сост. Александр Ратшин Черниговской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ЕЛЕЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в губернском городе Чернигове, на горе, называемой издревле Болдиною; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Черниговской семинарии. – Св. Антоний Печерский, быв изгнан из Киева в. к. Изяславом, удалился в 1069 году к Чернигову – и там, в необитаемом месте, в Болдиной горе, ископал пещеру, для уединенного пребывания своего. В это время обретена им на сем месте икона Божией Матери, стоящая на дереве ели – и Препод. основал тут обитель, в честь Успения Богородицы, названную после Елецкою, из которой однако ж он вскоре переселился обратно в Киево-Печерский монастырь. Существование обители с тех пор продолжается и доныне. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Божией Матери, достопримечательная своею древностью; ибо, быв сооружена св. Антонием еще в 1069 году, находится до сих пор в том же виде, кроме приделов, устроенных, в позднейшее время: а) Архангела Михаила, б) Иакова Брата Божия, в) Рождества Иоанна Предтечи и г) Великомученика Георгия, на хорах. В этом знаменитом храме находится и помянутая обретенная св. Антонием икона Божией Матери, известная под названием Елецкой-Черниговской, которой празднество совершается 5 февраля. 2) Теплая, Апостолов Петра и Павла; существует с 1673 г. В XVII веке, в числе архимандритов сей обители, был св. Димитрий, в последствии митрополит Ростовский. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Новгород-Северском; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XVI века. – В 1785 году обитель эта была сделана кафедральною архиереев Новгородо-Северской епархии. – Здесь соб. церковь Преображения Господня, в которой находится явленная икона Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1301 году, и называемая Новгородскою; празднество ей совершается 20 декабря. В числе архимандритов сей обители был с 1699 по 1701 год св. Димитрий, хиротонисанный потом в митрополита Ростовского. В половине XVIII века здесь жил на покое, и скончался первый архиепископ Переславль-Залеской епархии, Арсений Могилиоланский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Старая Русса. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Георгия Победоносца - памятник очень древний, начала 15 века. Первоначально была построена архимандритом Варлаамом 1410 года. При описании города Старой Руссы в 1625 году упоминается, что эта церковь осталась целою при разорении города шведами и литовцами, но с 1710 по 1740 гг. она была в запустении. Перестроен храм был с сохранением старой основы только в середине 18 века, и на этом строительные работы в храме были полностью прекращены. Церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Кладка стен её состоит из обожжённого продолговатого кирпича, дикого камня и плиты внутри храма. По средине находятся четыре квадратных столба , поддерживающих свод всей церкви и основание купола. Но не только время разрушало древний памятник. В 1957 году по кирпичам была разобрана 35-метровая церковная колокольня. В конце прошлого года Федеральное агентство по культуре и кинематографии выступило заказчиком реставрационных работ в храме, и в ближайшее время в планах не только полный капитальный ремонт церкви, но и восстановление иконостаса и куполов, а также строительство 35-метровой колокольни. На данным момент установлены новые кресты, проведены раскопки на месте колокольни. Источник: http://novgorod.rfn.ru www.russa.ru К югу от Великого Новгорода на Приильменской низменности, на правом берегу реки Полисть, при слиянии с ней реки Порусья раскинулся древнейший русский город Старая Русса. По археологическим данным он основан в 10 веке, а впервые упоминается в Новгородской летописи под 1167 годом как Руса. Церковь во имя великомученика Георгия с придельною церковью во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы была построена в 1410 году архимандритом Варлаамом в княжение Василия Димитриевича, с благословения архиепископа велико-новгородского Иоанна II. М.И. Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Строй Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885) пишет, что церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Сооружение весьма прочное, кладка стен состоит из обожжённого продолговатого кирпича, дикого камня и плиты внутри храма. Посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающих свод всей церкви и основание купола. К передним двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновлённый в 1842 году; в нём иконы греческого письма. Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый. Алтарь с одной полукаменною аркою. Церковь храма отделяется от алтаря большою аркою. Иконостас устроен в 1852 году; иконы в нём письма греческого. Георгиевский и Благовещенский храмы были изолированы и не имели внутреннего сообщения.

