Предание об основании мон-ря изложено в соч. «История Тарона» Зеноба Глака (Зиновия Сирийского; традиционно считается, что она создана в IV в.; совр. исследователи датируют это сочинение X-XI вв.). Согласно преданию, мон-рь был основан св. Григорием Просветителем Зеноб называет себя учеником св. Григория и сообщает, что после провозглашения христианства гос. религией Армении св. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и привез оттуда мощи св. Иоанна Предтечи и еп. Афиногена, к-рые были заложены в основание монастырского храма, возведенного на месте разрушенного святилища языческих богов Гисане и Деметра (братья-боги в арм. мифологии); название святилища - Иннакня (Девятиисточник). По соглашению Кесарийского епископа и св. Григория Просветителя из Кесарии в мон-рь переселились 40 монахов во главе с Антоном и Кронидесом. В предании говорится о том, что нек-рое время здесь жил и сам св. Григорий. Традиционно Зеноб Глак считается 1-м настоятелем мон-ря, и в память о нем у мон-ря было 2-е название - Глакаванк. Существует также версия, согласно к-рой название Глакаванк связано с журчанием водопадов близ мон-ря. Историю мон-ря, начатую Зенобом Глаком, в 1529 г. продолжил еп. Аствацатур, в нач. XX в.- член братии мон-ря Карапет Лусарарян. В течение неск. столетий мон-рь пользовался покровительством Сасунских и Таронских княжеских домов Мамиконянов. В мон-ре находилась усыпальница Мамиконянов. В 602 г. мон-рь был разрушен землетрясением и восстановлен на средства кн. Мушега Мамиконяна. План ц. мон-ря Сурб-Карапет План ц. мон-ря Сурб-Карапет К югу от обители находились т. н. темная келья Григория Просветителя и ц. св. Георгия, к северу - церкви Богородицы (большая, сводчатая) и св. Стефана. В фундаменте ц. св. Стефана были заложены частицы мощей св. дев Рипсимеянок, перевезенные в VII в. игум. Степаносом с ведома католикоса Комитаса I Ахцеци. Входы перечисленных 4 церквей открывались в главную большую, 5-нефную, 16-колонную базилику Катогике (кафоликон). Перед ее зап. входом в 1787 г.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

