Месяцеслов Старый/Новый стиль Январь 9/22 Филиппа II Московского и всея Руси митрополита (в миру Колычева Феодора), чудотворца 11/24 Михаила Клопского, Новгородского, Христа ради юродивого 12/25 Галактиона Белозерского, Христа ради юродивого 12/25 Мартиниана Белозерского, игумена 13/26 Елеазара (Севрюкова) Анзерского, Соловецкого, прп. 17/30 Антония Дымского, прп. 17/30 Антония Краснохолмского, прп. 17/30 Антония Римлянина, прп., чудотворца 17/30 Антония Чернозерского, прп. 19/1 Макария Римлянина Новгородского, прп. 19/1 Феодора Новгородского, Христа ради юродивого 20/2 Евфимия Сянженского, прп. 23/5 Феоктиста Новгородского, архиепископа 25/7 Моисея Новгородского, архиепископа 26/8 Ксенофонта Робейского, игумена 28/10 Ефрема Новоторжского, архимандрита 31/13 Никиты Печерского, Новгородского епископа, Пахомия Кенского, прп., – суббота по Богоявлении Февраль 1/14 Трифона (Митрофана) Печенгского, Кольского, прп., просветителя лопарей 4/17 Кирилла Белого, Новоезерского, Новгородского, прп. 9/22 Геннадия Важеозерского, прп. 9/22 Никифора Важеозерского, прп. 10/23 Анны Новгородской, княгини, прп. 10/23 Антония (Добрыни Андрейковича, Ядрейковича), Новгородского, архиепископа 10/23 Аркадия Новгородского, епископа 10/23 Аффония (Афония) Новгородского, митрополита 10/23 Василия Калики, Новгородского, архиепископа 10/23 Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца 10/23 Германа Новгородского, епископа 10/23 Григория (Гавриила) Новгородского, архиепископа 10/23 Иоакима Корсунянина, Новгородского, епископа 10/23 Иоанна Новгородского, архиепископа 10/23 Иулиании Новгородской, матери блаженного Николая Кочанова 10/23 Луки Жидяты, Новгородского, епископа 10/23 Мартирия Новгородского, архиепископа 10/23 Мстислава Новгородского, князя 10/23 Никиты Печерского, Новгородского епископа, затворника 10/23 Пимена Новгородского, архиепископа 10/23 Симеона Новгор одского, архиепископа 10/23 Феодора Ярославича Новгородского, князя 11/24 Всеволода (в крещении Гавриила) Псковского, князя 22/7 Германа Столобенского, прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева Устная легенда ο чудесном путешествии на бесе в Иерусалим первого новгородского архиепископа Иоанна возникла, по-видимому, очень рано. Сюжет этой легенды – служение человеку заклятого крестным знамением беса – восходит κ сказочному фольклору Древней Руси (этот фольклорный мотив нашел отражение в «Ночи перед Рождеством» Н. В. Гоголя). Точных данных о том, когда эта легенда об Иоанне была зафиксирована как литературно-письменное произведение, у нас нет. Β первой половине XV в. при новгородском архиепископе Евфимии II в Новгороде создается ряд литературных произведений, в которых воскрешается былая история Новгорода Великого; тогда же происходит и «чудесное» обретение забытых мощей первого новгородского архиепископа. Вероятнее всего, в это время и записывается легенда ο чудесном путешествии Иоанна на бесе. До нас «Повесть ο путешествии Иоанна Новгородского...» дошла в составе его «Жития», написанного, скорее всего, известным агиографом XV столетия Пахомием Логофетом. Здесь она является вторым «Словом» (первое «Слово» – рассказ ο битве новгородцев с суздальцами, третье – рассказ об обретении мощей Иоанна). Текст «Повести...» печатается по списку «Жития» конца XV в. – РНБ, Соловецкое собр., 500 (519), лл. 200–203 об. СЛОВО ВТОРОЕ. О ТОМ ЖЕ ВЕЛИКОМ СВЯТИТЕЛЕ ИОАННЕ, APXIENUCKONE ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, КАК ОН ЗА ОДНУ НОЧЬ ПОПАЛ ИЗ НОВГОРОДА В ИЕРУСАЛИМ-ГРАД И СНОВА ВОЗВРАТИЛСЯ ТОЙ ЖЕ НОЧЬЮ В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД Нельзя забвению предать то, что случилось однажды по Божьему изволению со святителем Иоанном. Нередко выпадает святым испытание попущением Божьим, чтобы еще больше прославлялись и просияли, как золото искусно выделанное. «Прославляющего меня, – сказал Господь, – и я прославлю». Дивен ведь Бог святыми своими; сам Бог святых своих прославляет. И еще сказал Христос: «Дал я вам власть над духами нечистыми». Однажды святой по своему обычаю творил ночные молитвы в ложнице своей. Здесь у святого и сосуд с водой стоял, из которого он умывался. И вот, услыхав, что кто-то в сосуде этом в воде плещется, быстро подошел святой и догадался, что это бесовское наваждение. И, сотворя молитву, осенил сосуд тот крестным знамением и заключил в нем беса. Хотел бес постращать святого, но натолкнулся на несокрушимую твердыню и твердыни этой поколебать не смог, а сам лукавый был сокрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