http://sobory.ru/article/?object=00486

Шейно. Церковь Иоанна Новгородского. Карта и ближайшие объекты Погост Шейно, от Пскова 300 верст, входило в Торопецкий уезд Псковской губернии. Церковь Святителя Иоанна архиепископа Новгородского Чудотворца. Каменная. Построена в 1829 (1804) году графом Григорием Григорьевичем Кушелевым. Имела один престол - Святителя Иоанна. На колокольне висело 4 колокола, самый большой из которых весил 12 пудов 5 фунтов. Причт состоял из священника и псаломщика. Церковной земли 66 десятин. В храме находились местночтимые иконы Успения Божьей Матери, Николая Чудотворца и Святителя Иоанна. Достопримечательностью церкви являлась роспись потолка. С 1876 года Шейновская церковь была приписана к церкви Воскресения погоста Манушкино. В 1729 году в Шейно родился известный морской деятель России, адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий Иван Логинович Голенищев-Кутузов. Прихожан в 1876 году - 81 двор (237 мужчин, 224 женщины). В 1876 и 1879 годах собственного причта нет. По материалам изданий: Орлов В. Храмы Псковской земли. - Великие Луки, 2009. Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879. Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881 В селе Шейно, или, как раньше называли, в погосте Шейно, находится Иоанновская церковь 1829 года. Если бы мы не видели эту церковь раньше на фотографии в музее архитектуры в Москве, то вряд ли сразу поняли бы, что перед нами культовое здание. По местному преданию, церковь первоначально была путевым дворцом графа Григория Григорьевича Кушелева по дороге из Краснопольца в Хворостьево. Легенда довольно заманчива для объяснения необычных форм церкви. Она в свое время увлекла даже известного историка русского искусства Николая Николаевича Соболева, побывавшего в этих местах и поверившего в нее. Но, к сожалению, при внимательном натурном обследовании легенда никак не подтвердилась и, видимо, была рождена народной фантазией, пищей для которой послужила непривычная архитектура церкви. Недоумение вызывает, прежде всего, внешний вид здания, больше похожего на небольшой усадебный дом небогатого помещика. Такие поместные постройки еще изредка встречаются по селам. Их строили, как правило, заурядные провинциальные архитекторы, или же они создавались по произвольной фантазии владевшего селом помещика. Теперь, когда верхний ярус колокольни сломан, а главка на тонком барабанчике упала,– сходство с жилым домом стало еще больше – обычное одноэтажное здание с широкими прямоугольными окнами по странной прихоти строителя украшенное с торцов портиками.

http://sobory.ru/article/?object=14696

Желая предаться более строгим подвигам, святой сложил с себя настоятельство и перешел в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. стал игуменом. 29 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Святитель Серапион родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле родителей он вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала называться его именем — Серапионовой пустынью. Желая предаться более строгим подвигам, святой сложил с себя настоятельство и перешел в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. стал игуменом. Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал трех осужденных на смертную казнь боярынь. Присутствуя на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские имения, как средство благотворительности. В 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во время большого пожара в Новгороде, в 1508 г., святитель своими слезными молитвами умолил Господа о его прекращении. Много бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в Московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в Троице-Сергиеву лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения. Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате, у Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре. Господь прославил своего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки. В 1608 г., во время осады лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Москва. Златоустовский мужской монастырь. Собор Иоанна Златоуста. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Иоанна Златоуста Год постройки:Между 1660 и 1663. Год утраты:1933 Адрес: Москва, Большой Златоустинский пер., 5, стр. 2 Координаты: 55.759046, 37.63314 Проезд:метро Китай-Город, метро Лубянка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1478 году по приказу князя была построена новая каменная церковь на месте старой деревянной. Всего за один год псковские зодчие построили новый пятиглавый собор во имя св. Иоанна Златоуста. Храм был освящен 27 января в день ангела князя. Последний по времени собор возведен в 1660-63 гг, сильно перестроен в 1700 году. Большое 5-главое крестовокупольное трехнефное здание, с трех сторон окруженное галереей. Отдельная колокольня постройки 1746 году. Снесен в 1933 году. Иоанна Златоуста, святителя, в Златоустовском монастыре собор Между современными улицами Мясницкой и Маросейкой проходит Большой Златоустовский переулок. Это название было дано по древнему монастырю во имя архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, одного из величайших отцов Церкви. Монастырь был поставлен на довольно плоском месте вдали от реки, но на развилке дорог, на границе города. Он располагался на дороге, идущей от Ильинских ворот Китай-города на северо-восток к Сретенским воротам и далее в Троице-Сергиеву лавру и на Ростов и Ярославль. Около обители дорога раздваивалась, второй путь вел к царским селам Красному и Преображенскому. Монастырь был основан московскими «гостями» (купцами), и впервые упоминается в 1412 г., когда в нем был погребен Иоаким, архидиакон новгородского митрополита Иоанна. Великий князь Иван III в 1479 г. построил в обители вместо деревянной каменную церковь во имя святого Иоанна Златоуста, своего небесного покровителя. Он же возобновил монастырь, приходивший к концу XV века в упадок. Его игумен был поставлен Иваном III «выше всех соборных попов», – говорится в летописи. Иван III построил здесь и вторую каменную церковь – святого Тимофея, в день памяти которого он родился. Работы производили псковские мастера, строившие в Кремле Благовещенский собор. Оба храма были соединены в один ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=34968