После 1919 г. А. Д. м. был закрыт, братия выселена. По рассказам жителей окрестных селений, после закрытия обители один из ее насельников, иером. Иов, скрывался в близлежащих селах, тайно совершая крещения и отпевания. В помещениях обители нек-рое время находилась психиатрическая больница, затем бокситогорский комбинат «Глинозём» и санаторий-профилакторий. В 20-х гг. XX в. была закрыта, затем разрушена ц. Рождества св. Иоанна Предтечи; в кон. 30-х гг. XX в. закрыт, в 1956-1961 гг. разобран Свято-Троицкий собор, а также стены и башни мон-ря. Сохранились только странноприимный корпус и остов колокольни. Началом возобновления мон-ря стало установление в 1994 г. стараниями прихожан Петропавловской ц. с. Сомина креста на берегу Дымского оз. 30 янв. 1997 г. представители комбината «Глинозём» передали ключи от странноприимного корпуса насельникам Тихвинского Большого мон-ря. 30 окт. 1997 г. А. Д. м. был возобновлен как приписной скит Тихвинского мон-ря. В марте 2001 г. в А. Д. м. было 2 насельника, строитель - мон. Варфоломей (Ковалёв). Планировалось возведение часовни на берегу Дымского оз., а также храма в честь Казанской иконы Божией Матери на территории мон-ря. Арх.: [Описи А. Д. м. 1682, 1689 гг.]//Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Ист.: [Опись мон-ря 1583 г.]//ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89. Лит.: Иоанн, иером. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Б. м., 1907; Мордвинов И. П. Письмо в редакцию//Новгородский Север. 1915. 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; Беловолов Г., свящ. Преподобный Антоний Дымский - ученик Варлаама Хутынского//София. Новгород, 1998. 2. С. 32-34; Румянцева И., Кудряшев С. Монастыри С.-Петербургской епархии. СПб., 2000. С. 72-79.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Схема расположения памятников I. Успенский мон-рь II. Иоанновский мон-рь III. Острог IV. «Новый город» 1. Успенский собор. 1497 г. 2. Введенская ц. с трапезной палатой. 1519 г. 3. Церковь арх. Гавриила. 1531–1534 гг. 4. Церковь св. Иоанна Предтечи. 1531–1534 гг. 5. Церковь св. кн. Владимира. 1554 г. 6. Святые ворота. 1523 г. 7. Казенная палата. XVI–XVII вв. 8. Церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой. 1560–1594 гг. 9. Преображенская ц. 1595 г. 10. Стены Успенского мон-ря. XVI в. 11. Свиточная башня. XVI в. 12. Мереженная башня. XVI в. 13. Грановитая башня. XVI в. 14. Стены Иоанновского мон-ря. Кон. XVI в. 15. Глухая (Котельная) башня. XVI в. 16. Святые ворота Иоанновского мон-ря. XVI в. 17. Поварня. XVI в. 18. Церковь свт. Епифания Великого. 1645 г. 19. Церковь прп. Евфимия, еп. Кипрского. 1653 г. 20. Большие больничные палаты. XVIII в. 21. Стены «Нового города». 1653–1682 гг. 22. Большая Мереженная (Белозерская) башня. XVII в. 23. Косая башня. XVII в. 24. Ферапонтовская (Московская) башня. XVII в. 25. Казанская башня. XVII в. 26. Вологодская башня. XVII в. 27. Кузнечная башня. XVII в. 28. Троицкие ворота 29. Тюрьма 30. Архимандричьи кельи. XVII в. 31. Монашеские кельи. XVII в. 32. Священнические кельи. XVII в. 33. Кельи (т. н. Монастырский архив). XVII в. 34. Кельи (т. н. Духовное уч-ще). XVII в. 35. Кельи (т. н. Домик келаря). XVII в. 36. Поваренные кельи. XVII в. 37. Хлебенная башня. XVII в. 38. Поваренная башня. XVII в. 39. Малая больничная палата. 30-е гг. XVIII в. 40. Колокольня. 1961 г. 41. Церковь прп. Кирилла. 80-е гг. XVIII в. 42. Каменные сени над часовней и крестом 43. Церковь Ризоположения из с. Бородавы. 1485 г. 44. Деревянная мельница. XIX в. Согласно Житию, первоначально прп. Кирилл хотел подвизаться в уединении. Но к нему стали приходить ученики, в основном из Симонова мон-ря. В Житии упоминаются 2 брата - Зеведей и Дионисий, а также Нафанаил, ставший келарем. Среди учеников прп. Кирилла были также прп. Мартиниан Белозерский, Христофор, 3-й игумен обители и известный книжник. Перед кончиной основателя в К. Б. м. проживало уже 53 насельника, но после морового поветрия скончались игум. Иннокентий и более 30 монахов. Согласно монастырскому синодику, за XV в. в К. Б. м. умерли не менее 300 чел. С 1397 по 1526 г. в обители умерло ок. 600 монашествующих, с 1526 по 1623 г.- более 1600 ( Никольский. 1897. Т. 1. Вып. 1. С. 47-48). В 1601 г. в К. Б. м. проживало 184 чел., в 1621 г.- 189 чел. (игумен, 13 соборных старцев, 13 священников, 6 диаконов, 20 головщиков и клирошан, 136 служебников-старцев). К монастырю были приписаны и мирские люди, стрельцы - всего ок. 350 чел., которые в основном проживали за стенами обители в специально построенных «дворцах». Кроме того, в больнице и богадельне при К. Б. м. находилось более 100 нищих (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского мон-ря. 1655/1656 г. М., 2002. С. 16-17, 27. Примеч. 44).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Через нек-рое время на поклонение к О. и. в Озерянку пришел из своей обители тяжелобольной наместник Святогорского Успенского мон-ря Севастиан (Юхновский), к-рый получил исцеление. По обету, данному перед О. и., он решил основать здесь мон-рь (согласно документам духовной консистории - указу от 17 окт. 1722 - он построил обитель «по обещанию»). Сведения о времени основания мон-ря противоречивы: в Сказании об О. и. ( Ковалевский. 1897. С. 13) назван 1696 г.- якобы по святогорским актам этого года свящ. Феодор передал недвижимую собственность в Озерянке Святогорскому мон-рю; в «Топографическом описании Харьковского наместничества» (Х., 1788) без ссылок на источники указан 1711 г. Наиболее обоснованной представляется дата, указанная архиеп. Филаретом (Гумилевским),- 1671 г.: согласно архивным сведениям, по святогорским актам 1696 г., озерянские угодья были закреплены за свящ. Феодором, актом от 15 марта 1710 г. генерал-майор Ф. В. Шидловский утвердил основание обители на этом месте и передачу всех угодий (принадлежавших свящ. Феодору) Святогорскому настоятелю архим. Вассиану (Василевскому) и его преемникам ( Филарет (Гумилевский). 2011. Т. 1. С. 24, примеч. 33). По преданию, свящ. Феодор принял постриг в Озерянской пуст., где и окончил свои дни. Наместник Севастиан (Юхновский) построил в мон-ре храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, деревянную колокольню с часами, монастырскую ограду, братские келии. 25 апр. 1721 г. он принял схиму в Куряжском Старохарьковском Преображенском мон-ре и отдал Озерянскую пуст. в ведение архимандрита Куряжской обители. Изображение Озерянской (Азарянской) иконы Божией Матери. Гравюра. 1824 г. (РГБ) Изображение Озерянской (Азарянской) иконы Божией Матери. Гравюра. 1824 г. (РГБ) В XVIII в. пустынь была приписной к харьковскому Покровскому училищному мон-рю. В 1787-1788 гг., после закрытия пустыни, братию перевели в Куряжский мон-рь и туда же перенесли О. и., после закрытия мон-ря в 1788 г. О. и. оказалась в Покровском мон-ре в Харькове. В 1796 г.