День памяти святителя архиепископа Ионы Новгородского 5/18 ноября 2001 г. Икона святителя Ионы   Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского. К сожалению, не многие из нас знают жизнеописание этого подвижника, который жил 500 лет назад. Как, впрочем, и жития многих святых, день за днем празднуемых по церковному календарю. Но это совсем не значит, что эти святые не влияют на нашу жизнь. Иногда их особое, решительное воздействие, даже вторжение в нашу судьбу, заставляет нас духовно остановиться перед этими святыми незнакомцами и со страхом и благоговением созерцать непостижимые для нас проявления Божественного Промысла. Созерцать и в очередной раз убеждаться, насколько долготерпеливо, прощая все наши грехи, Господь созидает из нас бессмертные существа, храмы Духа Святого в жизнь вечную, как сказано в сегодняшнем апостоле, созидает из нас детей Божиих. Бывают странные в судьбе человека, но, несомненно, учиненные Богом дни, в которые из года в год происходят значительные, поразительные события. Такие вещи всегда личные и, наверное, каждый может рассказать нечто подобное из своей жизни. Сегодня, 18 ноября, для меня особый день. 18 ноября 1988 года неожиданно скончался один из насельников Псково-Печерского монастыря, мой самый тогда близкий друг - иеромонах Рафаил (Огородников). Это был человек удивительно искренней и чистой души. Иеромонах Рафаил был духовным сыном отца Иоанна (Крестьянкина) и в 70-80-е годы сам очень многих привел ко Христу. В этот день в 1988 году он попал в автомобильную катастрофу. Под городом Новгородом, как раз в уделе святителя Ионы Новгородского, закончилось его недолгое, но прекрасное земное служение. В 1992 году в этот же день - 18 ноября - произошло одно, казалось бы, трагическое событие, но благодаря которому были обретены святые мощи патриарха Московского Тихона. В Донском монастыре, который тогда первый год как возрождался после открытия, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью в окно малого Донского собора - прямо к могиле свт. Тихона.

http://pravoslavie.ru/1954.html

Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства Русское церковное законодательство получило дальнейшее развитие 1 .в ответах Новгородского епископа Нифонта и других духовных лиц на вопросы черноризца Кярика; 2 .в постановлении Новгородского архиепископа Илии и 3 .в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича, данной Смоленской епископии. Иеромонах Кирик, живший в Новгороде, предлагал свои вопросы о предметах канонических разным духовным особам устно и, получая от них устные ответы, записывал все это. Вероятно, он записывал только для себя, но вскоре записки его внесены в Кормчую книгу и сделались руководством если не для всей Русской Церкви, то для Новгородской епархии 1922 . В записках Кирика три части. В первой, самой обширной, содержатся вопросы его и ответы на них преимущественно Нифонта, епископа Новгородского († 1156), и отчасти какого-то Клима, вероятно Климента Смолятича, тогдашнего митрополита Киевского, игумена Аркадия, бывшего преемником Нифонта на епископской кафедре, игуменьи неизвестного монастыря Марины и какого-то епископского чернца Луки – Евдокима; все эти вопросы и ответы изложены без всякого порядка и в большей части рукописей не разделены на главы 1923 . Во второй части помещены ответы неизвестного епископа Саввы в 24 Главах, или правилах. В третьей – ответы Новгородского владыки Илии, преемника Аркадиева, в 28 правилах 1924 . Но, предлагая свои вопросы современным пастырям, Кирик несколько раз приводит правила и древних святых отцов, вошедшие в состав Кормчей, именно: Тимофея Александрийского, святого Василия Великого и святого Иоанна Постника , и тем показывает, что Кормчая книга тогда у нас употреблялась; ссылается также на правила наших древних пастырей – митрополита Георгия и преподобного Феодосия Печерского и еще на какие-то заповеди неизвестного происхождения, о которых Нифонт заметил, что их следовало бы сжечь 1925 . Немногие ответы, встречающиеся между