Томск. Иоанно-Предтеченский Томский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь, Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Во второй половине XIX столетия для растущего женского монастыря было уже недостаточно одного храма, и вскоре к югу от Иннокентьевской церкви была построена новая - Успенская. Успенская соборная церковь, каменная, семиглавая, одноэтажная, трехпрестольная, построена 22 октября 1870 года, освящена в честь Успения Божией Матери. Своей архитектурой церковь принадлежит к менее распространённому в Сибири типу четырехстолбных крестово-купольных трехпрестольных храмов. На колокольне имелось восемь колоколов. К церкви примыкало монастырское кладбище. С 1923 года до самого закрытия церковь принадлежала обновленцам. К 1930 году в Успенской церкви осталось всего три человека. 18 марта 1930 года церковь была закрыта. Окончательно здание церкви было снесено в 1950 году. http://russian-church.ru/ Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Год постройки: 1870, с двумя приделами, во имя Святителя Алексия Митрополита Московского и Святителя Иоанна Архиепископа Новгородского. Левый придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского (освящен 20.09. 1870). Правый во имя святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (5.09.1871), каменная, семиглавая, одноэтажная. В архитектурном отношении церковь принадлежит к менее распространенному в Сибири типу четырехстолбных крестово-купольных трехпрестольных храмов. Успенский храм являлся вторым храмом Томского женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Построен на средства купца И.А. Еренева и 22 октября 1870 года освящена в честь Успения Божией Матери. В описи церковного имущества за 1925 год упоминаются: «Три иконостаса резные, позолоченные, резные царские врата. Иконы в иконостасах писаны масляными красками на досках. По стенам иконы малого размера, масляные, количеством свыше 60. На клиросах иконы в киотах. На колокольне восемь колоколов». К церкви примыкало монастырское кладбище, одна из сторон которого называлась «Профессорским некрополем». К востоку от монастырского кладбища, за восточной стеной монастыря, находилось Преображенское городское кладбище со сторонами: православной, лютеранской, магометанской и европейской.

http://sobory.ru/article/?object=34861

Петрозаводск. Церковь Иоанна Богослова при бывшей Олонецкой Духовной семинарии. Домовая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Представление о необходимости открытия Олонецкой Духовной семинарии было подано в мае 1829 г. в Святейший Синод первым Олонецким епископом Игнатием (Семеновым). 27 октября (9 ноября н.ст.) этого же года семинария была открыта. Она действовала в Петрозаводске 89 лет и за эти годы подготовила 67 выпусков. Первоначально семинария размещалась в здании Петрозаводского духовного училища на набережной Онежского озера у общественной пристани. Воспитанники, уроженцы Олонецкой губернии, были вызваны из Петербургской и Новгородской семинарий. Первые преподаватели приехали из Новгородской и Петербургской духовных школ. При семинарии была создана библиотека. Согласно распоряжению Комиссии духовных училищ из 21 семинарии России были высланы имевшиеся у них вторые экземпляры книг. Архиепископ Олонецкий Игнатий (Семенов) в 1850 г. завещал передать семинарии свою уникальную личную библиотеку, содержавшую многочисленные печатные книги и рукописи. К концу XIX в. в Олонецкой духовной семинарии было сформировано богатое систематическое книжное собрание, одна из лучших семинарских библиотек России. Первоначально в семинарии был введен трехгодичный курс обучения с преподаванием 28 дисциплин. Существовало 3 отделения: риторики, философии и богословия. Согласно уставу семинария находилась в Санкт-Петербургском академическом округе и помимо местного архиерея подчинялась академическому правлению. Кроме богословских дисциплин преподавались общеобразовательные: риторика, математика, гражданская история, география, философия, древние языки. До 40-х гг. XIX в. часть предметов преподавалась на латинском языке. С самого начала существования до 1872 г. в семинарии преподавался карельский язык. С 1845 г. началось преподавание естественных наук, агрономических знаний, медицины, необходимых для сельского пастыря. В 1855 г. возникло миссионерское отделение с преподаванием истории раскола.