http://pravenc.ru/text/2578229.html

является «Сказание о первом жительстве монахов», написанное И. (опубл. в 1904 по списку с пометами иером. Ефрема, настоятеля Саровской обители в 1758-1777). Как предполагал 1-й издатель этой рукописи Н. Н. Орлов, основу «Сказания...», содержащего большое количество дат и имен, составили дневники И. Согласно «Сказанию...», в 1692 г. к И. присоединились его друг мон. Палладий (насельник Введенского мон-ря) и мон. Герасим (постриженик Спасского мон-ря на р. Кезе). Появление мон. Герасима внесло нестроения в жизнь подвижников. После того как по неизвестным причинам сгорела келья И. и Палладия, им пришлось зимовать в землянке. В 1693 г. со Ст. Городища ушел мон. Палладий, за ним - мон. Герасим. До 1700 г. И. подвизался один. «И в та лета не видех бо в себе света, ниже радости, камо ити, или что истинно творити; но, яко кур, во отрепьях хождах и во тьме мрачной бых» (Сказание о первом жительстве. С. 41). Не вынеся борьбы с искушениями, подвижник был вынужден удалиться в Санаксарскую обитель, где ежедневно совершал литургию и причащался Св. Таин, и «помалу нача болезнь умалятися». Через год он вернулся в пустынь и «жих зде во мнозе утешении». В апр. 1694 г. Ст. Городище посетил некий иеродиак. Тимолай из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Он предсказал И., что на месте Ст. Городища будут основаны церковь и мон-рь. В янв. 1695 г. Тимолай прислал И. из Москвы икону св. Иоанна Предтечи, покровителя всех пустынножителей. В 1699 г. на Темниковской дороге И. поставил часовню, в ней - крест c Распятием. В часовне также находилась хоругвь, на одной стороне которой подвижник написал Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - образ Пресв. Богородицы. 30 нояб. 1700 г. на мельнице, расположенной на р. Сатис, у Темниковской дороги, состоялась встреча И. со старообрядцем Иваном Корелиным. В результате беседы И. сумел обратить его в Православие и постриг в монашество с именем Ириней. В 1700 г. по прошению братии И. стал настоятелем арзамасского Введенского мон-ря, а мон.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Почитание И. связано с Успенским монастырем. В описи 1677 г. обитель названа «Каргопольским новодевичьим монастырем Успения Пречистыя Богородицы, пустынею Иоанна Волосатого». В документах нач. XVIII в. обитель может называться «пустынью блаженного Иоанна Волосатого» (Копии царских указов в пуст. Иоанна Волосатого от 27 марта 1713 г. и от 8 марта 1714 г.- ГИМ. Барс. 697. Л. 119-122 об.; ср.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. 409). Близ мон-ря почитался родник, по преданию вырытый святым. Местные жители именовали родник Волосатым. Здесь была поставлена часовня (до 1717), из монастыря к роднику совершался крестный ход. В канун праздника Рождества св. Иоанна Предтечи болящие купались в ручье, истекавшем из родника в Онегу. Празднование Собору Иоанна Предтечи (7 янв.) в Успенском мон-ре почиталось как день тезоименитства И. В 1764 г. Успенский мон-рь был отнесен к 3-му классу. В 1858-1874 гг. при мон-ре действовало Каргопольское жен. уч-ще, в 1904 г. была создана одноклассная церковноприходская школа для девочек. Мон-рь закрыли в 1929 г., здания передали совхозу, позднее - Каргопольскому ИТЛ. Сохранилось неск. монастырских построек: дом игумении, кельи, здание трапезной и конюшня. Успенский собор был окончательно разрушен в 1959 г. Память о «мудром старце Иване Волосатом» сохранялась среди бывш. насельниц Успенского мон-ря, живших в Каргополе до 70-х гг. XX в., а также благодаря им среди местных жителей. В 2001 г. около родника была установлена табличка с надписью: «Святой источник Волосатого». И. упоминается в списке Каргопольских святых в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯИАМЗ. 15544. Л. 352, 1807-1811 гг.). Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в сер. 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Т. 3. С. 373). Арх.: ГА Архангельской обл. Ф. 1352. Оп. 1 (Док-ты из архива Успенского жен. мон-ря в Каргополе, 1833-1910 гг.).