ответами Нифонта, повторены в правилах Саввы и Илии, конечно потому, что повторены были Кириком самые вопросы. Принимая все эти ответы, данные разными лицами, но записанные одним, за одно целое, как внесены они были и в состав Кормчей, мы рассмотрим их вместе, совокупив однородные и расположив их для удобности обозрения в определенных Главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Иоанна Новгородского Житие Иоанна Новгородского – агиографический памятник, посвященный новгородскому архиепископу Иоанну, пользовавшемуся большой популярностью в Новгороде. С его именем связано несколько легендарных преданий. Ж. сохранилось в нескольких редакциях и вариантах. Первоначальная редакция Ж. – краткий рассказ-справка о первом новгородском архиепископе (вскоре после рукоположения киевским митрополитом на епископство в Новгороде Иоанн был возведен в сан архиепископа, и после него иерархи новгородской церкви стали носить этот титул). В Первоначальной редакции Ж. сообщается, что Иоанн – сын благочестивых родителей, у него был брат Гавриил, до избрания новгородским епископом Иоанн был священником в церкви Власия, вместе с братом он создал церковь и монастырь Благовещенья, построил несколько церквей в Новгороде (дается их перечень), погребен был в притворе Софийского собора «в мнишеском образе. И бысть скимное имя ему Иоан, преже бяшеть имя ему Илья». Этот вариант Первоначальной редакции Ж. известен в единственном списке – Прологе нач. XVI в. (БАН, 33.12.4). Другой вариант Первоначальной редакции, отличающийся от предыдущего еще большей краткостью, читается в новгородском Прологе 1479 г. (ЦГИА, ф. 834, оп. 3, 3933). Этот вариант включен в Великие Минеи Четии. Какой из вариантов первичен – не ясно, вероятнее всего, что оба восходят к единому протографу. Датирующих признаков в тексте нет. Можно предполагать, что Первоначальная редакция Ж. возникла до написания Сказания о битве новгородцев с суздалъцами, а последнее датируется 40–50-ми гг. XIV в. В Первоначальной редакции Ж. легендарные предания об Иоанне не нашли отражения. Основная редакция Ж. («Месяца септевриа в 7 день. Житие иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Великого Новаграда и Пскова») состоит из трех частей, которые, хотя они и объединены в цельное повествование, могут восприниматься как самодовлеющие эпизоды. Не случайно вторая и третья части имеют самостоятельные заглавия: «Слово 2-е.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Повесть о благовещенской церкви 849 Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева «Повесть ο Благовещенской церкви», так же как «Сказание ο битве новгородцев с суздальцами» и «Повесть ο путешествии Иоанна Новгородского на бесе», связана с именем архиепископа новгородского Иоанна, но в состав «Жития Иоанна Новгородского» она не включалась. Повесть эта дошла в небольшом числе списков и, как правило, в виде приложения κ тексту жития. Вероятнее всего, это следует объяснять более поздним происхождением «Повести ο Благовещенской церкви» по отношению κ двум другим произведениям об Иоанне, а также тем, что здесь фигурирует не только Иоанн, но и его брат Григорий. «Повесть...» возникла не ранее 1310 г. и не позже начала XVI в.: в конце ее сообщается, что в Благовещенском храме был погребен архиепископ Феоктист, а он умер в 1310 г.; вместе с тем до нас дошли списки «Повести...», датируемые первой половиной XVI в. Упоминание Феоктиста, ничем не примечательного и никак не связанного с сюжетом «Повести...», дает основание относить время ее возникновення к XIV в., когда это имя еще хорошо помнили. Устная легенда ο построении братьями монастыря возникла раньше. Текст «Повести...» печатается по списку: БАН, 34. 4. 1. – Сборник историко-повествовательного характера, XVII в., лл. 712–712 об. ДРУГАЯ ПОВЕСТЬ ПРО ИОАННА И ГРИГОРИЯ, APXIENUCKONOB НОВГОРОДСКИХ И ЧУДОТВОРЦЕВ, И О БЛАГОВЕЩЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ, КОТОРЫЙ СТОИТ ВБЛИЗИ ОТ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, В ТРЕХ ПОПРИЩАХ. 