http://sobory.ru/article/?object=37643

Чушевская. Церковь Варлаама Важского на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варлаама Важского Архитектурный стиль: Шатровые храмы Год постройки:1876. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Чермецкий Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.302123, 42.940649 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Ледский приход. Современное местоположение: д. Чушевская, Шенкурский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Приход получил название по реке Леди. Приходские храмы находились в с. Чушевском. Начало приходу положил преп. Варлаам Важский, который построил здесь между 1426 и 1456 гг. храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь простояла не менее 420 лет. На ее месте в 1876 г. построили новую церковь в честь преп. Варлаама. Издавна в приходе существовала и Георгиевская церковь. Когда построена первая, неизвестно. Вторая построена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 г., данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " (Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 117-120.). Эта церковь сгорела. По храмозданной грамоте Новгородского митрополита Питирима построена была церковь во имя Богоявления Господня с приделом в честь вмч. Георгия. По устному преданию, она сгорела в 1772 г. Построенная вместо нее церковь сгорела 27 ноября 1815 г. По указу ДК от 12 января 1816 г. начато строительство каменной двухэтажной церкви. Престолы: в верхнем этаже средний - в честь Рождества Иоанна Предтечи, южный - Казанской иконы Божией Матери, северный - вмч. Георгия; в нижнем этаже средний - в честь Богоявления Господня, южный - Сретения Господня, северный - Николая Чудотворца. Церковный староста: Андрей Кузнецов с 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=38919

Святой пользовался уважением великого князя, и известно, что по его ходатайству он помиловал троих осужденных на смертную казнь боярынь 29 марта. ПРАВМИР. Святой Серапион родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле родителей вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала называться его именем — Серапионовой пустынью. Желая предаться более строгим подвигам, святой слагает с себя настоятельство и переходит в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. становится игуменом. Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал троих осужденных на смертную казнь боярынь. Присутствуя на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские имения, как средство благотворительности. В 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во время большого пожара в Новгороде, в 1508 г., святитель своими слезными молитвами умолил Господа о его прекращении. Много бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в Московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в Троице-Сергиеву лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения. Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате, у Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре. Господь прославил своего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки. В 1608 г. во время осады лавры поляками многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Русская Православная Церковь XX век 1 ноября 1905 — Состоялась отставка К. П. Победоносцева с поста обер-прокурора Святейшего Синода. 1919 — Состоялось совместное заседание органов высшей церковной власти. Принято постановление: «...Крайне необходимо в спешном порядке разработать новую систему религиозно-нравственного просвещения детей», — и поручило выполнение этой задачи школьно-просветительскому отделу ВЦУ. 1920 — Состоялось судебное заседание по делу новгородского духовенства. В Новгородском революционном трибунале слушалось «дело новгородского духовенства во главе с епископом Алексием (Симанским) по обвинению в подлоге и обмане в связи с имевшим место в марте 1919 г. освидетельствованием мощей в новгородском Софийском соборе». Всех обвиняемых трибунал признал виновными «в вышеописанном преступлении» и постановил «подвергнуть их заключению в концентрационный лагерь» на разные сроки каждого: от двух до пяти лет. «На основании амнистии от 1 мая, данной ВЦИК в день праздника трудящихся всего мира», трибунал постановил «от наказания всех осужденных по этому делу освободить». 1943 — Совет по делам Русской Православной Церкви установил для всех приходов и церковных объединений обязательную ежемесячную отчетность с подробным изложением всех сторон их деятельности. 1964 1—15 ноября — Состоялось Третье Родосское совещание представителей Православных Церквей. Совещание сделало все возможное, чтобы удержать патриарха Афинагора от начала диалога между католиками и православными и отложить его на неопределенное время. 15 февраля 1965 г. митрополиты Гелиопольский Мелитон и Мирский Хризостом отправились по поручению Афинагора в Рим, чтобы оповестить Ватикан о решениях Третьего Родосского совещания: диалог возможен, но спешить не будем. Без усилий делегаций Русской и Румынской Православных Церквей этого решения достичь было бы сложно. 1989 — Епископ Иоанн (Боднарчук) телеграммой сообщил в Московскую Патриархию о своем выходе из состава иерархии Русской Православной Церкви. Архиепископ Львовский и Тернопольский Ириней (Середний) имел продолжительную и обстоятельную беседу с епископом Иоанном, увещевал его соблюдать церковные каноны, не учинять раскол в Церкви и не раздирать хитон Христов. В этом же духе иноки Свято-Успенской Почаевской лавры и духовенство Львовской епархии при личных встречах с епископом Иоанном убеждали его сохранить единство Церкви и не нарушать церковного мира. Однако все это не возымело никакого действия на епископа Иоанна.

http://pravoslavie.ru/5628.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010