http://pravenc.ru/text/468985.html

Серьезные изменения в жизни епархии произошли в царствование Петра I . В 1697 г. царь запросил сведения о том, сколько архиерейский дом и мон-ри имеют угодий, сколько в них людей и какие тратятся суммы на их содержание. В том же году по указу царя астраханский воевода И. А. Мусин-Пушкин изъял из архиерейской казны 10 тыс. р., взамен архиерейский дом стал получать на содержание по 1996 р. 16 алт. и 4 деньги в год. С 16 астраханских городских церквей впервые была собрана церковная дань, всего же по епархии данью было обложено 25 церквей. Начиная с 1697 г. Астраханским митрополитам было вменено в обязанность отсылать в Москву годовые приходные и расходные книги, с полученных духовенством доходов от продажи рыбы было велено брать пошлины. В 1700 г. астраханский Троицкий мон-рь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение подмосковного Троице-Сергиева мон-ря, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы, ранее принадлежавшие астраханской обители. В 1705 г. правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. В том же году в Астрахани вспыхнул бунт, инициатором к-рого стал архимандрит Вознесенского мон-ря Рувим. Причиной бунта помимо ухудшения экономического положения населения явилась борьба правительства со старообрядчеством , широко распространенным в крае. В 1707-1708 гг. Поволжье было вовлечено в восстание под предводительством К. Булавина. Несмотря на социальную напряженность на Н. Волге, правительство Петра продолжало сокращать расходы на содержание духовенства Астраханской епархии. Спустя 2 года после смерти митр. Сампсона († 1714) в Астрахань был назначен уже не митрополит, но епископ - Иоаким. В 1721 г. был упразднен астраханский Сретенский мон-рь, в 1723 г.- астраханский во имя Иоанна Предтечи мон-рь (восстановлен в 1727), ранее был закрыт Вознесенский мон-рь, загородные Воскресенский и Покровский мон-ри были приписаны к архиерейскому дому, из доходов к-рого должны были получать содержание. В царицынском Троицком мон-ре в 1720 г. жили архимандрит и 3 монаха, в июле 1722 г. царицынский архимандрит был переведен в Астрахань и мон-рь остался без настоятеля. Упадок церковной жизни наблюдался и в др. городах епархии.