6687 (1179) ГОД Тот же достославный муж Сергий рассказал о Благовещенском монастыре в Великом Новгороде на Поле, который поставили два родных брата, бывшие потом оба архиепископами Великого Новгорода, а имена их – Григорий и Иоанн. Были они родными братьями, благородных, и благочестивых, и богатых родителей дети. Между ними царила любовь, как меж истинными братьями по плоти и духу. И когда они увидели, что по преставлении родителей осталось им большое наследство, то задумали они создать монастырь во имя Пречистой Богородицы, честного и славного ее Благовещения, ибо питали глубокую веру к Пречистой Богоматери, владычице нашей Богородице и приснодеве Марии. И поставили они церковь деревянную, и основали монастырь, и оградили его, и все что необходимо устроили – и келий, и трапезную; вскоре же после этого надумали построить церковь каменную и наняли они мастеров, строящих церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

06 декабря 2012 г. Содержание Жалованная грамота царя и великаго князя Иоанна Васильевича IV архиепископу Пимену, об утверждении за Софийским домом Подмосковной вотчины (1555 года 20 февраля) Грамота Новгородского архиепископа Пимена псковскому духовенству (1556, 20 авг.) Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) Богомольная грамота митрополита Макария в Новгород, о совершении молебных пений по случаю голода (1557, февраля 27) Послание Новгородского архиепископа Пимена Митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты (1558 июнь-июль) Челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) Послание Новгородскаго архиепископа Пимена Царю Иоанну Васильевичу о укреплении на брань с литовцами (1563, января 24) Отписка к государю царю Иоанну Васильевичу от Новгородского архиепископа Пимина известительная о приложении своей руки на присланной к нему записи касательно прощения вины боярину Ивану Петровичу Яковлеву и о посылке помянутой записи обратно к нему государю. Писана 1565 года июня 2 дня     После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена – 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород – 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Иоанн, архиепископ Новгородский и Псковский (Порфирьев) Родился в семье новгородского жителя Порфирия. Был игуменом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. Жизнь проводил в смирении и богоугождении и уже в иночестве зарекомендовал себя «мужем благим, кротким, тихим и смиренным и зело боящимся Бога». За свои добрые качества будущий святитель и был выдвинут новгородцами одним из кандидатов на архиерейскую кафедру. 7 мая 1387 года состоялось его избрание (по жребию) для посвящения в сан епископа. 17 января 1388 года он хиротонисан в Москве митрополитом Киевским и всея Руси Пименом во епископа Новгородского и Псковского. В хиротонии принимали участие преосвященные: Смоленский Михаил, Звенигородский Даниил, Сарайский Савва, Рязанский Феогност. Вступление Иоанна на архиерейскую кафедру сопровождалось народными бедствиями, как бы предвестниками тех трудов и огорчений, с которыми пришлось ему встретиться впоследствии. Пожары, буря, распря Софийской стороны города с Торговою предшествовали вступлению Иоанна на кафедру. По возвращении владыки Иоанна из Москвы во Пскове началось страшное моровое поветрие, которое массами уничтожало людей. Оно продолжалось почти в течение года и в следующем 1389 году повторилось вновь. Тогда псковичи прислали послов просить владыку приехать во Псков и благословить город и людей, которые еще остались в живых. Преосвященный Иоанн немедленно отправился к звавшим его, благословил город, князя Иоанна Андреевича и народ, и «молитвою его, – замечает летописец, – преста мор». В 1390 году страшная болезнь посетила и Новгород. Массовые смерти привели новгородцев в уныние. Из этого состояния вывел их преосвященный Иоанн. Он благословил новгородцев построить обыденную (в один день) деревянную церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла. 12 октября церковь начали строить, и в этот же день вечером владыка Иоанн освятил ее, а утром совершил литургию. После этого «Божиею милостию и святыя Софии стоянием, и владычним благословением и молитвою мор прекратился». Большие бедствия Новгороду причиняли пожары, которые требовали немалых забот от преосвященного, чтобы облегчить участь несчастных погорельцев. Кроме того, часто горели церкви, а восстановление их опять ложилось на плечи архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского Память 7 сентября Новый чудотворец российский, святой Иоанн