5 мужских и 3 женских), действовало 197 храмов, в клире состояло 114 священников и 27 диаконов. Духовное образование и просвещение, издательская деятельность К июню 2018 г. на территории Н. м. действовали Новгородское ДУ (находилось в стадии перерегистрации в Епархиальный центр подготовки церковных специалистов), правосл. школа 20 им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Новгороде, 46 воскресных школ для детей и 28 воскресных школ для взрослых. В Новгородской епархии с 1997 г. издается ежеквартальный ж. «София» (с 1992 выходил как газета). В Боровичской епархии с 2017 г. издается ежемесячная газ. «Боровичский епархиальный вестник» (с янв. 2014 выходила как ежеквартальный журнал). Мн. приходы выпускают газеты и информационные листки. Особо почитаемые святые и святыни Собор Новгородских святых был установлен ок. 1831 г. (день празднования неизв.); совр. празднование - в 3-ю неделю по Пятидесятнице (с 1981). В составе Собора более 150 подвижников. В 2011 г. Новгородский архиеп. Лев (Церпицкий) возобновил местное празднование Собору Новгородских святителей и князей (4 окт.), установленное в 1439 г. Новгородским архиеп. свт. Евфимием II Вяжицким. С новгородскими землями связана жизнь новомучеников и исповедников: митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), архиепископов священномучеников Андроника (Никольского), Петра (Зверева), Тихона (Никанорова), епископов священномучеников Варсонофия (Лебедева), Иоасафа (Жевахова), Ионы (Лазарева), Онисима(Пылаева), Пимена (Белоликова), преподобномучеников архим. Льва(Егорова), игум. Леонида (Молчанова), иером. Гавриила (Владимирова), протоиереев священномучеников Алексия Ставровского, Викторина Добронравова, Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского, Иоанна Иванова, Иосифа Орнатского, Михаила Борисова, Петра Соколова, священников священномучеников Александра Соколова, Василия Богоявленского, Василия Канделяброва, Владимира Дмитриевского, Николая Дворицкого, Николая Покровского, игумений преподобномучениц Иоанникии (Кожевниковой) и Серафимы (Сулимовой), мучеников Александра Медема, Анатолия Барашкова, Виктора Матвеева, Михаила Трубникова, Николая Бурлакова, Филиппа Марышева, мучениц Екатерины Арской, Киры Оболенской и др.

http://pravenc.ru/text/2577769.html

Новости 13 октября, 2009 В храме на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и заупокойные богослужения по своим наставникам и родным Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище Санкт-Петербурга, где покоятся родители Его Святейшества - протоиерей Михаил и Раиса Владимировна Гундяевы 13 октября, 2009 На территории российского посольства в Пекине освящен Успенский храм 13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось освящение восстановленного Успенского храма на территории посольства Российской Федерации в Пекине. 13 октября, 2009 Туринскую Плащаницу планируют вновь выставить для поклонения в 2010 году Знаменитая Туринская Плащаница, льняная простыня, почитаемая в христианском мире как погребальный саван распятого Иисуса Христа, может быть вновь выставлена для всеобщего обозрения в местном соборе в 2010 году, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники в Туринском архиепископстве. По ныне действующим правилам, Плащаница выставляется один раз в четверть века, последний раз такое событие произошло в юбилейном […] 13 октября, 2009 Памятник русским эмигрантам торжественно освящен на юге Бразилии В городе Кампина-дас-Мисойс на северо-западе бразильского штата Риу-Гранди-ду-Сул состоялось торжественное открытие памятника русским иммигрантам. С сегодняшнего дня всех въезжающих в город встречает православный крест, у подножия которого расположились фигуры Иоанна Богослова и русской крестьянской семьи. Мать и дочь держат в руках колосья пшеницы и подсолнухи, а отец с мотыгой на плече вглядывается из-под ладони в […] 13 октября, 2009 В музее Великого Новгорода впервые выставлена знаменитая новгородская Псалтирь В выставочных залах Новгородского Государственного объединенного музея-заповедника проходит выставка «Новгород в истории Российского государства», передают «Вести». В музее впервые на всеобщее обозрение выставляется знаменитая новгородская Псалтирь — самая древняя русская книга, написанная не на пергамене, не на бумаге, а на деревянных табличках, заполненных воском. Многие посетители приходят взглянуть, в первую очередь, на эту уникальную для […]

http://pravmir.ru/category/news/page/579...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010