http://pravenc.ru/text/76736.html

8 сент. 1752 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского, 23 дек. того же года прибыл к месту служения. При И. в Елецком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре началось строительство каменного здания духовной консистории, а в Троицком Ильинском мон-ре возведено 2 корпуса. В 1754 г. в любечском Антониевом муж. мон-ре была построена и освящена ц. во имя святых Иоакима и Анны, в Успенском соборе Каменского мон-ря сооружен величественный 5-ярусный иконостас, шло строительство теплой трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После пожара, случившегося в июле 1754 г. в Рыхловском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , по благословению И. была составлена и отправлена в Синод подробнейшая опись всех сгоревших и немногих уцелевших построек и имущества обители. В февр. 1755 г. архиерей добился разрешения Синода рыхловскому игум. Герману (Мировицкому) производить сбор милостыни во всех российских городах (Там же. Т. 34. С. 448-449. Прил. 39). Вскоре в этом мон-ре был заложен новый каменный 3-престольный 5-главый Никольский собор, к-рый И. освятил в 1760 г. Одновременно в Рыхловском мон-ре архиерей инициировал ремонт единственной сохранившейся во время пожара ц. во имя вмч. Феодора Стратилата, а также строительство каменной ц. во имя Иоанна Предтечи (1767). В Чернигове епископ в 1754 г. освятил после ремонта древнейший собор Преображения Господня, в 1755 г. восстановил пострадавший от пожара 1750 г. Пятницкий храм одноименного девичьего мон-ря. При И. в епархии было построено неск. храмов, в т. ч. ап. Иоанна Богослова (1752) и Преображения Господня (1757) в г. Нежине, собор Рождества Пресв. Богородицы (1752-1762) в Козельце, храмы святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1755) в с. Лемеши, прор. Илии в Коропе и др. В 1754 г. Медицинская канцелярия предложила И., а также митр. Киевскому Тимофею (Щербацкому) , свт. Белгородскому Иоасафу (Горленко) и еп. Переяславскому Иоанну (Козловичу) направить неск. семинаристов для обучения хирургии и «фармации» в казенных госпиталях и аптеках. В 1755 г. И. избрал и послал в С.-Петербургский адмиралтейский госпиталь 4 студентов Черниговского коллегиума (Там же. С. 58-60). 20 авг. 1755 г. в киевском Софийском соборе И. вместе с митр. Киевским Тимофеем участвовал в хиротонии архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. После того как имп. Елизавета Петровна уволила священника Каргопольского гренадерского полка Иванова от служения, 20 янв. 1759 г. Синод поручил И. избрать в Черниговской епархии достойного кандидата на этот пост. 27 февр. того же года епископ рапортовал о назначении в Каргопольский полк овдовевшего бездетного протопопа Крестовоздвиженского храма Василия Артёмова (Там же. Т. 39. С. 27-28).

http://pravenc.ru/text/673851.html

После городского пожара (июнь 1842) в 1843-1855 гг. К. м. был приписан к казанскому во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рю , в 1855-1900 гг.- к казанскому Преображенскому мон-рю. В 1889 г. близ обители была устроена богадельня для престарелых казанских иеромонахов и священнослужителей. В 1891 г. при К. м. открылась церковноприходская школа с приютом для мальчиков-сирот. По проекту архит. С. Тынкасова для школы выстроили отдельный 2-этажный дом (см.: Отчет по постройке школы при Феодоровском мон-ре г. Казани//Изв. по Каз. епархии. 1895. С. 107-109). Известно, что 12 дек. 1887 г. на Фёдоровском бугре, у стен обители, совершил попытку самоубийства А. Пешков (М. Горький). Юноша собирался выстрелить в грудь из пистолета, но пуля лишь пробила левое плечо. Раненого юношу спас монастырский сторож М. Юнусов. Указом Синода от 23 сент. 1900 г. К. м. был преобразован в жен. общежительный мон-рь и 12 нояб. 1900 г. вновь освящен архиеп. Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым) . Обитель возглавляла игум. Иоанна, с 1906 г.- постриженица казанского Богородицкого мон-ря мон. (Анфия (Бакакина; с 1907 г.- игумения), затем - игум. Ангелина (Алексеева) . К 1910 г. в мон-ре проживали игум. Людмила, 2 монахини, 63 послушницы, священник и псаломщик. Насельницы занимались в основном белошвейным ремеслом, они также работали на епархиальном свечном заводе, расположенном в обители. Сестры поддерживали тесную связь с находящимся неподалеку казанским Богородицким жен. мон-рем, часто переходили из одного мон-ря в другой. Нек-рое время в К. м. служили свящ. В. Д. Богоявленский (архиеп. Черниговский сщмч. Василий), свящ. П. А. Грачёв, репрессированный в 30-х гг. XX в. Постройки и святыни В нач. XVII в. в К. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Вероятно, храм неоднократно горел. В 1700 г. в К. м. был построен каменный Свято-Троицкий собор, представлявший собой небольшой 2-светный кубовидный храм, слегка вытянутый в ширину, с 3-частной апсидой. Четверик был перекрыт глухим сомкнутым сводом с 4-скатной кровлей. Уникальным не только для архитектуры Казани, но и вообще для рус. архитектуры было завершение четверика 3 главами по оси, на небольших глухих барабанах. С сев. стороны к храму примыкал придел во имя вмч. Феодора Стратилата. С запада собор имел небольшую трапезную. По оси придела, слева от трапезной, возвышалась 2-ярусная восьмериковая колокольня с типичным для Казани нарышкинским декором, возведенная, возможно, несколько позже собора.

http://pravenc.ru/text/1319822.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010