родился в великом Новгороде. Родители его – Николай и Христина – были люди благочестивые. Посему как он, так и брат его – Гавриил, оба они были воспитаны в страхе Божием. С малого возраста святой Иоанн посвятил себя Богу и вел добродетельную жизнь; когда же он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в пресвитера к церкви священномученика Власия. Новопоставленный иерей с еще большим усердием стал служить Господу, неукоснительно и строго соблюдая все заповеди Божии. Между тем родители святого Иоанна умерли. И прежде он любил безмолвную тихую жизнь, даже намеревался принять иноческое пострижение; теперь же, посоветовавшись с братом своим Гавриилом, святой Иоанн решил создать новый монастырь на средства, оставленные родителями. Сначала они построили деревянную церковь во имя Пречистой Богоматери в память преславного Ее Благовещения и основали монастырь; затем замыслили они воздвигнуть и каменную церковь . С нетерпением начали братья приводить в исполнение свое благое намерение: стали со тщанием строить каменную церковь и уже довели ее до половины, но вынуждены были остановиться: средства их истощились; сильно опечалились этим блаженный Иоанн и брат его Гавриил, велико было огорчение их. И вот, находясь в таком затруднительном положении, но в то же время питая твердую веру и великое усердие к Пречистой Богородице, они обратились с молитвою к сей скорой помощнице и утешительнице всех, находящихся в скорби: – Владычице наша! – молились братья – Ты знаешь нашу веру и любовь к Сыну Твоему и Богу нашему; Ты видишь наше усердие, с коим мы обращаемся к Тебе, Госпоже нашей; молим Тебя, помоги нам достроить сей храм; всю надежду нашу мы возлагаем на Тебя, Богоматерь, не оставь нас рабов Твоих, Владычице, и не посрами нас: мы начали строить сей храм, но кончить его сооружение без Твоей помощи мы не можем. Так молились они Богородице и изливали пред Ней свое горе. Их усердная просьба была услышана. Царица Небесная явилась им в сонном видении и сказала:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

отв. ред. Д. С. Лихачев Пахомий Серб (Логофет) Пахомий Серб (Логофет) (ум. после 1484) – составитель и. редактор ряда житий, похвальных слов, служб и канонов, переводчик и писец. С Афона в звании иеромонаха в возрасте не моложе тридцати лет П. прибыл в Новгород при новгородском архиепископе Евфимии II (1429–1458 гг.). Сохранилась рукопись с творениями «священно-инока Пахомия Логофета» (ГПБ, Соф. собр., 191, пергаменная Минея на ноябрь месяц), датированная 1438 г., значит, он прибыл в Новгород до 1438 г. В Новгороде П. пробыл по нач. 40-х гг. В этот период своей деятельности по поручению архиепископа Евфимия II он создал комплекс произведений, посвященных Варлааму Хутынскому, – новую редакцию Жития Варлаама Хутынского, похвальное слово и службу, а также похвальное слово и службу празднику Знамения Богородицы в Новгороде в 1170 г. (похвальное слово издано в кн. В. Яблонского). Кроме того, возможно, в это время он записал Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим. В 1440–1443 гг. П. поселился в Троице-Сергиевой лавре и прожил там до 1459 г. В это время он работал над Житиями Сергия Радонежского и Никона, Алексея митрополита, а также посвятил им похвальные слова и службы. В 1459–1461 гг., в начале архиепископства Ионы (1459–1470 гг.), П. был во второй раз в Новгороде. По заказу Ионы он дополнял свои старые произведения и писал новые, в частности Житие прежнего своего заказчика, новгородского архиепископа Евфимия II, Похвальное слово на Покров Богородицм (издано в ВМЧ), службу Антонию Печерскому. В кон. 1461 – нач. 1462 г. П. ушел из Новгорода в Москву, откуда по поручению великого князя Василия II Васильевича (ум. в 1462 г.) и митрополита Феодосия (1461–1464 гг.), значит, еще в 1462 г., отправился в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы собрать там материалы для Жития Кирилла, основателя этого монастыря. В 1463 г. П. вернулся, по-видимому, в Троице-Сергиеву лавру, не между 1464 и 1470 гг. вновь должен был быть в Новгороде, где по поручению архиепископа Ионы написал или отредактировал Житие Саввы Вишерского и создал службу святому Онуфрию, которому был посвящен храм в Отней пустыни, месте пострижения Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010